Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНЦЕВ'

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / формирование личности / нравственность / морально-этический кодекс / народные средства воспитания / ресурсы образования / этническая культура / традиционные методы воспитания / приобщение к культурным ценностям / народные сказки / былины / эпос / upbringing / personality formation / morality / moral and ethical code / folk means of education / educational resources / ethnic culture / traditional methods of education / introduction to cultural values / folk tales / epics / epos

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатыбалдиев Мусабек Маматович

определяется сущность народной педагогики (этнопедагогики) как ресурса образования, ее роль как образовательной среды национального региона; обращено внимание на значение морально-этического кодекса кыргызов и народных традиций в нравственном воспитании учащихся, базовые компоненты модели этнической культуры, роль семьи и общественных институтов в воспитании учащихся в духе народной педагогики, традиционные методы народной педагогики, имеющие гуманистическую и личностно ориентированную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ELEMENTS OF FOLK PEDAGOGY IN THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION OF КYRGYZSTANIS

the essence of folk pedagogy (ethnopedagogy) as an educational resource, its role as an educational environment of the national region is determined; attention is paid to the importance of the moral and ethical code of the Kyrgyz and folk traditions in the moral education of students, the basic components of the ethnic culture model, the role of the family and public institutions in educating students in the spirit of folk pedagogy, traditional methods of folk pedagogy having a humanistic and personally-oriented orientation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНЦЕВ»

УДК 37

DOI: 10.24412/2308-7196-2021-2-122-126

Сатыбалдиев Мусабек Маматович

старший преподаватель кафедры мировых языков

Ошский государственный педагогический университет им. А. Мырсабекова

г. Ош, Кыргызстан 723504, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Н. Исанова, 73 e-mail: satybaldiyev_m@bk.ru

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

КЫРГЫЗСТАНЦЕВ

Satybaldiev Musabek Mamatovich

Senior lecturer of the Department of World Languages

Osh State Pedagogical University named after A. Myrsabekov

Osh, Kyrgyzstan

723504, Osh, Kyrgyz Republic, N. Isanov str., 73, e-mail: satybaldiyev_m@bk.ru

THE INFLUENCE OF ELEMENTS OF FOLK PEDAGOGY IN THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

OF OTRGYZSTANIS

Аннотация: определяется сущность народной педагогики (этнопедагогики) как ресурса образования, ее роль как образовательной среды национального региона; обращено внимание на значение морально-этического кодекса кыргызов и народных традиций в нравственном воспитании учащихся, базовые компоненты модели этнической культуры, роль семьи и общественных институтов в воспитании учащихся в духе народной педагогики, традиционные методы народной педагогики, имеющие гуманистическую и личностно ориентированную направленность.

Ключевые слова: воспитание, формирование личности, нравственность, морально-этический кодекс, народные средства воспитания, ресурсы образования, этническая культура, традиционные методы воспитания, приобщение к культурным ценностям, народные сказки, былины, эпос.

Abstract: the essence of folk pedagogy (ethnopedagogy) as an educational resource, its role as an educational environment of the national region is determined; attention is paid to the importance of the moral and ethical code of the Kyrgyz and folk traditions in the moral education of students, the basic components of the ethnic culture model, the role of the family and public institutions in educating students in the spirit of folk pedagogy, traditional methods of folk pedagogy having a humanistic and personally-oriented orientation.

© Сатыбалдиев М.М., 2021

Keywords: upbringing, personality formation, morality, moral and ethical code, folk means of education, educational resources, ethnic culture, traditional methods of education, introduction to cultural values, folk tales, epics, epos.

Народная педагогика кыргызского народа исторически сложилась как совокупность педагогических знаний и воспитательного опыта, которые сохранились в устном народном творчестве, героическом эпосе «Манас», своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Все эти явления, рассмотренные в историческом развитии, содержат лучшие нравственные ценности, которые стали идеалами, эталонами подражания для подрастающего поколения. Кыргызская народная педагогика в своем содержании отражает глубинные чаяния о воспитании человека, а вопросы воспитания для кыргызского народа всегда имели первостепенную важность.

С давних времен народный характер стали приобретать праздники урожая, чествование молодых хлопкоробов, габаков и другие подобные события. Всегдашней традицией была помощь нуждающимся. Даже в условиях рыночных отношений сохраняется ашар. Слово «ашар» означает призыв к совместной деятельности. Ашарным методом до сих пор безвозмездно возводят жилые дома, сараи и другие сооружения. Ребенок видит, какое значение придается процессу труда и его достойным участникам.

Испокон веков призывали к человечности кыргызские пословицы и поговорки. С малых лет они учили детей уважать старших, проявлять к ним почтение, призывали к трудолюбию: «Будешь действовать - и тебя посетит удача», «Под лежачий камень вода не течет», «Старания много, а успеха нет; хлопот много - толку мало», «Нечестно добытая пища впрок не идет». В этих и других пословицах и поговорках кыргызы возвышали честность, правдивость и труд [3, с. 40].

Самыми верными путеводителями в развитии и формировании человеческого облика детей являются кыргызские народные сказки. Сказки учат быть честными, справедливыми, трудолюбивыми, храбрыми и решительными. Они разоблачают ложь, лицемерие, фальшь, трусость, возвышают патриотизм, любовь к Отечеству. «Лиса и муравей», «Мудрая девушка», «Находчивость молодухи», «Ненасытный обжора умирает с голоду», «О твердых орехах и мягком изюме», «О царе Сулаймане, царевне Айнек и кукушке», «Ответы Апенди», «Семеро сыновей», «Трусливый батыр», «Чокчолой-Батыр» и другие народные сказки воспитывают детей в духе подлинной нравственности, возвеличивают ум человека, призывают к терпимости [3, с. 18].

Источниками развития духовности является кыргызский героический эпос. Он порицает всякие проявления безнравственности, всемерно возвышает дружбу, патриотизм, человеколюбие и другие черты гуманизма. Призывая молодое поколение к высокой нравственности, кыргызские эпические сказания учат детей делать людям добро, оказывать помощь нуждающимся, жить в тесном единении с природой. Главный герой эпической поэмы «Кожожаш»

был неутомимым охотником. Он начал истреблять оленя, несмотря на то что пожилая олениха попросила остановить беспредельное отношение к животным. Кожожаш был наказан. Кыргызы-кочевники хорошо знали законы природы. Причем здесь идет речь не только об экологическом, но и о нравственном воспитании: человек должен нести ответственность за совершенные деяния [3, с. 30]. Не зря говорят в народе: «Что посеешь, то и пожнешь». В других сказаниях кыргызы призывают бережно относиться к природе, проявлять заботу о животных, не убивать муравьев.

Народная педагогика тесно связана с педагогикой семейной. Особое внимание кыргызы уделяют воспитанию девочек. Девочка - это символ нравственности, чистоты, верности и нежности. «Запрет девушке из сорока домов», - гласит кыргызская пословица. Девочка - это прежде всего будущая мать. Мать - священное понятие. Со словом «мать» связано самое прекрасное, что есть на земле. Это кладезь духовности, нравственности, источник подлинных сил. Большие требования предъявляются к отцу. Быть отцом почетно. В семье кочевников мальчиков воспитывали в основном отцы: учили скакать на лошади, брали с собой на охоту, приобщали к работе в поле. Детей воспитывали решительными, волевыми, стойкими, храбрыми. Кыргыза всегда без специальной подготовки можно было отправлять на войну, охранять Родину, что подтвердилось в годы Великой Отечественной войны. Например, Чолпонбай Тулебердиев, находясь на Воронежском фронте, совершил подвиг, известный в советской историографии как подвиг Александра Матросова. Таких примеров можно привести множество.

Особое место в народной педагогике занимает родное слово. Об этом прекрасно писал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, о чем, к счастью, не забывают и педагоги современности [1, с. 37]. Благодаря родному слову ребенок формируется как личность. С малых лет через язык он познает истинные нравственные ценности, начинает отличать их от дурных явлений и вещей. Он начинает активно употреблять такие слова, как «мама», «папа», «люблю», «здравствуйте», «спасибо», «труд», «книга» учитель», «Родина»... При помощи добрых слов ребенок закладывает тропинку в мир взрослых. Через родное слово ребенок впитывает асе ароматы духовной культуры народа, которые накопились в длительном историческом пути развития человечества. Родное слово, учили детей кыргызы, всегда должно быть правдивым. Видные кыргызские мастера слова Токтогул, Тоголок Молдо, Калыгул, Женижок и другие в своих произведениях широко употребляли нравоучения, назидательные песни. В них они утверждали истинные нравственные ценности, призывали к человеколюбию и возвышали человечность, показывали молодым людям высочайшие примеры для подражания, ставили перед юношами и девушками новые духовные задачи. Они критиковали ленивых людей, советовали тратить жизнь на доброту. Оптимистичное утверждение «Добро побеждает зло» является в Кыргызстане народной пословицей [5, с. 54]. Кыргызы хорошо знали, что в этом мире только доброта спасет мир и рекомендовали очищать душу, мысли от всякой грязи.

В арсенале народной педагогики не последнее место занимала и занимает игрушка, в первую очередь кукла. Заинтересовать детей проще всего через основную деятельность дошкольного периода - игровую. Кукла является неотъемлемым элементом игры всех детей. А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения народных традиций, обрядов, костюма, и через игру с ней ребенок осознает свою национальную принадлежность. Кукла не рождается сама: ее создает человек, и она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа [4, с. 34].

Среди всех жизненных проблем вопросы воспитания были и будут вопросами номер один, имеющими архиважное значение для развития общества. Большой научно-педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приемами и методами пользуется в процессе трудовой жизни народ [6, с. 74]. Однако до сих пор к народным знаниям о воспитании подходят лишь как к эмпирическим знаниям. Такая недооценка народного знания о воспитании приведет к нехорошим последствиям на практике в формировании человеческой личности.

Время требует от нас нового импульса в овладении народной педагогикой, создания педагогических условий для решения важных социальных задач. Кыргызы испокон веков знали, что человека облагораживает только труд. Только трудовое воспитание спасет ребенка от разных вредных привычек, только человек труда может стать счастливым. Благодаря труду человек открывает новые страницы истории. Сегодня, когда бурно развивается научно-технический прогресс, обещая в перспективе освобождение человека от тяжелого физического труда, у молодежи не должно быть иллюзий в отношении освобождения от труда вообще. Перед педагогикой остро стоит задача воспитания молодого поколения в духе верности трудовым народным традициям, в духе подлинного трудового воспитания. Кыргызские народные пословицы, поговорки, сказки, легенды - все устное народное творчество издавна выражало веру народа в то, что только труд создаст настоящего человека. Только благодаря труду человек развивает в себе личность, воспитанную в духе нравственности.

На первый план в воспитании выходят вопросы нравственности. Народная пословица гласит: «Ребенок дорог, но его нравы еще дороже». Эти вопросы имеют даже эстетический аспект: кыргызы предлагали тратить жизнь только на прекрасное. В первую очередь они рекомендовали уважать человека, кем бы он ни был. До сих пор, продолжая лучшие народные традиции, в Кыргызстане угощают даже незнакомого человека. Кыргызы знали о том, что воспитание всегда носило архиважное значение для развития общества. Видные кыргызские ученые, такие как А. Алимбеков («Этнопедагогика кыргызов»), И. Бекбоев («Что такое этнопедагогика?»), А.Т. Калдыбаев («Педагогические идеи в народных произведениях народных педагогов»), в своих трудах дали глубокую оценку народной педагогике, своими средствами развивающей в человеке трудолюбие, справедливость, верность в дружбе, готовность к служению Отечеству, человеколюбие и другие моральные ценности.

Из уст в уста передавались педагогические идеи эпоса «Манас». Однако при всех достижениях «манасоведения» [7] педагогические идеи в эпосе до 1970-х гг. специально не рассматривались. В дальнейшем и на материале эпоса было показано, что изучение педагогических идей кыргызского народа даст положительные результаты в воспитательном процессе молодого поколения, откроет новые возможности и перспективы в формировании нравственного облика личности.

Народная педагогика отражает мысли, ожидания и устремления народа, а также его образ жизни и самосознание. Ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г.Н. Волков говорит, что педагогическая культура человечества возникла как практика, как искусство воспитания - она древнее педагогической науки [2, с. 35]. В народной педагогике существуют особые приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности - таких качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему. «С древних времен, - пишет Г.В. Лунина, - оптимизм рассматривали как плодотворную основу поведения человека. Философы прошлого подчеркивали, что жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой» [5, с. 30].

Итак, народная педагогика - это совокупность семейно-общественных традиций, основой которых является культ дитяти, добра молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия. Проблемное поле народной культуры позволяет проектировать содержание художественного образования в единстве инвариантной и вариативной частей. Представленная в статье педагогическая система воспитания средствами народной педагогики направлена на приобщение детей к традиционным нравственным и культурным ценностям кыргызского народа.

Список литературы

1. Абрамова Л.А. Теоретико-методологические вопросы нравственного воспитания // Вестник Чувашского университета. 2003. № 1. С. 207-253.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974. 375 с.

3. Киргизские народные сказки / пер. с кирг., сост. и обраб. Д. Брудного и К. Эшмамбетова; предисл., авт. примеч. Д. Брудного. 2-е изд., доп. Фрунзе : Кыргызстан, 1981. 324 с.

4. Лебедева Н.Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. М. : Элиста, 2003. 142 с.

5. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры : учебно-методическое пособие. М. : ЦГЛ, 2004. 125 с.

6. Маликов Р.Ш., Маликов Г.Р. Справедливость в тюркском средневековом представлении. Казань : Отечество. 2014. 122 с.

7. Кыргыз адабияты : Х класс YЧYн окуу китеби / К. Асаналиев, С. Байгазиев, С. Жигитов, К. Иманалиев. Бишкек : Кыргызстан, 2000. 360 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.