РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Ti П
УДК 37
DOI: 10.24412/2308-7196-2021-2-127-130
Осекова Токтокан Качыбековна
преподаватель педагогического колледжа
Ошский государственный педагогический университет им. А. Мырсабекова,
г. Ош, Кыргызстан
723504 Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Н. Исанова, 73, e-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ - ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ КОЧЕВОГО НАРОДА
Toktokan K. Osekova
teacher of the Pedagogical College
Osh State Pedagogical University named after A. Myrsabekov,
Osh, Kyrgyzstan
723504 Osh, Kyrgyz Republic, N. Isanov str., 73, e-mail: [email protected] NATIONAL GAMES - SCHOOL OF EDUCATION OF NOMADIC PEOPLE
Аннотация. Рассматриваются виды национальных игр кочевников, особо подчеркивается роль народных игр в патриотическом воспитании молодежи.
Ключевые слова: игра, культура, кочевники, народное воспитание, конные игры, ловкость, находчивость, отвага, бдительность, гражданин.
Abstract. The types of national nomad games are considered, the role of folk games in the patriotic education of young people is emphasized.
Keywords: game, culture, nomads, folk education, equestrian games, dexterity, resourcefulness, courage, vigilance, citizen.
На протяжении своей истории кыргызский народ прошел сложный путь, защищая свои землю, скот и даже соседей от многочисленных врагов и стихийных бедствий. При этом он сохранил свои обычаи, традиции и культуру, которые создавал веками [1, с. 54]. Чудесные мелодии, разнообразные народные промыслы, пословицы, сказки, великие былины и даже народные танцы были почитаемы и переданы до наших дней силой разума.
Шагом, направленным на сохранение и распространение наследия наших предков в то время, когда возникла угроза утраты уникальных культур, обычаев и традиций, наряду с достижениями науки и техники в условиях глобализации, стала организация Игр кочевников. Если в первых Играх кочевников в 2014 г. приняли участие представители 19 стран, то на Всемирные игры кочевников
© Осекова Т.К., 2021
Pl ВЕСТНИК iü 1ПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
4 сентября 2016 г. съехались представители 62 стран мира. Такие мероприятия способствовали взаимопониманию и сотрудничеству между всеми кочевыми народами мира. Игры кочевников стали глобальным событием с широким кругом интересов, в котором принимают участие спортсмены со всего мира [4, с. 123]. Проводя Игры кочевников, мы отдаем дань уважения пути наших предков. Мы храним дух кочевников в наших сердцах, передаем его будущим поколениям, продолжаем связь поколений, гордимся своим прошлым и надеемся на будущее.
Несмотря на то что кыргызы вели кочевой образ жизни и не владели грамотностью, они сделали память о своем образе жизни незабываемой и сохранили ее в подарок будущим поколениям [3, с. 112]. Источник культуры - верховая езда на лошади, которая воспринимается как крыло человека: развивая способность передвигаться на ней, свободно играя верхом на лошади, воин изобрел ряд подвижных игр в зависимости от характера и национальных особенностей народа. Народные игры отражают чаяния, надежды, радости, сожаления, мужество людей, борьбу за справедливость и неравенство, а также стремление к свободе и равенству [6, с. 154]. Они стали неотъемлемой частью народной культуры и богатства, верой в его будущее и неотъемлемой частью народного образования. Гражданский долг родителей - научить детей народным играм, объяснить им условия игры, поэтому каждый родитель обязан учитывать это, давая своим детям достойное воспитание. Народные игры важны не только для развлечения, культурного отдыха, физической подготовки, но и для формирования духовного мира детей, они являются важным средством патриотического воспитания, сближения и взаимосвязи национальных культур.
Игра - это форма человеческой деятельности. Играя, ребенок быстро познает окружающую среду. Это также играет важную роль в закреплении знаний учащихся в школе и повышении их интереса к науке и работе: то, что трудно усвоить в процессе обучения, можно легко усвоить во время игры. Играя, дети учатся практиковаться, улучшать свое здоровье и взаимодействовать. Народные игры - одно из сложных, доступных, дающих положительные эмоции средств обучения: от игры человек получает моральное и эстетическое удовольствие.
По мнению исследователей, самые сильные и подвижные игры кыргызского народа - это те, которые проверяют его силу и ловкость. По характеру народные игры можно разделить на следующие группы:
- подвижные игры: игра на качелях, ак челмек, шакек салмай, жоолук таштамай, прятки, оромпой, дYмпYлдек, перетягивание каната, борьба, чуке атмай, ордо, ак терек-кек терек, эшек секиртмей, элден-элден эл чабар и др.;
- интеллектуальные игры: тогуз коргоол, алты коргоол, чатыра таш, чатыраш-киште, нартее, катар, уюм тууду, беру таш, топ таш и др.;
- конные игры: ат секиртмей, кек беру, ат жарыш, кунан чабыш, улак тартыш, эр эциш, эр сайыш, жамбы атыш, кыз куумай, тыйын эцмей, жорго салыш и др.
РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Т[ П
Эти виды народных игр, во-первых, прославляют высокую культуру нашего народа, а во-вторых, имеют большое влияние на воспитание детей. В эпосе «Манас» можно найти всевозможные народные игры. Например, ордо: «Ажыбай, Кыргыл чалдары, / Ордого башчы коюшкан...» Кыргызы издавна играли в ордо племенем или деревней [7, с. 78-79].
Место, где разыгрывается ордо, заранее подметено, окружение начищено. Там, где играют в ордо не кричат, не плюются, не высказывают непристойных мыслей, уважают старших и младших. Каждый, кто играет в ордо, старается проявить порядочность. С помощью игры ордо мы воспитываем молодых людей сильными, волевыми, подвижными и героическими. Было бы правильно называть ордо «школой под небом» кыргызского народа для тех, кто имеет глубокое понимание. таких аспектов образования [5, с. 143].
На свадьбах, других праздниках и вечеринках играют в перетягивание каната. Эта игра учит детей быть здоровыми и способными противостоять чему угодно. Играя в шакек жашырмай, мы повышаем чувствительность, способности, изобретательность, открытость, жизнерадостность детей, а также улучшаем их поведение в обществе. Группа мальчиков и девочек играет на качелях. Качели учат силе, равновесию, решимости и дисциплине [2, с. 8991]. Прятки - игра для всех. Кыргызской особенностью является, возможно то, что играющие делятся на две группы и одна группа ищет входящих в другую. С помощью этой игры мы учим детей быть чуткими, внимательными и умными.
Древняя, любимая игра кыргызского народа - борьба. Она организуется во время всех религиозных, экономических и социальных праздников. Кыргызская борьба - это борьба, полностью отвечающая бытовым условиям народа; несмотря на многогранность, ее методы основаны на гуманном отношении к участникам [8, с. 142-143]. В борьбе побеждает не только сильнейший, но и ловкий, находчивый и знающий. А тогуз коргоол - это игра разума. Эта игра дает представление о самообладании и самопожертвовании на благо команды, потому что только слаженная команда может добиться успеха в процессе обучения и воспитания. Игра позволяет ребенку гармонично развиваться по всем параметрам, совершенствует творческие способности, развивает мышление и память [9, с. 25].
Национальные конные игры готовят молодых людей быть сильными, подвижными и терпеливыми. Также это школа подготовки молодежи к жизни, практической работе и военно-гражданскому образованию. Широко используется сегодня на праздниках и при застольях улак тартыш (кек бeрY). Благодаря этой игре люди из региона знакомятся, сближаются и продвигают национальную культуру нашего народа, развивают качества силы, ловкости, скорости и отваги, а также побуждают молодых людей быть смелыми и патриотичными. Эр эниш - национальная игра, широко распространенная среди кыргызского народа и не утратившая своего значения. В эр эниш играют мужчины одного возраста, которые по правилам игры верхом хватают и валят соперника на землю. Благодаря этой игре человек становится сильнее, быстрее и здоровее.
вестник пггпу
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
В конных играх приняли участие не только юноши, но и девушки. Согласно правилам игры кыз куумай девушка первой выбирает лошадь, и только потом это делает парень. Поэтому и девочки, и мальчики показывают, что кыргызстанцы -люди смелые, терпеливые и подвижные [6, с. 154]. Сегодня такие национальные игры, как эр оодарыш, улак тартыш и другие, преподают в школах.
Однако в настоящее время мальчики и девочки меньше интересуются этим видом спорта. Это связано с тем, что им не уделяют большого внимания, их не поддерживают, национальные конные игры и соревнования нерегулярны, в деревнях, районах и даже на ипподромах нет специальных тренировок. В результате кыргызские юноши и девушки, воспитанные в сельских школах, катающиеся в горах на лошадях, не интересуются местоположением ипподрома, когда приезжают в город на учебу. Не только молодые женщины, но и многие кыргызские мужчины не умеют играть в эти игры, о чем свидетельствует то, что в играх на свадьбах и торжествах зачастую принимают участие лишь пожилые люди, а молодые ~ остаются лишь зрителями и болельщиками.
Поэтому немаловажной задачей является организация в школах спортивных секций по кыргызским национальным конным играм, связанным с конным спортом. В этом случае мы можем заинтересовать детей и научить их быстро ездить верхом, популяризируя национальные игры. Элементы игры нужно чаще использовать на уроках, объясняя сложные темы в интересной игровой форме. Урок станет более интересным и разнообразным. Через игру мы не только направляем детские души в будущее, но и преодолеваем препятствия на их пути, добиваемся целей, завоевываем доверие друзей, создаем хорошие обычаи. [5, с. 150].
Через национальные игры можно искать и воспитывать талантливых спортсменов, которые смогут проявить себя в дальнейшем и в других видах спорта. Увеличится количество людей, поднимающих флаг нашей страны на таких мероприятиях, как Игры кочевников, что имеет большое значение для международного сотрудничества. Мы должны понимать, что одна из главных задач кыргызского народа сегодня - воспитать хорошо развитых, волевых, самоотверженных, подвижных, терпеливых и честных детей. Национальные игры являются большим вкладом как в физическую подготовку молодежи, так и всестороннее воспитание их на региональных традициях.
Список литературы
1. Алимбеков А. Кыргыз этнопедагогикасы. Бишкек, 1996. 124 с.
2. Анаркулов Х.Н. Кыргыз эл оюндары. Фрунзе, 1981. 290 с.
3. Апыш Б. Тарбия жараяныю. Бишкек, 2008. 312 с.
4. Кыргыз туусу. 2016. 6 сент. № 70.
5. Максутов Т., Байымбетов М. «Манас» эпосу элдик тарбиянын кенчи. Бишкек, 1999. 250 с.
6. Максутов Т., Мырсабеков А. Улуттук педагогиканын негиздери. Ош, 1996. 254 с.
7. Саралаев М. Кыргыздын улуттук спортунун тYрлeрY. Ош, 1993. 268 с.
8. Сейдалиев К. Элдик педагогиканын булактары. Ош, 1998. 268 с.
9. Токторбаев С. Манас ата акыл оюндары. Ош, 1998. 175 с.