Научная статья на тему 'Аналитический обзор этнических игр кочевых кыргызов по материалам русскоязычных литературных источников'

Аналитический обзор этнических игр кочевых кыргызов по материалам русскоязычных литературных источников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2401
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ СОСТЯЗАНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ИГРЫ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арык Дениз

В статье дается аналитический обзор этнических игр кыргызского народа, которые рассматриваются в тесной связи с историческими событиями, скотоводческой деятельностью и воспитанием молодежи. Особо подчеркиваются: эмоциональность, простота в их организации, развитые физических, интеллектуальных, нравственных качеств детей и молодежи. В ней дана определенная классификация этнических игр кыргызского народа. Подчеркивается их многочисленность и возможность отбора и использования с конкретной целью. В статье Дениз Арык показано использование этнических игр кыргызов в современных условиях школы, ДЮСШ и в досуге учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арык Дениз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор этнических игр кочевых кыргызов по материалам русскоязычных литературных источников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

использовать богатое наследие кыргызского народа - подвижные игры. Список использованной литературы:

1. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. -Бишкек,2003-284с.

2. Арык Д. Влияние специально подобранных кыргызских подвижных игр на развитие физической подготовленности учащейся молодежи. (текст).Д.Арык // Теория и методика физической культуры . Алматы.2012№3.с.52-57.

3. Выносливость-показатель крепкого здоровья. "Спорт за рубежом", август, №16.1984г. с.4-5.

4. Наралиев А.М. Использование на уроках физкультуры подвижных и спортивных игр.В книге: "Совершенствование физического воспитания в школе". (На кыргызском языке) .-Фрунзе:"Мектеп". 1988. с.74-109.

5. Подвижные игры.В'кн.: "Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту". Т.2.-Москва: "Физкультура и спорта". 1962. c.387.

© Арык Дениз, 2016

УДК: 372.879.6

Арык Дениз

Аспирант физического воспитания Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта,

г.Бишкек, Кыргызская Республика

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭТНИЧЕСКИХ ИГР КОЧЕВЫХ КЫРГЫЗОВ ПО МАТЕРИАЛАМ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аннотация

В статье дается аналитический обзор этнических игр кыргызского народа, которые рассматриваются в тесной связи с историческими событиями, скотоводческой деятельностью и воспитанием молодежи. Особо подчеркиваются: эмоциональность, простота в их организации, развитые физических, интеллектуальных, нравственных качеств детей и молодежи. В ней дана определенная классификация этнических игр кыргызского народа. Подчеркивается их многочисленность и возможность отбора и использования с конкретной целью. В статье Дениз Арык показано использование этнических игр кыргызов в современных условиях школы, ДЮСШ и в досуге учащейся молодежи.

Подвижные игры, традиционные состязания, этнические игры, ролевые игры.

«Игра есть добровольное поведение или занятие, которое происходит внутри некоторых установленных границ, места и времени согласно добровольно взятым на себя, но безусловно обусловленным правилам с целью, заключающейся в нем самом; сопровождаемое чувствами напряжения и радости, а так же ощущением «инобытия» в сравнение с «обыденной жизнью». [7,с.10 ].

Этнические игры - это многообразие различных игр имевших место в жизни какого-либо этноса.

Возникнув в глубокой древности, народные подвижные игры отбирались самые интересные и очень полезные, развивались в течение всей истории кыргызов и лучшие из них сохранились до наших дней. Подвижные игры широко используются в процессе решения различных социальных и педагогических задач. Они являлись предметом исследования целого ряда ученых Кыргызстана. Доктор педагогических наук, профессор Х.Ф. Анаркулов дал научную классификацию кыргызских подвижных игр, описал до 298 игр, отразил их содержание, правила, особенности функционирования, влияние на развитие навыков и умений, дал

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

рекомендации по их использованию в процессе учебных занятий в школе и во время досуга детей. [2,c.19-66 ]

Надо подчеркнуть, что после принятия Жогорку Кенешем Закона Кыргызской Республики «О национальных видах спорта» (2003г.) произошли определенные изменения в развитии национальных видов спорта и народных подвижных игр. На основе именно этого закона в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта были созданы факультет национальной физической культуры и кафедры «Национальных видов борьбы» и «Национальных спортивных и подвижных игр.

Большинство этнических игр тесно связаны с физической подготовкой детей и молодежи. Например, «жоолук таштамай» (бросить за спиной сидящего игрока платок, обозначив догоняющего игрока), «оромпой тебуу» (прыгая на одной ножке вытолкнуть соперника из круга), «чикит чапмай»(игра похожая на русскую игру в чижа), «ак терек, кок терек» (разбивание, разрывание цепей) и другие. Эти игры развивают такие физические качества как ловкость, быстрота и выносливость через бег, прыжки метание и другие естественные движения.

Среди средств физического воспитания кыргызов было множество игр, которые готовили детей и молодежь к сельскохозяйственному труду - труду скотоводства. Среди таких игр можем назвать следующие: «кара коюм дюмпулдек» - овцы и волки; «теке чабыш» - погонять козла; «бука тартыш» - состязание двух быков; «муюз - муюз» - назови рогатый скот и другие. У кыргызов имеются определенное количество игр, развивающих интеллектуальные способности детей среди них такие, как: «тогуз коргоол» - девять шариков (развивает математические способности); «чатыраш» - (наподобие шахмат), «бору таш» - волчий камень (наподобие шашек), «киште» - игра на особой доске, с использованием разноцветных камешков. Дети так же играли в такие игры, которые мы называем «ролевые игры». Они развивают мышление и речь, юыстроту реакции и находчивость. К таким играм относятся: «Каным, дат!» - дословно - «Мой хан, имею жалобу!»; «токту сурамай» - просить овцу; «жезкемпир - бапалак» - встреча с мохнатой, медной бабой ягой. Целый ряд кыргызских подвижных игр и физических упражнений развивают у подростков и молодых парней силу и гибкость. Среди таких игр встречаем следующие: «ат калля» - бросок, лежа на спине булыжник, от живота за голову, кто дальше; «камчы саптан айлануу» - уперевшись рукояткой плетки совершить вращение, касаясь только рукоятки плетки и ногами о землю; «калмак алышмай» - выполнение элементов мужской парной акробатики. Многие виды игр и состязания кыргызов восстановлены из эпосов, дастанов, санжыра, исторических, методических и научных трудов Анаркулова Х.Ф., Солтоноева Б., Саралаева М.К., Омурзакова Д.О. Бектенова З., Саипбаева С.М., Симакова Г.Н. и других исследователей национальной физической культуры.

«Общим для всех народов, живущих в определенном регионе, является влияние природных, климато-географических, производственных и других особенностей, в том числе и этнических ». [ 6,c.6 ]

Среди подвижных, настольных и ролевых игр кыргызов имеются еще множество других, которые используются в современной школе на уроках физической культуры и во внеучебных занятиях по физкультуре.

Об этнических играх кочевых кыргызов имеются множество литературных источников. Кыргызские народные подвижные игры являются простыми, многообразными, не требуют особенного инвентаря и оборудования, легко организуются. Спортивный журналист Кабыл Макешов в энциклопедическом словаре так характеризует кыргызские подвижные игры: «Тренированность детей через народные подвижные игры осуществляется посредством умелого руководства со стороны учителя. Это также является результатом правильного планирования подвижных игр со стороны учителя. Влияют содержание игр, их естественные движения и большая эмоциональность. На детей влияют также четкое выполнение правил игр, оказание помощи участникам своей команды, уважения к соперникам. Игры также развивают быстроту мышления, коллективизм, целеустремленность, честность и другие положительные качество детей и подростков. Игры развивают самостоятельность и активность детей, их творчество, тактическую сообразительность.

Еще одной особенностью народных подвижных игр кыргызов является то, что в них участвуют люди всех возрастов - от детей до пожилых, убеленных сединой людей. Когда проводятся подвижные игры, царит веселье и смех, они очень эмоциональны и влияют на настроение играющих. В содержании некоторых подвижных игр имеются элементы спортивного состязания, ряд из них можно использовать как

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

подготовительные упражнения для спортивных состязаний». [4,c.108 ].

Особенностью этнических игр являются так же следующие моменты, что всегда можно выбрать из игр такие, которые пригодны для детей соответствующего возраста. По рекомендации ученного Х.Ф. Анаркулова и практика - учителя физкультуры Ч.А. Акматова для детей 1-4 классов подходят такие игры, как «Ачакей - жумакей», «Аксак кемпир бапалак», «Мышык - чычкан»; для детей 5-7 классов «Чикит чапмай», «Уч тапан», «Ак терек - кок терек»; для старшеклассников (8-11 классы) такие игры, как «Ак чолмок», «Качмай топ», «Уйчу». [1,c.89-90 ].

Одной из особенностей подвижных игр кыргызского народа является не сложность их организации и поведения. Надо особо подчеркнуть, что в содержании и особенностях кыргызских народных подвижных игр имеются черты современного спорта. Именно поэтому некоторые из них прибрели характер спортивных состязаний - «Ордо», «Ак чолмок». Значительная часть этих игр вполне может быть использована в качестве подготовительных упражнений для легкоатлетических, гимнастических и игровых видов спорта и некоторых видов единоборств (тяжелая атлетика, бокс, борьба)

По мнению ряда авторов все разнообразие игровой деятельности этнических игр можно разделить на следующие типы:

-развивающие органы чувств, физические и физиологические системы организма;

-развивающие индивидуальное сознание в виде логического и интуитивного мышления, а так же памяти;

-этнические игры, развивающие социальное поведение детей. [7, с.52].

Ниже приводим описание некоторых из них.

Уйчу (пастух). Игра проводится на ровной и чистой площадке. У каждого игрока в руках должна быть палка длиной в 110 см. в игре используется волосяной (шерстяной) мячик. Участвуют от 10 до 17 - летние подросткт (6-12 человек). Для игры чертится круг диаметром 5 м. посередине выкапывают кружочек, в который стремится загнать теленка (мячик) пастух, гоняя его своей палкой. По окружности каждый игрок выкапывает ямочку, в которую втыкает конец своей палки и ожидает, когда пастух пригонит теленка. Игроки стараются не пустить теленка в центральную ямочку и отбывают его подальше. Во время игры, если пастуху удается заставить отойти игроков от своих ямочек, то он может занять одну ямочку. Кто окажется без места - становится пастухом. В этой игре побеждает игрок, который не был пастухом и не ошибался во время игры.

Оромпой тебуу («петушиный бой» прыгая на одной ноге). Это одна из древних игр кыргызов. Она проводится на ровной площадке. Чертится круг диаметром 10-12 м. играют подростки и юноши, составляя две команды. По жеребьевке одна команда находится в кругу, другая за кругом. Те, которые за кругом, по команде забегают в круг и также, прыгая на одной ножке, стараются вытолкнуть игроков, которые там находятся. Начинается противоборство. Проигрывает та команда, игроки которой были вытеснены из круга в большем количестве. Во время игры не разрешается хватать за одежду и за шею, наносить удары кулаком и пинком. Можно лишь, толкая корпусом и руками, вытесняя соперников.

Ак чолмок (белая кость). В эту игру играют две команды со смешанным составом игроков, то есть в командах равное количество парней и девушек. В команде по 9-12 человек. В игре используют трубчатую кость, обработанную, чтобы не было острых мест. В современных условиях в школе используют эстафетную палочку и играют днем. Поле для игры должно быть ровным и желательно травянистым.

Две команды, например, «Беркуты» и «Барсы» выстраиваются в шеренги спиной к полю. Водящий бросает изо всех сил эстафетную палочку в поле. Игроки не должны оборачиваться до тех пор пока не услышат звук упавшего «чолмока». После этого звука все игроки бегут туда, куда упала кость. Первый, кто находит эту кость, кричит название своей команды и бежит в сторону кона. Например, «Беркут». Но соперники не дремлют. Они стараются догнать этого игрока, встречают его и отбирают у него «чолмок». Он же вырывается изо всех сил или передает кость своим. Завязывается борьба, происходит настоящая свалка, похожая на игру регби или американский футбол. Если же игрок какой-либо команды доставит «чолмок» в кон и отдаст его водящему, то этой команде зачитывается очко. Выигрывает та команда, которая за время игры заработала наибольшее количество очков. [3, c.53-55].

Урмай топ (внезапный охотник). Этническая игра кочевых кыргызов. В древние времена в игре

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

использовали войлочный мяч по размеру теннисного. Игра проводится на ровной земле. В игре участвуют подростки 12-15 лет, 6-7 детей. В линию по количеству участников копают ямочки лунки, размером в полмяча. Каждый игрок занимает свою ямочку. Две крайние по очереди катят мячик по ямочкам, чтобы мячик попал в какую-нибудь из них. Если это случается, то хояин этого «домика» становиться внезапным охотником, а все остальные «дичью». Хозяин лунки(домика) быстро берет мячик и старается попасть в убегающих. Если он попадет, то проигрывает пострадавший, в кого попал «охотник». А если не попал, то «охотник» проиграл и в его лунку кладут маленький камушек. В конце игры выигрывает тот игрок, в лунке которого меньше всех камушков. А то игрок, в лунке которого больше камушков считается проигравшим и должен «маиться» , то есть выполнить те условия, о котором договорились игроки. [5, c.213]. Выводы:

-Исходя из данных литературных источников и обобщения опыта практики использования кыргызских подвижных игр, мы пришли к заключению, что этнические игры необхадимо изучить и использовать в современной практике физическог воспитания.

-Кыргызские народные подвижные игры имеют тесную связь с традициями, обычаями, видами трудовой деятельности, содержат в себе естественные движения (бег, прыжки, метание, ловля др.), проходят очень эмоционально, имеют важное значение для развития физической подготовленности молодежи.

-Благодаря многообразию кыргызских народных игр и большому их количеству (более 500) почти всегда можно отобрать игры, нужные для развития тех или иных физических качеств и физической подготовленности занимающихся.

Список использованной литературы:

1. Акматов Ч. Кыргызские народные подвижные игры и их использование на уроках физической культуры. //Материалы конференции «Проблемы национальной физической культуры». - Бишкек, 2005. С.88-92

2. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. -Бишкек. 2003. с.284

3. Дениз Арык. Влияние специально подобранных кыргызских подвижных игр на развитие физической подготовленности учащейся молодежи. // «Теория и методика физической культуры». №3 2013. Алматы. с.52-56

4. Наралиев А.М. Подвижные игры.В книге: "Физкультура и спорт". Энциклопедия (на кыргызском языке).-Бишкек: Центр госязыка и энциклопедии. 2002.С.236.

5. Саралаев М.К., Омурзаков Д.О., Калыбаев Т.Ж., Кыргызские подвижные игры //В книге: «Игры народов СССР».-М:-ФиС,1985.-с.210-217.

6. Элашвили В.И. Введение к книге История народов СССР . Москва: Физкультура и спорт . 1985. c.269.

7. Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов вузов А.Х. Карасаева и др. - Бишкек: ИП «Лапицкий». 2013. с.316

© Арык Дениз, 2016

УДК 796.011

Бакаев Владислав Владимирович

к.п.н., доцент ИФКСТ, СПб ПУ Петра Великого E-mail: bakaev_vv@spbstu.ru Бочковская Виктория Леонидовна к.п.н., СПб РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, РФ

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЫМ

ОБРАЗОМ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Рассматривается педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.