Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 187-192.
УДК 904:796.01/09
DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(1).187-192
С. С. Азизбаев
ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ НАРОДНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ
(НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРЫ КИРГИЗОВ)
На основании фольклорных, литературных, этнографических и исторических источников производится изучение и обобщение фактического материала о развитии основных игр и состязаний кочевых народов, в частности киргизов, характерных для их традиционного уклада.
Ключевые слова: традиционные игры; спортивные состязания; кочевые народы; киргизы.
S. S. Azizbaev
TRADITIONAL KINDS OF FOLK GAMES AND HEROIC COMPETITIONS OF NOMAD PEOPLES, MAINLY OF KYRGYZ PEOPLE
The article is based on folklore, literary, ethnographic and historical sources to study and generalize factual material about the development of the main games and competitions of nomadic peoples, in particular the Kyrgyz, characteristic of their traditional way of life.
Keywords: traditional folk games; sport competitions; nomads; Kyrgyz people.
Введение
Об огромном интересе к возрождению и сохранению этнического спорта, традиционных народных состязаний и игр кочевых народов в современном мире свидетельствуют мероприятия, проводимые начиная с 2014 г. в Киргизии, Турции и других странах под названием Всемирных игр кочевников, в которых принимают участие представители не только народов Центральной Азии, но также Европы и Африки. На наш взгляд, присутствует общественная и научная потребность нового и последовательного изучения и обобщения теоретических и практических знаний, накопленных кочевыми народами, и в частности киргизами, при организации богатырских состязаний и подвижных игр. Источниками, в которых отразился этот опыт, сегодня могут выступать произведения устного народного творчества (эпосы и сказания), литературные, этнографические и исторические произведения. Использование методов организации и проведения таких состязаний имеет важное значение как для
развития и совершенствования современного этноспорта, так и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Целью данного исследования является изучение и обобщение фактического материала о развитии традиционных игр и состязаний кочевых народов, в частности киргизов, в фольклорных, литературных, этнографических и исторических источниках для разработки практических рекомендаций по использованию традиционных игр и состязаний в современных условиях в Киргизии.
Задачи исследования:
- изучить состояние данной проблемы в фольклорных, литературных, этнографических и исторических источниках;
- выявить особенности традиционных игр и состязаний киргизского народа и других народов и определить их социальное значение;
- разработать рекомендации по совершенствованию и практическому использованию традиционных игр и состязаний киргизов в современных условиях.
© Азизбаев С. С., 2020
Отражение исследуемого вопроса в литературе
Особенности традиционных состязаний и игр кочевых народов, их неразрывная связь с историей и культурой этих стран, влияние на укрепление и поддержание здоровья, продление жизни человека, методика использования различных игр и состязаний изучались с древних времён. Об этом свидетельствует, в частности, «Канон врачебной науки» Абу Али ибн Сины [1, с. 133]. Интерес к данной проблеме проявляли и такие современные исследователи - представители стран Центральной Азии, как О. Шоломицский, М. Та-никеев, Х. Анаркулов, Н. Турсунов, А. Беки-ев и др.
Развитию традиционных игр и состязаний в Киргизии с древних времён до наших дней посвящены исследования учёных Д. Айтмамбетова, Г. Н. Симакова, С. Саип-баева, Д. О. Омурзакова, А. Тыныбекова, М. К. Саралаева и др. Народные игры и состязания киргизов ярко отражены в фольклорных источниках: эпосе-трилогии «Ма-нас», дастанах1 «Эр Тоштук», «Кожожаш», «Жаныл Мырза», «Эр Табылды», «Курман-бек» и санжыра2.
В книге М. К. Саралаева, М. О. Букуева и С. М. Мамбеткалиева «Манастан калган оюндар» прослеживается история возникновения и развития игр и состязаний киргизов в разные исторические периоды (в период феодализма, в советский период и в первые годы независимости Киргизии), основанная на материалах археологических памятников, научных трудов и литературных источников. Определены социальные функции традиционных видов игр и состязаний в жизни кочевого народа [2, с. 15]. Особенности развития в разные эпохи таких игр и состязаний киргизов, как борьбы - куреш, боевого единоборства с использованием приёмов борьбы с целью сваливания соперника на землю -кулатуу, командной спортивной игры - ордо, интеллектуальной игры - тогуз коргоол, подвижных игр и конных национальных видов состязаний, описаны в учебнике «Кыргызская национальная физическая культура: теоретические и методические аспекты», подготовленном в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта [3, с. 6].
Результаты исследования
Анализ различных источников показывает связь традиционных народных игр и состязаний с ведением военных действий. Кочевые народы Центральной Азии, в том числе и киргизы, в течение многих веков вели борьбу за независимость. На территории современной Киргизии проходили многочисленные войны. Эти события наложили свой отпечаток и на некоторые виды игр и состязаний, в которых развивались такие воинские качества наших предков, как навыки верховой езды, стрельба из лука, фехтование на мечах и единоборства на пиках.
Наиболее древним из военизированных видов состязаний является эр сайыш - единоборство всадников на пиках. В этом виде состязаний участвовали бесстрашные воины, не боящиеся смерти. За смерть и увечья участников в этом поединке никто не отвечал. В эпосе «Манас» описано единоборство Ма-наса с Конурбаем. Есть упоминание о богатыре Аксакале Мамбетове, который участвовал в эр сайыше на поминках Шабдан батыра. Многократным победителем в состязании эр сайыш был Эрназар Бостонкулов из села Кетмен-Тюбе в Киргизии.
Воинские качества развивались во время состязаний джамбы атмай - стрельбы из лука на скаку по мишени, подвешенной на высоком столбе. На поминках по своему другу и соратнику Кокетею в эпосе «Манас» легендарный полководец Манас провёл состязание джамбы атмай, в котором участвовал и он сам. Великолепным мастером стрельбы был и знаменитый охотник Кожожаш из одноименного малого киргизского эпоса.
Военизированным видом конных состязаний являются оодарыш - борьба верхом на конях и чабышуу - бой наездников с помощью плёток. Самыми знаменитыми состязаниями наших предков были скачки - ат ча-быш и состязания на иноходцах жорго са-лыш. Скачки у киргизов проводились на длинные дистанции - 40-50 км. Трасса для скачек была не подготовленная, естественная. Обычно скачки проводились вверх по течению рек - на берегу. Наездниками были 11-13-летние подростки [4, с. 24].
В песнях и легендах прославлялись знаменитые саяпкеры - мастера по подготовке лошадей к скачкам (Толубай-сынчы, Шерга-
зы и др.). В сказаниях и легендах прославлялись не только саяпкеры и наездники, но и сами тулпары - знаменитые чистокровные (киргизской породы) скакуны (Ак кула, Тай-тору, Сарыкер и др.). Русский этнограф С. Е. Дмитриев описывал, что на скачках давались самые большие призы - байге. Так, на скачке в честь поминок казахского султана Кененсары приз равнялся 1 000 лошадям. Этот приз в 1851 г. в местности Кегень на берегу р. Или получил скакун из Иссык-Куля Сарыкер [5, с. 15]. На поминках известного киргизского манапа Шабдана Жантаева в с. Кичи-Кемин первый приз на больших скачках (40,5 км) равнялся 5 000 николаевских рублей. Победил чалый жеребец, который принадлежал Борончи Утегенову из г. Токмок.
Ещё одним популярным традиционным видом конных состязаний киргизов является кок бору - командная игра за тушу козла. Туша весит примерно 35-40 кг. Эта игра описана русским учёным Н. В. Сорокиным: «Козёл беспрестанно взлетал в воздух и переходил от одного кыргыза к другому. Поймавший круто поворачивал лошадь, мчался в другую сторону, преследуемый кавалькадой. Часто два сильных и более ловких всадника схватывали животное (тушу козлёнка) в одно время, каждый тащил в свою сторону, понукая лошадь. Кости и мускулы трещали, шерсть летела клочьями. Но вот атлет Шукур вырвал козла, и, держа его высоко над головой, с криком победы погнал свою пегашку ко мне, промчался как вихорь, мимо, и успел бросить свою добычу к ногам моего коня. Победа осталась за ним» [6, с. 635].
Кроме этого было много других состязаний, которые являются очень интересными по своему содержанию и тактическим уловкам играющих. Одна из таких командных игр с использованием альчиков - ордо. Ордо -одна из самых распространённых игр киргизов, дошедших с древних времён до наших дней. Само слово «ордо» означает «ханская ставка, ханский дворец». Игра воспроизводит бой за захват ставки. Ордо представлял собой игровую военную стратегию, с помощью которой воины обучались побеждать врага. Нарисованный на земле круг означал территорию государства, и соперниками вырабатывался план сражения. Выбивание «хана»
(альчика) означало свержение с трона правителя. В основе игры также лежит умение ведения правильной внутренней политики, соблюдения осторожности будучи уже внутри круга, т. е. у власти.
Игру ордо, характерную для второй половины XIX в., подробно описывает Качкын-бай Осмоналиев:
«Место игры - каменный загон для тысячи овец. Утрамбованная площадка, после того как начисто подмели, стала ровной как зеркало. Человек в валенках измерил расстояние от края до центра в двадцать пять стоп. Потом была натянута верёвочка. Один конец этот человек держал в центре. А на другом конце привязали палочку и натягивая его начертили круг для игры. Итак, вторая часть диаметра составляла также двадцать пять ступней, всего - пятьдесят ступней. Это место и называется центром. Из лопаточной кости барана, в том месте где она наиболее тонкая, вырезали ножом кружочек с ноготок мизинца руки и положили в центре. Это
а _ ??
хан .
В команде по двадцать два игрока и всего в игре участвуют сорок четыре игрока, которые соревнуются между собой. Капитаном одной из команд был Ормон, а другой -Боромбай. На каждого игрока выделяется по пять альчиков. На одного игрока три альчика и хан. А на всех остальных - по пять, итого на сорок четыре игрока двести восемнадцать альчиков. Все как на подбор - белые бараньи альчики. На сером фоне, как белый айран4 на блюдечке, выделяются расставленные альчи-ки. Измерительная палочка, размером как длина растопыренных - большого и среднего пальцев и плюс ещё четырёх поперечных пальцев, была брошена в круг. Два абалака , сделанные из рогов муфлона и дикого козла, и два воловьих томпоев6 (альчика) также брошены в круг для игры. Кто привык играть томпоем, а кто абалаком. Каждый бьёт тем, что ему нравится, так договорились перед игрой» [7, с. 228].
С древних времён сформировались и широко использовались такие подвижные игры, как ак чолмок, качмай топ , оромпой тепмей8, жоолук таштамай, алты бакан селкинчек и др. Они были самыми популярными, очень эмоциональными, развивали физические качества, тактическое мышление,
трудолюбие и трудовые навыки. Большинство из этих игр в настоящее время используется в школьной системе физического воспитания Киргизии.
Ак чолмок (белый челнок) - молодёжная ночная игра, в которую, как правило, играют в лунные ночи и девушки и парни. Ак чолмок - весёлая, эмоциональная подвижная игра, развивающая быстроту, ловкость и приучающая ориентироваться на местности в темноте.
Жоолук таштамай (подбросить платок) - молодёжная игра. Участники садятся в круг близко друг от друга. Водящий, скрутив платок в жгут, обходит сидящих сзади и выбирает выгодный момент, чтобы незаметно подбросить кому-нибудь платок. Подбросив его, водящий продолжает обходить круг. Если игрок, которому подброшен платок, не заметил этого и продолжает сидеть, водящий, обойдя круг, возвращается к нему, поднимает платок и начинает бить прозевавшего. Тот бежит по кругу, стараясь увернуться от ударов и сесть снова на своё место. Если игрок смог это сделать, водящий остаётся прежним, и игра начинается снова, нет - водящий занимает место игрока, а тот - водящего. Игра способствует развитию быстроты, ловкости, вёрткости и наблюдательности.
Алты бакан селкинчек - катание на качелях. Алты бакан селкинчек - очень популярная игра среди молодёжи. Раньше на пастбищах качели сооружались на растущих поблизости деревьях. При отсутствии деревьев для качелей использовались шесты, обычно их было шесть (алты).
Среди традиционных видов игр и состязаний сейчас восстанавливаются некоторые забытые и ранее запрещённые. Это:
Ат устундо ойноо (джигитовка). Суть этого конного состязания заключалась в том, что ловкий наездник выполнял на скаку сложные фигуры джигитовки: скакал верхом спиной вперёд; мог на скаку перепрыгнуть на спину другого коня; держась за подпруги и опираясь плечом в седло, становиться ногами вверх; на полном скаку подлезал под брюхом коня с одной стороны и возвращался в седло с другой и т. д. Кроме того, демонстрировал различные элементы с использованием сабли, лука и стрел, копья.
Чооган (прототип современного конного поло). Т. К. Чороев в своих комментариях к «Собранию тюркской словесности» Махмуда Кашгари упоминает о конной игре чо-оган (човган), где верховые участники бан-далами (клюшками) били по деревянному тобыку (мячику) и играли командами с целью взятия ворот соперника. Однако, эта игра, некогда популярная по всей Центральной Азии, у киргизов со временем была забыта [8, с. 72]. Фирдоуси описывает чооган в поэме «Шахнаме». Иранцы играли с туранцами в г. Ташганте. Об этой игре пишет в своём трактате «Канон врачебной науки» (1012 г.) Абу-Али ибн Сина. В Японии тысячу лет назад уже играли в конное поло. В Европе игра распространилась в XIX в.
Современные правила игры состоят в том, что на каждой стороне играют по четыре всадника, каждый из которых имеет свой номер и свою задачу (амплуа).
«Монус-монус» («Рогатый, рогатый»). Махмуд Кашгари в своём произведении «Дивани» описывает содержание интересной подвижно-смысловой игры мальчиков-подростков «монус-монус». По этому описанию игра проводилась на песке, на берегу водоёма. По условиям игры мальчики садятся на колени полукругом, лицом к водящему. Водящий также сидит на коленях, и впереди у всех участников игры горочки из мокроватого песка, которые участники похлопывают, трамбуют. Водящий, обращаясь ко всем игрокам, выкрикивает: «Монус-монус», - остальные спрашивают: «Не монус?» («Что за рога?») Затем водящий отвечает: корова, коза, буйвол и т. д. По ходу игры водящий очень умело и неожиданно выкрикивает также названия других животных - верблюд, осёл, тигр и т. д. По условиям игры участники должны повторять названия животных, которые имеют рога. Если тот, кто повторяет за водящим и называет безрогого, тот будет наказан - его бросают в воду. Иногда проигравший спасается бегством, но игроки настигают беглеца и наказывают.
Чабышуу, Эр чабыш (бой плётками верхом на коне). Цель поединка - удары плетёной нагайкой (камчой) по любой части тела с целью выбить соперника из седла или заставить его покинуть арену состязаний. При этом в состязании также разрешалось
силой своего коня, его натиском повалить соперника вместе с его конём на землю. В поединке участвовали двое мужчин. Они выезжали на арену в сопровождении своих секундантов, раздетые по пояс. На них были кожаные штаны, сапоги, а головы были перевязаны плотными цветными платками. У каждого в руках было по плетёной нагайке, которые специально изготовлялись для этого случая. В снаряжение коня дополнительно входили двойная боевая подпруга и притороченная поклажа (бокторучук). Чабышуу являлся поминальным обрядом и имел также важное военно-прикладное значение [10, с. 15].
Выводы
Нами выявлена связь организации и проведения народных игр и состязаний с историей и культурой, традициями и обычаями, ритуалами данных народов, обоснована необходимость сохранения уникальности данных народных игр и состязаний в современном мире и передачи последующим поколениям накопленного опыта. Результаты анализа собранного материала могут быть интересны специалистам в области истории физической культуры, тренерам-практикам, а также в подготовке студентов-спортсменов.
Проведённый анализ материалов фольклорных, литературных, исторических и этнографических источников, научных трудов и исследований по истории физической культуры и спорта с целью обобщить теоретический и практический опыт организации и проведения традиционных народных игр и состязаний кочевых народов, в том числе и киргизов, позволяет сделать некоторые выводы:
1. Традиционные игры и богатырские состязания кочевых народов, в частности киргизов, прошли многовековой путь развития и решали многие социальные задачи (укрепление здоровья, подготовка к труду и военному делу), способствовали духовно-нравственному воспитанию молодёжи. Они неразрывно связаны с культурой и историей кочевых народов, с их традициями, обычаями, ритуалами, праздниками. Следовательно, необходимо не только изучать накопленный веками опыт организации и проведения таких игр и состязаний, но и восстанавливать забытые и пропагандировать их внедрение
в современную физическую подготовку подрастающего поколения.
2. Для развития современных видов национального спорта, этноспорта необходимо готовить специалистов в этой области. Для это нужно совершенствовать спортивные правила; подготовить учебно-методические материалы для организации и проведения спортивных соревнований.
3. Необходимо разработать комплексные мероприятия для пропаганды и внедрения традиционных народных игр и состязаний в подготовку специалистов по физической культуре и спорту в вузах, на занятиях в школах для привлечения детей и подростков к здоровому образу жизни, в секциях. Продолжать работу над тем, чтобы вывести некоторые национальные виды игр и состязаний кочевых народов на международный уровень.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дастан - малый эпос.
2 Санжыра - родословие, история жизни киргизских феодалов и знатных людей.
3 Альчики - бараньи астракалы (косточки) для игры в ордо.
4 Айран - разновидность кефира у тюркских народов
5 Абалак - снаряжение, изготовленное из рога горного козла для выбивания альчиков и «хана» из круга.
6 Томпой - альчик от крупного рогатого скота (коленная кость задней ноги), применяемая как бита в игре ордо.
7 Качмай топ - лапта.
8 Оромпой тепмей - выталкивание соперника из круга, прыгая на одной ноге.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки. -Т. I. - Ташкент, 1996. - 330 с.
2. Саралаев М. К., Букуев М. О., Мамбеткали-ев С. М. Манастан калган оюндар. - Бишкек, 1995. - 156 с.
3. Кыргызская национальная физическая культура: теоретические и методические аспекты / В. Л. Ким и др. - Бишкек, 2008. - 662 с.
4. Анаркулов Х. Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. - Бишкек, 2002. - 284 с.
5. Дмитриев С. Е. Байга у кара-киргизов по случаю смерти манапа Шабдана Жантаева в Пишпекском уезде. - СПб., 1914. - 16 с.
6. Сорокин Н. В. В горах и долинах русского Тянь-Шаня // Исторический вестник. - 1896. -Вып. XXIX. - С. 628-655.
7. Осмоналиев К. Вражда кочевников. - Бишкек : Гл. ред. Кыргыз. Энцикл., 1993. - 308 с.
8. Чороев Т. К. Махмуд ибн Ал-Кашгари и его «Словарь тюркских наречий». - Фрунзе : Кыргызстан, 1990. - 187 с.
9. Саралаев М. К., Азизбаев С. С., Дооранов У. С. Источники истории физической культуры всех времён и народов. - Бишкек, 2009. - 157 с.
10. Омурзаков Д. О., Саралаев М. К. Кыргызские национальные виды спорта и народные игры. - Фрунзе : Кыргызстан, 1981. - 64 с.
Информация о статье
Дата поступления 23 декабря 2019 г.
Дата принятия в печать 3 марта 2020 г.
Сведения об авторе
Азизбаев Саитдин Сейитбекович - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и истории физической культуры Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта (Бишкек, Киргизия) Адрес для корреспонденции: 720064, Киргизия, Бишкек, ул. Ахунбаева, 97 E-mail: dekan.sportfak@mail.ru
Article info
Received
December 23, 2019
Accepted March 3, 2020
About the author
Saitdin S. Azizbaev - PhD in Historical Sciences, Senior Teacher of the Department of Pedagogy, Psychology and History of Physical Culture of the Kyrgyz State Academy of Physical Culture and Sports (Bishkek, Kyrgyzstan)
Postal address: 97, Ahunbaeva ul., Bishkek,
720064, Kyrgyzstan
E-mail: dekan.sportfak@mail.ru
Для цитирования
Азизбаев С. С. Традиционные виды народных игр и состязаний кочевых народов (на примере культуры киргизов) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 187-192. й01: 10.24147/2312-1300.2020.7(1).187-192.
For citations
Azizbaev S.S. Traditional Kinds of Folk Games and Heroic Competitions of Nomad Peoples, Mainly of Kyrgyz People. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 1 (25), pp. 187-192. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(1).187-192 (in Russian).