Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ / NATIONAL CUSTOMS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ПЕДАГОГИ-КЛАССИКИ / TEACHERS' CLASSICS / ETHNICAL PEDAGOGY / EDUCATIONAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каденова Ж.Т.

В этой статье говорится о роли, функции, народной педагогики в воспитании молодежи. Включены размышления,мысли о традиционном воспитании классических педагогов. Рассматривается отрицательное воздействие глобализации на национальную культуру.This article discusses the role, function of the folk pedagogy in the education of young people. Included reflections, thoughts of the traditional classical education of teachers. Consider the negative impact of globalization on national cultures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Каденова Ж.Т. ©

Преподаватель Кыргызско-Узбекского университета

Аннотация

В этой статье говорится о роли, функции, народной педагогики в воспитании молодежи. Включены размышления,мысли о традиционном воспитании классических педагогов. Рассматривается отрицательное воздействие глобализации на национальную культуру.

Ключевые слова: глобализация, народная педагогика, этнопедагогика,национальные обычаи, традиции, педагоги-классики.

Summary

This article discusses the role, function of the folk pedagogy in the education of young people. Included reflections, thoughts of the traditional classical education of teachers. Consider the negative impact of globalization on national cultures.

Keywords: globalization, folk pedagogy, ethnical pedagogy, national customs, traditions, educational function, teachers' classics

В духовной истории человечества эпос "Манас" занимает особое место,в том числе в устной форме собирался на протяжении веков, в настоящее время известно и записано более семидесяти вариантов эпоса; по объему строк эпос занесен в книгу рекордов Гиннеса, а также занесен в список ЮНЕСКО нематериального наследия; в 1995-году отмечали в международном масштабе 1000-летие эпоса "Манас". Великий эпос передаваемый из уст в уста, становится не только духовным наследием, но и внутренним мироощущением, верой, любовью, достоянием нации.Ч.Валиханов 160-лет тому назад высказал мысль,что в эпосе собраны "кыргызские мифы,сказки, легенды в одно время, вокруг одного образа- Манаса: энциклопедические, религиозные, медицинские понятия и международные отношения нашли отражения здесь" [1,596]. И именно в энциклопедическом смысле и содержании эпоса есть педагогическое бесценное - богатство. «Манас» - сборник педагогики собранный кыргызским народом с древних времен до наших дней.

Испокон веков народ детей воспитывал на идеальных образах эпоса, и каждому поколению образы служили образцом для подражания. В образе Манас воспевалось геройство, преданность народу, Бакай - образец мудрости, ума, дальновидности, преданная жена, мастерица Каныкей, идеал красоты - Айчурок, преданный истинный друг - Алманбет - вот герои эпоса. Тысячелетиями они служат педагогическими образцами подрастающим поколениям. В формировании личности молодого поколения действия баатыра Манас,его борьба с врагами, образ мысли оказывает сильное мощное влияние. Поднимаясь в атаку, идя на борьбу, кыргызские войска шли с именем Манаса, давали клятву верности именем баатыра.

Ч. Айтматов: "Слушая "Манас", вникаешь, диву даешься красоте звучности строк, кыргызский эпос гармонично соединил в единое целое: музыку, слова, театр. Сила волшебной гармонии такова, что перед нами описываются образы Кошой, Жолой, Макел, джигиты Манаса, аксакал Бакай, мудрая Каныкей, Конурбай и Козкаман, как некогда живущие люди. Действительно,порой мы забываем, что они художественные образы, представляем их жившими в историчеких реалиях историческими людьми. Сила художественного произведения, бессмертие - именно это заключается в эпосе " [2,16]. Как

© Каденова Ж.Т., 2017 г.

говорил писатель, патриоты, читатели героев эпоса «Манас», не смотря на сказочные персонажи, представляют их как исторические личности, как будто дух их живет, обитает среди нас. Именно эти феноменальные чувства сохранили кыргызский народ, как в истории, так и в реалии по сей день.

Педагогические идеи эпоса передавались из уст в уста, во-второй половине XIX века начались записываться небольшие отрывки, были даны научные оценки в эмпирическом уровне (Ч.Валиханов, В.В.Радлов). В 30-годах XX века появилась и начала формироваться наука манасоведение, появились и печатались тексты эпоса, на его основе были включены информации в учебники. Были проведены исследования особенностей сказителей Манаса, как литературное произведение и воспитательное значение. В своё время исследователи, литераторы эпоса «Манас» попали в репрессию. (В 30-е годы К.Тыныстанов, 40-50-е годы Т.Байжиев, З.Бектенов). В 1952-году в конференции, признав народность эпоса «Манас» открылись возможности для широкого исследования произведения. В Национальной научной академии открылся сектор «Манаса» и сформирована наука манасоведение (Э.Абдылдаев, А.Акматалиев, К.Асаналиев, М.Борбугулов, А.Жайнакова, Р.З.Кыдырбаева, К.Кырбашев, М.Мамыров, С.Мусаев, Р.Сарыпбеков, О.Сооронов, Ж.Орозобекова). Но они в прямом смысле не рассматривали педагогические идеи в эпосе. Воспитательные идеи, значение эпоса в целях диссертации начали исследоваться в 70-х годах XX века (Т.Ормонов), в следующем двадцатипятилетии ученые провели исследования на темупедагогика в устном народном творчестве (Г.Абдымомунова, А.Алимбеков, С.Байгазиев, Ф.Баитова, Г.Н.Волков, Б.Исаков, С.Иптаров, А.Муратов). И в то же время большое, уникальное великое наследие с точки зрения педагогики полностью не исследовано, оно тесно связано с народной педагогикой и заслуживает более полного, пристального изучения.

Давайте обратим внимание на мировую педагогику, когда нация теряет свой национализм, народ теряет народность - оно обращается к своему народу, не поддаваться отрицательным влияниям извне, взор обращают к народной педагогике, возвращатся к истокам. Например, чешский педагог Ян Амос Каменский, наблюдая за чешскими детьми, исследовал историю, жизнь, культуру воспитания детей, историю, географию Чехии, рисует карту страны, собирает пословицы - поговорки, выпускает книгу «Мудрость старейшин -зеркало поколения». В работе «Казна чешского языка» - высоко оценивал, ставил роль, место родного языка, разработал методы обучения родного языка. Исследовал, пропагандировал воспитание детей через труд и ввел понятие «школа матерей».

Жан-Жак Руссо в романе «Эмиль или о воспитании» выражал идею народная педагогика - это воспитание детей через природу, через это происходит очищение внутреннего мира ребенка.

Иоганн Генрих Песталоцци высказывал мысль: обучение и воспитание надо сделать гуманной и демократичной, как народная педагогика.

Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал в своих трудах на основе народной педагогики воспитывать в детях любовь к природе. В работе «Родное слово» отмечал дети через стихотворения, загадки, пословицы-поговорки, скороговорки, сказки - познают окружающий мир.

Л.Н.Толстой, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский и другие русские просветители, писатели, философы отмечали: в формировании личности особую роль занимает народное воспитание, значение фольклорных произведений велико.

В.А.Сухомлинский сам учитель средней школы Павлыш на Украине, директор школы, в книге "Сердце отдаю детям" [3] писал учителя занятия должны проводить на лоне природы, и тогда в учениках просыпается чувство патриотизма, будут расти здоровыми, будут ближе к народу. Такие же принципы народного воспитания высоко ценил и Г.Н. Волков.

"В концепции воспитания граждан, подрастающего поколения Кыргызской Республики направлено на духовно-нравственное, патриотическое воспитание"-гуманиста, личности в реалиях сегодняшнего мира.

Развитые страны мира в воспитании делают упор на следующие два направления: освоение мировых наук, образования, культуры, и опираться на философию национального духа. Цели: во-первых святая национальная идея это - независимость Родины Независимость Кыргызстана, Ала-Тоо. Символ нации, народа - это "Манас". Свобода народа, самостоятельность, нерушимость, преданность Родине, самоотдача любовь к Родине, борьба за независимость - все лучшие чувства к народу даны в эпосе. Клятва Манаса: Алты сан аман турганда, Ыйык кыргыз жеримди, Душмандын буту баскыча, Асыл кыргыз элимди, Тебелетип бетенге, Кор кылып карап жаткыча, Туулбай туна чегеЙYн, ТирYY жYрбей елеЙYн, Аткарбасам антымды, ТешY тYктYY жер урсун! Кеке Тецир езY урсун!!!

Великая идея Манаса от Барсбека до Курманжан датки жила, живёт и будет жить. Каждый из личностей Ала-Тоо должен задавать себе вопрос "кто я без гор Ала-Тоо?- сирота без родителей". Независимость народа, нации - в крови, в генах каждого кыргыза. И сейчас в народном менталитете живёт этот дух.

В сегодяшнем тяжелом времени "на острие ножа" (Арстанбек) независимость государство, беречь Родину, вклад в развитие республики - это патриотизм,принцип:самоотдача, независимость- идея нации- всё это должно быть в основе воспитания.

Во-вторых в основе воспитания есть актуальный аспект это - философия единства, согласия. В страницах истории не мало примеров разрозненности, межплеменных разногласий, разделение на юг-север, трайбализм-всё это слабое звено.Девиз Манаса: все за одного,один за всех, должны быть внутренним сближающим стержнем национальной идеи.Эта идея - лейтмотив нашего труда и должна давать нам правильное направление [4].

Эта идея, это мысль: патриотизм, любовь к Родине,земле, народу очень обширно дано в эпосе. "Эпос - кладезь народной педагогики", "пансофия национальной педагогики", "энциклопедия народной педагогики". Манас, Бакай, Кошой, Каныкей - это не литературные герои, образы а моральные образцы подражания, время неподвластно им, нравственные нормы поведения(С.Байгазиев)[5,41].

Итак, народные традиции воспитания во время глобализации это гуманизм, демократичность, традиционность, народность.

Литература

1. Уэлиханов Ш.Ш. Избранное. - Алматы, «Жазушы», 1985. - 596 с.

2. Айтматов, Ч. Духовное начало древних кыргызов / в книге: Айтматов Ч. Сборник прозведений 8-томник. 8-т. 2-бас. [Текст] /Сост.: А.Акматалиев. - Б.: «Бийиктик», 2009. -9-19-с.(На кыргызском языке)

3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А.Сухомлинский. - Минск, 1981. - 287 с.

4. Байгазиев С., Жээнбеков Б. Концепция воспитания подрастающего поколения Кыргызской Республики в духовно-нравственном, патриотическом направлении // Кутбилим, 2010, 20-авг.(На кыргызском языке)

5. Артыкбаев К. Кыргызская литература. Учебник для 11-класс: 1-изд. [Текст] / К.Артыкбаев, К.Асаналиев, С.Байгазиев ж.б. - Б.: «Педагогика», 2000. -288 с. .(На кыргызском языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.