Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
УДК 37.034 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/80
ОБ УНИКАЛЬНОСТИ И ПРИРОДЕ СКАЗИТЕЛЕЙ ЭПОСА «МАНАС» В ОСВОЕНИИ КУРСА «МАНАСОВЕДЕНИЕ»
©Зулпуев А. З., канд. филол. наук, Ошский технологический университет им. акад. М.М.
Адышева, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
ABOUT THE UNIQUENESS AND THE NATURE OF STORYTELLERS EPIC OF MANAS IN THE DEVELOPMENT OF THE COURSE MANAS-STUDY
©Zulpuev A., Ph.D., Osh Technological University named by M.M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Представлены сведения об искусстве манасчи, о природе сказителей эпоса «Манас», о причинах, по которым они начали сказывать эпос. Поддерживается гипотеза, что Манас действительно жил и был исторической личностью, а не вымышленный персонаж.
Abstract. Presents information about the art of manaschi, about the nature of the narrators of the Epic of Manas, about the reasons why they began to say the Epic. It supports the hypothesis that Manas really lived and was a historical person, and not a fictional character.
Ключевые слова: святость, былина, искусство, мастерство, мировоззрение, слухи, легенда, биография, словарь, фольклор.
Keywords: holiness, epic, art, skill, worldview, rumors, legend, biography, dictionary, folklore.
При исследовании лексики кыргызского языка составитель «Кыргызско-русского словаря» профессор Константин Кузьмич Юдахин лично ходил по кыргызским аилам, селам и прекрасно освоил его язык, собрал очень богатый материал. В словарь им были введены слова исконно-кыргызской лексики, историко-этнографические термины, фольклорные материалы, архаизмы, устаревшие слова. О том, как велась работа по словарю, он вспоминает так: «Материал я собирал лично из художественной литературы, из фольклора. Когда в текстах встречались неясные для меня слова или выражения (из фольклора или из старого быта), я обращался к помощи своих киргизских друзей-языковедов, писателей, переводчиков. Вокруг моих вопросов возникали споры, что очень часто давал: большой и интересный дополнительный материал» [1, с. 6].
Судя по его словам, исконно-кыргызскую лексику можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, фольклора кыргызского народа, в великом эпосе «Манас».
В «Словаре» есть много слов, которых можно встретить в великом эпосе кыргызов «Манас». Вот как даны переводы основных слов и словосочетаний из эпоса:
-Манас — Манас (произведение богатырского эпоса киргизского народа, названное по имени центральной фигуры — богатыря Манаса);
- «Манас» айт — исполнять эпос «Манас»;
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
-манасчи — исполнитель эпоса «Манас» (этот термин появился после революции, раньше сказителей «Манаса», как сказителей вообще богатырского эпоса, называли жомокчу);
- жомок — былина, произведение богатырского эпоса, сказ о богатыре, о богатырском подвиге;
- атацыздын жомогу, айтпай койсок болобу? разве можно не рассказать сказ о твоем отце?;
- жомокто — повествовать, рассказывать, сказывать сказки, былины;
- жомокчу — творец и сказитель эпоса [1, с. 35].
И в самом деле, как говорят в народе «Без ветра и трава не колышется», «сказители» и «манасчи» были мостом, соединяющим прошлое с настоящим. Для того, чтобы вместить необъятную обширность и глубину трилогии в сердце и довести от поколения к поколению без изменений, сказители эпоса должны быть людьми с огромным талантом, бурной фантазией, вдохновением, со святостью и отличной памятью, способствующей никогда не забывать то, что было однажды услышано. Мы, преподаватели, ученые, при обучении и воспитании молодого поколения должны дать им обширное понятие об искусстве «манасчи» сказителей эпоса. Искусство манасчи является уникальным в мире. В самой основе данного искусства лежит источник, неизъяснимый, не поддающийся человеческому разуму. Этот источник связан со святостью, достоинством эпоса. Это к тому, что кыргызский народ придерживался этой «святыни» и жил, подстраиваясь под ее каноны. Было бы очень плодотворным проведение студентам урока-диспута на тему «Биография сказителей «Манаса»», перед этим уроком следует дать им домашнее задание. Задание должно быть примерно таким: Выбрать по желанию одного манасчи, рассказать его биографию, мастерство в сказывании «Манаса», причины, по которым он стал сказывать «Манас», какой раздел эпоса он предпочитает сказывать, какие эпизоды он сказывает на высшем уровне; по мере необходимости выучить интересный эпизод и выразительно рассказать, или пересказать своими словами, найти иллюстрации. Каждый студент выполняет задание, не повторяя друг друга, предварительно договорившись с другими сверстниками. Преподаватель обязательно должен предупредить об этом. В результате они выполнят задание в различных форматах, в соответствии с собственным творчеством и фантазией. Каждая работа оценивается отдельно, в соответствии с критериями оценивания.
А кто такой манасчи-сказитель вообще?
-Манасчи-сказитель — это знаток кыргызских родов и родословий отдельных людей, который знает прошлое;
- творец и сказитель, задушевно исполняющий эпос;
- певец-импровизатор, настоящий мастер слова, стих которых льется непрерывно;
- красноречивый оратор, который умеет говорить к месту;
- поэт, умело рифмующий свою мысль строчками;
- певун, творящий приятные мелодии;
- ювелир-златокузнец, украшающий слово драгоценными камнями;
- художник, красочно, образно расписывающий давно прошедшие события;
- знахарь, исцеляющий словом болезнь;
- заклинатель, вызывающий изменение погоды с помощью «Манас»;
- провидец, который способен зрить будущее через «Манас»;
- мудрец, умеющий прославлять историю;
- благородный, великодушный человек с высоким духом, который в трудные времена ободряет, помогает кыргызу.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Изучая «Манас», узнавая больше, можно даже получить научные степени, но при этом нельзя стать манасчи. Манасчи-сказителя благословляет сам Манас, он — избранник Манаса, он отмечен и освящен его духом. По преданиям, первым манасчи был Ырамандын Ырчы уулу, один из легендарных авторов, о котором упоминается в самом эпосе: Сын Ырамана-певец, Шнурок его штанов — в сорок узлов. Много великих людей прошло, посвятивших себя сказанию эпоса «Манас».
У каждого из них есть свое место, вложенный им в эпос труд пользуется громкой славой. Мы не ошибемся, если скажем, что имена Сагымбая Орозбакова и Саякбая Каралаева, прозванных Гомерами XX века, являются особым даром свыше для кыргызского народа. В какой бы не было литературе, фольклоре, устном или художественном произведении, поэзии, на главном месте стоит понятие описание. Описание помогает читателю в его восприятии произведения. Оно является основным инструментом в повествовании сюжета или явления в разных ситуациях, также при повествовании внешнего вида, характера и действия героев. Трилогию «Манас» от начала до конца сопровождает описание. Начиная с сорока чоро (сподвижников) Манаса, в эпосе описывается более шестисот персонажей. Самое большое количество персонажей имеется в варианте Сагымбая Орозбакова. Конечно же, главные герои — это Манас, Бакай, Чыйырды, Каныкей, Алмамбет, Жакып, Кошой, Сары таз, Акбалта, Айчурек, Кюлчоро, а отрицательные герои — Конурбай, Нескара, Канчоро, Жолой и другие. У каждого из перечисленных персонажей имеется свой внешний вид, нрав, характер, они описаны очень точно и производят соответствующее впечатление.
Некоторые манасчи при сказывании эпоса входят в транс и рассказывают иногда о животных, иногда о деревьях и растениях, явлениях природы, внутреннюю и внешнюю природу людей так, как будто все это происходит здесь и сейчас. Значит, в сказительстве эпоса «Манас» можно встретить все процессы в мире. На практике очень часто встречается факт того, что каждый манасчи сказывает эпос в разных вариантах, в разных художественных образах. Приведем пример, чтобы не быть голословным.
Великий манасчи Сагымбай Орозбаков описывает внешний облик Манаса следующим образом:
Словно соткан из света Солнца и Луны Манас.
Словно соткан из сплава Золота и серебра Манас
Словно создан из опоры Неба и Земли Манас!
Другой известный манасчи Молдобасан Мусулманкул уулу еще дальше развивает и дополняет его:
Словно создан из тяжести Толщи земли Манас!
Словно создан из света Семи морей и рек Манас
Словно создан из предгорья Горного ущелья Манас.
Словно собран из прохлады Подлунных облаков Манас
Словно создан из ярости Рыбообразного чудовища Манас.
Словно создан из яда Дракона-змея Манас.
Словно создан из сока Райского плода Манас [2].
При обучении и освоении курса «Манасоведение» следует сначала объяснить студентам интересные и действенные эпизоды из эпоса, а потом дать им выучить их несколько раз, запомнить, чтобы воспитать их в будущем патриотичными и творческими людьми. Об
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
искусстве манасчи-сказителя можно говорить бесконечно, а нашей задачей является просто довести его следующему поколению аргументированными информациями и укрепить фундамент национальной идеологии [2-3].
При исполнении «Манаса» сказитель будет в какой-то степени и автором этой огромной драмы, и режиссером-постановщиком, и актером, исполняющим роль.
В зависимости от ситуаций, психологических состояний персонажей, они изменяют положение и состояние своего тела, цвет лица, мимику, жесты рук, их голос переливается тысячами оттенков звуков, то радуясь, то горюя, то горько плача, то закаляясь, то печально издавая звук, то надрываясь, меча громы и молнии, одним словом, они как колдуны завораживают слушателей.
Список литературы:
1. Юдахин К. К. Киргизско-русский словарь. Фрунзе. 1985. Кн. 2. 480 с.
2. Алымов Б., Муратов А. Кыргыз адабияты: орто мектептин 7-классы YЧYн хрестоматия окуу китеби (Кыргызская литература: хрестоматия для 7 класса средней школы). Бишкек: Педагогика 2000. 400 с.
3. Токтогазиев Т. Айкел Манас тарыхый инсан: Алтайдагы, Ала-Тоодогу, Бээжиндеги издер (Манас Великодушный - историческая личность: следы на Алтае, Ала-Тоо и в Бейжине). Бишкек, 2013.
References:
1. Alymov, B., & Muratov, A. (2000). Kyrgyz adabiyaty: Orto mekteptin 7-klassy uchun khrestomatiya okuu kitebi. (2000). Bishkek, Pedagogika. 400. (in Kyrgyz).
2. Yudakhin, K. K. (1985). Kirgizsko-russkii slovar'. Book 2. Frunze, 480. (in Russian).
3. Toktogaziev, T. (2013). Aikel Manas tarykhyi insan: Altaidagy, Ala-Toodogu, Beezhindegi izder. Bishkek. (in Kyrgyz).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 20.04.2019 г. 25.04.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Зулпуев А. З. Об уникальности и природе сказителей эпоса «Манас» в освоении курса «Манасоведение» // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 539-542. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/80.
Cite as (APA):
Zulpuev, A. (2019). About the Uniqueness and the Nature of Storytellers Epic of Manas in the Development of the Course Manas-study. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 539-542. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/80. (in Russian).