творчество. В то же время известно, что обычно такая оценка, как мастер, применяется по отношению к тому или иному лицу в зависимости от результатов его деятельности. В тех же случаях, когда усматривается мастерство в ходе деятельности, тогда данная оценка относится к самому процессу деятельности, как к некоторому результату. Стало быть, определение понятия «педагогическое мастерство» непременно должно быть связано с результатом деятельности.
Педагогическое мастерство определяется через понятие педагогический профессионализм, которое может рассматриваться как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Педагогический профессионализм зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности современного учителя. Одним из важнейших критериев педагогического профессионализма в современной педагогике считается результативность работы учителя. Это - качество знаний и успеваемости учеников и, конечно же, интерес к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Литература
1. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. Кн. для учителя. 159 с., М.: Просвещение. 1990.
2. Тарасевич Н. Н. Обретение педагогического мастерства. № 11. М.: Сов. Педагогика. 1990.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк. 1990.
4. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. 166 [2] с. 21 см, М.: Высш. шк. 1988.
Отдельные вопросы обучения родному языку на основе этнопедагогики Асанбекова Н. А.
Асанбекова Нурзат Асанбековна /Asanbekova Nurzat Asanbekovna - соискатель, кафедра методики преподавания кыргызского языка и кыргызской литературы, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрено о месте народной педагогики и этнопедагогики в обучении родному языку. Выявлены место национальных ценностей в обучении и необходимость развития речевой, слуховой и письменной деятельностей. Ключевые слова: народная педагогика, родной язык, этнопедагогика, воспитание, национальная ценность, речевая деятельность, эпос «Манас».
УДК: 42/49+371.3(575.2)
Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной:
задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Прежде чем начать разговор о том, как народная педагогика помогает в изучении родной речи и родного языка, нам нужно понять и ответить на вопрос что такое «народная педагогика» и «этнопедагогика».
Основатель науки «этнопедагогика» Г. Н. Волков: этнопедагогика - изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности [3, с.7].
Дальше эту мысль доступно продолжил народный учитель Кыргызской Республики профессор Исак Бекбоев, приведем цитату.
«Народная педагогика - это разработанная народом и передающаяся в народном творчестве, обычае, традициях, играх, этнографии, истории и собрание педагогоческих идей и исторических воспитательных методов. Значит, народная педагогика это - активный элемент, родничок грамотности и культурности нации» [2, с.5]. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыта; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении. Итак, делаем вывод народная педагогика никак не может существовать без народа, душа и дух народной педагогики - это сам «народ». Можно отметить что педагогический процесс - это мысли о будущем и действия каждого человека и нации в целом. Возвратимся мыслям профессора И. Бекбоева.
«Еще до образовании науки «педагогика», правила народной педагогики появились из народных потребностей, которые выявлялись в становлении и формировании определенной нации: объединить, вырастить, развить, воспитать, обучить народ. Примеры в кыргызской народной педагогике Абсолютные правила, воспитания, четко видны в эпосе «Манас» [2, с.5].
Народная педагогика рассматривается как собрание духовного опыта народа, показывает чрезмерную актуальность и ценность, необходимость для улучшение жизни.
Теперь можно остановиться на значении и месте при изучении родного языка, взаимоотношения, связи между народной педагогикой и родным языком. Родной язык и народная педагогика как близнецы - друг друга дополняют, один другого обуславливает, иногда расходятся, иногда сходятся, в итоге это целостное понятие. Точнее говоря, народная педагогика сохраняется в родном языке, ценится, передается из поколения в поколения, преумножается и дополняется. Родной язык сохраненный в народной педагогике, прежде всего служит для развития и зачимости родного языка. Основные концепции народной педагогики, требования, нормы и правила отражаются в устном народном творчестве, и вообще народный фольклор расматривается как неиссякаемый и универсальный источник народной педагогики.
Созданный только кыргызским народом эпическое произведение «Манас» стало отличным доказательством того, как родной язык и народная педагогика живет душа в душу и развивается.
«Речь кыргыза ритмичная. Кыргызы очень красноречивы и находчивы, каждый кыргыз, и даже самый безграмотный настолько отлично знает свой родной язык -когда говорят говоруны и красноречивые люди, наступает на редкость невиданная тишина, у слушателей загораются глаза и слушают затаив дыхание». Так оценивает В. В. Радлов речь кыргыза, как он разговаривает и слушает. И так, кыргызский народ издревле разговор и слушание оценивает в одинаковой степени.
Об отношении и понимании кыргызского народа к «языку» и к «слову» народный писатель Кенеш Жусупов говорит: жизнь «слово» равна жизни народа. В слове -мастерство народа, мудрость, мощь. Наш народ издревне знал, что есть история, значение, место и свойство каждого слова. «внер алды кызыл тил» «мастество слова зачаток мастерства» из покон веков кыргызы очень осторожно используют это выражение. С древности кыргызы сохранили и лелея передали в XXI век духовное наследие - сокровищницу слова, это родной язык. В него скрыли мудрость, красоту, сказочное свойство, тайну и значение. Безусловно, каждый народ, каждая нация будет развивать, лелеять, ценить свой родной язык. Это не писанный закон приняты человечеством и священно хранящий национальный дух. В это же время кыргызский народ издревне боготворением, трепетным отношением своему родному языку стал феноменом, который удивляет всех людей на земле и путешественников.
О роли и значения народной педагогики в воспитании, сохранении и развитии нации были сказаны, доказаны исследованы учеными - педагогами М. Бекбоевым, М. Рахимовой, А. Алибековым, А. Калдыбаевой, Р. Ибраимовой и т.д.
Например, профессор Калдыбаева, проанализировав труды по этнопедагогике, сделала вывод, что эта педагогика - педагогика национального самосохранения. Это мнение доказывает наше мнение о том, что основу преподавания родного языка должна составлять народная педагогика.
Ученый специалист по кыргызской этнопедагогике А. Алимбеков дает народной педагогике такое определение:
Народная педагогика - это особая система эмпирических знаний и практической деятельности народа, которая сложилась еще до образования нации и развивалась в определенных географических и исторических условиях, передавалась из поколения в поколение и была направлена на воспитание в духе морально -этических ценностей [1. 9 с.].
Как видно, народная педагогика была основана народом, сохранила его как народа и является его великим достоянием, которое прожило дорогу и в будущее народа. Она в обязательном порядке должно служить преподаванию, развитию и процветанию кыргызского языка. Это, как подчеркнула А. Калдыбаева, хранитель, страж кыргызского народа и его ценностей. Других источников, другого пути нет. А навязанные извне технологии приводят не к развитию кыргызского языка, а наоборот к разрушению наработанного [4 с. 10].
Конкретизируя вышесказанное, поговорим о преподавании кыргызского языка подрастающему поколению. Древнегреческие философы, также как и древние кыргызы, придавали особое значение языку (или слову) и ораторскому искусству (красноречию) и оставили человечеству величайшее наследия. Например: высказывание древнегреческого философа Скилефа «научить говорить можно только разговаривая» используется и в наше время. Можно превратить в особую ценность не только понятие говорить правильно, но и другие действия, присущие человеку, прежде всего самокритику. Красноречие нельзя достичь бесцельной, бессодержательной речью. Думаем, об этом кыргызский народ знал еще до древнегреческих философов. О правильности этого мнения подтверждают следующие строки профессора Т. Маразыкова: изучив много материалов и фактов, пришли к выводу о том, что кыргызы поняли, что умение слушать и анализировать сделает человека человеком. Поэтому кыргызы придавали большое значение умению слушать [5 с.64]. Сделать такой вывод, послужило народное изречение «Научись слушать,
192
если любишь говорить», которое широко используется в народе (в жизни). Если древнегреческие философы высказывали обобщенное мнение «научить говорить можно только разговаривая» то кыргызы закрепляя это мнение, показывали источника информации. И придавали ему большое значение. Это феноменальный вывод, глубокое понятие. Недостаточно рассматривать говорение как присущая только к говорению деятельность, говорение - это не явление, которое самостоятельно появилось и самостоятельно претворились в жизнь, это очень сложное, имеющее тесную связь с другой деятельностью, присущее только к человеческому качеству. Скажем, «научились слушать, если любишь говорить» -умением слушать, тесно связано с мышлением, «красноречие - искусство -красноречие, умение говорить красиво - вершина мастерства». Если проанализировать, изречение «научись слушать, если любишь говорить», то в него вложен следующий дидактический смысл:
• Умение говорить зависит от умения слушать, понимать, овладевать и пользоваться. Точнее, чтобы уметь говорить, нужно владеть многими знаниями, различными языковыми средствами.
• Услышать слово, понять, уметь пользоваться начинается с понятия «слушать», иначе говоря «отец слова - ухо», потому что оно воспринимает и определяет ценность слова.
• Услышать слово и понимать его значение - это искусство.
• Если человек услышал слово, но не понял его значения, даже не запомнил его, а при необходимости не смог использовать в своей речи - этот человек глухой с нормальным слухом.
• Любовь к говорящему начинается с любви к слушанию, с полного усвоения искусства слушать. Можно подвести итог: в преподавании кыргызского языка учащимся прежде всего нужно прививать умение слушать.
• Говорение начинается с игры.
• Говорить, не подумав, прежде - позор.
• Прежде чем говорить (где? когда? что?), необходимо хорошо подумать.
• Только хорошо подумав прежде, человек может сказать хорошую речь.
• Человек достигает своей цели через обдумывание и хорошей речи.
• Самыми лучшими качествами в человеке являются обдумывание и хорошая речь.
• Какая бы ни была мысль, она отражается в речи (в языке) [6. С. 105-106].
Значит, в преподавании кыргызского языка необходимо научить учащихся
обдумывать и высказывать свою мысль.
Можно утверждать, что отмеченная в народной педагогике мудрость о говорении и красноречии на примере 2-х пословиц определила цели и задачи преподавания кыргызского языка. Исходя из этого учитель кыргызского языка, должен больше внимания обращать не на теорию языка, а на его практическое использование. Больше внимания обращать на обдуманное говорение (речь) и понимание услышанного. Это должно быть первостепенной задачей в преподавании кыргызского языка. Каждый ученик должен твердо верить в то, что нужно научиться слушать, воспринимать и определять ценность слова. Это - требование кыргызской народной педагогики к преподаванию родного языка.
Литература
1. АлимбековА. Кыргыз этнопедагогикасы. - Б.: 1996. 62 с.
2. Бекбоев И. Элдик педагогика деген эмне // Эне тил, 1992, 14-апрель, №13.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. [Текст] Г.Н.Волков. - М.: ЛСЛБЕМЛ, 2000. -174 с.
4. Калдыбаева А. Т. Эл акындарынын чыгармачылыгындагы этнопедагогикалык идеялар [Текст] А.Калдыбаева. - Б.: 2005. - 218 с.
5. Маразыков Т. Текст таануу жана анын айрым маселелери. - Б.: 2005. 174 с.
6. Тил жана кеп женунде сез. (составитель: Ж.Чыманов). Б.: 2005, 105-106-стр.
Этнопедагогический аспект в изучении родного языка Асанбекова Н. А.
Асанбекова Нурзат Асанбековна /АзапЬекоуа ~ЫигшХ АзапЬекоупа - соискатель, кафедра методики преподавания кыргызского языка и кыргызской литературы, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: проведение качественного этнопедагогического исследования требует четкого определения методологии этнопедагогики. В статье рассматриваются вопросы методологических оснований этнопедагогики. Автор раскрывает понятие методологического знания в этнопедагогике, а также функции научного исследования, подходы и методы, применяемые в данной науке.
Ключевые слова: методология, методологическое знание, методологическая проблема, этнометодология, этнопедагогический подход, моделирование, этнопедагогический факт.
УДК: 42/49+371.3(575.2)
Данная статья посвящена вопросам усвоения и использования этнопедагогической лексики как средства взаимосвязанного изучения родной (кыргызской) и русской литератур. Выбор темы и направления объясняется, во-первых, многонациональным составом республики Кыргызстан, в которой живут отличающиеся друг от друга языком, традициями, религией, укладом жизни люди, во-вторых, особенностями изучения родного и русского языков в кыргызской школе, связанными с ограниченным количеством тем, часов, отводимых на изучение языковых дисциплин. Следствием такого положения является снижение уровня владения родным, русским языками и литературами кыргызскими учащимися. В то же время, законодательное закрепление статуса кыргызского и русского языков как государственных создаёт основу для сохранения и развития национальной культуры кыргызского и русского народов, что требует повышения уровня преподавания кыргызского и русского языков и литератур во всех образовательных учреждениях республики. Это предполагает необходимость поиска новых путей в работе по изучению родного и русского языков в кыргызской школе. Осознание учащимися произведений устного народного творчества, усвоение их смысла и нравственных ценностей, совершенствование речевой культуры являются основой вхождения школьников в атмосферу знания родного и русского языков, воспитания любви и интереса к их познанию. Актуальностью данного исследования заключается в организации взаимосвязанного изучения родной и русской литератур, в определении основного средства подобного изучения, каковым может стать этнопедагогическая лексика [1].
Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь педагогической науки. Системные исследования в этой области начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания нашла отражение и в педагогических работах К.Д. Ушинского, и в философских трудах П.А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П.И. Ковалевского. Этическая культура является
194