Научная статья на тему 'Отдельные вопросы обучения родному языку на основе этнопедагогики'

Отдельные вопросы обучения родному языку на основе этнопедагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / РОДНОЙ ЯЗЫК / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭПОС «МАНАС»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанбекова Нурзат Асанбековна

В статье рассмотрено о месте народной педагогики и этнопедагогики в обучении родному языку. Выявлены место национальных ценностей в обучении и необходимость развития речевой, слуховой и письменной деятельностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы обучения родному языку на основе этнопедагогики»

творчество. В то же время известно, что обычно такая оценка, как мастер, применяется по отношению к тому или иному лицу в зависимости от результатов его деятельности. В тех же случаях, когда усматривается мастерство в ходе деятельности, тогда данная оценка относится к самому процессу деятельности, как к некоторому результату. Стало быть, определение понятия «педагогическое мастерство» непременно должно быть связано с результатом деятельности.

Педагогическое мастерство определяется через понятие педагогический профессионализм, которое может рассматриваться как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Педагогический профессионализм зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности современного учителя. Одним из важнейших критериев педагогического профессионализма в современной педагогике считается результативность работы учителя. Это - качество знаний и успеваемости учеников и, конечно же, интерес к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Литература

1. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. Кн. для учителя. 159 с., М.: Просвещение. 1990.

2. Тарасевич Н. Н. Обретение педагогического мастерства. № 11. М.: Сов. Педагогика. 1990.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк. 1990.

4. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. 166 [2] с. 21 см, М.: Высш. шк. 1988.

Отдельные вопросы обучения родному языку на основе этнопедагогики Асанбекова Н. А.

Асанбекова Нурзат Асанбековна /Asanbekova Nurzat Asanbekovna - соискатель, кафедра методики преподавания кыргызского языка и кыргызской литературы, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрено о месте народной педагогики и этнопедагогики в обучении родному языку. Выявлены место национальных ценностей в обучении и необходимость развития речевой, слуховой и письменной деятельностей. Ключевые слова: народная педагогика, родной язык, этнопедагогика, воспитание, национальная ценность, речевая деятельность, эпос «Манас».

УДК: 42/49+371.3(575.2)

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной:

задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Прежде чем начать разговор о том, как народная педагогика помогает в изучении родной речи и родного языка, нам нужно понять и ответить на вопрос что такое «народная педагогика» и «этнопедагогика».

Основатель науки «этнопедагогика» Г. Н. Волков: этнопедагогика - изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности [3, с.7].

Дальше эту мысль доступно продолжил народный учитель Кыргызской Республики профессор Исак Бекбоев, приведем цитату.

«Народная педагогика - это разработанная народом и передающаяся в народном творчестве, обычае, традициях, играх, этнографии, истории и собрание педагогоческих идей и исторических воспитательных методов. Значит, народная педагогика это - активный элемент, родничок грамотности и культурности нации» [2, с.5]. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыта; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении. Итак, делаем вывод народная педагогика никак не может существовать без народа, душа и дух народной педагогики - это сам «народ». Можно отметить что педагогический процесс - это мысли о будущем и действия каждого человека и нации в целом. Возвратимся мыслям профессора И. Бекбоева.

«Еще до образовании науки «педагогика», правила народной педагогики появились из народных потребностей, которые выявлялись в становлении и формировании определенной нации: объединить, вырастить, развить, воспитать, обучить народ. Примеры в кыргызской народной педагогике Абсолютные правила, воспитания, четко видны в эпосе «Манас» [2, с.5].

Народная педагогика рассматривается как собрание духовного опыта народа, показывает чрезмерную актуальность и ценность, необходимость для улучшение жизни.

Теперь можно остановиться на значении и месте при изучении родного языка, взаимоотношения, связи между народной педагогикой и родным языком. Родной язык и народная педагогика как близнецы - друг друга дополняют, один другого обуславливает, иногда расходятся, иногда сходятся, в итоге это целостное понятие. Точнее говоря, народная педагогика сохраняется в родном языке, ценится, передается из поколения в поколения, преумножается и дополняется. Родной язык сохраненный в народной педагогике, прежде всего служит для развития и зачимости родного языка. Основные концепции народной педагогики, требования, нормы и правила отражаются в устном народном творчестве, и вообще народный фольклор расматривается как неиссякаемый и универсальный источник народной педагогики.

Созданный только кыргызским народом эпическое произведение «Манас» стало отличным доказательством того, как родной язык и народная педагогика живет душа в душу и развивается.

«Речь кыргыза ритмичная. Кыргызы очень красноречивы и находчивы, каждый кыргыз, и даже самый безграмотный настолько отлично знает свой родной язык -когда говорят говоруны и красноречивые люди, наступает на редкость невиданная тишина, у слушателей загораются глаза и слушают затаив дыхание». Так оценивает В. В. Радлов речь кыргыза, как он разговаривает и слушает. И так, кыргызский народ издревле разговор и слушание оценивает в одинаковой степени.

Об отношении и понимании кыргызского народа к «языку» и к «слову» народный писатель Кенеш Жусупов говорит: жизнь «слово» равна жизни народа. В слове -мастерство народа, мудрость, мощь. Наш народ издревне знал, что есть история, значение, место и свойство каждого слова. «внер алды кызыл тил» «мастество слова зачаток мастерства» из покон веков кыргызы очень осторожно используют это выражение. С древности кыргызы сохранили и лелея передали в XXI век духовное наследие - сокровищницу слова, это родной язык. В него скрыли мудрость, красоту, сказочное свойство, тайну и значение. Безусловно, каждый народ, каждая нация будет развивать, лелеять, ценить свой родной язык. Это не писанный закон приняты человечеством и священно хранящий национальный дух. В это же время кыргызский народ издревне боготворением, трепетным отношением своему родному языку стал феноменом, который удивляет всех людей на земле и путешественников.

О роли и значения народной педагогики в воспитании, сохранении и развитии нации были сказаны, доказаны исследованы учеными - педагогами М. Бекбоевым, М. Рахимовой, А. Алибековым, А. Калдыбаевой, Р. Ибраимовой и т.д.

Например, профессор Калдыбаева, проанализировав труды по этнопедагогике, сделала вывод, что эта педагогика - педагогика национального самосохранения. Это мнение доказывает наше мнение о том, что основу преподавания родного языка должна составлять народная педагогика.

Ученый специалист по кыргызской этнопедагогике А. Алимбеков дает народной педагогике такое определение:

Народная педагогика - это особая система эмпирических знаний и практической деятельности народа, которая сложилась еще до образования нации и развивалась в определенных географических и исторических условиях, передавалась из поколения в поколение и была направлена на воспитание в духе морально -этических ценностей [1. 9 с.].

Как видно, народная педагогика была основана народом, сохранила его как народа и является его великим достоянием, которое прожило дорогу и в будущее народа. Она в обязательном порядке должно служить преподаванию, развитию и процветанию кыргызского языка. Это, как подчеркнула А. Калдыбаева, хранитель, страж кыргызского народа и его ценностей. Других источников, другого пути нет. А навязанные извне технологии приводят не к развитию кыргызского языка, а наоборот к разрушению наработанного [4 с. 10].

Конкретизируя вышесказанное, поговорим о преподавании кыргызского языка подрастающему поколению. Древнегреческие философы, также как и древние кыргызы, придавали особое значение языку (или слову) и ораторскому искусству (красноречию) и оставили человечеству величайшее наследия. Например: высказывание древнегреческого философа Скилефа «научить говорить можно только разговаривая» используется и в наше время. Можно превратить в особую ценность не только понятие говорить правильно, но и другие действия, присущие человеку, прежде всего самокритику. Красноречие нельзя достичь бесцельной, бессодержательной речью. Думаем, об этом кыргызский народ знал еще до древнегреческих философов. О правильности этого мнения подтверждают следующие строки профессора Т. Маразыкова: изучив много материалов и фактов, пришли к выводу о том, что кыргызы поняли, что умение слушать и анализировать сделает человека человеком. Поэтому кыргызы придавали большое значение умению слушать [5 с.64]. Сделать такой вывод, послужило народное изречение «Научись слушать,

192

если любишь говорить», которое широко используется в народе (в жизни). Если древнегреческие философы высказывали обобщенное мнение «научить говорить можно только разговаривая» то кыргызы закрепляя это мнение, показывали источника информации. И придавали ему большое значение. Это феноменальный вывод, глубокое понятие. Недостаточно рассматривать говорение как присущая только к говорению деятельность, говорение - это не явление, которое самостоятельно появилось и самостоятельно претворились в жизнь, это очень сложное, имеющее тесную связь с другой деятельностью, присущее только к человеческому качеству. Скажем, «научились слушать, если любишь говорить» -умением слушать, тесно связано с мышлением, «красноречие - искусство -красноречие, умение говорить красиво - вершина мастерства». Если проанализировать, изречение «научись слушать, если любишь говорить», то в него вложен следующий дидактический смысл:

• Умение говорить зависит от умения слушать, понимать, овладевать и пользоваться. Точнее, чтобы уметь говорить, нужно владеть многими знаниями, различными языковыми средствами.

• Услышать слово, понять, уметь пользоваться начинается с понятия «слушать», иначе говоря «отец слова - ухо», потому что оно воспринимает и определяет ценность слова.

• Услышать слово и понимать его значение - это искусство.

• Если человек услышал слово, но не понял его значения, даже не запомнил его, а при необходимости не смог использовать в своей речи - этот человек глухой с нормальным слухом.

• Любовь к говорящему начинается с любви к слушанию, с полного усвоения искусства слушать. Можно подвести итог: в преподавании кыргызского языка учащимся прежде всего нужно прививать умение слушать.

• Говорение начинается с игры.

• Говорить, не подумав, прежде - позор.

• Прежде чем говорить (где? когда? что?), необходимо хорошо подумать.

• Только хорошо подумав прежде, человек может сказать хорошую речь.

• Человек достигает своей цели через обдумывание и хорошей речи.

• Самыми лучшими качествами в человеке являются обдумывание и хорошая речь.

• Какая бы ни была мысль, она отражается в речи (в языке) [6. С. 105-106].

Значит, в преподавании кыргызского языка необходимо научить учащихся

обдумывать и высказывать свою мысль.

Можно утверждать, что отмеченная в народной педагогике мудрость о говорении и красноречии на примере 2-х пословиц определила цели и задачи преподавания кыргызского языка. Исходя из этого учитель кыргызского языка, должен больше внимания обращать не на теорию языка, а на его практическое использование. Больше внимания обращать на обдуманное говорение (речь) и понимание услышанного. Это должно быть первостепенной задачей в преподавании кыргызского языка. Каждый ученик должен твердо верить в то, что нужно научиться слушать, воспринимать и определять ценность слова. Это - требование кыргызской народной педагогики к преподаванию родного языка.

Литература

1. АлимбековА. Кыргыз этнопедагогикасы. - Б.: 1996. 62 с.

2. Бекбоев И. Элдик педагогика деген эмне // Эне тил, 1992, 14-апрель, №13.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. [Текст] Г.Н.Волков. - М.: ЛСЛБЕМЛ, 2000. -174 с.

4. Калдыбаева А. Т. Эл акындарынын чыгармачылыгындагы этнопедагогикалык идеялар [Текст] А.Калдыбаева. - Б.: 2005. - 218 с.

5. Маразыков Т. Текст таануу жана анын айрым маселелери. - Б.: 2005. 174 с.

6. Тил жана кеп женунде сез. (составитель: Ж.Чыманов). Б.: 2005, 105-106-стр.

Этнопедагогический аспект в изучении родного языка Асанбекова Н. А.

Асанбекова Нурзат Асанбековна /АзапЬекоуа ~ЫигшХ АзапЬекоупа - соискатель, кафедра методики преподавания кыргызского языка и кыргызской литературы, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: проведение качественного этнопедагогического исследования требует четкого определения методологии этнопедагогики. В статье рассматриваются вопросы методологических оснований этнопедагогики. Автор раскрывает понятие методологического знания в этнопедагогике, а также функции научного исследования, подходы и методы, применяемые в данной науке.

Ключевые слова: методология, методологическое знание, методологическая проблема, этнометодология, этнопедагогический подход, моделирование, этнопедагогический факт.

УДК: 42/49+371.3(575.2)

Данная статья посвящена вопросам усвоения и использования этнопедагогической лексики как средства взаимосвязанного изучения родной (кыргызской) и русской литератур. Выбор темы и направления объясняется, во-первых, многонациональным составом республики Кыргызстан, в которой живут отличающиеся друг от друга языком, традициями, религией, укладом жизни люди, во-вторых, особенностями изучения родного и русского языков в кыргызской школе, связанными с ограниченным количеством тем, часов, отводимых на изучение языковых дисциплин. Следствием такого положения является снижение уровня владения родным, русским языками и литературами кыргызскими учащимися. В то же время, законодательное закрепление статуса кыргызского и русского языков как государственных создаёт основу для сохранения и развития национальной культуры кыргызского и русского народов, что требует повышения уровня преподавания кыргызского и русского языков и литератур во всех образовательных учреждениях республики. Это предполагает необходимость поиска новых путей в работе по изучению родного и русского языков в кыргызской школе. Осознание учащимися произведений устного народного творчества, усвоение их смысла и нравственных ценностей, совершенствование речевой культуры являются основой вхождения школьников в атмосферу знания родного и русского языков, воспитания любви и интереса к их познанию. Актуальностью данного исследования заключается в организации взаимосвязанного изучения родной и русской литератур, в определении основного средства подобного изучения, каковым может стать этнопедагогическая лексика [1].

Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь педагогической науки. Системные исследования в этой области начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания нашла отражение и в педагогических работах К.Д. Ушинского, и в философских трудах П.А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П.И. Ковалевского. Этическая культура является

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.