Научная статья на тему 'Эпос «Манас» и этнопедагогическая подготовка будущего учителя'

Эпос «Манас» и этнопедагогическая подготовка будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2447
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ЭПОС "МАНАС" / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПОДГОТОВКА / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баитова Фарида Турганбаевна

В первой части статьи автором проанализирована роль и место эпоса «Манас» в традиционной педагогической культуре кыргызов. Во второй части статьи представлена выявленные автором в процессе исследования содержание, структура, критерии и уровни этнопедагогической подготовленности будущих учителей к реализации педагогику эпоса «Манас».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпос «Манас» и этнопедагогическая подготовка будущего учителя»

Эпос «Манас» и этнопедагогическая подготовка будущего учителя

Баитова Ф. Т.

Баитова Фарида Турганбаевна /Baitova Farida Turganbaevna - преподаватель, кафедра манасоведения,

Кыргызский Государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в первой части статьи автором проанализирована роль и место эпоса «Манас» в традиционной педагогической культуре киргизов. Во второй части статьи представлена выявленные автором в процессе исследования содержание, структура, критерии и уровни этнопедагогической подготовленности будущих учителей к реализации педагогику эпоса «Манас».

Ключевые слова: учитель, эпос «Манас», этнопедагогика, подготовка, критерии.

В результате многочисленных исследований проблем современного воспитания выявлена общепризнанная закономерность: «Без исторической памяти - нет традиции, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа» [4, с. 2].

Полнота педагогики, как науки, немыслима без изучения педагогического наследия, созданного народом в течение длительного исторического периода. Соединение универсальных ценностей с этнокультурными идеалами обеспечивает воспитание у индивида чувства принадлежности к своему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, педагогизацию образа мышления этноса, максимальное использование достижений народной педагогики, недопущение того, чтобы дети стали «чужими на своей Родине». Среди обширного разнообразия образцов народной традиции выделяется достаточно большая группа произведений, которую, безо всяких оговорок можно было бы назвать квинтэссенцией народного педагогического сознания. Таким в традиционной педагогической культуре кыргызов является эпос «Манас».

У киргизского народа эпос «Манас» есть своеобразная энциклопедия, отобразившая разные этапы многовековой истории и культуры киргизов. Он раскрывает особенности педагогического воззрения и философского мышления создавшего его народа, знакомит с эстетическими и этическими взглядами и практикой воспитания. В труднейших условиях борьбы за свободу, независимость, вплоть до победы Великой Октябрьской социалистической революции, при почти полной неграмотности киргизского народа эпос «Манас» оказывал существенное воздействие на духовное и умственное развитие народных масс в течение целого тысячелетия служил своего рода всенародным университетом для них. «Манас» и манасчи (сказители), как верно отмечал А.Э. Измайлов, в прошлом «заменяли молодежи театр, которого не знала, школу, куда ее не допускали, книгу которой она было лишена» [5, с. 76].

По мнению Г.Н. Волкова «Эпос носит ярко выраженный педагогический характер. Каждая строфа эпоса «Манас» несет в себе такие морально-этические идеи народа, как трудолюбие, согласие в семье, патриотизм, гуманное отношение между людьми, уважение к женщине, почтительное отношение к старикам как носителям и хранителям национальных традиций, забота о детях, честность, благородство, смелость» [3, с. 74]. Наряду с этим эпос пропагандирует светлые народные эстетические идеалы, воспевающие красоту родной природы, красоту национальной одежды, воинских доспехов, сбруи, красоту борьбы и побед, эстетическое богатство многочисленных национальных праздников и, конечно, красоту взаимоотношений между людьми».

Из этого вытекает, что к общей историко-педагогической оценке «Манаса» вполне применимо понятие «пансофия», ибо именно в этом эпосе дана система важнейщих положений, обусловливающих «всезнание» и «всемудрость» [8, с. 130].

В «Манасе» показаны мечты кыргызского народа об осуществлении идеал совершенного человека. Манас главный герой эпоса олицетворяет кыргызский идеал гормонической личности. Среди личных достоинств человека в эпосе «Манас» следует отметить следующие: здоровье и долголетие, трудолюбие, доблесть, долг, честь, скромность и сдержанность, мудрость, душевная открытость, чадолюбие (любовь к детям), гостеприимство, щедрость, гуманизм, терпеливость, стойкость, доброжелательность, уважение к старости, национальная честь и патриотизм, основная мысль эпоса видится в воспитании в народе духа свободы и независимости. Родители и окружающие стремятся с детства привить сыну любовь к труду: в девять лет от роду он становится пастухом. Манас формируется как совершенная личность в труде, в деятельности.

В эпосе «Манас» представлены также традиционные знания кыргызов о природе, жизни и способы передачи этих сведений к детям. Совокупность этих сведений постоянно расширяла кругозор подрастающего поколения и воздейтвовала на развитие его умственных способностей.

В эпосе «Манас» мы встречаем прямую постановку проблемы родного языка -главнейшую в педагогике всех времен. «Бессмертие народа - в его языке» (Ч. Айтматов) - эта мысль проходит через все повествование. «Манас» как народное произведение, внушает детям мысль о необходимости бережного отношения к языку родителей и предков. Одновременно по эпосу настоящим человеком считается тот, кто знает много языков. Красноречивый и остроумный Ажыбай, знающий 60 языков мира, - любимый герой кыргызов.

Ведущими идеями эпоса является народность и патриотизм:

«Страшная иссушит тоска

По красоте родных вершин» [8, с. 113].

Эти строки принадлежат женщине - матери, которая воспитывает своего ребенка в любви Родине. Действительно, в «Манасе» подлинно народные герои все без исключения пламенные патриоты, не мыслящие своего существования вне народа и Родины. В каком краю они ни воевали, где бы они ни защищали интересы родного народа, какие красивые земли они бы ни посещали, для них кроме Родины в мире земли нет. Все они возвращаются на Родину. Даже погибших героев хоронят непременно на родной земле.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпос «Манас» содержит реальные педагогические знания, являющиеся основой совершенствования целей содержания и методов всех аспектов современного воспитания.

Анализ и теоретическое осмысление этнопедагогической культуры в контексте педагогического образования убедили нас в том, что этнопедагогические ценности не только в состоянии обогащать и дополнять содержание педагогического образования, но и может стать надежным подспорьем в формировании ценностно-мотивационной ориентации личности учителя как активного участника сохранения национальной идентичности в условиях этнического ренессанса и глобализации общественной жизни.

Использование педагогического потенциала эпоса «Манас» невозможно без основательной этнопедагогической подготовки будущих учителей.

Этнопедагогическая ориентация на процесс педагогической подготовки будущего учителя неизбежно обусловливает расширение источников постановки педагогических целей.

Первый из них обусловлен особенностями этнического воспитания, под которыми «следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую

филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов» (Бим-Бад Б.М).

Вторым фактором и исходным положением определения цели является личность учителя как носителя и транслятора этнокультурных ценностей эпоса «Манас», как особого этнокультурного субъекта, наиболее эффективно реализующего развитие этнокультурных традиций нации путем приобщение к ним детей.

В нашем исследовании в качестве обобщенной стратегии изучения и разработки проблемы этнопедагогической подготовки учителя на материале эпоса «Манас» был избран интегративно-культурологический подход, сущностное ядро которого составляет сложный комплекс взаимодополняющих друг друга научных подходов, синтез которых дает возможность целостного, многопланового и многоаспектного исследования проблемы на методологическом, теоретическом и методическом уровнях.

Этнопедагогическая подготовленность будущего учителя представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности знаний в области этнопедагогики и этнокультурного воспитания; в способности эффективно использовать их в процессе социализации личности школьника как субъекта этноса и как гражданина своего отечества. Проводя системный анализ исследуемого феномена, в качестве модели структурных компонентов этнопедагогической подготовки будущего учителя нами были выделены следующие: аксиологический, когнитивный деятельностно-практический и рефлексивный.

На основе составленной нами модели и описанных компонентов этнопедагогической подготовки для нас стало возможным выделение основных критериев, по которым можно диагностировать и оценивать процесс этнопедагогической подготовки будущего учителя:

- эмоционально-ценностное отношение к своей этнической принадлежности и признание ее культурных ценностей и традиций, сформированность профессиональных убеждений и установок, стремление быть активным субьектом межпоколенной трансмиссии воспитательных ценностей эпоса «Манас»;

- потребность в этнокультурном саморазвитии и самовоспитании как ведущей жизненной ценности, целостное восприятие этнопедагогических идей эпоса «Манас» и ее актуальных возможностей;

- наличие философских, этнопедагогических, психолого-педагогических знаний, а также умений достаточных для проектирования и осуществления этнокультурно -ориентированных образовательных и воспитательных задач посредством материалов эпоса «Манас»;

- степень ориентировки в научно-педагогической информации по вопросам использования педагогику эпоса «Манас» в процессе современного воспитания и обучения детей и молодежи;

- готовность к полилогу, сотрудничеству и соавторству различными носителями эпоса «Манас» (учителя, ученики, родители, старожилы, Манасчи (сказитаели эпоса и т.д.) в процессе познания и внедрения её педагогических ценностей;

-Разрабатывая критерии готовности учителя к этнопедагогической деятельности, мы поставили задачу более подробно описать показатели этого развития личности. Они выявлены по каждому компоненту этнопедагогической подготовки учителя.

Все критерии и показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Большое значение имеет учет их соотношения в составе образуемой ими определенной совокупности. Благодаря их интегративности, они могут использоваться комплексно как единое целое.

Разработанная нами комплексная методика критериев и показателей этнопедагогической подготовленности будущего учителя позволила описать уровни их готовности.

Так, нами были выведены четыре уровня этнопедагогической подготовленности будущих учителей: высокий, достаточный, средний, низкий по четырем блокам, соответствующих компонентам: ценностно-мотивационному, когнитивному,

процессуальному и эмоцианально-оценочному. Выявление критериев и уровней профессиональной готовности позволило в наиболее полном виде сконструировать модель этнопедагогической подготовки будущего учителя. Объяснение феномена социокультурного развития личности позволяет представить его как условие и предпосылку осуществления эффективной этнопедагогической подготовки, как обобщенного показателя этнопедагогической культуры, как цель его профессионального и личностного самосовершенствования.

Анализ опыта работы вузов, проведенный в ходе констатирующего зксперимента, показал, что социальный заказ по подготовке учителей, способных успешно использовать педагогику эпоса «Манас» в воспитательной работе с учащимися школ выполняется не достаточно системно и не достаточно результативно. Констатирующий эксперимент, проведенный с участием учителей общеобразовательных школ, студентов-выпускников факультета педагогики и методики начального обучения свидетельствует о том, что уровень готовности педагогов к этой работе очень разный. Нами были установлены такие уровни: низкий, средний, достаточный, высокий. В нашем констатирующем эксперименте было обнаружено, что у студентов-выпускников высокий уровень готовности не проявляется совсем и отмечен лишь у 2% учителей.

Все это требует реконструкцию содержания и методов высшего этнопедагогического образования на программно-целевом и содержательно -процессуальном уровнях.

Литература

1. Алимбеков А. Этнопедагогическая подготовка учителя как предмет исследования // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. - Бишкек, 2006. - №4. - С. 58-66.

2. Баитова Ф.Т. Эпос «Манас» как источник этнопедагогических знаний учителей // Известия ВУЗов. - Бишкек, 2009. - №9. - 243-246-бб. (на кырг. языке)

3. Волков Г.Н. Письмо о Манасе // Литературный Кыргызстан. - 1971. - №1. - С. 71-81.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

5. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогическое воззрение народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

6. Иптаров С. Манасыят - духовная основа возрождения культуры народа // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. - 1995. - № 4. - С. 9-16.

7. Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» как источник изучения духовной культуры киргизского народа.- Фрунзе: Илим, 1989. - 293 с.

8. Ормонов Т. Педагогическая пансофия киргизского народа // Советская педагогика. - 1978.- №1. -С.128-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.