Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога Акимжанова Н. А.
Акимжанова Назгуль Акказиновна /Лкт2капоуа Лкка2тоупа - учитель информатики,
Коммунальное государственное учреждение (КГУ) Средняя школа им. Базылбека Ахметова, с. Ново-Одесское, Уланский район, Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан
Аннотация: педагогическое мастерство определяется через понятие педагогический профессионализм, которое может рассматриваться как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Ключевые слова: мастерство, профессионализм, педагогическое мастерство.
Необходимость однозначной трактовки тех или иных понятий и терминов в научных исследованиях представляет собой непреложеную истину. Однако на практике нередко имеют место такие толкования одного и того же термина, которые весьма отличаются друг от друга. Отдельные понятия применяются без необходимого установления границ их приложений, без четкого определения их содержания. А это приводит к снижению уровня достоверности результатов теоретических исследований и ослаблению эффективности практической деятельности, к некоторому «размыванию» границ определенности полученных выводов. В указанном смысле чаще всего страдают те понятия, содержание которых считается очевидным на бытовом уровне. К числу подобных понятий можно отнести термин «мастерсво» и, в частности, «педагогическое мастерство». Анализ существующей литературы по проблемам педагогического мастерства показывает наличие разнообразных подходов к определению данного понятия. В частности, некоторые авторы увязывают его с качествами личности. Так, Н. В. Кухарев определяет педагогическое мастерство как «совокупность опереленных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовности, способности оптимально решать педагогические задачи» [1, с. 44]. Н. Н. Тарасевич рассматривает сущность педагогического мастерства в комплексе свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности [2, с. 73]. В силу приведенных определений, педагогическое мастерство - суть качества, свойства личности, которые могут быть установлены, выялены и охарактеризованы. Стало быть, формирование, развитие и совершенствование педагогического мастерства может быть сведено к воспитанию определенных качеств личности; наличие тех или иных свойств и качеств личности в этом случае безошибочно указывает на мастера педагогического труда. Некоторые исследователи увязывают мастерство с педагогическим творчеством. В части работ педагогическое мастерсво приравнивается к высокому и постоянно совершенствуемому искусству воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Н. В. Кузьмина указывает, что педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов [3, с. 64]. Г. И. Хозяинов придерживается подобной же позиции. Он считает, что сущность педагогического мастерства заключается в осуществлении педагогической деятельности на высоком уровне, основанное на творческом соединении исходных составляющих и ведущее к достижению необходимых результатов в конкретных условиях обучения [4, с. 80]. Таким образом, известные трактовки понятия «педагогическое мастерство» рассматривают его как качества и свойства личности, как знания, умения и навыки, как осуществление педагогической деятельности на высшем уровне, как искусство и
творчество. В то же время известно, что обычно такая оценка, как мастер, применяется по отношению к тому или иному лицу в зависимости от результатов его деятельности. В тех же случаях, когда усматривается мастерство в ходе деятельности, тогда данная оценка относится к самому процессу деятельности, как к некоторому результату. Стало быть, определение понятия «педагогическое мастерство» непременно должно быть связано с результатом деятельности.
Педагогическое мастерство определяется через понятие педагогический профессионализм, которое может рассматриваться как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Педагогический профессионализм зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности современного учителя. Одним из важнейших критериев педагогического профессионализма в современной педагогике считается результативность работы учителя. Это - качество знаний и успеваемости учеников и, конечно же, интерес к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Литература
1. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. Кн. для учителя. 159 с., М.: Просвещение. 1990.
2. Тарасевич Н. Н. Обретение педагогического мастерства. № 11. М.: Сов. Педагогика. 1990.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк. 1990.
4. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. 166 [2] с. 21 см, М.: Высш. шк. 1988.
Отдельные вопросы обучения родному языку на основе этнопедагогики Асанбекова Н. А.
Асанбекова Нурзат Асанбековна /Asanbekova Nurzat Asanbekovna - соискатель, кафедра методики преподавания кыргызского языка и кыргызской литературы, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрено о месте народной педагогики и этнопедагогики в обучении родному языку. Выявлены место национальных ценностей в обучении и необходимость развития речевой, слуховой и письменной деятельностей. Ключевые слова: народная педагогика, родной язык, этнопедагогика, воспитание, национальная ценность, речевая деятельность, эпос «Манас».
УДК: 42/49+371.3(575.2)
Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: