УДК 378.1:371.128.1:371.03
Б.Н. НУРМУХАМБЕТОВА, Е.К.ЛИСАРИДИ
КазНМУ им.СД.Асфендиярова, модуль латинского языка
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕДАГОГУ КАК К ЛИЧНОСТИ
В данной статье рассматривается вопрос о роли личности современного педагога, о требованиях, предъявляемых к нему.Речь идет о том, что в становлении личности педагога важнейшее значение имеют фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчества.Авторы обращают внимание на тот факт, что важнейшей стороной профессионального становления педагога является постижение педагогического мастерства. По мнению авторов, главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности.Статья содержит материал, содержащий информацию об обязанностях преподавателя, о необходимых для него умениях и навыках, об используемых в его работе воспитательных средствах, о его профессиональных качествах.Данная статья адресована всем преподавателям, заинтересованным в своём профессиональном росте и стремящимся к вершинам педагогического мастерства. Ключевые слова: педагогическое мастерство, опыт, требование к личности.
Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.
В современных условиях возникает необходимость изучения вопроса о роли самого человека в построении себя как профессионала. Особо актуальной данная проблема становится сейчас, поскольку процесс профессионализации требует от современного специалиста самостоятельной работы по постоянному самоопределению и построению себя как профессионала.
Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. Воспользуемся одним из вариантов, предложенных К.М.Левитаном. Он выделяет три стадии:
1) Подготовительная (довузовская), связанная с выбором профессии;
2) Начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности учителя;
3) Основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности учителя с целью ее полной самореализации в педагогической деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности педагога -профессионала [1, 56].
В становлении личности человека важнейшее значение, безусловно, имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека, его самобытности. Особую роль играют профессионально значимые личностные качества, педагогические способности владение педагогической техникой [2, 62].
Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления педагога является постижение педагогического мастерства. Что такое педагогическое мастерство? На этот вопрос каждый учитель - практик даст определение с позиций собственного опыта. Кто только начинает свой педагогический путь, для него мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто не первый год работает в системе
образования, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает себя то, чего ему недостает. В целом, для каждого педагога мастерство- это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. «Мастер» (в переводе с лат. - начальник, учитель)- это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в деле.
Педагогическое мастерство правомерно рассматривать как важнейшее качество личности преподавателя, которое обуславливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью
оптимально решать педагогические задачи[3, 3]. Из каких составляющих складывается педагогическое мастерство преподавателя?
* Совокупность знаний, умений, навыков;
* Единство личных качеств, знаний, умений и навыков; необходимых педагогу. Структурными слагаемыми педагогического мастерства являются:
*Коммуникативныеумения;
Диагностические умения (определение общей способности группы и индивидуальных способностей учащихся, прогнозирование результатов); *Психолого-методические умения;
* Организаторские умения;
* Гностические умения (умения передавать знания);
* Исследовательские умения; *Творческие умения.
Овладеть всеми составляющими в стенах учебного заведения не представляется
возможным, поэтому процесс формирования мастерства продолжается и в период самостоятельной педагогической деятельности. Проходит не один год, прежде чем он по своей квалификации поднимается на уровень педагога - мастера. К сожалению, этого уровня достигают далеко не все педагоги.
К личности современного педагога предъявляется ряд требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности.
Педагог должен иметь огромное желание преподавать и общаться со студентами и это должно быть главной радостью его существования.
Преподаватель обязан уметь интегрировать знания, как в самом предмете, так и владеть обширными знаниями родственных предметов. Он должен знать разнообразные исторические сведения, занимательные факты, примеры современного этапа развития науки, которой обучает студентов.
Часто преподаватель, зная многое о своем предмете, не способен научить студентов. И все потому, что он не владеет технологией отбора материала к теме, к данному занятию. Есть определенная закономерность, определённая динамика видоизменений методов обучения в зависимости от цели занятия, отобранного материала занятия и
338
'.Ъахпта.к.
результата, который мы хотим получить на данном занятии. Преподаватель - Мастер знает эту динамику, как и многообразие существующих методов обучения. Не следует придерживаться только одной формы обучения. Опытные преподаватели знают, как добывать знания, как экономить время для получения наибольшего эффекта в обучении. А это не что иное, как умелое сочетание форм обучения. Грамотный подбор средств обучения, рациональный подход к их отбору - мастерство преподавателя. Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом,умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрация своего отношения к поступкам учащихся и др. Владение основами педагогической техники-необходимое условие вооружения технологией.
Необходимая в деятельности учителя культура речи - это четкая дикция, «поставленный голос», правильное дыхание и разумное использование в речи мимики и жестикуляции... Воспитательдолжен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет ». Таким образом, наличие у педагога специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей предполагает успешную педагогическую работу.Все эти свойства не являются врожденными.Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, хороший вкус и другие. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Современный мир переживает период технического и информационного развития, что не может не отразиться в наш век на сознании, способности и духовном развитии личности. Следует обратить внимание на мировоззрение, поведение и сознание подрастающего поколения, которое получает информацию и сведения в огромном количестве. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:
1.Правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.
2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось.
3. Установить, какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий высшее учебное заведение.
4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу. Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, он должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относят те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.
К специальным педагогическим способностям относится и способностьк педагогическому общению. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально - педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности преподавателя на личность студента.
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи студента, особенно тогда, когда поощрения и наказания справедливы. Педагог должен обладать терпением и верить в студента. Терпение педагога должно быть безграничным. Ему необходимо сохранять выдержку и самообладание в ожидании нужных результатов от студентов[5, 42]. Каждый хочет стать Мастером своего дела. Преподаватель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других, вызывать интерес к своему предмету, заниматься исследовательской работой, изучать и применять новые методики и технологии, уметь работать с методической работой. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя Профессионала и Мастера.
Таким образом, профессиональное становление личности -это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. - Саратов: 1991. - 255 с.
2 Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: 2007. - 169 с.
3 Кухарев-Гомель Н.В. Как овладеть педагогическим мастерством. - СПб.: ГОСПО БССР, ГОИУУ,2006. - 245 с.
4 Палтышев, Н.Н. Постижение педагогического мастерства. - М.: Изд. центр АПО, 2002. - 182 с.
5 Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Творческая педагогика. - 2002. - №11. - С. 88-95.
339
www.kaznmu.kz
Б.Н. НУРМУХАМБЕТОВА, Е.К.ЛИСАРИДИ
С.ЖАсфендияров атандагы Каз¥МУ
ПЕДАГОГИКАЛЬЩ МАМАН. ПЕДАГОГЦА Т¥ЛFА РЕТ1НДЕ ЦОЙЫЛАТЫН ТАЛАПТАР
ТYЙiн: Айтылмыш ма;алада заманауи педагогтыц р0лi жэне оган ;ойылатын
талаптар;арастырылады. Педагогтыц тулга ретшде ;алыптасуында психолого-педагогикалы; арнайы бiлiм сонымен ;атар заманауи педагогикалы; технологияны мецгеру, инновациялы; жэне шыгармашылык; улкен орын алады.
Ма;ала авторлары педагогтыц кэйби ;алыптасуына педагогикалы; маманныц шыцына жету екендтн баса айтады.
Авторлардыц mKipi бойынша педагог;а цойылатын негiзгi талап ол балаларга жэне 0зiнiц Мне деген CYЙiспеншiлiк.
Ма;ала о;ытушыныц мшдеттерь оган цажетп дагдылар, жумыс барысында ;олданатын тэрбиелiк тэлiмдер жэне кэйби сапалары
туралы мэлiметтерден куралган. Айтылмыш ма;ала педагогикалы; маманныц кэсiби децгейде есуше жэне шыцына жетуше
деген цызыгушылык; тудырган барлы; оцытушыларга арналган.
ТYЙiндi свздер: педагогикалы; шеберлiк, тэжiрибе, жеке адамга деген талаптар.
Y.K. LISSARIDI, B.N. NURMUKHAMBETOVA
S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University
PEDAGOGICAL SKILL. REQUIREMENTS TO THE TEACHER AS TO THE PERSONALITY
Resume: In this article consider a question of a role of the identity of the modern teacher, of requirements imposed to it.
The question is that a fundamental educational, psychological, pedagogical and special background, study of modern pedagogical
technologies, forming of setting on an innovation and work, have a major value in becoming of personality of teacher.
Authors pay attention to circumstance that the major side of the professional becoming of teacher understands of pedagogical mastery. In opinion of authors, the main and permanent requirement produced to the teacher is love of children, to pedagogical activity. Article contains the material containing information on duties of the teacher, about skills necessary for it, about educational means used in his operation, about his professional qualities.
This article is addressed to all teachers interested in the professional height and aspiring to the tops of pedagogical mastery. Keywords:pedagogical skill, experience, requirements to the personality.
УДК 617.7:681.518
А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, С.К. ИСМАИЛОВА
КазНМУ им.СД.Асфендиярова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФТАЛЬМОЛОГИИ
Статья посвящена использованию информационных технологий при изучении офтальмологии студентами и интернами-хирургами. Каждое занятие сопровождается демонстрацией слайдов, видеофильмов продолжительностью 5-7 минут. Во время самостоятельной студенты вместе с преподавателем работают с заимствованной компьютерной программой. Все это позволяет приобщить студентов и интернов к получению информации через владение информационными технологиями, формировать знания и навыки работы с информацией.
Ключевые слова: офтальмология, информация, технологии, слайды, видеофильмы.
Педагогический процесс в высшей школе реализуется в рамках многообразной, но целостной системы организационных форм и методов обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и интернов с преподавателем, самостоятельная работа студентов и интернов) решают свои специфические задачи формирования специалистов и опирается на использование определенных методов организации педагогического труда преподавателей и учебной работы обучаемых, способов передачи и усвоения знаний.
Реформа высшего медицинского образования в целях повышения эффективности подготовки медицинских кадров предполагает постоянное совершенствование учебного процесса и поиска новых путей в решении традиционных проблем педагогики.
Инновации или нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие «инновация» означает в переводе с латинского языка «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в содержание, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента. Педагогическая инновация -
нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Студенты, обучающиеся с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем студенты с применением только традиционных способов обучения. Одним из перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса является использование новейших технологических средств, к числу которых относятся системы программированного контроля знаний студентов и использование наглядных средств обучения. На кафедре офтальмологии внедрены разнообразные формы активной подачи учебного материала, в частности на лекциях: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками. Мультимедийные презентации на лекциях позволяют мобилизовать внимание, интерес обучающихся и стимулирует их познавательную деятельность. Лекции читаем студентам 4 курса факультета общей медицины по темам, включающим зрительные функции, катаракту, глаукому и травмы органа зрения, студентам 3 курса стоматологического факультета
340 f.kaznmu.kz