Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ / КУЛЬТКОМПЕТЕНЦИЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ПРЕДМЕТНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ДР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенжешев Каныбек Дуйшеналиевич, Толубаева Чолпон Дерденбаевна, Жумашова Назира Асанкадыровна

В статье рассматриваются основы народной педагогики кыргызского народа, сформированные до возникновения средних школ. Она была организована на высоком уровне в процессе взросления ребёнка в соответствии с содержанием социально-общественных условий. Определяется формирование первых методов и приемов обучения молодежи на этнопедагогической основе. Особое внимание уделяется проблеме соединения этнопедагогического образования с изучением кыргызской художественной литературы в решении молодежью противоречий жизни, овладении ею социально-личностной компетенцией своего времени. Ведется речь о той пользе, которую молодежь приобретает в личной жизни на основе этнопедагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PRACTICAL CONTENT OF TEACHING KYRGYZ LITERATURE IN SECONDARY SCHOOLS ON THE BASIS OF NATIONAL PEDAGOGY

The article examines the fundamentals of folk pedagogy of the Kyrgyz people, formed before the emergence of secondary schools. It was organized at a high level in the process of growing up in accordance with the content of socio-social conditions. The formation of the first methods and techniques of teaching young people ethno-pedagogical basis is defined. Particular attention is paid to the problem of combining ethno-pedagogical education with the study of Kyrgyz fiction in addressing the contradictions of life and mastering the social and personal competence of their time by young people. The article discusses the benefits that young people gain from ethno-pedagogical education in their personal lives.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Кенжешев К.Д.1, Толубаева Ч.Д.2, Жумашова Н.А.3 Email: Kenzheshev6114@scientifictext.ru

1Кенжешев Каныбек Дуйшеналиевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра кыргызской литературы, факультет кыргызской филологии, Бишкекский гуманитарный университет им. Кусеина Карасаева, г. Бишкек; 2Толубаева Чолпон Дерденбаевна - кандидат филологических наук, доцент, 3Жумашова Назира Асанкадыровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра кыргызской литературы и манасоведения, факультет филологии, истории,

педагогики и искусства, Иссык-Кульский государственный университет им. Касыма Тыныстанова,

г. Каракол, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются основы народной педагогики кыргызского народа, сформированные до возникновения средних школ. Она была организована на высоком уровне в процессе взросления ребёнка в соответствии с содержанием социально-общественных условий. Определяется формирование первых методов и приемов обучения молодежи на этнопедагогической основе. Особое внимание уделяется проблеме соединения этнопедагогического образования с изучением кыргызской художественной литературы в решении молодежью противоречий жизни, овладении ею социально-личностной компетенцией своего времени. Ведется речь о той пользе, которую молодежь приобретает в личной жизни на основе этнопедагогического образования.

Ключевые слова: урок литературы, народная педагогика, этнопедагогическое образование, этнокультурные понятия, культкомпетенция старших классов, социально-личностные компетенции, государственный стандарт, предметный стандарт, учебный план и др.

DEVELOPMENT OF THE PRACTICAL CONTENT OF TEACHING KYRGYZ LITERATURE IN SECONDARY SCHOOLS ON THE BASIS OF NATIONAL PEDAGOGY

1 2 3

Kenzheshev K.D. , Tolubaeva Ch.D. , Zhumashova N.A.

1Kenzheshev Kanybek Duyshenalievic - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF KYRGYZ LITERATURE, FACULTY OF KYRGYZ PHILOLOGY, BISHKEK HUMANITARARION UNIVERSITY HAMED KUSEIN KARASAEV, BISHEK; 2Tolubaeva Cholpon Derdenbaevna - Candidate of Philology, Associate Professor; 3Zhumashova Nazira Asankadyrovna - Candidate of Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF KYRGYZ LITERATURE AND MANAC STUDIE. FACULTY OF PHILOLOGY,

HISTORY, PEDAGOGY AND ART, ISSYKKUL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER KASYM TYNYSTANOV,

KARAKOL, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article examines the fundamentals of folk pedagogy of the Kyrgyz people, formed before the emergence of secondary schools. It was organized at a high level in the process of growing up in accordance with the content of socio-social conditions. The

formation of the first methods and techniques of teaching young people ethno-pedagogical basis is defined. Particular attention is paid to the problem of combining ethno-pedagogical education with the study of Kyrgyz fiction in addressing the contradictions of life and mastering the social and personal competence of their time by young people. The article discusses the benefits that young people gain from ethno-pedagogical education in their personal lives.

Keywords: the literature lesson, folk pedagogy, ethno-pedagogical education, ethno-cultural concepts, high school cultural competence, social and personal competence, state standard, subject standard, curriculum.

УДК 371.3: 494.3

Огромная роль художественной литературы в деле воспитания молодежи у кыргызов была определена с древнейших времен. Поэтому народ прежде всего выявлял художественную проблематику, содержащуюся во всех видах произведений устного народного творчества, начиная с пословиц и поговорок, в центре всех творений которого возвышается героический эпос «Манас». Все виды фольклора служили задаче объяснения жизненных явлений, в необходимых случаях давал им оценку, обучали понимать смысл сказанного слова, передающиеся в форме аллегории, насмешки, шутки, учили ценить слово, выражать свою мысль после строгого обдумывания, закрепленные в пословицах, поговорок «Слово - не воробей, вылетит не поймаешь», или «Семь раз отмерь - один раз отрежь». С принятием Республикой Кыргызстан независимости возросла ценность этих традиций. Открытие границ проникновение на кыргызскую землю изменений, происходящих в мире, путешествия молодежи Кыргызстана во все уголки земного шара в поисках знаний и работы, переход образовательных учреждений на новые стандарты оказали своё воздействие на её мировоззрение. Требование времени дать молодежи правильное обучение и воспитание вызвало необходимость использования принципов дидактики с многовековыми традициями этнопедагогики, прошедшими испытания. Ёще до приобретения умения писать и рисовать люди приучали детей получать знание и воспитание в форме художественного мышления, сохраняя его лучшие образцы. Ярким примером тому являются сокровищницы устного народного творчества кыргызов, вершиной которого является эпос «Манас», заветы которого стали государственной идеологией, содержащие следующие принципы: гуманизм, великодушие, терпимость; единство и сплоченность нации; укрепление и защита Кыргызской Государственности; национальная честь и патриотизм; гармония с природой; через кропотливый, неустанный труд и знания - к процветанию и благосостоянию; межнациональное согласие, дружба и сотрудничество.

Осваивая ремесло письма в пору обучения детей грамоте, кыргызы руководствовались нардной традицией, делами упор на народную педагогику при составлении книг для чтения. Свидетельством тому является одна из первых книг дел чтения просветителя Ишеналы Арабаева, предназначенная детям [3.12]. Упор не этнопедагогику при составлении учебно-методических пособий делали К. Тыныстанов, А. Идирисов, Т. Актанов, М. Жаныбаев, А.Шабданов, У. Абдукаимов, З. Сатыбалдиев. Традиция была закреплена составителями книг для чтения Т. Байджиевым, З. Бектеновым использованье или элементов нардной педагогики были различного уровня, но они были единодушны в том, что значение народной педагогики в обучении и воспитании молодежи непреходяще.

С течением времени закладывались основы решения проблемы обучения, опираясь на принципы педагогики других народов в особенности на труды основателя этой науки Я.А. Коменского, в 50-60-е годы прошлого века составители книг для чтения Т. Саманчин, К. Рахматуллин, М. Богданова, О. Жакшиев, К. Иманалиев, Ж. Таштемиров, Ж. Мукамбаев, Б. Маленов, Ш. Уметалиев, С. Мусаев, К. Асаналиев, Б. Алымов использовали дидактику этнопедагогического при составлении учебников

для общеобразовательной средней школы. В результате чего, начиная с первого класса по окончании школы, привлекались к изучению образцы устного творчества во главе с эпосом «Манас», использовались художественные произведения известных поэтов-писателей различных жанров, содержащие основы гуманистической мысли, перечни духовных ценностей, прославляющие величие человеческого разума, широко использовались образцы дидактики, нашедшие своё место в народном сознании. Художественные тексты использовались при обучении учащихся к чтению, формировании навыков чтения, развитию умственных способностей, выполняли как познавательные, эстетические так и воспитательные задачи. Составители книг для чтения и программ по чтению основное внимание уделяли на духовное, нравственное, эстетическое воспитание молодежи.

Выбор художественного произведения для чтения в соответствии с возрастными особенностями детей учитывался с самого начала советского времени, размещение художественных текстов в книгах для чтения также сопровождалось со спорами и обсуждениями [4.25]. Здесь учитывались не только идейно-политическое содержание произведения, но и построение произведения на основе народной педагогики. Это обязывало кыргызских ученых изучить теорию этнопедагогики, вдохновляло поэтов-писателей создавать стихи-поэмы, прозаические произведения на детские темы. С наступлением новой эпохи, оказавшись в пределах строгого политического влияния, кыргызы стремились сохранить свои национальные черты, продвигались вперед, восполняя проблемы через творчество последующих поэтов-писателей. Такие условия соответствовали интересам всего народа, сохранение таких качеств, которые могли быть примером подражания для последующего поколения, положительные правила поведения в обычаях и традициях предшествующего поколения людей необходимо было передать через художественные произведения. Такая работа осуществлялась у всех народов, но разработка основной научной концепции обучения и воспитания в этом направлении осуществляется в книге «Этнопедагогика» Г.Н.Волкова, созданной на основе народной педагогики чувашского народа [2, 21].

Уточнение научного объекта, определение проблем исследования, систематизация направлений поисков осуществил Г. Н. Волков, на особенности содержания этнопедагогики каждого народа потребовало учета данной специфики. Хотя становление этнопедагогики как самостоятельной науки в Кыргызстане произошло после приобретения независимости, использование ее принципов в составлении учебных программ и учебников по кыргызской литературе складывалось с момента изучения литературы в средней школе. Учитывая сильное воздействие внешних факторов на сознание детей, роль кыргызской литературы как основного предмета обучения национальным традициям и обычаям, сам народ, а так же ученые, основную задачу возлагали на кыргызскую литературу. Такое явление в прошлом веке были характерны для всех народов, на уроках литературы стремились сохранить образцы национальных традиций, сохранившихся из прошлых веков в обучении и воспитании молодежи. С современной точки зрения изучение художественных произведений на основе этнопедагогики развивалось в пределах нескольких ступеней.

В первую очередь, учитывалась необходимость распределения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся; во-вторых, уделялось внимание на многообразие жанровых образований, свойственных национальной литературе; определялась художественно-эстетическая значимость творчества во главе с эпосом «Манас», определение его места, занимаемое в обществе, выявление его значения в воспитании молодежи, и, наконец, распределение материала согласно принципам дидактики. Национальная педагогика проявила заботу в углубленном изучении литературного произведения по мере перехода из класса в класс. Учитывая культурные ценности и этнографию, прослеживая исторический путь, пройденный народом, его отношение к жизненным испытаниям, вникая в особенности жизни

народа и всего человечества через изучение художественных произведений мировой литературы. Такая обязанность предмета кыргызской литературы основывалась на различные темы, осуществлялась в учебном процессе, продвигаясь вперед в соответствии с требованиями времени. Например, в начальной школе выбор произведений основывался на легкости прочтения и усвоения, на произведениях, отражающих частицу жизни, раскрывающие дидактические правила жизни, по мере перехода из класса в класс обучение основывалось на этнопедагогике, усложняясь и углубляясь.

Вся работа в разработке требований изучения кыргызской литературы на этнопедагогической основе была возложена на плечи ученых-педагогов, которые опирались на передовые достижения науки литературоведения и других общественных наук, подтвержденных научно-теоретическими, изысканиями исходя из интересов учащихся по принципу «от простого к сложному». Такое отношение к кыргызской литературе, наряду с выявлением общественного значения художественного мышления в процессе литературоведческого анализа, разрабатывались концептуальные правила, практическое значение которых в учебном процессе проверялись через науку методики преподавания литературы. Правда, в прошлом веке изучение национальной литературы определялось идейно-политическим содержанием, художественные произведения, использованные в учебном процессе, должны были соответствовать философии образования, уровню мировоззрения эпохи, развивались на общегосударственном методологическом направлении, восприятие мира ребенком в прямом отношении зависело от «классового подхода», этнопедагогическое восприятие делилось на два полюса. Такое восприятие художественного произведения рождало негативное отношение к некоторым произведениям, сводило исследовательскую работу к обобщению, порождало у учащихся одностороннее восприятие во внутреннем мире.

Несмотря на все трудности, исследователи кыргызской литературы устанавливали научно-теоретические взгляды, определяли литературно-эстетические ценности художественной литературе, включали в учебный процесс лучшие её образцы, отражающие личную жизнь персонажей своей эпохи, моральные понятия, содержащиеся в контексте сюжета. Такое отношение к художественной литературе начиналось со времени ликвидации безграмотности, с течением времени дополнялось новыми положениями, в результате чего в определенной степени накапливался опыт по этнопедагогике в деятельности педагогов-методистов. Накопленный опыт в процессе обучения способствовал задаче сохранения идентичности нации, совершенствованию предмета кыргызской литературы, через определение её роли в обществе, как и другие источники педагогики в обучении и воспитании, открывали пути систематизации обучения на этнопедагогической основе. Это вызвало большой интерес в среде ученых-методистов и учителей-практиков. В изучении кыргызской литературы на этнопедагогической основе: рассматривались утвердившиеся веками особенности кочевой цивилизации кыргызского народа; определялись роль и значение образцов художественного творчества во главе с эпосом «Манас», в которых отражены основы обучения и воспитания, соответствующие кочевому образу жизни народа; выявлялись способы и средства воспитания подрастающего поколения через слово и передачи мысли через художественно-образное повествование; изучались вопросы логического восприятия философской теории педагогики, основанные на определении способностей детей разных возрастных групп. Это потребовало решения ряда сложных проблем, связанных с развитием общества, в определнии его общественно- политической сути, когда кроме науки педагогики, требовалось участие всех общественных наук.

Наряду с определением художественно-эстетического содержания литературного произведения, необходимо было решать и такие проблемы, как учеба требований власти для доказательства с научной точки зрения многих взглядов, определяющих

актуальности проблемы, в выявлении собственного содержания дисциплины и ряда других задач. Поэтому к какому бы произведению писателя не обращались, ученные при определении идеологической сути данного произведения наряду с «народностью и проблем нравственного значения, решали вопросы литературно-эстетической концепции, свойственные народному обучению и воспитанию исследованию народного мировоззрения. Такой подход привнес большие хлопоты в ученном мире. В 20-годах ХХв. в деле ликвидации безразличности населения, в сборе и систематизация устного народного творчества в оценке их с научной точки зрения в трудах К. Тыныстанова, Ч.Д. Поливанова, Ы. Абдрахманова, К. Мифтакова, К. Рахматулина, О. Жакишева, К. Карасаева, Юнусалиева, К. Юдахина, Т. Байджиева, З. Бектенова и др. вызвали горячие дискуссии среди ученых, исследующих национальную культуру, психологию, философию охватывая и другие сферы исследования, обозначилось место народной этнопедагогики. Определяя место литературного произвеления в контексте кыргызской литературы, опираясь на канцептуальные положения литератураведеняи и других общественных наук, учитывая идеи народной педагогики в учебных пособиях по кыргызской литературе, выявляя связи правды жизни с художественной правдой в произведении, анализируя образы произведения в устаеновлении логического мышления автора, обьесняя положительные и отрицательные явления в народном их понимании, встречающиеся в сжюете, раскрывая морально-нравсивенные ценности, заложенные в тексте, анализ цепи событий, определяющие пути авторской концепции и т.д, решая эти и другие проблемы, кыргызские ученные закладывали основы этнопедагогики.

При анализе художественного произведения необходимо было исходить из морально-этического, литературно-эстетического аспектов, через раскрытие положительных или отрицательных качеств персонажей, опираясь на научно -теоретические концепции педагогики для внедрения их в учебный процесс с целью обязательного их усвоения учащимися. Такое отношение в изучении художественного произведения в процессе литературного анализа должно исходить от состояния положительных или отрицательных качеств человека в зависимости от социально-жизненных условий, от занимаемого им места в обществе, от отношений его к окружающей среде, гражданской позиции поведения и действий, учитывая человеческие слабости, все эти вопросы открывали путь к систематизации принципов этнопедагогики. В составлении принципов изучения кыргызской литературы на основе этнопедагогики велико значение эпоса «Манас». Определение эпохи, отраженной в эпосе, выявление функциональной роли художественных персонажей, раскрытие идейности и народности художественно-эстетической ценности произведения, передача учащимся этнопедагогические правила, основанные на воспевании разума - особые приемы и методы обучения - получившие развитие в родственных фольклорных произведениях, оставили свои следы в традиционных формах обучения и воспитания кыргызской молодежи во все последующие времена. В поисках путей совершенствования изучения литературы на этнопедагогической основе в начальной школе ученый-методист С. Рысбаев отмечает: «Эта культура просматривается в богатом наследии народного фольклора, на основе которого прочно утвердился в народной педагогике. Эта культура народного воспитания, морально-нравственной традиции, закрепленные в фольклоре, просматриваются в следующем: знание национальных традиций и обычаев; почитание родителей, уважение старших; призыв к дружбе и товариществу; бережное отношение к окружающей среде; формирование чувства взаимопомощи; быть в добрых отношениях с людьми; призыв к моральной чистоте; быть чутким и вежливым с людьми; выполнять общественно-полезный труд; умение поддерживать приятную беседу с людьми; особо ценить взаимоуважение родственников - таковы основные свойства этнопедагогики» [4. 16-17]. При анализе свойств кыргызской литературы данный список выглядит неполным.

При рассмотрении произведений, вошедших в учебную программу средней школы в идейно-тематическом, жанрово-стилевом отношении, в целях показа сложности человеческого характера, действий и поступков персонажа, его отношения к жизни, его взаимоотношения с окружающей средой, его мировоззрение, интеллект, занимаемое место в обществе, состояние социальных интересов, достижение идеала в народном представлении, эмпирически выработанные жизненные воззрения, и, наконец, учитываются личные наблюдения поэтов-писателей в освоении различных сторон мироздания. Литература как энциклопедия знаний в отражении народной жизни обладает способностью ознакомления учащихся со всеми сторонами жизни, что обуславливает ее изучение на этнопедагогической основе.

Список литературы /References

1. АсиповаН. Философия и история образования. Б.: 2010, 14 с. (на кырг.яз.)

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 280 с.

3. ОсмонкуловА. Э. Арабаев - известный просветитель. Б., 1999. 104 с. (на кырг. яз.)

4. Совершенствование обучения кыргызской литературе в начальной школе на этнопедагогической основе. Автореферат докт. исс. пед. Наук, 2006. 15 с. (на кырг. яз.)

INFLUENCE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Shakirova A.D. Email: Shakirova6114@scientifictext.ru

Shakirova Arayla Dalelovna - Master of Pedagogical Sciences, Doctoral Student, ZHETYSU UNIVERSITY NAMED AFTER I. ZHANSUGUROV, TALDYKORGAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this article presents the advantages and ways to implement social and psychological training in the form of training in order to improve the psychological and pedagogical training of our future teachers, taking into account changes in the field of education related to the development of society. A structural and functional model for the development of educational pedagogical abilities has been proposed. Keywords: social and psychological training, structures formed competencies.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Шакирова А.Д.

Шакирова Арайла Далеловна - магистр педагогических наук, докторант, Жетысуский университет им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: в статье представлены преимущества и способы реализации социально-психологического тренинга в форме тренинга с целью повышения психолого-педагогической подготовки наших будущих учителей с учетом изменений в сфере образования, связанных с развитием общества. Предложена структурно-функциональная модель развития учебно-педагогических способностей. Ключевые слова: социально-психологический тренинг, структуры сформированных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.