«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
Jfl>7 (2/2008)
УДК 37.037
ВЛИЯНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ динамическои гимнастики на ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Соискатель Ю.П. Ферулёва Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
EXPRESSIVE DYNAMIC GYMNASTICS INFLUENCE ON FIRST YEAR CHILDERN'S PSIHOPHYSIC DEVELOPMENT
Y.P. Feruleva, post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: journalalist. ru
Ключевые слова: дети грудного возраста, динамическая гимнастика, гармоничное развитие
Аннотация. Внедрение методик по исследованию развития организма новорожденных детей и младенцев требует серьезного рассмотрения на уровне методического обеспечения. Применяя на практике различные упражнения с грудными детьми, необходимо качественно отнестись к построению процесса физического воспитания, чтобы главным образом, не нанести травмы детям. Методика динамической гимнастики И.Б. Чарковского предусматривает применение комплекс упражнений, которые позволили развить двигательные качества ребенка без ущерба его здоровью.
Keywords: children of the breast age, dynamic gymnastics, harmonious development
Summary. The development of the newborn children and infant organism research methods are involved and need serious methodical provision. Using in practice different exercises with breast children ,it is necessary to choose methods carefully whil physical education not to inflict the traumas to children. I.B. Charkovskij 's dynamic gymnastics methods provides using a complex of exercises, which have allowed to develop the child motor quality without damage his health.
Актуальность. Первый год жизни ребёнка - период, когда создаётся фундамент его физического, психического и нравственного здоровья. Задача этого периода - исправить имеющиеся у ребёнка отклонения в развитии, полученные в результате неправильного ведения
беременности и родов. В мире известен ряд методик, которые и решают эту задачу. Одна из них -система И.Б. Чарковского.
Динамическая гимнастика становится одним из средств всестороннего, гармоничного развития, благодаря тесной связи физического и психического развития. С самых первых дней жизни для малыша необходимы движения, упражнения, цель которых - «дать возможность раскрыться заложенным в нем потенциалам, дать возможность природе реализовывать свои эволюционные программы».
Непосредственными задачами динамической гимнастики являются:
- коррекция опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ребенка;
- общая релаксация (расслабление) организма, что происходит после усиленной физической нагрузки.
Двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также, в широком смысле, на их поведение. При занятиях с детьми мы используем следующие принципы:
а) регулярность выполнения динамических упражнений с ребенком;
б) постепенное увеличение разнообразия, сложности, интенсивности динамических упражнений;
в) индивидуальный подход к занятиям, в зависимости от физического и психического состояния ребенка;
г) тесный эмоциональный контакт между ребенком и родителями в процессе физических упражнений.
Первым этапом занятий является использование врожденных рефлексов новорожденных (рефлекс Робинсона (хватательный), рефлекс опоры, рефлекс «автоматической походки» (шаговый), рефлекс Бауэра (ползания)).
На примере рефлекса Робинсона покажем возможность применения указанных выше принципов:
1) Вкладывание пальцев взрослого в ручки ребенка до срабатывания рефлекса (ребенок сжимает кисти рук);
2) Начинаем потягивать ребенка за ручки, стремясь поднять его в положение виса;
3) Постепенно увеличиваем продолжительность упражнения;
4) Выполнение покачиваний, придерживая ребенка за кисти рук: вперед - назад, из стороны в сторону, вверх - вниз, небольшие повороты, вокруг вертикальной оси, разведение ручек в стороны, частичный перенос веса с одной руки на другую;
5) Упражнения динамической гимнастики («забросы», «перебросы», «боковые прокруты», «прямые прокруты», «солнышко», «карусель» и т.д.).
Эта серия упражнений, направленная на развитие мышц, суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно-сосудистую системы и вестибулярный аппарат.
По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления (лесенки, гантели, мячи, кольца, прыгунки и т.д.) или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов - дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка.
Разработанная И.Б.Чарковским методика динамической гимнастики является наиболее доступной и универсальной формой физической тренировки грудных детей.
Гипотеза: предполагается, что применение ЭДГ окажет эффективное влияние на психофизическое состояние детей 1 года жизни.
Объект исследования: психофизическое состояние детей, занимающихся экспрессивной динамической гимнастикой.
Предмет исследования: методика ЭДГ, разработанная И. Б. Чарковским.
Научная новизна: впервые методика ЭДГ была апробирована и оценена с детьми 1 года
жизни.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы родителями в психофизическом процессе развития детей, а также в процессе обучения студентов институтов физической культуры.
Цель работы: Проанализировать влияние экспрессивной динамической гимнастики на психофизическое развитие детей грудного возраста.
Задачи:
1. Выявить состояние физиологической зрелости новорождённых.
2. Апробировать экспрессивную динамическую гимнастику и выявить особенности её использования с детьми грудного возраста.
3. Оценить психофизическое развитие детей к концу первого года жизни.
4. Оценить эффективность экспрессивной динамической гимнастики.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, опрос, математическая статистика.
Организация исследования
На первом этапе исследования - работа над литературой по данной теме. На втором этапе - беседа с родителями новорождённых детей и инструктаж с целью получения сведений о ребёнке и обучения основам динамической гимнастики.
На третьем этапе - педагогический эксперимент. Эксперимент проводился с февраля 2001 года по сентябрь 2002 года в г. Набережные Челны. В эксперименте участвовало двадцать детей и их родителей. Исследования проводились в домашних условиях.
Содержанием эксперимента являлась экспрессивная динамическая гимнастика, которая после проведённого инструктажа выполнялась родителями с детьми экспериментальной группы самостоятельно.
Группа включала десять детей. Занятия проводились ежедневно с 3-4-х недель рождения и до одного года жизни, гимнастика длилась 15-30 минут и проводилась по самочувствию ребёнка.
Комплекс гимнастики включал стандартный набор упражнений, разработанный И.Б.Чарковским.
Вторая группа детей, состоящая из десяти человек, не занималась экспрессивной динамической гимнастикой и была контрольной.
В течение эксперимента использовалось наблюдение и тестирование. Родители заполняли на протяжении первого года жизни карту контроля развития ребёнка. При появлении новых умений в карте отмечались сроки по месяцам. После этого карты собирали и анализировали.
Выводы:
1. Оценка физиологической зрелости по шкале Апгар в двух группах показала: 65% детей имеют нормальный уровень развития, 25% - выше нормы, 10% - ниже нормы. Состояние физиологической зрелости новорожденных в контрольной группе было лучше на 10,5% до эксперимента.
2. Тестирование психомоторных функций к концу первого года жизни показало, что в обеих группах по всем показателям уровень развития детей находится в норме или выше нормы:
- по показателям «начинает садиться», «вставать» в экспериментальной группе на 10% выше нормы, чем в контрольной, где 100% детей имеют нормальный уровень развития; по показателю «начинает ползать на четвереньках» - на 30% выше нормы в контрольной группе и по показателю «самостоятельная ходьба» - на 20% выше в контрольной группе, чем в экспериментальной.
3. После оценки физического развития в двух группах мы получили следующие результаты:
- в контрольной группе на 20% больше детей имеют нормальное телосложение - нормосомия, чем в экспериментальной, где встречается 10 % гипосомия и на 10 % больше гинерсомии;
- в экспериментальной группе у 100 % исследуемых детей нормотрофия, тогда как в контрольной группе встречается у 20 % избыток массы второй степени и у 10 % - дефицит массы первой степени.
4. Выявлено положительное эффективное влияние ЭДГ на:
- заболеваемость детей (в 2 раза ниже по сравнению с контрольной группой);
- физическое развитие (в экспериментальной группе: 100% - нормотрофия; в контрольной группе: 20 % - избыток массы тела, 10 % - дефицит массы);
- психическое развитие (по показателю «дифференциация чужих и своих» в контрольной группе на 10 % задержка в развитии, по показателю «первые слова» экспериментальная группа, на 10 % имеет выше уровень развития).
Практические рекомендации. Особенности использования ЭДГ с детьми:
- на первых занятиях и в дальнейшем при освоении новых, сложных упражнений желательно присутствие инструктора, владеющего методикой ЭДГ для предотвращения возможных ошибок и правильного выполнения техники упражнений;
- перед тем, как начинать упражнения с ребёнком, необходимо сначала выполнить эти же упражнения с куклой;
- место для проведения ЭДГ должно быть просторным (учитывается высота потолка, свободная площадь);
- ЭДГ должна проходить с учётом настроения, самочувствия, жизненного ритма ребёнка; занятия должны проводить обязательно родители;
- постепенно осваивая новые упражнения от простых к сложным, не стремиться к рекордам и не включать в комплекс упражнения, в выполнении которых нет уверенности.
- во время выполнения упражнений не должны присутствовать посторонние люди, не следует из ЭДГ устраивать «цирковой показ»;
- на занятиях необходимо общаться с ребёнком: подбадривать, хвалить, целовать, гладить его.
Литература:
1. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть. / Аршавский И.А. - М., 1990. - С. 45-57.
2. Дадашева, М. Методика по водным занятиям по системе И.Б. Чарковского / Дадашева М. - М., 1991. - 321 с.
3. Ермакова, Е.Ю., Возможности применения элементов неонатальной культуры. / Ермакова Е.Ю., Обухова А.Ю. -Сп-б., 2001. - С. 57-63.
4. Ефименко, Н.Н. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. / Ефименко Н.Н., Сергеев Б.В. - М., 1991. - 356 с.
5. Калюжин, Г. А.,. От колыбели до школы. / Калюжин Г. А., Дерюгина М.П. - Минск: Русь, 1990. - 235 с.
6. Никитин, Б.П. Наши уроки /. Никитин Б.П., Никитина А.В. - Л., 1992. - 125 с.
7. Трунов, М.В., Экология младенчества. / Трунов М.В., Китаев Л.М. - М., 1993. - С. 98-123.
8. Чарковский И.Б. Водные предки человека. / Чарковский И.Б. - М.: Медицина, 1997. - 253 с.