Динамическая гимнастика для новорожденных и грудных детей как фактор активизации физического и психофизиологического развития
Козина Жаннета1, Ермаков Сергей1, Прусик Кристоф2
Харьковская государственная академия физической культуры1 Академия физического воспитания и спорта в Гданське2
Анотации:
Рассмотрены основные положения динамической гимнастики для новорожденных и грудных детей. Динамическая гимнастика позволяет обеспечить необходимую двигательную активность малышам уже с первых дней жизни. Гимнастика включает упражнения, вызывающие самое большое удовольствие у детей - висы, раскачивания, кувырки. Каждому упражнению комплекса соответствует строчка юмористического стихотворения о природе, что способствует раскрепощению взрослых, развивает чувство гармонии и ритма у ребенка. Обобщен опыт 18летней работы с новорожденными и грудными детьми. Показано положительное влияние применения динамической гимнастики в стихах на физическое и психофизиологическое развитие детей.
Ключевые слова:
новорожденные, грудные дети, гимнастика, ребенок, развитие.
Козіна Ж.Л., Єрмаков С.С., Прусик Кристоф. Динамічна гімнастика для новонароджених і немовлят як фактор активізації фізичного та психофізіологічного розвитку. Розглянуто основні положення динамічної гімнастики для новонароджених і грудних дітей. Динамічна гімнастика дозволяє забезпечити необхідну рухову активність малятам вже з перших днів життя. Гімнастика включає вправи, що викликають найбільше задоволення у дітей, - виси, розгойдування, перекиди. Кожній вправі комплексу відповідає строчка гумористичного вірша про природу, що сприяє розкріпаченню дорослих, розвиває відчуття гармонії і ритму у дитяти. Узагальнений досвід 18-річної роботи з новонародженими і грудними дітьми. Показаний позитивний вплив застосування динамічної гімнастики у віршах на фізичний і психофізіологічний розвиток дітей.
новонароджені, грудні діти, гімнастика, дитя, розвиток.
Kozina Zh.L., Iermakov S.S., Prusik Krzysztof. Dynamic gymnastics for new-born and babies as a factor of activation of physical and psychological-physiological development. The substantive provisions of dynamic gymnastics are considered for new-born and pectoral children. Dynamic gymnastics allows to provide necessary motive activity little people already from the first days of life. A gymnastics includes exercises, defiant the greatest pleasure for children. The line of humorous poem corresponds every exercise of complex about nature, that is instrumental in emancipation of adults, develops sense of harmony and rhythm for a child. Experience of 18-years-old work is generalized with new-born and pectoral children. Positive influence of application of dynamic gymnastics is rotined in verses on physical, psychological-physiological development of children.
new-born, pectoral children, gymnastics, child, development.
Введение.
Физическое воспитание новорожденных и грудных детей имеет определенную историю. Так, в первобытном обществе физическое развитие детей диктовалось самими условиями жизни, которые заставляли ребенка быстро осваивать необходимые движения [1, 14]. Матери, как правило, постоянно носили детей с собой, для чего служили специальные приспособления. Это стимулировало физическое и психофизиологическое развитие новорожденных и грудных детей. С появлением оседлого образа жизни и крестьянского труда возможности постоянного пребывания ребенка с матерью ограничились. Появилось тугое пеленание, чтобы ограничить движения ребенка и тем самым облегчить уход за ним.
По мере развития общества физическому развитию и физическому воспитанию новорожденных и грудных детей стало уделяться больше внимания [17, 18]. Появились первые упражнения для новорожденных и грудных детей, которые, однако, носили весьма «символический» характер и рекомендовались к применению только с третьего месяца жизни. Такую традиционную гимнастику для детей первого года жизни называют статической или пассивной - ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. В 80-е гг. появилась разновидность статической гимнастики - «беби-йога», отличается большим количеством упражнений на развитие гибкости в суставах и эластичности связок. Однако эта система упражнений применяется в настоящее время исключительно энтузиастами, так же, как и активная динамическая гимнастика [15-22].
© Козина Ж., Ермаков С., Прусик Кр., 2011
Безусловно, появление традиционной статической гимнастики было большим шагом вперед в физическом воспитании новорожденных и грудных детей, несмотря на всю ограниченность данной системы физического воспитания детей от рождения до года, которая направлена на исключительно «пассивные» движения.
К сожалению, в настоящее время, несмотря на наличие большого практического опыта относительно пользы применения активных форм гимнастики для самых маленьких, в традиционной педиатрии наиболее распространенной формой все еще является система пассивных движений ребенка [12, 14].
Проблемой физического воспитания новорожденных и грудных детей является также то, что практически отсутствуют научные исследования о пользе применения различных видов гимнастики для детей от рождения до года. Кроме того, проблема физического воспитания детей от рождения до года является приоритетом педиатрии при отсутствии профессиональных специалистов по физическому воспитанию новорожденных и грудных детей. На наш взгляд, система подготовки специалистов по физическому воспитанию должна предусматривать подготовку инструкторов по физическому воспитанию новорожденных и грудных детей. При этом в физическом воспитании детей от рождения до года должны применять не только пассивные, статические формы физических упражнений, но и активные.
Одной из активных форм гимнастики для новорожденных и грудных детей является система упражнений, предложенная в 60-80 гг. И.Б. Чарковским и названная им «динамическая гимнастика» [14].
Таким образом, динамическая гимнастика - сравнительно новый метод раннего развития детей.
Основное отличие динамической гимнастики от традиционной - большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных - висит, «летает», переворачивается.
Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби-йога» синонимами [22], но некоторые специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), является статической формой гимнастики, а динамическая гимнастика предполагает активные движения ребенка.
История появления динамической гимнастики. Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря работам И.Б. Чарковского, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины, которые пропагандировали этот метод.
Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого выполняли некоторые приемы динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя [14, 18-22].
Воздействие динамической гимнастики на развитие детей согласно наблюдениям инструкторов и родителей. Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений - раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.
Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах [9, 13, 14]. Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы,
и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.
Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно-мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма -динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.
В настоящее время существует ряд описаний динамической гимнастики для новорожденных и грудных детей, представленных в различных источниках [16, 19-22].
На наш взгляд, а также согласно результатам анализа практического опыта родителей, наиболее перспективной формой динамической гимнастики для новорожденных и грудных детей является динамическая гимнастика в стихах «Чудо природы» [9, 15].
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - осветить особенности организации и проведения занятий динамической гимнастикой для новорожденных и грудных детей, а также роль и влияние упражнений на физическое развитие ребенка.
В исследовании обобщен опыт 18-летней работы одного из авторов по применению динамической гимнастики в стихах «Чудо природы» при занятиях физическими упражнениями с новорожденными и грудными детьми.
Результаты исследования.
Педагогическое и физиологическое обоснование динамической гимнастики в стихах «Чудо природы» [9, 15]. Появление ребенка - это самая большая радость и счастье в жизни большинства мам и пап. Всем хочется, чтобы он был счастлив, радовался жизни, рос здоровым, красивым, умным, добрым... Что для этого нужно? Прежде всего - отличное физическое развитие. Но как заниматься с малышом, который недавно родился, еще ничего не умеет и можно ли это делать вообще? Однозначное мнение современных ученых и практиков - можно и очень нужно! Ведь в период беременности ребенок постоянно шевелился, получая массу сигналов и нервных импульсов от мышц, кожи, познавая мир главным образом через движение и ощущение. И как много он теряет, лишаясь возможности двигаться и чувствовать прикосновения мамы после рождения! Обычно новорожденные лежат туго спеленатые, практически без движений. Их считают хрупкими, слабыми и беспомощными, и, в конце концов, они такими становятся. Те же, которым повезло и с которыми занимались с первых минут, дней, недель или даже месяцев жизни, опережают своих сверстников в физическом развитии вначале на 2-4 месяца, а потом - на год и даже на несколько лет.
Биомеханическое обоснование движений динамической гимнастики в стихах «Чудо природы».
Биомеханические особенности движений ребенка при занятии с ним динамической гимнастикой имеют ряд биомеханических особенностей, определяющих ее положительное влияние на развитие костномышечной и других систем организма и отличающих ее от традиционной пассивной статической системы физических упражнений:
1 - наличие биомеханических рычагов, обуславливающих активное напряжение мышечных групп;
2 - создание условий для развития эластичности мышц, которая характеризуется значительной растяжимостью, большой жесткостью при большом растягивании (нелинейная упругость) и малыми потерями энергии (небольшая вязкость) при деформациях; создание условий для повышения возбудимости и сократимости мышц;
3 - наличие всех видов режимов работы мышцы: изотонического (напряжение одинаково - изменяется длина мышцы); изометрического (длина мышцы постоянна - напряжение меняется); ауксотониче-ского (и длина и напряжение изменяется);
4 - наличие большого количества положений тела, обуславливающих возникновение положительных эмоций.
Рассмотрим указанные положения более подробно.
Биомеханические рычаги, обуславливающие активное напряжение мышечных групп [23, 24]. В любой момент движения, кости образуют механические рычаги, следуя за мышечными командами. Биомеханика выделяет три вида биомеханических рычагов -рычаг 1 рода, где точки приложения силы расположены с противоположных сторон от оси и рычаг 2 рода, где точки приложения силы располагаются по одну сторону от оси, но на разном от нее расстоянии. Поэтому здесь применимы два вида рычага, условно называемые «рычаг силы» и «рычаг скорости».
Рычаг 1 рода называется в биомеханике «рычагом равновесия». Поскольку точка опоры расположена между двумя точками приложения силы, рычаг еще называют «двуплечим». Такой рычаг демонстрирует соединения позвоночника и черепной коробки. Если вращающий момент силы, действующей на затылочную часть черепа равен вращающему моменту силы тяжести, действующему на переднюю часть черепа, и они имеют одинаковое плечо рычага, достигается
равновесие. Нам удобно, мы не замечаем разнонаправленного действия, и мышцы не напряжены.
Рычаг 2 рода в биомеханике подразделяется на два вида. Название и действие этого рычага зависят от места расположения приложения нагрузки, но у рычагов обеих видов точка приложения силы точка приложения сопротивления находятся по одну сторону от точки опоры, поэтому оба рычага являются «одноплечими». Рычаг силы образуется при условии, что длина плеча приложения силы мышц длиннее плеча приложения силы тяжести (сопротивления). В качестве наглядного примера можно продемонстрировать человеческую стопу. Осью вращения здесь являются головки плюсневых костей, пяточная кость служит точкой приложения силы, а тяжесть тела образует сопротивление в голеностопном суставе. Здесь имеет место выигрыш в силе, за счет более длинного плеча приложения силы и проигрыш в скорости. Рычаг скорости имеет более короткое плечо приложения мышечной силы, чем плечо силы противодействия (силы тяжести). Примером может служить работа мышц сгибателей в локтевом суставе. Бицепс крепится вблизи точки вращения (локтевой сустав) и с таким коротким плечом необходима дополнительная сила мышце сгибателю. Здесь имеет место выигрыш в скорости и ходе движения, но проигрыш в силе. Можно заключить, что чем ближе от места опоры будет крепиться мышца, тем короче будет плечо рычага и тем значительнее будет проигрыш в силе.
В свете рассмотрения различных биомеханических рычагов можно заключить, что наиболее разносторонним и эффективным воздействием на организм являются упражнения, которые подразумевают наличие всех биомеханических рычагов. В этой связи динамическая гимнастика «Чудо природы» содержит все виды биомеханических рычагов, и поэтому можно заключить о ее разностороннем и эффективном воздействии на организм.
Биомеханические особенности мышечной системы. Основная функция мышц состоит в преобразовании химической энергии в механическую работу или силу [23, 24].
Мышца как физическое тело обладает рядом механических свойств (упругость, вязкость, ползучесть, релаксация), а как живой орган также и биологическими свойствами (возбудимость, сократимость), играющими важную роль при выполнении движений.
А
О
В
г /\ р
/77777777
Схема 1. Рычаг 1 рода - рычаг равновесия [23, 24]
О
В
777777777
О
А г
А
"Б
777777777
В
Схема 2. Рычаги 2 рода - рычаг силы и рычаг скорости [23,24]
Упругость мышцы проявляется в напряжении, когда мышца растягивается под действием нагрузки.
По мере увеличения нагрузки мышца удлиняется и при этом растет ее напряжение. Отсюда следует:
1) нагрузка растягивает мышцу, удлиняя ее, т.е. для растягивания мышцы необходимо приложить силу;
2) по мере удлинения мышцы ее напряжение увеличивается; следовательно, чтобы вызвать напряжение мышцы (без дополнительного возбуждения), необходимо ее растянуть;
3) приложенная нагрузка определяет величину напряжения мышцы, таким образом, чтобы получить большое напряжение, надо приложить большую нагрузку (сопротивление тяге мышцы) - действие равно противодействию;
4) упругость мышцы нелинейна; следовательно, по мере значительного растягивания одинаковые приращения длины мышцы дают все большие приращения напряжения;
5) при отсутствии нагрузки длина мышцы является наименьшей («свободная длина» мышцы) - нерастянутая мышца не напряжена;
6) в условиях организма длина мышцы больше «свободной длины» и мышца несколько напряжена, т.е. всегда обладает «тонусом» покоя.
Таковы особенности упругих свойств невозбужденной мышцы.
Вязкость мышцы проявляется в запаздывании деформации мышцы при изменении нагрузки.
При меньшей вязкости мышцы изменение ее длины отстает от изменения напряжения, как при растягивании мышцы, так и при ее сокращении. В этом случае мышца, хотя и не сразу, но все же возвращается к исходному состоянию. При большей вязкости замедление еще больше и мышца дольше не возвращается к прежнему состоянию - обнаруживается остаточная деформация. При этом неизбежна потеря энергии. Считают, что вязкость мышц увеличивается при быстрых движениях и при значительном возбуждении, т.е. как раз в условиях соревновательной борьбы спортсмена. Однако разогревание мышц при разминке снижает вязкость, уменьшает торможение при сокращении и растягивании мышц. Следовательно, на соревнованиях и тренировках важно для снижения вязкости сохранять в разогретых мышцах тепло.
Ползучесть мышцы проявляется в удлинении мышцы со временем, несмотря на то, что напряжение ее не изменяется.
Это свойство характеризует изменчивость соотношения «длина - напряжение» мышцы, не зависящую непосредственно от ее возбуждения, т.е. от управления мышцей как живым органом. Так, например, нагруженная (напряженная) мышца, имея соответствующую длину; через некоторое время при тех же нагрузке и напряжении может начать увеличиваться. Остаточная деформация, упомянутая выше, тоже может быть рассмотрена как проявление ползучести.
Релаксация мышцы проявляется в уменьшении ее напряжения, несмотря на то, что длина ее не изменяется.
Релаксация заключается в том, что растянутая мышца, сохраняя длину, постепенно с течением времени уменьшает свое напряжение, расслабляется. Проявления ползучести и релаксации мышцы рассматриваются вне прямой зависимости от ее возбуждения. Для живого организма такой подход чисто условен. Смысл его заключается в том, что даже с позиций механики не следует понимать связь напряжения и длины мышцы как постоянные соотношения.
Совокупность механических свойств (упруговязких, ползучести и релаксации) во всевозможных сочетаниях в различных условиях, в сущности, и есть то, что называется эластичностью мышцы.
Высокоэластичной мышце свойственны значительная растяжимость, большая жесткость при большом растягивании (нелинейная упругость) и малые потери энергии (небольшая вязкость) при деформациях. И хотя механизм, обеспечивающий названные свойства, еще не полностью объяснен, их проявления очень важно учитывать при изучении способов повышения эффективности действия мышц в движениях [23, 24].
К биологическим свойствам мышц относят их возбудимость и сократимость.
Возбудимость мышцы — ее свойство переходить в состояние возбуждения, которое проявляется в изменении ее напряжения, упругости, вязкости и др.
Сократимость мышцы - ее свойство при возбуждении сокращаться, т. е. при той же нагрузке и напряжении изменять длину, укорачиваться.
При одном и том же напряжении мышцы и одинаковой нагрузке длина мышцы вследствие возбуждения становится меньше - мышца сокращается. Если уменьшить возбуждение или же увеличить нагрузку, мышца растягивается. Следовательно, изменения длины мышцы - ее сокращение и растягивание (удлинение) - определяются степенью ее возбуждения и величиной нагрузки. Все это говорит о том, что проявление активности (режим работы) мышцы определяется изменением ее длины, либо ее напряжения, либо того и другого одновременно.
Различают следующие режимы работы мышцы:
• изотонический (напряжение одинаково - изменяется длина мышцы);
• изометрический (длина мышцы постоянна - напряжение меняется) ;
• ауксотонический (и длина и напряжение изменяется).
В чистом виде в движениях человека изотонический режим работы мышцы не наблюдается, так как всегда имеется сопротивление, изменяющее напряжение. Изометрический режим характерен не для движений, а для статических положений. А в реальных движениях обычно наблюдается ауксотонический режим, когда сокращение и растяжение мышцы сочетаются с увеличением и уменьшением ее напряжения.
Динамическая гимнастика «Чудо природы» содержит все указанные режимы работы мышц, и в этой связи мы можем сделать вывод о ее разностороннем влиянии на организм ребенка.
Поза и психоэмоциональное состояние человека. Известны позы радости, открытости, спокойствия,
печали, смущения и пр., отражающие внутреннее состояние человека.
Эмоции человека и его тело неразрывно связаны, и изменения одного, влечёт за собой изменение другого. Эмоции изменяют мышечное напряжение. Изменение положение тела способно изменить эмоциональное состояние.
Английский исследователь, Чарльз Дарвин в своей книге (1872) [1] «Эмоции людей и животных» доказательно утверждает: «Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоцию. Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить... Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции» [6]. Например, в ответ на отрицательные эмоции или при усталости человек рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, принимает так называемую пассивно-оборонительную позу.
Пассивно-оборонительная поза характеризуется приподнятыми и сведёнными вперёд плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закреплённой в двигательном стереотипе осанки [7].
Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку — выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь способствует закреплению психоэмоциналь-ных нарушений и формированию неврозов.
Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с нарушением осанки. Синдром хронической усталости — наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении — ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащённое сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную позу и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана методика Фредерика Александера и другие методы психосоматической коррекции, которые помогают эффективно расслабить мышцы, снять излишнее напряжение [2, 3, 4, 23, 25].
В этой связи можно сделать вывод о том, что упражнения динамической гимнастики «Чудо природы» способствуют формированию навыков поддержания положений тела, связанных с положительными эмоциями.
Взаимосвязь физического и интеллектуального развития на первых порах жизни [9, 13, 14, 15]. Значение ранних занятий физкультурой трудно переоценить. На первых порах жизни физическое развитие тесно связано с интеллектуальной, эмоциональной и
даже нравственной сферами. Ведь только здоровый и крепкий ребенок может по-настоящему полно проявить свои таланты, радоваться жизни, быть добрым и сильным. А мама при этом избавляется от большей части проблем, связанных с неправильной осанкой малыша, частыми простудными заболеваниями, травмами из-за падений и плохой координации и даже с несамостоятельностью ребенка (ведь сильный и ловкий быстрее освоит премудрости самостоятельной еды, одевания и т. д.).
Известно, что с малышом помимо занятий физкультурой надо разговаривать, рассказывать ему стихи, сказки, петь песни и даже читать книги, показывать картинки, буквы, цифры. В этом случае ребенок быстрее осваивает премудрости, которые требует жизнь, начинает говорить красиво и развернуто, приобретает способность к концентрации и упорству.
Мы предлагаем гимнастику в стихах для самых-самых маленьких, только родившихся, которых большинство людей боится даже касаться, опасаясь им что-то повредить, считая их слишком слабыми, хотя это далеко не так. Новорожденные уже в первые минуты жизни способны почти самостоятельно держать голову (рис. 1), лежа на животе поднимать ее, ползать с опорой ножками о руки взрослого (рис. 2), висеть в различных исходных положениях (рис. 1) и. т. д. К сожаленью, современная система ухода за новорожденными не позволяет им сразу проявлять и развивать эти способности.
Методика обучения динамической гимнастике в стихах «Чудо природы». Динамическая гимнастика для новорожденных и грудных детей известна давно, но предложена в практику И.Б. Чарковским в 1961-65 гг. [14]. Однако, несмотря на ее несомненную пользу для детей, широкого распространения она не получила до сих пор, главным образом из-за консервативности мышления и панического страха взрослых перед такой гимнастикой при выполнении которой якобы у ребенка может «что-нибудь оторваться». Все эти страхи напрасны: у малышей все достаточно хорошо держится, и от подобных упражнений никак оторваться не может. Конечно, при ее освоении надо соблюдать все принципы педагогики, особенно - постепенность и индивидуальный подход, а также строго выполнять все методические рекомендации и правила предосторожности.
На приведенных рисунках видно, как улыбаются дети, выполняющие эту гимнастику. А то, что доставляет ребенку веселье, не может быть вредным!
Создание стихов [5-11, 15], под которые можно выполнять гимнастические упражнения с новорожденными и грудными детьми, имело несколько задач:
Снятие психологического барьера у мамы перед динамической гимнастикой малышей через забавные стихотворные строки;
Развитие интеллекта и психики ребенка одновременно с физическим воздействием (при этом одно усиливает другое);
Стимулирование к регулярному выполнению гимнастики (от 1-2 до 7-8 раз в день по 0,5-10 мин в зависимости от уровня подготовки родителей и ребенка),
Рис. 1. Новорожденный ребенок почти самостоятельно держит голову, практически без напряжения висит хватом за две ручки (возраст ребенка - 2 дня) [9]
Рис. 2. Новорожденный ребенок пытается ползти (возраст ребенка - 2 дня)
Рис. 3. Хват при держании ребенка за ручки (возраст ребенка - 2 дня) [9]
Рис. 4. Хват ребенка за ручки при положении его спиной к взрослому (возраст ребенка - 2 месяца) [9]
что влечет за собой все положительные результаты занятий физкультурой:
• укрепление опорно-двигательного аппарата и всех систем организма;
• развитие силы, гибкости, ловкости, выносливости, а позже - быстроты;
• предотвращение или уменьшение детского травматизма при последующем освоении ходьбы, бега, прыжков и т.д.
• повышение устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды;
• формирование базы для переносимости интеллектуальных нагрузок, связанных с учебой;
• создание надежной основы для последующих занятий любыми видами спорта.
Перед выполнением упражнений можно поговорить и поиграть с ребенком, затем громко и выразительно прочитать ему (и себе) стихи комплекса и приступать к гимнастике, называя нужную строчку во время выполнения упражнения или перед ним, даже если это будет всего одно освоенное движение.
Методическое указание: нельзя разучивать упражнения, если ребенок плачет. Однако позже упражнения иногда могут служить и утешением от слез.
Стихи комплекса динамической гимнастики «Чудо природы» [9]
1.Ловко лазит по ветвям Стая диких обезьян:
2. То ухватятся руками И болтаются ногами,
3. На одной руке висят
И от радости визжат;
4. То висят вниз головой -За ноги
5. И по одной!
6. Не боятся раскачаться;
7. Очень любят кувыркаться;
8. Вниз за голову висят,
9. Держат спину
10.И стоят...
11.Вот какие обезьяны Славные живут у мамы!
Описание упражнений, методика их разучивания и особенности выполнения [9]
1. Ловко лазит по ветвям Стая диких обезьян:
Взять ребенка за ручки, дав ему свои большие пальцы в ладошки и обхватив его за запястья (рис. 3). Если Вы хотите поднять ребенка лицом к себе, Ваши пальцы должны располагаться на внутренней стороне предплечий ребенка. Если Вы берете ребенка спиной к себе, то давать ему обхватывать Ваши большие пальцы не нужно, просто возьмите его удобным хватом для Вас и для него (рис. 3,4). Улыбайтесь малышу и ласково с ним разговаривайте.
Рис. 5. Иллюстрация упражнения «То ухватятся руками И болтаются ногами» (возраст ребенка - 4 месяца) [9]
Рис. 6. Иллюстрация упражнения «На одной руке висят И от радости визжат» (возраст ребенка - 1 месяц) [9]
Рис. 7. Иллюстрация упражнения «То висят вниз головой За ноги...» на начальном этапе обучения [9]
Рис. 8. Иллюстрация упражнения «То висят вниз головой За ноги...» на последующих этапах обучения [9]
а)
б)
Рис. 9. Иллюстрация упражнения «И по одной!» на начальном (а) и последующих (б) этапах обучения [9]
2. То ухватятся руками И болтаются ногами
Осторожно и плавно, без резких движений поднимите ребенка за ручки и подержите так 1-3 с; после чего так же осторожно и плавно положите его. Постепенно время выполнения упражнения можно увеличивать (рис. 5). Упражнение можно также выполнять при переносе ребенка из коляски в кроватку или в другое место.
3. На одной руке висят И от радости визжат
Держа ребенка за две ручки, плавно опустите одну, подержите так 1-3с, затем верните в исходное положение и осторожно положите. Повторите это движение с другой рукой (рис. 6).
4. То висят вниз головой За ноги
Одной рукой возьмите ребенка за ножки и поднимите, слегка поддерживая под головку другой рукой (рис. 7). Позже под головку поддерживать будет не обязательно, а когда малыш подрастет и станет тяжелее, можно держать его за ножки двумя руками (рис. 8).
Рис. 10. Вис хватом за две ручки и две ножки (возраст ребенка - 2 дня) [9]
Рис. 11. Вис хватом за одноименные ручку и ножку (возраст ребенка - 1 месяц) [9]
I
а) б)
Рис. 12. Вис хватом за разноименные ручку и ножку (возраст детей: а - 2 месяца, б - 1 месяц) [9]
Так же, как и предыдущие упражнения, это движение при разучивании следует выполнять 1-3 с, постепенно увеличивая время виса. Многие очень бояться именно этого упражнения, хотя совершенно напрасно: последние месяцы беременности ребенок проводит в основном вниз головой, поэтому это положение для него совершенно не опасно. Многим детям оно нравится даже больше, чем все другие висы.
5. И по одной!
Возьмите ребенка за одну ножку удобным для Вас хватом и поднимите на 1-3 с, затем плавно его положите, поддерживая другой рукой под головку. Варианты выполнения упражнений 2-5 [9]:
а) взять ребенка одной рукой за обе ножки, другой - за обе ручки и поднять его (рис. 10) на 1-3 с, постепенно увеличивая время виса;
б) взять ребенка за одноименные ручку и ножку, т.е. за левые или правые и поднять (рис. 11) на 1-3 с.
Время виса постепенно увеличивается;
в) взять ребенка за разноименные ручку и ножку, например, за правую ножку и левую ручку или наоборот (рис. 12), поднять, подержать 1-3 с и положить; время выполнения упражнения постепенно увеличивается.
6. Не боятся раскачаться
Ко всем описанным статическим положениям добавляются раскачивания во всех возможных направлениях. Можно перемещать ребенка вверх-вниз, вправо-влево, вращать вокруг своей головы и во всех плоскостях поднимать к плечу и т. д., вращать, держа за одну ручку или ножку, в зависимости от Вашей и его подготовки (рис. 13, 14).
Эти раскачивания доставляют наибольшее удовольствие детям, однако приступать к ним следует после освоения всех описанных выше исходных положений, т.е. тогда, когда ребенок может спокойно провисеть 10-15 с.
а)
б)
Рис. 13. Иллюстрация упражнения «Не бояться раскачаться...» в висе хватом за две ручки.
(На рисунке видно, как радуется четырехмесячный ребенок этому упражнению) [9]
в)
а)
б)
Рис. 14. Иллюстрация упражнения «Не бояться раскачаться...» в висе хватом за одноименные (а, б) и разноименные (в, г) ручку и ножку (а, б - ребенку
2 месяца, в, г - ребенку 4 месяца) [9]
в )
г)
Рис. 15-16. Иллюстрация упражнения «Очень любят кувыркаться...» (А) в висе хватом за две ручки (возраст ребенка - 2 месяца) [9]
Узнать - устал ребенок или не устал очень просто: когда малыш устает, он вначале кряхтит, а затем плачет.
При освоении этого упражнения вначале следует лишь слегка покачать («поболтать») малыша, а затем постепенно увеличивать амплитуду движений. При выполнении раскачиваний следует стоять в широкой стойке слегка согнув ноги, помогая всем телом движениям рук.
При движении ребенка вниз можно чуть-чуть приседать, это несколько амортизирует скорость перемещения ребенка. Те, кто знакомы с техникой перемещений в спортивных играх или единоборствах, будут увереннее себя чувствовать при выполнении этих упражнений. Однако даже люди, совсем далекие от физкультуры, очень часто успешно осваивают как исходные положения этой гимнастики, так и раскачивания и кувырки.
7. Очень любят кувыркаться
Эту серию упражнений следует также осваивать после достижения уверенного, т.е. в течение 10-15 с, выполнения всех исходных положений (упражнения 1-5, рис. 3-12).
А) Из исходного положения упражнения 2 (виса за ручки) (рис. 15) или его варианта, т.е. виса за одноименные ручку и ножку. При этом взрослый держит ребенка всеми пальцами за запястья (или за запястье и голень у голеностопного сустава), пальцы взрослого
- на внутренней стороне предплечий ребенка, ребенок
- спиной ко взрослому. Сгибая свои руки в локтевых суставах, сделать мах ребенка вперед и «перекувырнуть» его так, чтобы его ножки сделали круг через его головку и ребенок пришел в исходное положение этого упражнения. При этом у взрослого руки поворачиваются тыльной стороной предплечий внутрь (рис. 16).
Облегченный вариант выполнения упражнения: ребенок задерживается в положении, показанном на третьем кадре рисунка 16. При этом нужно слегка присесть, амортизируя движение ребенка, и «поймать» его бедра своими предплечьями.
Б) Из исходного положения виса ребенка вниз головой лицом к взрослому (взрослый держит ребенка за ножки двумя руками) сделать мах ребенка, приведя его в положение с согнутыми коленями спиной к взрослому. Принимая ребенка «на грудь» взрослый слегка отклоняется назад и сгибает ноги, амортизируя движение ребенка (рис. 17).
Методическое указание: перед выполнением кувырков следует вначале потренироваться на мягкой игрушке. Если Вы не уверенны, лучше не выполняйте эти упражнения, а делайте то, что уже освоили. Однако при освоении кувырков, особенно варианта А, дети веселятся наиболее сильно.
8. Вниз за голову висят
Возьмите ребенка одной рукой под подбородок, а другой - под затылок и приподнимите на 1-3 с (рис. 18). Это упражнение можно также выполнять, держа ребенка по бокам головы под челюстные суставы. Многие панически бояться этого упражнения, однако оно весьма полезно, т.к. способствует выпрямлению позвоночника и ликвидации родовых микротравм позвоночного столба. Это упражнение можно выполнять с первых минут жизни.
9. Держат спину
Возьмите ребенка спинкой к себе так, чтобы его спинка касалась Вашей груди, прижмите его к себе одной рукой у основания его бедер; другой рукой страхуйте его под животик и грудь. Слегка наклонитесь вперед. Вначале ребенок будет просто наклоняться вперед, а с 4-6 месяцев - прогибать спинку (рис. 19). Это упражнение очень полезно для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки.
10. И стоят...
А) Поставьте ребенка на свою ладонь, поддерживая его под грудь. После нескольких попыток или сразу малыш будет прочно упираться ножками (рис. 20, а, б). Позже можно будет даже отпускать вторую руку,
Рис. 18. Иллюстрация упражнения «Вниз за голову висят...» (возраст ребенка - 1 месяц) [9]
Рис. 17. Иллюстрация конечного положения в упражнении «Очень любят кувыркаться...» (возраст ребенка - 2 месяца) (Б) [9]
а) б)
Рис. 19. Иллюстрация упражнения «Держат спину.»: а) - выполнение двухмесячным ребенком; б) - выполнение ребенком старше 4-5 месяцев [9]
а) б) в)
Рис. 20. Иллюстрация упражнения «И стоят,,,»: а, б) - стояние на ладони взрослого; в) - стояние на твердой опоре (возраст ребенка - 2 месяца) [9]
хотя и не убирать ее далеко, балансировать таким образом, удерживая ребенка на ладони.
Б) Поставьте ребенка на ножки на любую твердую поверхность, поддерживая его под грудь или держа за обе или одну ручку (рис. 20, в). Постепенно он начнет упираться ножками и шагать, проявляя шагательный рефлекс. Это упражнение можно выполнять с первых дней жизни. (Не бойтесь, ножки от этого не искривятся!). Доказано, что вертикальная поза и «шагание» способствует развитию интеллекта.
11. Вот какие обезьяны
Славные живут у мамы!
Можно снова сделать любые упражнения, наиболее понравившиеся Вам или ребенку. А можно просто поговорить с малышом, обязательно его похвалить, а затем, если нужно, - покормить. Возможно, ребенок потребует еду уже после выполнения первых двухтрех упражнений. Не отказывайте ему, т.к. он действительно может довольно быстро захотеть есть: гимнастика требует расхода энергии. Затем по своему усмотрению переходите к плаванию или уложите ребенка спать. Самая физиологически благоприятная поза для малыша - лежа на животике с разведенными или подогнутыми коленями. В этом положении улучшается пищеварение и все остальные функции организма. Многие дети, уже вышедшие из грудного возраста, еще долго спят в этой позе.
Выводы.
1. Традиционная система физкультуры предполагает начало занятий с детьми минимум с 4-5 летнего возраста, что неоправданно, т.к. к этому времени ребенок практически сформирован.
2. Основное отличие динамической гимнастики от традиционной - большое количество активных движений, которые предполагают включение вестибуляр-
ного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в различных активных положениях - висах, упорах и др.
3. Наиболее перспективной формой динамической гимнастики для новорожденных и грудных детей является динамическая гимнастика в стихах «Чудо природы». Прочтение стихов, под которые можно выполнять гимнастические упражнения с новорожденными и грудными детьми, способствует снятию психологического барьера у мамы перед динамической гимнастикой через забавные стихотворные строки; развитию интеллекта и психики ребенка одновременно с физическим воздействием; стимулированию к регулярному выполнению гимнастики (от 1-2 до 7-8 раз в день по 0,5-10 мин в зависимости от уровня подготовки родителей и ребенка), что влечет за собой все положительные результаты занятий физкультурой.
4. Применение динамической гимнастики для новорожденных и грудных детей «Чудо природы» способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и всех систем организма; развитие силы, гибкости, ловкости, выносливости, а позже - быстроты; предотвращению или уменьшению детского травматизма при последующем освоении ходьбы, бега, прыжков и т.д.; повышение устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; формированию базы для переносимости интеллектуальных нагрузок, связанных с учебой; созданию надежной основы для последующих занятий любыми видами спорта.
В перспективе дальнейших исследований предполагается расширение изучения влияния применения динамической гимнастики в стихах на физическое и психофизиологическое развитие детей.
Литература:
1. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин // Собрание сочинений. - М., 1953. - Т. 5. - 568 с.
2. Ермаков С.С. Моделирование системы основных технических приемов игры в волейбол / С.С. Ермаков, С.В. Кошевой //Физическое совершенствование учащейся молодежи и повышение ее работоспособности: Межвуз. сб. науч. тр. - Харьков, 1989. - Вып. 11. - С. 46-48.
3. Ермаков С.С. Модели рабочих поз спортсмена как фактор эффективности выполнения двигательных действий / С.С. Ермаков //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 4. - С. 16-22.
4. Иваничев ГА. Мануальная терапия / ГА. Иваничев. - Казань, 1997. - 448 с.
5. Козина Ж.Л. Новая оригинальная методика детской гимнастики в стихах “Маленькие волшебники” / Ж.Л. Козина // Всеукраїнська науково-практична конференція для студентів та аспірантів фізкультурних навчальних закладів “Фізична культура, спорт та здоров’я”. - Харків, 2000. - С. 21.
6. Козина Ж.Л. Рождение ребенка (Методика физической и психологической подготовки беременных к естественным родам) / Ж.Л. Козина, В.Ю. Козин. - Харьков, 1998. - 64с.
7. Козина Ж.Л. Маленькие волшебники. Веселая детская гимнастика в стихах. Приложение - видеофильм / Ж.Л. Козина, В.Ю. Козин. - Х., 2000, 2005, 2009. - 72 с.
8. Козіна Ж.Л. Методика гімнастики у віршах „Маленькі чарівники” для дітей 1-3 років / Ж.Л. Козіна, В.Ю. Козін //Теорія та практика фізичного виховання. - 2001. - № 2, 4. - С.35-44.
9. Козина Ж.Л. Чудо природы. Динамическая гимнастика и обучению плаванию новорожденных. - Приложение - видеофильм / Ж.Л. Козина, В.Ю. Козин. - Х., 2005, 2009. - 72 с.
10. Козина Ж.Л. Информационное обеспечение комплексной физической подготовки беременных к естественным здоровым родам / Ж.Л. Козина //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2007. - № 6. - С. 97-108.
11. Козина Ж.Л. Основные положения авторского курса подготовки беременных к естественным здоровым родам «Раскрытие цветка» / Ж.Л. Козина //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2008. - №3. - С. 81-92.
12. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней / Б.П. Никитин. - СПб.: «Нева-Ладога-Онега», 1991. - 264 с.
13. Фрулева Ю.П. Влияние экспрессивной динамической гимнастики на психофизическое развитие детей первого года жизни / Ю.П. Фрулева //Педагогико-психологические и медико-биолические проблемы физической культуры и спорта. - 2(2008). - №7. - С.
14. Чарковский И.Б. Водные предки человека / И.Б. Чарковский. -Москва: Медицина, 1997. - 253 с.
15. http://rodydoma.com.ua
16. http://www.youtube.com/watch?v=YeqwxwtIWDIhttp://malush. dp.ua/?cat=20
17. http://www.sestrenka.ru/s126/http://www.zavet.ru/deti/mlad/ m001tsaregradskaya.htm
18. http://childhealth.allexperts.ru/suckling/gimnastika-i-massazh-grudnih-detey-v-domashnih-usloviyah.html
19. http://baby-swim.kiev.ua/http://sargunas.ru/publ/9-1-0-85http:// sargunas.ru/forum/13-69-6#5562
20. http://sargunas.ru/publ/9-1-0-85
21. http://sargunas.ru/forum/13-69-6#5562
22. http://www.dolonki.com.ua/health_14.php
23. http://ru.wikipedia.org/wiki
24. http://primefc.ru/categories/biomechanic_in_fitnes/18-biomexanika-nauka-o-dvizheniyax-cheloveka.html
25. Prusik Ka., Gorner K., Prusik. Krz. [Problem of physical activity according health of a man] Problematyka aktywnosci fizycznej w stosunku do zdrowia czlowieka. Usta ad Albim Bohemica, 2008, -R. 8, No. 2, - c. 125-135.
Поступила в редакцию 19.01.2011 г.
Козина Жаннета Леонидовна zhaks_k@mail.ru Ермаков Сергей Сидорович sportart@gmail.com Прусик Кристоф prusik@hot.pl