тревожности испытуемых, низкий уровень развития эмпатийных качеств и коммуникативной толерантности, что с нашей точки зрения создаст трудности в будущей профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо разработать методы психоэмоциональной регуляции и развития эмпатии у студентов вузов физкультурной направленности, что будет способствовать формированию коммуникативной толерантности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. Дерманова И.Б. -СПб. : Речь, 2002. - 176 с.
2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб. : Питер, 2007.
- 512 с.
REFERENCES
1. Ed. Dermanova, I.B. (2002), Diagnosis of emotional-moral development, publishing house “Rech”, St. Petersburg.
2. Eliseev, O.P. (2007), Workshop on the psychology of the personality, publishing house “Peter”, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2013.
УДК 796.413/.418; 796.412.2
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИХ РАЗВИТИЯ
Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор,
Фарид Фазиль Гаибов, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
На современном этапе развития гимнастических дисциплин особую актуальность приобретают вопросы подготовки спортивного резерва, ответы на которые можно получить только в процессе научных исследований, начиная с процесса отбора и заканчивая спортом высших достижений. Ребенок пришедший заниматься гимнастикой, должен, прежде всего, получать удовольствие от движений, удовлетворение от роста своих спортивных результатов. Однако спорт высших достижений предъявляет всё более и более высокие требования к способностям гимнастов, а результативность их деятельности зависит от наличия соответствия между уровнем подготовленности и комплексом требований. Неадекватный выбор вида гимнастики сопряжён с напряжением компенсаторных механизмов ребёнка, медленным развитием тренированности, достижением менее высокого уровня спортивного мастерства, отсевом из-за отсутствия перспективы. Современная модель процесса спортивной ориентации и отбора должна, сохраняя занимающихся в гимнастическом пространстве, точно определять стратегию их развития.
Ключевые слова: моделирование, спортивная ориентация и отбор, содержание начального этапа подготовки, эффективность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p103-107
MODELING OF THE PROCESS OF SPORTS ORIENTATION AND SELECTION IN GYMNASTICS DISCIPLINES ON THE BASIS OF CURRENT TRENDS OF THEIR
DEVELOPMENT
Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Fareed Fazil Gaibov, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
At the present stage of development of gymnastics disciplines, special relevance is gained by the questions of preparation of the sports reserve, answers on which can be received only in the course of scientific researches, beginning from the process of selection and finishing with the elite sport. The child came to do the gymnastics, should enjoy, firstly, movements, satisfaction from the sports results improvement. However, the elite sport imposes stricter demands to the abilities of the gymnasts, and productivity of their activity depends on the compliance between the level of readiness and complex of requirements. The inadequate choice of the type of gymnastics is interfaced to the tension of compensatory mechanisms of the child, slow development of the readiness, achievement of less high level of sports skills, elimination due to the lack of the prospect. The modern model for the process of sports orientation and selection has to keep the engaged in gymnastic sphere, precisely to define strategy for their development.
Keywords: modeling, sports orientation and selection, content of the initial stage of preparation, efficiency.
Системообразующим фактором процесса ориентации и отбора в гимнастике является конечный результат спортивной деятельности. Однако, на этапе отбора и начальной подготовки техническая составляющая, являясь производной физической и психологической, зависит от эффективности формирования последних. Процесс моделирования системы ориентации и отбора в гимнастике должен учитывать, не только современные требования, предъявляемые видом гимнастики к спортсмену, но и условия сбережения его здоровья и особенности формирования мотивационной сферы. Большое разнообразие средств различных видов гимнастики и преимущественное применение игрового метода развития и воспитания позволяют создать условия для восполнения естественной потребности ребёнка в движении и познании нового, для формирования сначала интереса к гимнастике, а затем и к конкретному её виду (рис. 1).
Рис. 1. Концептуальная схема направленности содержания спортивной ориентации и отбора в гимнастических дисциплинах на начальном этапе подготовки
Содержание спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей - помочь ребенку правильно выбрать вид гимнастики. Поэтому спортив-
ный отбор и ориентация - не одномоментное событие на начальном этапе подготовки. Только в процессе занятий, на основе многократных испытаний можно сделать заключение о способностях или неспособностях к проявлению тех или иных физических качеств, то есть к занятиям конкретным видом гимнастики (Рис. 2).
Собственно ориентационный блок
Блок общего отбора
Практический блок
Формирования
Развития
Воспитания
Блок мониторинга
Специальный ориентационный блок
Блок специального отбора Дисциплина 1 У\ч''ч\л ^ Дисци
Рис. 2. Модель процесса спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки
в гимнастических дисциплинах
Разработанная модель процесса спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки имела блочную систему построения и предполагала реализацию шести взаимосвязанных блоков средств и методов.
1. Собственно ориентационный блок. Основной целью данного блока являлась целенаправленная просветительская деятельность родителей детей 3-4 лет. Решение задач предполагало создание полного представления о возможностях средств гимнастики в оздоровлении детей, психофизической подготовки дошкольников к будущей учебной деятельности, формирование интереса и мотивации в развитии детей именно средствами гимнастики и уверенности о наличии задатков к деятельности в гимнастических дисциплинах вообще. Решая данные задачи, применялись средства информации и агитации в виде печатных изданий, стендов, рекламных роликов о наборе детей и сайтов спортивных школ, лекции и беседы с родителями, просмотр записей физкультурно-спортивных мероприятий с участием гимнастов.
2. Блок общего отбора был направлен на решение задачи набора детей 4-5-ти лет в группу начальной подготовки. Он не предполагал дифференцировку занимающихся по задаткам к конкретному виду гимнастики. Осуществлялась проверка состояния здоровья (по медицинскому заключению), отсутствия патологий и отклонений в строении опорно-двигательного аппарата, пропорциональности фигуры, эластичности связочного аппарата.
3. Практический блок (блок упражнений). Основная цель - стимулирование развития всех функций организма, на их основе повышения уровня способностей и проявления одарённости к занятиям конкретным видом гимнастики. Содержание занятий включало в себя все основные группы упражнений характерные для видов гимнастики. При этом было учтено мнение ряда авторов, что у ребенка существует врожденная функ-
циональная связь между мышечной и эмоциональной сферами. Особое значение имеет движение кистей рук, которое активизирует кору больших полушарий, стимулируя развитие плечедвигательного центра. При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности.
Особая роль отводилась музыкальному сопровождению. Восприятие ритма - активно действующий процесс, а ритмический акцент вызывает более сильные двигательные реакции, выраженные в своеобразном переживании, сопровождающимся активными мышечными сокращениями, движениями, которые возникают при восприятии ритма, являясь не результатом, а условием ритмического переживания.
Сочетание разнообразных гимнастических средств, имеющих различную направленность, позволяло сопряженно и комплексно стимулировать развитие способностей без ущерба здоровью ребёнка, формировать основ техники базовых гимнастических навыков, развивать общие для всех гимнастических дисциплин физические качества и воспитывать личностные качества.
4. Блок мониторинга. Основное назначение - сбор и анализ информации, характеризующей изменения, происходящие в психофизическом развитии детей. Для этого результаты освоения учебного материала, выполнения тренировочной нагрузки, посещаемости и активности при выполнении творческих заданий фиксировались в специальных дневниках занимающихся. Диагностика проводилась, как с применением специально разработанных контрольных упражнений, так и посредством учебных заданий, входящих в содержание программы. Критериями эффективности освоения разделов программы служили скорость освоения, объём запоминания, точность выполнения, масштабность изменений в показателях качеств и способностей. Все фиксируемые количественные показатели получили процентное выражение, на основе которого были разработаны индивидуальные профили спортивных акцентуаций. В результате их анализа был реализован следующего блок экспериментальной технологии.
5. Специальный ориентационный блок. Цель - повышение мотивации к занятиям конкретным спортивным видом гимнастики. Блок соответствовал заключительному этапу практических занятий общей гимнастикой и был направлен на психоэмоциональную сферу деятельности детей и их родителей. В процессе его реализации для родителей применялись открытые учебно-тренировочные занятия, соревнования и показательные выступления, направленные на демонстрацию специальных способностей детей. С этой целью осуществлялся дифференцированный (с учётом специализации) подход в выборе средств гимнастики: что больше соответствовало дарованиям ребёнка. Для повышения мотивации ребёнка к занятиям конкретной гимнастической дисциплиной использовались следующие методические приёмы: награждение в виде экипировки и видеозаписей соревнований, предоставление возможности самостоятельного выбора музыки, демонстрировать собственное упражнение, посещение соревнований и т.д. Для повышения уверенности родителей в правильности предлагаемого выбора применялись индивидуальные беседы, демонстрация индивидуальных карт спортивных акцентуаций и диаграмм показателей развития за весь период занятий гимнастикой.
6. Блок специального отбора - оценка спортивной пригодности. Данный блок завершал процесс отбора и предполагал выполнение детьми 5-6-ти лет комплекса тестов, на основе которых они распределялись в группы конкретных видов спорта. Комплекс состоял из следующих контрольных упражнений: наклон, стоя на скамейке; гимнастический мост из положения лежа на спине; шпагаты с правой, левой ноги и поперечный; отведение ноги (правой, левой) вперёд и в сторону с небольшой фиксацией; прыжок вверх; прыжок в длину с места толчком двумя; бег 10 м; сохранение равновесия в стойке на носках; сохранение положения прогнувшись, лежа на животе; поднимание туловища в положении лёжа, согнув ноги, руки за головой; сохранение виса на гимнастической стен-
ке или низкой перекладине; сохранение упора, лежа; воспроизведение ритмических рисунков.
Эффективность разработанного подхода к процессу ориентации и отбора на начальном этапе подготовки была проверена в последовательном формирующем эксперименте на базе Бакинской школы гимнастики.
Анализ результатов тестирования детей в начале и в конце указывал на достоверные изменения (р<0,05), произошедшие в их психофизических способностях за время эксперимента. Это свидетельствовало, что независимо от дальнейшей стратегии развития ребёнка в гимнастических дисциплинах, в процессе начального этапа подготовки созданы предпосылки для формирования его правильной осанки, тонкой моторики и музыкальной грамоты.
Установлено, что наибольшая неоднородность групп наблюдается в показателях гибкости позвоночного столба (У=51,49%), подвижности тазобедренных суставов (шпагаты - У=90,66%; наклон - У=63,23%), вестибулярной устойчивости (У=41,75%) и чувства ритма (У=40,76%). То есть уже после двух лет занятий, применяя общие для всех гимнастические средства, был получен различный эффект в проявлении способностей.
На основе полученных данных были построены индивидуальные профили способностей юных гимнастов. Последовательное сравнение каждого из них с требованиями вида позволило определить стратегию развития каждого ребёнка в гимнастических дисциплинах.
В начале третьего года обучения дети экспериментальной группы были направлены для спортивного отбора в соответствующие виды гимнастики, что свидетельствовало об окончании эксперимента.
На заключительном этапе исследования в сентябре 2013 года по данным наполняемости групп и отбора в спортивные виды гимнастики был проведён мониторинг отсева. Сравнив показатели эффективности спортивной ориентации и отбора за период 20112013 года (85%) с предыдущими годами отбора, было установлено полное превосходство экспериментальной технологии над традиционным подходом в гимнастических дисциплинах (-43%). Показатели отсева снизились до 15%, что соответствовало 85% эффективности отбора. Таким образом, была подтверждена гипотеза о возможности повышения эффективности ориентации и отбора детей на начальном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах посредством применения научно-обоснованного подхода в определении содержания процесса и форм его организации.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2013.
УДК 378
ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗА ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент,
Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Евгений Анатольевич Митин, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
(СПбНИИФК)
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования процесса подготовки специалистов по физической культуре в высших учебных заведениях. В ней анализируются особенности построения