Научная статья на тему 'Повышение физической подготовленности дошкольников, занимающихся спортивной аэробикой'

Повышение физической подготовленности дошкольников, занимающихся спортивной аэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
460
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SPORTS AEROBICS / PHYSICAL TRAINING / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Эльвира Ивановна, Михайлов Николай Георгиевич, Деревлёва Елена Борисовна

Предложена методика проведения занятий по спортивной аэробике с детьми старшего дошкольного возраста, включающая комплексы аэробных упражнений и комплексы, направленные на развитие гибкости и координации. Доказана эффективность методики в ходе эксперимента и тестирования уровня физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлова Эльвира Ивановна, Михайлов Николай Георгиевич, Деревлёва Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT IN FITNESS OF PRESCHOOL CHILDREN, ENGAGED BY SPORTS AEROBICS

A technique for conducting sports aerobics classes with children of senior preschool age is proposed, which includes aerobic exercise complexes and complexes aimed at developing flexibility and coordination. The effectiveness of the technique in the course of the experiment and testing the level of physical preparedness of the control and experimental groups was proved.

Текст научной работы на тему «Повышение физической подготовленности дошкольников, занимающихся спортивной аэробикой»

STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

O.V. Mamonova

The physical education of students of a special medical group, realized on the basis of means of improving kinds of gymnastics and billiards, is grounded. The structure and content of physical education, its conceptual, instrumental parts and diagnostic support in the ESTECK System Complex software and hardware methodology are disclosed. The results of the indicators of pedagogical experiment on the functional state of students of a special medical group are presented.

Key words: physical education, students of special medical group, content of classes, recreational gymnastics, billiards.

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, teacher, mamonova-o-v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova

УДК 796.41

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ

АЭРОБИКОЙ

Э.И. Михайлова, Н.Г. Михайлов, Е.Б. Деревлёва

Предложена методика проведения занятий по спортивной аэробике с детьми старшего дошкольного возраста, включающая комплексы аэробных упражнений и комплексы, направленные на развитие гибкости и координации. Доказана эффективность методики в ходе эксперимента и тестирования уровня физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп.

Ключевые слова: спортивная аэробика, физическая подготовка, дети дошкольного возраста.

Современный спорт создаёт реальные представления о возможностях человеческого организма в различных областях двигательной деятельности. Это и демонстрация уровня развития отдельных двигательных способностей во время соревнований, и выполнение предельных нагрузок во время тренировок. Но начинаются все достижения в самом юном возрасте, когда ребёнок ещё не осознаёт радости от выполняемого движения, а просто следует указаниям родителей, которые хотят приобщить его к занятиям спортом.

Интересно отметить, что приобщение ребёнка к занятиям физическими упражнениями обычно связано с простой радостью от выполнения конкретных движений, возможности показать, что он сильнее или быстрее может что-то выполнить или показать более высокий

результат. Это зависит от его физических качеств, которые могут в значительной степени определять результат в соревнованиях [1].

К занятиям спортом дети начинают приобщаться в дошкольном возрасте, когда формируются основные органы и системы организма. В это время одной из главных задач таких занятий является охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие. В отечественной системе спортивной подготовки преобладает мнение о необходимости формирования фундамента физической подготовки, которая затем служит основанием для достижения спортивного мастерства [3, 5].

Спортивная аэробика сравнительно молодой вид спорта, но уже сегодня специалисты считают возможным привлекать детей к занятиям аэробикой уже в дошкольном возрасте [2]. К этому есть весомые аргументы, которые состоят в возможности привлекать к формированию соревновательных композиций самые разнообразные упражнения, начиная от простых поворотов, наклонов, махов и заканчивая различными аэробными движениями. Последние обычно называются базовыми аэробными шагами, включающими такие движения, как ходьба, бег и прыжки [4]. Дополнительное преимущество занятий аэробикой состоит в выполнении упражнений под музыку, которая задаёт ритм движений и создаёт повышенный эмоциональный фон при выполнении комбинаций аэробных упражнений.

Аэробика и задумывалась как вид упражнений, которые могут повысить функциональные возможности человеческого организма. Однако это требует выполнения упражнений в течение длительного времени. В дошкольном возрасте выполнение монотонной работы, связанное с развитием таких способностей, для детей кажется невыполнимой задачей, хотя по некоторым данным для них характерна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день [6].

Цель исследования заключалась в совершенствовании методики занятий по спортивной аэробике с детьми старшего дошкольного возраста.

Методы и организация исследования. Экспериментальная часть исследования проводилась на базе учреждения дополнительного образования ГБУ «Центр досуга Кунцево» в течение 2016/17 учебного года.

Для исследования были отобраны экспериментальная и контрольная группы детей 5-6 лет, состоящие из 10 чел. каждая. По состоянию здоровья все они относились к основной медицинской группе.

Дети контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп занимались по 2 часа в неделю. Экспериментальная группа занималась спортивной аэробикой по разработанной методике, контрольная группа занималась ритмической гимнастикой по стандартной, общепринятой программе для детей 5-6 лет.

Экспериментальная методика включала комплексы аэробных упражнений, направленных на развитие гибкости и координации.

Для развития гибкости в подготовительную и основную части занятия включались упражнения с максимальной амплитудой, включая выполнение наклонов, поворотов и махов, выполняемых самостоятельно или в связке с партнером.

Для развития координации в основной части занятия выполнялись базовые шаги, их связки и комбинации с движением рук, направленные на развитие двигательных способностей. Связки базовых шагов выполнялись фронтально всей группой и группами по 3-4 чел. с акцентом на технически правильное выполнение движений. Занятия выполнялись под музыкальное сопровождение темпом не ниже 120 уд/мин. Выбор последовательности проведения различных двигательных связок осуществлялся по принципу «от простого к сложному» и их воздействия на организм занимающихся.

Регулярно детям предлагалось составить собственные комбинации движений на 4 счета, которые затем разучивались всей группой.

В заключительной части занятия проводилась дыхательная гимнастика и игра, также были добавлены дополнительные статические упражнения на гибкость (шпагаты на полу, на провисе, с партнером).

Для оценки уровня развития физических качеств служила батарея тестов, которая включала выполнение следующих упражнений:

• отжимание от пола для оценки силовых способностей;

• сед углом для оценки силовой выносливости;

• прыжок-группировка для оценки скоростно-силовых качеств;

• шпагат прямой для оценки развития гибкости;

• проба Ромберга и связка-комбинация для оценки координационных способностей.

Тестирование проводилось в октябре 2016 г. и мае 2017 г. и фиксировало уровень развития указанных качеств у детей контрольной и экспериментальной групп.

Результаты проведённого тестирования представлены в таблице.

Рассмотрение результатов начального тестирования позволяет заключить, что силовые способности, характеризуемые результатом в тесте «отжимание», близки к единице, что позволяет оценить уровень развития этого качества ниже среднего. Скоростно-силовые способности, оцениваемые по тесту «прыжок группировка», составили 0,7±1,4 раза в контрольной группе и 2,0±0,58 раза в экспериментальной группе, что оценивается как уровень ниже среднего. Гибкость в тесте «прямой шпагат» составила 14,6±5,0 см в контрольной группе и 12,9±1,8 см в экспериментальной группе, что соответствует низкому уровню развития этого качества. Способность сохранять равновесие, оцениваемая по тесту «проба Ромберга», соответствует результату 6,4±3,9 с в контрольной группе и 5,7±3,9 с в экспериментальной группе. Это позволяет отнести полученные данные к уровню ниже среднего.

Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп

Показатели Группа Сравнение, при а = 0,05 Достоверность различий, Р

КГ ЭГ

Отжимание, раз Н 1,0±0,8 1,0±1,0 0,14 >0,05

К 1,3±0,6 4,0±3,0 2,79 <0,01

Сед углом руки в стороны, с Н 11,4±8,2 11,1±3,6 0,13 >0,05

К 12,7±3,4 12,8±3,5 0,62 >0,05

Прыжок-группировка, раз Н 0,7±1,4 2,0±1,8 1,80 >0,05

К 1,4±0,8 6,0±2,9 4,72 <0,001

Прямой шпагат, см Н 14,6±5,0 12,9±1,8 1,01 >0,05

К 14,4±4,5 9,6±5,9 2,44 <0,05

Проба Ромберга, с Н 6,4±3,9 5,7±3,9 0,56 >0,05

К 8,8±2,2 11,6±2,5 3,02 <0,01

Связка-комбинация, число ошибок Н 2,4±2,7 2,7±1,3 0,23 >0,05

К 1,8±1,1 1,1±1,0 1,48 >0,05

Примечание: Н - начальное тестирование; К - конечное тестирование; Ш =2,21.

Силовая выносливость, оцениваемая в тесте «сед углом», соответствует результату 11,4±8,2 с в контрольной группе и 11,1±3,6 с в экспериментальной группе. Координационные способности, оцениваемые при помощи теста «связка-комбинация», соответствуют результату 2,4±2,7 ошибки в контрольной группе и 2,7±1,3 ошибки при выполнении контрольного задания участниками экспериментальной группы. Результаты двух описанных тестов соответствуют среднему уровню развития координационных способностей.

Сравнение показателей уровня развития физических качеств у детей контрольной и экспериментальной групп показывает, что достоверных различий между уровнем развития оцениваемых качеств у детей этих групп не наблюдается (см. таблицу). Это позволяет отметить равноценность подобранных групп по уровню развития физических качеств.

При проведении экспериментальной части исследования учитывалось определённое сходство занятий аэробикой и ритмической гимнастикой. При этом занятия спортивной аэробикой на этом этапе подготовки малышей строятся с привлечением аэробных упражнений, которые связаны с более интенсивным их выполнением по сравнению с упражнениями ритмической гимнастикой. Также в занятиях экспериментальной группы использовалось больше таких движений, как бег, прыжки и силовые упражнения, составляющие основу базовых аэробных шагов.

В результате тренировки по экспериментальной программе удалось добиться достоверного прироста показателей силовых способностей, когда количество отжиманий возросло до 4,0±3,0 раз и оказалось достоверно выше по сравнению с результатами первоначального тестирования (р<0,01),

а также превысило показатели контрольной группы при повторном тестировании, которое возросло несущественно (см. таблицу).

Выполнение аэробных упражнений способствовало совершенствованию скоростно-силовых качеств, когда результат в тесте «прыжок-группировка» возрос у детей экспериментальной группы с 2,0±1,8 до 6,0±2,9 раз и существенно превысил первоначальные показатели (р<0,001). Достоверного прироста этого показателя у ребят контрольной группы добиться не удалось, хотя средний результат вырос в два раза с 0,7±1,4 до 1,4±0,8 раза (см. таблицу).

Достоверно выросли показатели способности сохранять равновесие у детей экспериментальной группы - с 5,7±3,9 до 11,6±2,5 с (р<0,01) и существенно превзошли эти показатели у детей контрольной группы при завершении эксперимента, составив 8,8±2,2 с (р<0,01).

Экспериментальная методика позволила добиться существенного прироста гибкости в упражнении «прямой шпагат», где результаты достоверно улучшились.

Учитывая возрастные особенности физического развития детей 5-6 лет, результаты оказались предсказуемыми в части развития силовой выносливости и координационных способностей. Эти показатели изменились не существенно как в контрольной, так и в экспериментальной группах (р>0,05). Умение правильно выполнять упражнения в этом возрасте несколько снижено в связи с недостаточной устойчивостью нервной системы, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда возникает значительное количество ошибок при выполнении простых движений, которые в дальнейшем могут препятствовать освоению техники более сложных двигательных действий, характерных для спортивной аэробики.

Заключение. Физическая подготовка дошкольников направлена на развитие у них физических качеств и может осуществляться средствами спортивной аэробики. На занятиях аэробикой формируется начальная школа движений, развиваются выносливость, гибкость и координация, которые очень важны для маленьких детей. Аэробные упражнения имеют ряд преимуществ перед упражнениями других видов спорта, отличаясь простотой выполнения и широким разнообразием, что позволяет воздействовать на развитие различных качеств ребёнка. Выполненное исследование подтвердило высокую эффективность занятий спортивной аэробикой с использованием комплексов упражнений, способствующих развитию гибкости и координационных способностей. Удалось показать, что применение аэробики для физической подготовки детей дошкольного возраста позволяет достоверно улучшать показатели силы, скоростно-силовых качеств, гибкости и способности сохранять равновесие у детей 5-6 лет.

Список литературы

1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методика воспитания). М.: Совет. спорт, 2009. 209 с.

2. Лисицкая Т.С., Новикова Л.А. Физическое развитие дошкольников: учеб.-метод. пособие для подготовки к школе. М.: АСТ: Астрель, 2014. 94 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт; СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.

4. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. Аэробика: учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Изд-во МШУ, 2014. 178 с.

5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М.: Изд-во «Астрель»; Изд-во «АСТ», 2003. 863 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 5- е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 480 с.

Михайлова Эльвира Ивановна, канд. пед. наук, проф., info@mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Михайлов Николай Георгиевич, канд. пед. наук, доц., mihailovnaffks.mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Деревлёва Елена Борисовна, канд. пед. наук, доц., s sychamiail.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

IMPROVEMENT IN FITNESS OF PRESCHOOL CHILDREN, ENGAGED

BY SPORTS AEROBICS

E.I. Mikhailova, N.G. Mikhailov, E.B. Derevleva

A technique for conducting sports aerobics classes with children of senior preschool age is proposed, which includes aerobic exercise complexes and complexes aimed at developing flexibility and coordination. The effectiveness of the technique in the course of the experiment and testing the level of physical preparedness of the control and experimental groups was proved.

Key words: sports aerobics, physical training, preschool children.

Mikhailova Elvira Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, professor, info a mgpH.rii, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Mikhailov Nirolay Georgievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, mihailovn@fffks.mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Derevleva Elena Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, s_sych@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.