Научная статья на тему 'Комплексное применение тренажёрных устройств на занятиях спортивной аэробикой с детьми 7 -9 лет'

Комплексное применение тренажёрных устройств на занятиях спортивной аэробикой с детьми 7 -9 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
307
32
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безматерных Г. П., Безматерных Н. Г.

В статье рассматриваются вопросы комплексного применения специальных упражнений с использованием тренажерных устройств для совершенствования технической подготовленности детей 7-9 лет на занятиях спортивной аэробикой. Основное внимание уделено обучению основным соревновательным упражнениям в каждой группе сложности, предусмотренным правилами соревнований по спортивной аэробике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Безматерных Г. П., Безматерных Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive application of training simulators for sportive aerobics with children of 7-9 years old

This article concerns a comprehensive application of special physical exercises with training simulators for perfection of professional skills of children of 7-9 years old.

Текст научной работы на тему «Комплексное применение тренажёрных устройств на занятиях спортивной аэробикой с детьми 7 -9 лет»

УДК 796.015.572-053.2 р „ БЕЗМАТЕрНЫХ

Н. Г. БЕЗМАТЕРНЫХ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.Омск

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ С ДЕТЬМИ 7-9 ЛЕТ_

В статье рассматриваются вопросы комплексного применения специальных упражнений с использованием тренажерных устройств для совершенствования технической подготовленности детей 7-9 лет на занятиях спортивной аэробикой. Основное внимание уделено обучению основным соревновательным упражнениям в каждой группе сложности, предусмотренным правилами соревнований по спортивной аэробике.

Актуальность. По мнению многих ведущих специалистов, совершенствование подготовки спортивных резервов в спорте связано с поиском новых нетрадиционных средств и методов обучения. Этого требуют стремительный рост спортивного мастерства спортсменов всех стран и высокая конкурентная борьба в споре за золотые медали на чемпионатах мира.

Отличительной особенностью спортивной аэробики является ранняя специализация. В этой связи особенности обучения юных спортсменов на этапе отбора и начальной подготовки, во время которого закладывается фундамент будущих успехов в спорте, заслуживают особого внимания научных и практических работников. Д.И. Богданова (1988), С.А. Бик-булатова, Г.Г. Ключникова (2000) и другие отмечают, что спортивная аэробика — молодой, интенсивно развивающийся вид спорта, соревновательные упражнения которого содержат элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики. Однако их выполнение отличается рядом особенностей, которые обусловлены требованиями правил соревнований (2001 -2004,2005-2008 гт.).

Как подчеркивают Д.Д. Донской, В.М. Зациорс-кий (1979), при освоении соревновательных элементов целесообразно применять специальные упражнения, соответствующие соревновательным по величине амплитуды, скорости и мышечным напряжениям. По мнению Е.А. Земскова (1991), В.К. Петрова (1991) и других, современные тенденции повышения эффективности педагогического процесса в спорте связаны с внедрением в учебно-тренировочный процесс технических средств обучения.

Тренажёры являются современными средствами материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса. Они заняли прочное место в современной спортивной практике (В.И. Киселев, 1974; С.П. Евсеев, 1987;А.А. Цомая, 1991; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004).

Проявление высокой точности движений во время выполнения упражнений привело к необходимости обратить внимание на совершенствование точности с помощью самых разнообразных тренажёров, вспомогательных снарядов, тренировочных устройств и приспособлений. Без этого невозможно реализовать современные методики обучения двигательным действиям на этапе начальной подготовки.

Именно поэтому на занятиях с детьми 7-9 лет мы использовали упражнения с применением модернизированных нами тренажерных устройств.

К сожалению, и современной научно-методической литературе недостаточно глубоко освещены вопросы обучения соревновательным упражнениям спортивной аэробики с учетом особенностей их выполнения.

Проблема: совершенствование начальной технической подготовки в спортивной аэробике.

Объект: процесс технической подготовки детей 7-9 лет в спортивной аэробике.

Предмет: методика применения специальных упражнений с использованием тренажерных устройств на этапе отбора и начальной подготовки в спортивной аэробике.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение в тренировочном процессе на этапе отбора и начальной подготовки разработанных нами специальных упражнений с применением тренажерных устройств позволит сократить сроки освоения и повысить качество соревновательных упражнений детей 7-9 лет в спортивной аэробике.

Теоретическая значимость: в теории и методике спортивной аэробики дополнен раздел методики обучения упражнениям на основе применения специальных упражнений и технических средств на этапе начальной подготовки и сведениями об уровнях технической, физической и функциональной подготовленности детей 7-9 лет.

Практическая значимость: применение специальных упражнений с использованием модернизированных нами тренажерных устройств позволяет достоверно повысить уровни функциональной и технической подготовленности детей 7-9 лет на занятиях спортивной аэробикой.

Цель работы: совершенствование методики начальной технической подготовки на основе разработки специальных упражнений с использованием тренажерных устройств.

Задачи исследования:

1. Определить содержание соревновательных элементов и типичные ошибки при их исполнении в композициях спортсменов различного возраста в спортивной аэробике.

2. Разработать комплексы специальных упражнений с применением технических средств для детей

Таблица 1

Показатели объема элементов в композициях участников Чемпионата Европы по спортивной аэробике 1999 г.

№ пп Группы сложности 18 лет и старше 15-17 лет 12-14 лет 9-11 лет

1 «Прыжки» 30% 32% 18,7% 22,5 %

2 «Упоры» 15,2% 20,5% 27,5 % 24,1 %

3 «Гибкость» 18% 21,5% 22,5 % 20,8 %

4 «Отжимания» 5,5 % 10,5% 15,6% 12,5 %

5 «Свободные падения» 16,6% 7% 6,8 % 7,5 %

6 «Повороты» 9,7 % 2% 2,5 % 6,6 %

7 «Круги ногами, перемахи» 1,3% 6,5 % 6,2 % 5,8%

8 «Равновесия» 2,7 % 0% 0% 0%

7-9 лет в спортивной аэробике.

3. Выявить эффективность применения специальных упражнений с применением технических средств у детей 7-9 лет на этапе отбора и начальной подготовки в спортивной аэробике.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научной-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Видеоскопия.

4. Тестирование.

5. Гониометрия.

6. Педагогический эксперимент.

7. Метод экспертных оценок.

8. Методы математической статистики.

Организация исследования

Анализ композиций спортсменов следующих возрастных групп: 9-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет, 18 лет и старше — выполнен по материалам видеозаписи чемпионата Европы (1999 г.), чемпионата России (2001 г.) чемпионата Сибири и Дальнего Востока (2003 г.).

Педагогический эксперимент проводился на базе спортивного комплекса «Авангард». Занятия проходили 3 раза в неделю по 2 академических часа во второй половине дня. В сравнительном эксперименте участвовало две группы девочек по 14 человек в каждой. Всего в исследованиях приняло участие более 40 детей, занимающихся спортивной аэробикой.

Полученные результаты позволили выявить процентное соотношение упражнений различных групп сложности (табл. 1).

Нами выявлено, что наиболее часто в композициях спортсменов разного возраста встречаются элементы из группы «прыжки», объем которых находится в пределах 18,7 - 32%. Затем следуют элементы из группы «упоры» -15,2- 27,5% и «гибкость» - 18-22,5%. Четвертое место занимают элементы из группы сложности «отжимания» — 5,5-15,6%. Далее следуют элементы из группы «свободные падения» -6,8-16,6%, «повороты» - 2-9,7%, «круги ногами, перемахи» - 1,3-6,5%, и на последнем месте находится объем элементов из группы «равновесия», которые наблюдаются только у участников 18 лет и старше. Анализ элементов участников чемпионата России (2001) и других выступлений выявил подобную картину соотношения элементов в различных группах сложности.

Учитывая такое соотношение, можно заключить, что на этапе отбора и начальной подготовки особое внимание следует уделить разработке специальных упражнений и тренажерных устройств прежде всего для освоения элементов, составляющих основное содержание композиций спортсменов высокого класса.

Анализ ошибок, допущенных спортсменами разного возраста при выполнении элементов различных групп сложности, свидетельствует, что спортсмены младшего возраста делают больше ошибок в композициях, чем спортсмены старшего возраста (Р < 0,05).

Это свидетельствует о низком уровне технической подготовленности спортсменов младшего возраста и слабой физической подготовленности.

В различных группах сложности спортсмены разных возрастов допустили следующие типичные ошибки при выполнении элементов. В группе сложности «прыжки»: 1. Недостаточная амплитуда ног в положении шпагата. 2. Недостаточно оттянуты носки. 3. Ноги согнуты. 4. Поворот выполнен не полностью. В группе сложности «гибкость»: 1. Маховая нога согнута. 2. Не достаточная амплитуда ног в положении шпагата. 3. Недостаточно оттянуты носки. 4. Поворот выполнен не полностью. В группе сложности «падения»: 1. Руки и ноги при приземлении касались пола не одновременно. 2. Во время падения ноги согнуты и разведены. 3. Дополнительное касание частями тела пола при приземлении в упор лёжа, 4. Неправильное положение осанки (прогибание).

В группе сложности «отжимания»: 1. Расстояние от груди до пола больше или меньше, чем 10 см.2. Расстояние между стопами было больше, чем ширина плеч. 3. Неправильное положение осанки (прогиб). 4. Касание пола любой частью тела. В группе сложности «круги ногами, перемахи»: 1. Ноги согнуты. 2. Касание пола. 3. Отсутствие фазы полёта. 4. Поворот выполнен не полностью. В группе сложности «упоры»: 1. Ноги согнуты.2. Дополнительное касание пола. 3. Недостаточно отгянугы носки. В группе сложности «равновесия»: 1. Мелкие колебания тела и неустойчивое положение. 2. Безопорная нога согнута. 3. Недостаточно оттянуты носки.

В группе сложности «повороты»: 1. Опорная нога согнута. 2. Поворот выполнен не полностью. 3. Недостаточно оттянуты носки.

Анализ типичных ошибок участников соревнований свидетельствует, что в большинстве групп сложности допущены преимущественно одинаковые ошибки, свидетельствующие об отсутствии у спортсменов хорошей школы движений. Большинство ошибок связано с навыками удержания прямых ног и оттянутых носков, сохранения выпрямленного положения тела и равновесия. Многие ошибки связаны с недостаточным уровнем физической подготовленности. Так, ошибки при выполнении шпагатов и недостаточно оттянутые носки связаны с низким уровнем подвижности в тазобедренных и голеностопных суставах. Дополнительное касание во время приземления связано преимущественно с невысоким уровнем силовых и скоростно-силовых качеств мышц рук, ног и брюшного пресса.

Учитывая типичные ошибки, допущенные участниками соревнований, мы разработали вспомогательные и специальные упражнения с использованием тренажерных устройств для формирования навыков

сохранения выпрямленного положения тела, ног и рук Совершенствование физических качеств и функциональных способностей мы сочетали с формированием навыков начальной технической подготовки Для этой цели использовались модернизированные нами тренажерные устройства.

Так, при обучении элементам из группы «падения» мы модернизировали тренажер, разработанный для совершенствования пространственной точности и скоростно-силовых качеств Г.П. Безматерных и А.И. Кравчуком (1986). Модернизация заключалась в увеличении площадки, на которую опирался во время сгибательных и разгибательных движений спортсмен, и повышении её упругости за счет натянутых резиновых жгутов и поролона. Эта конструкция позволяет создать упругую площадку, облегчающую выполнение маховых движений отдельными звеньями тела, а также применить ограничители движений. Они состояли из двух резиновых жгутов: первый жгут являлся предварительным ограничителем, второй - основным. Такое условие позволяло создать представление о пространственных параметрах сгибания и разгибания тела, соответствующих амплитуде соревновательного упражнения.

Для группы сложности «отжимания» в качестве ограничителей движений применялись поролоновые кубики и фиксатор тазобедренных суставов. Мы применяли кубики для совершенствования визуального и тактильного ориентира в упоре лёжа на согнутых руках. Ширина кубика составляла 20 см, а высота 10 см, т. к. по правилам соревнований аэробной гимнастики «отжимание» считается выполненным, когда расстояние от пола до груди составляет 10 см. При касаниитрудью пола «отжимание» также не засчитывается, следовательно, кубик в 10 см будет ограничивать спортсмена в его действиях на определённое расстояние тела от пола, соответствующее правилам соревнований по аэробной гимнастике (2005-2008 гг.).

Фиксатор тазобедренных суставов применялся для предотвращения прогибания и чрезмерного сгибания тела спортсмена. Он представляет собой резиновый пояс с карманами на нём вдоль туловища спортсмена в области тазобедренных суставов, в которые перед выполнением упражнения в положении упора лёжа вставляются металлические трубки для фиксации правильного положения тела.

Обучение упражнениям из группы «прыжки» предусматривало формирование представления о величине сгибания ног в коленном суставе. Для контроля за величиной сгибания ног применялся гониометр, который крепился на коленном суставе. По данным Т.С.Лисицкой (1987), оптимальный угол под-седания равен 135 - 150 градусов. Г.Я. Макарова (1976) утверждает, что оптимальный угол колеблется в пределах от 104 до 116 градусов. Поданным нашего исследования, у спортсменов высокой квалификации угол сгибания ног в коленных суставах колеблется от 95 до 110 градусов. При обучении прыжкам мы ориентировали участников на среднюю величину угла сгибания ног в фазе амортизации, равную 110 - 120 градусам.

Гониометр представляет собой устройство, состоящее из двух планок, шарнирно соединённых между собой осью с гайкой. С помощью ремней планки крепятся к бедру и голени так, чтобы ось шарнира совпадала с осью коленного сустава. Планка неподвижно соединена с втулкой, на втулку сверху планки

надета шайба с градуированной шкалой — транспортиром. Величина угла в коленном суставе при присе-

йэкспериментальная □контрольная

Рис. 1. Различия показателей физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента.

В экспериментальная □контрольная Рис. 2. Различия показателей функциональной подготовленности экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента.

51

9 10 11 12 13

0 экспериментальная □контрольная

Рис. 3. Различия показателей технической подготовленности экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента.

дании фиксируется стрелкой. Движение этой стрелки происходит поддействием пластины, прикреплённой заклёпками к планке. По положению остановившейся стрелки определялся угол сгибания.

Элементы из группы «равновесия» осваивались с помощью специальных упражнений, направленных на совершенствование вестибулярной устойчивости и силы мышц свода, бедра и голени.

Для этого нами применялись подскоки и специальные пружинные упражнения, которые выполнялись с опорой о гимнастическую стенку и без неё. В этом комплексе также применялись упражнения с быстрыми поворотами и наклонами головы и туловища, при выполнении которых в значительной мере совершенствуется деятельность вестибулярного аппарата (Е.В. Бирюк, А.И. Яроцкий (1974).

Принимая во внимание данные A.M. Шлемина (1973) о том, что дети 8-9 лет способны с высокой точностью оценивать пространственные величины, мы использовали при обучении равновесиям в качестве ориентира градуированный фон для совершенствования точности движения звеньев тела. Равновесие выполняется на фоне градуированного экрана (по A.M. Шлемину, 1973). Испытуемый принимал положение равновесия и контролировал его с помощью зеркального отображения на экране, тем самым ин-

формируя себя о взаиморасположении звеньев тела.

Для формирования навыков выполнения вращательных движений применялись специальные упражнения на диске здоровья по Е.А. Крапивиной (1987) в сочетании с прибором В. В. Черныш (1969), который предусматривал использование пояса с металлической рейкой, облегчающей сохранение выпрямленного положения тела.

Для совершенствования гибкости применялся тренажёр В .Т. Назарова (1986) при условии, что за первые 4 месяца занятий они овладели первоначальными навыками выполнения упражнений на гибкость. Апробированная нами методика основана на применении сочетания специальных упражнений активной и пассивной гибкости с применением тренажёра В.Т. Назарова.

В данном эксперименте испытуемые выполняли шпагат (правой, левой, продольно), опираясь голенью на вибратор, при амплитуде вибрации 4 мм, частоте 30 Гц (время действия 2 мин).

На занятиях тренажёрные устройства применялись методом организации «по кругу» для эффективного воздействия на уровень физической, технической и функциональной подготовленности детей 7-9 лет. При организации тренировочного процесса «по кругу» с применением тренажёрных устройств мы подобрали специальные упражнения, совершенствующие двигательные умения и навыки, для восьми групп сложности и содержащихся в них элементах. При организации тренировки «по кругу» мы применили большое количество тренажёрных устройств, что обеспечило одновременное участие всех занимающихся при выполнении специальных упражнений и позволило эффективно сократить время тренировочного процесса.

В тренировочном процессе было предусмотрено шесть станций, на каждой по два-три занимающихся: На первой станции, применялся тренажёр для совершенствования пространственной точности и скоро-стно-силовой подготовленности. Каждое из 4 упражнений выполнялось по 10 раз в течение 40 сек.

На второй станции использовался контурный фон для совершенствования взаиморасположения звеньев тела при выполнении равновесий. Выполнялись 4 равновесия за 30 сек., отдых не превышал 30 сек. Всего выполнялось 3 подхода. Время работы на станции составило 3 мин.

На третьей станции для правильной техники выполнения «отжиманий» применялись поролоновые кубики и фиксатор тазобедренных суставов. За один подход выполнялось 10 «отжиманий» за 30 сек. Всего было затрачено 3 подхода. Время работы на станции-3 мин.

На четвёртой станции для поворотов использовались круги здоровья и пояс с металлической рейкой. Повороты выполнялись направо и налево. Первое упражнение выполнялось за 30 сек направо, а за следующие 30 сек. — налево. Столько же времени тратилось на второе и третье упражнения.

На пятой станции, предназначенной для прыжков, формировалась амплитуда сгибания ног в коленных суставах с использованием гониометра. Прыжки выполнялись поочерёдно: 5 прыжков с поворотом на 180 градусов выполнялось за 30 сек. За такое же время выполнялось 5 прыжков согнув ноги, 5 прыжков «ножницы». Всего выполнялось 15 прыжков за 1,5 мин. На отдых в целом тратилось 1,5 минуты.

На шестой станции применялся тренажёр В.Т. Назарова для совершенствования гибкости в тазобедренных суставах. После тренажёра шпагат выполнялся на полу или с опорой голеностопа о рейку гимнас-

тической стенки. На выполнение каждого шпагата тратилось по одной минуте.

Сравнение показателей физической подготовленности детей 7-9лет экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента свидетельствует об отсутствии достоверных различий.

Применение упражнений на шести станциях в течение четырех месяцев позволило достоверно улучшить физическую, функциональную и техническую подготовленность в большинстве тестов.

Тесты на физическую подготовленность: 1 тест — упор сидя углом, 2 тест — упор лёжа, локти вдоль туловища, 3 тест — прыжок в длину, 4 тест — «отжимание», 5 тест - сгибание тела из положения лёжа на спине за 30 сек, 6 тест — наклонизположенияО.С., 7тест

— наклон из положения сидя, 8 тест — шпагат правой, 9 тест — шпагат левой, 10 тест — продольный шпагат.

Так, физическая подготовленность достоверно улучшилась в экспериментальной группе в следующих тестах: упор лёжа на согнутых руках (локти вдоль туловища), сгибание тела из положения лёжа на спине за 30 сек, во всех шпагатах (рис. 1).

Тесты на функциональную подготовленность: три теста Ромберга, 4 тест — проба Яроцкого, 5 тест — движение по прямой линии после поворотов пере-ступанием.

Нами выявлено, что показатели функциональной подготовленности детей экспериментальной группы за время эксперимента достоверно улучшились (Р < 0,05). Исключение составил один тест Ромберга (рис. 2).

Контрольные упражнения для оценки технической подготовленности:

1. Прыжок с поворотом на 180°. 2. Прыжок согнув ноги. 3. Шпагат. 4. Четыре маха. 5. Венсон. 6. Упор углом. 7. Отжимание. 8. Отжимание (локти вдоль туловища). 9. Горизонтальное равновесие. 10. Фронтальное равновесие. 11. Падение в упор лёжа. 12. Поворот на одной ноге. 13. Круг ногой.

В ходе эксперимента было выявлено положительное влияние специальных упражнений с использованием тренажёрных устройств на техническую подготовленность занимающихся. Так, достоверные улучшения показателей технической подготовленности выявлены в прыжке с поворотом на 180°, в выполнении шпагата, четырех махов, «венсона», «отжимания», «отжимания» (локти вдоль туловища), горизонтального равновесия, фронтального равновесия, падения в упор лёжа, поворота на одной ноге и круга ногой (рис. 3).

Данные, полученные в конце педагогического эксперимента, свидетельствуют о том, что применение специальных упражнений с использованием технических средств позволяет сократить сроки освоения соревновательных упражнений и достоверно повысить качество их выполнения у детей 7-9 лет на этапе отбора и начальной подготовки.

Выводы

1. В композициях спортсменов различных возрастных групп по спортивной аэробике выявлен следующий объём элементов: прыжки — 18,7 — 32% .упоры -15,2-2,7,5 %, гибкость -18,- 22,5 %, отжимания - 5,5

- 15,6%, падения-6,8-16,8%, повороты-2-9,7%, круги ногами, перемахи -1,3 — 6,5 %, равновесия наблюдаются только у возрастной группы старше 18 лет в количестве 1,8 %,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Определены следующие типичные ошибки в разных группах сложности, допущенные участниками соревнований: согнутые ноги, не оттянутые носки, незавершённые повороты во вращательных движениях, дополнительное касание опоры частями тела, нарушение требований, предъявляемых к осанке, от-

сутствие фазы полёта, потеря устойчивости при выполнении равновесий.

3. Разработаны комплексы специальных упражнений с учётом специфики выполнения упражнений спортивной аэробики с применением модернизированных нами тренажёрных устройств.

4. Применение специальных упражнений с использованием тренажёрных устройств позволяет достоверно повысить качество выполнения соревновательных упражнений детьми 7-9 лет на этапе отбора и начальной подготовки в спортивной аэробике.

Библиографический список

1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов: Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 325 с.

2. Безматерных Г.П. Совершенствование способности мальчиков7-9 лет дифференцировать движения в пространстве при обучении гимнастическим упражнениям. Автореф. дис... канд. пед. наук. - Омск.: 1987 - 19 с.

3. Бирюк Е.В., Яроцкий А.И. Методика совершенствования функций равновесия // Гимнастика: ежегодник. М.: 1974,-вып.1. - С. 36-37.

4. Бикбулатова С.А., Ключникова Г. Г. Аэробика. - Омск. 2000. - 14 с.

5. Богданова Л.И. Ритмическая гимнастика - прогр.дляпед. фак. ЛФК -М.: 1988.

6. Донской ДА, Зациорский В.М. Биомеханика. Учебник для институтов физической культуры. Физкультура и спорт. -М.: 1979. -С.161.

7. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров: Учебное пособие. - Л.: 1987 - 91 с.

8. Земсков Е.А. Материально-техническое обеспечение занятий гимнастикой: Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа на базовый и профилированный этапы обучения, - М.:Б.И„ 1991. -52 с.

9. Кравчук А.И. Начальная техническая подготовка юных гимнастов. — Омск, 1983. Омский государственный институт физической культуры.

10. Киселев В.И. Тренажёр пояс для обучения гимнастическим упражнениям на перекладина. - М.: Физкультура и спорт, 1974.-7 с.

11. Крапивина Е.А. Оме-годике обучения вращательным движениям в художественной гимнастике. // Гимнастика. 1987. С.67.

12. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика (программа по художественной гимнастике). - М.: 1987.

13. Макарова Г.Я. Исследование путей повышения эффективности прыжков в художественной гимнастике. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М.: 1976. - 26 с.

14. Назаров В Т. Биомеханическая стимуляция: Явь и надежды. -Минск.: Полымя, 1986. - 195 с.

15. Цомая A.A. Индивидуализация обучения гимнастическим упражнениям с помощью тренажёрных устройств: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Тбилиси, 1991. -24 с.

16. Юный гимнаст: под общ. ред. Шлемина A.M. - M.: Физкультура и спорт, 1973,-384 с.

БЕЗМАТЕРНЫХ Геннадий Павлович, канд. пед. наук, доцент кафедры ТиМ гимнастики. БЕЗМАТЕРНЫХ Наталья Геннадьевна, старший преподаватель кафедры ТиМ гимнастики.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.09.2006 г. © Безматерных Г.П., Безматерных Н.Г.

Книжная полка

КурихинО. В. История отечественных мотоциклов, 1899-1941 годы / О. В. Курихин; Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. — М.: Наука, 2006. — Юл.

Монография посвящена изучению зарождения и становления отечественного мотоциклостроемия. Впервые дана классификация, анализируется создание, промышленное освоение и примеиение отечественных мотоциклов. Введено в научный оборот большое количество ранее не использованных архивных материалов, не известных научному сообществу ведомственных материалов, воспоминаний непосредственных участников создания и промышленного освоения отечественных мотоциклов. Систематизирован материал по истории отечественных мотоциклов, созданных, выпускаемых на фирмах, заводах и самостоятельно сделанных энтузиастами мотоциклостроения в России и СССР.

Для ученых, изучающих историю техники, специалистов, занимающихся созданием мотоциклов и промышленным их освоением, любителей истории техники.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 7(571.13)

В. Ф. ЧИРКОВ

Омский государственный технический университет

5

ш О

ИСКУССТВО СИБИРИ И СИБИРСКОЕ ИСКУССТВО: РАЗЛИЧЕНИЕ СМЫСЛОВ

(К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

В конце XX века в Сибири произошла актуализация (трансляция) исторических местных культур наравне с устойчивым развитием привычных форм искусства в русско-европейской традиции. Изучение всех составляющих реального художественного процесса позволяет раскрыть принципиальный тезис о пространственно-временном бытии произведения искусства, а значит, и проникнуть в онтологические смыслы бытия человека в искусстве.

Искусство Сибири с древнейших времен и до сегодняшнего дня является предметом пристального интереса различных наук. Изучение археологической, этнографической, искусствоведческой, исторической литературы, как и непосредственное опытное знание искусства Сибири XX века, позволяет вынести на обсуждение, по крайней мере, два вопроса, обозначенных в заголовке данной статьи. Их разрешение, как представляется, имеетметодологическое значение для дальнейшей работы тех, кто связал свою творческую и научную судьбу с культурой Сибири в целом и ее локальными проявлениями в частности.

Первое. Устойчивое и предельно широкое понятие «искусство Сибири» (в данном случае речь идет об изобразительном искусстве) отражает реальное культурное явление, которое вобрало в себя художественный опыт народов Сибири в историческом и современном измерениях. В то же время когда мы вычленяем современную составляющую в искусстве Сибири, то имеем в виду современное искусство, которое у нас справедливо и оправданно ассоциируется прежде всего с искусством XX века в его европейской

и российской версиях. Методологический пода од для установления этого факта может быть назван эстети-ко-социологаческим. Данный подход позволяет констатировать в искусстве XX века следующее:

- произошло рождение и становление профессионального искусства Сибири, то есть установилась художественная реальность, ранее не существовавшая на культурной карте мира и России;

- сформировался институт профессиональных художников как устойчивое социокультурное явление;

- внутри искусства Сибири сформировалось несколько локальных художественных школ как исторически устойчивых культурных явлений, имеющих исключительное значение для дальнейшего развития искусства региона (Иркутская живописная школа, школа Тывинской малой пластики, Новосибирская архитектурная школа);

- сформировались художественно-педагогические центры (и ауры вокруг них), обеспечивающие воспроизводство института профессиональных художников, искусствоведов, культурологов, специалистов в области философии искусства и культуры;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.