Experimental learning technology allows us to create the conditions for a step-by-step development of autonomous modules, implement interim control coinciding with the completion of each module. It also allows giving more attention to the quality development of technical and tactical techniques (TTP), specific actions in streetball through consistent training, highlighting priority elements in technique and tactics.
Applying modular technology in training sessions enables basketball players to improve the performance of TTD and competitive-gaming activity via special exercises. It has an overall positive impact on the quality of the training process, allows us to focus on the structure of learning material and design a training program.
Key words: modular technology; technical and tactical actions; students; streetball; learning and training process; competitive and game activity.
About the authors: Tatyana Valerievna Baybakova1, degree-seeking candidate of the Department of Physical Training and Sports at Omsk State Technical University, Senior Teacher of the Department of Physical Training and Sport; Natalya Nikolaevna Lyalikova2, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor at the Department of Physical Training and Sports.
Place of employment: Omsk State Technical University1'2.
УДК 796.41 Ю. В. Коричко
Нижневартовск, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК 12—14 ЛЕТ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Аннотация. Спортивная аэробика — это сложнокоординационный вид спорта, который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением непрерывный комплекс различных соединений движений высокой интенсивности, заимствованных из традиционных танцев. Соревновательная программа в этом виде спорта — это произвольное упражнение, в котором спортсмены демонстрируют непрерывный и высоко интенсивный комплекс, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп).
В статье представлены результаты исследований по анализу взаимосвязи показателей общей и специальной физической подготовленности девушек 12—14 лет, занимающихся спортивной аэробикой на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации). Проанализированы результаты по особенностям состава и структуры специфических движений при исполнении соревновательных комбинаций в спортивной аэробике на основе видеоанализа соревнований и опроса тренеров. Выявлено, что показатели общей и специальной физической подготовки в спортивной аэробике имеют своеобразную специфику и тесно взаимосвязаны с показателями контрольно-переводных нормативов по смежным технико-эстетическим видам спорта. Выявленные особенности содержания соревновательных индивидуальных программ в спортивной аэробике позволят выработать в дальнейшем наиболее рациональный подход к эффективному подбору подготовительных и подводящих упражнений в спортивной аэробике. Материалы, представленные в статье, могут быть рекомендованы тренерам по спортивной аэробике при планировании тренировочного процесса на этапе спортивной специализации, а также широкому кругу специалистов в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: спортивная аэробика; общая физическая подготовленность; специальная физическая подготовленность; исполнение; соревновательная комбинация; специфические элементы спортивной аэробики.
Сведения об авторе: Юлия Валентиновна Коричко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания.
Место работы: Нижневартовский государственный университет.
Контактная информация: 628615, г.Нижневартовск, ул.Ленина, д. 2, каб. 201, тел.: 89129313968, e-mail: [email protected].
Спортивная аэробика является довольно молодым видом спорта, характеризующимся значительной динамичностью и координационной сложностью движений (Андресян 1996: 23). Многие методические вопросы решаются на основе требований к технической сложности из спортивных видов гимнастики. Соревновательные комбинации в спортивной аэробике исполняются в очень быстром темпе и содержат значительное количество силовых элементов, высокоамплитудных прыжков и координационно-сложных упражнений (Поздеева, Пшеничникова 2005: 98—99).
В настоящее время спортивная аэробика достигла значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, усложнилась со-
ревновательная программа, повысился динамизм и красота упражнений. Параллельно с развитием динамики роста достижений в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Отсутствие в теории спортивной аэробики стройной системы знаний по данным вопросам и конкретных научных исследований, отвечающих требованиям практики, существенно затрудняет работу тренеров и тормозит развитие спортивной аэробики как вида спорта, претендующего на олимпийский статус (Коричко и др. 2014: 133—135).
Отличительными признаками спортивной аэробики являются: особые критерии оценки отдельных элементов и композиций в целом (слож-
ность, техника исполнения, артистичность); многообразие упражнений различной степени трудности, разных структурных групп, отличающихся друг от друга пространственными и временными параметрами, степенью физических и психических усилий, затрачиваемых спортсменом при их выполнении, повышенным требованием к точности временных, пространственных и динамических характеристик суставных движений (Мя-кинченко, Шестаков 2002).
В работе была поставлена цель — исследовать взаимосвязь показателей общей и специальной физической подготовленности девушек 12— 14 лет, занимающихся спортивной аэробикой на тренировочном этапе, а также детально рассмотреть и проанализировать содержательный компонент соревновательных индивидуальных программ в спортивной аэробике.
Исследование проходило на базе МАОУДО ДЮСШ г. Нижневартовска. В исследованиях приняли участие 10 девушек 12—14 лет, занимающихся спортивной аэробикой на этапе начальной и углубленной специализации.
В результате сравнения контрольно-пере-водных нормативов из различных технико-эс-тетических видов спорта, которые представлены в федеральных стандартах спортивной подготовки (ФССП) по видам спорта, нами определено, что сходная структура имеется в тестах, предложенных в ФССП по спортивной акробатике, спортивной гимнастике и художественной гимнастике. Во всех федеральных стандартах спортивной подготовки по технико-эстетическим видам спорта заложен контроль обязательной технической программы.
Основываясь на вышеизложенном материале, следует указать на то, что нужно учитывать специфику двигательной деятельности при закладке функциональной базы для результативной техническо-тактической подготовки и дальнейшего физического совершенствования спортсменов. Необходимо широкое использование арсенала средств технико-эстетических видов спорта на тренировочных занятиях по спортивной аэробике. Для разработки комплексов упражнений на основе заимствования двигательных действий из различных технико-эстетических видов спорта представляется необходимым включение разнообразных средств подготовки из спортивных видов гимнастики (Пшеничникова и др. 2010: 42—48).
На основе анализа данных научно-мето-дической литературы и показателей, приведенных в проекте федерального стандарта спортивной подготовки по спортивной аэробике, определено, что ведущими физическими качествами для данного вида спорта являются: координационные способности, гибкость, выносливость, мышечная сила и скоростные способности. Необходимо отметить, что специфичность состава соревновательной композиции, его пространственные, временные и динамические характеристики в спортивной аэробике определяют проявление как общей, так и различных видов специальной выносливости. Специальную выносливость в спортивной аэробике следует анализировать как комплексную структуру, функциональную базу которой составляют координационно-двигательная, силовая и скоростно-силовая выносливость (табл. 1).
Таблица 1
Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта «спортивная аэробика» (данные из приложения № 4
Физические качества и телосложение Уровень влияния
Скоростные способности 2
Мышечная сила 2
Вестибулярная устойчивость 3
Выносливость 2
Гибкость 3
Координационные способности 3
Телосложение 1
— значительное влияние; 2 — среднее влияние; 1 — незначительное влияние.
Условные обозначения: 3
Исследуемые показатели общей и специальной физической подготовки в спортивной аэробике имеют своеобразную специфику и тесно взаимосвязаны с показателями контрольно-переводных нормативов по смежным технико-эстетическим видам спорта (Плеханова 2006).
По результатам измерений взаимосвязи по ранговому коэффициенту корреляции Спирмена
показателей физической подготовленности и исполнения соревновательной программы установлено, что среднюю степень взаимосвязи имеют такие показатели, как поднимание и опускание туловища из положения лежа, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя, слабая взаимосвязь прослеживается в показателе сгибание и разгибание рук в упоре лежа (табл. 2—5).
Таблица 2
Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «поднимание и опускание туловища из положения лежа» ___у девушек 12—14 лет, занимающихся спортивной аэробикой_
V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов
47,0 17 3,5 3 0,5 0,25
47,0 16,3 3,5 7 3,5 12,25
42,0 16,9 5,5 4 1,5 2,25
41,0 15,8 6 9 3 9
42,0 15,7 5,5 10 4,5 20,25
45,0 16,2 4,5 8 3.5 12,25
45,0 16,6 4,5 6 1,5 2,25
49,0 16,8 1 5 4 16
47,0 17,7 3,5 2 1,5 2,25
48,0 17,9 2 1 1 1
г = 0,53 (средняя степень взаимосвязи)
Таблица 3
Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «прыжки в длину с места» у девушек 12—14 лет, __занимающихся спортивной аэробикой_
V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов
182,0 17 5 3 2 4
179,0 16,3 7,5 7 0,5 0,25
185,0 16,9 4,5 4 0,5 0,25
186,0 15,8 3,5 9 5,5 30,25
185,0 15,7 4,5 10 4,5 20,25
179,0 16,2 7,5 8 0,5 0,25
190,0 16,6 2 6 4 16
180,0 16,8 6 5 1 1
192,0 17,7 1 2 1 1
186,0 17,9 3,5 1 2,5 6,25
г = 0,51 (средняя степень взаимосвязи)
Таблица 4
Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «наклон вперед из положения сидя» _у девушек 12—14 лет, занимающихся спортивной аэробикой_
V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов
20,0 17 6 3 3 9
19,0 16,3 7 7 0 0
28,0 16,9 4 4 0 0
27,0 15,8 5 9 0 0
30,0 15,7 2,5 10 7,5 56,25
15,0 16,2 8 8 0 0
25,0 16,6 6 6 0 0
30,0 16,8 2,5 5 2,5 6,25
29,0 17,7 3 2 1 1
31,0 17,9 1 1 0 0
г = 0,47 (средняя степень взаимосвязи)
Таблица 5
Взаимосвязь оценки за исполнение соревновательной программы с результатами выполнения норматива «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» _у девушек 12—14 лет, занимающихся спортивной аэробикой_
V V Ранги по V Ранги по V Разность рангов Квадраты разности рангов
7,4 17 6 3 3 9
6,8 16,3 10 7 3 9
7,8 16,9 3 4 1 1
8,2 15,8 2 9 7 49
7,2 15,7 8 10 2 4
8,5 16,2 1 8 7 49
7,0 16,6 9 6 3 9
Окончание таблицы 5
7,3 16,8 7 5 2 4
7,5 17,7 5 2 3 9
7,6 17,9 4 1 3 9
г = 0,08 (слабая степень взаимосвязи)
Для обеспечения результативности технической подготовки спортсменов нам необходимо было проанализировать информацию о составе и структуре специфических движений при исполнении соревновательных комбинаций по спортивной аэробике. Анализ видеоматериалов соревнований, проводимых по правилам спортивной аэробики, версии международной федерации гимнастики (FIG) на 2013—2016 гг. позволили сделать заключение, что наиболее распространенными элементами для включения в индивидуальную соревновательную программу для мужчин являются следующие элементы:
1. Поворот на одной ноге на 540° и 720°.
2. Перекидной прыжок с поворотом на 360°.
3. Двойная «либела» в безопорный вертикальный шпагат и безопорная «либела» в вертикальный шпагат.
4. Прыжок с поворотом на 720°.
5. Прыжок «казак» с поворотом на 540°.
6. Прыжок согнувшись с поворотом на 360° и поворотом на 180° с приземлением в упор лежа.
7. Горизонтальный упор «ноги врозь» на прямых руках с переходом в упор «венсон».
Наиболее типичными элементами в индивидуальной соревновательной программе для женщин являются следующие элементы:
1. Перекидной прыжок с поворотом на 360°.
2. Упор углом ноги врозь/упор углом с поворотом на 720° («молдаван»).
3. Поворот на одной ноге на 720°.
4. Поворот на 720° в высоком равновесии с захватом за ногу.
5. Высокий упор согнувшись с перемахом назад с поворотом на 180° и приземлением в шпагат.
6. Прыжок согнувшись с поворотом на 180° и с поворотом на 180° с приземлением в упор лежа.
7. Безопорная «либела» в вертикальный шпагат.
8. Прыжок «казак» с поворотом на 360°.
По результатам опроса тренеров первой и высшей категории, работающих в различных городах ХМАО - Югры определено, что данные видеоанализа соревновательных композиций необходимо применять при подборе подготовительных и подводящих упражнений как спортивной аэробики, так и упражнений из спортивных видов гимнастики. Это в дальнейшем будет успешным залогом качественных выступлений спортсменов на соревнованиях различного ранга.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что показатели общей и специальной физической подготовленности в спортивной аэробике имеют своеобразную специфику и тесно взаимосвязаны с показателями контрольно-переводных нормативов по смежным технико-эстетическим видам спорта. Необходим поиск эффективных средств, предназначенных для повышения уровня физической подготовленности, на основе заимствования упражнений из различных видов гимнастики.
Выявленные особенности содержания индивидуальной композиции помогут выработать в дальнейшем наиболее рациональный подход к подбору подготовительных и подводящих упражнений в спортивной аэробике, что позволит впоследствии эффективнее осваивать различные двигательные действия и положительно повлияет на повышение спортивного результата.
ЛИТЕРАТУРА
Андресян К. Б. 1996. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва.
Мякинченко Е. Б., Шестакова М. П. 2002. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры. Москва: СпортАкадемПресс.
Коричко Ю. В., Гнсчпченко В. П., Устимова А. Р., Аксенова Л. В., Дятлова В. С. 2014. Особенности содержания учебного материала по спортивной аэробике в ДЮСШ // Клетнева А. А. (отв. ред.). Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 133-135.
Коричко Ю. В. 2000. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7-х классах: Дис. ... канд. пед. наук. Омск.
Плеханова М. Э. 2006. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта (художественная, спортивная, эстетическая, аэробная гимнастика). Иваново.
Поздеева Е. А., Пшеничникова Г. Н. 2005. Типичные ошибки в технике исполнения элементов соревновательных программ в спортивной аэробике // Аикин В. А. (отв. ред.). Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Омск: Изд-во СибГУФК, 98-99.
Правила соревнований по спортивной аэробике. 2013-2016 г.г. Международная федерация спортивной аэробики // http://www.fig-gymnastics.com/site/mles/disciplines/aer (2016. сент. 10).
Проект Приказа Министерства спорта РФ «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика» (подготовлен Минспортом России 07.04.2016) // http://www.garant.m/products/ ipo/prime/doc/56565910/ (2016. сент. 10).
Пшеничникова Г. Н.. Коричко Ю. В. 2009. Аэробика в школе: учебное пособие. Омск: Изд-во СибГУФК.
Пшеничникова Г. Н., Власова О. П., Коричко Ю. В. 2010. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 5, 42-48.
REFERENCES
Andresyan К. В. Modelirovaniye godichnogo tsikla podgotovki v sportivnoy aerobike: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Modeling the annual cycle of training in sports aerobics: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Moscow, 1996. (In Russian).
Myakinchenko E. В., Shestakova M. P. Aerobika. Teoriya i metodika provedeniya zanyatiy: uchebnoye posobiye dlya studen-tov vuzov fizicheskoy kultury [Aerobics. Theoiy and methodology of physical training: A teaching guide for students of sports higher education institutions], Moscow: SportAkademPress, 2002. (In Russian).
Korichko Yu. V., Gnatchenko V. P., Ustimova A. R., Aksenova V. L., Dyatlova V. S. In: Perspektivniye napravleniya v oblasti fizicheskoy kultury, sporta i turizma: materialy IV Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchas-tiyem [Prospective focus areas in physical education, sports and tourism: Proceedings of the IV All-Russian research and practical conference with international participation], Ed. by A.A. Kletneva. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University Publ., 2014. Pp. 133-135. (In Russian).
Korichko Yu. V. Metodika primeneniya ritmicheskoy gimnastiki na urokaph fizicheskoy kultury v 5-7 klassakh: Dis. ... kand. ped. nauk [Using rhythmic gymnastics at physical education classes in 5' -7th forms: A thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Omsk, 2000. (In Russian).
Plekhanova M. E. Esteticheskiye aspekty sportivno-tekhnicheskogo masterstva v slozhnokoordinatsionnykh vidakh sporta (khudozhestvennaya, sportivnaya, esteticheskaya, aerobnaya gimnastika [Aesthetic aspects of sports and technical skill in difficult coordination sports (artistic, athletic, aesthetic, aerobic gymnastics)]. Ivanovo, 2006. (In Russian).
Pozdeeva E. A., Pshenichnikova G. N. In: Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kultury, sporta i olimpizma v Sibiri: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh [Problems of improving physical education, sports and Olympism in Siberia: Proceedings of All-Russian research and practical conference for young researchers], Omsk: Siberian State University of Physical Education and Sports Publ., 2005. Pp. 98-99. (In Russian).
Aerobic gymnastics rules. 2013-2016. International Gymnastics Federation. Available at: http://www.fig-gymnastics.com/site/rules/disciplines/aer. (Accessed on 10.09.2016).
Projekt Prikaza Ministerstva sporta RF "Ob utverzhdenii federalnogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta sportivnaya aerobika" [Draft Order of the Ministiy of Sports of the Russian Federation "On approval of Federal Standards of sports training for aerobics" (designed by the RF Ministry of Sports on 07.04.2016). Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56565910/ (Accessed on 10.09.2016). (In Russian).
Pshenichnikova G. N., Korichko Yu. V. Aerobika v shkole: uchebnoye posobiye [Aerobics at school: A teaching guide], Omsk: Siberian State University of Physical Education and Sports Publ., 2009. (In Russian).
Pshenichnikova G. N., Vlasova O. P., Korichko Yu. V. In: Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical education: upbringing, education, training]. Vol. 5 (2010): 42-48. (In Russian).
Yu. V. Korichko
Nizhnevartovsk, Russia
A STUDY OF THE CORELLATION BETWEEN INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS AMONG 12-14 YEARS OLD GIRLS AND A SUBSTANTIAL COMPONENT OF COMPETITIVE INDIVIDUAL PROGRAMS IN SPORTS AEROBICS
Abstract. Sports aerobics is a precise sport characterized by the ability of athletes to perform a continuous complex of different music-accompanied highly intensive movements derived from traditional dance. An aerobic competitive program is any exercise in which athletes demonstrate continuous and highly intensive complex of movements, including a combination of acyclic movements with complex coordination, as well as various complex elements of different structural groups and interaction between the partners (mixed duets, triples and groups).
The paper presents the results of the analysis of the correlation between general and special physical fitness indicators among 12-14 year old girls involved in training for sports aerobics (the stage of sports specialization). We have analyzed the results according to the features of composition and structure of specific movements in sport aerobics competition combinations based on the analysis of the sports competition video and results of the survey among coaches. The study has revealed that general and special physical fitness indicators in sports aerobics are rather specific and closely related to the indicators of control-transfer standards in related technical and aesthetic sports. The features revealed in the competitive content of individual sports aerobics programs allow developing the most rational approach to the selection of preparatory and bringing exercises in sports aerobics. The study material presented herein can be recommended to sports aerobics coaches planning the training process at the stage of sports specialization, as well as to a wide range of professionals in the field of physical education and sports.
Key words: sports aerobics; general and special physical fitness; performance; competition combination; specific elements of sports aerobics.
About the author: Yulia Valentinovna Korichko, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, Head of Department for Theory of Physical Training.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University.