Научная статья на тему 'К вопросу об эстетических показателях спортивно-технического мастерства и музыкально-двигательной подготовленности в спортивной аэробике'

К вопросу об эстетических показателях спортивно-технического мастерства и музыкально-двигательной подготовленности в спортивной аэробике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / УЧЕБНО-КОНТРОЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ / МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ / SPORTS AEROBICS / PEDAGOGICAL EVALUATION / TRAINING AND CONTROL COMPLEXES OF EXERCISES / MUSICAL-MOTOR READINESS / AESTHETIC INDICATORS OF SPORTS AND TECHNICAL SKILL / COMPETITIVE COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коричко Ю. В.

Спортивная аэробика это популярный вид спорта, входящий как самостоятельная дисциплина в Международную федерацию гимнастики (FIG), который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением динамичный комплекс специфических двигательных действий с высокой интенсивностью. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в спортивной аэробике и некоторыми аспектами оценивания музыкально-двигательной подготовленности. Приведены данные по наличию состава необходимых эстетических характеристик в спортивной аэробике (состав элементов соединений, динамичность исполнения композиции, соподчиненность элементов и целостности, художественное оформление композиции). Выявлены отличительные признаки в эстетических компонентах движений в различных соревновательных номинациях, позволяющие оптимизировать процесс подготовки гимнастов, специализирующихся в спортивной аэробике. Данные исследований можно учитывать при разработке и постановке соревновательных композиций, при подборе спортсменов в номинациях, а также при выборе средств эстетического воспитания. Приведены данные проведенного анкетирования тренеров-преподавателей по спортивной аэробике по ранжированию спортивно-эстетических показателей в зависимости от номинации соревновательных выступлений (индивидуальные выступления женщины, мужчины, смешанная пара, трио, группа). Представлены результаты корреляционного анализа показателей экспресс-оценки исполнения учебно-контрольного комплекса упражнений и уровня физической подготовленности школьников, занимающихся аэробикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON AESTHETIC PERFORMANCE OF SPORTS AND TECHNICAL SKILL AND MUSICAL AND PHYSICAL PREPARADENESS IN SPORTS AEROBICS

Sports aerobics is a popular sport that is part of the International Gymnastics Federation (FIG), which is characterized by the ability of athletes to perform, in accordance with the musical accompaniment, a dynamic complex of specific motor activities with high intensity. This article deals with issues related to the aesthetic performance of sports and technical skill in sports aerobics and some aspects of the assessment of musical and motor skills. The data on the presence of the composition of the necessary aesthetic characteristics in sports aerobics (the composition of the elements of the connections, the dynamic performance of the composition, the co-ordination of elements and integrity, the artistic design of the composition) are given. The distinctive features in aesthetic components of movements in various competitive nominations are revealed, which allow to optimize the process of training gymnasts specializing in sports aerobics. Research data can be taken into account when developing and staging competitive compositions, when selecting athletes in nominations, and also when choosing aesthetic education. The data of the survey of trainers teachers in sports aerobics on the ranking of sports and aesthetic indicators depending on the nomination of competitive performances (individual performances women, men, mixed pair, trio, group) are given. The results of the correlation analysis of the indicators of the rapid assessment of the performance of the training and control complex of exercises and the level of physical readiness of schoolchildren involved in aerobics are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эстетических показателях спортивно-технического мастерства и музыкально-двигательной подготовленности в спортивной аэробике»

Khorkova A. S. Razvitie silovykh sposobnostey u studentok s ispol'zovaniem modul'noy tekhnologii v protsesse fizicheskogo vospitaniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk [Students development of power abilities with the use of modular technology in the physical education: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2011. (In Russian).

O. G. Kovalchuk

Omsk, Russia

BLOCK SYSTEM OF CREATING EDUCATIONAL AND TRAINING CLASSES IN TRACK AND FIELD ATHLETICS FOR LEVEL INCREASE OF PHYSICAL FITNESS TO PASS «READY FOR LABOR AND DEFENSE» COMPLEX

Abstract. In article the preparedness of Omsk State Technical University students for passing qualifying standards of the Ail-Russian sports complex "It Is Ready for Labor and Defense" (GTO) is analyzed. According a professional direction and priority development of the weak physical qualities of students, the author's block techniques of creation educational and training classes in the track and field athletics is developed. Author's technique involves three types of block system: the accumulative, transforming, realizing mesocyclic blocks and its' continuity in each term. The annual cycle consists of two semi-annual cycles - training exercises of the winter and spring semester. The accumulative mesocyclic block is devoted to development of the general endurance, general physical and technical fitness. The transforming block is presented by training special microcycles loadings of various preferred orientation: on force, speed and speed endurance. At consecutive alternation of training special microcycles of the concentrated training influence of a different continuity the high level of development physical qualities which are necessary for passing qualifying standards of the GTO complex remains. The realizing mesocyclic block assumes passing control standards in the form of group competition activity.

As a result of the researches it is revealed that the author's technique of block creation of the concentrated loadings allows increasing the level of physical fitness of students of OMSTU.

Also the final results which were based on the results of passing qualifying standards of the GTO complex for the beginning and the end of a pedagogical experiment are analyzed.

Key words: students; physical fitness; educational and training classes; track and field athletics, GTO (Ready for Labor and Defense)

About the author: Oksana Gennadyevna Kovalchuk, post-graduate student of Department for Physical Education and Sports.

Place of employment: Omsk State Technical University.

Ковальчук О. Г. Блоковая система построения учебно-тренировочных занятий по направлению «Легкая атлетика» для повышения уровня физической подготовленности к сдаче норм комплекса «готов к труду и обороне» // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 79-85.

Kovalchuk О. G. Block system of creating educational and training classes in «Track and field athletics» for level increase of physical fitness to pass «Ready for labor and defense» complex // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 79-85.

УДК 796 Ю. В. Коричко

г.Нижневартовск, Россия

К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Аннотация. Спортивная аэробика - это популярный вид спорта, входящий как самостоятельная дисциплина в Международную федерацию гимнастики (FIG), который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением динамичный комплекс специфических двигательных действий с высокой интенсивностью. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в спортивной аэробике и некоторыми аспектами оценивания музыкально-двигательной подготовленности. Приведены данные по наличию состава необходимых эстетических характеристик в спортивной аэробике (состав элементов соединений, динамичность исполнения композиции, соподчиненность элементов и целостности, художественное оформление композиции). Выявлены отличительные признаки в эстетических компонентах движений в различных соревновательных номинациях, позволяющие оптимизировать процесс подготовки гимнастов, специализирующихся в спортивной аэробике. Данные исследований можно учитывать при разработке и постановке соревновательных композиций, при подборе спортсменов в номинациях, а также при выборе средств эстетического воспитания. Приведены данные проведенного анкетирования тренеров-преподавателей по спортивной аэробике по ранжированию спортивно-эстетических показателей в зависимости от номинации соревновательных выступлений (индивидуальные выступления - женщины, мужчины, смешанная пара, трио, группа). Представлены результаты

корреляционного анализа показателей экспресс-оценки исполнения учебно-контрольного комплекса упражнений и уровня физической подготовленности школьников, занимающихся аэробикой.

Ключевые слова: спортивная аэробика; педагогическая оценка; учебно-контрольные комплексы упражнений; музыкально-двигательная подготовленность; эстетические показатели спортивно-технического мастерства; соревновательные композиции.

Сведения об авторе: Юлия Валентиновна Коричко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания.

Место работы: Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628615, г. Нижневартовск, ул. Северная, д. 60, тел. 89129313968, e-mail: [email protected].

В спортивных видах гимнастики многие двигательные действия оцениваются по скорости и точности их исполнения, однако ведущими критериями при определении их эффективности являются эстетические. Существенной качественной стороной специфических движений, отражающей уровень физической подготовленности спортсменов, является пластичность, целенаправленное формирование которой позволяет решать взаимосвязанный комплекс задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека (Аэробика. Теория и методика ... 2002: 33; Коричко и др. 2014: 134).

Спортивная аэробика - это сложнокоорди-национный вид спорта, который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением непрерывный комплекс специфических движений высокой интенсивности, с обязательным использованием элементов различной трудности. При построении композиции необходимо учитывать базовые шаги аэробики, выполняемые с высокой скоростью и сочетающиеся с элементами сложности, исполненными с высокой степенью совершенства (Андреасян 1996: 15; Коричко 2000: 68, Поздеева 2005: 99).

Повышение сложности соревновательных композиций в технико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей в затруднительное положение. Все большее число спортсменов включает в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняет их технически совершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем условным моментом, который дает возможность качественного ранжирования выступлений спортсменов.

В спортивной аэробике также отсутствуют конкретные рекомендации по критериям выразительности исполнения соревновательных упражнений. В правилах соревнований по спортивной аэробике приводятся конкретные требования по составлению и оценке содержания соревновательных программ гимнастов.

Анализ данных научно-методической литературы позволил нам структурировать состав эстетических элементов в спортивно-соревновательной деятельности гимнастов, специализирующихся в аэробике. В частности, в состав эстетических показателей спортивно-технического

мастерства входят: состав элементов соединений (каскадов), динамичность исполнения композиции, соподчиненность элементов и целостности, художественное оформление композиции. Оценка эстетических показателей имеет свои особенности, которые обуславливаются эстетическими показателями в чувственно-наглядной форме, где отражаются основные достоинства и недостатки исполнения соревновательных комбинаций (Плеханова 2006: 48; Поздеева 2005: 53-55; Пшеничникова, Коричко 2009: 65).

В разработанной нами анкете были указаны спортивно-эстетические показатели, которые тренерам-преподавателям по спортивной аэробике необходимо было проранжировать в зависимости от номинации соревновательных выступлений (индивидуальные выступления - женщины, мужчины, смешанная пара, трио, группа). Специалистам по спортивной аэробике был предложен своеобразный глоссарий терминов исполнительского мастерства, составленный на основе научных данных основополагающих трудов в спортивных видах гимнастики.

По результатам анкетирования тренеров-преподавателей по спортивной аэробике выявлено, что для индивидуальных выступлений женщин характерны следующие признаки: грациозность, художественность, свобода, целостность, эффектность, естественность, ритмичность. Для индивидуальных выступлений мужчин характерны: яркость, точность, амплитуда, законченность, рациональность, гармоничность, красота. Для смешанных пар характерны: согласованность, динамичность, четкость, чистота, кулыура движений, артистичность, пластичность. Для трио и групп характерны: выразительность, зрелищ -ность, хореографичность, виртуозность, техничность, школа движений, музыкальность (рис. 1).

Выявленные отличительные признаки в эстетических показателях спортивно-технического мастерства в соревновательных номинациях позволят, на наш взгляд, оптимизировать процесс подготовки гимнастов, специализирующихся в спортивной аэробике. В частности, эти данные могут учитываться при разработке и постановке соревновательных композиций, при подборе спортсменов в номинациях и при выборе средств эстетического воспитания.

Отличительные признаки в эстетических показателях спортивно — технического мастерства в соревновательных номинаниях гимнастов (по результатам анкетирования тренеров — преподавателей)

(

Индивидуальные выступления женщины

(

Индивидуальные выступления (мужчины)

(

Смешанные пары

(

Групповые выступления (трио, группы)

Грациозность

(

Яркость

(

Согласованность

Вырази тельность

(

Художественность

[

Точность

(

г

Свобода

Амплитуда

[

Динамичность

-Р-

Зрелищность

Целостность

[

Законченность

[

Эффе кти вность

г

Рациональность

[

Четкость

-Ч-

Хореографичность

Чистота

(

Естественность

Г

Гармоничность

[

Виртуозность

Культура движений

Артистичность

С

Техничность

[

Ритмичность

[

Красота

[

Пластичность

[

Школа движений

[

М узы кальность

Исходя из опыта педагогической работы в общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) городов Омска и Нижневартовска в течение 23 лет (с 1994 по 2017 гг.) можно отметить, что при рациональном применении комплексов аэробики в школьной практике повышается интерес и удовлетворенность школьников уроками физической кулыуры. Постепенно ученики общеобразовательных школ начинают активно заниматься аэробикой сначала в урочное и внеурочное время, а затем успешно переходят в специализированные отделения спортивной аэробики ДЮСШ.

Значительные результаты были получены в муниципальной средней общеобразовательной

Рис. 1.

школе № 85 г. Омска, где проводился педагогический эксперимент по методике применения аэробики в школе: ученики 3-го и 5-го классов Гришина Анна и Гришин Павел, начинавшие заниматься в 1994-1995 гг. аэробикой на уроках физической культуры, затем стали неоднократными победителями и призерами первенств и чемпионатов России, Европы и этапов Кубка мира по спортивной аэробике.

Использование комплексов аэробики на школьных физкультурных занятиях способствует увеличению уровня физической и музыкально-двигательной подготовленности учащихся, позитивному формированию важнейших для школьников способностей соизмерять свои движения во

времени и пространстве, оптимизации показателей физической нагрузки. Вступивший в силу 1 сентября 2013 г. федеральный закон РФ «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ четко регламентирует организацию образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которая основана на физическом воспитании личности, приобретении знаний, умений и навыков в области физической кулыуры и спорта, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни, укреплении здоровья, выявлении и отборе наиболее одаренных детей и подростков.

Оценка на уроках физической кулыуры, на которых применялись комплексы аэробики, отражали подлинный уровень знаний, музыкально-двигательных умений и навыков школьников. При оценке исполнения учебно-контрольного комплекса упражнений аэробики для каждого школьника предоставлялась возможность показать себя в условиях, наиболее отвечающих особенностям его уровня музыкально-двигательной подготовленности.

Перед разучиванием каждого учебно-контрольного комплекса аэробики обучающихся знакомили с критериями оценки: правильная техника выполнения движений аэробики с точки зрения биомеханики и эстетики движения, осанка, музыкальность. Судейство школьников проводилось исходя из пятибалльной оценки, принятой в общеобразовательной школе [Аэробика. Теория и методика... 2002; Коричко 2000; Правила соревнований...].

При корреляционном анализе нами выявлена достоверная взаимосвязь между показателями экспресс-оценки исполнения учебно-контрольного комплекса упражнений аэробики и другими тестами, представленными в программе по физическому воспитанию для школьников 5— 7-х классов (табл. 1, 2). Комплексы аэробики применялись в различных частях уроков физической культуры. Оценка за выполнение учебно-контрольных комплексов упражнений аэробики достоверно связана с уровнем развития гибкости (г=0,71), силы (г=0,66) и координации (г=0,76 и 0,69 для двух тестов).

Таблица 1

Различия меяеду показателями музыкально-двигательной подготовленности школьников 5-7-х классов при выполнении учебно-контрольного комплекса аэробики

Классы Урок без применения аэробики Урок с применением аэробики в подготовительной части Урок с применением аэробики в основной части Урок аэробики в целом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 3,73 + 0,55 4,06 + 0,48 4,07 + 0,53 3,81 +0,72

4,17 + 0,32* 4,66 + 0,21* 4,80 + 0,20*. 4,85+0,11*.

6 3,51 +0,51 3,58+0,72 3,82 + 0,45 3,55+0,40

4,20 + 0,37* 4,54 + 0,28* 4,79 + 0,21*. 4,63 +0,32*.

7 3,52 + 0,60 3,87 + 0,45 3,84 + 0,70 3,93+0,52

4,22 +0,35* 4,73 + 0,34* 4,81+0,19*« 4,84 + 0,11*.

Примечания: в числителе - начало эксперимента, в знаменателе - конец эксперимента;

* различия до и после эксперимента достоверны;

• различия между экспериментальными и контрольными группами после проведения исследования достоверны (Р<0,05).

Таблица 2

Взаимосвязь показателей экспресс-оценки за выполнение комплексов упражнений аэробики с показателями двигательных способностей школьников 5-7-х классов

Классы Наклон вперед из положения сидя (гибкость) Подтягивание из виса (юноши), подтягивание из виса лежа (девушки) -(силовые способности) Сочетание движений руками, ногами и туловищем Переключение с одного движения на другое

5 0,27 0,41 0,38 0,41

0,61 0,66 0,63 0,60

6 0,42 0,45 0,41 0,35

0,71 0,62 0,76 0,69

7 0,43 0,30 0,34 0,39

0,68 0,55 0,53 0,58

Примечание: в числителе - начало эксперимента, в знаменателе - окончание эксперимента.

Таким образом, использование комплексов аэробики на уроках физической кулыуры оказывает положительное влияние на физическую и музыкально-двигательную подготовленность для школьников.

На сегодняшний день спортивная аэробика в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

находится в условиях динамичного развития. Развитие спортивной аэробики в округе началось в начале 90-х гг. прошлого века в Нижневартовске (Л. Заблодская, Ю. Коричко, А. Устимова, В. Гнатченко, Л. Аксенова), Нефтеюганске (Н. Капируллина, Л. Кудряшова), Югорске (С. Павлов, Н. Ефименко, Г. Вотинцева, О. Ар-

жанникова), Сургуте (Т. Антонова, А. С. Самсонов, М. Саута, А. Плявских), Нягань (В. Головле-ва). Подготовлена плеяда мастеров спорта России и международного класса, 4 судьи имеют международную судейскую категорию.

Для объединения всех тренеров и формирования единой сборной команды в 2000 г. была создана Региональная общественная спортивная организация «Федерация спортивной аэробики Ханты-Мансийского автономного округа - Юг-ры». Федерация спортивной аэробики ХМАО-

Югры ежегодно организует зрелищные спортивные мероприятия регионального и федерального уровня. В клубы, секции и отделения спортивной аэробики приходят заниматься дети от 5 лет и взрослые с 18 лет. В ХМАО-Югре на сегодняшний день работают более 30 тренеров-преподава-телей по спортивной аэробике. Прослеживается эффективная преемственность спортсменов, занимающихся в ДЮСШ и успешно поступающих в лучшие вузы России.

ЛИТЕРАТУРА

Андреасян К. Б. 1996. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.

Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учеб. пособие для студентов вузов физической культуры. 2002 / Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. Москва: СпортАкадемПресс.

Коричко Ю. В., Гнатченко В. П., Устимова А. Р., Аксенова Л. В., Дятлова В. С. 2014. Особенности содержания учебного материала по спортивной аэробике в ДЮСШ // Клетнева А. А. (отв. ред.). Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 133-135.

Коричко Ю. В. 2000. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7-х классах: Дис. ... канд. пед. наук. Омск.

Плеханова М. Э. 2006. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординацион-ных видах спорта (художественная, спортивная, эстетическая, аэробная гимнастика). Москва: б. и.

Поздеева Е. А. 2005. Количественные значения оценки артистичности в спортивной аэробике // Научные труды. Ежегодник: 2005. Омск: Изд-во СибГУФК, 53-56.

Поздеева, Е. А., Пшеничникова Г. П. 2005. Типичные ошибки в технике исполнения элементов соревновательных программ в спортивной аэробике // Аикин В. А. (отв. ред.). Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Омск: Изд-во СибГУФК, 98-99.

Правила соревнований по спортивной аэробике. 2013-2016 гг. Международная федерация спортивной аэробики. URL: http://www.fig-gymnastics.com/site/rules/disciplines/aer (2017. 05 июля).

Пшеничникова Г. П., Коричко Ю. В. 2009. Аэробика в школе: Учеб. пособие. Омск: Изд-во СибГУФК.

Пшеничникова Г. П., Власова О. П., Коричко Ю. В. 2010. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 5, 42-48.

REFERENCES

Andresen К. В. Modelirovanie godichnogo tsikla podgotovki v sportivnoy aerobike: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Modeling the annual cycle of training in sports aerobics: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 1996. (In Russian).

Aerobika. Teoriya i metodika provedeniya zanyatiy: ucheb. posobie dlya studentov vuzov fizicheskoy kul'tury. [Aerobics. Theory and methodology of training. Study guide for students of universities of physical culture]. Ed. by E. B. Marinenko, M. P. Shestakov. Moscow: Sportakadempress, 2002. (In Russian).

Korichko Y. V., Gnatchenko V. P., Ustimova A. R., Aksenov V. L., Dyatlov, V. S. In: Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma: Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Future directions in the field of physical culture, sport and tourism. Proceedings of the IV all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University Publishing House, 2014. (In Russian).

Korichko Y. V. Metodika primeneniya ritmicheskoy gimnastiki na urokah fizicheskoy kul'tury v 5-7-h klassah: Dis. ... kand. ped. nauk. 2000. [The method of application of the rhythmic gymnastics at physical education lessons in 5 to 7 classes: A thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Omsk, 2000. (In Russian).

Plekhanova M. E. Esteticheskie aspekty sportivno-tekhnicheskogo masterstva v slozhnokoordinatsionnyh vidah sporta (hudozhestvennaya, sportivnaya, esteticheskaya, aerobnaya gimnastika) [The aesthetic aspects of sports -technical skill in difficult coordination sports (artistic, athletic, aesthetic, aerobic gymnastics)]. Ivanovo, 2006. (In Russian).

Pozdeeva E. A. Nauchnye trudy. Ezhegodnik za 2005 [Scientific works. Yearbook 2005]. Omsk : Publishing house Sibgufk, 2005. (In Russian).

Pozdeeva E. A., Pshenichnikova G. N. In: Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kul'tury, sporta i olimpiz-ma v Sibiri: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodyh uchenyh. [Problems of improvement of physical culture, sport and Olympism in Siberia: materials of all-Russian scientific-practical. Conf. young scientists]. Omsk: Publishing house Sibgufk, 2005. (In Russian).

Pravila sorevnovaniy po sportivnoy aerobike. 2013-2016 gg. Mezhdunarodnaya federatsiya sportivnoy aerobiki [Rules of competitions on sports aerobics. 2013-2016 international Federation of sports aerobics]. Available at: http://www.fig-gymnastics.com/site/rules/disciplines/aer (Accessed on 2017. 05 July). (In Russian).

Pshenichnikova G.N., Korichko Yu. V. Aerobika v shkole [Aerobics at school: Study Guide]. Omsk: Publishing house Sibgufk, 2009. (In Russian).

Pshenichnikova G.N., Vlasova O.P., Korichko Yu.V. In: Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirov-ka [Physical culture: upbringing, education, training]. Vol. 5 (2010): 42-48. (In Russian).

Yu. V. Korichko

Nizhnevartovsk

ON AESTHETIC PERFORMANCE OF SPORTS AND TECHNICAL SKILL AND MUSICAL AND PHYSICAL PREPARADENESS IN SPORTS AEROBICS

Abstract. Sports aerobics is a popular sport that is part of the International Gymnastics Federation (FIG), which is characterized by the ability of athletes to perform, in accordance with the musical accompaniment, a dynamic complex of specific motor activities with high intensity. This article deals with issues related to the aesthetic performance of sports and technical skill in sports aerobics and some aspects of the assessment of musical and motor skills. The data on the presence of the composition of the necessary aesthetic characteristics in sports aerobics (the composition of the elements of the connections, the dynamic performance of the composition, the co-ordination of elements and integrity, the artistic design of the composition) are given. The distinctive features in aesthetic components of movements in various competitive nominations are revealed, which allow to optimize the process of training gymnasts specializing in sports aerobics. Research data can be taken into account when developing and staging competitive compositions, when selecting athletes in nominations, and also when choosing aesthetic education. The data of the survey of trainers - teachers in sports aerobics on the ranking of sports and aesthetic indicators depending on the nomination of competitive performances (individual performances - women, men, mixed pair, trio, group) are given. The results of the correlation analysis of the indicators of the rapid assessment of the performance of the training and control complex of exercises and the level of physical readiness of schoolchildren involved in aerobics are presented.

Key words: sports aerobics; pedagogical evaluation; training and control complexes of exercises; musical-motor readiness; aesthetic indicators of sports and technical skill; competitive compositions.

About the author: Yulia Valentinovna Korichko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department for Theoretical Foundations of Physical Education.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University.

Коричко Ю. В. К вопросу об эстетических показателях спортивно-технического мастерства и музыкально-двигательной подготовленности в спортивной аэробике // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 85-90.

Korichko Yu. V. On aesthetic performance of sports and technical skill and musical and physical preparadeness in sports aerobics// Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 85-90.

УДК 796.526 Ю. В. Кот ченко

Севастополь, Россия

ПЛОТНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТРАССЫ В СКАЛОЛАЗАНИИ

Аннотация. Поиск путей повышения соревновательной эффективности в спортивном скалолазании диктует необходимость изучения закономерностей соревновательного процесса. На основании многолетних исследований был определен ряд факторов, оказывающих влияние на результат непосредственно в ходе прохождения соревновательной трассы. Одним из таких факторов является плотность выступления.

В ходе многолетних исследований были изучены выступления на международных соревнованиях высококвалифицированных спортсменок в лазании на трудность (п = 1639). Было установлено, что максимально высокие значения плотности лазания (до 100%) встречаются не часто и присутствуют в двух случаях: у слабо подготовленных спортсменок на сложной трассе или на относительно простой у высококвалифицированных участниц. Концентрация максимальных и близких к ним показателей плотности наблюдается в зоне низких и средних значений спортивного результата и снижается на заключительном этапе выступления.

Полученные данные позволяют сделать заключение о низкой степени связи плотности с результатом выступления на квалификационном этапе соревнований: Я = - 0,13 для общей группы (п = 483), включающей показатели спортсменок как низкого, так и высокого уровня спортивной подготовки.

На стадии полуфинала, когда слабо подготовленные спортсменки отсеиваются, степень связи фактора с результатом увеличивается до Я = 0,30, вырастает и уровень значимости связи. Средний показатель плотности лазания на полуфинальных и финальных трассах составляет 85,8%, причем эта величина незначительно отли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.