Научная статья на тему 'Влияние экономической и земельной реформы 90-х гг. На развитие крупного и мелкого аграрного производства'

Влияние экономической и земельной реформы 90-х гг. На развитие крупного и мелкого аграрного производства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
171
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние экономической и земельной реформы 90-х гг. На развитие крупного и мелкого аграрного производства»

18.5. РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 90-х гг. НА РАЗВИТИЕ КРУПНОГО И МЕЛКОГО АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

А.А.Абдуллаев, к.э.н., доц., Н.С.Махмудов, ассист. Андижанского сельскохозяйственного института

Особенности аграрных реформ, проводимых в Узбекистане. В национальной экономике Республики Узбекистан сельское хозяйство занимает особое место. Узбекистан является аграрным государством и в будущем станет развитой аграрноиндустриальной державой. Поэтому осуществление структурных преобразований в аграрном секторе экономики путем его всестороннего реформирования приобретает особо важное значение. Аграрные реформы, проводимые в Узбекистане, условно можно разделить на три этапа.

Первый этап аграрных реформ начался со дня государственной независимимости Узбекистана и длился до 1998 г.; были созданы основы перехода к рыночной экономике, прежде всего, правовая база реформирования национальной экономики. С этой целью Верховным законодательным органом республики (Олий Мажлис) было принято более 120 законов, обеспечивающих формирование и развитие рыночных отношений в экономике. Особое внимание уделялось разгосударствлению и приватизации собственности. Все государственные сельскохозяйственные предприятия (1 066 совхозов) преобразовывались в коллективные хозяйства. В сельском хозяйстве образовалось более десяти видов ведения хозяйства, основанных на частной и коллективной формах собственности. Это обеспечило передачу производства сельскохозяйственной продукции полностью на долю негосударственного сектора.

Второй этап охватывает 1998-2000 гг. За эти годы из многочисленных форм ведения хозяйства были выбраны три наиболее перспективные. К ним относятся сельскохозяйственные кооперативы (шир-катные хозяйства), фермерские и дехканские (крестьянские) хозяйства. Правительством республики была принята программа преобразования коллективных хозяйств в сельскохозяйственные кооперативы, рассчитанная на 1998-2000 гг. Однако этот процесс продолжался до конца 2001 г. За этот период в сельскохозяйственные кооперативы было преобразовано всего 1 948 коллективных хозяйств, в том числе в 1998 г. -1 12, в 1999 г. - 432, в 2000 г. -1 292 и в 2001 г. - 112 хозяйств. А на базе 79 хозяйств, не достигших по итогам санации положительных результатов, были созданы 3 054 фермерских хозяйства. К сожалению преобразование коллективных хозяйств в сельхозкооперативы не дало ожидаемых результатов. Преобладающая часть кооперативов оказалась либо убыточными, либо низкорентабельными.

Третий этап начался в 2001 г.; частные предприниматели должны стать сначала основными, а в перспективе единственными производителями сельскохозяйственной продукции. Углубление аг-

рарных реформ обеспечило осуществление глубоких структурных сдвигов в сельском хозяйстве. В настоящее время на долю дехканских и фермерских хозяйств приходятся более 86% внутреннего валового продукта сельского хозяйства. А сельскохозяйственные кооперативы производят менее 14% сельскохозяйственной продукции, и их доля постоянно уменьшается.

В углублении экономических реформ, проводимых в сельском хозяйстве, большое значение имеет принятие 30 апреля 1998 г. Земельного кодекса, а также отдельных законов о дехканском и фермерском хозяйствах. В связи с количественным ростом и качественным совершенствованием фермерских хозяйств 24 августа 2004 г. было принято новое издание закона о фермерском хозяйстве с соответствующими изменениями и дополнениями.

Согласно закону Республики Узбекистан о дехканском хозяйстве для ведения его предоставляется в пожизненное наследуемое владение приусадебный земельный участок до 0,35 га на орошаемых и до 0,5 га на неорошаемых (богарных) землях, а в степной и пустынной зоне - до 1 га земель.

В настоящее время дехканские хозяйства владеют 20% сельскохозяйственной земли, в среднем на 1 хозяйство приходится 0,15 га земли. Они производят 65% валового внутреннего продукта сельского хозяйства. Особенно высок их удельный вес в производстве продовольственных продуктов. Они производят более 90% продуктов животноводства, свыше 80% плодоовощных продуктов и картофеля.

В проведении аграрных реформ особое внимание уделяется созданию и укреплению самостоятельных фермерских хозяйств. По закону для ведения фермерского хозяйства на конкурсной основе гражданам предоставляются земельные участки в аренду сроком до 50 лет, но не менее чем на 30 лет. В течение первых двух лет с момента государственной регистрации фермерское хозяйство освобождается от уплаты за пользование земельным участком. Фермерское хозяйство, специализирующееся на производстве продукции животноводства, создается при условии наличия скота численностью не менее 30 условных голов. Минимальный размер земельных участков, предоставляемых фермерскому хозяйству в аренду, составляет по экономическим регионам от 0,3 до 0,45 га на 1 условную голову скота на орошаемых землях, а на неорошаемых (багорных) землях - не менее 2 га. Для фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве продукции хлопководства и зерноводства, минимальный размер земельных участков, предоставляемых в аренду, составляет не менее 10 га, для

садоводства, виноградарства, овощеводства и других культур - не менее 1 га.

Хотя дехканские и фермерские хозяйства по действующим законам являются самостоятельными формами ведения хозяйства, они, по существу, не отличаются друг от друга: оба основаны на част-

ной собственности крестьян. Все различия между ними в конечном счете сводятся к тому, что в дехканских хозяйствах строго ограничены верхние границы выделяемых им земельных участков, а на фермерских хозяйствах наоборот - нижние границы. Это создает благоприятные условия для дальнейшего расширения и укрепления фермерских хозяйств. Размеры фермерских хозяйств по объему арендуемых ими земельных участков доходят от 1 до 500600 га и более.

Основным и решающим направлением нынешнего этапа углубления аграрных реформ в Узбекистане является завершение преобразования бесперспективных сельхозкооперативов в фермерские хозяйства и формирование на селе класса собственников. К концу 2005 г. в республике было преобразовано в фермерские хозяйства всего 1 069 сельхозкооперативов. Из них 732 кооператива, или 68,5%, были реорганизованы за последние два года. С 2002 г. в ряде сельских районах республики сельхозкооперативы полностью трансформируются в фермерские хозяйства. В результате общее количество фермерских хозяйств к началу 2006 г. в республике составило более 125 тыс., что 16,9 раза больше, чем в 1993 г. За этот период земельные участки, переданные фермерским хозяйствам в долгосрочную аренду составили более 3,5 млн га. При этом площадь земельного участка одного фермерского хозяйства возросло с 9,4 до 28,3 га. Сегодня в фермерских хозяйствах занято более 1 млн работников. В развитии фермерских хозяйств большую роль сыграл принятый 24.03.2003 г. Указ Президента Республики «О важнейших направлениях углубления реформы в сельском хозяйстве». В указе развитие фермерских хозяйств определено как приоритетное направление. В целях претворения в жизнь данного указа был принят ряд новых указов и постановлений. В частности, 27.10.2003 г. был принят Указ Президента «О концепции развития фермерских хозяйств на 2004-2006 гг.». по исполнению этого указа 30.10.2003 г. было принято постановление Кабинета министров «О мерах по реализации концепции развития фермерских хозяйств на 20042006 гг.». На основе данного постановления были

приняты специальные программы создания благоприятных условий для основания фермерских хозяйств как основной формы производителей сельскохозяйственной продукции, а также комплексного развития рыночной инфраструктуры на селе. Согласно этим программам за 2004-2006 гг. было запрограммировано реорганизовать еще 1 020 сельхозкооперативов в фермерские хозяйства и для них организовать 954 альтернативных МТП, 925 ассоциаций водопользователей, 889 пунктов по реализации ГСМ, 848 пунктов по реализации минеральных удобрений и средств зашиты растений, 701 мини-банков, 249 пунктов по заготовке сельхозпродуктов, 216 пунктов по оказанию зооветеринарных услуг и по продаже породистого КРС и 160 информационно-снабженческих и консалтинговых пунктов. Однако процесс реорганизации сельхозкооперативов и создания рыночной инфраструктуры идет более быстрыми темпами, чем было запланировано в программах. Так, в 1994 г. по программе была запланирована реорганизация 284 кооперативов, а фактически 326 хозяйств были преобразованы в фермерские хозяйства, или на 14,8% больше. На основе всестороннего анализа хозяйственной деятельности вновь организованных фермерских хозяйств и сравнения их с показателями существующих сельхозкооперативов 24.12.2004 г. было принято новое постановление правительства -«О мерах по ускорению развития фермерских хозяйств на 2005-2007 гг.». Выполнение данного постановления были приняты новые программы создания необходимых условий для успешного развития фермерских хозяйств. По этим программам за 2005-2007 гг. было запланировано преобразование 1 100 сельхозкооперативов и развитие рыночной инфраструктуры. В частности, в 2005 г. было реорганизовано 406 сельхозкооперативов, а в 2006 г. их будет 428. Как видим преобразование сельхозкооперативов идет нарастающими темпами. Опережающие темпы преобразования привели к ускорению создания на базе реорганизованных хозяйствах филиалов рыночной инфраструктуры. По расчетам, к концу 2008 г. этот процесс дойдет до своего логического завершения и первичное производство сельскохозяйственной продукции полностью перейдет в частный сектор.

Изучение и анализ накопленного опыта показывают, что в условиях Узбекистана, где испокон веков крестьянами особо ценится частное предпринимательство, фермерские хозяйства являются наиболее эффективной формой ведения хозяйства.

18.6. УКРАИНА

БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Е.Н.Бородина, д.э.н., зав. отд. Института экономики и прогнозирования НАН Украины

Современная организационная структура ными и частными), средними (преимущественно

сельскохозяйственного производства на Украине, частными) и мелкими (хозяйствами населения). Эта

как и в других странах, представлена тремя базовы- структура начала формироваться с начала 90-х гг.

ми категориями хозяйств - крупными (государствен- На первом этапе, который включает период до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.