МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
МОДЕЛИ АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
СТРАН СНГ1
Иванова Светлана Васильевна
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: ivanova.svetlana@ymail.com
В статье отражена вариативность рыночных преобразований аграрной сферы стран СНГ. В частности, дана характеристика российской, белорусской, армянской, азиатской моделей перехода от социализма к капиталистическим отношениям на селе. Ярким индикатором итогов трансформации сельскохозяйственного производства является изменение показателя потребления продуктов животноводства на душу населения в странах СНГ до и после реформ. Наиболее продвинутой в интеграционном плане частью пространства СНГ является Евразийский экономический союз, включающий Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию. Обобщены показатели зависимости указанных стран от импорта некоторых продуктов питания.
Ключевые слова: преобразования в аграрной сфере, земельная реформа, СНГ, потребление на душу населения, продукты животного происхождения, доля импорта в потреблении, продовольственная безопасность.
MODELS OF AGRARIAN REFORMS IN CIS COUNTRIES
Ivanova, Svetlana V.
Doctor of Economics, Professor of the Department for World Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: ivanova.svetlana@ymail.com
The article shows variable market reforms of the agrarian sphere in CIS countries. In particular, the author characterizes Russian, Belorussian, Armenian and Asian models of transfer from socialism to capitalist relations in rural areas. A clear indicator of agriculture restructuring results is changing the figure of animal produce consumption per capita in CIS countries before and after reforms. The most advanced in the integration aspect part of CIS space is the Eurasian Economic Union, which includes Armenia, Belorussia, Kazakhstan, Kirgizia and Russia. The author summarizes indictors of the mentioned countries dependence on import of certain food stuffs.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения внутреннего гранта «Региональная интеграция на постсоветском пространстве», ГРНТИ 06.51.02; 06.51.51.
Keywords: reforms in agrarian sphere, land reform, CIS, consumption per capita, animal produce, a share of import in consumption, food security.
Сельское хозяйство является базовой отраслью любой крупной страны. И для Российской империи, и для СССР, и для СНГ земельный вопрос - один из самых важных. В общих чертах аграрная реформа 1990-х гг. в постсоветских странах включала в себя приватизацию земель сельскохозяйственного назначения; реорганизацию ранее действующих колхозов и совхозов; приватизацию предприятий смежных отраслей агропромышленного комплекса; создание рыночной инфраструктуры.
Основные надежды возлагались на создание эффективного собственника в лице фермера, обладающего высокой мотивацией к производительному труду, на запуск рыночных механизмов ценообразования.
Распад СССР на независимые государства привел к тому, что каждая бывшая республика проводила аграрную реформу на свой лад с учетом местной политики и сложившегося хозяйственного уклада.
В целом трансформация изучаемых экономик проходила по рекомендациям международных организаций. Это относится и к аграрным реформам. Рассматривались два возможных варианта преобразований агропромышленного комплекса.
Консервативный или эволюционный подход предполагал поэтапные структурные изменения с акцентом на достижении макроэкономической стабильности и ликвидации бюджетного дефицита.
Радикальный подход, напротив, предполагал быстрый слом сложившейся социально-экономической структуры по методу шоковой терапии.
Международный валютный фонд, Всемирный банк и ряд других авторитетных организаций отдавали предпочтение радикальным реформам как быстрому преодолению временного спада и запуску эффективных рыночных механизмов. Раз-
ные политические лидеры стран СНГ по-разному отреагировали на рекомендации западных экспертов.
К 1996 г. наиболее радикально земельную реформу провели Армения и Грузия, где имущество и земли колхозов и совхозов были переданы в частную собственность бывших работников и были разрешены сделки купли-продажи земли. В Азербайджане в этот период были запрещены и частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения, и земельные сделки.
Россия законодательно признала и частную собственность, и сделки с землей, однако физическое выделение паев возможно только в случае организации фермерского хозяйства. Украина признала частную собственность, но ввела мораторий на куплю-продажу земли. Беларусь и Казахстан разрешили частную собственность только на приусадебные участки и на их куплю-продажу. Молдова ввела частную собственность на землю, но не имела законодательства по регулированию ее оборота. Узбекистан и Таджикистан не разрешили частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Туркмения разрешила частную собственность без права продажи. В Киргизии не разрешили частную собственность, но разрешили сделки с правами пользования.
Проанализируем более подробно содержание разных вариантов аграрных реформ, реализованных в странах СНГ.
Российский вариант
Как в образовании, так и в распаде СССР решающую роль играли Россия, Беларусь и Украина1. Очевидно, что по гео-
1 Украина не ратифицировала протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. и Устав СНГ, по политическим причинам участвует в деятельности СНГ выборочно.
политической значимости, военной, ресурсной базе, масштабам территории и внутреннего рынка, численности населения Россия занимала и занимает ведущее положение. Это относится и к аграрному потенциалу. В 1990 г. на долю РСФСР приходилось более половины произведенных в СССР зерна, картофеля, мяса и животного масла.
Радикальные изменения в агропромышленном комплексе РСФСР начались еще в декабре 1990 г. с принятием Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» и Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в которых разрешаются создание частных предприятий и частная собственность на землю.
Идеи приватизации земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, и трансформации колхозно-совхозного строя находят отражение в ряде документов, принятых в 1991 и 1992 гг.1
С 1992 г. проводятся либерализация цен, отказ от системы централизованного сбыта и снабжения, резкое снижение государственных дотаций сельского хозяйства. Если в 1992 г. дотации и компенсации составляли около 27% стоимости сельскохозяйственной продукции России, то в 1997 г. -около 5,5%. Это привело к резкому росту числа убыточных сельскохозяйственных организаций (СХО) - 81% от их общей численности (рис. 1).
Разорение СХО было остановлено в 1999 г. за счет ликвидации убыточных предприятий и начала реализации ряда государственных программ, направленных на развитие сельского хозяйства. До сих
пор высокая закредитованность СХО остается проблемой номер один.
Рис. 1. Число прибыльных и убыточных сельскохозяйственных предприятий в РСФСР и в России (в тыс.) [1]
Волнообразная кривая изменения объемов производства различна для разных видов сельскохозяйственной продукции. Проиллюстрируем этот процесс на примере производства животного масла (рис. 2).
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1992 г. № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации».
Рис. 2. Производство животного масла в РСФСР и в России (в тыс. т) [1]
К 2015 г. объемы производства этого важного молокоемкого продукта приблизились к уровню 1956 г.
В ходе реализации аграрной реформы были проведены институциональные изменения (рис. 3). По физическому объему производства сельское хозяйство России вышло на уровень 1980 г. только в 2010 г., так и не достигнув значений конца 1980-х гг. Как видно из рис. 3 (нижняя часть), начиная с 1991 г. доля продукции крестьянских фермерских хозяйств в ВВП сельского хозяйства страны, несмотря на рост, не превышала 10%.
Фермерство так и не стало доминирующей формой хозяйствования в российской деревне. Следует отметить, что среди тысяч фермерских хозяйств выделяется 101 предприятие, владеющее в среднем 56 тыс. га земли.
Принципиально расширена площадь сельскохозяйственных угодий личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ), которые стали ресурсом выживания сельских жителей: с 3,5 млн га в 1980 г. до 31,4 млн га в 2012 г., т. е. в 9 раз (верхняя часть рис. 3). Однако товарность производства в ЛПХ в среднем не выше 30%. Базой развития сельского хозяйства России стали крупные частные агрохолдинги, созданные в основном на базе крупных совхозов и колхозов.
140 -I-
130 -I--
населения
Сельско-лэзяпственные предприятия
йистъяивмв (фермерские) даанйегн
Рис. 3. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в РСФСР и в России (в сопоставимых ценах, 1980 г. = 100) [1]
Одним из достижений современного российского сельского хозяйства считается рост объема экспорта зерна, в особенности фуражной пшеницы (как известно, СССР импортировал фуражное зерно для развития кормовой базы отечественного животноводства). В 2016 г. прогнозируется рекордный сбор зерновых - до 115 млн т1. Экспортная пошлина на пшеницу отменена, что стимулирует рост ее экспорта. Предполагается, что он составит не менее 35-40 млн т. Глава Минсельхоза России А. Ткачев считает, что Россия может экс-
портировать до 50 млн т2. По этому показателю Россия войдет в тройку мировых лидеров с долей рынка в 14%. Такому сценарию способствует и девальвация рубля, что дает ценовые преимущества российским экспортерам. Однако этот, казалось бы, положительный факт имеет свою темную сторону. Во-первых, российские мукомолы отмечают внутренний дефицит хлебопекарной пшеницы и пшеницы твердых сортов с высоким содержанием клейковины. Доля продовольственной пшеницы 3-го класса в общем ее объеме снижается: в 2012 г. - 48,2%, в 2015 г. -33,2%3. Во-вторых, очевидно, что гораздо выгоднее экспортировать не сырье, а продукты его переработки: продукцию животноводства, комбикорм, муку, белковые добавки, сухую клейковину и др. В-третьих, нарастает доля иностранных трейдеров российского зерна (американская компания Cargill занимает вторую позицию в рейтинге). На их долю приходится не менее 40% всего зернового экспорта из РФ.
Белорусская модель
Особенности перехода экономики Республики Беларусь на рыночные условия хозяйствования позволяют говорить о белорусской модели хозяйствования. Характерной чертой этой модели является постепенное, поэтапное реформирование агропромышленного комплекса. Спустя 25 лет после запуска капиталистического механизма функционирования экономики в ней велика доля государственной собственности и государственного контроля за ценообразованием, существенна социальная ориентация в ущерб частной инициативе. Сохранены Советы народных депутатов, райисполкомы и облисполкомы. Это объясняется позицией популярного в народе (выбран на пятый президентский срок) Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, который считает, что рынок является не це-
--2 URL: http://tass.ru/ekonomika/3457242
1 URL: http://agroinfo.com/1410201603-v-rossii- 3 URL: http://kvedomosti.ru/news/mukomoly-sobrano-115-millionov-tonn-zerna/ pytayutsya-sbit-ceny-na-pshenicu.html
лью, а лишь средством улучшения жизни населения страны.
Важнейший приоритет его экономики -сохранение национального согласия и национального суверенитета республики. Калейдоскоп, по сути, социалистического административно-планового руководства с элементами рынка сгладил провалы в экономике сельского хозяйства, характерные для 1990-х гг., и одновременно является объектом постоянной критики со стороны сторонников активных либеральных реформ. В Беларуси до сих пор сохраняется система индикативных и рекомендуемых закупочных цен, привязанных к себестоимости продукции, а также государственный заказ, контроль над ценами на продукцию, поступающую в сельское хозяйство, существенные дотации сельского хозяйства. Необходимо заметить, что указанные меры государственной поддержки сельского хозяйства в той или иной мере используются в экономически развитых странах.
Среди основных правовых актов, касающихся аграрной сферы, особую роль играет земельное законодательство. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. № 2417-ХИ «О праве собственности на землю» была ликвидирована государственная монополия на землю. В собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; садоводства; дачного строительства. При определенных условиях собственники ЛПХ могут передавать свою землю в аренду. В статье 1 этого закона отмечается невозможность реституции земель: «Возвращение земли иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности на нее до принятия настоящего Закона, или их правопреемникам (наследникам) не допускается».
Конституция Республики Беларусь 1994 г. признала законными две формы собственности: государственную и част-
ную (ст. 13). Закон Республики Беларусь «О крестьянском фермерском хозяйстве» был принят 18 февраля 1991 г. В соответствии с этим документом гражданам республики предоставляются в пожизненное наследуемое владение земельные участки до 50 га.
По данным официального портала Президента Республики Беларусь1, в 2015 г. доля сельскохозяйственного производства составляла около 7% объема ВВП. При этом в сельскохозяйственном секторе2 работает около 9% от общего количества занятых в экономике страны (в 2012 г. было занято 25,5%).
Производство молока на душу населения в Беларуси (данные о производстве в Евросоюзе и мире за 2013 г.) в 2,2 раза больше, чем в странах Евросоюза, и в 6,6 раз - чем в мире в целом, мяса - соответственно в 1,4 и 2,9 раза, зерна - в 1,2 и в 2 раза больше. На страну приходится 1% мирового экспорта молока, 11% - сливочного масла, 5,7% - сыра. Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и Аргентиной Беларусь является крупнейшим экспортером молочной продукции на мировой рынок, и прежде всего на рынки стран Евразийского экономического союза. Республика удерживает первое место в мире по производству картофеля на душу населения и числится среди основных производителей данного вида овощной продукции. Кроме того, в стране сосредоточено 25,7% мировых посевов льна. Среди 26 ведущих производителей льноволокна Беларусь входит в первую пятерку. Здесь выпускается 17% всех комбайнов в мире3.
На начало 2015 г. на долю СХО приходилось 86,7% земель сельскохозяйственного назначения, на долю крестьянских фермерских хозяйств - 1,7%, на долю ЛПХ населения - 8,1%. Особенностью республики является сохранение с советских времен крупных товарных сельскохозяйственных организаций. В 2015 г. их доля в
1 URL: http://president.gov.by/га/economy_ru
2 Включая охоту и лесное хозяйство.
3 URL: http://president.gov.by/ru/ economy_ru
производстве продукции животноводства составляла около 60%, в производстве продукции животноводства - 90% с тенденцией к росту. В растениеводстве велика роль ЛПХ населения - до 40%, в животноводстве - около 10%. Значение крестьянских хозяйств характеризуется такими цифрами: 2,5% в производстве продукции растениеводства и 0,4% в животноводстве.
На рис. 4 представлен повышательный тренд производства валовой сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь за последние 5 лет.
Рис. 4. Продукция сельского хозяйства
Республики Беларусь1 (в хозяйствах всех категорий, млрд руб.)
Начиная с 2013 г. наблюдается ухудшение условий внешней торговли Республики Беларусь, резкое удорожание ресурсов, поступающих в сельское хозяйство, девальвация белорусского рубля, что привело к осложнению финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий. Каждое четвертое хозяйство убы-точно2. Замедляются темпы роста производства. В этой связи президент выпустил целый ряд указов, направленных на улучшение ситуации.
В Указе Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)» определено, что в срок до 31 декабря 2016 г. колхозы подлежат преобразованию в хозяйственные общества или коммунальные уни-
1 Источник: URL: http://president.gov.by/ru/ economy_ru
2 Стенограмма Послания Александра Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию. Президент 21.04.2016.
тарные предприятия. Доли в уставном фонде (акции) хозяйственного общества распределяются между физическими лицами (колхозниками) и административно-территориальной единицей - районом, на территории которого расположен колхоз. Если стоимость активов меньше стоимости неделимого фонда преобразуемого колхоза, то 100% акций принадлежит районному исполкому (административно-территориальная единица). Права на земельные участки, предоставленные колхозу, переходят хозяйственному обществу.
Главными приоритетами государственной политики остаются сохранение национальной безопасности страны за счет реализации импортозамещающих проектов и рост занятости населения за счет создания новых производств. В Указе Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» отмечена необходимость применения упрощенных процедур финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций. Речь идет о присоединении нерентабельных предприятий к успешно хозяйствующим. Персональная ответственность за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельскохозяйственных организаций возлагается на председателей районных (городских) исполкомов. Последние имеют полномочия принимать оперативные решения по передаче в доверительное управление предприятий как имущественных комплексов устойчиво неплатежеспособных коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий, в том числе с правом последующего приобретения таких имущественных комплексов доверительным управляющим (п. 1.6 Указа). Основным критерием для оказания государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования является реализация ими в рамках государственных программ инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и
снижение их себестоимости. Поставлена задача выработать предложения по приватизации объектов государственной собственности; активизации инвестиционной деятельности, в том числе за счет обеспечения широкого и упрощенного доступа к кредитным линиям Китайской Народной Республики, выделяемым на реализацию инвестиционных проектов, с установлением отраслевых приоритетов их использования. Кроме того, активы Республики Беларусь включают доходы от транзита продовольствия с Запада в Россию. В условиях ответных санкций России, касающихся эмбарго на импорт продовольствия из стран Европейского союза, участились случаи поступления в Российскую Федерацию европейских продуктов из Беларуси.
Модель Армении
Законодательной основой аграрных реформ в Армении стал Земельный кодекс Республики Армении от 29 января 1991 г. В статье 4 этого документа отмечено, что собственность на землю в Республике Армении выступает в форме собственности граждан Республики Армении, коллективной и государственной собственности. Собственник земли имеет право на ее продажу, заклад, обмен, дарение, наследование, передачу в аренду. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского и коллективного крестьянского хозяйства и садоводства. Размер приусадебного земельного участка граждан, проживающих в сельской местности, не должен превышать 0,25 га, а на орошаемых землях сокращается наполовину (ст. 39).
Землепользование крестьянских и коллективных крестьянских хозяйств регулируется Законом Республики Армении от 22 января 1991 г. № С-0242 «О крестьянских и коллективных крестьянских хозяйствах». В соответствии с указанным законом существующие совхозы ликвидируются и могут приобретать статус государственных сельскохозяйственных предприятий, если работники этих совхозов или часть из них по
письменному согласию большинства совершеннолетних членов семей выражают желание продолжать деятельность хозяйства на основе государственной собственности на причитающиеся им земельные участки и другие средства производства и отказываются от реализации права собственности на землю. Существующие колхозы могут быть полностью или частично сохранены в случае, если члены этих хозяйств по решению общего собрания большинством в две трети голосов или часть из них по письменному согласию большинства совершеннолетних членов дворов изъявляют желание продолжить деятельность и отказываются от реализации права собственности на землю. Землепользование в указанных хозяйствах в пределах земельных участков, причитающихся объединившимся в них дворам, осуществляется на арендной основе (ст. 1).
Коллективное крестьянское хозяйство создается как путем добровольного объединения крестьянских хозяйств в любой организационной форме, так и на основе существующих колхозов и совхозов.
Сельскохозяйственные земли предоставляются гражданам в собственность с частичным возмещением, приусадебные (подсобные) земельные участки - безвозмездно (ст. 4). Предоставление земельных участков производится посредством жеребьевки или в иной форме и утверждается соответствующим местным Советом народных депутатов. Выбор формы предоставления земли и предоставление земель производит местная комиссия по земельной реформе и приватизации, которая образуется из представителей соответствующего местного Совета народных депутатов и местного населения (ст. 4). Размер земельного участка, предоставляемого в собственность для ведения крестьянского хозяйства, определяется по соотношению семья (двор) - член (душа) в следующем порядке: семьям (дворам) в составе до трех членов (душ) - одна доля земли; семьям (дворам) в составе от четырех до шести членов (душ) - две доли земли; семьям
(дворам) в составе семи и более членов (душ) - три доли земли. Реализация основных фондов (поголовья скота, технических средств, технологических комплексов и др.) ликвидируемых колхозов производится на следующих основаниях: если общее собрание членов ликвидируемых колхозов по письменному согласию большинства в две трети голосов принимает решение о их нераспределении, то создается коллективное крестьянское хозяйство в любой организационной форме, куда могут вступить как дворы ликвидируемого колхоза, так и другие семьи данного населенного пункта. Для последних размер вступительного членского взноса не должен быть меньше денежной оценки доли одного члена хозяйства в основных средствах коллективного крестьянского хозяйства. Уставами коллективных крестьянских хозяйств могут предусматриваться также другие особые условия вступления в хозяйства. Если общее собрание членов ликвидируемых колхозов принимает решение о распределении поголовья скота, то его распределение по семьям (дворам) производится по договорным ценам с установлением на три года твердого натурального налога соответственно выделенному поголовью скота (ст. 8).
Реализация основных фондов и другого имущества ликвидируемых колхозов и совхозов осуществляется соответствующими ликвидационными комиссиями. Крестьянские и коллективные крестьянские хозяйства реализуют произведенные продукты самостоятельно на рынках, через государственные, кооперативные, акционерные и другие посреднические торговые организации, товарные биржи на договорных основаниях. Выполнение государственных заказов осуществляется по предварительно установленным ценам (ст. 12).
На основе указанных выше правовых актов реорганизация колхозно-совхозной собственности, введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и их оборот в Армении произошли по ускоренному варианту. Земли
крупных хозяйств были раздроблены на мелкие наделы, размер которых в среднем не превышал 1 га, в Араратской долине -0,4 га, в предгорных засушливых районах -7 га. Значительная часть населения страны вернулась к натуральному хозяйству. С течением времени в результате купли-продажи и аренды земли более состоятельные владельцы стали увеличивать свои наделы. Остается актуальной проблема безработицы, особенно в сельской местности.
В табл. 1 отражена динамика изменения валовой продукции сельского хозяйства страны.
Т а б л и ц а 1 Изменение валовой продукции сельского хозяйства Армении
Год Объем валовой продукции сельского хозяйства
млн драмов по сравнению с тем же периодом прошлого года, %
2015 1 002 238,9 111,7
2014 993 482,8 107,2
2013 919 089,4 107,1
2012 841 509,9 109,5
2011 795 062,2 113,9
2010 636 683,4 86,4
* Источник: Национальная статистическая служба Республики Армении. - URL: http://www.armstat.am/ru/?nid= 126&id=03001
За последние пять лет отмечается позитивная динамика темпов роста сельскохозяйственной продукции. Отрадно, что после присоединения Армении к ЕАЭС страна наращивает поставки ряда видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в другие страны Союза.
Азиатская модель
Туркмения, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия составляют основную часть Туркестана, или Центральной (Средней) Азии. Экономику стран формировал азиатский способ производства. Докапиталистический социум, который в составе СССР «перепрыгнул» в социализм, с 1990-х гг. предпринимает попытки стать капиталистическим. Для этих стран характерны высокая
роль государства в экономике, исторически сложившиеся отношения патернализма между социумом и властью, напрямую связанные с ирригационным земледелием, в которое вовлечены большие массы людей. С точки зрения классической теории геополитики все рассматриваемые страны являются сухопутными, а значит, могут быть отнесены к консервативно-иерархическому типу цивилизации. Менталитет определяется преобладанием мусульманского мировоззрения.
Все страны аграрные или аграрно-промышленные. Сельское хозяйство играет исключительно важную социально-экономическую роль. Развитие этой сферы деятельности является ключом к преодолению безработицы и бедности, источником пополнения бюджета и обеспечения продовольственной безопасности стран, снижению рисков формирования экстремистских настроений и незаконной деятельности. Высокая рождаемость, малоземелье, неопределенность границ между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, наркотрафик делают, например, Ферганскую долину источником не только высоких урожаев, но и этнических конфликтов.
Туркменистан - ассоциированный член СНГ. Он отдает приоритет не многосторонним, а двусторонним договоренностям и добивается правового статуса нейтральной страны, при этом является членом ФАО, ВТО, МВФ и других международных организаций.
По размеру территории Туркменистан превосходит все республики Центрально-Азиатского региона, образовавшиеся на постсоветском пространстве. На территории страны находится пустыня Каракумы, что определяет структуру земельных угодий страны, в которой доминируют пастбища и сенокосы. Республика Узбекистан использует на территории Туркмении 17,9 тыс. га. В свою очередь, запредельное пользование Туркменистаном территории Республики Узбекистан составляет 500 тыс. га. Таким образом, общая площадь земель,
используемых Туркменией, составляет около 50 млн га.
Поскольку около 70% населения связаны с агропромышленным комплексом, рыночные реформы в экономике начались с сельского хозяйства. Принципиально исключался метод шоковой терапии и обвальной приватизации. Президент Туркменистана С. А. Ниязов исходил из необходимости поэтапной, постепенной трансформации с учетом национальных особенностей, менталитета и уровня развития страны. Реформы проходили на фоне усиления государственной власти и государственного контроля. Необходимо было предотвратить спекуляцию, воровство и обнищание населения, при этом создать у крестьян новые стимулы и возможности для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Товарные отношения в сфере водного хозяйства имели еще более постепенный характер. Для страны особую роль играет ирригация. Примерно на 4,5% орошаемых земель производилось более 40% растениеводческой продукции.
На первом этапе аграрной реформы еще до принятия новой Конституции было принято решение об увеличении площади личных подсобных хозяйств населения. К 1992 г. общая площадь под ЛПХ возросла в два раза (с 52 до 102 тыс. га). Позднее в Указе Президента Туркменистана от 2 февраля 1993 г. «О праве владения и пользования землей в Туркменистане» в частную собственность передавались земли ЛПХ, садовые и дачные участки. Для сельскохозяйственного товарного производства земли предоставлялись бесплатно из состава земель государственного запаса, неиспользуемых и целинных земель без права купли-продажи, дарения и обмена. Первые пять лет собственники освобождались от всех налогов и могли пользоваться дешевыми кредитами.
28 марта 1994 г. был принят закон «О дайханском хозяйстве», который должен был создать правовую базу для образования класса фермеров. Земли выделялись,
кроме указанных выше источников, из неиспользуемых земель колхозов и совхозов. Земля передавалась в частную собственность и могла наследоваться. В этом же году было принято Постановление Президента Туркменистана № 1729 «О реформировании колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Туркменистана». Документ является прямым распоряжением, обязывающим компетентные органы приступить к проведению реформы в сельском хозяйстве. Государственный заказ на сельскохозяйственную продукцию отменялся, кроме стратегических культур (хлопок-сырец, пшеница). Оставались бесплатными газ, вода и электроэнергия.
В 1995 г. по Указу Президента Туркменистана «О создании крестьянских объединений - дайханбирлешиклери» и закону «О крестьянских объединениях» были распущены колхозы, упразднены совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия. На их базе созданы новые хозяйственные формирования -крестьянские объединения. Как ни странно, эти объединения основываются на государственной собственности. В частности, колхозно-кооперативная собственность была преобразована в государственную. Руководитель крестьянского объединения назначается президентом и осуществляет, кроме производственно-хозяйственной, исполнительную власть в сельской местности. В соответствии со статьей 5 закона «О крестьянских объединениях» крестьянское объединение по мере расширения воспроизводства и увеличения прибыли имеет право выкупа земель, предоставленных ему в долгосрочное пользование. Продукция, остающаяся после выполнения государственного заказа, реализуется объединением самостоятельно по договорным ценам. Крестьянское объединение выбирает направление своей деятельности и планирует ее в соответствии с госзаказом и перспективами своего развития.
В соответствии с общей стратегией реформ предполагалось, что основной фор-
мой хозяйствования будет долгосрочная (10 и более лет) аренда. Взаиморасчеты между арендодателем и арендатором осуществляются на натуральной основе. Фермы крупного рогатого скота могут выкупаться по договору аренды. Птицеводческие и свиноводческие фермы могут продаваться в собственность членам крестьянских объединений. Часть хлопка-сырца (вне госзаказа) разрешалось продавать по рыночным (договорным) ценам ассоциации по хлопкоочистительной промышленности «Туркменхлопкопром», а хлопковое волокно - через Государственную товарно-сырьевую биржу.
Правительство Туркменистана реализует ряд государственных программ, в частности программу «Зерно», в реализацию которой было вложено более 2 трлн долларов США. Основу реализации программы составляет целинное орошаемое земледелие. В результате проведенных мероприятий производство зерна в стране выросло в 4,5 раза: с 462 тыс. т в 1990 г. до 2 080 тыс. т в 2001 г. Рекордным был урожай 2006 г. - 3 500 тыс. т, по данным Национального института государственной статистики и информации Туркмении, или 1 600 тыс. т, по данным ФАО1. В дальнейшем темпы роста снизились: в 2015 г. собрано 1 400 тыс. т зерновых. В период реформ достигнуты существенные успехи в развитии животноводства. В пересчете на условную голову поголовье овец, коров, птицы выросло в 4 раза по сравнению с уровнем 1980 г.2 Этому способствовали отмена количественных ограничений на содержание скота и птицы в ЛПХ населения и разрешение свободной продажи продуктов животноводства по рыночным ценам.
В ходе земельной реформы и рыночных преобразований в Туркменистане к началу 2002 г. в землях сельскохозяйственного назначения доминировали крестьянские объединения - 98,4%. На долю дайханско-го фермерства приходилось около 0,2% зе-
1 Расхождение в данных, видимо, объясняется приписками со стороны чиновников.
2 URL: http://www.fao.org/3/a-i2911r.pdf
мель; других землепользователей, занятых сельскохозяйственным производством, -1,4%.
В отличие от Туркменистана в Республике Таджикистан аграрные реформы проходили на фоне безвластия, вызванного распадом СССР и последовавшего за этим вооруженного межкланового внутриэтни-ческого конфликта, открытая фаза которого продолжалась с 1992 по 1997 г. Курс на ликвидацию колхозов и совхозов и ориентация на развитие мелкого дехканского хозяйства на основе частной собственности на землю при слабом правовом регулировании, резком уходе государства из экономики и ее криминализации привели к падению сельскохозяйственного производства и обнищанию населения. Наблюдается массовая миграция молодых мужчин, обладающих определенными трудовыми навыками и способностями, из Таджикистана в другие страны. По официальным данным, только в России работает около 1,2 млн мигрантов при общей численности населения Таджикистана 8,6 млн человек, т. е. около 15%. Отток мужского населения из сельской местности привел к тому, что многие фермерские хозяйства возглавляют женщины. Этот факт усугубляют, как минимум, два обстоятельства. В условиях высокой доли ручного труда рентабельность ведения хозяйства становится еще ниже. Кроме того, до сих пор женщины урезаны в правах относительно мужчин касательно размера земельного пая в дехканском хозяйстве, оплаты труда, доступа к кредитам. В итоге наблюдается банкротство значительной части таджикских ферм. Низкий уровень доходов подталкивает крестьян к криминальному бизнесу. Из Афганистана через Таджикистан в Россию и далее в Европу - такова география наркотрафика.
Переход к новым видам экономических отношений, организация новых видов хозяйствования и приватизация имущества привели к полному изменению сельскохозяйственной отрасли. Сегодня здесь насчитывается более 54,3 тыс. дехканских (фермерских) хозяйств, из которых 890 состав-
ляют ассоциации дехканских (фермерских) хозяйств, 819 коллективных дехканских хозяйства и 357 кооперативных хо-зяйств1.
Очевидно, что предоставление земельных наделов без создания других элементов сложного воспроизводственного агро-процесса не могло дать высоких темпов роста производительности труда и cформировать легитимный рынок земли. Создание последнего предполагает ряд условий: наличие у продавцов правовых документов, подтверждающих право собственности на землю; разрешение сделок с земельной недвижимостью; правовая грамотность участников; государственный контроль за законностью сделки; кадастровый учет земельных участков; нормативная цена земли и ряд других. В Таджикистане эти условия до сих пор находятся на стадии формирования. Слабые правовые и экономические регуляторы процесса создают предпосылки для функционирования теневого рынка земли, перераспределения земельных наделов крестьян в пользу покупателей с большими деньгами и неформальными связями.
Руководство Таджикистана осознает роль сельского хозяйства в развитии экономики страны, наличие серьезных препятствий в становлении рыночных отношений в агросфере. Для решения этих проблем принята Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012-2020 годы2. Реализация Программы включает три этапа. Первый этап (2011-2012) состоит из подготовки и принятия нормативно-правовых документов. Второй этап (2012-2015) предусматривает внедрение новой системы управления и диверсификации сельскохозяйственной отрасли, создание структуры маркетинга сельхозпродуктов. Третий этап (2015-2020) предполагает рост производст-
1 ЦКЬ: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn= 54824
2 ЦКЬ: http://moa.tj/wp-content/Program_Taj_Rus_ Eng_ready.pdf
ва в сельском хозяйстве за счет прибыли производителей.
В настоящее время на территории Республики Таджикистан заметна деятельность Всемирного банка и Международного валютного фонда, которые выступают в качестве международных доноров. Приоритеты Всемирного банка - финансирование инфраструктуры и приватизация важнейших секторов экономики; МВФ -проведение рыночных реформ и стабилизация макроэкономических показателей. Частно-государственное партнерство
должно стать элементом развития частных структур. Государственные инвестиционные гарантии и софинансирование выступают способом привлечения частных инвесторов в сферу агропромышленного комплекса. В этой связи отметим, что до недавнего времени до половины общего объема товарного хлопка Таджикистана экспортировала международная швейцарская компания «Пауль Рейнхарт». Она же занималась кредитованием и закупкой хлопка-сырца у сельских жителей.
Казахский вариант
Республика Казахстан обладает самой большой из среднеазиатских стран СНГ площадью сельскохозяйственных угодий и входит по этому показателю в десятку крупнейших государств мира. По уровню землеобеспеченности на душу населения она занимает третье место в мире после Австралии и Канады - 17,03 га на человека, в том числе обеспеченность пашней -1,51 га на человека. Основной проблемой Казахстана остаются засушливый климат и нехватка пресной воды. Доля орошаемых сельскохозяйственных угодий не превышает 1% от их общей площади. На каждого жителя села в Туркмении приходится в два раза больше орошаемых земель, чем в Казахстане (соответственно, 0,6 и 0,3 га). Кроме того, следует отметить засоленность почв, их ветровую эрозию, контрастный перепад температуры воздуха. В совокупности эти факторы определяют ранимость экологической системы региона.
Резкое ускорение хозяйственного освоения целинных земель казахстанских степей было начато в 1954 г.1 За 1954-1960 гг. среднегодовое валовое производство зерна, выращенного в Казахстане, более чем в 3,8 раза превысило показатели 19491953 гг. Казахская ССР стала житницей СССР. Ускоренные темпы распашки имели и негативные последствия: эрозия почв, пыльные бури, сокращение площади пастбищ, а значит, и производства мяса и молока. Возможности развития традиционного отгонного животноводства казахов-кочевников были ограничены.
Основная задача современной земельной реформы - преобразование колхозов, разгосударствление и приватизация совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий с перераспределением земель и имущества в пользу более эффективных собственников, двигаясь от аренды к частной собственности на землю. В итоге реорганизации колхозно-совхозного строя в республике было создано 216,6 тыс. крестьянских хозяйств на площади 58,4 млн га (270 га на одно хозяйство), 12,4 тыс. сельскохозяйственных юридических лиц на площади 42,4 млн га, из них в частной собственности - 1,3 млн га (1,3%), в аренде до 49 лет - 99,5 млн га (98,7%).
В 2015 г. в целях введения пустующих земель в рыночный оборот и повышения заинтересованности в ведении агробизнеса руководство Казахстана приняло решение о масштабной приватизации земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 г. № 389-У ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»2, который введен в действие с 1 июля 2016 г., в Земельном кодексе прописан ряд новых
1 В марте 1954 г. на Пленуме ЦК КПСС принято решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель».
2 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 33479343
норм. В статье 48-1 отмечено, что приобретение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности и не предоставлены в землепользование, осуществляется в особом порядке в следующей последовательности:
1) через аукционную форму торгов с условием повышения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка;
2) через аукционную форму торгов с условием понижения кадастровой (оценоч-
ной) стоимости земельного участка при невозможности его реализации по итогам проведения не менее двух аукционов с условием повышения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
Табл. 2 дает представление о том, как за годы реформ изменился уровень потребления продуктов питания на душу населения в разных странах СНГ. И в СССР, и в странах Содружества особенно актуально удовлетворение потребностей населения в белках животного происхождения.
Т а б л и ц а 2
Потребление некоторых продуктов питания в республиках СССР* и в странах СНГ в 1989, 2009 и 2013 гг.** (в кг на душу населения)
Страна Мясо и мясопродукты Молоко и молокопродукты Яйцо, шт.
1989 2009 2013 1989 2009 2013 1989 2009 2013
Азербайджан 38 29 35 299 211 243 156 128 127
Армения 56 42 48 480 187 233 169 195 205
Беларусь 73 77 91 421 224 260 327 284 304
Грузия 46 15 326 72 160 82
Киргизия 51 39 34 278 212 215 152 79 83
Казахстан 70 65 66 305 314 239 225 188 211
Молдова 57 30 46 313 169 166 211 162 165
Россия 75 66 69 396 243 248 309 254 269
Таджикистан 29 11 14 162 61 130 118 39 10
Туркмения 44 30 200 178 103 62
Узбекистан 31 33 207 160 122 53
Украина 69 50 56 367 212 221 280 272 309
* Кроме прибалтийских республик.
** Составлено по данным статистических сборников Межгосударственного статистического комитета СНГ. - URL: http://www.cisstat.com
В 2009 г. только в Беларуси отмечен рост потребления мяса и мясопродуктов. В Грузии рассматриваемый показатель снизился в 2009 г. в 3 раза, в Таджикистане - в 2,6 раза, достигнув абсолютного минимума по СНГ (11 кг на человека в год). Повсеместно, кроме Казахстана, снизилось потребление молока и молокопродуктов, в том числе в Грузии - в 4,5 раза.
Та же тенденция характерна для уровня потребления яиц. Только в Армении за счет увеличения потребления этого продукта в определенной мере компенсировалось снижение потребления других белков животного происхождения.
К 2013 г. только Беларусь и Узбекистан превысили уровень потребления мяса и мясопродуктов дореформенного периода. Потребление молока и молокопродуктов снизилось относительно советского периода во всех странах. Рост потребления яиц характерен только для Армении и Украины. Наиболее продвинутой в интеграционном плане частью пространства СНГ является Евразийский экономический союз, включающий Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Россию. В табл. 3 приведены данные, характеризующие эффективность реализации разных моделей аграрных реформ. Критически зависимы от импорта мяса птицы Киргизия и Армения:
соответственно, 87 и 79% потребляемого продукта поступает из третьих стран, не входящих в состав ЕАЭС. Наблюдается низкий уровень самообеспеченности Армении сливочным маслом и свининой, России -говядиной, сливочным маслом, сырами и
творогом. Наиболее самодостаточна в потреблении продуктов животного происхождения Республика Беларусь, которая является основным экспортером указанных товаров в другие страны ЕАЭС, и прежде всего в Россию.
Т а б л и ц а 3
Доля импорта в потреблении стран ЕАЭС в 2014 г.* (в %)
Страны ЕАЭС Мясо крупного Мясо Сливоч- Сыры
рогатого скота птицы ное масло и творог
АРМЕНИЯ:
импорт из третьих стран 8,4 30,6 78,8 84,3 4,7
импорт из государств - членов ЕАЭС 0,0 0,0 0,9 0,1 1,5
БЕЛАРУСЬ:
импорт из третьих стран 3,8 7,7 8,3 2,5 3,9
импорт из государств - членов ЕАЭС 0,1 0,9 1,0 1,3 4,4
КАЗАХСТАН:
импорт из третьих стран 3,2 5,1 51,6 17,4 15,7
импорт из государств - членов ЕАЭС 1,0 0,1 6,7 23,8 38,7
КИРГИЗИЯ:
импорт из третьих стран 0,2 18,2 86,7 0,1 3,2
импорт из государств - членов ЕАЭС 0,0 0,0 2,3 0,0 16,0
РОССИЯ:
импорт из третьих стран 23,4 12,1 9,1 24,6 24,7
импорт из государств - членов ЕАЭС 4,3 0,3 2,5 16,1 17,9
* Составлено по данным Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.eurasiancommission.org
В целом очевидна положительная динамика решения проблемы обеспечения продуктами питания населения стран ЕАЭС за счет внутреннего производства относительно положения, сложившегося в 90-х гг. прошлого века. Однако следует учитывать, как минимум, три обстоятельства.
Во-первых, уровень потребления продуктов питания на душу населения, особенно по белкам животного происхождения, далек от медицинской нормы потребления, а по ряду продуктов - от уровня, достигнутого в советское время. Кроме того, около трети сырья, используемого при изготовлении колбас на российских заводах, поступает из-за границы.
Во-вторых, усредненные показатели потребления скрывают за собой существенную разницу в рационе питания наиболее и наименее состоятельных групп населения. Речь идет не о деликатесах, а о повсе-
дневном потреблении белков, жиров и углеводов.
В-третьих, следует учитывать, что принятая методика определения продовольственной безопасности не принимает в расчет чрезмерное присутствие иностранного капитала в пищевой промышленности стран ЕАЭС. В частности, в России рынок безалкогольных напитков, молочной и кондитерской продукции контролируется иностранными компаниями, осуществляющими бизнес на территории Российской Федерации. Произведенная на их предприятиях продукция включается в состав российской продукции, что, по сути, не совсем корректно с точки зрения сохранения суверенности экономики. Это тем более верно, если учесть, что на родине иностранных инвесторов отсутствует симметричное присутствие российских прямых инвестиций, а геополитические риски только нарастают.
Список литературы
1. Гражданкин А. И., Кара-Мурза С. Г. Белая книга России. Строительство, перестройка и реформы: 1950-2013 гг. - М. : Научный эксперт, 2015.
2. Гришина О. А., Евсюков С. Г., Устюжанина Е. В. Проблемы и перспективы евразийской интеграции (на примере ЕАЭС) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 1 (85). - С. 147-157.
3. Иванова С. В. Противоречия процесса международной интеграции России: агро-продовольственный аспект / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 7 (73). - С. 121-131.
4. Иванова С. В., Стрелков Е. В. Международные, региональные и национальные факторы трансформации российского молочного подкомплекса // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2014. - Т. 14. - № 8.
5. Лебедева Л. Ф., Мигалева Т. Е., Подбиралина Г. В. Евразийский экономический союз: новый этап экономического взаимодействия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 3 (81). - С. 117-127.
6. Таможенный Союз: общие и аграрные аспекты интеграции : научные труды Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова / К. Г. Бородин, С. В. Иванова и др. - Вып. 39. - М. : ВИАПИ им. А. А. Никонова, 2013.
References
1. Grazhdankin A. I., Kara-Murza S. G. Belaya kniga Rossii. Stroitel'stvo, perestroyka i reformy: 1950-2013 gg. [The White Book of Russia: the Construction, Reconstruction and Reform: the Years 1950-2013]. Moscow, Nauchnyy ekspert, 2015. (In Russ.).
2. Grishina O. A., Evsyukov S. G., Ustyuzhanina E. V. Problemy i perspektivy evraziyskoy integratsii (na primere EAES) [Challenges and Prospects of Eurasian Integration (Illustrated by EAEU)]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 1 (85), pp. 147-157. (In Russ.).
3. Ivanova S. V. Protivorechiya protsessa mezhdunarodnoy integratsii Rossii: agroprodovol'stvennyy aspekt [The Contradictions of the Process of International Integration Russia: Agro-Food Aspect]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 7 (73), pp. 121-131. (In Russ.).
4. Ivanova S. V., Strelkov E. V. Mezhdunarodnye, regional'nye i natsional'nye faktory transformatsii rossiyskogo molochnogo podkompleksa [International, Regional and National Factors of Transformation of the Russian Dairy Subcomplex]. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo universiteta [Vestnik of Kyrgyz-Russian Slavic University], 2014, Vol. 14, No. 8. (In Russ.).
5. Lebedeva L. F., Migaleva T. E., Podbiralina G. V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: novyy etap ekonomicheskogo vzaimodeystviya [Eurasian Economic Union: New Stage of Economic Interaction]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 3 (81), pp. 117-127. (In Russ.).
6. Tamozhennyy Soyuz: obshchie i agrarnye aspekty integratsii, nauchnye trudy Vserossiyskogo instituta agrarnykh problem i informatiki im. A. A. Nikonova [Customs Union: a General and Agricultural Aspects of Integration], K. G. Borodin, S. V. Ivanova and all, Issue 39. Moscow, VIAPI im. A. A. Nikonova, 2013. (In Russ.).