УДК 333.41 ББК.65.9 (2) 32-5
Абдурашитов Фозил Маматович, ходими калони илмии Пажууишгоуи таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи Дониши Академияи илмуои Цумуурии Тоцикистон, (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд) Бобоев Абдуазиз Абдусамевич, муаллими калони факултети таърих ва ууцуц Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд )
Абдурашитов Фозил Маматович, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан (Республика Таджикистан, г. Худжанд) Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич, старший преподаватель кафедры правоведения факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, (Республика Таджикистан, г. Худжанд)
Abdurashitov Fozil Mamatovich, senior scientific officer of the Institute of history, archeology and ethnography named after A. Donish under the Academy of Sciences of of Tajikistan Republic (Tajikistan Republic, Khujand) EMAIL: uchzaphgu@mail.ru
Boboev Abduaziz Abdusamievich, senior lecturer of the department of jurisprudence under the faculty of History and Law under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand) E-MAIL: uchzaphgu@mail.ru
Вожахри калиди: ислоуот, истицлолият, ислоуоти замин, хоцагщои фермеры, соуаи аграри, цароруо, дигаргунсози вилояти Сугд
Мацола ба баррасии хусусият ва тамоюлоти ислоуоти замин ва об дар вилояти Сугд дар авохири асри гузашта ва ибтидои асри XXI ихтисос ёфтааст.
К,айд мешавад, ки аз сощои аввали истицлолияти давлати, Тоцикистон ба ислоуоти соуаи ицтисодиёт огоз намуда, дар ин замина ба мушкилоти зиёд дучор гардид, ки ин масъала минцумла дар соуаи кишоварзи низ ба миён омад. Х,аёти ицтимои, ицтисоди ва сиёсии вилояти Сугд дар сощои истицлолият тщлил карда шуда, рушди цонунгузори дар соуаи истифодаи замин мавриди арзёби царор гирифтааст. Марщлщои асоси, хусусият ва тамоюлоти ислоуоти замин ва об дар вилояти Сугд дар охири асри ХХ-ум ва ибтидои асри XXI барраси карда шудааст. Хулоса мешавад, ки ислоуоти замин ва об дар вилояти Сугд дертар огоз ёфта то имруз идома дорад, ва вижагщо ва тамоюлоти ба худ хос дорад.
Ключевые слова: реформа, независимость, земельная реформа, дехканские хозяйства, аграрная сфера, указы, преобразования, Согдийская область
В статье рассматриваются проблемы, возникшие в первые годы государственной независимости в Таджикистане, который столкнулся с трудностями в деле реформирования экономики, в том числе и в сельскохозяйственной сфере. Анализируется социальная, экономическая и политическая жизнь республики и северного Таджикистана в годы независимости, а также процесс развития законодательной основы в сфере землепользования. Исследованы основные этапы, особенности и тенденции земельно-водной реформы в Согдийской области Республики Таджикистан в конце XX и начале XXI в.в.
Keywords: reform, independence, land reform, dehkans' (farmers]) households,, agrarian sphere, decrees, transformations, Sughd viloyat.
ВИЖАГЩО ВА РАВАНДИ ИСЛОХОТИ ОБУ ЗАМИН ДАР ВИЛОЯТИ СУГДИ ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН ДАР ОХИРХОИАСРХОИХХ ВА АВОЙИЛИ XXI
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ЗЕМЕЛЬНО-ВОДНОЙ РЕФОРМЫ В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В КОНЦЕ ХХ И НА ЧАЛЕ XXI В.В.
PECULIARITIES AND TENDENCIES OF LAND AND WATER REFORM IN THE SUGHD REGION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AT THE END OF THE XX-TH AND THE BEGINNING OF THE XXI-ST CENTURY
The article dwells on the problems rising in the first years of state independence of Tajikistan has faced difficulties in the course of reformation of the economy, in the agricultural sphere inclusive. The authors of the article analyze the following plights such as: social, economic and political life the republic and Northern Tajikistan in the years of independence and the process of legislation ground development in the sphere of utilization of land being taken into consideration as well. They explore the main stages, peculiarities and tendencies of land-water reform in the Sughd Viloyat of Tajikistan Republic referring to the end of the XX-th and the beginning of the XXI-st centuries.
В системе преобразования аграрного сектора центральное место занимает земельная реформа. Реформирование землепользования - дело чрезвычайно важное и социально ответственное. С начала рыночных реформ в Таджикистане прошло уже 25 лет. Однако многие важные проблемы реформы земель сельскохозяйственного назначения предшествующего этапа и практики их реализации остались неосвещенными и сегодня требуют новых подходов, иных, свободных от идеологических догм и обновленных методологических позиций, оценок (6,4).
Законодательное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве происходит с учетом особенностей аграрного сектора экономики и, прежде всего, отношений, связанных с пользованием землей. С принятием Закона «О кооперации» в СССР (1988 г.) в сельском хозяйстве стали появляться отдельные кооперативы. В дальнейшем, стараниями архитекторов перестройки, это явление стало массовым. Но названный закон невозможно было реализовать в Таджикистане, так как не во всех республиках Советского Союза была реорганизована колхозно-совхозная система. Исследование экономической политики начала 90-х годов, а также имевшая место практика подтверждали, что наиболее органичной для сельского хозяйства того периода являлась как раз кооперативно-колхозная форма. Однако в некоторых регионах СССР деятельно проводилась работа по формированию фондов перераспределения земель и наделению земельными участками граждан для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.
Для рассмотрения истории процессов аграрных преобразований в Согдийской области, необходим короткий исторический экскурс региона. Так, исследуемый нами регион -современная Согдийская область - в 20-е годы ХХ в состояла первоначально из Пенджикентского и Ура-Тюбинского районов, а чуть позже, в сентябре 1929 г., география расширилась за счет передачи бывшего Ходжентского округа в состав ТАССР. Данный регион статус Ленинабадской области получил в декабре 1936 года, впоследствии, 10 ноября 2000 года, переименованная в Согдийскую область, которая занимает территорию 25,2 тыс. кв. км.
Согдийская область делится на три сельскохозяйственные зоны: 1) Согдийская садово-хлопководческо-овощеводческая зона, которая включает Бабаджангафуровский, Канибадамский, Аштский и Исфаринский районы, 2) Согдийская хлопковая зона, включающая Джабборрасуловский, Спитаменский, Матчинский, Зафарабадский районы, и 3) Согдийская предгорная садово-виноградарско-картофелеводческая зона, включающая Истаравшанский, Ганчинский, Пенджикентский и Айнинский районы(6, 50).
Особенность проводимой в Таджикистане земельной реформы состоит в том, что, если после 90-х годов ХХв. в других регионах Таджикистана количество крупных хозяйств резко сократилось, то в Согдийской области результат был диаметрально противоположным. По данным Управления статистики Согдийской области, после принятия независимости в северном Таджикистане существовали 96 колхозов и 93 совхоза (10, 326).
Реформирование аграрной отрасли Республики Таджикистана, в том числе Согдийской области можно разделить на 3 этапа:1) с 1992 по 1996гг.; 2) с 1996 по 2006 гг. и 3) с 2006 по сегодняшний день.
На первом этапе реформ (1992-1996гг) государством были созданы первичные основы перехода сельского хозяйства от плановой экономики к рыночной и обеспечения стабильности в данной отрасли. На этом этапе были осуществлены вывод имущества из ведения государства и приватизация сферы сельского хозяйства. На базе колхозов и совхозов стали создаваться новые, многоукладные формы ведения хозяйства (кооперативы, дехканские (фермерские) хозяйства, вспомогательные хозяйства предприятий и организаций, агрофирмы, акционерные общества, частные хозяйства на основе семейного арендного подряда и т.д.) Известно, что проведение земельно-водной реформы в республике было вызвано переходом к рыночной экономике и отказом от планового ведения сельского хозяйства.
Переход от социалистической формы к рыночной экономике был необходим для создания различных видов формы хозяйствования и достижения того, чтобы все формы хозяйственной деятельности субъектов соответствовали законам рынка и отвечали нормам свободной конкуренции. Поэтому для регулирования этих отношений в Таджикистане 5 марта 1992 года Верховный Совет республики разработал и принял Закон Республики Таджикистан «О земельной реформе». Данный Закон в принципе определял основную задачу проведения земельной реформы в Республике Таджикистан - создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
На втором этапе (1996-2006гг) реформ аграрного сектора началась активизация инвестиционной деятельности в сфере новых технологий; создание прочной материально-технической базы; создание промышленных отраслей, связанных с сельским хозяйством; налаживание деятельности отраслей, обслуживающих аграрную сферу.
На данном этапе местные исполнительные органы государственной власти и государственный орган по землеустройству Республики Таджикистан выполнили в соответствии с законодательством Республики Таджикистан работу по передаче физическим и юридическим лицам земель для использования.
На третьем этапе реформы (начиная с 2006 года) аграрного сектора был продолжен процесс приватизации в аграрном секторе, увеличилось число дехканских (фермерских) хозяйств, принимались новые законы, программы развития отрасли. В этот период предпринимались меры по преодолению отсталости перерабатывающей отрасли и сферы хранения в агропромышленном комплексе, осуществлялись социальные преобразования в сельском хозяйстве, уделялось внимание развитию трудовых ресурсов, повышению уровня материального благосостояния работников, систематически улучшались их культурно-бытовые условия.
Важно отметить, что в период реформ, и тем более стагнации экономики в 90-е годы ХХ в., руководством Таджикистана были предприняты меры по социальной защите населения и обеспечению продовольственной безопасности. Это касалось, прежде всего, сельского населения, вовлеченного в процесс преобразований. Так, 9 октября 1995 года Президент республики Э. Рахмон подписал указ «О выделении 50 тыс. га земель для личных подсобных хозяйств граждан» (10, 326). Согласно Указу «Министерству сельского хозяйства Республики Таджикистан совместно с хукуматами областей, городов и районов поручалось предоставить в установленном порядке гражданам до 1 февраля 1996 г. 50 тыс. орошаемых и богарных пахотных земель для личного подсобного хозяйства (без права строительства на них жилья и других объектов хозяйственно-бытового назначения и рубки лесохозяйственных культур)»(10, 326). В указе Президента Республики Таджикистан был установлен «предельный размер земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства: до 0,15 га - на поливных и 0,50 га - на богарных землях». В указе специально подчеркивалось, что в случае использования земельных участков «в течение одного года не по своему назначению они подлежат изъятию» (1, 12).
По существу повсеместная реализация земельной реформы в Таджикистане началась в 1995 г., «когда первые 75 тысяч гектаров земли были розданы крестьянам в аренду (4, 521) и бывшие колхозы начали реорганизовываться в частные фермерские хозяйства» (4, 522).
В последующие годы, согласно проведенной реорганизации, земли предоставлялись дехканам в аренду на срок до 99 лет. Однако в результате поспешной реорганизации колхозов и совхозов и других форм хозяйств большинство дехкан и другие работники сельскохозяйственной отрасли остались без земли. Поэтому, по мнению экспертов, в итоге безземельные крестьяне были вынуждены гнуть спину на тех, кто владеет тысячами гектаров земли.
Второй указ Президента республики Э. Рахмона «О выделении 25 тыс. га земель для личных подсобных хозяйств граждан» (14) был подписан 1 декабря 1997 г. На основе данного указа поручалось «Комитету по земельным ресурсам и землеустройству при Правительстве Республики Таджикистан совместно с хукуматами областей, городов и районов предоставить в установленном порядке гражданам до 1 февраля 1998 г. 25 тыс. га орошаемых и богарных пахотных земель для личных подсобных хозяйств» (15). В данном указе предельный размер земельных участков был установлен, как и в предыдущем указе, «до 0,15га - на поливных и
0,50 га на богарных землях»(15). Земли, которые были перераспределены этими указами, в народе позднее получили название «президентские земли».
Перераспределение Президентских земель в Республике Таджикистан способствовало активизации проведения земельно-водной реформы и преобразованию сельскохозяйственных предприятий, а также увеличению частного сектора на селе. Политика распределения земли в республике способствовала увеличению производства сельскохозяйственной продукции, необходимой для частичного преодоления тяжелых последствий гражданской войны.
Преобразования, земельно-водная реформа в аграрном секторе республики начались с реформирования агропромышленного комплекса, которое включало в себя земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отрасли, поставляющих сельскому хозяйству средства производства, услуги перерабатывающих предприятий и доводящих до потребителя их продукцию.
В результате проведения реформы в республике появились новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение. Вместо бывших колхозов, совхозов, межхозов и др. объектов, базировавшихся на государственной форме землевладения, появились такие новые формы хозяйствования, как индивидуальные, семейные дехканские (фермерские) хозяйства, также хозяйства, включающие личные подсобные хозяйства, садоводческие и огороднические товарищества.
К полномасштабной земельной реформе в республике приступили в 1998 году на основании указа президента республики и постановлений правительства республики. В постановлениях правительства был принят план действий по районам республики и сроки для реорганизации колхозов и совхозов и земельной реформы. Правительством республики, прежде всего, был составлен план реорганизации, в котором указывалось, какие дехканские хозяйства и субъекты землепользования подлежат реорганизации, и были установлены сроки проведения реорганизации. И реорганизация сельскохозяйственных предприятий осуществлялась согласно данному плану.
Начиная со второй половины 90-х годов ХХ в. в Согдийской области начали формироваться семейные фермерские хозяйства. Однако в целом земельная реформа в стране проходила в весьма сложной ситуации: с одной стороны, была поставлена задача по получению максимального урожая сельхозкультур, а с другой стороны, необходимо было завершить реорганизацию сельскохозяйственных предприятий. В условиях, когда имелись достаточно жесткие ограничения в деятельности дехканских (фермерских) хозяйств, достигнуть поставленных целей и обеспечить эффективное ведение хозяйства было весьма сложно.
В результате преобразований в северном Таджикистане уменьшилось количество колхозов и совхозов. Например, 17 колхозов и совхозов, из 200 существовавших в 1999 году, были преобразованы в дехканские хозяйства. Количество совхозов уменьшилось на треть: из 196 совхозов остались всего 124 (11, 266-267).
До 2000 года в Согдийской области высокими темпами развивались сельскохозяйственные предприятия, с каждым годом возрастало количество колхозов и совхозов. По данным Управления статистики области в 2000 году их число возросло: до 200 -колхозов и 196 - совхозов. Это было больше в два раза больше по сравнению с предыдущим, 1999, годом (11, 266).
Результаты прошедшей в аграрном секторе страны реформы оказались не очень убедительными. Таджикистан считается одним из самых малоземельных государств в мире. Земля является исключительной собственностью государства, и государство гарантирует эффективное ее использование в интересах народа (5). Исключительное право государства распоряжаться всеми земельными ресурсами обусловлено тем, что в Таджикистане всего 7% территории составляют равнины, остальные 93% - горная местность.
В Таджикистане общая площадь пахотных земель составляет 720,2 тысячи гектаров, из которых 502, 8 тысяч гектаров являются орошаемыми(9, 334). Это обязывает государство обеспечивать их полное, рациональное и эффективное использование. В связи с этим, 25 июля 2000 года был подписан Указ Президента Республики Таджикистан, № 335, «Об охране и рациональном использовании орошаемых земель» (16).
Основным нормативно-правовым актом полного регулирования землепользования является Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Концепции использования земель в Республике Таджикистан» от 31 августа 2004 года, №349.
В постановлении была определена государственная стратегия использования земельных ресурсов на период перехода аграрного сектора к рыночным отношениям в период земельной реформы.
Между тем, парламент и правительство Таджикистана путем принятия специальных нормативных правовых актов стремились к созданию предпосылок для формирования рынка земли путем расширения права пользования земельными участками. В Земельный кодекс РТ 5 января 2008 года были внесены изменения и дополнения. В соответствии с внесенными изменениями в статью 19 и 27 Земельного кодекса Республики Таджикистан за первичными землепользователями было закреплено право пользования земельным участком с правом его отчуждения, а также с оставлением права пользования земельным участком в залог (3, 23).
Парламент республики для гармонизации земельного законодательства и обеспечения его правомочности 6 октября 2008 года за №417 принял Закон «Об ипотеке» (12, 56), в соответствии с которым установили нормы об особенностях залога на право землепользования. На основании внесенных изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об ипотеке», отдавать землю под залог позволено только имеющим право на использование земли с правом ее отчуждения. Использование земельных участков под залог запрещалось в том случае, когда физические лица имеющие право только на их использование, но без права на их отчуждение.
Среди нормативных актов особо можно выделить Концепцию аграрной политики Республики Таджикистан, утвержденную Постановлением правительства Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 года, № 658 (7, 495).
В Концепции аграрной политики Республики Таджикистан подчеркивается, что абсолютное число созданных дехканских (фермерских) хозяйств ограничено по размеру и как хозяйствующая структура они малоэффективны, большинство вновь созданных мелких дехканских (фермерских) хозяйств испытывают значительные трудности в ведении агробизнеса в одиночку. В решении данной проблемы существенная роль должна была быть отведена созданию разных форм кооперативов и других видов объединений.
Исторический опыт показал, что мелкие дехканские (фермерские) хозяйства не могут применять высокие технологии производства, так как это не позволяют сделать размеры земельных площадей хозяйств и отсутствие высококлассной сельскохозяйственной техники.
Важность и не альтернативность реформ все глубже начали осознавать и государство, и общество. С целью ускорения процессов земельной реформы в 2013 году были внесены изменения и дополнения в Земельный кодекс Республики Таджикистан. Законопроект, отправленный правительством на рассмотрение Парламенту, был одобрен. Положительным моментом разработки изменений и дополнений можно считать установление нормы о том, что «право пользования землей является особым объектом гражданских правоотношений и может быть предметом договоров купли-продажи, дарения, мены, аренды, залога и других сделок, а также может переходить к другому лицу в порядке наследования или универсального правопреемства»(7, 417). Эта норма создает предпосылку и может служить эффективной правовой основой для ускорения рыночных отношений в области землепользования.
После назначения руководителем Согдийской области А. Кодири ускорились темпы земельной реформы. Следует отметить, что он накопил огромный опыт реформирования аграрного сектора, будучи еще заместителем Председателя Хатлонской области, где вплотную занимался вопросами земельно-водной реформы. Так, если в 2013 году число дехканских хозяйств в области составляло 17 708, через год эта цифра достигла 34 475, что почти в два раза больше, чем в период реформ. Число дехканских хозяйств в области за 13 лет реорганизации составляло 17 708. Но за один только 2014 год в области было создано более 16 867 дехканских хозяйств, всего почти на 1000 единиц меньше, чем за весь период реорганизации (13).
Таким образом, в Согдийской области первый этап земельных преобразований осуществлялся в сложных условиях. Тем не менее, произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским жителям - основным производителям сельскохозяйственной продукции были бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Сельчане получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации дехканских (фермерских) хозяйств.
В 2014 году было принято другое Постановление председателя Согдийской области, в котором было установлено реорганизовать в области более 52 кооперативов, которые имели более 10 га земли. Результат реорганизации мы видим на рынках республики: производимая дехканами продукция дешевая, и это шаг к одной из стратегических целей правительства - к обеспечению продовольственной безопасности.
Важно отметить, что в северном Таджикистане, как и в других регионах Таджикистана, каждый район области при распределении земельного пая имеет свои специфические особенности и отличительные черты. Это касается, прежде всего, географической расположенности и доступа к водным ресурсам. Например, если земельный пай в Зафарабадском районе составляет 3 гектара земли, то в Исфаринском районе - 0,2 или 0,3 гектара орошаемой земли. Как известно, в малоземельных районах плодородность земли намного выше, чем в районах, где много земли. Чем выше плодородность земли, тем выше и прибыль этих хозяйств. В районах, где много земли в основном сеют технические культуры и получают соответствующую прибыль от этой земли.
В целом, с 1998 года до первой половины 2016 г из 239 колхозов, которые существовали в северном Таджикистане, было создано более 62,500 дехканских хозяйств (10, 329). До принятия решения председателя области процесс шёл медленно, и он с принятием мер в данном направлении ускорился и начал давать результаты. С 1998 года по 2013 год число дехканских хозяйств в Согдийской области составляло более 18 000 единиц. После принятия двух последующих постановлений председателя области ещё были образованы более 44 500 дехканских хозяйств. В результате, до 2016 года количество дехканских хозяйств достигло 62 тысяч (10, 320).
Только в течение последних двух лет число дехканских хозяйств выросло вдвое. Это было обусловлено тем, что по инициативе председателя области международные организации активизировали свою деятельность. Были реализованы различные проекты по землепользованию в Согдийской области и предоставлены гранты вновь образовавшимся дехканским хозяйствам. Все технические и другие работы по реорганизации дехканских хозяйств были бесплатными, за счёт международных организаций, и это способствовало ускорению реорганизации крупных и образованию мелких дехканских хозяйств.
По инициативе председателя области за счет международных организаций и грантов в область были приглашены специалисты из других регионов республики. В области были созданы центры по составлению кадастра земли, которых до этого было два и они выдавали сертификаты на пользование земли.
Необходимость реформирования субъектов сельского хозяйства в республике объясняется тем, что во времена Советского Союза существовала только государственная собственность и государство само субсидировало все формы хозяйства. Дехкане за выполнение определенных работ получали зарплату. После приобретения государственной независимости Республика Таджикистан отказалась от прежней формы и перешла на рыночную экономику, в связи с чем «усиливается потребность в разгосударствлении и приватизации собственности сельхозпредприятий»(8, 55-56).
Таким образом, в трудных условиях для таджикского народа в республике проводилась реформа во всех отраслях общественно-экономической жизни. Законодательные акты для проведения земельно-водной реформы были приняты в начале 90-х годов ХХ века. В Согдийской области масштабная реформа в целом и реорганизация сельскохозяйственных предприятий фактически начались с 2000-х годов. Это означает, что земельная реформа в Согдийской области началась позже, чем в других регионах республики.
Процесс реформирования аграрного сектора базировался на трансформации отношений собственности. В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий и передачи прав владения землей новым собственникам изменилась структура землепользования, размещение и специализация производства. В целом, в сельском хозяйстве области до сих пор не преодолена кризисная ситуация. Наблюдаются негативные процессы, связанные с деколлективизацией, децентрализацией сельскохозяйственного производства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдурашитов, Ф.М.Земельно-водная реформа в Таджикистане в конце ХХ-начале XXI вв./Ф.М.Абдурашидов.-Душанбе,- 2016.-107с.
2. Бобоев А.А. К вопросу о реорганизации сельскохозяйственных предприятий Согдийской области в годы независимости (1991-2013)//Ученые записки Худжандского государственного
университета им.акад.Б.Гафурова.Серия гуманитарно-общественных наук.-2017.-№1(50).-С. 34-38.
3. Земельный кодекс Республики Таджикистан// http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn= 11785
4. История таджикского народа.( Под ред. акад. АН РТ Р. Масова. Т).Том 6.- Душанбе 2016.-742с.
5. Конституции Республики Таджикистан( с изменениями дополнениями) Душанбе, 2003// http ://www.asia-realty.ru/co -zakon-tajikistan. php?Id=389
6. Мирсаидов, С. Рыночная трансформация аграрного землепользования и проблемы производства ее плодородия. Душанбе: Ирфон, 2012. -144 с.
7. Свод законов и другие нормативно-правовые акты о земле. Душанбе, 2014. - 495 с.
8. Соибназарова С. Развитие разнообразных форм собственности в сельском хозяйстве Таджикистана // Вестник- Таджикистан и современный мир. - 2002. - №1.- С. 55-56.
9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан //Статистический сборник. Душанбе, Агентство по статистике при Правительстве Республики Таджикистан, 2011. - 434 с.
10. Статистический сборник Согдийской области. Таджикистан: 25 лет государственной независимости Худжанд 2016. - 420с.
11. Таджикистан: 20 лет государственной независимости (Статистический сборник Согдийской области). Худжанд, 2011. - 567с.
12. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- №10.- Душанбе. -2008.
13. Текущий архив Управления сельского хозяйства Согдийской области, книга № 10;
14. http://www.adlia.tj/spisdoc_print.fwx?sortord=viddok&startpage=1&razdel=1&kl_slova=&gde_slov a=&filter=_190040000&vdd=30867&nqtype=2&dtype=0&year=2016&select_format=1 дата обращения 22 08 2016
15. http://www.adlia.tj/spisdoc_print.fwx?sortord=viddok&startpage=1&razdel=1&kl_slova=&gde_slov a=&filter=_190040000&vdd=30867&nqtype=2&dtype=0&year=2016&select_format=1 дата обращения 22 08 2016
16. http://www.adlia.tj/spisdoc_print.fwx?sortord=viddok&startpage=1&razdel=1&kl_slova=&gde_slov a=&filter=_190040000&vdd=30867&nqtype=2&dtype=0&year=2016&select_format=1 дата обращения 22. 06. 2016.
REFERENCES:
1. Abdurashitov, FM. Land-Water Reform in Tajikistan Referring to the End of the XX-th - the Beginning of the XXI-st Centuries / F.M. Abdurashitov. - Dushanbe,- 2016. - 107 p.
2. Boboev A.A. On the Issue Concerned with Reorganization of Agricultural Enterprises of Sughd Viloyat in the Years of Independence (1991-2013) // Scientific Notes of Khujand State University named after B. Gafurov. Series of Humanitarian and Social Sciences. - 2017. - №1 (50). - P. 34 - 38.
3. Land Code of the Republic of Tajikistan // http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=11785
4. The History of the Tajik Nation. (Under the editorship of Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan R. Masov. T). Volume 6. - Dushanbe, 2016. - 742 p.
5. Constitution of the Republic of Tajikistan (amended and amendments) - Dushanbe, 2003 // http ://www.asia-realty.ru/co -zakon-tajikistan. php?Id=389
6. Mirsaidov S. Market Transformation of Agrarian Land Usage and the Problems Dealing with the Production of its Fertility. - Dushanbe: Cognition, 2012. -144 p.
7. The Code of Laws and other Regulatory Acts on Land. - Dushanbe, 2014. - 495 p.
8. Soibnazarova S. Development of Various Forms of Ownership in the Rural Economy of Tajikistan // Bulletin of Tajikistan and the Modern World. - 2002. - №1. - P. 55 - 56.
9. Statistical Annuals of Tajikistan Republic// Statistical Collection. - Dushanbe, Statistic Agency under Tajikistan Republic President. 2011. - 434 p.
10. Statistic Collection of Sughd region. Tajikistan: 25-years of State Independence. - Khujand, 2016. - 420 p.
11. Tajikistan: 20- Years of State Independence (Statistic Collection of Sughd Viloyat). - Khujand, 2011. - 567 p.
12. Tidings of Majlisi Oli under Tajikistan Republic.- №10.- Dushanbe. -2008.
13. The Current Archive of Management with Agricultural Economy of the Sughd Viloyat, - B.10;
14.http://www.adlia.tj/spisdoc_print.fwx?sortord=viddok&startpage=1&razdel=1&kl_slova=&gde_sl ova=&filter=_190040000&vd=30867&nqtype=2&dtype=0&year=2016&electr
15.http://www.adlia.tj/spisdoc_print.fwx?sortord=viddok&startpage=1&razdel=1&kl_slova=&gde_sl ova=&filter=_190040000&vd=30867&nqtype=2&dtype=0&year=2016&electr