Научная статья на тему 'Состояние развития и специализации сельского хозяйства в Узбекистане за годы реформ'

Состояние развития и специализации сельского хозяйства в Узбекистане за годы реформ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
712
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛОҳОТ НАТИЖАЛАРИДА ўЗГАРИШЛАРНИНГ БОСқИЧЛАРИ / ИХТИСОСЛАШУВНИ ЧУқУРЛАШТИРИШ / ЭКИН МАЙДОНЛАРИНИ ОПТИМАЛЛАШТИРИШ / ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / STAGES OF AGRICULTURAL REFORMS / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / УГЛУБЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / DEEPENING OF SPECIALIZATION / ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ / OPTIMIZATION OF SOWN AREAS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саатова Хулкар Ялкиновна

Мақолада Ўзбекистон мустақилликка эришган даврдан бошлаб, қишлоқ хўжалигининг хусусиятлари ва ислоҳот натижаларида ўзгаришларининг босқичлари ўрганиб чиқилган. Экин майдонларини оптималлаштириш, ихтисослашувни чуқурлаштириш ва қишлоқ хўжалигини ривожлантириш тенденциялари кўриб чиқилган. Республикада қишлоқ хўжалиги ишлаб чиқариш ҳолати ва ушбу соҳа тармоқлари ривожланиши ва боғлиқлиги таҳлил қилинган.В статье рассмотрены особенности и этапы реформирования сельского хозяйства с периода обретения независимости Узбекистана. Изучены тренды развития сельского хозяйства, в частности вопросы углубления специализации и проведения оптимизации посевных площадей. Проанализировано состояние сельскохозяйственного производства в республике, то есть развитие и соотношения отраслей данного сектора.There is described in the article features and stages of agricultural reform in the period of independence of Uzbekistan. Trends of the development of agriculture, in particular the issues of specialization deepening and optimization of the sown areas were studied. Position of agricultural production in the country, that is, the development and ratio between the branches of the sector, has been analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние развития и специализации сельского хозяйства в Узбекистане за годы реформ»

Саатова Х.Я.,

ведущий научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ ЗА ГОДЫ РЕФОРМ

СААТОВА Х.Я. УЗБЕКИСТОН КИШЛОК ХУЖАЛИГИНИНГ ИСЛОЦОТЛАР ЙИЛЛАРИДАГИ РИВОЖЛАНИШ ВА ИХТИСОСЛАШИШ ЦОЛАТИ

Мак,олада Узбекистан мустак,илликка эришган даврдан бошлаб, к,ишлок, хужалигининг хусусиятлари ва ислох,от натижаларида узгаришларининг боск,ичлари урганиб чик,илган. Экин майдонларини оптималлаштириш, ихтисослашувни чукурлаштириш ва к,ишлок, хужалигини ривожлантириш тенденциялари куриб чик,илган. Республикада к,ишлок, хужалиги ишлаб чик,ариш х,олати ва ушбу сох,а тармок,лари ривожланиши ва боFлик1лиги тах,лил килинган.

Таянч иборалар: ислох,от натижаларида узгаришларнинг боск,ичлари, ихтисослашувни чукурлаштириш, экин майдонларини оптималлаштириш.

СААТОВА Х.Я. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ ЗА ГОДЫ РЕФОРМ

В статье рассмотрены особенности и этапы реформирования сельского хозяйства с периода обретения независимости Узбекистана. Изучены тренды развития сельского хозяйства, в частности вопросы углубления специализации и проведения оптимизации посевных площадей. Проанализировано состояние сельскохозяйственного производства в республике, то есть развитие и соотношения отраслей данного сектора.

Ключевые слова: этапы реформирования сельского хозяйства, тренды развития, углубления специализации, оптимизации посевных площадей.

SAATOVA KH.YA. THE FEATURES AND POSITION OF AGRICULTURAL REFORM IN UZBEKISTAN

There is described in the article features and stages of agricultural reform in the period of independence of Uzbekistan. Trends of the development of agriculture, in particular the issues of specialization deepening and optimization of the sown areas were studied. Position of agricultural production in the country, that is, the development and ratio between the branches of the sector, has been analyzed.

Keywords: stages of agricultural reforms, development trends, deepening of specialization, optimization of sown areas.

За годы экономических реформ сельское хозяйство сыграло важную роль в обеспечении зерновой независимости в частности, и продовольственной безопасности в целом. Это стало возможным благодаря принятым мерам по реформированию аграрного сектора экономики страны, что стало одним из ключевых факторов в достижении макроэкономической стабильности и возобновления экономического роста.

Как отметил Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем выступлении на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год «Принципиально важным приоритетом экономической программы на 2016 год и ближайшую перспективу является дальнейшее углубление реформирования и структурных преобразований в сельском хозяйстве, эффективного использования земельных и водных ресурсов»1.

Развитие сельского хозяйства остается одним из приоритетных отраслей национальной экономики, поскольку дает не только возможность проведения реформирования в других отраслях экономики, но и влияет на благосостояние населения, на его здоровье, а значит и на будущее нашей страны.

Исходя, из стратегической важности реформирования и развития данной отрасли в первые годы независимости Узбекистана главными целями аграрной политики стали:

1 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // «Народное слово», 16 января 2016 года.

- передача земли в долгосрочную аренду с созданием на селе класса собственников;

- совершенствование рыночных отношений;

- развитие деятельности объектов инфраструктуры, оказывающей услуги сельским товаропроизводителям;

- целевое, рациональное и эффективное использование земельно-водных ресурсов;

- применение и привлечение передовых технологий в производство высококачественной сельскохозяйственной продукции.

Структурные и институциональные преобразования в сельском хозяйстве Узбекистана осуществлялись по нескольким направлениям:

Первое - реформирование аграрного сектора, предусматривающую: земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий работающих в тесной кооперации с сельским хозяйством, формирование новых земельных отношений между хозяйствами.

Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, предприятий оптовой и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.

Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинают формироваться лизинговые отношения на пос-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

тавку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности.

Четвертое - направление реформы связано с попытками, освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры.

С первых дней независимости в Узбекистане была разработана своеобразная аграрная политика, которая основана на всестороннем учёте специфических условий и особенностей Республики, менталитета, традиций, обычаев и уклада жизни населения, а также тяжёлого наследия однобокого развития экономики в прошлом.

С учётом имеющегося производственного потенциала страны разработанная и проводимая в Узбекистане государственная аграрная политика поставила перед собой следующие задачи:

1) сохранение производства хлопка-сырца в объеме, достаточном для стабилизации годового экспортного и валютного баланса страны;

2) достижение зерновой независимости, для обеспечения экономического суверенитета страны;

3) перераспределение части дохода, формировавшегося в сельском хозяйстве, в другие отрасли для развития промышленности, а также объектов социальной и рыночной инфраструктуры;

4) улучшение жизненного уровня сельского населения.

Проведение институциональных преобразований предусматривало: создание многоукладной экономики на селе; решение вопросов собственности на землю; внедрение прогрессивных форм регулирования сельскохозяйственного производства, путем возрождения сельскохозяйственной кооперации на рыночной основе и других форм хозяйствования; формирование рыночной инфраструктуры с учетом спроса и предложения.

Земельная реформа осуществлялась путем перераспределения земельных угодий

между различными типами субъектов землепользования на равных правах.

Таким образом, была положена основа развития на селе частной предпринимательской деятельности. Это все способствовало быстрому росту производства в частном секторе и увеличению реальных доходов сельских семей.

В исторической последовательности можно выделить следующие этапы реформирования сельского хозяйства:

Первый этап (1991-1995 гг.), связан с решением вопросов обеспечения устойчивости сельского хозяйства и создания основ перехода от планово ориентированной экономики к рыночной экономике. Здесь основным направлением было определено развитие личных подсобных хозяйств, выделение сельским жителям и жителям близлежащих к городским территориям частных земельных участков, что послужило толчком к росту производства сельскохозяйственной продукции негосударственного сектора.

На втором этапе (1996-2003 годы) приоритетным важнейшим направлением являлось достижение глубоких прогрессивных сдвигов в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом. Структурная политика в сельском хозяйстве реализовалась, прежде всего, путем оптимизации структуры посевных площадей в соответствии с условиями зональной специализации. Реализация мер по преобразованию структуры сельского хозяйства позволила Узбекистану не только обеспечить ускоренное развитие производства важнейших видов сельскохозяйственных культур продуктов питания, но и ликвидировать экономическую зависимость республики от импорта продовольственного и фуражного зерна, маргариновой продукции, пищевого спирта и других видов важнейших товаров 1 .

В период 1996-2003 годы - углубления рыночных реформ - большое внимание

1 Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Т.: «Узбекистан», 1995. -С. 218.

уделялось созданию правовых основ развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики. Были приняты соответствующие законы, кодексы и нормативно-правовые документы, в частности Земельный кодекс, законы о сельскохозяйственном кооперативе (ширкатном хозяйстве), фермерском и дехканском хозяйствах1 и др. Каждый из этих документов определял правовое поле создания и функционирования практически новых субъектов хозяйствования в сельском хозяйстве. Они ориентировались на коренные изменения в производственно-экономических, трудовых отношениях в сельском хозяйстве и ускорение процесса формирования реальных собственников.

С учетом особенностей, традицией и менталитета населения были выбраны приемлемые формы ведения сельскохозяйственного производства, соответствующие рыночным отношениям - ширкаты, фермерские и дехканские хозяйства. В ширкат-ных хозяйствах производство основано на семейном подряде - основанном на заинтересованности и ответственности самих подрядчиков.

С 1998 года правительством был инициирован процесс санации сельхозпредприятий. Институт санации показал себя как важное направление проводимых экономических реформ и явился эффективным средством восстановления экономической устойчивости хозяйств.

С 1 января 1999 года вместо нескольких налогов введен единый земельный налог. Последовательно снижалась доля госзаказа на сельхозпродукцию, который отменен на все виды сельхозпродукции, кроме хлопка и зерна, хотя и он постепенно снижается, повышая при этом закупочные

1 «Земельный кодекс Республики Узбекистан» (утвержден Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года №598-1), Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года №600-1 «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)», Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года №602-1 «О фермерском хозяйстве» (в новой редакции от 26 августа 2004 года №662-11) и Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года №604-1 «О дехканском хозяйстве».

цены на эти виды продукции. Были осуществлены приватизация и разгосударствление животноводческих ферм, передача садов и виноградников в индивидуальный сектор и отмена государственного заказа на их продукцию, что привело к развитию предпринимательства на селе и росту числа мелких товаропроизводителей.

Основными особенностями третьего этапа (2003 по настоящее время гг.) стали: приоритетность защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей; расширение экономических прав и свобод товаропроизводителей и совершенствование системы ценообразования на государственный заказ; реструктуризация низкорентабельных и убыточных крупных сельскохозяйственных предприятий и создание на их базе фермерских хозяйств; создание современной отвечающей требованиям фермерских хозяйств сервисной инфраструктуры.

На данном этапе начался по существу процесс формирования фермерских хозяйств на основе реструктуризации низко рентабельных, убыточных ширкатных хозяйств. Благодаря этому произошли существенные структурные сдвиги в отраслевой структуре сельского хозяйства, возникла принципиально новая институциональная структура в сельском хозяйстве страны.

Осуществление реструктуризации сельскохозяйственных предприятий привело к снижению доли крупных сельскохозяйственных предприятий - ширкатов, и увеличению доли фермерских хозяйств и они становятся основными производителями продукции хлопка-сырца (98,4%) и зерна (86,1%).

Изменение форм собственности на селе было главным вопросом, который в законодательном плане в основном решен однозначно и кардинально. Вместо сложившихся и не оправдавших себя коллективных отношений, в сельском хозяйстве началось внедрение отношений арендной собственности. Колхозы преобразовались в сельскохозяйственные кооперативы, (ширкаты) развивался семейный подряд.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

Если в 1991 году в республике существовало 1294 коллективных хозяйств, 1009 государственных хозяйств, 1868 фермерских хозяйств и 2,1 миллион владельцев частных приусадебных участков, то к 2007 году в стране было зарегистрировано 217,1 фермеров и 4,5 миллионов дехканских хозяйств.

Исходя из результатов реформы, проведенной в аграрном секторе, продолжена работа по оптимизации размеров земельных участков, находящихся в ведении фермерских хозяйств 1 .

Так, только в 2015 году в результате оптимизации земельных участков дополнительно создано свыше 17,5 тысячи фермерских хозяйств и более 250 тысяч новых рабочих мест. Наибольшее количество фермерских хозяйств образовано в Ташкентской, Джизакской, Наманганской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Ферганской, Андижанской областях и Республике Каракалпакстан. Введен новый механизм наделения и изъятия земельных участков для фермерских хозяйств, когда решение принимает не хоким района, а районный Кенгаш народных депутатов по заключению территориальных советов фермеров и комиссий по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков2.

Основными задачами оптимизации стали: увеличение количества высокодоходных фермерских хозяйств; обеспечение рационального использования земельно-

1 Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 6 октября 2008 года №РП-3077 «Об образовании специальной комиссии по разработке предложений о мерах по оптимизации размеров земельных участков, находящихся в ведении фермерских хозяйств».

2 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря

на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // «Народное слово», 16 января 2016 года.

водных ресурсов; достижение качественного и своевременного проведения агротехнических мероприятий; обеспечение фермерских хозяйств достаточной собственностью для использования кредитов коммерческих банков; облегчение условий приобретения техники и других средств за счет собственных доходов или банковских кредитов; развитие надомничества и других форм, и на этой основе создание новых рабочих мест в сельской местности.

Процесс оптимизации размеров земельных участков был осуществлен на основе проведенной инвентаризации и глубокого анализа эффективности фермерских хозяйств, определения по каждой районированной зоне оптимальных типоразмеров земельных участков фермерских хозяйств;

Особое внимание при этом было уделено специфическим условиям районированных зон - плотности сельского населения в этих зонах, их трудозанятости, а также отраслевой специализации хозяйств (хлопководство, зерноводство, плодоовощевод-ство, виноградарство, животноводство и др.). Также было проанализировано финансовое положение фермерских хозяйств, состояние их материально-технической базы.

На сегодняшний день работа по оптимизации структуры посевных площадей активно продолжается и является приоритетом на ближайшую перспективу. Так, в результате оптимизации посевных площадей и внедрения современных агротехнологий к 2020 году предусматривается довести объемы производства зерновых колосовых культур до 8,5 миллиона тонн с ростом на 16,4 процента, увеличить объем производства картофеля на 35 процентов, других овощей - на 30, плодов и винограда - на 21,5, мяса - на 26,2, молока - на 47,3, яиц -на 74,5 процента, рыбы - в 2,5 раза. При этом надо учесть, что значительно возрастут объемы экспорта этих видов продо-вольствия3.

По состоянию на 1 мая 2016 года после оптимизации количество фермерских хоз-

3 Там же.

Рис. 1. Тенденции изменения структуры валовой продукции сельского хозяйства по формам

хозяйствования за период с 1991-2015 гг1., в %

0 20 40

яйств сократилось более чем на 49,8 тыс. ед. по сравнению с 2005 г., и средний размер их посевных площадей вырос с 17,0 га до 22,3 га2.

В результате реформ в водном хозяйстве внедрены рыночные механизмы рационального использования водных ресурсов, осуществлен переход на бассейновое управление, создана принципиально новая инфраструктура водопользования - Ассоциации водопотребителей преобразованы в Ассоциации водопользователей.

Создана новая модель арендного землепользования. При сохранении государственной собственности на землю, изменились формы хозяйствования и землепользования в сторону частной собственности. На сегодня ведущими производителями сельхозпродукции являются дехканские хозяйства (65,4%) и фермерские хозяйства (32,6%) (рис. 1), устранена монополия государства на производство сельскохозяйственной продукции.

В 1996 году достигнут уровень 1991 года по основным показателям развития сельского хозяйства. За 1996-2010 годы среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства составили 5,3%3.

1 Источник: расчеты ИПМИ на основе данных Госкомстата и Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан. // Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.

2 Расчеты автора по данным Минсельводхоза.

3 Источник: расчеты автора на основе данных

Госкомстата

60 80

Изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства, землепользования и занятости. Уменьшилась доля сельского хозяйства в ВВП (с 37,4% в 1991 г. до 16,7% в 2015 г.)4.

Важным шагом аграрной политики за годы независимости явилось решение об отмене госзаказа на сельскохозяйственную продукцию5. Был разработан график постепенного сокращения госзаказа на все виды сельскохозяйственной продукции, состоящий из двух компонентов:

- упразднение требований для хозяйств засевать определенные площади под конкретные культуры;

4 Источник: расчеты автора на основе данных Госкомстата

5 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 января 1993 года №13 «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ в сельском хозяйстве Республики Узбекистан»; от 15 марта 1993 года № 137 «О мерах по углублению экономической реформы в животноводстве республики»; от 23 февраля 1994 г. №87 «О совершенствовании реформ в животноводстве и защите интересов дехканских (фермерских) хозяйств и приватизированных ферм»; от 23 февраля 1994 г. № 88 «О дополнительных мерах по реализации экономических реформ в сельском хозяйстве»; от 25 января 1996 г. № 36 «Об объеме производства хлопка-сырца в 1996 году»; от 27 марта 1996 г. № 121 «Об изменении объемов госзаказа на хлопковое волокно урожая 1996 года»; от 13 декабря 1996 г. № 441 «Об объемах производства хлопка-сырца в 1997 году», а также Указ Президента Республики Узбекистан от 19 января 1995 г. №УП-1068 «О мерах по экономическому стимулированию производства и продажи государству хлопка-сырца и зерна колосовых культур урожая 1995 года».

- упразднение требований того, что хозяйства обязаны продавать определенный процент урожая государственным закупочным организациям по цене, определяемой государством.

К середине 1997 года госзаказ был упразднен на все виды продукции, имеющей отношение к сельскому хозяйству, кроме зерновых и хлопка.

Реализация мер по отмене госзаказа, поэтапной либерализации цен, обеспечению приоритета зерновой независимости имела следующие последствия на экономику:

- производство хлопка было стабилизировано на достаточном уровне обеспечивающем экспорт хлопка-волокна и формирование на этой основе валютных поступлений для нужд экономики, а объем производства пшеницы был значительно увеличен для обеспечения зерновой независимости страны;

- специализация структуры посевных площадей на республиканском уровне была интенсифицирована (более 80% орошаемых земель было занято под хлопком и пшеницей);

- возможности для развития частной торговли были незначительны и, таким образом, прогресс в создании децентрализованного рынка был слабым;

- снизились доходы хозяйств из-за высоких цен на горюче-смазочные материалы, другие издержки производства сельхозпродукции и неплатежей за произведенную продукцию.

В начале 1999 года при Министерстве финансов, в целях обеспечения своевременности авансирования и расчетов за поставленную сельскохозяйственными товаропроизводителями продукцию, создан Фонд для расчетов за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд. С созданием Фонда в республике решены следующие актуальные задачи:

- обеспечена своевременная выплата авансов и окончательных расчетов за про-

изводимые и поставляемые для государственных нужд хлопок, зерно и рис-шалу;

- установлен контроль за целевым использованием выделяемых средств на авансирование и окончательные расчеты за указанную сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд;

- координация деятельности всех звеньев, обеспечивающих расчеты за закупаемую продукцию (Министерство финансов, банки, заготовительные организации, сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия), которые оказывают сервисные услуги и поставляют технику, запасные части и т.д.

Стратегическим направлением структурных преобразований было обеспечение продовольственной безопасности путем наращивания производства зерна и сохранение ведущей роли страны в мировом производстве хлопка. Принятая по инициативе Ислама Каримова в 1992 году Государственная программа по обеспечению продовольственной безопасности, прежде всего зерновой, доказала свою состоятель-ность1.

Проводимые реформы в сельском хозяйстве республики позволили достигнуть качественных сдвигов и реальных результатов в развитии аграрного сектора и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Так, сокращение посевных площадей хлопчатника, при одновременном расширении земель под посевы зерна, а также роста его урожайности за период 19922015 годы привело к увеличению производства зерновых более чем в 4,3 раза (рис. 2). И Узбекистан уже в 1995 году добился зерновой независимости и превратился из импортера в экспортера зерна, тогда как ранее республика ввозила ежегодно более 2 миллионов тонн.

В настоящее время сокращение площадей под хлопчатник тоже имеет «принци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 ноября 1992 года №506 «О улучшении закупочных цен на зерно колосовых культур».

пиально важное значение для качественных структурных преобразований в сельском хозяйстве и развития экономики страны в целом». Предусматривается «поэтапное сокращение до 2020 года объема производства и государственных закупок хлопка-сырца с 3 миллионов 350 тысяч тонн до 3 миллионов тонн.

Как показывают расчеты, этот объем производимого хлопка-сырца позволит, с одной стороны, полностью обеспечить потребности, прежде всего текстильной и легкой промышленности, в сырье с учетом его глубокой переработки, с другой - сохранить твердые позиции нашей страны как поставщика хлопкового волокна и его производных на мировые рынки. За счет сокращения производства хлопка-сырца на 350 тысяч тонн высвобождается порядка 170,5 тысячи гектаров поливных земель. И при этом, как правило, высвобождаются земли с низким бонитетом, где урожайность хлопчатника не превышает 12-15 центнеров с гектара - при средней достигнутой в стране урожайности 26,1 центнера с гектара. Высвобождаются в основном засоленные земли, а также земли в предгорных зонах, непригодных для возделывания хлопчатника»1.

Отметим, что выполнение правительственных задач2 по расширению производства продовольственных товаров привело к устойчивому обеспечению потребностей населения республики в продуктах питания, надёжному насыщению внутреннего

1 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // «Народное слово», 16 января 2016 года.

2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 января 2009 года №ПП-1047 «О дополнительных мерах по расширению производства продовольственных товаров и насыщению внутреннего рынка».

потребительского рынка продовольственными товарами отечественного производства. Кроме того, это привело к ускоренному созданию, преимущественно в сельской местности, компактных перерабатывающих предприятий, оснащенных современной высокопроизводительной техникой и технологией, формированию на этой основе новых рабочих мест и, в конечном счете, уменьшению рисков в будущем.

Последовательная реализация мер по развитию фермерских, дехканских и личных подсобных хозяйств, выделение населению дополнительных земельных участков, а также оказываемая системная государственная поддержка способствовали значительному росту поголовья скота у населения, насыщению внутреннего потребительского рынка животноводческой продукцией.

Резкое колебание на мировом рынке объемов продовольствия и глобальные изменения климата, ведут к непрогнозируемым негативным последствиям в выращивании сельскохозяйственных культур. В этих условиях способность Республики Узбекистан не только обеспечить себя всеми основными видами продовольствия (зерном, картофелем, овощами, фруктами, молоком и другими), но и быть одним из значимых его экспортеров в регионе Центральной и Южной Азии говорит о достойном вкладе нашей страны в укрепление мировой продовольственной безопасности.

Одними из основных приоритетов дальнейшего развития сельского хозяйства были и остаются увеличение объемов производства продовольствия, обеспечение сбалансированности между предложением продуктов питания и текущим потребительским спросом на приемлемом для населения ценовом уровне при достаточном ассортименте, создание необходимых резервов продукции и другие меры, направленные, прежде всего на повышение

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

Рис. 2. Динамика производства зерна в республики за годы независимости1, (тыс.тн)

качества жизни населения и дальнейшее развитие аграрного сектора экономики.

За 1991-2015 годы произошли существенные изменения в отраслевой структуре сельскохозяйственного производства, которое привело к повышению относительной урожайности сельскохозяйственных культур, в частности хлопчатника, достижению продовольственной обеспеченности республики зерновыми, овощебахчевыми, плодовыми и мясомолочными продуктами.

Тенденция роста темпа сельскохозяйственного производства в 1991 г. составляла 98,9%, а в 2015 г. - 106,8%, что является результатом реализации комплексных мер, направленных на структурную трансформацию и диверсификацию сельского хозяйства, а также эффективное использование ресурсного потенциала (рис. 3).

Изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства, где доля растениеводства составила 59,3% в 2015 г. против 50,2% в 2000 г. Однако данный показатель в 1990 г. составлял 63,4% в связи с тем, что в этот период времени не достаточное внимание уделялось развитию животноводства. С обретением независимости в республике изменилось соотношение между двумя главными отраслями сельского хозяйства, во-первых, за счет стимулирования развития животноводства,

1 Источник: расчеты ИПМИ на основе данных Госкомстата Республики Узбекистан. // Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.

и, во-вторых, изменения структуры посевных площадей под основные сельскохозяйственные культуры, в частности сокращение посевных земель под хлопчатник при одновременном росте его урожайности, и повышения доли зерновых.

Вследствие этого, наблюдается тенденция повышения удельного веса животноводства за период с 1990 г. по 2000 г. на 13,2 п.п., а по сравнению с 2015 г. на 4,4 п.п., который составил 40,6% или 15152,4 млрд. сум (рис. 6). Данные изменения в первую очередь обусловлены существенным ростом доли продовольственных культур (кроме зерновых) на 30,4 п.п., зерновых на 4,7 п.п. за период 1990-2015 гг. (рис. 4).

В целом за период 1991-2015 гг. производство животноводческой продукции существенно возросло. Так, наибольший рост наблюдается в производстве молока - в 2,7 раза и мяса - в 2,5 раза (таблица 1). Также анализ данных показывает значительное увеличение производимой продукции: яиц - в 2,3 раза, шерсти (грубой овечьей) - 1,4 раза. В то же время произошло снижение производства коконов шелкопряда - в 0,8 раза и каракуля - в 0,7 раза за рассматриваемый период

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

20 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ч_/

Рис. 3. Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства за 1991-2015 гг., (в %У

108

Рис. 4. Динамика доли отдельных видов сельхозпродукции в валовой продукции сельского

хозяйства за годы независимости, (в %)2

60

50 40 30

47.7

~24г7~

27.1

23.8 20.1

2.7 8.2

-Ы-4.2-

1.0 3.0 ■ 2.6 1.4 _ 2.0 Л 2.5 2

/ ✓ о/ ^

Л»

1990 г.

/Г # У /

/ Г

2000 г.

12005 г.

2015 г.

Таким образом, для развития животноводческой подотрасли созданы соответствующая кормовая, техническая и селекционно-племенная база, что напрямую влияет на рост как поголовья крупнорогатого скота и птиц, так и на объемы производимой животноводческой продукции.

1 Источник: данные Госкомстата Республики Узбекистан. // Статистический сборник «Сельское

за 2000 г., 2005 г., 2010 г.,

хозяйство Узбекистана» 2015 г.

2 Источник: расчеты ИПМИ на основе данных Госкомстата Республики Узбекистан. // Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.

Ускоренное развитие промышленности и сферы услуг повлекло за собой снижении доли сельского хозяйства в ВВП с 33,4% в 1990г. до 16,7 % в 2015 г. Это произошло на фоне роста темпов общих объемов сельскохозяйственного производства (рис. 5) с 98,9% в 1991 г. до 106,8 в 2015 г.

Доля негосударственного сектора в производстве валовой продукции сельского хозяйства в 1991 году составляла 66,0% и в 2015 году достигла 99,9%, за счет уменьшения количества сельхозпредприятий (шир-катов) при одновременном росте численности, прежде всего, дехканских и фермер-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

Таблица 1. Производство основных видов продукции животноводства во всех категориях

хозяйств за 1991-2015 гг.1

Вид продукции Ед. изм. 1991г. 2000г. 2005 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013г. 2015г. 2015г. в % к 1991

Мясо (в живом весе) тыс. т. 800,2 841,8 1061,2 1461,4 1564,2 1672,9 1787,5 2033,5 254,1

Молоко тыс. т. 3331,4 3632,5 4554,9 6169,0 6766,2 7310,9 7885,5 9028,2 271,0

Яйца млн. шт. 2347 1254,4 1966,7 3061,2 3441,7 3873,7 4388,1 5526,0 235,4

Шерсть (в физ. весе) т. 25337,0 15849,0 20081,0 26510,0 28687,0 31069,0 32448,0 36036,0 142,2

Каракуль тыс. шт. 1475,8 747,6 688,8 934,9 1022,3 1116,9 1062,1 1035,0 70,1

Коконы тыс. т. 33,8 16,5 16,2 25,2 24,7 25,0 25,4 26,3 77,8

ских хозяйств. Поскольку на сегодняшний день основная доля производства сельскохозяйственной продукции приходится именно на данные виды хозяйственной организации. Так, доля дехканских хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства составляет 65,4%, а фермерских хозяйств - 32,6%.

Одним из важнейших условий развития сельского хозяйства в республике является кардинальное улучшение мелиоративного состояния поливных земель, поскольку специфика сельскохозяйственного производства республики заключается в том, что подавляющая часть земли в сельскохозяйственном обороте - это орошаемые земли, поэтому в республике развито поливное земледелие. Из всей земельной площади около 2/3 ее относятся к сельскохозяйственным угодьям, из них 4,46 миллионов га - это орошаемые земли.

Структура посевных площадей под сельскохозяйственные культуры существенно изменилась. В результате принятых Правительством мер, наблюдается увеличение посевных площадей под зерновые культуры, в частности за 1991-2015 гг. с 44,3% до 45,2% (или на 0,9 п.п.) в общем объеме посевных площадей под сельскохозяйственных культуры. В тоже время сократилась

1 Источник: данные Госкомстата Республики Узбекистан. // Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.

площадь под посевы технических культур за счет сокращения земель под хлопчатник с 41,9% до 37,0% (или на 4,9 п.п.) за рассматриваемый период. В результате посевная площадь под картофель и овощебахче-вые увеличилась с 7,0% до 8,8% (или на 1,8 п.п.) (рис. 6).

Это является следствием проводимой целенаправленной политики на постепенное высвобождение посевных площадей под хлопчатник и размещение на этих землях зерновых, овощных, бахчевых культур, картофеля и кормовых культур. Реализация данных мер осуществлялась с целью предотвращения дефицита основных продовольственных товаров и повышение цен на них в условиях мирового финансово-экономического кризиса, а также достижения продовольственной независимости республики в условиях глобализации мировой экономики.

Также продолжается работа по повышению урожайности по всем сельскохозяйственным культурам. Наибольший рост средней урожайности за период с 1991 по 2015 гг. наблюдается по следующим позициям: плодовые и ягодные культуры - в 3,4 раза, виноградники - в 2,6 раза. Кроме этого выросла урожайность овощей - в 1,5 раза и картофеля - в 2,6 раза.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

Рис. 5. Динамика изменения макроэкономических показателей развития сельского хозяйства

за 1990-2015 гг., (в %)х

70 60 50 40 30 20 10 0

33,4

30.1

"26:3"

—н -Н | ^

~ 63.4 шш ~ 50.2 4®„§ " 55.6

1990 г.

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

Доля продукции растениеводства I Доля продукции животноводства ' Динамика доли валовой продукции в ВВП за 1991-2014

Рис. 6. Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур, (в %)2

Технические культуры 41,9%

1991 г.

Картофель

и овоще-бахчёвые 7,0%

Зерновые Технические культуры культуры 25,7% 37,0%

2015 г.

Зерновые культуры 45,2%

Кормовые культуры 25,4%

Картофель и овоще-бахчёвые 8,8%

Кормовые культуры 8,9%

Соответственно, увеличение урожайности привело к увеличению за рассматриваемый период объема производимой сельхозпродукции, в частности картофеля в 7,7 раза, бахчевых - в 2,0 раза, плодов и ягод -в 5,3 раза и винограда - в 3,3 раза. При этом достигнутый уровень производства

1 Источник: данные Госкомстата Республики Узбекистан. // Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.

2 Источник: расчеты ИПМИ на основе данных Госкомстата Республики Узбекистан. // Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.

этих культур позволил не только полностью удовлетворить потребность республики в данной продукции, но и существенно увеличить объемы их экспорта.

Следует отметить, что на увеличение объема выращенных сельскохозяйственных культур за рассматриваемый период повлияло и то, что была проведена большая работа по закладке новых садов и виноградников. Так, за 2010-2014 гг. осуществлена посадка новых садов на площади почти 50 тыс.га, в том числе более 14 тыс. га садов интенсивного типа, а также виноградников - на площади 23 тыс.га. Для соз-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

Рис. 7. Динамика площади многолетних насаждений в 1991-2015 гг., (тыс.га)1

300.0 250.0 200.0 150.0 100.0 50.0

241.5 236.4

4- 204.1 184.8 214.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

134.2 т "1С Г) 152.4 1 ">7 О

■- 119.9 120.7 118.7

--- -Ш- --

1991 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

♦ Сады —■— Виноградники

дания интенсивных садов завезено более 6 миллионов саженцев из Польши, Сербии и других стран2.

Анализ статистических данных показывает, что начиная с 1991 г. по 2015 г. площадь под сады относительно уменьшилась на 27,2 тыс. га, и составила 214,3 тыс.га в текущем году. При этом, следует отметить, что урожайность садов повышается, что выражается в росте объемов производимой продукции, причиной этого является посадка новых высокоэффективных интенсивных карликовых видов фруктовых деревьев (рис. 7).

Таким образом, сельское хозяйство за годы независимости прошло сложный путь реформирования, превратившись из доминирующей отрасли с развитым растениеводством, основанной на производстве

1 Источник: данные Госкомстат Республики Узбекистан. // Статсборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.

2 Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета

Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 года.

монокультуры хлопчатника в многоотраслевое производство. Если до 1991 года в структуре экономики республики сельское хозяйство было преобладающим, доля которого составляла более 33% ВВП и было ориентировано на выращивание в основном хлопко-волокна, то на сегодняшний день эта отрасль составляет 17,2% в ВВП, но при этом ускоренными темпами развиваются «такие отрасли сельского хозяйства, как плодоовощеводство, садоводство, виноградарство и животноводство»3.

Глубокие институциональные и структурные изменения, происходящие в сельском хозяйстве республики влияют на повышение ее эффективности, что является залогом динамичного развития, как отрасли, так и экономики в целом, а также способствует повышению уровня благосостояния населения и обеспеченности продовольственными товарами.

3 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // «Народное слово», 16 января 2016 года.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 11

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года №600-1 «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 84.

2. Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года №604-1 «О дехканском хозяйстве». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 88.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 января 2009 года №ПП-1047 «О дополнительных мерах по расширению производства продовольственных товаров и насыщению внутреннего рынка». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., № 5, ст. 34.

4. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Т.: «Узбекистан», 1995. -С. 218.

5. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 года.

6. Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // «Народное слово», 16 января 2016 года.

7. Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана» за 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г. // Стат. сборник Госкомстата - Ташкент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.