перекисных чисел подсолнечного масла без и в присутствии добавок. Все образцы КОС проявляют антиоксидантные свойства.
В НПЦ Института фармакологии и биохимии были проведены испытания по исследованию геропротекторных свойств КОС «Даугалецце-7» на лабораторных животных. Выполнены токсикологические, цитогенети-ческие, молекулярно-биологические исследования, проведена оценка устойчивости к гипоксии и физической нагрузке. Результаты показали, что гибель клеток в печени и крови снижается во всех случаях независимо от возраста.
Специалистами ГП «Белтехнохлеб» проведена серия экспериментов по оценке технологических характеристик разработанных композиций, определены физико-химические характеристики готовых хлебобулочных изделий, разработаны рекомендации по их использованию.
В настоящее время Молодечненский хлебозавод выпускает формовой хлеб «Консул» из смеси муки пшеничной, ржаной сеяной и обдирной, ячменной экструзионной, содержащий также КОС «Даугалецце-16», томатный порошок, витаминный премикс «Арбарвит-2». Характеристика ингредиентов, входящих в «Даугалецце-16», представлена в таблице.
Таким образом, изготовление различных хлебобулочных изделий с применением КОС серии «Даугалецце» позволит белорусским потребителям получить продукты геродиетиче-ского профиля, обогащенные пищевыми волокнами, витаминами группы В, аминокислотами, янтарной кислотой. СИ
¿р See: http://innosfera.by/2016/12/young
Литература
Батраков С., Артемьева Е. Болезни и долголетие (Новый взгляд на проблему старения). -СПб., 2004.
2. Крутько В. Н., Подколзин А. А., Донцов В. И. Старение: системный подход// Профилактика старения.1998.№1.
3. Барановский А. Ю. Энциклопедия домашней медицины. Болезни пожилых.- М., 2002.
4. Шретер А. И., Валентинов Б. Г., Наумова Э. М. Природное сырье китайской медицины // http://chinamed.ru.
5. Конев Ю. В. Витамины в пожилом и старческом возрасте // Терапевт. 2008. №9.
6. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения.- СПб., 1998.
7. Юрченко Л. А., Василькевич С И. Пряности и специи.- Мн., 1989.
8. Иванова Л. Пряности. Специи. Приправы.- Смоленск, 1999.
9. Тутельян В. А., Спиричев В. Б., Суханов Б. П., Кудашева В. А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека.- М., 2002.
10. Лукашевич Стефания. Статистические данные о демографической ситуации в Республике Беларусь за 2002 г. // Юстиция Беларуси. 2002. №6.
Влияние
двигательной
активности
на биологический возраст
и функциональное долголетие
Алена Рафикова,
заместитель
завкафедрой
физической
культуры Академии
управления
при Президенте
Республики
Беларусь,
кандидат
педагогических наук
Нет какой-либо одной причины, обеспечивающей увеличение продолжительности жизни. Долгожительство - это следствие сложного взаимодействия множества наследственных и внешнесредовых факторов. Известно около 20 веществ-геропротекторов, обладающих способностью замедлять процесс старения (витамины, анаболические и липотропные средства, биогенные стимуляторы, адаптогены, пептидные биорегуляторы класса цитомеди-нов, антиоксиданты, стволовые клетки). Однако и сегодня мы не можем сказать, что это легкодоступные и широко распространенные методы продления молодости, которыми может воспользоваться каждый. Более того, их влияние не всегда однозначно, примером чего служат негативные последствия для здоровья и жизни неестественного омоложения отдельных пациентов.
Из работ геронтологов известно, что при патологоанатомических вскрытиях долгожителей выявлено наличие у некоторых из них множественных отклонений от нормы, что рассматривается как парадокс, заключающийся в способности жить и сохранять определенный диапазон работоспособности на фоне разнообразных патоморфологических изменений в органах и тканях. При этом отличительные черты долгоживущих - высокая физическая активность на протяжении всей жизни
и психологические особенности личности. Многочисленные исследования в области медицинской генетики позволяют утверждать, что в ответ на недостаток двигательной активности происходят глубокие изменения в организме, связанные с ограничением генетического аппарата и биосинтеза белков. Выявлена следующая зависимость: чем раньше начинается снижение объема двигательной активности, тем выражен-нее процессы инволюции, сужения функциональных возможностей организма и нарастания признаков старения.
У мужчин наибольшие величины максимального потребления кислорода (МПК), основного отражателя энергопотенциала, характеризующего и функциональный возраст человека, отмечаются в 19-22 года, затем вследствие двигательной активности аэробные возможности снижаются, и в 65 лет составляют в среднем 70% от уровня, свойственного 25-летнему возрасту. Например, МПК белорусских мужчин 1-го этапа зрелости (25-34 года), равное 40,5 мл/кг/мин, ко 2-му (35-44 года) падает до 34,3, а к 3-му (45-55 лет) - до 29,6 мл/кг/мин [3]. Согласно сравнительному анализу, один из самых минимальных показателей отмечается в нашей республике. За 30-летний период зрелости (с 25 до 55 лет) аэробные возможности белорусских мужчин снижаются в среднем на 29%. Однако колебания индивидуальных значений велики. Нередко у пожилых, ведущих активный образ жизни, МПК выше, чем у нетренированных мужчин молодого возраста [3]. Положительная корреляция также выявлена в исследованиях Л. М. Белозеровой, которые подтверждают, что работоспособность - ведущий инструмент оценки изменений адаптационных возможностей человека, отражающий объективные характеристики его функционального состояния [1].
Опираясь на эти факты и научно-прикладные подходы медицины, рассматривающие жизнеспособность и устойчивость биологической системы организма человека с позиции уровня его энергопотенциала, наращивание которого обеспечивается исключительно движением, мы решили изучить влияние регулярной двигательной активности на функциональный возраст людей, профессионально занятых управленческим трудом.
Способы диагностики функционального возраста (как критерия темпов старения) весьма разнообразны. Однако большее распространение получили подходы, связанные с измерением
степени отклонения различных структурных характеристик человека (биомаркеров) от возрастной нормы, по которым и судят о степени старения или износа.
Календарный (хронологический) возраст (КВ) отражает старение в среднем для популяции, служит для прогноза стандартных значений вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни. Также он связан только с физическим течением времени, выражается в абсолютных единицах времени и не является достаточным критерием оценки состояния и уровня здоровья, двигательных возможностей человека. В отличие от него биологический возраст (БВ) характеризует возрастную динамику физиологических функций и резервов организма.
В 1935 г. П. Н. Соколовым была составлена расчетная таблица возрастных сдвигов для выделения информативных признаков по степени их интенсивности и описана процедура вычисления БВ. Однако пионером в области разработки научных методов определения данного явления по праву считается Т. Л. Дубинина, в 1975 г. совместно с другими специалистами опубликовавшая первый научный обзор по биологическому возрасту на русском языке. Ее подходы были активно поддержаны Институтом геронтологии АМН СССР под руководством В. П. Войтенко, который в 80-е гг. проводил интенсивные и масштабные исследования по этой проблеме [4].
Для точного определения БВ используется интегративная основа клинико-функцио-нальных параметров, вплоть до молекулярного уровня, обеспечивающих объективность, надежность и эффективность диагностики. В качестве критериев могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени
психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации.
В основе расчетов БВ лежат артериальное давление систолическое (АДс), пульсовое артериальное давление (АДп), продолжительность задержки дыхания на вдохе (ЗДВ), статическая балансировка (СБ), масса тела (МТ), субъективная оценка здоровья (СОЗ): для мужчин:
БВ = 26,985 + 0,215(АДс) - 0,149(ЗДВ) - 0,151(СБ) + 0,723(СОЗ); для женщин:
БВ = -1,463 + 0,415(АДп) - 0,140(СБ) + 0,248(МТ) + 0,694(С0З).
Предполагается, что при благоприятном течении физиологических процессов расчетный БВ совпадает с должным биологическим возрастом (ДБВ) - популяционным стандартом старения:
ДБВ = 0,629(КВ) + 18,6 (для мужчин); ДБВ = 0,581 (КВ) + 17,3 (для женщин), где КВ - календарный возраст.
Полученные оценки относительны: точкой отсчета служит средняя величина степени старения в данном календарном возрасте, что позволяет ранжировать лиц по степени возрастного износа и запасу здоровья.
Поскольку помимо наследственности БВ зависит от условий среды и образа жизни, ровесники, достигнув среднего возраста, могут особенно сильно различаться по морфофунк-циональному статусу. Совокупность обменных, структурных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма тесно связана с двигательной активностью человека, которая стимулирует все процессы.
Объем движений по мере взросления организма снижается, чему способствуют особенности образа жизни, в том числе и характер труда. Например, установлено, что средние показатели общих затрат энергии в неделю на мышечную деятельность (как в режиме работы, так и досуга) самые низкие у представителей умственного труда [6]. Параллельно со снижением потребности в движении на основе психологической установки в онтогенезе наблюдается нарастание признаков старения, которые, согласно мнению этологов, проявляются тем сильнее, чем менее физически активен человек [7].
К исследованиям были привлечены 43 слушателя факультета повышения квалификации Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, являвшихся руководителями главных управлений, отделов физической культуры,
спорта и туризма облисполкомов и Минского горисполкома, горисполкомов, райисполкомов, местных администраций районов в городах. Календарный возраст испытуемых - старше 35 лет. Биологический возраст оценивался с использованием методики В. П. Войтенко, уровень физической активности - с помощью методики М. Я. Виленского, В. И. Ильинича и опроса респондентов [6].
В результате сравнений БВ испытуемых с должными значениями (ДБВ) выявлено, что показатели фактического БВ у 74% (32 чел.) руководителей превышали ДБВ на 9 лет, у 9% (4 чел.) были ниже должных величин на 10,6 года, у 16% (7 чел.) значения совпали. У большинства руководителей в исследуемой выборке функциональный возраст выше нормы, скорректированной с хронологическими показателями, и, соответственно, темпы старения увеличены.
Хороший уровень двигательной активности (ДА) выявлен у 25,5% испытуемых, низкий -у 28%, очень низкий - у 46%. Регулярно занимаются физической культурой не более 26% руководителей; 37% утверждают, что делают это эпизодически, 37% признались, что совсем избегают физических нагрузок. Утреннюю гигиеническую гимнастику делают 4,6%, к производственной в целях снижения утомления прибегают не более 7%. Активный семейный отдых культивирует 21% руководителей. Все признают важность роли спорта в сохранении здоровья, но склонны ассоциировать себя больше с наблюдателями, нежели участниками организованных регулярных занятий. Практически 90% предпочли бы заниматься ДА самостоятельно, а не в группе, при этом знания и навыки проведения этих занятий у них недостаточные. Так, респонденты не смогли назвать ключевые моменты методики организации, подбора оптимальной нагрузки, методов самоконтроля. Большинство оказались незнакомы ни с одной из огромнейшего количества известных в мире оздоровительных двигательных программ. Примечательно, что БВ не связан с уровнем спортивной квалификации, но находится в прямой зависимости от текущей степени ДА организма.
Связь биологического возраста с внешними (экзогенными) факторами, особенно с характером двигательного режима человека, подтверждают исследования других специалистов. Менее выраженная усталость к концу рабочего дня отмечалась у тех, кто затрачивал на занятия физическими упражнениями 3-5 тыс. ккал в неделю. Это же относится и к показателям
самочувствия к началу следующего рабочего дня: более высокий коэффициент восстановления отмечен у людей с активным двигательным режимом [6].
Физическая нагрузка будет полезной при условии оптимальности с учетом возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности. Важно определить индивидуальный критический минимум ДА, то есть граничные параметры рационально организованной спортивной деятельности в условиях повседневности, отступление от которых ведет к регрессу функциональных возможностей организма. Научно обосновано, что современному человеку, если его работа не связана с физическим трудом, для компенсации гиподинамии на занятия спортом необходимо отводить до 10 ч в неделю [2].
Исследования показывают, что особенности управленческого труда накладывают отпечаток на психологические установки в отношении образа жизни, что может оказывать неблагоприятное влияние на процессы восстановления, восполнения энергетических ресурсов и поддержания хорошего уровня здоровья в целом [5]. В частности, изучение особенностей использования руководителями своего индивидуального организменного ресурса указывает на нерациональность затрат (физиологических и психологических): 74% трудятся более 40 ч в неделю; 53% берут работу на дом; 100% чувствуют полную ответственность за результаты деятельности; 73% неправильно оценивают затраты времени на выполнение той или иной производственной задачи и затем в спешке ее решают; 27% не толе-рантны к людям, имеющим кроме работы другие дела; 53% раздражаются, когда их просят переключиться на что-то другое; 73% ловили себя на том, что думают о работе, когда засыпают, ведут машину или во время общей беседы; 40% считают, что длительное нахождение на работе не мешает их личной жизни; 33% читают за едой; 66% полагают, что большее количество денег решило бы их проблемы и следует отказаться от многого, чтобы их заработать. Если при отмечаемом погружении в работу уровень удовлетворенности остается низким (на то, что работа не нравится, указали 68% респондентов, не получают заряда от нее 60%), данная ситуация деструктивна. Неумение оптимально расходовать свои силы приводит к преждевременному износу организма. Для руководителя это тем более важно, поскольку способность к эффективному управлению человеческим капиталом, перераспределению резервных возможностей, оптимизации физиологического
напряжения - залог личного профессионального здоровья руководителя, управляемого им персонала и результата деятельности всей организации.
Управленческий труд отличается высоким психоэмоциональным напряжением. Если после волнения, гнева или страха (вслед за которыми в соответствии с теорией стресса всегда идут заложенные природой ответные реакции борьбы или бегства) мышечно-энергетическая разрядка отсутствует, то активность функциональных систем организма и мобилизованные ресурсы (энергетические, пластические) остаются неиспользованными, что наносит вред здоровью. Отсутствие эмоциональной разрядки (а именно через эмоции включаются механизмы, настраивающие и обеспечивающие высокую функциональную активность систем, связанных именно с работой мышц) также может влиять на биологический возраст руководителя.
Стимулирование и регулирование объема двигательной активности через привитие навыков и потребности в занятиях физическими упражнениями не только актуальная задача для современного человека, но и фундаментальная общебиологическая проблема. Формирование установки на здоровый образ жизни, активный двигательный режим являются основой социально-экономических мер по повышению качества жизни населения. Эту политику можно реализовать через комплексное взаимодействие социальных институтов здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, призванных обеспечить долгосрочное профессиональное здоровье работающего человека. В данном контексте умение использовать ценности физической культуры для наращивания потенциала и достижения профессионального и творческого долголетия является важной компетенцией специалиста, в том числе и в сфере управления, повышающей его профессиональный рейтинг. EU
[5 See: http://innosfera.by/2016/12/physical_activity Литература
1. Белозерова Л. М.Онтогенетический метод определения биологического возраста человека // Успехи геронтологии. 1999, №3. С. 108-112.
2. Виленский М. Я. Физическая культура работников умственного труда.- М., 1987.
3. Дешкевич И.Л. Возрастная динамика аэробных возможностей и связанных с ними показателей кровообращения у мужчин зрелого возраста 25-55 лет // Мир спорта. 2005, №2. С. 71-74.
4. КишкунА. А. Биологический возраст и старение: возможности определения и пути коррекции: руководство для врачей.- М., 2008.
5. Рафикова А. Р. Здоровье руководителя - формула успеха: советы специалиста.- Мн., 2013.
6. Фурманов А. Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для студ. вузов.- Мн., 2003.
7. Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты.- Новосибирск, 2007.
Подборку фото к «Теме номера» с сайта pixabay.com подготовила Алеся Касьян