УДК: 557.7:612.398.132
ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ В КЛИНИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
© 2010 С.А.Бабанов, Е.В.Воробьева, П.В.Гайлис
Самарский государственный медицинский университет
Поступила в редакцию 14.07.2010
В статье описываются результаты проведенных исследований, посвященных оценке биологического возраста при профессиональных заболеваниях: пылевых болезней легких, вибрационной болезни, интоксикациях хлорорганическими соединениями. Доказано, что воздействие профессиональных вредностей ускоряет темп биологического старения.
Ключевые слова: пневмокониоз, вибрационная болезнь, интоксикации хлорорганическими соединениями, биологический возраст.
Известно, что старение характеризуется многими морфологическими, обменными и функциональными изменениями. C увеличением календарного возраста их выраженность возрастает, что с одной стороны позволяет считать календарный возраст естественной мерой постарения. Однако, хорошо известно, что два индивидуума при одном и том же календарном возрасте могут существенно различаться по степени функционального износа физиологических функций [1, 2]. В связи с проблемами диспансеризации в профпатологии представляет интерес изучение сопряженности биологического возраста с различными производственными факторами, а также с профзаболевае-мостью [1, 5, 7]. В отечественной литературе нам встретились единичные работы, противоречивые работы, посвященные определению темпа биологического старения биологического возраста у лиц, различных профессий [1, 4, 5, 7]. В течение всей своей профессиональной жизни человек подвергается воздействию целого комплекса факторов производственной и окружающей среды. При определенных условиях каждый из них, а также их разнообразные комбинации могут приводить к существенному напряжению адаптационных возможностей организма человека, а в дальнейшем и к срыву адаптации.
Стрессирующее воздействие данных факторов определяется как их физическими характеристиками (дозовая нагрузка), так и функциональным состоянием ведущих систем организма, его индивидуальной чувствительностью к раздражителю. Основной практической целью
Бабанов Сергей Анатольевич, доктор медицинских наук, доцент кафедры профессиональных болезней клинической фармакологии. E-mail: info@samsmu.ru. Воробьева Елена Викторовна, аспирант кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии. Гайлис Павел Валентинович, соискатель кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии.
при изучении интенсивности биологического старения организма в медицине труда является изучение сопряженности биологического возраста с различными производственными факторами, а также с профессиональной заболеваемостью. Определение биологического возраста и его соотношение с календарным дает возможность нового подхода к решению вопросов о социальном устройстве, степени влияния профессиональных вредностей, необходимости изменения темпа и профиля работы.
Цель нашего исследования - оценить темп биологического старения у больных профессиональными заболеваниями - пневмокониозом, хроническим пылевым бронхитом, вибрационной болезнью, интоксикацией хлорорганически-ми пестицидами.
В исследовании применяли методику определения биологического возраста, разработанную в Институте геронтологии АМН СССР Определение биологического возраста осуществляли путем регистрации следующих показателей: систолического АД (в мм рт. Ст.) - трехкратное измерение с интервалом 5 мин, для расчета берется наименьшее значение; продолжительности задержки дыхания после глубокого вдоха (в с) (ЗДВ) - трехкратное измерение с интервалом 5 мин, для расчета берется наибольшее значение; продолжительности статической балансировки (СБ) на левой ноге без обуви с закрытыми глазами (в с), опущенными руками, без предварительной подготовки, трижды с интервалом 5 мин, при расчете используется наилучший результат; субъективной оценки здоровья (СОЗ) (в условных единицах - усл. Ед.) - результаты анкетирования по 29 вопросам. Показатели биологического и должного биологического возраста рассчитывали по интегральным формулам. Определяли разницу между ними. Искомый показатель биологического возраста рассчитывали по интегральной формуле:
1532
Экология труда. Социально-гигиенические и социально-медицинские аспекты качества жизни
БВ= 26,985+0,215*АДС - 0,149*ЗДВ -- 0,151*СБ + 0,723*с03 .
Рассчитанные значения индивидуального биологического возраста каждого обследуемого сравнивались с должными значениями биологического возраста (ДБВ), который характеризует популяционный стандарт старения: ДБВ= 0,629*КВ +18,56 , где КВ - календарный возраст обследуемого. Определялась разница БВ-ДБВ.
Все обследованные имели по результатам стандартизированного опроса практически идентичный социально-экономический статус, доход, уровень образования, стереотип проведения досуга, что по мнению Ф. Бурльер, А.С. Башкире-вой [1, 2], является необходимым условием для объективного исследования. Определение биологического возраста выполнено по методике разработанной в Институте геронтологии АМН СССР [4].
Проведено определение биологического возраста у 45 человек с интерстициальной формой пневмокониоза, у 28 с узелковой формой, у 15 с первой стадией пылевого бронхита (ХПБ), у 29 со второй стадией пылевого бронхита. Средний возраст обследованных с интерстициальной формой пневмокониоза составил 54,12 + 1,28 года, узелковой - 56,45+0,94 года, с первой стадией ХПБ - 50,29+ 1,46, со второй стадией ХПБ - 52,27+ 0,87.
Стаж работы во вредных условиях труда в контакте с фиброгенной пылью составил 22,19+ 1,75 года при интерстициальной форме пневмо-кониоза, 25,54+2,12 при узелковой форме, при первой стадии ХПБ - 17,14+2,72 года, при второй стадии ХПБ - 19,18+ 1,32 года.
Обследовано 80 мужчин с ВБ, из них 72,5% (58) составили лица с ВБ от действия локальной вибрации, а 27,5% (22) - с ВБ от действия общей вибрации. Среди обследованных с ВБ от действия локальной вибрации с I степенью было 64,9%, со II степенью - 35,1%, с ВБ от действия общей вибрации с I степенью - 21,4%, со II степенью - 78,6%.
Средний возраст обследованных с ВБ от действия локальной вибрации составил 53,03+0,98 года, общей вибрации - 52,58+1,4 года. Стаж работы обследованных с ВБ от действия локальной вибрации составил 20,4+4,16 года, общей вибрации - 19,8+3,54 года.
Обследовано также 17 больных с первой стадией интоксикации ХОС и 23 больных со второй стадией интоксикации ХОС (работники Чапаевского завода химических удобрений, контактирующие с высокими концентрациями хло-рорганических пестицидов). Средний возраст обследованных с первой стадией ХОС составил 50,52+1,47 года, со второй стадией 53,71+0,93
года, Стаж работы во вредных условиях труда пациентов с интоксикацией ХОС составил при первой стадии 18,63+1,29 года, при второй стадии - 20,89+2,41 года.
Контрольную группу составили 26 мужчин, не контактировавших на производстве с вредными факторами. Средний возраст обследованных в контрольной группе достоверно не от возраста обследованных больных профессиональными заболеваниями.
При интерстициальной форме пневмокони-оза показатель БВ-ДБВ был увеличен до 12,37+1,34 (Р<0,001) по сравнению с контрольной группой. При узелковом пневмоконио-зе интенсивность биологического старения, характеризуемая показателем БВ-ДБВ, также была увеличена (до 13,78+0,94) (Р<0,001), при переходе между интерстициальной и узелковой формой пневмокониоза увеличение БВ-ДБВ недостоверно (Р>0,05).
Анализ интенсивности биологического старения по интегральному показателю БВ-ДБВ при первой стадии пылевого бронхита показывает достоверное увеличение данного показателя в сравнении с контрольной группой до 8,98+1,72 (Р<0,05). При второй стадии пылевого бронхита показатель разницы БВ-ДБВ был увеличен более достоверно, чем при первой стадии заболевания (Р<0,001) (до 11,32+1,51).
Анализ интенсивности биологического старения показал, что разница между биологическим и должным возрастом во всех группах, кроме контрольной, была положительной. По интегральному показателю разности возрастов интенсивность биологического старения при контакте с локальной вибрацией по сравнению с таковой в контрольной группе составила 11,8+1,08 года (р<0,001), при контакте с общей вибрацией - 13,9 +2,73 года (р<0,001). Причем в группе больных ВБ от действия локальной вибрации у пациентов с I степенью разница между биологическим и должным возрастом была 11,1 + 1,32 года (р<0,001), со II степенью -13,1 + 1,89 года (р<0,001). В группе больных ВБ от действия общей вибрации I степени разница составила 9,7+ 4,02 года (р<0,05), II степени -15,1+3,08 года (р<0,001).
Из этого следует, что интенсивность биологического старения у больных ВБ достоверно увеличена по сравнению с таковой в контрольной группе при действии как локальной, так и общей вибрации. Разность биологического и должного возраста у пациентов со II степенью ВБ в обеих группах была больше, чем у пациентов с I степенью ВБ. В группе больных ВБ от действия общей вибрации II степени показатель разности был наиболее высокий, что предпола-
1533
гает более существенное влияние общей вибрации на интенсивность процессов старения.
При обследовании больных с первой стадией интоксикации ХОС выявлено увеличение интенсивности биологического возраста по сравнению с контрольной группой до 12,4± 1,21 лет (p<0,001), со второй стадией - до 14,3 - 1,43 года (p<0,001), что свидетельствует об ускорении темпа биологического старения при воздействии на организм ХОС.
Полученная разница между основными и контрольной группой свидетельствует о том, что длительный профессиональный контакт с промышленными фиброгенными аэрозолями, локальной и общей вибрацией, хлорорганическими соединениями с последующим развитием соответствующих профессиональных заболеваний ускоряет темп биологического старения индивидуума.
Длительное, в течение многих лет, воздействие вредных производственных факторов (фиб-рогенные аэрозоли, вибрация, хлорорганические пестициды) на организм работающих, ориентируясь на изменения гормонального гомеостаза, при данной патологии, выявленные в частности при пылевых заболеваниях легких А.Ф. Вербовым [5], можно сравнить с состоянием хронического стресса или стадии резистентности общего адаптационного синдрома по Г. Селье [6]. Известно же, что любое стрессовое влияние, в том числе и связанное с воздействием профессиональных вредностей, интенсифицирует течение процессов старения [2,4,7]. Кроме того, развитие пневмо-склероза при пылевых заболеваниях легких, интоксикации хлорорганическими пестицидами, наклонность к формированию артериальной ги-пертензии при вибрационной болезни само можно рассматривать как одно из проявлений преждевременного старения организма.
Ускорение процессов старения в результате неблагоприятных воздействий в процессе труда приводит к дисбалансу организма и среды и не может не сказаться на работоспособности и про-
должительности трудовой деятельности.
Таким образом, возможно и оправдано использование определения биологического возраста в качестве интегрального критерия донозо-логической диагностики при проведении диспансеризации населения: отборе групп риска, нуждающихся в динамическом наблюдении, оценке эффективности лечения; рациональном профотборе при поступлении на работу, для раннего выявления профессиональных заболеваний с последующим осуществлением необходимых профилактических мероприятий по своевременной профессиональной переориентации, изменению профиля работы лиц со сниженными функциональными резервами организма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башкирева А.С. Влияние производственных и социально-бытовых факторов на показатели биологического возраста водителей автотранспорта // Автореф. дисс.... канд.мед.наук. Казань. 1997. 24 с.
2. Бурльер Ф. Определение биологического возраста человека // Всемирная организация здравоохранения. Тетради общественного здравоохранения. Женева. 1971. № 37. 71 с.
3. Вербовой А.Ф. Состояние нейроэндокринной системы при пылевых заболеваниях легких // Автореф. дисс.... канд.мед.наук. Самара. 1996. 23 с.
4. Войтенко В.П., Токарь А.В., Полюхов А.М. Методика определения биологического возраста человека // Биологический возраст. Наследственность и старение: Геронтология и гериатрия. Ежегодник. Киев. 1984. С. 133 - 137.
5. Воробьев А.В., Бейзель Ю.Б. Определение показателей биологического возраста у больных профессиональными заболеваниями // Актуальные вопросы профессиональной и экологической патологии : Материалы Всероссийской научной конференции. Курск. 1994. С. 24 - 27.
6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.-М.-Медгиз. 1960. С.25-47.
7. Шлейфман Ф.М. Ташкер И.Д., Лащук А.А. и др. Функциональное состояние организма и биологическое старение работающих в условиях нагревающего микроклимата // Врачебное дело. 1990. № 3. С. 111 - 113.
ASSESSMENT OF BIOLOGICAL AGE IN PROFESSIONAL DISEASES
© 2010 S.A. Babanov, E.V. Vorobyov, P.V. Gailis Samara State Medical University.
This article describes the results of the studies assessing biological age for professional diseases: Dust lung diseases, vibration disease, intoxications organochlorines. Proved that the impact of professional hazard is accelerating the pace of biological aging.
Keywords: Pneumoconiosis, vibration disease, toxic organochlorines. Biological age. Sergey Babanov, the Doctor of Medical Sciences, the Senior Lecturer of Faculty of Professional Illnesses and Clinical Pharmacology. E-mail: info@samsmu.ru. Elena Vorobjeva, the Post-Graduate Student of Faculty of Professional Illnesses and Clinical Pharmacology. Pavel Gajlis, the competitor of Faculty of Professional Illnesses and Clinical Pharmacology.
1534