Научная статья на тему 'Влияние духовного фактора на формирование культуры потребностей студентов вуза в образовательном процессе'

Влияние духовного фактора на формирование культуры потребностей студентов вуза в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
146
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребности личности / Культурные потребности / объективный и субъективный моменты / социокультурные потребности

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна, Грудина Мария Владимировна

В статье рассматривается влияние культуры на формирование потребностей личности в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние духовного фактора на формирование культуры потребностей студентов вуза в образовательном процессе»

УДК 37.02 ББК 74

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОГО ФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Э.Г. Щебельская, М.В. Грудина*

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

Педагогическую деятельность понимают как решение педагогических задач двух классов - по обучению и по воспитанию человека. Педагогическая деятельность есть управление деятельностью другого человека, оптимально обеспечивающее его развитие и становление как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. При этом следует учитывать временные, социально-экономические и культурно-исторические факторы жизни и деятельности человека.

Сейчас во всем мире проблема человека рассматривается как социальная и как нравственная. А проблема формирования культуры потребностей личности в новых условиях в свою очередь приобрела характер злободневности. Современное общество часто называют «обществом потребления», в котором основные стимулы людей сосредоточены не вокруг процесса труда и прав собственности, а вокруг процесса потребления.

Согласно теории деятельности (А. Н. Леонтьев), потребности связаны с внешними условиями деятельности. Порождая и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек наряду со способностями развивает свои потребности. В процессе развития человеческой цивилизаций они оказались связанными с предметами материальной и духовной культуры и таким образом приобрели культурный характер [10]. Поэтому одним из важных элементов образовательного процесса в современном образовательном учреждении является формирование и развитие культуры потребностей студентов вуза как одно из основных образований потребностно-мотивационной сферы, влияющих на профессиональное самоопределение и формирование духовной культуры будущих молодых специалистов.

До сих пор не создано полной классификации человеческих потребностей, на современном этапе данная категория трактуется по-разному.

Отправным пунктом в осмыслении категории «потребность» выступает идея о потребностях как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека, а также подразумевается стремление к тем условиям,

* Щебельская Эльвира Геннадьевна, старший преподаватель; Грудина Мария Владимировна, ассистент. Тел.: (812) 786-61-88; e-mail: kafedra17diya@yandex.ru

без которых невозможно поддерживать нормальное физическое и психическое состояние. Другими словами, «потребность - это осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо» [4: 42].

Но потребности - это продукт не сознания, а развивающегося общественного производства. При этом они не просто пассивно отражают развитие производства, они характеризуют и саму личность. «Уровень и структура потребностей ... оказывается отражением уровня и разнообразия способностей человека, от которых прямо зависит эффективность производственной деятельности, самым непосредственным образом они отражают соответствующую ступень социального прогресса личности» [9].

Анализ научной литературы показывает, что потребности понимаются как нужды, как требования организма и как отношения, при этом в них учитывается соотношение объективного и субъективного компонентов. Согласно третьему определению, потребность - не просто нужда и не просто требования организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Исходным смыслом данного определения является противоречие между субъектом и объектом [12: 672].

На определенном этапе исследования рассмотрение субъективного и объективного подходов необходимо, но дальнейшей задачей является системный подход. Он вскрывает многоуровневую природу потребностей через противоречие между организмом и средой, возникающее на основе осознанной потребности, которая субъективно окрашена, т. е. представляет собой нечто отличное от объективной необходимости [1].

Следовательно, объективный и субъективный моменты должны рассматриваться и как элементы, и как факторы, создающие систему «социальный субъект - действительность». Содержание основных «противоречий - отношений - связей» в самом общем виде представляет собой экономические, социальные и духовные противоречия субъекта и объективных условий его существования [5: 35].

Сущность противоречия между объективным и субъективным компонентами была хорошо подмечена польским психологом К.Обуховским: «То, что человек может стремиться к одному положению вещей, а нуждаться в ином, создает дилемму, последствия которой таковы: либо он,

самоосуществляясь для себя, познает свои потребности и подчинит им желания, сделав их составной частью самореализации и взяв на себя ответственность за свою жизнь, либо, самоосуществляясь в себе, поддастся желаниям, и они будут доминировать в его жизни и уничтожат его как личность» [7].

На позициях субъект-объектной интерпретации потребностей стоят такие ученые, как Б. Н. Воронцов, Т. А. Марченко, В. В. Фетискин, С. В. Орлов и др. Например, С. В. Орлов рассматривает потребность как «единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения» [6].

Сущность данного определения состоит в том, что человек должен восприниматься как развивающая целостная система, обусловленная качественной работой всех составляющих ее компонентов, одним из которых и является динамическая система потребностей, обусловленная органичным взаимопроникновением объективного и субъективного моментов в

потребностях различного вида. Раскрывая причинно-следственные связи внутри самой системы потребностей, можно выявить иерархию потребностей, хотя и относительную. Взаимосвязь между потребностями очень сложна. Изменение или появление какой-либо потребности у человека влияет в различной мере на всю структуру его потребностей, а также на многие другие качества личности.

С пониманием потребностей как явления, неотъемлемого от общественных отношений и развивающегося под их определенным влиянием, их познание приобретает все более выраженный системный характер. Изучение объекта, в данном случае потребности, как системы способствует выявлению природы его целостности, структуры и системообразующих связей, придающих системе свойство целостности. Например, по мнению Т.А. Марченко, сущность системного подхода в конкретных социологических исследованиях потребностей состоит в том, что предполагает их классификацию не по какому-то одному, а по многим критериям, как, например, происхождение, содержание, реализация, вид деятельности и предмет потребления. Это в свою очередь позволяет разделить потребности на физические и социальные, материальные и духовные, потребительские и созидательные, а также установить причинные связи между ними [5: 32].

Классификации потребностей могут варьироваться в зависимости от количества составляющих. Так, в отличие от общепринятой классификации потребностей (пирамида А. Маслоу), где считается, что все потребности являются биологическими врожденными и что они организованы в определенную систему или иерархию, можно расчленять потребность в самоактуализации на ряд других потребностей, связанных по сути дела с бытийными ценностями, среди которых - истина, добро, красота, жизненная индивидуальность, совершенство, справедливость, порядок, осмысленность и некоторые другие [8].

Приведем одну из классификаций потребностей, данную, например, в Российской социологической энциклопедии: «Потребности составляют

единую систему и классифицируются по различным критериям: материальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т.д. Потребности делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении-пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различ. достижениях, в дружбе, любви и т.д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении) [12: 400].

В отечественной психологии потребности в основном делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и пр.) и социальные потребности

(потребность в признании, общении и т.п.). Материальные потребности называют первичными. Они формируются в процессе филогенетического развития человеческого общества. Духовные и социальные потребности являются вторичными и являются продуктом социализации человека. Не только вторичные, но и первичные потребности людей, в отличие от животных, носят общественный, а не просто биологический характер. Они опосредствуются общественным производством, обществом, которое определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.

Все потребности характеризуются, прежде всего, когда речь идет о личности, их предметным содержанием, то есть совокупностью тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Но потребности различают также, например, по возможности удовлетворения - реальные и нереальные; по времени их функционирования - постоянные, долговременные и сиюминутные, этапные; по происхождению - биогенные, первичные и социогенные, вторичные; по сфере жизнедеятельности - культурные, приобретенные потребности, имеющие общественный характер по природе своего происхождения, которые формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют высшие (или вторичные) потребности, которые, в свою очередь, делятся на материальные и духовные. Среди духовных потребностей выделяют:

- социальные потребности: в общении и любви родителей; потребность самоутверждения и достижения успехов; потребности познания;

- высшие личностные потребности (формируются с подросткового и

юношеского возраста): в сострадательной любви, имеющей

альтруистический компонент, что необходимо для психологической зрелости взрослого человека как родителя; потребность в продуктивной самореализации, потребность понимания смысла своей жизни [4: 43].

Помимо социальной природы человека, накладывающей отпечаток на все без исключения его потребности (и низшие, и высшие), потребности личности формируются также под большим влиянием культуры соответствующего общества в целом, а также отдельных социальных групп, к которым принадлежит эта личность. Следовательно, чрезвычайно значимыми в культурном развитии личности являются потребности социокультурные, приобретенные, вторичные, которые формируются и развиваются в том числе и в учебном процессе, аспектами которого являются образование и воспитание.

Рассматривая аспект культуры применительно к какой-либо сфере деятельности, исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью уточнения самого понятия культуры: «Культура - модель социально приемлемого поведения, характеризующего людей как группу. Культура включает все отношения и убеждения относительно наиболее важных для группы вещей» [2].

В действительности мир культуры представляет собой открытую систему всей совокупности духовных потребностей человека, включающую институты производства, распространения и потребления культурных ценностей, культурный слой в организации общественного производства и человеческий срез культурной жизни: образование, воспитание, культуру труда, быта, личного досуга и потребления. Столь широкое понимание культуры исключает ее восприятие как локализованного социального явления, она развита во всем, что составляет общественную жизнь. Поэтому в настоящее время существует множество трактовок этого понятия как в широком, так и узком смысле.

В узком смысле культура - это специализированная деятельность по развитию личности, так как культура проникает во все ее потребности, как и во все ее действия. Поэтому в системе потребностей личности некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу «культурные потребности», подразумевая при этом не всякую деятельность человека (в том смысле, что она носит культурный характер), а деятельность в области культуры как потребление и созидание культурных ценностей. Это выделение как раз связано с понятием культуры в узком смысле слова. Сюда входят потребности в информации, образовании, эстетические и этические потребности и их производные: потребности в чтении, театре, музыке, и других культурных формах досуга, в различных формах обмена информацией в процессе общения и т.д. [3: 92].

Но для нас принципиально то, что культура взаимодействует с системой потребностей личности, с ее деятельностью по реализации этих потребностей, со сферой личного потребления во всех смыслах: и в широком, и в узком, поскольку в любой потребности можно найти нравственный аспект. Понятно, например, что потребности в труде, общении, любви, продолжении рода имеют принципиально нравственную линию их осуществления. Но и потребности в вещах, других материальных благах тоже несут на себе нравственный отпечаток. Если не сами предметы, вещи, то пути их приобретения могут отклоняться от путей, соответствующих общепринятым нравственным нормам [3: 122]. Следовательно, нравственное воспитание нельзя поделить на сферы деятельности личности, поскольку человек не может быть в трудовой деятельности нравственным, а в сфере потребления - безнравственным. Нравственное состояние человека целостно, и эта целостность обеспечивает последовательность поведения личности во всех сферах ее жизнедеятельности [3: 145]. В этом заключается значение тесной взаимосвязи культуры и образования, так как это взаимодействие призвано перестраивать структуру потребностей личности, переводить в ней акценты на духовное потребление: «Глубочайший смысл воспитательной работы и в особенности работы семейного коллектива заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование» (А.С. Макаренко) [11: 467].

В современных условиях роста материального благосостояния меняются критерии подхода к формированию культуры потребностей студентов вуза, они формируются через стимулирование развития духовных потребностей, так как в «процессе взаимопроникновения "материального" и "духовного" в потребностях личности духовный фактор зависит не только от условий экономической жизни, но и от целенаправленного идеологического воздействия - воздействия образованием, культурой, общественным мнением, нравственным воспитанием, всей идейно-воспитательной работой» [3: 146]. «Педагогическое значение потребностей вытекает из их роли в развитии личности. Поэтому только такое педагогическое воздействие приведет к желаемому результату, которое правильно учитывает потребности ребенка, подростка, юноши и которое так или иначе направлено на воспитание этих потребностей через разнообразные мотивы деятельности ребенка» [11: 467].

Развитие теории и практики системного подхода в педагогической науке способствует развитию качественной стороны исследований данной проблемы, связанной с формированием потребностно-мотивационной сферы личности в целом.. А поскольку неустойчивость и несформированность ряда социокультурных потребностей являются характерными особенностями юношеского возраста, то в педагогическом процессе управление собственными потребностями происходит вследствие целенаправленного их формирования под руководством преподавателя. Все эти факторы необходимо учитывать при проектировании моделей организационнопедагогических процессов формирования культуры потребностей студентов высших учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути

формирования. Воронеж: Воронежский университет, 1990. С.19.

2. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С.84.

3. Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. Социологический аспект. М: 1988.

4. Измайлова Е.Н. Педагогика и ее потребности: личность и ее потребности; человек и его потребности: Хрестоматия к курсу. Уфа: 2007.

5. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М: Высшая школа, 1990.

6. Орлов, С.В., Дмитренко Н.В. Человек и его потребности. СПб: 2007. С.10.

7. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб, 2003. С.13.

8. Прилуцкий, Н.И. Нравственные потребности: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. С.30.

9. Петров И.Ф. Дифференциация культурных потребностей личности: социологический подход. Кемерово: КемГАКИ, 2001. С.22.

10. Психологический словарь / Под ред. П.С. Гуревича. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С.484.

11. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А.Каирова, Ф.Н.Петрова, А.И.Богомолова и др. Т.3. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966.

12. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В.Осипова. М: НОРМА-ИНФА М, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.