Научная статья на тему 'Формирование культуры потребностей студентов вуза в педагогическом процессе'

Формирование культуры потребностей студентов вуза в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребности студентов / Системный характер / Противоречие / Объективно-субъективный подход / Свойство целостности системных объектов / Needs of students / System character / contradiction / Objective-subjective approach / Integrity of system objects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна

В статье рассматривается проблема культуры потребностей студентов высших учебных заведений, при формировании которой в педагогическом процессе следует обращать внимание на системный характер потребностей, способствующий пониманию их как противоречивого единства субъектно-объектных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on some aspects referring to the culture of students' needs at higher educational establishments. Forming of this culture in the pedagogical process requires taking into account the system character of needs, disclosing their essence as a contradictory unity of subject-object relations.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры потребностей студентов вуза в педагогическом процессе»

Э. Г. Щебельская

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Работа представлена кафедрой социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Суртаева

В статье рассматривается проблема культуры потребностей студентов высших учебных заведений, при формировании которой в педагогическом процессе следует обращать внимание на системный характер потребностей, способствующий пониманию их как противоречивого единства субъектно-объектных отношений.

Ключевые слова: потребности студентов, системный характер, противоречие, объективносубъективный подход, свойство целостности системных объектов.

E. Shchebel’skaya

FORMING OF UNIVERSITY STUDENTS’ CULTURE OF NEEDS IN THE PEDA-GOGICAL PROCESS

The article is focused on some aspects referring to the culture of students ’ needs at higher educational establishments. Forming of this culture in the pedagogical process requires taking into account the system character of needs, disclosing their essence as a contradictory unity of subject-object relations.

Key words: needs of students, system character, contradiction, objective-subjective approach, integrity of system objects.

К глобальным проблемам современности относят проблемы, охватывающие систему «мир - человек» в целом и отражающие жизненно важные факторы человеческого существования - экологические, проблемы кризиса культуры, проявляющиеся через иж-дивенчески-потребительский подход человека к обществу и природе. И на современном этапе одним из важных элементов педагогического процесса в современном высшем учебном заведении становится формирование и развитие культуры потребностей студентов, являющихся одним из основных образований потребностно-мотивационной сферы, влияющей на профессиональное самоопределение и формирование духовной культуры будущих молодых специалистов.

С пониманием потребностей как явления, неотъемлемого от общественных отношений и развивающегося под их определенным влиянием, их изучение становится многоуровневым, что подразумевает рассмотрение их как некой целостности. С другой стороны, изучение «потребностей индивида и общества состоит в том, чтобы рассмотреть потребности индивида как члена общества, т. е. элемента социальной системы» [4, с. 25].

При этом система понимается как «множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, представляющее собой некоторое органическое образование, единство» [2, с. 336].

Отметим, что наиболее существенным является такое качество системы как «эмерд-жентность - наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему» [6, с. 16].

Таким образом, как указывает Т. А. Марченко, «...практически любой объект, материальный или идеальный, можно представить как систему, выделив в ней множество элементов, отношения и связи между ними и зафиксировав его целостные характеристики. . Потребности человека - это всегда система потребностей, при исследовании которой в любом ее ракурсе необходим системный подход» [1, с. 33].

На основании системного характера потребностей принцип системности можно проследить в различных аспектах в работах Л. С. Рубинштейна, А. В. Веденова, М. В. Демина, А. Г. Здравомыслова, А. В. Маргулиса, Т. А. Марченко, Л. В. Шульгиной и др.

Учет системной организации потребностей предполагает выявление таких параметров, которые определяют их классификацию, а именно: происхождение, содержание, реализацию, вид деятельности и предмет потребления. Это в свою очередь позволяет их разграничить на физические и социальные, материальные и духовные, потребительские и созидательные, а также установить причинные связи между ними [1, с. 32]. Ядром системного анализа, с точки зрения В. П. Кузьминой, является «качественно-интегральное и многомерное измерение действительности. Ибо изучение предмета как целого, как системы всегда имеет в качестве центральной задачи раскрытие того, что делает его системой и составляет его системные качества, его интегральные свойства и закономерности» [5, с. 61].

Поскольку «качественно-интегральное и многомерное измерение действительности» позволяет при изучении объекта (в данном случае потребностей) как системы выявить природу ее целостности, определить ее структуру и исследовать ее системообразующие связи, придающие системе свойство целостности, к пониманию сущности категории «потребность» можно подойти по-разному.

Анализ научной литературы показал, что на современном этапе ведущим признается объективно-субъективный подход, который предусматривает выявление многоуровневой природы потребностей через особый вид отношений. Эта связь есть «противоречие между социальным субъектом (человеком, социальной группой, классом, обществом в целом) и объективными условиями его жизнедеятельности, которое разрешается и воспроизводится в процессе осознаваемого деятельностного субъектно-объектного взаимодействия» [1, с. 18].

В этом определении стержневым моментом является указание на то, что объектный и субъектный моменты должны рассматриваться

и как элементы, и как факторы, создающие систему «социальный субъект - действительность». Содержание основных «противоречий - отношений - связей» в самом общем виде представляет собой экономические, социальные и духовные противоречия субъекта и объективных условий его существования [1, с. 35].

На позициях субъект-объектной интерпретации потребностей стоят такие ученые, как Б. Н. Воронцов, Т. А. Марченко, В. В. Фети-скин, С. В. Орлов, Л. В. Шульгина и др. Например, С. В. Орлов рассматривает потребность как «единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения» [3, с. 10].

Сущность данного определения состоит в том, что человек должен восприниматься как развивающая целостная система, обусловленная качественной работой всех ее составляющих компонентов, одним из которых и является динамическая система потребностей, обусловленная органичным взаимопроникновением объективного и субъективного моментов в потребностях различного вида. Раскрывая причинно-следственные связи внутри самой системы потребностей можно выявить иерархию потребностей, хотя и относительную. Взаимосвязь между ними очень сложна. Изменение или появление какой-либо потребности у человека влияет в различной мере на всю структуру его потребностей, а также на многие другие качества личности.

Понимание комплексной сущности потребностей, как глубинных механизмов человеческого поведения требует особого внимания педагога, направленного прежде всего на их формирование. А поскольку неустойчивость и несформированность ряда социальных потребностей являются характерными особенностями юношеского возраста, то в педагогическом процессе управление собственными потребностями происходит вследствие целенаправленного их формирования под руководством преподавателя. Как подтверждают опыты жизни, любую общественную норму лишь тогда можно считать накрепко усвоенной личностью, ставшей составной частью ее внутреннего духовного мира, когда она

приобрела форму потребности, вошла, говоря словами В. И. Ленина, «в культуру, в быт, в привычки». Привитие потребностей - это и есть реальный путь формирования сознания человека, которое изменяется вслед за изменением потребностей, будучи их осознанием. Все эти факторы необходимо учитывать при проектировании моделей организационнопедагогических процессов, способствующих формированию культуры потребностей студентов высших учебных заведений.

На современном этапе обращение к проблеме формирование культуры потребностей студентов в вузе системно практически не происходит, о чем свидетельствуют данные, полученные в ходе проводимого нами исследования. Проведенное анкетирование среди преподавателей вузов Тюмени (Тюменский нефтегазовый университет), Тобольска (Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева), Санкт-Петербурга (Государственный университет сервиса и экономики, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

- общим охватом более 300 респондентов) показало, что практически 100% преподавателей считают необходимым обращать внимание в вузе на формирование культуры потребностей у студентов. И в то же время при ответе на вопрос: «Обращаете ли Вы внимание при организации педагогического процесса на формирование культуры потребностей у студентов?» получили следующие ответы: а) не хватает учебного времени - 73%, б) периодически обращаю внимание на этот процесс

- 31%, в) организую для решения этой задачи совместную деятельность студентов - 24%, г) думаю, что для формирования культуры потребностей студентов наиболее эффективна воспитательная работа со студентами - 63%.

При опоре на принцип системности основана так называемая «пирамида потребностей» А. Маслоу, в которой удовлетворение базовых (физиологические потребности и потребность в безопасности) является условием удовлетворения высших духовных потребностей (потребность в самоактуализации). Но человек может быть одновременно мотивирован потребностями разного уровня. Например,

занятия спортом могут удовлетворять потребность в физическом здоровье и в признании. Базовые потребности индивида также могут быть критериями развития общества. Потребности служат глобальным понятием в определении социального человека, его личности, они могут быть различны по качественному содержанию в зависимости от объективных причин.

В этом плане нами получены результаты на основании используемой методики диагностики степени удовлетворения основных потребностей В. Д. Шадрикова, проведенной в СПб ГУСЭ среди студентов 1-го курса. Данные показали, что в настоящее время потребности в признании и самовыражении у студентов отодвигаются на второй план. Хотя и попадая в зону частичной неудовлетворенности, они являются для студентов менее важными, чем, например, социальные или материальные пот-

ребности, и занимают подчиненное положение в иерархии потребностей данной категории населения. Процент стремления к удовлетворению материальных потребностей самый высокий - 21,13%, в то время как процент стремления удовлетворения потребностей в признании составляет всего 18,16%. Конечно, разница несущественная, однако она явно показывает скорее тенденцию потребительского поведения, чем желание самореализоваться.

Таким образом, выявленные доминантные потребности студентов как наиболее социально значимые являются отличительной особенностью общественной системы сегодняшней России. Эта проблема нравственности современного общества указывает на необходимость особого внимания со стороны педагогов на организационно-педагогические условия формирования и качественного изменения культуры потребностей студентов вузов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. М.: Высш. шк., 1990. 128 с.

2. Миджериков В. А. Словарь-справочник по педагогике. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

3. Орлов С. В., Дмитренко Н. В. Человек и его потребности. СПб.: Питер, 2007. 160 с.

4. Прилуцкий Н. И. Нравственные потребности: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. 208 с.

5. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования: сб. научных трудов / под ред. А. П. Беляевой. Л., 1987. 128 с.

6. Шульгина Л. В. Личное потребление и его формы (экономический и психологический аспекты). Воронеж: Гос. технол. акад., 2002. 240 с.

REFERENCES

1. Marchenko T. A. Potrebnost’ kak sotsial’noye yavleniye. M.: Vyssh. shk., 1990. 128 s.

2. Midzherikov V. A. Slovar’-spravochnik po pedagogike. M.: TTs Sfera, 2004. 448 s.

3. Orlov S. V., Dmitrenko N. V. Chelovek i ego potrebnosti. SPb.: Piter, 2007. 160 s.

4. Prilutsky N. I. Nravstvennye potrebnosti: ucheb. posobiye. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 1999. 208 s.

5. Sistemny podkhod v pedagogicheskikh issledovaniyakh problem proftekhobrazovaniya: sb. nauchnykh trudov / pod red. A. P. Belyayevoy. L., 1987. 128 s.

6. Shul’gina L. V. Lichnoye potrebleniye i ego formy (ekonomicheskiy i psikhologicheskiy aspekty). Voronezh: Gos. tekhnol. akad., 2002. 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.