Научная статья на тему 'Критериальный анализ условий формирования культуры потребностей студентов вуза'

Критериальный анализ условий формирования культуры потребностей студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КАТЕГОРИЯ «УСЛОВИЕ» / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ / УСЛОВИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА / ОБСТАНОВКА / ТРЕБОВАНИЕ / CULTURE NEEDS / UNIVERSITY STUDENT / SOCIALLY SIGNIFICANT NEEDS / CONDITION / EXTERNAL AND INTERNAL CONDITIONS / CONDITION AS A PREREQUISITE / AMBIANCE / REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна

В статье на основании избранных позиций и подходов к пониманию категории «условие» рассматриваются критерии разграничения в педагогической науке условий, типология которых позволяет оценить состояние проблемы условий формирования культуры потребностей студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criterion analysis of conditions for culture needs development of university students

Basing on selected positions and approaches to understanding the category "condition" the author examines the criteria of differentiation of conditions in pedagogical science, which typology allows to evaluate the state of the problem of conditions for developing culture needs of university students

Текст научной работы на тему «Критериальный анализ условий формирования культуры потребностей студентов вуза»

Э. Г. Щебельская

(Санкт-Петербург)

Критериальный анализ условий формирования

КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье на основании избранных позиций и подходов к пониманию категории «условие» рассматриваются критерии разграничения в педагогической науке условий, типология которых позволяет оценить состояние проблемы условий формирования культуры потребностей студентов вуза

На современном этапе социально-экономических изменений в стране произошло смещение акцентов в ценностном сознании молодых людей с направленности на профессиональное самоопределение на стремление к материальному потреблению социальных благ вне профессиональной сферы. Это объясняется низким уровнем сформированности культуры потребностей молодежи и недостаточной ориентацией образовательных процессов в этом аспекте, поэтому необходимо решение проблемы формирования культуры потребностей студентов вуза на основании изучения особенностей механизма этого процесса, определяющих цели, содержание и формы профессиональной подготовки специалистов. Одной из актуальных задач становится описание условий формирования культуры потребностей студентов вуза как одного из важных элементов построения образовательного процесса в современном учреждении.

Принимая во внимание различные подходы к пониманию культуры потребностей личности (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, К. Обуховский, Н. Б. Крылова, Т. А. Марченко и др.], мы сформулировали определение понятия «культура потребностей», под которой понимаем осознанное отношение субъекта к удовлетворению его материальных и духовных нужд объективно-субъективного характера, которое отражает способы освоения материальных благ и духовных ценностей в противоречивой потребительно-созидательной деятельности, направленной на всестороннее и гармоническое развитие личности как объективную необходимость. На специфику формирования культуры потребностей студентов вуза наибольшее влияние оказывает группа социальных потребностей в

самоутверждении, в общении, в познании и в самовыражении (Н. А. Журавлева, Н. Ф. Наумова, Н. Ю. Волова, С. Б. Каверин и др.]. Их тесная взаимосвязь отчетливо проявляется в социокультурной среде общества, выступающей условием их формирования, определяющей их социально значимый характер и подверженность педагогическому воздействию. Следовательно, формирование культуры потребностей студентов вуза зависит от соответствующих условий, способствующих устойчивой насыщаемости социально значимых потребностей и удовлетворенности будущей профессией.

Но изучение проблемы условий формирования культуры потребностей студентов вуза кроме анализа специфики понятия «культура потребностей» требует раскрытия содержательного аспекта категории «условие» и критериев выявления типологии условий формирования культуры потребностей студентов вуза. Переходя к рассмотрению категории «условие», скажем, что в ее содержании обнаруживается большая полифоничность трактовок, что ведет к нечеткому ее пониманию. В наиболее общем виде в Современном толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова дается несколько определений термину «условие»: 1] требование, выдвигаемое кем-либо; 2] обязательство между кем-либо; 3] обстановка, в которой происходит что-либо; 4] предпосылка чего-либо; 5] наличие обстоятельств, способствующих чему-либо; 6] положения, лежащие в основе чего-либо [2].

Для понимания условий с позиций педагогики эта категория может быть понята как в широком, так и в узком смысле. «В отличие от причины, непосредственно порождающей тот или иной процесс, условия содержатель-

но наполняют действительность и являются средством, обеспечивающим наступление желаемого следствия (события]» [3, с. 50]. Поэтому в педагогической науке категория «условие» рассматривается как «среда», «обстановка», в которых функционирует система. Эта «развивающая среда» (В. А. Сласте-нин] определяется как «целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, микрорайоне» [4, с. 102]. В узком понимании условия отождествляются педагогами с совокупностью внешних обстоятельств, в которых протекает учебная деятельность и жизнедеятельность самого субъекта, способствующих ее успешности (М. Е. Дуранов, В. А. Сластенин, В. А. Мижериков и др.]. Следовательно, формирование культуры потребностей студентов вуза, во-первых, - это целенаправленный и регулируемый процесс; во-вторых, условия раскрывают зависимость его функционирования от соответствующих материальных и духовных объектов образовательного процесса в вузе. Но такое понимание сути условий не добавляет ничего существенного для конкретизации их видов и реализации в образовательном процессе, так как специфика образовательных учреждений приводит к тому, что в педагогической теории и практике используется большое количество условий. «Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и условий социализации» [5, с. 121].

Анализ научной литературы показал, что учет структурно-функциональной организации систем предполагает выделение основных критериев в соответствии с особым принципом классификации на основе обобщающего критерия - по происхождению. Значит, природная или социальная обусловленность условий - это первый критерий в основе их разграничения: 1] по сфере их реализации как среды; 2] по их характеру как средств реализации целей; 3] по функциональному назначению; 4] по видам деятельности; 5] по субъекту, реализующему условия. В соответствии с вышеизложенными критериями можно в качестве примера назвать некоторые их виды: биологические и социальные; объективные и субъективные; внешние и внутренние; экономические, социокультурные и пси-холого-педагогические; условия материаль-

ного и духовного порядка; реальные и идеальные; материально-технические и информационно-методические и т.д.; условия существования и развития; условия управления производственными и педагогическими системами; условия обучения, воспитания, развития и т.д.; условия труда (трудовые], творческой самореализации; организационные, педагогические, организационно-педагогические; предпринимательские, образовательные, научно-исследовательские и т.д.; общественные и индивидуальные; условия на институциональном, федеральном уровнях и т.д. Как мы видим, применение каждого критерия дает соответствующую систему условий, предлагаемую социологами, психологами, педагогами и т.д. Причинно-следственные связи между ними не прослеживаются, в методологическом отношении имеют обобщающий характер (ряд критериев может соотноситься с одним видом условий], и, как результат, невозможно дать представление о той их совокупности, которая решающим образом влияет на формирование культуры потребностей студентов вуза.

В таком случае целесообразно в контексте взаимосвязи условий и потребностей отметить, что потребности рассматриваются учеными как изначально движущая сила поведения человека, их содержание детерминируется деятельностью, выступающей в качестве условия их развития. По этой причине деятельность воспринимается некоторыми учеными как универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру (Н. М. Бережной, А. Н. Леонтьев и др.]. Тогда удовлетворение материальных и духовных нужд выступает также условием формирования культуры потребностей студентов вуза, и одним из основных критериев разграничения условий является сама деятельность.

Вывод о принципиальной взаимосвязи между потребностями и деятельностью необходим здесь в связи с более точным разграничением условий, оказывающих значительное влияние на формирование социально значимых потребностей студентов вуза. Именно с таких позиций в диссертационном исследовании О. В. Галкиной «Роль и место понятия “организационно-педагогические условия” в терминологическом аппарате педагогической науки» условия были разделены на три разновидности [6]. Так как удовлетворение

потребностей происходит в результате сознательной деятельности и любая потребность связана с достижением определенной цели, можно проследить генетическую связь условий с деятельностью субъекта. Знание объективных законов формирования потребностей личности может помочь педагогу самому создавать систему условий для достижения педагогических целей. Цель - это причина сознательной деятельности, проявляющаяся в качестве предвосхищаемых заранее в сознании результата деятельности, способов ее достижения и реализации с помощью определенных средств. Она направляет деятельность субъекта, вынуждая соотносить свои потребности с имеющимися условиями. В этом усматривается целесообразный характер условий. Следование к достижению цели согласно внешним нормам, задающим границы «дозволенного», определяет целенаправленный характер условий. Связь цели с результатом, рассматриваемая как последовательный переход от анализа ситуации к деятельности по ее изменению, указывает еще на одну характеристику условий - целедости-жение. Тогда «отношение „цель - условия -результат“ выступает как объективно, реально существующее обстоятельство, сообразно которому выстраивается деятельность субъекта» [6, с. 14], и, по мнению О. В. Галкиной, может служить критерием выделения трех разновидностей условий по отношению к деятельности: условия-предпосылка - это предварительные условия, предполагающие возможность осуществления целесообразной деятельности субъекта; условия-обстановка, в которых субъект осуществляет целенаправленную деятельность; условия-требования, устанавливающие нормы и правила деятельности субъекта, которым должны соответствовать результаты деятельности [3, с. 53]. В сугубо педагогических исследованиях в методологическом отношении, выстраивая типологию условий, педагоги, как правило, ориентируются на два критерия по отношению к деятельности и обучающимся. По второму критерию существует два типа условий: внешние и внутренние.

В соответствии с вышеуказанными подходами к проблеме условий можно утверждать, что формирование культуры потребностей студентов вуза зависит от ряда внешних условий: социокультурных - это индикатор культуры потребностей общества; социально-

педагогических, определяющих механизм передачи социокультурного опыта с помощью содержания государственной молодежной политики и профессиональной подготовки специалистов; педагогических - профессиональная подготовленность педагогов; психо-лого-педагогических, отражающих процесс взаимодействия обучающих и обучающихся и то, каким образом отражается данный опыт в сознании студентов в виде их индивидуальной культуры потребностей. Отсюда вытекают внешние условия формирования культуры потребностей студентов вуза в образовательном процессе: осознание преподавательским коллективом общественных требований к формированию культуры потребностей студентов вуза в современных условиях; его подготовленность к управлению процессом формирования культуры потребностей студентов вуза; умение педагога определить уровень сформированности культуры потребностей студентов вуза по определенным критериям; умение дифференцировать формирование культуры потребностей студентов вуза, в частности социально значимых потребностей.

Внутренние условия выступают в социально-психологической форме при удовлетворении потребностей (стиль потребления, социальная позиция, социально-профессиональные компетенции и т.д.] и в психологической форме - индивидуальная культура потребностей студентов, сформированная в предшествующем опыте (потребности, знания, умения, навыки, чувства и т.д.]. Тогда к внутренним условиям формирования культуры потребностей студентов вуза в образовательном процессе мы относим: осознание студентами общественно-моральных норм, способов освоения социальных благ, необходимости приобретения знаний; включение студентов в соответствующие виды деятельности для удовлетворения социально значимых потребностей; коррекция цели учения на самостоятельность студентов в этих видах деятельности; формирование ценностных ориентаций студентов при удовлетворении социально значимых потребностей в учебной деятельности и в сфере свободного времени.

Необходимо отметить, что внешние условия создаются профессиональной деятельностью руководителей и педагогов, внутренние условия - непосредственно деятельностью самих студентов. Главным аспектом в реали-

зации проанализированных видов условий формирования культуры потребностей студентов вуза является тесная взаимосвязь внутренних и внешних условий, выраженная во взаимодействии педагогов и студентов. Такое многостороннее согласование вышеуказанных условий говорит об огромном количестве возможных позиций для оценки уровня сформированности культуры потребностей студентов вуза на «входе», промежуточных этапах обучения и «выходе». В рамках данной статьи остановимся только на наиболее показательных элементах механизма оперирования разработанной системой условий, представленной в обобщенном виде в форме соотнесения значений вопросов, включенных в анкеты (для педагогов и студентов], с разновидностями условий (предпосылка, обстановка, требование]:

1] внешние условия формирования культуры потребностей студентов вуза (ФКП):

1.1] условия-предпосылка - а] значимость

воспитательной работы со студентами для ФКП; б]... и т.д.;

1.2] условия-обстановка - а] отсутствие учебного времени для ФКП; б]. и т.д.;

1.3] условия-требование - а] систематическая работа по ФКП б]. и т.д.;

2] внутренние условия формирования культуры потребностей студентов вуза:

2.1] условия-предпосылка - а] соответствие специальности способностям и склонностям; б]. и т.д.;

2.2] условия-обстановка - а] высокий престиж данной профессии; б] современная учебно-материальная база вуза, в]. и т.д.;

2.3] условия-требование - а] возможность приносить пользу обществу; б] перспектива служебного продвижения; в] отсрочка от армии и т.д.

Таким образом, проделанный нами анализ позволяет оценить существующее состояние проблемы условий формирования культуры потребностей студентов вуза.

Литература

1. Щебельская Э. Г. Организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2012. - 24 с.

2. Кузнецова С. А. Современный толковый словарь русского языка. - СПб. : Норинт, 2004. - 960 с.

3. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : дис. ... канд. пед. наук - Самара, 2009. - 187 с.

4. Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. Краткий педагогический словарь : учебное справочное пособие. - М.: В. Сека-чев, 2007. - 181 с.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник для студентов высш. учеб. заведений. - 9-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2008. - 576 с.

6. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : автореф. дис. . канд. пед. наук. - Самара, 2009. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.