УДК 378
Э. Г. Щебельская
Содержательная составляющая организационно-педагогических условий формирования культуры потребностей студентов вуза
В статье на основании избранных в педагогической науке подходов к пониманию организационно-педагогических условий рассматривается внутреннее и структурное содержание этого понятия, теоретический анализ которого способствует выявлению определенного комплекса условий этого типа для формирования культуры потребностей студентов вуза.
In the article, on the basis of the pedagogical approaches to the understanding of organizational and pedagogical conditions, there comes the analysis of internal and structural content of this concept, which contributes to revealing the certain complex of these conditions for forming the culture of university students’ needs.
Ключевые слова: условия - организационно-педагогические, организационные, педагогические, условия как «предпосылка/обстановка/требование», культура потребностей.
Key words: conditions - organizational and pedagogical, organizational, pedagogical, conditions as ‘prerequisite/circumstance/requirement’, culture of needs.
Процессы формирования и развития таких новообразований личности специалистов, как знания, навыки, ценностные ориентации, компетенции, а также формирование культуры потребностей студентов вуза, невозможно понять без выявления специфики и комплекса организационно-педагогических условий их формирования, сообразно которому запускается целенаправленный и закономерный механизм формирования культуры потребностей студентов (КПС) вуза.
В настоящее время широкое употребление в педагогических исследованиях понятия «организационно-педагогические условия» способствует выявлению огромного разнообразия суждений по данной проблематике. Однако, в текстах диссертаций, монографий, учебных пособий, содержащих в оглавлении это понятие, отсутствуют подходы к его пониманию, или же происходит подмена другими видами вий - педагогическими или организационными (А.Е. Баженов, В.А. Какузин, Т.Ю. Дорохова, С.Б. Калинковская, А.А. Магрупова, А.С. Маркова, С.А. Нелюбов и др.). Например, И.Ю. Ефимова считает, что организационно-педагогические условия - это «система стимулиру-
© Щебельская Э.Г., 2015
149
ющего воздействия, направленная на достижение результата, максимально соответствующего удовлетворению потребностей ...учащихся» [5, с. 44]. По мнению Н.М. Борытко педагогическое условие можно рассматривать как внешнее, отчасти или сознательно сконструированное педагогом обстоятельство, которое существенным образом определяет протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенного результата [1, с. 88]. Мы видим, что содержательный аспект двух понятий раскрывается сходным образом и единого мнения по тому или иному виду условий не существует, а анализ понятия «организационнопедагогические условия» должен затрагивать, и организационный, и педагогический аспекты сущности данного явления, в том числе в конкретной системе образования.
Одной из ведущих педагогических подсистем профессиональной подготовки является высшее профессиональное образование как «важнейший социально-государственный институт, который осуществляет подготовку молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности» и «сфера организации и осуществления научных исследований, объем и значимость которых является одним из основных критериев при определении статуса вуза» [2, с. 140-143]. В педагогическом контексте вуз, как объект научного исследования, является «педагогической организацией» (О.В. Галкина) и одновременно структурной единицей педагогической системы высшего профессионального образования, реализующей педагогические цели по развитию личности. В свою очередь, педагогическая система представляет собой множество взаимосвязанных структурнофункциональных компонентов, объединенных одной педагогической целью - всестороннее и гармоническое развитие личности, и характеризуется Т.И. Шамовой как «социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальным ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности» [10, с. 21].
Педагогической целью данного исследования можно назвать реально достижимые результаты образовательного процесса, выражаемые в культуре потребностей студентов вуза как личностное новообразование, характеризуемое усвоенными знаниями, навыками профессиональной деятельности, общественно-моральными нормами, влияющими на осознанное отношение к способам удовлетворения материальных и духовных нужд, освоения общественно значимых ценностей в различных сферах жизнедеятельности.
Следующим этапом наших рассуждений будет обращение к современной теории управления производственными и образовательными системами, в которой не менее важное место занимает понятие «организация», что позволит понять какие воздействия придают условиям
150
формирования КПС вуза организационно-педагогический характер и определяют их сущность. В педагогике любые педагогические организации (будь то вуз, колледж или школа) как педагогические системы целесообразно рассматривать с позиций системного и деятельностного подходов, так как многочисленные педагогические системы подчиняются общему закону организационного строения и функционирования как процесса [7, с. 27]. Анализ научной литературы показал, что этот феномен, подобно любому физическому объекту может быть рассмотрен с трех позиций: 1) как форма сознательного объединения людей для совместной деятельности по достижению конкретных целей; 2) как специфичная деятельность в конкретной организации, т.е. функционирование организации как процесс; 3) как процесс регулирования деятельностью и организацией в целом, определяемый как «функция управления» (Л.П. Буева, Л.И. Петрова, П.В. Журавлев, Р.С. Седегов и др.).
Тогда вуз как педагогическая организация может выступать объектом педагогического исследования: 1) с точки зрения участников, как открытая, деятельностная, динамически развивающаяся педагогическая система, объединяющая профессионально-ориентированных субъектов сферы высшего профессионального образования со сложной внутренней иерархией (институты, факультеты, кафедры) и функцией профессиональной подготовки высококвалифицированных работников; 2) с точки зрения процесса, как педагогическая система, состоящая из подсистем функционирующих в вузе, определяемых как «процессы воспитания и профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза». [8, с. 137]; 3) с точки зрения функции управления, как система управления структурно-функциональными объектами вуза (люди и процессы) (В.П. Симонов, Ю.В. Сорокопуд, С.А. Писарева и др.). Поскольку «фундаментальными свойствами и сущностью организации как функции управления является объединение элементов (людей, вещей, идей) в системное целое» [9, с. 158], то, согласно системно-деятельностному принципу, управление возможно такой педагогической системой как формирование КПС вуза (структурная единица более общей педагогической системы как образовательный процесс вуза). Здесь отметим, что «структура, или организация, системы важнейшее условие ее существования и столь же необходимый признак» [7, с.31-33]. Под «организационной структурой» понимается набор структурно-функциональных элементов с их свойствами и связями между ними. Рассматривая педагогические системы, как правило, говорят о связях-отношениях, отражающих взаимодействие субъектов в системе образования.
Следовательно, управление формированием культуры потребностей студентов вуза само по себе выступает педагогической организацией и одновременно педагогической системой. Кроме своей функциональной характеристики, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении объектами, ее структурными компонентами обязательно
151
будут участники взаимодействия, т.е. субъекты управления. «Специфика системы управления в вузе проявляется в том, что практически каждый участник образовательного процесса является управляющем на своем уровне» [4, с. 48.], их деятельность связана с принятием «управленческого решения» (А.В. Можаев). Образовательный процесс как педагогическая система, характеризуемая постановкой конкретных целей деятельности, является целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью педагога в единстве с учебной и самообразовательной деятельностью обучающихся (Л.И. Петрова). Следовательно, и процесс формирования КПС вуза, и управление им - это целенаправленная деятельность всех его субъектов, обеспечивающая формирование культуры потребностей в процессе профессионально-личностного становления студентов и оптимальное функционирование этого процесса. Целенаправленный характер управления формированием КПС вуза позволяет по основным видам деятельности выделить его субъектов ния - руководитель, педагог, студент. Специфика деятельности субъектов управления в свою очередь приводит к разделению их по отдельным структурным подразделениям с иерархическими взаимоотношениями между ними [6, с. 221]. Тогда целостность системы управления формированием культуры потребностей студентов вуза обусловлена интегративным взаимодействием и взаимовлиянием структурных и функциональных компонентов, определяющих ее организационную структуру, и проявляющуюся в образовательном процессе как система взаимодействия субъектов - «студент - педагог - руководитель». Обозначим соответствующий состав этой системы. Структурные компоненты системы управления формированием КПС вуза: 1) структурные подразделения (кафедры, факультеты, институты), субъекты управления которых участвуют в процессе формирования КПС вуза; 2) взаимодействие между структурными подразделениями, субъекты управления которых участвуют в процессе формирования КПС вуза; 3) объединение структурных подразделений в единое целое в этой системе. Функциональные компоненты системы управления формированием КПС вуза представлены следующим образом: 1) основными видами деятельности каждого субъекта (студент, педагог, руководитель), включенных в процесс формирования КПС вуза; 2) взаимодействие этих субъектов в процессе формирования КПС вуза; 3) управление формированием КПС вуза как целостным образованием.
Выше отмечалось разнообразие точек зрения на природу организационно-педагогических условий. При этом нужно выделять их организационную и педагогическую составляющие. Например, О.В. Галкина, в своей научно-исследовательской работе по проблеме организационнопедагогических условий в педагогической науке, на наш взгляд, ориентируется на рассмотрение только их организационной составляющей. Однако, при формировании КПС вуза, нас интересует также педагогиче-
152
ская составляющая этого процесса, поэтому мы опираемся на ее концепцию лишь отчасти.
Структурно-функциональная целостность системы управления формированием КПС вуза определяется, в конечном счете, сущностью функции управления как иерархическая система связей - субординация по вертикали и координация по горизонтали между субъектами управления с конкретным функциональным предназначением. Поэтому наш объект исследования, как любая другая педагогическая система характеризуется также наличием иерархии уровней управления. На основании реализации принципа иерархии принятие управленческих решений в процессе взаимодействия субъектов управления в целенаправленной деятельности внутри педагогической организации способствует определению уровней управления (институциональный, управленческий, технический), субъектов управления (руководитель, педагог, студент) и их функциональных обязанностей [3, с. 17].
Эффективность оценки качества системы управления формированием КПС вуза во многом зависит от качества деятельности субъектов, протекания процессов, результата образования (уровень КПС вуза), а также и качества условий, в которых функционирует система управления этим процессом. Кроме этого структурно-функциональные компоненты системы управления формированием КПС вуза обязательно обусловлены внешними и внутренними условиями, взаимодействие которых отражает ее сугубо деятельностную сторону, а значит и качественную сторону этого феномена. Внешние условия создаются непосредственно профессиональной деятельностью руководителя, педагога, а внутренние условия - деятельностью самих студентов. Тесное взаимодействие этих видов условий способствует переводу целей обучения в цели учения в образовательном процессе вуза как значимые для студентов с точки зрения значимости для общества при удовлетворении их социально значимых потребностей. При этом, по мнению О.В. Галкиной, на каждом уровне управления создается свой вид условий, которые представляют собой комплекс условий в виде предпосылки, обстановки и требования. Исследуя проблему организационно-педагогических условий, мы пришли к выводу, что любая педагогическая система на основании различных уровней управления, видов условий (организационный, педагогический, организационно-педагогический) позволяет назвать субъектов управления, ответственных за осуществление деятельности нижестоящего функционального компонента (субъекта управления).
Однако любая система обладает свойством эмерджентности, т. е. каждому компоненту системы присущи свойства, не присущие другому компоненту или всей системе в целом. Это положение вскрывает еще одну характеристику условий. Каждому иерархическому уровню системы управления формированием КПС вуза соответствуют определенные условия, в которых осуществляется определенный вид деятельности
153
конкретным субъектом управления (будь то руководитель, педагог и ли студент). Результаты принятия решений на каждом уровне всегда соотносятся с определенными условиями, в которых эти решения принимаются. Так реализуется принцип сообразности (соотносить принятие решений с обстоятельствами места и времени). Таким образом, мы вслед за О.В. Галкиной определяем условия, присущие каждому уровню управления, а именно, формированием КПС вуза:
- на техническом уровне управления формированием КПС вуза субъектом управления является педагог, обеспечивающий педагогические условия для реализации учебной деятельности студентов в образовательном процессе;
- на управленческом уровне управления формированием КПС вуза субъектом управления является руководитель, обеспечивающий организационно-педагогические условия для реализации учебновоспитательной деятельности педагогов и учебной деятельности студентов в образовательном процессе;
- на институциональном уровне управления формированием КПС вуза субъектом управления является руководитель, обеспечивающий организационные условия для управления этим процессом и вузом в целом, для взаимодействия с социумом и несет ответственность за сохранение его целостности;
Итак, организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза следует рассматривать как обстоятельства, создаваемые руководителем для управления обучающими и обучающимися в процессе формирования культуры потребностей студентов вуза и с которыми сообразуется учебновоспитательная деятельность педагогов и (или) учебная деятельность студентов вуза.
При соотнесении этого вида условий с вышеуказанными разновидностями условий (условия-предпосылка, условия-обстановка и условия-требования), организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза распадаются на три разновидности:
- организационно-педагогические условия - предпосылка, создаваемые руководителем носят предварительный характер и предполагают возможность для осуществления целесообразной учебновоспитательной деятельности педагога и (или) учебной деятельности студента, способствующей формированию КПС вуза. Представляют собой материально-техническое, кадровое, информационно-методическое и т.д. обеспечение;
- организационно-педагогические условия - требования, создаваемые руководителем как регламентация и регуляция учебновоспитательной деятельности педагога и (или) учебной деятельности студента посредством предписаний, положений и соответствующих кон-
154
трольно-регулятивных действий, обеспечивающих корректировку деятельности педагогов и (или) студентов в процессе формирования КПС вуза;
- организационно-педагогические условия - обстановка сопровождают обучающего и (или) обучающегося при осуществлении целенаправленной учебно-воспитательной деятельности педагога и учебной деятельности студента, в которой и происходит анализ ситуации и выбор способов для реализации цели - в нашем случае, формирования КПС вуза, в рамках определенного информационно-регламентирующего обеспечения.
С точки зрения системно-деятельностного подхода при исследовании организационно-педагогических условий структура этого образования требует определенной перестройки. Это ведет к четкому пониманию вышеуказанных определений этих видов условий. Расшифруем их в краткой форме. Первые два вида организационно-педагогических условий как предпосылка и требование носят собственно организационный характер.
1. Организационно-педагогические условия как предпосылка представлены учебно-методическим обеспечением в трех компонентах -материально-технический, социально-личностный и информационнометодический.
2. Организационно-педагогические условия как требование - это контрольно-регламентирующее обеспечение, включающее следующие компоненты: на федеральном уровне (ГОС ВПО, примерные учебные программы дисциплин и т.д.) и на институциональном уровне (квалификационные требования к выпускнику вуза, рабочий учебный план, должностные инструкции, положения об аттестации студентов и т.д.). Контроль со стороны руководителя (деканата, зав. кафедрами) как одна из функций управленческой деятельности включает разработку критериев оценки, проверку соответствия объектов контроля предписаниям и положениям, корректировку.
3. Третий вид организационно-педагогических условий как обстановка представляет собой более сложное образование и понимается как анализ ситуации и выбор способов реализации цели в рамках определенного информационно-регламентирующего обеспечения, который задает «рамки дозволенного» при осуществлении учебновоспитательной деятельности педагога и учебной деятельности студента в определенной социокультурной среде вуза. Именно данный тип условий отвечает сугубо деятельностному подходу к формированию КПС и опирается на собственно педагогический характер организационно-педагогических условий как обстановка.
Следовательно, организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза выступают как обстоятельства, обеспечивающие управление учебно-воспитательной деятельно-
155
стью педагогов и (или) учебной деятельностью студентов в процессе формирования культуры потребностей студентов вуза, и которые представляют собой единый взаимосвязанный комплекс условий (предпосылка, обстановка, требование), создаваемых руководителем на управленческом уровне и реализуемых педагогом на техническом, способствующих формированию осознанного отношения студентов к удовлетворению социально значимых потребностей.
Итак, мы рассматриваем организационно-педагогические условия не только на основе системного подхода, указывая на целостноориентированный характер всей системы условий, но и с позиций деятельностного подхода, определяющий специфическую форму активного отношения человека к миру и деятельностный характер организационно-педагогических условий как обстановка. Такое понимание позволяет выявить более эффективные средства, методы и формы для формирования КПС вуза. Поскольку в формате данной статьи невозможно отразить всю цепь логических рассуждений, мы укажем только то, что от обобщенного понимания организационно-педагогических условий можно перейти к соотнесению обозначенных видов с конкретной целью - формирование КПС вуза. В этой связи необходимо обратить внимание на результаты констатирующего эксперимента, которые отражают определенный уровень сформированности культуры потребностей, а также осознание педагогами необходимости формирования КПС вуза с возможностями, предоставляемыми данным вузом для реализации этой цели. Это будет способствовать выявлению комплекса организационнопедагогических условий на основе взаимосвязи организационнопедагогических условий как предпосылка, обстановка и требование.
Список литературы
1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 496 с.
2. Бухарова Г. Д., Арефьев О. Н., Старикова Л. Д. Системы образования: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 475 с.
3. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. канд. пед. наук: (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования). - Самара, 2009. -23 с.
4. Голубев А. А. Формирование системы комплексного управления вузом в сфере образовательных услуг: автореф. канд. экон. наук: (08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством). - СПб., 2005. - 161 с.
5. Ефимова И. Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика»: автореф. канд. пед. наук: (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования). - Магнитогорск, 2003. - 182 с.
6. Поташник М. М. Управление качеством образования: практикоориентированная моногр. и метод. пособие. 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2006. - 448 с.
156
7. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учеб. пособие. - М.: Высшее образование, 2006. - 357 с.
8. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. -541 с.
9. Теория системного менеджемента: учебник / под ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.
10. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. У. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
157