УДК 37
А. А. Данилова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Поднимается проблема формирования корпоративной культуры студентов, для решения которой предлагается использовать проектирование деловых игр. Поскольку любая система эффективно функционирует при соблюдении определенных условий, автор обосновывает и раскрывает комплекс организационно-педагогических условий проектирования указанных деловых игр.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, корпоративная культура, деловые игры, мотивация студентов, игровое пространство
Социально-экономические процессы,
происходящие сегодня в России, существенным образом отразились на формировании профессиональной культуры в целом и корпоративной культуры будущих профессионалов в частности. Перед современными вузами наравне с традиционной задачей получения студентами профессиональных знаний, умений и навыков встает вопрос формирования корпоративной культуры уже во время обучения. Наибольшими прогностическими и технологическими возможностями в решении заявленной проблемы, на наш взгляд, обладает деятельностная теория усвоения социального опыта, одним из перспективных вариантов развития которой является проектирование деловых игр по формированию корпоративной культуры студентов.
Проектирование деловых игр можно представить совокупностью трех компонентов: субъект (преподаватель), объект (студенты) и процесс (деловая игра) (рис.).
Система компонентов проектирования деловых игр по формированию корпоративной культуры студентов
Ю. К. Бабанским научно доказано, что любая система может успешно функционировать при соблюдении определенных условий
[6, с. 153]. Условия в педагогике понимаются многими учеными (Ю. М. Корниенко, П. И. Пидкасистый и др.) как обстоятельства, факторы, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования всей педагогической системы [9].
В контексте нашего исследования мы склонны придерживаться позиции ряда авторов, которые в основу эффективного педагогического процесса закладывают особую группу условий - организационно-педагогических (Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова, Г. М. Лохо-нова, А. В. Сверчков). Под организационнопедагогическими условиями проектирования деловых игр по формированию корпоративной культуры студентов в вузе мы понимаем компонент педагогической системы, объединяющий совокупность обстоятельств образовательной и материально-пространственной среды, оптимально воздействующий на формирование корпоративной культуры студентов в вузе.
Анализ проблем на уровне формирования каждого компонента проектирования деловых игр: 1) проблема подготовки преподавателей к проектированию деловых игр по формированию корпоративной культуры студентов в аспекте компетентностного подхода (А. П. Панфилова, Т. Н. Персикова, В. В. Лопатинская и др.); 2) низкий уровень активности студентов в формировании корпоративной культуры (Н. А. Бакшаева, А. К. Маркова, В. В. Давыдов и др.); 3) проблема организации пространственной среды вуза для проведения деловых игр (Т. И. Бочарова, Ю. С. Мануйлов,
156
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. А. Данилова
Организационно-педагогические условия проектирования деловых игр по формированию корпоративной культуры...
А. И. Артюхина, Е. П. Белозерцев и др.) - позволил выделить комплекс организационнопедагогических условий проектирования деловых игр по формированию корпоративной культуры студентов:
- повышение качества подготовки педагогов в организации и руководстве процессом проектирования деловых игр;
- создание положительной мотивации студентов к участию в деловых играх для формирования корпоративной культуры;
- формирование специального игрового пространства в вузе.
Рассмотрим выделенные организационнопедагогические условия подробнее.
Первое организационно-педагогическое
условие предполагает повышение качества подготовки педагогов в организации и руководстве процессом проектирования деловых игр. Нами была разработана программа курса «Школы игротехников», предназначенная для преподавателей вузов. Цель курса - формирование у преподавателей специальных корпоративно-культурных и игротехнических компетенций.
К корпоративно-культурным компетенциям относятся: технические - позволяют использовать методику, технические приемы и оборудование, необходимые для выполнения работы по формированию корпоративной культуры; концептуальные - позволяют видеть студентов как систему взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем; психологические - позволяют мобилизовать в студентах наилучшим образом их собственные внутренние резервы [10]. Природа игротехнической компетентности педагога должна быть отражена в предметных знаниях (знать, что такое деловая игра) и, самое главное, в процедурных умениях (умение применять деловые игры) [5].
Реализация предложенной программы курса «Школы игротехников» предполагает проведение лекционных, семинарских и практических занятий. В связи с профессиональной загруженностью преподавателей вузов наиболее эффективным методом реализации
программы проявил себя каскадный: изначально курс вычитывается группе преподавателей. Затем указанной группе выдается весь учебно-методический материал на различных носителях, для того чтобы они могли качественно передать полученные знания своим коллегам.
Большое значение имеет креативность самих педагогов. В связи с этим в рамках программы должны реализовываться меры по стимулированию самостоятельной работы преподавателей: организационно-методичес-
кое сопровождение, предоставление контрольно-измерительных материалов, налаживание обратной связи.
Второе организационно-педагогическое условие направлено на создание положительной мотивации студентов к участию в деловых играх для формирования корпоративной культуры. Основными формами развертывания мотивационного процесса являются мотивы [1; 7]. Проблема формирования мотивов чрезвычайно важна по той причине, что всякая деятельность полимотивированна, и невозможно выделить «чистую культуру» того или иного отдельно взятого мотива [2, с. 93]. В ходе анализа научной литературы было выделено два основных направления мотивации студентов, соотносящихся между собой: познавательное и профессиональное.
Исходя из этого, были сформулированы задачи, определяющие последовательность работы по мотивации студентов: 1) совместно со студентами определить проблемы в сфере будущей профессии; 2) определить корпоративную культуру как способ решения профессиональных проблем; 3) разработать и документально закрепить нормы желаемой корпоративной культуры.
Для решения первой и второй задач проводились встречи со студентами в форме проблемного семинара и семинара-обсуждения. Работа на семинарах была направлена на совместное со студентами выявление профессиональных проблем и определение корпоративной культуры как способа их решения, в связи с чем студенты получили стимул к уча-
157
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. А. Данилова
Организационно-педагогические условия проектирования деловых игр по формированию корпоративной культуры...
стию в деловых играх. Ведь, как отмечает Т. И. Бочарова, когда обучающиеся имеют достаточно ясное представление о том, для чего им нужны приобретаемые знания, умения и навыки, они охотно прикладывают силы к участию в деловой игре [3, с. 121].
В ходе решения третьей задачи акцент ставился на развитие у студентов чувства сопричастности к единой группе профессионалов. Студентам было предложено выполнить задание по разработке собственного корпоративного кодекса студентов, документально закрепляющего основы корпоративной культуры. Для этого использовался современный педагогический метод case study (анализ конкретных ситуаций). Готовый вариант кодекса предлагалось внедрять студентам самостоятельно, используя все доступные ресурсы: СМИ вуза, помощь преподавателей и т. д.
Третье организационно-педагогическое
условие нацелено на формирование специального игрового коммуникативного пространства. А. П. Панфилова, рассматривающая его в педагогическом аспекте, понимает под ним организованное пространство, оборудованное для удобств игрового интерактивного взаимодействия, коммуникативной работы в командах, совместных дискуссиях и пленумах [8, с. 156]. Организация игрового пространства требует работы по нескольким направлениям: выбор аудитории, организация пространства аудитории (зонирование), обеспечение техни-
ческого сопровождения игры, подготовка расходных материалов, поддержание благоприятного психологического климата.
Другими словами, необходимо создать насколько возможно подходящую обстановку для педагога и группы студентов. Более подробно мы уже описывали собственный опыт организации игрового пространства в вузе [4].
Опытно-экспериментальное исследование по внедрению всех трех организационнопедагогических условий проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств». Констатирующий этап эксперимента показал, что, во-первых, развитие корпоративной культуры студентов находится на низком уровне; во-вторых, лишь малая часть преподавателей в своей педагогической практике целенаправленно занимается вопросом формирования корпоративной культуры студентов в вузе, профессиональной разработкой и проведением деловых игр.
На начальном этапе внедрения разработанного нами комплекса педагогических условий можем отметить положительную тенденцию в формировании корпоративной культуры: преподаватели и студенты осознано подходят к процессу формирования корпоративной культуры, повышен интерес к участию в деловых играх, отмечается устойчивая сплоченность коллектива студентов, проявляется ориентированность на общую цель и т. д.
1. Асмолов, А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 14-27.
2. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. -Москва: Логос, 2006. - 184 с.
3. Бочарова, Т. И. Комплексная деловая игра как средство формирования профессиональных навыков и функций специалиста: дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Бочарова. - Ставрополь, 2006. - 190 с.
4. Данилова, А. А. Игровое пространство в проектировании деловых игр: опыт организации в вузе / А. А. Данилова // Обучение и воспитание: методика и практика 2013/2014 учебного года: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. - С. 130-134.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Эйдос: интернет-журнал. - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/ 2006/0505.htm. (дата обращения 04.02.2014).
6. Кобозева, И. С. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению качеством образования в учреждении художественно-эстетической направленности / И. С. Кобозева, Л. Г. Карпова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 152-154.
158
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. А. Данилова
Организационно-педагогические условия проектирования деловых игр по формированию корпоративной культуры...
7. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников / А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 47-59.
8. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - Москва: Академия, 2009. - 192 с.
9. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. -Москва: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
10. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие / Т. Н. Персикова. - Москва: Логос, 2002. - 224 с.
Сдано 24.02.2014 A. A. Danilova
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DESIGN THE BUSINESS GAMES FOR FORMING OF CORPORATE CULTURE OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
Abstract. The article raises the problem offormation of corporate culture of the students and use of the design of a business game for its decision. Any system is effective at observance of certain conditions therefore the author proves and opens a complex of organizational and pedagogical conditions for design the business games for forming of corporate culture of students in the university.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, corporate culture, business games, motivation of students, game space
References
1. Asmolov, A. G. Basic principles of psychological analysis in the activity theory / A. G. Asmolov // Voprosi psi-hologii [Questions of psychology]. - 1982. - № 2. - P. 14-27.
2. Bakshaeva, N. A. Psihologiya motivacii studentov [The psychology of motivation of students]: manual / N. A. Bakshaeva, A. A. Verbiczkij. - Moscow: Logos, 2006. - 184 p.
3. Bocharova, T. I. Kompleksnaya delovaya igra kak sredstvo formirovaniya professional’nih navikov i funkcij specialista [Complex business game as a form of professional knowledge and functions of the specialist]: dis. ... cand. of ped. sciences / T. I. Bocharova. - Stavropol, 2006. - 190 p.
4. Danilova, A. A. Game space to design of business games: the experience of organization in the University / A. A. Danilova // Obuchenie i vospitanie: metodika i praktika 2013-2014 uchebnogo goda [Training and education: methodology and practice 2013/2014 academic year]: proceedings of the XI International scientific conference / under ed. of S. S. Chernov. - Novosibirsk: Publishing house CDSC, 2014. - P. 130-134.
5. Zimnyaya, I. A. Key competences - a new paradigm of the educational result / I. A. Zimnyaya // Ejdos [Eidos]: Internet magazine. - 2006. - on 5 may. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (date of access 04.02.2014).
6. Kobozeva, I. S. The organizational-pedagogical conditions for the effective management of the quality of education in the institution of art and aesthetic orientation / I. S. Kobozeva, L. G. Karpova // Mir nauki, kul’turi, obrazovaniya [World of science, culture, education]. - 2013. - № (43). - P. 152-154.
7. Markova, A. K. Paths of exploring to motivation of educational activity of students / A. K. Markova // Voprosi psihologii [Questions of psychology]. - 1980. - № 5. - P. 47-59.
8. Panfilova, A. P. Innovacionnie pedagogicheskie tehnologii: aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical technologies for active learning]: manual for students / A. P. Panfilova. - Moscow: Academy, 2009. - 192 p.
9. Pedagogika [Pedagogy]: manual for students of pedagog. universities and pedagog. colleges / under edition of P. I. Pitkasistij. - Moscow: Pedagogical society of Russia, 1998. - 640 p.
10. Persikova, T. N. Mezhkul’turnaya kommunikaciya i korporativnaya kul’tura [Intercultural communications and corporate culture]: manual / T. N. Persikova. - Moscow: Logos, 2002. - 224 p.
Received 24.02.2014
159
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)