Научная статья на тему 'Образовательные смыслы организационно-педагогических условий формирования компетенций студентов вуза'

Образовательные смыслы организационно-педагогических условий формирования компетенций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / УСЛОВИЯ КАК ОБСТАНОВКА / УСЛОВИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMPETENCE / CONDITIONS AS CIRCUMSTANCE / CONDITIONS AS A PREREQUISITE / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна

В статье проводится теоретический анализ понятия «организационно-педагогические условия». На основании системно-деятельностного и компетентностного подходов к проблеме рассматриваются сущность данного понятия и критерии выделения их в типологии условий, используемой в системе образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the theoretical analysis of the concept of organizational and pedagogical conditions. On the basis of the system-activity and competence-based approaches to the problem the author analyzes the essence of this concept and the criteria for their identification in the conditions typology used in the educational system

Текст научной работы на тему «Образовательные смыслы организационно-педагогических условий формирования компетенций студентов вуза»

Э. Г. Щебельская

(Санкт-Петербург)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

EDUCATIONAL MEANINGS OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING HIGHER SCHOOL STUDENTS' COMPETENCES

В статье проводится теоретический анализ понятия «организационно-педагогические условия». На основании системно-деятельностного и компетентностного подходов к проблеме рассматриваются сущность данного понятия и критерии выделения их в типологии условий, используемой в системе образования

Ключевые слова: компетенция, условия как обстановка, условия как предпосылка, организационно-педагогические условия

The article is devoted to the theoretical analysis of the concept of organizational and pedagogical conditions. On the basis of the system-activity and competence-based approaches to the problem the author analyzes the essence of this concept and the criteria for their identification in the conditions typology used in the educational system

Keywords: competence, conditions as circumstance, conditions as a prerequisite, organizational and pedagogical conditions

За последнее десятилетие в Российской системе образования в результате различных инновационных процессов и продолжающейся реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС] произошли значительные перемены, уже в образовательный процесс внедряются учебные программы четвертого поколения, что не может не отражаться на уровне профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере образования. Это, несомненно, сказывается также на структурно-функциональных свойствах самой системы образования, что актуализирует проблему более четкого обоснования комплекса условий построения образовательного процесса, направленного на подготовку квалифицированных специалистов, необходимых для удовлетворения потребностей производства и общества в целом. При этом критериями самосовершенствования профессиональной деятельности выступают компетенции молодых людей, определяющие фундамент их

развития как «самообучающейся личности» на протяжении всей жизни. Решение этой задачи требует от современных вузов уделять особое внимание организационно-педагогическим условиям формирования ключевых компетенций студентов.

Принимая во внимание различные точки зрения на понимание организационно-педагогических условий в системе образования, в данном исследовании при изучении сущностных характеристик этого понятия были решены следующие задачи:

- выработано собственное понимание категории «компетенция» как педагогической цели и ожидаемого результата образовательного процесса в соответствии с ФГОС ВПО по различным специальностям, которая рассматривается как «потенциальная активность» [10, с. 69-70], проявляющаяся в готовности и стремлении к учебной деятельности;

- определена типология организационно-педагогических условий, влияющих на

формирование компетенций студентов вуза, которую следует рассматривать с позиций таких понятий, как предпосылка, обстановка и требование [6]; - разработано определение понятия «организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза» как обстоятельства, создаваемые руководителем на управленческом уровне для управления обучающими и обучающимися в процессе формирования компетенций студентов вуза.

Система условий является одним из основных операционных элементов механизма формирования компетенций обучающихся. С точки зрения системно-деятельностного подхода организационно-педагогические условия трактуются как предпосылка, при этом в самом названии можно выделить организационную и педагогическую составляющие. Учитывая организационный характер этой системы условий, организационно-педагогические условия рассматриваем как предпосылку, направленную на формирование компетенций студентов вуза в виде создаваемых руководителем на управленческом уровне обстоятельств, предварительный характер которых предполагает возможность для осуществления целесообразной совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов и учебной деятельности студентов вуза, способствующей формированию их компетенций. При этом условия как предпосылка в образовательном процессе вуза обеспечиваются в виде определенного информационно-регламентирующего обеспечения.

Для выделения педагогической компоненты в системе организационно-педагогических условий следует обратиться к условиям как обстановке. Именно взаимосвязь между социально значимыми потребностями (в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении], социально-профессиональными компетенциями студентов вуза и их совместной учебной деятельностью является критерием выделения не только условий «предпосылка», но и условий «обстановка». Условия «обстановка» направляют деятельность субъектов образовательного процесса на достижение конкретной цели, представляющих собой ориентирующую систему социальных ценностей, норм, требований, границы которых определяют их кон-

кретный целенаправленный характер. Следовательно, систему организационно-педагогических условий как обстановка характеризуют одновременно две ее составляющие, поскольку в образовательном процессе при формировании компетенций студентов вуза организационный и педагогический процессы неотделимы друг от друга, а их интеграция определяет качественные показатели результатов обучения. Тем более, что такая точка зрения может служить основанием для раскрытия сугубо педагогического характера и сущности понятия «организационно-педагогические условия как обстановка».

«Организационно-педагогические условия как обстановка» в рамках определенного информационно-регламентирующего обеспечения сопровождают процесс осуществления целенаправленной совместной учебно-воспитательной деятельности педагога и учебной деятельности студента, в которой происходит анализ ситуации и выбор способов достижения педагогической цели - формирование компетенций студентов вуза. Таким образом, на техническом уровне управления формированием компетенций студентов вуза субъектом управления является педагог, создающий необходимые условия для реализации образовательного взаимодействия педагогов и студентов в образовательном процессе вуза. Этот вид условий представляет собой наиболее сложное образование, образующее единство их внутренней и внешней сторон, рассматривается с позиций не только системного подхода как целостная педагогическая система, но и опирается на свой собственно педагогический характер, обеспечивающий реализацию деятельност-ного подхода к формированию определенных социально-профессиональных единиц образования.

Именно деятельностный подход определяет специфическую форму коммуникативной активности студентов вуза, в том числе и педагогов, а также сугубо деятельностный характер самих организационно-

педагогических условий как обстановка. Такое понимание социально-психологических, организационных и педагогических особенностей механизма формирования компетенций студентов вуза может помочь педагогу выявить более эффективные средства, формы, интерактивные технологии, методы обу-

чения, которые активизируют будущих специалистов на выбор способов удовлетворения их потребностей в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении в совместной профессиональной деятельности. В итоге правильного согласования двух видов организационно-педагогических условий (предпосылка и обстановка] развитие целостной системы общественно-моральных норм, ценностей в сознании студентов вуза будет влиять на качество формирования их ключевых компетенций.

Организационно-педагогические условия, влияющие на формирование компетенций студентов вуза, представляют собой совокупность следующих элементов:

- постоянная переработка содержания профессиональной подготовки специалистов в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, актуализирующая знания, умения, навыки, общественно-моральные нормы, влияющие на формирование компетенций студентов вуза;

- обеспечение удовлетворения социально значимых потребностей студентами вуза в основных видах учебной деятельности при объединении их с внеучебной деятельностью в процессе формирования их компетенций;

- включение студентов вуза в совместную учебную деятельность посредством применения современных интерактивных образовательных технологий, влияющих на выбор способов удовлетворения социально значимых потребностей в процессе формирования их компетенций.

Первый элемент - постоянная переработка содержания профессиональной подготовки специалистов в вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, актуализирующая знания, умения, навыки, общественно-моральные нормы, влияющие на формирование компетенций студентов вуза. В условиях реализации компетентностного подхода в Российской системе образования предметом оценки качества учебной деятельности выступают способность и готовность будущих специалистов продолжать процесс постоянного самообразования. Следовательно, необходима реорганизация содержания профессиональной подготовки, ориентированная, во-первых, на привлечение ведущих специалистов производственной сферы и по воспитательной работе для обеспечения активного

участия студентов во всей жизнедеятельности вуза, во-вторых, на междисциплинарные связи дисциплин общеобразовательных, профессиональных и специальных блоков. Интеграция учебных дисциплин обеспечивает согласованность и преемственность приобретаемых студентами профессиональных знаний, а также способствует формированию целостной системы социально-

профессиональных качеств за счет наполнения учебных дисциплин нравственно-ценностным содержанием. Такой подход, несомненно, сказывается на качественном процессе удовлетворения социально значимых потребностей в образовательном процессе при формировании компетенций студентов вуза как духовного потенциала в виде общественно-моральных норм и правил общекультурного взаимодействия, выбора знаний и способов совместной профессиональной деятельности и т.д.

Второй элемент представляет собой обеспечение удовлетворения социально значимых потребностей студентами вуза в основных видах учебной деятельности при объединении их с внеучебной деятельностью в процессе формирования их компетенций. Формирование компетенций студентов вуза происходит не только при встречах со специалистами предприятий, кураторами по воспитательной работе, но и в основных видах учебной деятельности (профессионально-познавательной и научно-исследовательской] при объединении их с внеучебной деятельностью. Качественной стороной этого общекультурного и профессионального взаимодействия является коллективистская направленность удовлетворения социально значимых потребностей студентов вуза, проявляющаяся в созидательном характере принятия согласованных решений при решении профессиональных задач. При этом социально значимые потребности могут качественно реализовываться во взаимодополнении аудиторной и внеаудиторной работ с увеличивающейся долей самостоятельной формы обучения, позволяющей осуществить переход к самообучению и самообразованию, что в перспективе определяет творческий характер профессиональной деятельности через умение применять приобретенные знания, умения и навыки в профессии.

Третий элемент требует включения студентов вуза в совместную учебную деятель-

ность посредством применения современных интерактивных образовательных технологий, влияющих на выбор способов удовлетворения социально значимых потребностей в процессе формирования их компетенций. Для интенсификации образовательного процесса, направленного на формирование компетенций студентов вуза, необходимо принимать во внимание, что познавательная и коммуникативная активность студентов вуза интенсифицируется личностно ориентированным подходом в образовании, актуализирующем развитие интеллектуально свободной и творчески-самообразующейся личности обучающихся посредством реализации отношений кооперации и сотрудничества в межличностном и профессиональном взаимодействии. В связи с этим необходимо, чтобы взаимосвязанные процессы общения, познания, самоутверждения и самовыражения были нацелены на взаимодействие самих студентов с некой степенью выраженности их собственной коммуникативной активности на учебных занятиях. Эту проблему можно решить с помощью выбора соответствующих интерактивных технологий и методов обучения, например, инновационных модификаций проектной деятельности, или диалоговых форм методики сотрудничества, сопровождающих целенаправленную совместную учебно-профессиональную деятельность специалистов, педагогов и студентов вуза.

Учебное сотрудничество как «организационная система активности взаимодействующих субъектов» по своей сути является технологией стимулирования субъектной активности в процессе удовлетворения потребностей и познавательных интересов обучаю-

щихся и в педагогической литературе рассматривается как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса совместная деятельность, общепедагогическая технология, основной способ взаимодействия и т.д. В конкретной педагогической ситуации учебное сотрудничество используется как комплекс способов, приемов освоения, применения и обмена знаниями, навыками, общественно-моральными нормами, ценностями в образовательном взаимодействии для достижения единых коммуникативных и познавательных целей коллектива в совместной профессионально-учебной деятельности, что в целом указывает на уровень сформиро-ванности компетенций студентов вуза.

Таким образом, в рамках данной статьи рассмотрены некоторые особенности зависимости реализация механизма формирования компетенций студентов вуза от одного из видов организационно-педагогических условий как обстановка. В результате проведенного теоретического анализа было сконструировано более четкое определение данного вида условий, раскрыт их собственно педагогический характер, отвечающий сис-темно-деятельностному и компетентностно-му подходам к формированию компетенций студентов вуза. На основании вышеизложенных позиций по отношению к проблеме организационно-педагогических условий формирования компетенций студентов вуза можно выявлять наиболее эффективные средства, способы обучения и формы организации совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов и учебной деятельности студентов вуза.

Литература

1. Магрупова А. А. Организационно-педагогические условия формирования у студентов физической культуры готовности к управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Челябинск, 2000. - 152 с.

2. Маркова А. С. Организационно-педагогические условия совершенствования высшего заочного педагогического образования: учеб. пособие. - Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2002. - 84 с.

3. Нелюбов С. А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности: моногр. - Новосибирск: НИП-КиПРО, 2003. - 172 с.

4. Скурихина О. В. Организационно-педагогические условия овладения студентами способами проектной деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. - Киров,

2008. - 202 с

5. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 496 с.

6. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2009. - 187 с.

7. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2009. - 23 с.

8. Ефимова И. Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2003. - 182 с.

9. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Полифоничность категории «условие» в педагогических исследованиях // Вестник диссертационного совета - СПб.-Новокузнецк: ИПК, 2003. - С. 21-24.

10. Ильязова М. Д. О структуре компетентности будущего специалиста // Интеграция науки и высшего образования. - 2008. - № 1. - С. 69-70. - [Электронный ресурс]. - http://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-kompetentnosti-buduschego-реГ51аИБГа.] (03.04.2016)

11. Новейший психолого-педагогический словарь / под. ред. Е. С. Рапацевич, А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

12. Акиньшина Е. А., Суртаева Н. Н., Маркова Т. Е. и др. Педагогический кластер в основе формирования «самообразующейся» личности школьника: метод. рекомендации. Часть 1. - СПб.: Экспресс, 2012. - 160 с.

13. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. Г. Огарев. - СПб.: Воронеж, 1995. - 232 с.

14. Голованова И. И., Донецкая О. И. Педагогика сотрудничества. Конспект лекций. -Казань, 2014. - с. 127.

15. Варначева А. Г. Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детской общественной организации // Вестник Удмуртского Университета. - Ижевск: ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 2008. - № 2. - С. 162-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.