Научная статья на тему 'Учебное сотрудничество в основе развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза'

Учебное сотрудничество в основе развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL INTERACTION / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATIONAL COOPERATION / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ И ПОЗНАНИИ / NEEDS FOR COMMUNICATION AND KNOWLEDGE / ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / DIALOGUE COOPERATIVE FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Э.Г., Циммерман Г.А.

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации учебного сотрудничества в образовательном процессе вуза как одно из самых эффективных видов взаимодействия субъектов образования. Авторы дают краткий теоретический анализ сущности учебного сотрудничества и специфики условий его организации в системе высшего профессионального образования, создание которых способствует более качественному удовлетворению студентами вуза потребностей в общении и познании в процессе развития их иноязычной коммуникативной компетенции. Рассматриваются организационные и педагогические особенности применения диалоговых форм сотрудничества при изучении иностранного языка в профессиональной сфере кинематографии, телевидения и смежных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щебельская Э.Г., Циммерман Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS' FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE BASED ON EDUCATIONAL COOPERATION

The article deals with some aspects of realization of educational cooperation in the educational process at higher education school, which is regarded as one of the most effective types of interaction between subjects of the educational process. The authors give a brief theoretical analysis of the basics of educational cooperation and consider some conditions for its organization in the system of higher professional education, which allows the university students to satisfy their needs for communication and knowledge in a better way with the purpose of the development of their foreign communicative competence. The authors also highlight some organizational and pedagogical features of dialogue cooperative forms used to teach and learn a foreign language in the sphere of cinematography, television and related fields.

Текст научной работы на тему «Учебное сотрудничество в основе развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза»

7. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание. 2001; 5.

8. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов. Игрушка, история и значение. Москва, 1912.

References

1. Lesgaft P.F. Izbrannye trudy. Ob igrah vsem'e. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Obschestvo sodejstviya fizicheskomu razvitiyu», 1833.

2. Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie i ego znachenie. Moskva: Pedagogika, 1991.

3. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva-Leningrad, 1948; T. 2.

4. Lesgaft P.F. Rukovodstvo po fizicheskomu obrazovaniyu detej shkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg, 1888; T. 1.; Sankt-Peterburg, 1901; T. 2.

5. Usova A.P. Rol'igry v vospitanii detej. Moskva: Prosveschenie, 1976.

6. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Prosveschenie, 1978.

7. Zaporozhec A.V. Nekotorye psihologicheskie problemy detskoj igry. Doshkol'noe vospitanie. 2001; 5.

8. Haruzina V. Igrushki u malokul'turnyh narodov. Igrushka, istoriya i znachenie. Moskva, 1912.

Статья поступила в редакцию 25.09.16

УДК 378

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, St. Petersburg State

University of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

Tsimmerman G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Foreign Languages, St. Petersburg State University

of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: galazimmer@list.ru

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS' FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE BASED ON EDUCATIONAL COOPERATION. The article deals with some aspects of realization of educational cooperation in the educational process at higher education school, which is regarded as one of the most effective types of interaction between subjects of the educational process. The authors give a brief theoretical analysis of the basics of educational cooperation and consider some conditions for its organization in the system of higher professional education, which allows the university students to satisfy their needs for communication and knowledge in a better way with the purpose of the development of their foreign communicative competence. The authors also highlight some organizational and pedagogical features of dialogue cooperative forms used to teach and learn a foreign language in the sphere of cinematography, television and related fields.

Key words: educational interaction, educational cooperation, foreign communicative competence, needs for communication and knowledge, dialogue cooperative forms.

Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Институт кино и телевидения,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: shebelskaya1@rambler.ru

Г.А. Циммерман, канд. пед. наук, зав. каф. иностранных языков, Институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: galazimmer@list.ru

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ

ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации учебного сотрудничества в образовательном процессе вуза как одно из самых эффективных видов взаимодействия субъектов образования. Авторы дают краткий теоретический анализ сущности учебного сотрудничества и специфики условий его организации в системе высшего профессионального образования, создание которых способствует более качественному удовлетворению студентами вуза потребностей в общении и познании в процессе развития их иноязычной коммуникативной компетенции. Рассматриваются организационные и педагогические особенности применения диалоговых форм сотрудничества при изучении иностранного языка в профессиональной сфере кинематографии, телевидения и смежных областей.

Ключевые слова: образовательное взаимодействие, учебное сотрудничество, иноязычная коммуникативная компетенция, потребности в общении и познании, диалоговые формы сотрудничества.

Для реализации социально значимых потребностей в познании и общении в системе ВПО большое значение имеют базовые дисциплины. Обучение иностранному языку в профессиональной сфере в общей гуманитарной подготовке студентов неязыковых вузов ориентировано на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) как средство межкультурного и профессионального общения в процессе активного взаимодействия на основе внедрения принципов педагогики сотрудничества в образовательный процесс вуза (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Элькони, В.В. Давыдов, В. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили и др.), основными гуманистическими идеями которой являются «отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода» [1, с. 272.]. В связи с этим на современном этапе развития Российской системы образования происходит пересмотр понятия «сотрудничество» как одного из самых актуальных и эффективных видов взаимодействия субъектов образования, поскольку в условиях сотрудничества в процессе удовлетворения потребностей в общении и познании происходит становление личности всех участников образовательного процесса. От условий организации учебного сотрудничества в образовательном процессе

вуза зависит направление развития ключевых компетенций молодых специалистов в соответствии с требованиями современного общества и производства.

Актуальность данной работы определяется именно потребностью педагогической практики в выявлении наиболее эффективных условий образовательного взаимодействия. В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые аспекты условий организации учебного сотрудничества для развития иноязычной коммуникативной компетенции (ИИК) студентов неязыковых вузов. В первую очередь обратимся к понятию «иноязычная коммуникативная компетенция» (ИКК), так как чтобы осуществлять эффективное сотрудничество между педагогами и студентами в образовательном процессе вуза, необходимо кратко рассмотреть содержательные особенности основных понятий данного исследования.

В контексте исследования проблемы организации учебного сотрудничества для развития ИКК студентов неязыковых вузов необходимо отметить, что процесс формирования компетенций отождествляется с понятием потенциальная активность. Тогда ИКК как любая компетенция наделена такими социально-психологическими свойствами как готовность и способность студентов к совместной учебной и внеучебной деятельности для удовлетворения их социально значимых потребностей в образовательном процессе вуза. Она есть выражение коммуникативной

и познавательной активности на основе комплекса социально-профессиональных качеств специфичных для изучения иностранного языка, развиваемых в иноязычном образовательном взаимодействии в процессе усвоения знаний, умений, навыков, социокультурного и чувственного опыта, целей и способов совместной иноязычно-коммуникативной деятельности, социально значимых потребностей в познании и общении, реализуемых в процессе самовыражения и самоутверждения в профессии в соответствии с общественно-моральными нормами. В структурном плане развитие ИКК студентов вуза обусловлено развитием комплекса базовых иноязычных компетенций: языковая, речевая, социокультурная, учебная компетенции, а также «иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция» и потребностно-мотивационная составляющая, как показатель степени коммуникативной и познавательной активности студентов в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности в образовательном процессе вуза.

Развитие всего комплекса социально-психологических и профессиональных составляющих ИКК студентов вуза, предопределено особенностями системы отношений в образовательном взаимодействии в системе ВПО. Надо отметить, что образовательное взаимодействие как педагогическая категория воспринимается педагогами как «явление, которое характеризует социальные связи, продуктивно проявляющие себя в сотрудничестве между субъектами образования, опирающемся на единство целей в решении актуальных проблем, внутренние и интегрированные ресурсы этих субъектов, сопровождающиеся передачей информации, возникновением и развитием взаимосвязанных устойчивых структур» [2, с. 122]. Характер удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей субъектами образования в совместной учебной и внеучебной деятельности определяет не только суть этой системы отношений, но и указывает на их стиль взаимодействия в сотрудничестве, что говорит об организационном и психолого-педагогическом характере условий организации учебного сотрудничества в вузе. Под стилем взаимодействия в сотрудничестве мы понимаем социально-психологический процесс овладения обучающимися личностно-профессиональными качествами, социально значимый характер которых проявляется в осознанном выборе способов удовлетворения потребностей при содействии каждого соучастника совместной субъект-субъектной деятельности, в том числе потребностей в общении и познании в иноязычно-коммуникативной деятельности в условиях сотрудничества. Что касается социальной значимости любого вида взаимодействия в обществе, то она всегда выражается в созидательном характере его действия: «взаимодействие, т.е. деятельность людей друг с другом всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта» [3]. Тогда можно утверждать, что созидательный характер учебного сотрудничества в основе развития ИКК студентов вуза отражает способы освоения, применения и обмена социальными ценностями в иноязычном образовательном взаимодействии для достижения единых коммуникативных и познавательных целей партнера / группы / коллектива в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности, что в целом указывает на уровень развития их ИКК.

Поскольку сотрудничество есть основа образовательного взаимодействия, семантический анализ этого понятия с позиций современного научного знания как одного из ключевых в данной работе показал, что среди ученых не существует единого мнения о сущности категории «сотрудничество». В педагогическом аспекте рассмотрения этой категории, следует, прежде всего, сказать, что «образовательный процесс представляет собой многоплановую схему взаимодействия» [4, с. 84] и усиление интеграции инновационных процессов в современном образовании ведет к вариативности взаимодействий, преимущественно связанных с горизонтальной иерархией субъектов образования в системе ВПО.

В современном научном обиходе активно используются понятия «учебное сотрудничество» и «обучение в сотрудничестве» («научение в сотрудничестве» [5, с. 200]), которые отождествляются и трактуются как «гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленных взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» [6, с. 724]. Однако Н.М. Дзгоева советует не отождествлять понятия «обучение в сотрудничестве» и «учебное

сотрудничество». По ее мнению, обучение в сотрудничестве «... характеризует учебно-воспитательную, коррекционно-развива-ющую деятельность педагога и может обозначаться термином «педагогика сотрудничества» [7, с. 58]. Мы придерживаемся ее позиции и считаем, что учебное сотрудничество в узком смысле слова имеет своей первостепенной целью развитие системы «студент-студент» отношений, оказывающей большое влияние на характер стиля взаимодействия будущих специалистов в сотрудничестве в процессе самоутверждения и самовыражения в профессии.

Далее обратимся к рассмотрению специфики учебного сотрудничества, что позволит нам понять некоторые организационные и педагогические особенности условий эффективной организации учебного сотрудничества в основе формирования ИКК студентов вуза. Для решения данной педагогической задачи целесообразно рассматривать учебное сотрудничество с позиций системно-деятельностного подхода, так как любая педагогическая система подчиняется общему закону ее существования как системная организация и функционирования как процесс.

Учебное сотрудничество как деятельностно-ориентиро-ванный термин [8, с. 313] стимулирует коммуникативную и познавательную активность студентов вуза, что само по себе уже является условием, способствующим развитию ИКК студентов вуза. В этом процессе проявляется также их «субъектная активность» (Е.А. Сорокоумова) (осознанность, рефлективность, инициативность, ответственность, взаимопонимание и т. д.), но путём исполнения уже более новых востребованных социальных ролей. Педагог в этом случае выступает как тьютор, модератор, фасилитатор отношений сотрудничества, студенты - субъекты собственного саморазвития через самостоятельное управление взаимными содействиями друг другу в конкретной учебной ситуации. В этом смысле, учебное сотрудничество рассматривается педагогами как: процесс между взаимодействующими субъектами (А.Г. Козлова); совместная деятельность (И.М. Витковская); основной способ взаимодействия (Г.А. Цукерман); технология обучения (Г.И. Гапонова, Е.А Григорьева), метод кооперативного научения (Ги Лефрансуа) и т.д.

Такой широкий спектр дефиниций учебного сотрудничества, говорит о том, что в зависимости от целей и задач процесса обучения можно оперировать любой из этих дефиниций. На наш взгляд, в контексте эффективной реализации учебного сотрудничества в целях развития ИКК студентов вуза необходимо опираться на организационный или педагогический характер условий его организации в образовательном процессе вуза.

Тогда, учебное сотрудничество можно рассматривать как совокупность условий, создаваемых педагогом для управления (организации) взаимными содействиями обучающих и обучающихся в процессе развития ИКК студентов вуза и которые предполагают целенаправленную совместную иноязычно-коммуникативную деятельность педагогов и студентов вуза. Представляют собой информационно-регламентирующее обеспечение образовательного процесса в вузе, определяющее содержание и результаты учебного сотрудничества, в том числе совокупность кооперативных технологий, приемов, диалоговых форм сотрудничества.

С другой стороны, на основе деятельностно-ориентирован-ного характера этой педагогической системы учебное сотрудничество есть совокупность условий, создаваемых педагогом для управления (осуществления) взаимными содействиями обучающихся в процессе развития ИКК студентов вуза, и которые сопровождают целенаправленную совместную иноязычно-коммуникативную деятельность студентов вуза. Представляют собой способы реализации содержания, целей кооперативных технологий, приемов, диалоговых форм сотрудничества в преднамеренном контакте студентов в образовательном процессе вуза.

Таким образом, можно выделить две стороны учебного сотрудничества в основе развития ИКК студентов вуза: функционально-ролевая (обусловленная внешними условиями развития ИКК студентов вуза) и личностная (обусловленная внутренними условиями развития их ИКК), и которая предопределена лич-ностно-ориентированным подходом в образовании, актуализирующем интеллектуально-свободную и творчески-самообра-зующуюся личность обучающихся, как субъектов собственных изменений посредством реализации отношений сотрудничества. В этом заключается смысл механизма развития ИКК студентов вуза, который регламентирован нормативным, общественно-моральным, ценностным характером способов совместной иноя-

зычно-коммуникативной деятельности в образовательном взаимодействии.

Анализ социологической и психолого-педагогической литературы (В.Е. Пешкова, Е.А. Сорокоумова, И.И. Голованова, О.И. Донецкая, Л.А. Болотюк и др.) показывает, что придание учебному сотрудничеству как процессу субъектно-диалоговый характер с целью формирования самообразующейся личности, «навыков самоорганизации и личной эффективности» [9, с. 41] могут содействовать различные диалоговые формы сотрудничества (деловые, ролевые игры (например, метод дебатов), работа в малых группах, тренинг-классах, полилог и др.

В связи с тем, что взаимосвязанные процессы общения, познания, самоутверждения и самовыражения нацелены на взаимодействие самих студентов с некой степенью выраженности их коммуникативной активности в учебной ситуации, то создается подмножество диалоговых форм сотрудничества: «Учимся вместе» (Learning Together by D. W. Johnson & R. T. Johnson, 1984), «Обучение в команде» (Student Team Learning by R. E Salvin, 1995), «Пила» (Jigsaw by E. Aronson, 1978), «Групповое исследование» (Cooperative Learning by Y. Sharan & S. Sharan, 1992) и др. Чтобы справляться с трудностями психолого-педагогического характера, педагоги часто модифицируют эти методики сотрудничества, добавляя различные способы, «набор приемов и средств обучения, максимально отвечающих требованиям современности» [10, с. 390], изменяя тем самым регламент совместной иноязычной речевой деятельности студентов вуза. Однако следует придерживаться основных принципов реализации выше отмеченных форм сотрудничества в обучении: 1) гуманизм и демократический стиль в системе отношений «студент-студент» в процессе общения; 2) системность, преемственность и междисциплинарность процесса познания; 3) проблемная направленность обучения; 4) ориентация на социально значимые потребности каждого обучающегося; 5) самостоятельность; 6) творчество, диалогичность и рефлективность, 7) индивидуальная ответственность каждого за свои успехи и успехи других; 8) элективность обучения.

Теоретические исследования по рассматриваемой проблеме в рамках данной статьи подтверждаются практической значимостью внедрения современных модификаций форм сотрудничества для развития ИКК студентов вуза кафедрой иностранного языка в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГиКиТ). Их реализация в образовательном процессе вуза происходит в соответствии с рабочими программами, содержание которых разработано на основе компетент-ностного и личностно-ориентированного подходов. информационно-регламентирующее обеспечение учебной дисциплины ««Иностранный язык в профессиональной сфере» (например по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура (уровень бакалавриата)» и профилю подготовки «Руководитель студии кино-, фото- и видеотворчества») носит сугубо профессионально-ориентированный характер, поскольку цели и задачи данной дисциплины определяются: требованиями ФГОС ВПО третьего поколения и требованиями работодателей к подготовке специалистов профиля - руководитель студии кино-, фото- и видеотворчества. Развитие иКк студентов этого профиля осуществляется с процессами развития общекультурных и профессиональных компетенций (ОК-5, ОК-6, ОК-7, ПК-11), сущность единства которых можно охарактеризовать как средство сотрудничества с профессиональными сообществами в реализации программ в сфере кинематографии, телевидения и смежных отраслей.

Библиографический список

В аспекте реализации личностно-ориентированного подхода можно отметить некоторые социально-психологические характеристиками учебно-методического обеспечения учебной дисциплины ««Иностранный язык в профессиональной сфере»:

1) акцент на возраст (2 курс), уровень языковой подготовки, индивидуальные потребности студентов в общении и познании;

2) с целью развития самообразующейся и самообучающейся личности специалистов в области «Руководитель студии кино-, фото- и видеотворчества» упор делается на процессы самовыражения и самоутверждения через междисциплинарные связи с тематическими разделами учебных программ по дисциплинам базового блока, например: «Фотомастерство», «Основы фотокомпозиции», «Психология цвета», «Цифровая обработка изображений», «Фоторепортаж» и др. 3) создаются условия для продуктивного сотрудничества преподавателей и (или) студентов вуза независимо от их уровня ИКК: использование аутентичных и профессиональных материалов для познавательной и личностной рефлексии; сочетание традиционных и современных интерактивных форм сотрудничества (диалогическое взаимодействие, технологии кооперации и сотрудничества, активно-ролевая и тренинговая организация учебного процесса), информационно-коммуникативные технологии, технологии тестирования.

Проведенный теоретический анализ социально-психологических и педагогических особенностей развития ИКК студентов вуза, позволяет сделать вывод о том, что успешность этого процесса зависит от соответствующих условий организации учебного сотрудничества:

1) придание субъектно-диалогового характера образовательному взаимодействию является одним из эффективных условий организации учебного сотрудничества для развития социально-профессиональных качеств специалиста в основе ИКК студентов вуза;

2) индивидуально-групповые формы сотрудничества активизируют коммуникативную и познавательную активность студентов вуза для удовлетворения социально значимых потребностей в соответствии с общественно-моральными нормами, и переводят процесс обучения в процесс самообучения;

3) учебное сотрудничество является совокупностью: а) условий организационный характер которых определяет содержание, цели и результаты кооперативных технологий, приемов диалоговых форм сотрудничества в процессе развития ИКК студентов вуза; б) способов реализации содержания, целей кооперативных технологий, приемов, диалоговых форм сотрудничества в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности студентов вуза. Это, в свою очередь, определяет профессиональный и социокультурный аспект формирования осознанного отношения к способам познания и обмена информацией.

Следовательно, резюмируя всё выше сказанное, можно сказать, что эффективность реализации системы совокупности условий управления образовательным взаимодействием с целью развития ИКК студентов вуза в основных видах совместной учебной деятельности можно достичь благодаря внедрению современных модификаций диалоговых форм сотрудничества в образовательный процесс вуза. В этом и заключается педагогическая значимость учебного сотрудничества на современном этапе развития образования, через которое раскрывается в полной мере весь инновационный потенциал совместной образовательной деятельности субъектов образования с возрастающей долей самоуправления и самостоятельности самих обучающих и обучающихся.

1. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике. Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: ТЦ Сфера, 2004: 448.

2. Буров К.С. Педагогические предпосылки организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентации. Образование. Педагогические науки. Челябинск: «ЮУрГУ НИУ», 2013; Том 5, № 4: 121 - 125.

3. Валиев И.Н. Формы взаимодействия человека и общества: проблема человека в свете современных социально-философских наук. Available at: http://dubintimlife.ru/formy-vzaimodejstvija-cheloveka-i-obschestva

4. Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогика сотрудничества. Конспект лекций. Казань: 2014. Available at: http://dspace.kpfu.ru/ xmlui/handle/net/21782

5. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003: 416.

6. Новейший психолого-педагогический словарь. Под редакцией Е.С. Рапацевич, А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010: 928.

7. Дзгоева Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования. Педагогика: теория и практика. Томск: Вестник ТГПУ, 2009; 2 (80): 57 - 60.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е, доп., испр. и перераб. Москва: Университетская книга, Логос, 2007: 384.

9. Вяльяк К. Э. Влияние информационных технологий на формирование навыков тайм-менеджмента у студентов вуза. Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014: 40 - 42.

10. Максимова Е. Е. Применение современных компьютерных программ в обучении иностранным языкам. Таможенные чтения - 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела: взгляд молодых лидеров (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии): сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора А.Н. Мячина. Санкт-Петербург, 2014: 390 - 392.

References

1. Mizherikov V.A. Slovar'-spravochnikpo pedagogike. Pod obschej redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: TC Sfera, 2004: 448.

2. Burov K.S. Pedagogicheskie predposylki organizacii vzaimodejstviya obrazovatel'nyh organizacij obschego i professional'nogo obrazovaniya v sfere proforientacii. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. Chelyabinsk: «YuUrGU NIU», 2013; Tom 5, № 4: 121 - 125.

3. Valiev I.N. Formy vzaimodejstviya cheloveka i obschestva: problema cheloveka vsvete sovremennyh social'no-filosofskih nauk. Available at: http://clubintimlife.ru/formy-vzaimodejstvija-cheloveka-i-obschestva

4. Golovanova I.I., Doneckaya O.I. Pedagogika sotrudnichestva. Konspektlekcij. Kazan': 2014. Available at: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/ net/21782

5. Gi Lefransua. Prikladnaya pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2003: 416.

6. Novejshijpsihologo-pedagogicheskijslovar'. Pod redakciej E.S. Rapacevich, A.P. Astahova. Minsk: Sovremennaya shkola, 2010: 928.

7. Dzgoeva N.M. Psihologo-pedagogicheskaya harakteristika uchebnogo sotrudnichestva v ramkah gumanizacii obrazovaniya. Pedagogika: teoriya ipraktika. Tomsk: Vestnik TGPU, 2009; 2 (80): 57 - 60.

8. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. 2-e, dop., ispr. i pererab. Moskva: Universitetskaya kniga, Logos, 2007: 384.

9. Vyal'yak K. 'E. Vliyanie informacionnyh tehnologij na formirovanie navykov tajm-menedzhmenta u studentov vuza. Nauka i obrazovanie v XXI veke: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 17 chastyah. Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2014: 40 - 42.

10. Maksimova E. E. Primenenie sovremennyh komp'yuternyh programm v obuchenii inostrannym yazykam. Tamozhennye chteniya - 2014. Aktual'nye problemy teorii i praktiki tamozhennogo dela: vzglyad molodyh liderov (k 20-letiyu Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii): sbornik materialov Vserossijskoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej professora A.N. Myachina. Sankt-Peterburg, 2014: 390 - 392.

Статья поступила в редакцию 28.09.16

УДК 372.881.161.1

Alyoshyna A.B., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: adl87@mail.ru

SPEAKING EXERCISES FOR THE RUSSIAN LANGUAGE INSTRUCTION OF PREPARATORY COURSE FOR FOREIGN STUDENTS. The article gives a brief description of creative competence and characteristics of creative techniques and tasks used in teaching Russian speech. The author describes the main points of creative techniques in teaching to speak, levels of teaching and tasks used on each level. Speaking exercises are discussed in detail, in particular project contests and video making. The article describes the use of these exercises in teaching the following conversational topics: "Transport", "In a Restaurant", "In a Store" and "Cinema and Theatre".

Key words: creative competence, creative techniques, speaking exercises, teaching to speak, Russian as a foreign language.

А.Б. Алешина, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: adl87@mail.ru

РЕЧЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО КУРСА

В статье дается краткое описание креативной компетенции, а также характеристика креативных приемов и заданий, используемых при обучении устной речевой деятельности на русском языке. Автор описывает основные положения креативной методики обучения говорению, этапы обучения и задания, используемые на каждом из этих этапов. Подробно рассматриваются речевые задания, в частности конкурс проектов и съемка видеофильма, дается описание использования этих заданий на примере разговорных тем «Транспорт», «В ресторане», «В магазине» и «Кино. Театр».

Ключевые слова: креативная компетенция, креативные приёмы, речевые задания, обучение говорению, русский язык как иностранный.

В свете современных трансформационных процессов в области образования, общей направленности на гуманизацию и модернизацию обучения всем дисциплинам в высшей школе, в том числе и РКИ, особенно актуальными считаются инновационные разработки новых методик и технологий обучения инофонов русскому языку.

Несмотря на большое количество уже имеющихся методических разработок в области специальной методологии, касающейся описания особенностей обучения отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности, остается еще много неисследованных вопросов.

Предметом нашей научно-методической рефлексии явилось создание методики оптимизирующей процесс обучения устной речевой деятельности, повышающей эффективность усвоения учащимися языкового материала, ограниченного рамками разговорных тем «Санкт-Петербург - культурная столица», «Транспорт», «В ресторане», «В магазине», «Кино, театр». Иностранные учащиеся проходят данные темы на начальном курсе обучения РКИ, когда уровень их владения русским языком можно охарактеризовать как базовый.

Разработанная нами методика строится на использовании системы креативных приемов и заданий. К креативным мы относим такие приемы и задания, которые характеризуются открытостью (отсутствием единственно правильного решения), проблемностью (наличием проблемы, выполняющей функцию стимула, побуждающего учащихся к говорению и вызывающего эмоции), многовариантностью и возможностью разносторонней трактовки выполнения учебной задачи, которые требуют от учащихся мобилизации их интеллектуальных и личностных возможностей (смекалки, внимания, воображения и др.). Использование такого типа приемов и заданий в обучении устной речи способно обеспечить формирование креативной компетенции, под которой мы понимаем совокупность креативных умений, позволяющих осуществлять речевую деятельность, создавая уникальные высказывания и адаптируя имеющиеся языковые знания и речевые навыки под новые условия общения. Сформированность креативной компетенции является обязательным условием формирования общей коммуникативной компетенции у учащихся, поскольку подразумевает выработку у учащихся следующих умений:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.