Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза'

Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ / УСЛОВИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА / УСЛОВИЯ КАК ОБСТАНОВКА / УСЛОВИЯ КАК ТРЕБОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMPETENCE / EXTERNAL AND INTERNAL CONDITIONS / CONDITION AS PREREQUISITE / CONDITION AS ENVIRONMENT / CONDITION AS REQUIREMENT / ORGANIZATIONAL-AND-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суртаева Н.Н., Щебельская Э.Г.

В статье проводится теоретический анализ понятия «организационно-педагогические условия как предпосылка». С учетом системно-деятельностного и компетентностного подходов раскрываются сущностные характеристики этого вида условий, подчеркивается их значимость в комплексе организационно-педагогических условий как «предпосылка, обстановка, требование», предопределяющих механизм формирования компетенций студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суртаева Н.Н., Щебельская Э.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-pedagogical conditions of higher school students´ competences development

The article is devoted to theoretical analysis of the concept of ´organizational and pedagogical conditions as prerequisite´. On the basis of the system-activity and competence-based approaches to the problem the authors consider the essential characteristics of this type of conditions, emphasizing its importance in the system of organizational and pedagogical conditions regarded as prerequisite conditions, circumstance conditions, requirement conditions, which play the primary role in the formation of university students’ competencies.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза»

Н. Н. Суртаева, Э. Г. Щебельская

(Санкт-Петербург)

Организационно-педагогические условия формирования

компетенций студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия «организационно-педагогические условия как предпосылка». С учетом системно-деятельностного и компетентностного подходов раскрываются сущностные характеристики этого вида условий, подчеркивается их значимость в комплексе организационно-педагогических условий как «предпосылка, обстановка, требование», предопределяющих механизм формирования компетенций студентов вуза.

Российская система образования в условиях значительных экономических и социокультурных перемен в обществе за последнее время все больше и больше видоизменяется в соответствии с продолжающейся реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС]. Это делает актуальной проблему обоснования организационно-педагогических условий построения образовательного процесса, направленного на подготовку профессионально компетентных специалистов, способных реализовывать приобретенные компетенции в изменяющихся условиях.

В связи с этим активизируется необходимость исследования проблемы организационно-педагогических условий в педагогической теории и практике на основании изучения их особенностей и механизма реализации, сообразно отвечающих целям, содержанию и формам профессиональной подготовки специалистов в системе образования, в том числе высшего образования. Обозначим часть собственных теоретико-методологических позиций по данной проблеме.

Принципиальным является общее положение о том, что основанием для выделения той или иной системы является цель, а значит, взаимосвязанные структурно-функциональные компоненты педагогической системы объединены одной педагогической целью. Под педагогическими целями мы понимаем ожидаемые и реально достижимые результаты образовательного процесса, которые выражаются в таком личностном новообразовании, как общекультурные, профессиональные и специальные компетенции по различным специальностям. Категория «компетен-

ция» в психолого-педагогической литературе отождествляется с «потенциальной активностью» [8, с. 69-70], которую мы рассматриваем как состояние готовности и стремления молодых специалистов к конкретной профессиональной деятельности. Потребностно-мо-тивационная основа коммуникативной активности, включающая комплекс специфических социально-профессиональных качеств, необходимых для совместной деятельности, предполагает усвоенные знания, умения, навыки, социокультурный и чувственный опыт, цели и способы деятельности, соответствующие общественно-моральным нормам, социально-значимые потребности (в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении].

Говоря о типологии условий в педагогической науке, которые подразделяются, как правило, на внешние и внутренние условия, следует определить место социально-профессиональных компетенций. Эффективность управления процессом формирования социально-профессиональных компетенций студентов вуза во многом зависит от условий, в которых функционирует эта система. Сочетание внешних и внутренних условий, отражением которых является взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студентов, можно рассматривать с точки зрения понимания условий как «предпосылка, обстановка, требование». Только тесное взаимодействие субъектов способствует переводу целей обучения в цели учения как индивидуально значимые для самих обучающихся в процессе удовлетворения их потребностей, влияя тем самым на формирование компетенций студентов вуза.

В проводимом исследовании определение содержательной составляющей организационно-педагогических условий как «предпосылка» важно при реализации ФГОС. Определившись в содержании понятия «условия-предпосылка» и теоретически обосновав его, открываем возможности выделения компонентов педагогической системы, направленной на развитие социально-профессиональных компетенций.

Реализовывать существующую систему задач, обозначенных в ФГОС, в процессе обучения студентов вуза необходимо с учетом понимания сущности понятия «условие-предпосылка», так как этот вид условий является первоначальным и важным этапом в исследовании всей системы организационно-педагогических условий, рассматриваемых через призму разновидностей - предпосылка, обстановка, требование. Остановим свое внимание на одном из них, а именно «условие-предпосылка». Для эффективной реализации организационно-педагогических условий как «предпосылка» на практике нужно выявить специфику данного вида условий и сообразно каким его составляющим запускается целенаправленный и закономерный механизм формирования социально-профессиональных компетенций студентов вуза.

В педагогике существует множество взглядов на природу организационно-педагогических условий, мы их рассматриваем с точки зрения системного и деятельностного подходов, выделяя организационный и педагогический компоненты, опираясь на позицию О. В. Галкиной [9], посвятившей исследование проблеме организационно-педагогических условий в педагогической науке. Ее концепция сводится к рассмотрению в большей степени организационной составляющей. Мы различаем эти две составляющие и интегрируем их в конкретном виде условий - «организационно-педагогические условия как предпосылка».

Выстраивая типологию условий, мы учитывали мнение О. В. Галкиной о том, что «отношения "цель - условия - результат" выступают как объективно, реально существующее обстоятельство, сообразно которому выстраивается деятельность субъекта» [10, с. 14], что может служить критерием разделения на три вида условий по отношению к деятельности (предпосылка, обстановка, требования]. С точки зрения автора, условия

«предпосылка» - это предварительные условия, которые предполагают возможность осуществления целесообразной деятельности субъекта [9, с. 53]. Это определение послужило основанием для раскрытия сущности организационно-педагогических условий формирования компетенций студентов вуза.

Что касается динамики формирования ключевых компетенций студентов, то ее количественно-качественная сторона в большей степени обусловлена прежде всего организационно-педагогическими условиями построения образовательного процесса в вузе. В свою очередь, словосочетание «организационно-педагогические условия» указывает на то, что анализ данного понятия должен затрагивать организационный, педагогический и организационно-педагогический аспекты рассмотрения этого феномена. В этом контексте интересны положения современной теории управления производственными и образовательными организациями, рассматривающие иерархию уровней управления структурно-функциональным единством компонентов педагогических систем, образование связей субординации субъектов с функциональным предназначением по вертикали и горизонтали [10, с. 271; 11, с. 22; 12, с. 158]. Принятие управленческих решений в процессе взаимодействия субъектов управления (студент, педагог, руководитель] осуществляется на каждом конкретном уровне управления формированием социально-профессиональных компетенций студентов вуза (технический, управленческий, институциональный]. Это позволяет определить функциональные обязанности субъектов управления внутри педагогической организации [10, с. 17]. При этом на каждом уровне управления создается свой вид условий, которые представляют собой комплекс условий в виде предпосылки, обстановки и требования. Таким образом, существуют условия определенного типа, присущие каждому уровню управления формированием социально-профессиональных качеств студентов.

Принимая во внимание различные подходы к пониманию и типологии условий в педагогической науке, мы выработали определение понятия «организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза» в более широком смысле слова. Их следует рассматривать как создаваемые руководителем обстоятельства для управления обучающими и обучающимися в процессе

формирования компетенций студентов вуза, с которыми сообразуется учебно-воспитательная деятельность педагогов учебная деятельность студентов вуза.

На институциональном уровне управления формированием компетенций студентов вуза руководитель обеспечивает организационные условия для взаимодействия с социумом, которые реализуются педагогом на техническом уровне. Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза - это обстоятельства, обеспечивающие управление учебно-воспитательной деятельностью педагогов и учебной деятельностью студентов в процессе формирования их компетенций, представляющие собой единый взаимосвязанный комплекс условий (предпосылка, обстановка, требование], реализуемый в процессе управления.

Организационный компонент системы организационно-педагогических условий предполагает управленческий уровень формирования компетенций студентов вуза. Этот вид условий является разновидностью условий «предпосылка». Сущность организационно-педагогических условий как предпосылки формирования компетенций студентов вуза состоит в том, что организационно-педагогические условия как предпосылка создаются руководителем, носят предварительный характер, то есть предполагается только возможность для осуществления целесообразной учебно-воспитательной деятельности педагога и учебной деятельности студента, способствующей формированию его компетенций.

Структурно-функциональное единство системы организационно-педагогических условий как «предпосылка» обусловлено учебно-методическим обеспечением, состоящим из трех компонентов - материально-технического, социально-личностного и информационно-методического.

Материально-технический компонент -это материально-техническая база: учебные помещения вуза, наглядные пособия, дидактический материал; технические средства обучения и управления образовательным процессом; информационно-коммуникативные средства, в том числе и современные информационные и коммуникативные технологии.

Социально-личностный компонент представлен кадровым обеспечением состава основных структурных подразделений: представители администрации; преподаватели

кафедр; кураторы студенческих групп; студенческие группы.

Информационно-методический компонент - это программно-методические средства (учебно-методический комплекс дисциплин с входящими в него учебными программами по дисциплине с методическими рекомендациями по организации основных видов учебных занятий, график самостоятельной работы студентов, карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине, особое значение имеет фонд оценочных средств контроля уровня сформированности компетенций и методические указания по составлению заданий для входного, текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины с приложением образцов; обучающие программные средства: биб-лиотечно-информационные ресурсы: электронные учебники, CD и DVD фильмы, электронные каталоги, PowerPoint презентации, ресурсы глобальных информационных средств, издательская деятельность и др.].

Рассмотрев обобщенно понимание организационно-педагогических условий как «предпосылка», соотнесем обозначенный вид условий с педагогической целью - формирование компетенций студентов вуза. В качестве условий необходимо определение стартового уровня сформированности их знаний, умений и навыков, социально значимых потребностей в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении, а также осознание педагогами необходимости и значимости процесса формирования социально-профессиональных компетенций студентов вуза с возможностями, предоставляемыми данным вузом для реализации этих целей. При этом единый комплекс организационно-педагогических условий как «предпосылка», влияющих на формирование компетенций студентов вуза, включает:

- признание педагогами необходимости развития общественного сознания, адекватно отражающего развивающиеся социокультурные преобразования в обществе и образовании, влияющие на формирование компетенций студентов вуза;

- программно-методические и информационные средства, способствующие формированию компетенций студентов вуза;

- наличие профессионально ориентированного материально-технического обеспечения, в том числе специализированных средств коммуникации;

- определение существующего уровня сформированности компетенций студентов вуза посредством диагностирования таких их социально-профессиональных качеств, как знания, умения, навыки, социально значимые потребности в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении.

В результате проведенного анализа в со-

ответствии с принципами системности и деятельности было раскрыто содержание и сконструировано определение организационно-педагогических условий, раскрыт организационный характер организационно-педагогических условий, отвечающий системно-дея-тельностному подходу к формированию компетенций студентов вуза.

Литература

1. Баженов А. А., Баженов А. Е., Какузин В. А. Инновационные организационно-педагогические условия подготовки спортивных менеджеров : учеб. пособие. - Малаховка: МГАФК, 2002. - 98 с.

2. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 496 с.

3. Ефимова И. Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Магнитогорск, 2003. - 182 с.

4. Магрупова А. А. Организационно-педагогические условия формирования у студентов физической культуры готовности к управленческой деятельности : дис. . канд. пед. наук : 13.00.04. -Челябинск, 2000. - 152 с.

5. Маркова А. С. Организационно-педагогические условия совершенствования высшего заочного педагогического образования : учеб. пособие. - Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2002. - 84 с.

6. Нелюбов С. А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности : моногр. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2003. - 172 с.

7. Скурихина О. В. Организационно-педагогические условия овладения студентами способами проектной деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Киров, 2008. - 202 с.

8. Ильязова М. Д. О структуре компетентности будущего специалиста // Интеграция науки и высшего образования. - 2008. -№ 1. - С. 69-70. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/o-strukture-kompetentnosti-buduschego-petsialista (дата обращения 03.04.2016)

9. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Самара, 2009. - 187 с.

10. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Самара, 2009. - 23 с.

11. Бухарова Г. Д., Арефьев О. Н., Старикова Л. Д. Системы образования : учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 475 с.

12. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 349 с.

13. Теория системного менеджмента: учебник / под ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.

14. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Полифоничность категории «условие» в педагогических исследованиях // Вестник диссертационного совета. - СПб. ; Новокузнецк: ИПК, 2003. - С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.