Научная статья на тему 'Система критериев оценки уровня сформированности культуры потребностей студентов вуза'

Система критериев оценки уровня сформированности культуры потребностей студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / КУЛЬТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПОТРЕБНОСТЬ В САМОУТВЕРЖДЕНИИ / ПОТРЕБНОСТЬ В САМОВЫРАЖЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЗНАНИИ / ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / CRITERIA / INDEXES / CULTURE OF NEEDS / SOCIALLY SIGNIFICANT NEEDS / NEED FOR SELF-AFFIRMATION / NEED FOR SELF-REALIZATION / NEED FOR KNOWLEDGE / NEED FOR COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна

На примере диагностики социально значимых потребностей в самоутверждении и самовыражении, познании и общении рассматривается система критериев и показателей оценки сформированности культуры потребностей студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щебельская Эльвира Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria system to

By the example of diagnostics of socially significant needs for self-assertion and self-expression, knowledge and communication the system of criteria and indicators of evaluating culture-of-needs development of higher school students is considered

Текст научной работы на тему «Система критериев оценки уровня сформированности культуры потребностей студентов вуза»

Э. Г. Щебельская

(Санкт-Петербург)

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

На примере диагностики социально значимых потребностей в самоутверждении и самовыражении, познании и общении рассматривается система критериев и показателей оценки сформиро-ванности культуры потребностей студентов вуза

Наличие объекта исследования влечет за собой оценку качества функционирования его как системы и формирования его индивидуальных характеристик. Предметом оценки качества системы образования с целью корректировки образовательного процесса выступает качество деятельности субъектов, качество протекания процессов, качество условий, качество результата образования. В контексте данной идеи исключением не является и оценка качества формирования культуры потребностей студентов вуза.

Одна из задач решения указанной проблемы заключается в построении системы критериев оценки уровня сформированности культуры потребностей студентов вуза. При этом важнейший методологический принцип обоснования критериев реализуется в первую очередь через требование семантической определенности понятийно-категориального аппарата при изучении природы культуры потребностей. Под «культурой потребностей» мы понимаем осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы, общества] к удовлетворению его материальных и духовных нужд объективно-субъективного характера, которое отражает способы освоения материальных благ и духовных ценностей в противоречивой потребительносозидательной деятельности, направленной на всестороннее и гармоническое развитие личности как объективную необходимость.

Требования семантической определенности распространяются также на операционные компоненты оценочно-критериального комплекса, которые выступают в качестве понятий «критерий», «показатель» и «признак», поскольку о состоянии объекта следует судить исходя из соответствия педагогических задач исследования задачам, вытекающим из содержания этих понятий.

В словарно-энциклопедических справочниках многие дефиниции понятия «критерий», раскрывают его через показатель, признак как условно принятую меру, позволяющая дать объекту определение, классификацию или оценку [3, с. 102; 5, с. 271]. Следуя назначению критериев как «некие стандарты совершенства, которые движут к достижению цели» [1, с. 75], система критериев оценки уровня сформированности культуры потребностей личности позволяет удостовериться в успешности реализации условий построения образовательного процесса, направленного на формирование ее различных потребностей. Наряду с этим следует подчеркнуть, что принцип внешневнутренней обусловленности развития потребностей отражает многообразие внешних и внутренних условий, выступающих средством ее формирования как целостной системы. Оперируя системой критериев, также следует иметь в виду, что в реальной практике каждый критерий не может иметь однозначный характер, так как критерии отображают системы различных ценностей, как правило, несводимых к друг другу. При этом вероятное изменение экономических, социокультурных условий в обществе влияет на формирование культуры потребностей студентов вуза, т.е. возникновение новых возможностей трансформации статического состояния культуры потребностей в новое с целью удовлетворения существующих и возникающих потребностей. При этом процесс оценивания культуры потребностей студентов вуза заключается в переходе из пространства состояний данной системы в «критериальное пространство» (А. М. Новиков, Д. А. Новиков]. Следовательно, выбор адекватных критериев оценки позволяет оценить уровень сформированности культуры потребностей студентов как результат со-

вместной деятельности педагогов и студентов в условиях вуза на «входе», промежуточных этапах обучения и «выходе».

Таким образом, в контексте рассматриваемой проблемы и отношений «цель-условия-результат» система основных критериев служит мерилом выделения и оценки: а] ведущих потребностей в самоутверждении, общении, познании и самовыражении в культуре потребностей студентов вуза (Н. Ф. Наумова,

Н. Ю. Волова, С. Б. Каверин и др.]; б] внешних и внутренних условий формирования культуры потребностей по отношению к студентам вуза; в] качества сформированности культуры потребностей студентов вуза по уровням ее развития, характеризуемых определенными видами деятельности.

Такой подход к пониманию сущности понятия «критерий» позволяет отделить его от понятия «показатель». Уровень сформиро-ванности культуры потребностей - это мера соответствия определенным критериям. О ней можно судить по показателям. Другими словами, «показатель - это то, что «показывает» наличность чего-либо» [5, с. 269]. Однако педагоги предпочитают рассматривать показатели как единство качественных или количественных характеристик и как более частные по отношению к критериям, вводимые для оценки совокупности устойчивых свойств рассматриваемого объекта.

Что касается признаков, то они определяются как характерные черты объектов, которые могут быть охарактеризованы рядом статистических величин [6, с. 459], т.е. признак определяет отличительные особенности объектов, позволяющих качественно оценить (есть или нет] и выделить их из окружающей действительности. Поэтому при решении социально-экономических задач признаки объектов используются как критерии классификации, поскольку порождают разбиение совокупности свойств на классы от низшего к высшему (биологические и духовные потребности, материальные и духовные ценности и т.д.]. Это означает, что признак - величина, способная изменяться в процессе трансформации объекта, например «одухотворения» потребностей.

В научной литературе отсутствуют работы, определяющие критерии и показатели сформированности той или иной потребности, тем более рассматривающие культуру потребностей в целом. В этой связи представляется целесообразным разносить критерии

по трем группам: 1] цель проектируемой системы; 2] средства и способы ее реализации; 3] отношения системы со средой [4, с. 268]. При этом формирование свойств этой системы потребностей неотделимо от отношений «цель - условия - результат», которые выступают как объективно, реально существующее обстоятельство, сообразно которому выстраивается деятельность субъекта, и могут служить средством выделения критериев диагностики культуры различных потребностей студентов вуза. Именно такая оптимизация, необходима для оценки качества функционирования такой педагогической системы, как культура потребностей студентов вуза.

Первая группа критериев предназначена для оценивания образовательного результата, полученного в определенных условиях в соответствии с поставленными педагогическими целями. «Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата» [5, с. 269]. В нашем случае эта группа критериев выводится из представления о достойном человеке в качестве наивысшей ценности современной культуры, и удовлетворение потребностей молодыми людьми должно отвечать принципу «содействие благу другого человека». В соответствии с пониманием культуры потребностей в широком смысле и актуальности проблемы «общество потребления» выводим общесоциальный интегральный критерий, существенным признаком которого является противопоставление «жить для себя» - «приносить пользу обществу».

В целях эффективной оценки отдельных сторон этого сложного процесса в соответствии с поставленными задачами, общесоциальный интегральный критерий декомпозируется на две группы частных критериев. Поскольку речь идет о высшем профессиональном образовании, а культура потребностей, в частности социально значимых потребностей, - это индивидуализированное образование, по-видимому, необходимо выделять социокультурный аспект как обобщающий, а профессиональный как частный. Здесь признаками выступают осознание студентами социально значимой цели - специалист с набором высокопрофессиональных и духовно-нравственных качеств и способность к саморегуляции сознательного выбора способов удовлетворения потребностей в усло-

виях вуза в соответствии с общественно-моральными нормами. Таким образом, в основе второй группы лежит один из частных критериев, определяемый как образовательный.

Третья группа критериев позволяет установить границы отношений системы с социумом на основании построения сетки «отношений-связей» объективно-субъективного характера, т.е. во взаимосвязи всех четырех социально значимых потребностей лежат процессы, неотделимые от взаимодействия субъектов. Содержание профессиональной подготовки специалистов в вузе определяется удовлетворением потребности студентов в общении, направленном на осознание межличностных, профессиональных отношений и выработку у них способности коллективно принимать согласованные решения и эффективно применять знания, умения и навыки, тем самым принося пользу обществу. Следовательно, третий критерий мы определяем как коммуникативный.

В соответствии с требованиями педагогической диагностики нами была разработана специальная диагностика выявления уровней сформированности культуры потребностей студентов вуза. Ее основу определили два основных показателя:

1. Структурное соответствие содержания культуры потребностей принятой психо-лого-педагогической концепции - формирование личностных новообразований, социальных качеств, общественно-моральных норм и соответствующих им способов освоения социальных благ (В. И. Жернов, Э. Д. Кондра-кова, Н. Б. Крылова и др.].

2. Диагностика культуры потребностей студентов вуза может осуществляться через такой показатель, как социально значимые потребности (в самоутверждении, общении, познании и самовыражении). В данной статье приведем только выработанные нами определения культуры каждой из них:

- культура потребности в общении - это осознанное отношение субъекта к обмену познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками в межличностном взаимодействии, которое отражает способы обмена материальными благами и духовными ценностями в потребительно-созидательной деятельности;

- культура потребности в познании представляет собой осознанное отношение субъекта к приобретению, усвоению и применению знаний, которое отражает способы по-

знания материальных благ и духовных ценностей в потребительно-созидательной деятельности;

- культура потребности в самовыражении - осознанное отношение субъекта к само-проявлению своей индивидуальности, которое отражает способы творческого воплощения материальных благ и духовных ценностей (идей и знаний] в потребительно-созидательной деятельности.

- культура потребности в самоутверждении понимается как осознанное отношение субъекта к самооценке и оценке себя со стороны других, выражающее специфичный стиль потребления материальных благ и духовных ценностей в потребительно-созидательной деятельности.

Далее на основании теоретико-методологических принципов конструирования критериального аппарата (А. М. Новиков, В. П. Па-насюк, И. А. Ивлева, С. Я. Батышев и др.] можно назвать ряд показателей более частного порядка. Они были обозначены с учетом основных критериев (социальный, образовательный, коммуникативный], специфики культуры социально значимых потребностей и социально-психологического характера «культуры отношений» к процессу освоения студентами материальных и духовных ценностей в образовательном процессе вуза: 1] первый показатель - цели в основе удовлетворения потребностей, признаком которого выступает способность соотносить цели учения в образовательном процессе с позиции значимости для себя с целями обучения в вузе; 2] вторым показателем является отношение к потребности как средству достижения цели, признаками которого является материальностатусное, престижно-статусное или профессионально-статусное самоопределение; 3] в социально-экономическом и психологическом смысле имеет значение третий показатель - «стиль потребления» как способ удовлетворения потребностей личности, который характеризуется такими признаками, как осознанный выбор способов и средств достижения цели; 4] выделение четвертого показателя - «степень удовлетворенности» при реализации обозначенных потребностей, а его признак - ориентация на духовные и (или] материальные ценности.

Таким образом, на основании реализации принципа системности, деятельности, доминирования и семантической определенности ключевых понятий исследования представ-

ленная система критериев (социальный, образовательный, коммуникативный] с опорой на названные показатели позволяет диагностировать уровень сформированности культуры потребностей студентов вуза. Следует добавить, что более качественное диагностирование меры изменений, происходящих в процессе формирования культуры потребно-

стей студентов вуза, требует от педагогов проводить декомпозицию основных критериев, так как количество компонентов критериального аппарата может варьироваться в зависимости от специфики проверяемого объекта. Мы остановились на наиболее показательных элементах с целью унификации педагогической диагностики.

Литература

1. Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -№ 6-2. - С. 74-77.

2. Ивлева И. А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования : моногр. - СПб.: ИПТО РАО, 2001. - 152 с.

3. Андреева Г. А. Краткий педагогический словарь : учеб.-справ. пособие. - М.: В. Секачев, 2007. - 181 с.

4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИН-ТЕГ, 2007.

- 668 с - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.anovikov.ru/bo-oks/methodology_full.pdf/

5. Педагогика : большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.

6. Статистический словарь / под ред. А. Я .Боярского. - М.: Статистика, 1965. - 708 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.