Научная статья на тему 'Культура потребностей студентов вуза: духовный аспект'

Культура потребностей студентов вуза: духовный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPIRITUAL NEEDS / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / КУЛЬТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА / UNIVERSITY STUDENTS' CULTURE OF NEEDS / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Э.Г.

Духовные потребности человека зависят от продуктов общественного сознания: проявления рефлексии, самонаблюдения, мыслей и чувств людей, что указывает на осознанное отношение к духовным ценностям, отражающихся в виде духовной потребности в психике человека. В статье представлен обзор теоретико-методологических подходов к рассматриваемой проблеме, который сделал возможным выявить ряд требований к формированию культуры потребностей студентов вуза, основным из которых является учет ведущих потребностей для данного возраста, влияющих в наибольшей степени на качество освоения компетенций в условиях вуза. Статья посвящена анализу духовной составляющей культуры потребностей студентов вуза на основе рассмотрения социально-психологических особенностей выделения конкретных видов духовных потребностей в её структуре, которые в наибольшей степени влияют на качество развития компетенций будущих специалистов в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF NEEDS OF UNIVERSITY STUDENTS: THE SPIRITUAL ASPECT

Spiritual needs of a person show dependence on products of public consciousness: manifestations of reflection, self-observation, thoughts and feelings of people that indicates the conscious relation to spiritual values reflected in the form of spiritual need in a human psyche. The article presents a review of theoretical and methodological approaches to the problem under consideration, which made it possible to identify a number of requirements for the formation of a culture of the needs of university students, the main one of which is to take into account the leading needs for this age, which affect the quality of the development of competencies in the university. The article analyzes the spiritual component of the culture of the needs of university students on the basis of the study of socio-psychological features of specific types of spiritual needs in its structure, that affect the quality of the development of the competencies of future specialists in the conditions of high school most of all.

Текст научной работы на тему «Культура потребностей студентов вуза: духовный аспект»

Культура влияет на умозаключения, мышление, поэтому в этом контексте можно доводить до понимания обучаемыми различных смыслов жизни, в том числе патриотических чувств.

Процесс воспитания средствами культуроцентрированных технологий, предлагают реализовать поэтапно (формирую-ще-знаниевый, формирующе-деятельностный, формирующе-по-веденческий этапы). Через организацию деятельности по этим этапам происходит формирование знаний о культурном багаже включение в дидактический процесс «нового» слова, выражения, символа, факта, имеющих этнокультурное происхождение; формирование умений, убеждений, обучение распознаванию культурной принадлежности слова, выражения, символа, факта, а также обоснование необходимости в сохранении их культурной принадлежности для международной культурной палитры; формирование привычки, навыков социального поведения, презентация форм национального самоотношения (использование в речи слов, выражений, символов на родном языке, сравнение их с инокультурным аналогом, сравнение аналогичных поступков, навыков социального поведения и др.). Реализация этапов может происходит на основе использования содержания, раскрывающего деятельность патриотов России в настоящем и прошлом, что может послужить побудительным мотивом для патриотического проявления в поведении курсантов.

За последние годы в педагогике рассматривались различные аспекты влияния культуры на образование в рамках разных парадигм: место и значение культуроцентрированных технологий в образовательном процессе (гуманитарные технологии, человековедческие технологии, педагогические технологии, ме-таобразовательная область как интегрированный механизм раскрытия культуры, использование творческого наследия деятелей

Библиографический список

науки и культуры и т. д.), в меньшей степени воспитывающая возможность культуроцентрированных технологий в патриотическом воспитании.

Таким образом, наши исследования показали, что «культу-роцентрированные технологии патриотического воспитания» -это педагогические технологии, направленные на формирование ценностно-смысловой сферы курсантов в сочетании с широким кругозором, эрудицией, культурой отношений, чувства гордости за национальную культуру, способствующих высокому уровню развития государственно-патриотического сознания, верности Родине, конституционному долгу, гордости за принадлежность к войскам национальной гвардии.

При этом к педагогическим возможностям культуроцентри-рованных технологий в воспитательном процессе следует отнести:

- приобщение курсантов к общемировым и национальным культурным ценностям с целью интериоризации (присваивания, овнутрения) их содержания, чтобы привязать культурные ценности к наличному знанию о себе, людях и окружающем мире -культурная самоидетификация;

- воспитание духовных начал и нравственных качеств личности, становление миропонимания, национального самосознания, любви и верности Отчизне;

- нацеленность на культурные идеалы и нормы поведения, культурную социализацию личности, инициирующие самоактуализацию, самореализацию и саморазвитие курсантов;

- формирование социальной активности, гражданской позиции, ответственности за судьбы близких и Родины, готовности её защищать, все то, что составляет патриотического сознание личности.

1. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Экспресс, 2008.

2. Щуркова Н.Е., Питюков Л.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. Москва, 1993.

3. Сейтжанова А.Е. Применение современных технологий в воспитательной работе. Available at: https://kopilkaurokov.ru/ klassnomuRukovoditeliu/prochee/primienieniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-noi-rabotie

4. Дистервег Ф.А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. Народное образование. 1998; № 7: 193 - 197.

5. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2010.

6. Алпацкий И.И., Чухнов И.П. Основные подходы к использованию культуроохранных технологий в России. Аналитика культурологии. 2006: 5.

7. Этуев А.Б. Современные технологии культурологического образования и дидактическая концепция. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013; Т. 5: 501 - 505. Available at: http://e-koncept.ru/2013/54101.htm

8. Кривых С.В. Культура воспитания и воспитание культуры. Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: НОУ «Экспресс», 2009.

9. Дубовская Е.М., Красная М.А. Взаимодействие с другой культурой как фактор гражданской социализации. Психологические исследования. 2017; Т. 10: № 54. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1456-dubovskaya54.html

10. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в образовании. Омск: ИРОООЮ, 2017.

References

1. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2008.

2. Schurkova N.E., Pityukov L.Yu., Savchenko A.P., Osipova E.A. Novye tehnologii vospitatel'nogo processa. Moskva, 1993.

3. Sejtzhanova A.E. Primenenie sovremennyh tehnologij v vospitatel'noj rabote. Available at: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/ prochee/primienieniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-noi-rabotie

4. Disterveg F.A. O prirodosoobraznosti i kul'turosoobraznosti v obuchenii. Narodnoe obrazovanie. 1998; № 7: 193 - 197.

5. Plotnikova E.B. Vospityvayuschee obuchenie: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2010.

6. Alpackij I.I., Chuhnov I.P. Osnovnye podhody k ispol'zovaniyu kul'turoohrannyh tehnologij v Rossii. Analitika kul'turologii. 2006: 5.

7. 'Etuev A.B. Sovremennye tehnologii kul'turologicheskogo obrazovaniya i didakticheskaya koncepciya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2013; T. 5: 501 - 505. Available at: http://e-koncept.ru/2013/54101.htm

8. Krivyh S.V. Kul'tura vospitaniya i vospitanie kul'tury. Vospitanie 'elity kak resurs razvitiya regionov strany: Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskojkonferencii. Sankt-Peterburg: NOU «'Ekspress», 2009.

9. Dubovskaya E.M., Krasnaya M.A. Vzaimodejstvie s drugoj kul'turoj kak faktor grazhdanskoj socializacii. Psihologicheskie issledovaniya. 2017; T. 10: № 54. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1456-dubovskaya54.html

10. Surtaeva N.N. Gumanitarnye tehnologii vobrazovanii. Omsk: IROOOYu, 2017.

Статья поступила в редакцию 28.03.18

УДК 378

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, University of Film

and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

CULTURE OF NEEDS OF UNIVERSITY STUDENTS: THE SPIRITUAL ASPECT. Spiritual needs of a person show dependence on products of public consciousness: manifestations of reflection, self-observation, thoughts and feelings of people that indicates the conscious relation to spiritual values reflected in the form of spiritual need in a human psyche. The article presents a review of theoretical and methodological approaches to the problem under consideration, which made it possible to identify a number of requirements for the formation of a culture of the needs of university students, the main one of which is to take into account the leading needs for this age, which affect the quality of the development of competencies in the university. The article analyzes the spiritual component of the culture of the needs of university students on the basis of the study of socio-psychological features of specific types of spiritual needs in its structure, that affect the quality of the development of the competencies of future specialists in the conditions of high school most of all.

Key words: spiritual needs, spiritual values, university students' culture of needs, competence, self-realization.

Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков СПбГИКиТ, г. Санкт-Петербург,

E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

КУЛЬТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ

Духовные потребности человека зависят от продуктов общественного сознания: проявления рефлексии, самонаблюдения, мыслей и чувств людей, что указывает на осознанное отношение к духовным ценностям, отражающихся в виде духовной потребности в психике человека. В статье представлен обзор теоретико-методологических подходов к рассматриваемой проблеме, который сделал возможным выявить ряд требований к формированию культуры потребностей студентов вуза, основным из которых является учет ведущих потребностей для данного возраста, влияющих в наибольшей степени на качество освоения компетенций в условиях вуза. Статья посвящена анализу духовной составляющей культуры потребностей студентов вуза на основе рассмотрения социально-психологических особенностей выделения конкретных видов духовных потребностей в её структуре, которые в наибольшей степени влияют на качество развития компетенций будущих специалистов в условиях вуза.

Ключевые слова: духовные потребности, духовные ценности, культура потребностей студентов вуза, компетенция, самореализация.

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (редакция 2017) одной из главных задач современного образования является подготовка специалистов с совокупностью компетенций, определяющих интеллектуальный, духовно-нравственный, творческий, физический и (или) профессиональный уровень развития. Современные тенденции в переосмыслении духовных ценностей общества и пересмотра содержания образовательных программ на их основе вынуждают педагогов более детально исследовать проблемы условий духовного обновления культуры потребностей обучающихся, в том числе в студентов вуза. Общеизвестно, что развитие компетенций будущих специалистов неотделимо от процессов духовного возвышения их потребностей до самореализации в творческом труде как одной из ключевых целей современного образования. «Духовно развитый человек использует свои мысли и тело как хозяин для удовлетворения тех потребностей, которые ведут не только к сытому желудку и многообразию эмоций и чувств, но к познанию себя как творческой личности, творящей совместно с Богом (сотворчество), творящей самого себя» [1, с. 15].

Теоретический анализ научной литературы позволил нам сформулировать определение «культуры потребностей», под которой мы понимаем осознанное отношение субъекта к удовлетворению его материальных и духовных нужд объективно-субъективного характера, которое отражает способы освоения материальных благ и духовных ценностей в противоречивой потребительно-созидательной деятельности, направленной на всестороннее и гармоническое развитие личности как объективную необходимость. Поскольку удовлетворение студентами вуза своих личностно-значимых нужд при обучении требует от педагогов конкретных знаний о механизме формирования культуры разнообразных потребностей на данном этапе социализации, это определение легло в основу нашего изучения педагогических требований к развитию духовной составляющей культуры потребностей студентов вуза в процессе приобретения ими соответствующих компетенций.

Обзор теоретико-методологических подходов к рассматриваемой проблеме сделал возможным выявить ряд требований к формированию культуры потребностей студентов вуза, основным из которых является учет ведущих потребностей для данного возраста, влияющих в наибольшей степени на качество освоения компетенций в условиях вуза. «Овладение психотехнологиями есть суть и главная цель учебного процесса, есть то, без чего невозможно достижение профессионализма» [2, с. 397]. В рамках данной статьи мы кратко рассмотрим некоторые социально-психологические особенности духовной составляющей культуры потребностей студентов вуза в процессе освоения ими профильных компетенций.

Для решения поставленной задачи, необходимо понимать, что студенчество как социальная категория молодёжи, характеризуемая конкретными видами учебной деятельности, частично включена в создание духовных ценностей в образовательном процессе вуза и соответствует второму периоду юности с расцветом интеллектуально-познавательных возможностей в овладении профессией. Это завершающий этап стабилизации характера, накопления теоретического и предметно-практического опыта, обеспечения внутренней восприимчивости духовных ценностей, определяющих индивидуальный стиль удовлетворения потребностей при освоении социально-профессиональных компетенций. При этом развитие компетенций воспринимается педагогами как потенциальная активность и способность к осущест-

влению профессиональной деятельности на основе комплекса личностных качеств, специфичных для конкретной профессии: научно-технические знания, умения и навыки, социокультурный и чувственный опыт, система социально значимых потребностей и общественно-моральных норм, целей и способов деятельности, регулирующих поведение будущих специалистов. Качественная реализация всех вышеуказанных социально-профессиональных компонент является залогом всестороннего и гармонического развития молодых специалистов. Сущность педагогической деятельности заключается как раз в том, чтобы управлять этим процессом. Следовательно, оценка качества компетенций студентов вуза также воспринимается как определенный уровень их культуры потребностей, т. е. их способность выбирать предпочтительные способы освоения материальных и духовных ценностей при реализации образовательных потребностей в процессе их компетентностного становления с учетом опыта и стереотипов поведения.

Но культура потребностей студентов вуза - это невероятный психический сплав разнообразных потребностей и рассмотрение духовной составляющей культуры потребностей студентов вуза требует анализ системы базовых потребностей, разработанной С.Б. Кавериным [3]. Согласно этой концепции, все потребности человека по принципу приоритета и доминирования проходят биологическую, психофизиологическую, социальную и духовную стадии развития. Социальная стадия личностного становления знаменуется формированием социальных потребностей в самоутверждении, общении, познании и самовыражении как одних из самых сильных психологических направляющих механизма формирования культуры потребностей в годы юности (В.З. Рогозин, Н.А. Журавлева, Н.Ю. Волова, Н.Ф. Наумова и др.). Социокультурная среда вуза, выступающая комплексным условием формирования этих потребностей, определяет их социально значимый характер для общества. В социально-психологическом аспекте структурные компоненты культуры потребностей студентов вуза детерминированы образовательными, культурно-просветительскими, спортивными и другими мероприятиями в вузе. Такое понимание проблемы может способствовать решению ряда педагогических задач в подготовке компетентных специалистов на основе понимания целей, условий и результатов процесса обучения, не исключая формирование духовной составляющей культуры потребностей студентов вуза. Рассмотрим её значимость в развитии социально значимых потребностей человека.

Итак, следующая стадия социализации студентов вуза знаменуется трансформацией социальных потребностей в духовные (С.Б. Каверин). Но это не означает, что духовность проявляется только на этом уровне развития молодёжи. Социальные и духовные потребности вторичны и являются продуктом социализации человека. Их фундаментальные потребности в общении, познании и рекреации - это не только природные свойства человека, они связанны со всеми видами человеческой деятельности, которые конкретизируются в объектах труда. Потребность в умственном и физическом, профессиональном и творческом труде - это, прежде всего, духовная потребность в созидательной деятельности. Следовательно, каждый этап социализации студентов вуза проходит через духовное возвышение их социально значимых потребностей, завершаясь наивысшей духовной потребностью в профессиональном творчестве при слиянии социальных и духовных потребностей в одну из основных потребностей личности в «самоактуализации» (А. Маслоу). В этом и

заключается суть духовной составляющей в развитии социально значимых потребностей студентов вуза.

Однако отождествление социальных потребностей с духовными неправомерно. Духовные потребности человека проявляют зависимость от продуктов общественного сознания (различные проявления рефлексии, самонаблюдения, мыслей и чувств людей), что указывает на осознанное отношение к духовным ценностям, отражающихся в виде духовной потребности в психике человека. Примером такой культуры духовного освоения может быть познание смысла своего существования в окружающем мире, произведений искусства, усвоение информации и т. д. Но культура духовных потребностей может определяться не только потребностями в познавательном и эстетическом освоении предметов. Правомерно вычленение и других видов культуры духовных потребностей, например, потребность в нравственном самосовершенствовании. Нравственный характер духовных потребностей подчеркивает Е.А. Стародубцева, определяя их как «устойчивое осознанное или неосознанное стремление личности поступать в соответствии с нравственными чувствами, взглядами, убеждениями, которое может быть направлено на определенный объект в любой сфере деятельности - труде, познании, обучении, общении» [4, с. 45]. Однако, независимо от вида деятельности, каждая социально значимая потребность имеет свой духовный вектор развития, а «духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность» [5, с. 194].

Такой взгляд на сущность духовной составляющей культуры социальных и духовных потребностей как системного образования, еще раз подтверждает тот факт, что её внутренняя структура неоднородна, и чрезвычайно изменчива при формировании компетенций студентов вуза. При этом в связи с неоднозначностью проблемы духовных потребностей, отечественная педагогика при реализации личностно-ориентированного и ком-петентностного подходов учитывает в основном познавательные, нравственные и эстетические элементы в системной структуре духовных потребностей обучающихся. (Е.А. Стародубцева, Е.Ю. Зелинская, С.И. Дьяков и др.)

Качественное раскрытие духовной составляющей всей системы индивидуальных потребностей студентов вуза в учебной деятельности возможно только при удовлетворении всех четырех социально значимых потребностей (в самоутверждении, общении, познании и самовыражении) с последующей их трансформацией в духовные. В учебном сотрудничестве этот осознаваемый деятельностный процесс побуждает студентов к освоению таких духовных ценностей как укрепление в вузовском коллективе социального статуса и своего суверенитета «Я», познавательных интересов в новых научно-технических знаниях, нравственных и эстетических взглядов, которые обязательно подкрепляются чувственной и волевой саморегуляцией в накоплении опыта в профессиональном и духовном творчестве.

Таким образом, учитывая социокультурное, эмоционально-психологическое и интеллектуальное влияние на духовное

Библиографический список

развитие культуры потребностей студентов вуза, разграничение социально значимых потребностей ведет к выделению также четырех категорий духовных потребностей согласно следующей схеме их одухотворения: потребность в самоутверждении ^ в потребность быть личностью, потребность в общении ^ в нравственную и эстетическую потребности, потребность в познании ^ в потребность смысла жизни, потребность в самовыражении ^ в потребность в подготовленности и потребность преодоления (С.Б Каверин). И только такое поступательное движение от социальных к духовным составляющим культуры потребностей студентов сможет раскрыть их духовный потенциал в самообучении и самореализации себя в образовательном процессе вуза. Тогда существенная характеристика духовных потребностей студентов вуза в большей мере, чем социальных, выражается субъективным аспектом в степени их свободы и волевых усилий, нравственности и эстетики в выборе общественно-моральным норм и способов учебной деятельности. Значит, речь идет уже о формировании культуры духовных потребностей как меры насыщения и одухотворения соответствующим нравственно-эстетическим и общественно-моральным содержанием процессов самоутверждения, общения, познания и самовыражения в совместной деятельности педагогов и студентов вуза, умение использовать достигнутый уровень социализации для дальнейшего духовного, творческого развития личности будущих специалистов.

Следовательно, культура духовных потребностей студентов вуза есть не что иное как система, состоящая из единства генетических и приобретенных социально-духовных качеств личности обучающихся, объективно-субъективный характер которой запускает глубоко противоречивый осознаваемый деятельностный процесс, проявляющийся в особом нравственно-эстетическом, духовно-ценностном отношении к совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов и студентов в образовательном процессе вуза.

Подводя итоги теоретического анализа социально-психологических возможностей развития духовной составляющей культуры потребностей обучающихся, отметим, что духовная деятельность студентов вуза представляет собой широкий спектр видов учебного сотрудничества, которые опосредуется различными духовными отношениями во всех видах учебной деятельности: престижно-статусными, нравственно-эстетическими, познавательными через самопроявление своей творческой индивидуальности. Совместная учебно-воспитательная деятельность студентов вуза предполагает удовлетворение каждой из вышеуказанных социальных и духовных потребностей [6], что является результатом всеобщего социокультурного становления молодых специалистов. В педагогическом аспекте такое развитие уже есть духовное качество личности студентов вуза, влияющего на рост их культуры потребностей в процессе формирования ключевых компетенций конкретного профиля.

1. Корнеенков С.С., Уженцев В.А. Классификация и интегральная природа потребностей человека. Практические аспекты современного менеджмента: материалы I международной научно-практической конференции. Ответственный редактор М.А. Васинович. Новосибирск: Сибирская академическая книга. 2015.

2. Каверин С.Б. Психотехнология духовно-нравственного развития личности. Социально-экономические явления и процессы. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011; № 1-2 (023-024): 396 - 402.

3. Каверин С.Б. Психология потребностей: учебно-методическое пособие. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина,1996.

4. Стародубцева Е.А. Формирование духовных потребностей студентов. Вестник Самарского государственного технического университета. Самара: СГТУ. 2009; 1 (11): 44 - 52.

5. Лавриненко В.Н. Духовная жизнь общества: социально-философское измерение. Знание. Понимание. Умение. Москва: МГУ. 2012; 3: 193 - 198.

6. Кривых С.В., Тюлина О.А., Павлова О.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013.

References

1. Korneenkov S.S., Uzhencev V.A. Klassifikaciya i integral'naya priroda potrebnostej cheloveka. Prakticheskie aspekty sovremennogo menedzhmenta: materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor M.A. Vasinovich. Novosibirsk: Sibirskaya akademicheskaya kniga. 2015.

2. Kaverin S.B. Psihotehnologiya duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov: TGU im. G.R. Derzhavina, 2011; № 1-2 (023-024): 396 - 402.

3. Kaverin S.B. Psihologiya potrebnostej: uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov: TGU im. G.R. Derzhavina,1996.

4. Starodubceva E.A. Formirovanie duhovnyh potrebnostej studentov. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Samara: SGTU. 2009; 1 (11): 44 - 52.

5. Lavrinenko V.N. Duhovnaya zhizn' obschestva: social'no-filosofskoe izmerenie. Znanie. Ponimanie. Umenie. Moskva: MGU. 2012; 3: 193 - 198.

6. Krivyh S.V., Tyulina O.A., Pavlova O.V. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013.

Статья поступила в редакцию 01.04.18

УДК 378.1

Yamshikova E.G., postgraduate, Novgorod State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

ROLE OF PROGRAM AND TECHNOLOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER. In the article a concept of "support" of psychology and pedagogical science and practice is analyzed. Considering the support from various aspects, the author gives the theoretical analysis of the concept "program and technological assistance", defining it as an active information exchange between a teacher, a trainee and the means of information technologies. The author considers features of program and technological support of educational process in the system of professional development of teachers. The staging of process of program and technological escort of the teacher in the course of education is offered. The author includes a reflexive stage, which assumes forming in one's own reflection of the attitude to a constructed problematic situation of the professional development. It is emphasized that the reflection has to end with position of self-determination as a way of realization of value in the set space of the course, as an activity norm of responsible attitude to the values.

Key words: professional development of teacher, program and technological assistance.

Е.Г. Ямщикова, соискатель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,

г. Санкт-Петербург, E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

РОЛЬ ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье анализируется понятие «сопровождение» в психолого-педагогической науке и практике. Рассматривая сопровождение с различных сторон, автор дает теоретический анализ понятия «программно-технологическое сопровождение», определяя его как активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым и средствами информационных технологий. Автор рассматривает особенности программно-технологического сопровождения образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей. В статье предлагается этапность процесса программно-технологического сопровождения преподавателя в курсовой подготовке, автор включает рефлексивный этап, который предполагает выстраивание в собственной рефлексии собственного отношения к построенной проблемной ситуации профессионального развития. Подчеркивается, что рефлексия должна закончиться позиционным самоопределением в качестве способа реализации ценности в заданном пространстве курсовой подготовки, в качестве деятельностной нормы ответственного отношения к собственным ценностям.

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателя, программно-технологическое сопровождение.

Сопровождению преподавателей в их профессиональном развитии сегодня уделяется большое количество работ. В Толковом словаре Ожегова содержится следующее определение слова «сопровождать»: «сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, в котором он сам несет ответственность за свои действия. Мы остановимся на программно-технологическом сопровождении современного преподавателя.

Исходным положением для формирования теоретических основ программно-технологического сопровождения стал лич-ностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, образовательных путей. Философским основанием системы сопровождения преподавателя является концепция свободного выбора как условия развития. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями.

Многие авторы подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды: педагогическое, методическое, консультационное, информационное, научно-методическое, программно-технологическое и др. Закономерности психолого-педагогического сопровождения профессионального развития преподавателей в системе дополнительного профессионального образования глубоко раскрыты в трудах А.А. Вербицкого, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, Г.А. Игнатьевой, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткина, А.М. Новикова, В.А. Сла-стенина, Г.С. Сухобской и др. Вместе с тем, несмотря на большое значение проводимых исследований для разработки теоретических основ технологии сопровождения преподавателей, ещё недостаточно четко определены требования к процессуальной стороне программно-технологического сопровождения. При традиционной системе повышения квалификации организатором курсовой подготовки является методист, а общее руководство осуществляет заведующий кафедрой или заведующий предметным кабинетом. Традиционная управленческая структура курсовой подготовки не может решить всех проблем, возникающих у преподавателей, повышающих свою квалификацию.

В качестве механизма профессионального развития преподавателя в системе повышения квалификации выступает технология программно-технологического сопровождения, пред-

полагающая организацию целенаправленного взаимодействия андрагога и обучающихся преподавателей на основе последовательной смены видов деятельности с целью получения эффекта его профессионального развития. Несмотря на то, что проблема организации различных видов сопровождения профессионального развития преподавателя оказывается в центре внимания многих современных исследователей, программно-технологическое сопровождение в системе постдипломного образования носит стихийный характер, страдает технологической неоформленностью и используется лишь локально.

Программно-технологическое сопровождение - это обеспечение для преподавателей доступа к информации, хранящихся в базах данных, удаленных базах знаний, в компьютерных архивах, справочниках и энциклопедиях, в том числе через доступ к электронной информации средствам Интернет, в соответствии с их профессиональными потребностями. Информационное сопровождение образовательного процесса представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности [1].

А.Е. Марон и Л.Ю. Монахова определяют термин программно-технологическое сопровождение как «активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым (обучаемыми) и средствами информационных технологий, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной образовательной среды и осуществляемое оперированием компонентами системы средств обучения» [2, с. 36].

Современный образовательный процесс в системе повышения квалификации сегодня уже невозможно представить без использования компьютеров, информационно коммуникационных технологий, электронного и дистанционного обучения. Во ФГОС требования к условиям реализации программ подготовки студентов предусматривают обязательное использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Современный преподаватель кроме своей дисциплины должен знать основы управления учебной деятельностью в информационно-насыщенной среде, использовать последние достижения мультимедиа образования. Это не просто пожелания, это обязательные профессиональные компетенции преподавателя. Так, в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» для всех категорий преподавателей напи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.