Современный учитель должен владеть современными педагогическими технологиями. Для того чтобы учителя внедряли активно информационные и коммуникационные технологии в практическую деятельность необходима специальная методическая работа, научно-методическое сопровождение процесса образования с новыми педагогическими технологиями.
Анализ нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы позволил нам выделить наиболее актуальные направления организации методической работы для повышения профессиональной компетентности учителей в образовательных учреждениях:
1. проектирование образовательного процесса с ориента-ций на новое содержание и результаты образования;
2. готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения;
3. инновационная деятельность учителя;
4. самообразовательная деятельность учителя;
5. организация учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
6. формирование УУД (универсальных учебных действий);
7. организация внеурочной деятельности обучающихся;
8. формирование здорового образа жизни обучающихся;
9. разработка рабочих программ по предмету с ориентацией на образовательные результаты (личностные, межпредметные, предметные);
10. разработка основных образовательных программ;
11. оценивание достижений обучающихся;
12. разработка подходов к итоговой оценке качества освоения обучающимися основной образовательной программы.
Методический совет школы определяет проект образовательного процесса с ориентаций на новое содержание и результаты образования, разрабатывает и обсуждает программы проведения мероприятий: семинаров, практикумов.
Одной из задач Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы является «Развитие современных механизмов и технологий общего образования», которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и подразумевает создание условий для
Библиографический список
развития организации методической работы средствами поддержки внедрения новых методик, приемов, технологий и умений.
Для внедрения новых методик, приемов, технологий и умений нового содержания необходимы компетентные педагогические кадры. Поэтому в рамках этой задачи необходимо осуществить меры по повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений, а значит, в том числе профессиональную компетентность педагогов.
Однако, как показывает практика, значительная часть педагогов не владеют в достаточном объеме знаниями, умениями и опытом деятельности, необходимыми для квалифицированной работы.
Этот факт подтверждается результатами проведенных анкетных опросов преподавателей вузов, учреждений среднего образования, учителей школ, а также студентов выпускных курсов педагогического университета.
В Махачкалинском центре повышения квалификации разработан проект: «Повышение профессиональной компетентности учителей образовательных учреждений средствами организации методической работы на диагностической основе».
В рамках проекта должны быть решены задачи, которые позволят в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016 - 2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Реализация проекта обеспечит повышение эффективности работы педагога в условиях активного внедрения средств организации методической работы в систему образования.
Для подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий необходимы профессиональные компетентные педагоги. Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами организации методической работы на диагностической основе принципиальным образом увеличивает возможности формирования профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений.
1. Перспективы развития научных исследований в 21 веке: коллективная научная монография. Под общей редакцией д.п.н., проф. М.А. Сурхаева. Махачкала: НИЦ «Инноватика», 2016.
2. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов РМ. Инновации в работе современного учителя. Территория науки. Воронеж, 2015; 3: 17 - 22.
3. Сурхаев М.А., Мансуров Т.М., Новикова З.Н., Хатаева Р.С. Инновации в деятельности учителя в условиях новой образовательной среды. Вестник Московского городского педагогического университета: Серия: Информатика и информатизация образования. Москва, 2015; 2 (32): 91 - 94.
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. Москва, 2010.
5. Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.). Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/04/rol-metodicheskoy-raboty-v-povyshenii-professionalnogo_
References
1. Perspektivy razvitiya nauchnyh issledovanij v 21 veke: kollektivnaya nauchnaya monografiya. Pod obschej redakciej d.p.n., prof. M.A. Surhaeva. Mahachkala: NIC «Innovatika», 2016.
2. Surhaev M.A., Nimatulaev M.M., Magomedov R.M. Innovacii v rabote sovremennogo uchitelya. Territoriya nauki. Voronezh, 2015; 3: 17 - 22.
3. Surhaev M.A., Mansurov T.M., Novikova Z.N., Hataeva R.S. Innovacii v deyatel'nosti uchitelya v usloviyah novoj obrazovatel'noj sredy. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta: Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. Moskva, 2015; 2 (32): 91 - 94.
4. Potashnik M.M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennojshkole. Metodicheskoe posobie. Moskva, 2010.
5. Rol' metodicheskoj raboty v povyshenii professional'nogo masterstva pedagogov (samoobrazovanie, povyshenie kvalifikacii i dr.). Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/04/rol-metodicheskoy-raboty-v-povyshenii-professionalnogo
Статья поступила в редакцию 05.03.18
УДК 378.183; 37.017.922
Laptev I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State
University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF IMPROVING THE SPIRITUAL WORLD OF A STUDENT. The article examines a problem of spiritual improvement of a student, his spiritual and creative trends in the value and moral sphere. From the perspective of aesthetic enlightenment, the musical art is studies, which serves the main purpose - the formation of the intellectual personality of a student with a high level of spiritual values, a high spiritual culture. The concept of spirituality is extremely diverse and its meaning is largely determined by the context of the structure of spiritual reality in the system of life of the modern student and determines the proportionality with it of the human personality and social life. An integral part of this process is the formation of artistic and spiritual culture by means of musical art.
Key words: student, spiritual values, musical-aesthetic education in a university.
И.Г. Лаптев, канд. пед. наук, проф. каф. дошкольного и начального образования, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДУХОВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
В статье исследуется проблема духовного совершенствования студента, его духовно-творческие направления в ценностно-моральной сфере. С позиций эстетического просвещения рассматривается музыкальное искусство, которое служит основной цели - формированию интеллектуальной личности студента с высоким уровнем духовных ценностей, высокой духовной культурой. Понятие духовности чрезвычайно многообразно и его смысл в большей степени определяется контекстом структуры духовной реальности в системе жизнедеятельности современного студента и предопределяет соразмерность с нею человеческой личности и общественного бытия. Составной частью этого процесса стало формирование художественной и духовной культуры средствами музыкального искусства.
Ключевые слова: студент, духовные ценности, музыкально-эстетическое просвещение в вузе.
Формирование духовного мира личности является ключевой научной проблемой современности, не одно столетие волнует умы просвещенных людей планеты, и активность обсуждения этой животрепещущей темы всегда привносит в общественное мнение и в результативность решения насущной проблемы положительные результаты.
Афоризм сирийского церковного деятеля, писателя и учёного-энциклопедиста начала XIII века Абу-ль-Фараджа и в наше время как никогда, актуален: «Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но если обогатить её учением, - отмечал Абу-ль-Фарадж, - она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился благодатный дождь».
В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполняемую актером в греческом театре, что и по сей день является актуальным в восточных театрализованных и музыкальных спектаклях.
В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования духовного мира личности. Уже в средние века возникла проблема несовпадения реального поведения человека и связанные с этим мотивы личностной ответственности.
По Ф. Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему подчинять свое «я» нравственным законам окружающего мира. Философия нового времени, развивая эту важную тему, выдвигает аспект саморефлексии, как отношения человека к самому себе.
Проблемы совершенствования духовного мира студента рассматриваются с позиций поиска разрешения противоречий в ценностно-моральной сфере (О.С. Карпова), самосовершенствования личности (Г. Г. Абсалямова и Г.С. Байгулова), интеллектуального компонента в развитии личности (С.А. Вальченко).
Представляет интерес позиция Ю. А. Костюка, который рассматривает духовное совершенствование как саморегулирующийся процесс, детерминированный деятельностью и стремлением студенческой молодежи к познанию, что может обеспечить возможность высшего достижения (акме) в личностном развитии.
Н.Н. Дементьева выделяет определенную совокупность педагогических условий, направленных на успешность духовного развития:
- организация гуманистического общения и свободный характер общения;
- содержание образовательного процесса, побуждающее личность к развитию;
- разработка целостной системы, стимулирующей личность к духовной зрелости;
- развитие духовности, ориентированной на когнитивный, моральный компоненты.
Исследователь В.И. Бондаренко отмечает, что: «поскольку одним из наиболее эффективных путей воздействия на внутренний мир личности является окружающая среда студента в стенах высшего учебного заведения, то кроме целенаправленного педагогического воздействия педагога, его должен «окружать» мир духовных ценностей, переживание и понимание которых будет способствовать его духовному росту. Обеспечить такое «окружение» способно искусство» [1, с. 921].
Освоение молодым поколением духовно-нравственных и культурных ценностей общества, эстетическое постижение различных форм искусства способствует становлению в сознании личности понятия «быть Человеком». Академик А.М. Новиков отмечает: «Будучи одной из форм общественного сознания, искусство имеет свои особенности. Как и наука, оно способно
отражать действительность. В произведениях искусства не просто отражаются те или иные общественные или естественные явления, но и выявляется их эстетическое значение, их духовную роль в жизни человека, утверждается эстетический идеал» [2, с. 5].
Понятие духовности чрезвычайно многообразно и его смысл в большей степени определяется контекстом структуры духовной реальности в системе жизнедеятельности современного студента и предопределяет соразмерность с нею человеческой личности и общественного бытия. Духовность личности не нормативна, вполне изменчива, она не сводится к набору определенных параметров, тем не менее, основой ее должны быть философские категории Истины, Красоты, Добра, и Благодарения.
Проблема становления духовности и культуры, творческого «накопления ценностей», нравственного и эстетического воспитания молодого поколения волновала известного российского академика и искусствоведа Д.С. Лихачева, который писал: «Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Духовные ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня» [3, с. 32].
ХХ век своими кардинальными социальными преобразованиями казалось бы не оставил в России места идее духовного развития человека. Долгое время духовные идеалы целенаправленно и старательно искоренялись из общественного сознания. Однако в противоположность западу, социальная и культурная жизнь в России носила, носит и, есть надежда, будет носить преимущественно духовный характер.
Действительно, уровень духовной культуры современной молодежи вызывает у специалистов некоторое беспокойство. Но наряду с имеющимися проблемами, молодые люди приобретают в хХ|-м веке технические возможности усвоения кладези духовной культуры, являющейся результатом уникального опыта предыдущих поколений, включающего ценностное духовное содержание. Современное студенчество получает возможность творческого преобразования опыта, что позволяет выявить новые тенденции положительных качеств духовного мира личности.
Для формирования активной духовно-творческой и профессиональной студенческой позиции нужны как минимум восемь качеств:
- наличие достойной цели - общественно-полезной, духовно-творческой;
- умение программировать достижение поставленной цели, не ущемляя достоинств и достижений других людей;
- содержательный массив знаний, умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее совершенствование эстетического и духовного мира личности;
- большая работоспособность по выполнению намеченных планов, непременное сохранение здорового образа жизни;
- готовность убедительно и целеустремленно отстаивать свои идеи, с достоинством и осознанностью выносить непризнание, непонимание;
- умение решать духовно-творческие и профессиональные задачи в выбранной области, преодолевать противоречия и тернии на пути к цели;
- высокий уровень поэтапных положительных творческих результатов на пути к намеченной цели;
- систематическое накопление багажа духовно-культурных ценностей.
Современное высшее учебное заведение, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором студент приобретает реальный статус субъекта духовного развития. Готовность студенческой молодежи к профессиональной реализации творческих, духовных, культурных и нравственных потенций является основной задачей университетского образования и стратегией современного российского общества.
При всей некоторой противоречивости и кажущейся хаотичности жизни общества, оно подчиняется своим эволюционным законам. Несомненно, наше время требует особой пристальной заботы, всемерной помощи и поддержки современной отечественной культуры и образования, что составляет основу духовности. Развитие экономики, технический прогресс, преодоление потрясающих общество политических и социальных кризисов и катаклизмов невозможно в отсутствие духовной культуры. Это понимание может и должно применяться ко всем областям жизни современного общества и, в первую очередь, в процессе духовного становления студенческой молодежи.
Еще в позапрошлом веке В.Г. Белинский писал: «Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности... Где нет владычества искусства, там люди не доброжелательны, а только благоразумны; не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают его не по ненависти ко злу, а из расчета. Цивилизация только тогда имеет цену, когда помогает просвещению, а, следовательно, и добру» [4, с. 47]. Энергично, жестко, но убедительно писал критик и демократ своего времени В.Г. Белинский. Слова его и сейчас звучат весьма актуально.
Современная наука и практика образования и культуры, признавая реальность духовной основы личности, указывает на возможность прийти к истинной духовности, прежде всего в процессе развития интеллекта, воли и чувств, в процессе восприятия и осмысления художественных произведений.
Основным средством духовного становления студента, как процесса воспитания нового общественного человека, является проектирование и создание духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека как личности и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности. Духовность сконцентрирована в художественных образах произведений литературы и искусства, а совесть является проекцией духовности в индивидуальное сознание человека, в данном случае, студента.
Проблемой становления духовного мира личности студента является впитывание социальных, общественно значимых ценностей, приобретающее особую значимость именно сегодня. Духовное воспитание как составная часть образования и культуры личности после долгого перерыва начинает признаваться приоритетным направлением в России, что внушает надежду на позитивные изменения в этой социально значимой сфере.
«Важно осознание, понимание духовно-нравственных ориентиров, которые наполняют личностно и общественно значимыми смыслами воспитательную работу в вузе, - отмечает Е.В. Востроилова, - которая, в свою очередь, скоординирована с учётом идей, отраженных в правительственных документах Российской Федерации в области образования. На современном этапе огромное значение приобретает такое новое направление, как соработничество церкви и государства в воспитании» [5, с. 153].
В настоящее время в процессе достаточно высокого уровня эстетического образования студенческой молодежи в вузе, их волонтерской и благотворительной деятельности, в связи с активизацией Международного общественного движения «Духовность. Вера. Возрождение» происходит осознанное постижение эстетической и духовно-нравственной сферы бытия.
В современном обществе находит отражение способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, то есть происходит становление совести, этой основы духовности, этой внутренней инстанции различения добра и зла, существующей, по утверждению Патриарха всея Руси Кирилла, в качестве «естественного нравственного закона, написанного в сердце». Совесть определяет представления о добре и зле как нравственном мериле в оценке собственных поступков и поступков других людей.
16 октября 2017 года, выступая на 137-й Ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о древнегреческом
понятии «дикэосини», что означает «справедливость», «праведность». По его словам, в этом термине раскрывается очень важная трактовка, которая, равно как и этимология русского слова «справедливость» еще раз свидетельствует об органичной связи между справедливостью, нравственностью, праведностью. «При всей разности культур, народов, учреждений мы все имеем нравственное чувство, у каждого из нас есть голос совести», - подчеркнул Патриарх Кирилл [6].
Со-весть (этимологически - совместное знание, весть, представление, понимание) выступает как постулат духовности, как «сверхъестественное откровение» о самой сути общественных явлений в терминах добра и зла. В самом понятии совести есть и элементы духовности («угрызение совести»), и нравственности («совесть заговорила»), и чувства («совесть обличает»), и воли («совесть удерживает»), соединенные воедино в «голосе совести». Великий русский поэт А.С. Пушкин писал, что «совесть -это когтистый зверь, скребущий сердце». Различение голоса совести в себе и следование ее побудительным мотивам формирует личностное качество четкого отделения добра от зла в собственном поведении, а значит становление в человеке потенциала духовности.
Известный религиозный и политический мыслитель ХХ века И.А. Ильин (в рамках президентской программы «За примирение» в октябре 2005 года в Москве в некрополе Донского монастыря прошло торжественное перезахоронение его праха) отмечал: «Дух человека характеризуется как высшая сторона человеческой жизни, творческая сила, пронизывающая душу и тело и определяющая новое качество жизни» [7, с. 52].
Христианская духовность и духовность светская едины в своей основе. Согласно философскому и культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Религия - христианская духовность, духовность светская впитывает все области наук о природе и обществе, литературу, все виды искусств - живопись, скульптуру, архитектуру, сценическое искусство, кино, музыкальное искусство и многое другое, включая элементы христианской духовности.
Современный студент становится доминантой развития современного общества, новой социальной системы, сохранения окружающей среды, в которой он совершенствует свои психолого-педагогические знания и, в определенной мере, совершенствует духовный социум общества. Стабилизирующаяся новая социальная система позволяет понять и принять высокодуховные ценностные ориентации современного общества, передовой характер искусства и культуры, в которых аккумулирована предшествующая история всего человечества, «онтологическая многогранность и многомерность исторического процесса» (А. Халапсис).
Цель данной статьи заключается в трансляции идеи, что музыкальное искусство является одним из важных средств, которое позволяет с музыкально-эстетических, творческих и духовных позиций совершенствовать личность современного студента.
Необходимо заметить, что музыкальное образование, как составная часть духовной культуры, в настоящее время все более настойчиво входит в ряд первостепенно насущных проблем, волнующих российскую общественность, что позволяет постоянно приближаться к поре радикального решения важнейших направлений музыкально-эстетического и духовного воспитания студенческой молодёжи.
Базой духовного становления личности и её эстетического воспитания является «музыкально-эстетическое просвещение, выполняющее исключительно важную роль в становлении духовного мира личности студента» [8, с. 21]. С позиций музыкально-эстетического просвещения музыкальное искусство служит основной цели - формированию интеллектуальной личности с высокой духовной культурой.
К сожалению, музыкально-эстетическое просвещение на лекциях и семинарах эстетического цикла в высших учебных заведениях по ряду причин носит ограниченный характер, однако во внеучебное время для него открываются неограниченные возможности.
Университеты нашей страны накопили большой и интересный опыт по музыкально-эстетическому образованию студентов. Составной частью этого процесса стало формирование художественной и духовной культуры средствами музыкального искусства. Можно выделить разнообразные формы музыкально-эстетической работы - это и конкурсы студенческой патриотической песни, и выходы в музыкальный театр, в концертный зал консер-
ватории, и дискуссионное обсуждение великолепных музыкальных постановок по каналу «Культура», народные филармонии, университеты культуры, студенческие театры миниатюр, проекты социализации.
В Астраханском государственном университете на протяжении нескольких десятилетий совместно с консерваторией проводились так называемые «Музыкальные среды», которые, согласно анкетным анализам изменили пассивное отношение студентов к классическому музыкальному искусству, сформировали духовную потребность посещения филармонии, музыкального театра, образовательных программ консерватории.
Проекты социализации организуются в Астраханском университете с 2012 года. Очередной программой фестивалей проектов социализации стал проект «Шекспировский фестиваль: визуализация и классический микс», на котором на протяжении сентября - ноября 2017 года выступили студенты всех без исключения факультетов. Спектакли с великолепным музыкальным сопровождением, с прекрасной актерской игрой указывали на высокий уровень совершенствования духовного мира личности студента. Одним из ярких музыкальных спектаклей стала постановка комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» студентами факультета педагогики и социальной работы, который, в определенной мере, дал в иронической форме «информацию к размышлению» для студенческой молодежи.
Центральной задачей музыкально-эстетического образования и духовного просвещения является развитие у студенческой
Библиографический список
молодежи музыкально-эстетических чувств, привитие интереса к музыкальному искусству, умение разбираться в качественном уровне музыкальной информации, что, несомненно, будет содействовать формированию их художественных вкусов, становлению духовной культуры, развитию нравственно-эстетических качеств личности.
Эстетическое наслаждение музыкально-прекрасным, стремление к гармонии и красоте является проявлением духовности, глубинной потребностью студента в самосовершенствовании, эволюционном саморазвитии личности. Восприятие музыкальных произведений способствует гуманизации личности, возвращению к исконным традициям национального мировоззрения, истинного патриотизма.
Музыкальных примеров достаточно много в «золотом фонде» мировой музыкальной культуры, стоит лишь студенту проявить интерес, желание, а затем и возникшую потребность совершенствовать личностные духовные качества прослушиванием и осознанием соответствующих музыкальных произведений. То есть, важным аспектом в проблеме духовности являются потребности индивида, как выражение совершенствования его личностных духовных качеств и отражение духовных реалий мироздания, в котором осуществляется его жизнедеятельность [9].
Духовность - ничем не заменимая общечеловеческая ценность бытия, слагаемыми которой являются, прежде всего, нравственные категории - Разумное, Доброе, Вечное.
1. Бондаренко В. И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения. Молодой учёный. 2014; 4: 919 - 923.
2. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования. Педагогика. 2011; 6: 3 - 21.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. РАН: Литературные памятники. Москва: Наука; Санкт-Петербург: Logos, 2006.
4. Белинский В.Г. Ничто о ничем: Статьи и рецензии. Собрание сочинений в 13 т. Москва, 1953; Т. 1: 31 - 59.
5. Востроилова Е.В. Смысловой аспект духовно-нравственных ориентиров воспитательной работы в вузе. European social science journal. 2017; Т. 2,: 153 - 160.
6. Святейший Патриарх Кирилл: Голос совести, присущий каждому человеку - подлинный базис, объединяющий все народы и культуры. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5037930.html
7. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Москва, 1993.
8. Лаптев И.Г. Музыка как фактор воспитания духовно-нравственных чувств. Материалы по результатам XXXVII научной конференции: International Research Journal. Екатеринбург, 2015; № 3 (34); Часть 4; 29 - 31.
9. Бондырева С., Колесов Д. Окружающий мир, потребности, духовность. Москва: Издательство МПСИ, 2007.
References
1. Bondarenko V. I. Formirovanie duhovnosti buduschih specialistov v usloviyah vysshego uchebnogo zavedeniya. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 919 - 923.
2. Novikov A.M. Kul'tura kak osnovanie soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogika. 2011; 6: 3 - 21.
3. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom iprekrasnom. RAN: Literaturnye pamyatniki. Moskva: Nauka; Sankt-Peterburg: Logos, 2006.
4. Belinskij V.G. Nichto o nichem: Stat'i i recenzii. Sobranie sochinenij v 13 t. Moskva, 1953; T. 1: 31 - 59.
5. Vostroilova E.V. Smyslovoj aspekt duhovno-nravstvennyh orientirov vospitatel'noj raboty v vuze. European social science journal. 2017; T. 2,: 153 - 160.
6. Svyatejshij Patriarh Kirill: Golos sovesti, prisuschij kazhdomu cheloveku - podlinnyj bazis, ob'edinyayuschij vse narody i kul'tury. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5037930.html
7. Il'in I. A. Put'duhovnogo obnovleniya. Moskva, 1993.
8. Laptev I.G. Muzyka kak faktor vospitaniya duhovno-nravstvennyh chuvstv. Materialypo rezul'tatam XXXVIInauchnojkonferencii: International Research Journal. Ekaterinburg, 2015; № 3 (34); Chast' 4; 29 - 31.
9. Bondyreva S., Kolesov D. Okruzhayuschijmir, potrebnosti, duhovnost'. Moskva: Izdatel'stvo MPSI, 2007.
Статья поступила в редакцию 25.02.18
УДК 378
Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Informatics and Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE STAGES AND STRUCTURE OF DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS. In the article stages are revealed and the structure of project activity of students in the process of training is constructed. It is concluded that the project activity of students is a process based on the multi-stage activities of the teacher of a university: development, implementation and evaluation of the project results; formulation of educational problems, clarification of the goals and objectives of the project activity; determination of the final type of educational product; selection of content; statement of the problem situation; advising students; establishment of interpersonal and business communication between students; evaluation of interim results and project correction. Key words: stages, structure, project activities, student, learning process.
М.Р. Магомедалиева, канд. пед. наук, доц. каф. информатики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]