Чеддока, а целью анализа была качественная оценка мотивации студентов вузов культуры к непрерывному профессиональному образованию.
В результате мы определили, что студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Народное художественное творчество», показали следующие значения: в группе КемГИК (2015 -2016 учебный год) коэффициент корреляции равен 0,31, а у студентов КемГИК (2016 - 2017 учебный год), обучающихся по тому же направлению подготовки, показатель составил 0,56, что в отличии от предшествующего года свидетельствует о заметной силе связи между этими мотивами. Следует отметить, что в результате пилотного опроса студентов по тому же направлению подготовки в АГИК, был получен показатель, аналогичный показателю КемГИК (2015 - 2016 учебный год) - коэффициент линейной корреляции равный 0,34.
В рамках направления подготовки «Социально-культурная деятельность» коэффициенты линейной корреляции имеют следующие значения в группе КемГИК (2015 - 2016 учебный год) коэффициент корреляции имеет слабую силу связи и равен 0,16, среди студентов очной формы данного направления подготовки в 2016 - 2017 учебном году сила связи коэффициента корреляции возросла до умеренной и имеет значение 0,34. Коэффициент корреляции, отражающий умеренную связь по данным методикам, имеют студенты АГИК - (0,35).
Библиографический список
Наибольший интерес представляют показатели коэффициента линейной корреляции по методикам мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной и мотивация к успеху по методике Т. Элер-са среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Сравнительный анализ результатов опросов выпускных курсов КемГИК показывает, что слабую силу связи имеют выпускники 2015/2016 учебного года (0,05), а выпускники 2016/2017 учебного года обладают высокой силой связи (0,75). Сравнивая данный показатель с показателем коэффициента линейной корреляции выпускного курса АГИК, следует отметить, что данный показатель имеет умеренную силу связи и значение равное 0,4, что практически в 2 раза меньше, чем у студентов этого же учебного года в КемГИК.
Таким образом, говоря об особенностях непрерывного профессионального образования в вузах культуры, следует отметить, что отсутствие профессиональных стандартов, в соответствии с которыми следует разрабатывать и применять Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, осложняет развитие мотивации выпускников на будущую профессиональную деятельность и впоследствии ведёт к необходимости профессиональной переподготовки специалистов в сфере культуры с целью адаптации выпускников к рынку труда и рынку занятости.
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург, Питер, 2002.
2. Сушкова Е.И. Социальная идентичность как детерминанта мотивации непрерывного профессионального образования. Диссертация ... кандидата психологических наук. Иваново, 2015.
3. Шефер Н.М. Организация непрерывного профессионального образования в современных социально-культурных условиях. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2002.
4. Эбзеев М.М. Специальная силовая подготовка армрестлингистов высокого класса с использованием машины безынерционного управляющего воздействия. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 1999.
5. Воронкова Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки. Диссертация ... кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2008.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. http://krotov.info/library/17_r/ub/inshteyn_6.html
7. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития. Москва: СГУ, 2008.
8. Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза. Психологическая наука и образование. 2010; 1.
9. Бордовская Н.В., А.А. Реан. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
10. Элерса Т. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху. http://psylist.net/praktikum/23.htm.
11. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения. Социологические исследования. 2005; 2.
References
1. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg, Piter, 2002.
2. Sushkova E.I. Social'naya identichnost'kak determinanta motivaciinepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Ivanovo, 2015.
3. Shefer N.M. Organizaciya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v sovremennyh social'no-kul'turnyh usloviyah. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.
4. 'Ebzeev M.M. Special'naya silovaya podgotovka armrestlingistov vysokogo klassa s ispol'zovaniem mashiny bezynercionnogo upravlyayuschego vozdejstviya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 1999.
5. Voronkova N.Yu. Dinamika razvitiya professional'noj motivacii studentov novyh special'nostej v processe vuzovskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2008.
6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. http://krotov.info/library/17_r/ub/inshteyn_6.html
7. Pakulina S.A. Adaptivnye sposobnosti studentovpedagogicheskogo vuza: struktura, faktory isredstva razvitiya. Moskva: SGU, 2008.
8. Pakulina S.A. Metodika diagnostiki motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2010; 1.
9. Bordovskaya N.V., A.A. Rean. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
10. 'Elersa T. Metodika diagnostiki lichnostina motivaciyu k uspehu. http://psylist.net/praktikum/23.htm.
11. Malinauskas R.K. Motivaciya studentov raznyh periodov obucheniya. Sociologicheskie issledovaniya. 2005; 2.
Статья поступила в редакцию 13.03.17
УДК 378
Laptev I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State
University (Astrakhan, Russia), E-mail: ivgrigl@mail.ru
SPIRITUALLY-VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS. The article discusses an aspect of spiritual development of students in areas of modern spiritually-valuable orientations of students. The article deals with relations of the world of adults and the world of children, as well as the main task of the student as a future teacher. From the standpoint of aesthetic education the research examines the art of music, the main objective of which is the formation of the intellectual personality of the student with a high level of spiritually-valuable orientations, a high spiritual culture. Universities and educational institutions in our country have gained a lot of experience in musical-aesthetic education of students. Examples of education in Astrakhan State University are given. The authors propose to pay more attention to extracurricular activities of students.
Key words: student, spiritually-valuable orientations, musical-aesthetic education at university.
И.Г. Лаптев, канд. пед. наук, проф. каф. дошкольного и начального образования, Астраханский государственный
университет, г. Астрахань, Е-mail: ivgrigl@mail.ru
ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье рассматривается аспект духовного становления студентов, направления современных духовно-ценностных ори-ентаций студенческой молодежи. В статье затрагивается тема отношений Взрослого мира и мира Детства, а также основная задача студента, как будущего Учителя. С позиций эстетического просвещения рассматривается музыкальное искусство, которое служит основной цели - формированию интеллектуальной личности студента с высоким уровнем духовно-ценностных ориентаций, высокой духовной культурой. Университеты и педагогические вузы в нашей стране накопили большой и интересный опыт по музыкально-эстетическому образованию студенческой молодежи. Приводятся примеры воспитания и образования в Астраханском государственном университете. Предлагается уделять больше внимания внеучебной деятельности студентов.
Ключевые слова: студент, духовно-ценностные ориентации, музыкально-эстетическое просвещение в вузе.
Фундаментом духовного становления студента в процессе воспитания нового общественного человека является создание формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни студента как личности и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности.
Проблема духовно-ценностные ориентации молодого поколения не нова, но движение жизни позволяет взглянуть на проблему с позиций современной актуальности. В социологическом исследовании Ю.Н. Новиченко подчёркивается мысль о динамичности и зрелости студенческих ориентационных направлениях при всей сложности различных процессов, происходящих в стране, при этом «значимость нематериальных ценностей возрастает», что весьма отрадно [1]. Она справедливо считает, что государство должно уделять больше внимания интересам и потребностям молодежи.
Авторы О.С. Анисимова и Л.С. Николаева акцентируют своё внимание на действительно существующих проблемах, таких как неопределенность ценностно-нормативных положений, инфантилизм определенной части молодежи, минимизированная социальная активность и заметный кризис института семьи. Тем не менее, отмечается, что молодежь находит ниши стремительного культурно-социального развития, расширения информационного пространства, позволяющих преодолеть негативные тенденции ради «утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе общества» [2].
Духовность общечеловеческой системы ценностей сконцентрирована, прежде всего, в художественных образах литературы и искусства, а ценностные ориентации художественных образов становятся проекцией духовности в индивидуальное сознание студента. Духовность - состояние человека, его поведения, образа мыслей. Несомненно, духовность как личностная категория приходит с опытом. В широком смысле опыт человека характеризуется как система значений, открывающая доступ к постижению специфики человеческого бытия [3].
Исследование указало на ряд приоритетных направлений духовно-ценностной ориентациями студенческой молодежи на современном этапе:
- получение профессиональных знаний, способствующих приобщению к когорте специалистов высокого уровня;
- завоевание социального статуса личности в обществе с формированием системы социальных ролей и ценностных ориентаций;
- активное участие в волонтёрском направлении как форме социальной и общественной поддержки на региональном и Российском уровнях, а также поддержки движения «Духовность. Вера. Возрождение»;
- приобщение к основам национальной народной культуры, как фактору этнокультурной толерантности;
- совершенствование личностных духовных ценностей, представляющих непрерывность образования, развитие потенциала научного направления, эмоционально-нравственное постижение искусства.
Побуждающие мотивы основаны на целенаправленной рефлексии конструктивной деятельности студента, способствующей осознанию и пониманию современной действительности. Тем не менее, для того, что бы познать самого себя и реалии окружающей жизни, отмечает известный психолог Роджер Смит, «субъекту познания требуется ускользнуть, временно выйти за пределы любого наличного образа мысли» [4, с. 295].
Духовное воспитание как составная часть образования и культуры личности признается приоритетным направлением в России. Все это внушает надежду на позитивные изменения в сфере осознанной свободы и доброжелательности взаимоотношений. Тем более что проблема отношений Взрослого мира
и мира Детства именно сегодня приобретает особую остроту и значимость. Задача студента, как будущего Учителя, состоит в том, чтобы донести до сознания каждого учащегося, что духовность - ничем не заменимая общечеловеческая ценность бытия, слагаемыми которой являются, прежде всего, нравственные категории - разумное, доброе, вечное.
Современный студент, будущий «ваятель духовного мира школьника», становится доминантой развития современного общества, новой социальной системы, обновленной окружающей среды, в которой он совершенствует свои психолого-педагогические знания и, в определенной мере, совершенствует социум общества, что является не просто внешней связью элементов социального развития, а «выражает собой его внутреннее содержание и взаимосвязь» [5, с. 38].
Стабилизирующаяся новая социальная система позволяет понять и принять высокодуховные ценностные ориентации современного общества, передовой характер искусства и культуры, в которых аккумулированы знания предшествующей истории человечества. Русский философ И.А. Ильин писал: «Акт духовного опыта, духовной любви и веры своеобразно слагается и вынашивается народами на протяжении столетий. Он созревает преимущественно в бессознательном порядке и притом медленно, передаваясь в процессе воспитания и преемства от одного поколения другому» [6, с. 52].
Совершенствование духовно-ценностных позиций достаточно многообразно. Одним из средств, позволяющих как с позиций творческого, духовного, так и музыкально-эстетического направления формировать личность современного студента, является музыкальное искусство.
Необходимо заметить, что музыкальное образование, как составная часть духовной культуры, в настоящее время все более настойчиво входит в ряд первостепенно насущных проблем, волнующих российскую общественность, что позволяет постоянно приближаться к поре радикального решения важнейших направлений духовного музыкально-эстетического воспитания студенческой молодежи.
Базой духовного становления личности и ее эстетического воспитания является, прежде всего, музыкально-эстетическое просвещение. Музыкальное искусство служит основной цели -«формированию художественных вкусов, становлению духовной культуры, развитию нравственно-эстетических качеств личности» [7, с. 135].
Университеты и педагогические вузы в нашей стране накопили большой и интересный опыт по музыкально-эстетическому образованию студенческой молодежи. Составной частью этого процесса стало формирование художественной и духовной культуры средствами музыкального искусства. Можно выделить разнообразные формы музыкально-воспитательной работы: народные филармонии, университеты культуры, студенческие театры миниатюр, праздники «весны и цветов», «осени первокурсников», кружки художественной самодеятельности.
В Астраханском государственном университете (ранее педагогическом университете) на протяжении нескольких десятилетий совместно с консерваторией проводились так называемые «Музыкальные среды», которые, согласно анкетным анализам изменили пассивное отношение студентов к классическому музыкальному искусству, сформировали духовную потребность посещения филармонии, музыкального театра, специальных образовательных программ консерватории. В настоящее время возникла новая форма музыкально-эстетического просвещения студентов университета. В качестве завершения Недели науки в актовом зале совместно с коллективом ДШИ №20 проводится гала-концерт «Весенняя капель».
Новым направлением духовно-ценностной ориентации студенческой молодежи в Астраханском государственном универ-
ситете является проведение студенческого фестиваля проектов социализации, когда каждый факультет готовит социально ориентированный десятиминутный фильм о своем факультете и театральное представление на литературное произведение. Например, юридический факультет подготовил и показал проект «Адам и Хева» на основе повести дагестанского прозаика Ах-медхана Абу-Бакара «Снежные люди», факультет математики и информационных технологий показал спектакль «Кхончхи и Чан-гхо» по мотивам мудрой корейской народной сказки, а факультет мировой экономики и управления приятно удивил музыкальностью спектакля «Аршин мал алан» (Азербайджан). Эти формы работы имеют большое значение в музыкально-эстетическом и духовно-ценностном становлении личности студентов.
Однако анализ содержания форм и методов музыкально-воспитательной работы в некоторых вузах убеждает в том, что они еще недостаточно связаны с будущей деятельностью учителя как проводника духовности, нравственности, культуры. Авторы многих публикаций приходят к следующему выводу: чтобы будущие учителя смогли полноценно заниматься художественным воспитанием учащихся, необходимо вооружать их знаниями в области искусств. Для решения поставленных задач
Библиографический список
предлагается пересмотреть учебные планы университетов и институтов по вопросам этики и эстетики, художественного и конкретно, музыкально-эстетического образования, обратить более серьезное внимание на задачи эстетического воспитания в условиях внеучебной деятельности студентов.
Центральной задачей музыкально-эстетического образования и духовного просвещения является развитие у студенческой молодежи музыкально-эстетических чувств, привитие интереса к музыкальному искусству, умение разбираться в качественном уровне музыкальной информации, что, несомненно, будет содействовать формированию их художественных вкусов, развитию нравственно-эстетических качеств личности, становлению духовной культуры, совершенствованию духовно-ценностной ориентации.
Нельзя не вспомнить слова известного российского академика и искусствоведа Д.С. Лихачева, который писал: «Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня» [8, с. 32].
1. Новиченко Ю.Н. Ценностные ориентации современной студенческой молодёжи (социологическое исследование). Available at: https://www.scienceforum.ru/2013/120/1597
2. Анисимова О.С., Николаева Л.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы трансформирующегося российского общества. Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2013; 5.
3. Касавина Н.А. Точки роста в социально-гуманитарных науках: уроки экзистенциональной философии. Мышление ученого вчера и сегодня. Под редакцией Л.А. Марковой. Москва: Альфа. Москва, 2012.
4. Смит Р. Быть человеком: историческое знание и сотворение человеческой природы. Пер с английского. И. Мюрберг. Москва: Канон, 2014.
5. Касавин И.Т. Социальная эпистемология - функциональные и прикладные проблемы. Москва: Альфа. Москва, 2013.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Москва: Институт русской цивилизации, 2011.
7. Лаптев И.Г. Фасилитация и компоненты CDIO в музыкально-эстетическом образовании студенческой молодежи. Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт: V Международная научно-методическая конференция. Астрахань, 2014: 135 - 138.
8. Лихачев Д.С. Письма о добром. РАН: Литературные памятники. Москва: Наука; Санкт-петербург: Logos, 2006.
References
1. Novichenko Yu.N. Cennostnye orientacii sovremennoj studencheskoj molodezhi (sociologicheskoe issledovanie). Available at: https://www. scienceforum.ru/2013/120/1597
2. Anisimova O.S., Nikolaeva L.S. Cennostnye orientacii studencheskoj molodezhi v kontekste krizisa socializacionnoj sistemy transformiruyuschegosya rossijskogo obschestva. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: 'elektronnyj zhurnal. 2013; 5.
3. Kasavina N.A. Tochki rosta v social'no-gumanitarnyh naukah: uroki 'ekzistencional'noj filosofii. Myshlenie uchenogo vchera isegodnya. Pod redakciej L.A. Markovoj. Moskva: Al'fa. Moskva, 2012.
4. Smit R. Byt' chelovekom: istoricheskoe znanie i sotvorenie chelovecheskojprirody. Per s anglijskogo. I. Myurberg. Moskva: Kanon, 2014.
5. Kasavin I.T. Social'naya 'epistemologiya - funkcional'nye iprikladnye problemy. Moskva: Al'fa. Moskva, 2013.
6. Il'in I.A. Put'duhovnogo obnovleniya. Moskva: Institut russkoj civilizacii, 2011.
7. Laptev I.G. Fasilitaciya i komponenty CDIO v muzykal'no-'esteticheskom obrazovanii studencheskoj molodezhi. Izmeneniya v obrazovanii v xXl veke: luchshie mezhdunarodnye praktiki i rossijskij opyt: V Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konferenciya. Astrahan', 2014: 135 - 138.
8. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom. RAN: Literaturnye pamyatniki. Moskva: Nauka; Sankt-peterburg: Logos, 2006.
Статья поступила в редакцию 15.03.17
УДК 780.7
Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia),
E-mail: pasprofi@mail.ru
Lu H., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: 1348392947@QQ.com
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF VOCAL TRAINING. The article describes the methodological approaches to the organization of developing vocal training in musical and educational process of a pedagogical university. Among the important approaches there is a system that allows exploring the identity of a student in the learning process in a university as a system. This ensures the integrity of the musical-educational process of training of the musician-vocalist, creates an opportunity to detect hierarchical relationships between the elements of the whole, the definition of pedagogical conditions and model design of vocal training. A personality-oriented approach is the main value of education, when the personality of a student contributes to the formation and development of the vocalist in terms of subject-subject relations of participants of educational process, forms of his creative personality. The appeal to individual approach is determined by the specifics of vocal training of students of pedagogical university: individual psychological development (psychological state, age, motive, attitude), personality, singing voice (soprano, tenor, bass, etc.), individual voice quality (identity, recognition, etc.). Technological approach provides a variety of ways and mechanisms of the organization of evolution of vocal training in musical and educational process of pedagogical university.
Key words: methodology, singing, systemic, person-centered, individual, technological approaches.
А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф. Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж,
E-mail: pasprofi@mail.ru
Х. Лу, аспирант Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж,
E-mail: 1348392947@QQ.com