Научная статья на тему 'Социальная значимость музыкально-эстетического образования студенческой молодежи'

Социальная значимость музыкально-эстетического образования студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION / ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / AESTHETIC EDUCATION SOCIAL IMPORTANCE / ГОТОВНОСТЬ К АДЕКВАТНОЙ ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR ADEQUATE ASSESSMENT OF SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Иван Григорьевич

Статья посвящена проблеме социальной адаптации студенческой молодежи в процессе восприятия высокохудожественных социально значимых музыкальных произведений. Рассмотрены проблемы фасилитационной поддержки студентов в период обучения в вузе в процессе выработки жизненной позиции, творческого «накопления культурных и духовных ценностей», совершенствования осознанного саморазвития и самовоспитания, готовности к социально активной деятельности, что подтверждает значимость музыкально-эстетического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social significance of musical aesthetic education

The article is devoted to a problem of social adaptation of student’s youth in the course of perception of highly artistic socially significant pieces of music. Problems of facilitative support of students during training in higher education institution in the course of development of living position, creative “accumulation of cultural and cultural wealth”, improvement of conscious self-development and self-education, readiness for socially vigorous activity that confirms the importance of musical and esthetic education are considered.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость музыкально-эстетического образования студенческой молодежи»

УДК 78 ; 378

Лаптев Иван Григорьевич

кандидат педагогических наук, профессор Астраханский государственный университет

ivgrigl@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена проблеме социальной адаптации студенческой молодежи в процессе восприятия высокохудожественных социально значимых музыкальных произведений. Рассмотрены проблемы фасилитационной поддержки студентов в период обучения в вузе в процессе выработки жизненной позиции, творческого «накопления культурных и духовных ценностей», совершенствования осознанного саморазвития и самовоспитания, готовности к социально активной деятельности, что подтверждает значимость музыкально-эстетического образования.

Ключевые слова: вуз, музыкально-эстетическое образование, его социальная значимость, готовность к адекватной оценке социальной действительности.

В настоящее время в России все большее внимание уделяется проблемам социально-культурного воспитания подрастающего поколения, что является результатом духовно-нравственного совершенствования современного общества.

Система образования выступает фактором, средой и педагогическим механизмом в целенаправленном процессе социального, культурного и духовного развития личности. Тезис Л.С. Выготского о том, что «перед воспитанием стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке» [3, с. 11], отражает актуальность становления социально значимой личности. Включение в образовательный процесс социальных, культурных и психолого-педагогических аспектов, представляющих собой совокупность взаимодействия субъектов общения, интенсифицирует процесс успешного решения проблем социальной действительности. Готовность педагогов, общества и государства к осуществлению духовно-нравственного и музыкально-эстетического образования студентов является условием эффективности становления высокообразованной, социально значимой личности.

Проблема становления социального опыта, духовности и культуры, творческого «накопления культурных и духовных ценностей», нравственного и эстетического воспитания красной нитью проходит в работах известного российского искусствоведа, академика Д.С. Лихачева. Он отмечал, что «культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве и времени, а путем накопления ценностей... Поэтому ноша культурных и духовных ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает» [6, с. 203].

Воспитание в период обучения в вузе - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, определяет отношение к миру, к культурным и духовным ценностям, к собственной жизни в этом мире и переходит к этапу осознанного саморазвития и самовоспитания.

В формировании грамотной высокообразованной социально ориентированной личности не последнюю роль играет музыкально-эстетическое образование студенческой молодежи. Центральной задачей этого важного для общества процесса является развитие музыкально-эстетических чувств, привитие интереса к музыкальному искусству, умение разбираться в качественном уровне музыкальной информации, понимание социальных аспектов музыкальных произведений, что, несомненно, содействует успешности социализации, формированию художественных вкусов, становлению духовной культуры, развитию нравственно-эстетических качеств, творческого потенциала личности.

«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, - отмечал академик, музыковед Б.В. Асафьев, - углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других» [1, с. 80]. И чуть ранее: «Всё это социально-музыкальная азбука. Но о ней приходится напоминать, чтобы указать, насколько не безразличны в социальном отношении те средства, которыми выражает себя музыка» [1, с. 61].

Сегодня можно и нужно активно приобщать студентов к богатейшему музыкально-культурному «золотому фонду», в результате чего будет совершенствоваться оптимальная модель «гражданин - личность - специалист». Как известно, представители трех профессий - хлебороба, врача, учителя определяют физическое и духовное здоровье общества, а это означает, что студент -будущий учитель, относящийся к когорте Целителей, должен и обязан быть высококультурной, духовно-нравственной, социально ориентированной личностью.

Заряд культуры, нравственности, этики, эстетики в многомиллионную армию студенчества несет, прежде всего, педагог как Личность, поэтому столь остро встает вопрос и о высоком уровне профессионального обучения студентов, и о достаточно высоком уровне их музыкально-эстетического образования.

© Лаптев И.Г., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

211

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Студенческая молодежь, как один из общественно активных слоев населения, имеет важный потенциальный вес перспективной социальной значимости в современном обществе. «Главной задачей в области подготовки молодых специалистов должно стать воспитание духовности, укрепление нравственных и морально-этических позиций подрастающего поколения, воспитание настоящего человека культуры, представителя современной интеллигенции» [4, с. 30].

В сфере педагогической деятельности, где общение направлено на развитие человека, необходимость в музыкальной культуре как факторе социализации особенно велика. Там, где есть музыкально-ценностный ориентир, совершенствующий человека, там всегда есть успешная педагогическая деятельность, педагогическое творчество, воспитание творческой личности. Воспитание личности будущего педагога как субъекта творческой и социальной значимости есть самая сложная, но самая благодарная задача, служащая критерием целесообразности тех или иных форм педагогического процесса.

Коль скоро речь идет о музыкально-эстетическом образовании студенческой молодежи, следует заметить, что фасилитационный подход является фактором усиления продуктивности музыкального образования и развития субъектов педагогического взаимодействия за счёт свободно-ответственного стиля общения и особенностей личности педагога и студентов. Педагогическая фасилитация (от лат. facility - легкость общения, благоприятность обстановки) - это одно из условий успешности обучения, воспитания и развития студентов.

«Фасилитационная педагогика» основывается на теории гуманистических воззрений А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Фрейберга [7], в основе которой лежит идея свободы и безграничных возможностей реализации социального потенциала каждой личности. То есть, педагогу в общении со студентами следует быть фасилитатором - человеком, облегчающим проявление инициативы, творчества, коммуникативного взаимодействия, способствующим предвосхищению положительных результатов музыкально-эстетической деятельности в социальном аспекте и анализу возможных ошибок, что способствует процессу активного интеллектуального и социального развития студентов.

Отмечается, что «педагог, понимающий и принимающий внутренний мир студентов, доброжелательно относящийся к ним, искреннее стремящийся передавать свой профессиональный опыт на высоком научно-методическом уровне, создает необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) осмысленного усвоения новых музыкально-эстетических знаний и социально-личностного развития в целом [5, с. 37]. Основой такого подхода становятся демонстрация доверия,

помощь в уточнении педагогически и социально значимых формулировок, поиск опоры на внутреннюю мотивацию в обучении, выраженная эмпатия, эмоциональная открытость, активность в групповом взаимодействии, совершенствование интеллекта.

Слово «интеллект» прочно связано в сознании педагогов и психологов с когнитивной сферой, ибо интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо уже в том, как действует человек в социально-проблемной ситуации.

Заслуживает особого внимания характеристика структурных особенностей социального интеллекта, данная Д.В. Ушаковым. Социальный интеллект человека, по его справедливому утверждению, обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:

- континуальным (устойчивым, постоянным) характером;

- использованием невербальной репрезентации (информативной уравновешенностью мимики и жестов);

- владением адекватного социального оценивания ситуации при вербализации;

- использованием в социальном общении интуиции, то есть «внутреннего» когнитивного опыта;

- формированием практической грамотности в процессе социального образования [8, с. 17].

Социальная грамотность, социальный интеллект индивидуума, согласно проведенным исследованиям, являются следствием «социальной деятельности личности» (А.Н. Леонтьев).

К когнитивным компонентам социального интеллекта следует отнести такие понятия как «высокий уровень культуры личности», «творческое осмысление проблемной ситуации», «социальную проницательность», «успешный поиск выхода из критических ситуаций», «понимание социальной озабоченности людей», «способность неординарно мыслить», «готовность к восприятию и адекватной оценке социальной ситуации».

Профессор Дж. Брунер отмечал, что «за пределами непосредственной информации человек с наибольшей готовностью к восприятию имеет лучшие шансы адекватной оценки ситуации и последующего планирования своего поведения. Именно в этом общем смысле можно утверждать, что индивид, готовый к восприятию объекта, способный обойтись минимальными входными раздражителями, в состоянии пользоваться своей познавательной готовностью не только для восприятия того, что находится перед ним, но и для предвидения того, что с большой степенью вероятности может перед ним оказаться» [2, с. 24].

Социальный интеллект как следствие восприятия и усвоения специальных знаний, познавательной готовности и способности к социально ориентированной деятельности успешно развивается

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

и в процессе музыкально-эстетического воспитания студентов.

Фестивали проектов социализации в Астраханском государственном университете зарекомендовали себя как событие молодежной культуры. Проведено несколько фестивалей, на которых были реализованы такие проекты, как «Битва хоров», «Большие танцы», «Студенческие театры», «Визуализация учебного процесса», «Визуализация этики и этикета». Программы, призванные научить молодежь основным социальным компетенциям, таким как коммуникабельность, креативность, умение ненавязчиво, но эффективно оказать помощь человеку, являются частью как учебного, так и внеаудиторного процессов.

Студенческий хор «Новые горизонты» получил Гран-при на конкурсе фестиваля «Юг-АРТ-2014», а на XXII Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна» в г. Тольятти стал лауреатом 1 степени. Еще один студенческий хор «Доминан-таккорд», активный участник университетских и городских мероприятий, на конкурсе фестиваля «Юг-АРТ-2015» хор стал обладателем диплома 1 степени. Анализ бесед со студентами, поющими в хоре, указывает на то, что участие в хоровом коллективе способствует совершенствованию чувств уважения, толерантности, доброжелательности, взаимоподдержки, взаимопонимания.

На протяжении нескольких десятилетий в Астраханском государственном университете (ранее педагогическом университете) совместно с консерваторией проводились «Музыкальные среды».

Длительные наблюдения и социологические опросы, применение комплекса методов эмпирического уровня, индивидуальные беседы со студентами, активно посещавшими цикл «Музыкальные среды», свидетельствуют о том, что они проявляли профессиональную мобильность, инициативу, организаторские способности в университетской и общественно-социальной сфере.

Восприятие величия и красоты музыкальных произведений (М. Глинка «Иван Сусанин», П. Чайковский «Шестая симфония», А. Бородин «Князь Игорь», С. Танеев «Иоанн Дамаскин», Г. Свиридов «Пушкинский венок», «Патетическая оратория»,

«Песнопения и молитвы», А. Шнитке «Симфония № 4», «Три хора для смешанного хора acapella») воспитывало у студентов творческое миропонимание и социальную ответственность.

Диспуты и творческие семинары при обсуждении глубинного философского смысла музыкальных произведений способствовали формированию воли, трудолюбия, целеустремленности, интуиции, самостоятельности, умения предвидеть жизненную ситуацию и её положительное решение, что подтверждает социальную значимость музыкально-эстетического образования студенческой молодежи, готовность к адекватной оценке социальной действительности будущих специалистов в окружающей жизни и в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.; Л.: Музыка, 1965. - 152 с.

2. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Лаптев И.Г. Музыка как фактор воспитания духовно-нравственных чувств // Международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам XXXVII заочной науч. конф. - Екатеринбург, 2015. - № 3 (34). - Часть 4. - С. 29-31.

5. Лаптев И.Г. Фасилитация и компоненты CDIO в музыкально-эстетическом образовании студенческой молодежи // Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт: V Междунар. науч.-метод. конф. - Астрахань, 2014. - С. 135-138.

6. Лихачев Д.С. Письма о добром. - М.: Наука; СПб.: Наука / Logos, 2006. - 323 с.

7. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М: Смысл, 2002. - 527 с.

8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., 2004. - С. 11-29.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.