••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.183; 37.017.922 DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-61-67
Формирование духовности студенческой молодежи как приоритетная задача современных вузов
© 2018 Лаптев И. Г.
Астраханский государственный университет, Россия, Астрахань; e-mail: ivgrigl@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Целью исследования явилось изучение формирования духовности студенческой молодежи. На современном этапе студенческого образования актуальной темой для диспутов и публикаций является проблема духовности. Метод опосредованного убеждения явился основным в данном исследовании. Студент - молодая личность, не изведавшая бурных течений нашей остросюжетной личной и общественной жизни. Поэтому окружающая действительность, социальные проблемы, кропотливое усвоение профессиональных знаний, вдумчивое освоение духовных знаний, увлечение литературой, различными видами искусств, в том числе высоким музыкальным искусством, для определенной части молодежи кажется «мелочью» в жизни, представляется в «розовом цвете» и не заслуживает, по их мнению, особого внимания. Именно поэтому формирование духовности студенческой молодежи становится приоритетной задачей современных вузов. Результат. Содержательные формы внеучебной работы с музыкально-поэтическим материалом в вузах, а также в ходе проведения проектов социализации имеют большое значение в музыкально-эстетическом и духовно-ценностном становлении личности студентов. Вывод. В статье анализируются проблемные аспекты становления духовности студентов, рассматриваются возможности музыкального просвещения как фактора духовного воспитания.
Ключевые слова: студенческая молодежь, проблема духовности, внеучебное музыкальное просвещение в вузе.
Формат цитирования: Лаптев И. Г. Формирование духовности студенческой молодежи как приоритетная задача современных вузов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 61-67. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-4-61-67_
The Formation of Student Youth's Spirituality as the High-Priority Task of Modern Universities
© 2018 Ivan G. Laptev
Astrakhan State University, Russia, Astrakhan; e-mail: ivgrigl@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the research is to study the formation of spirituality of students. At the present stage of student education the actual topic for debates and publications is the problem of spirituality. The method of indirect persuasion is the main one in this study. The student is a young person who has not experienced the turbulent currents of our acute personal and social life. Therefore, the surrounding reality, social problems, painstaking assimilation of professional knowledge, thoughtful development of spiritual knowledge, passion for literature, various arts, including high musical art, for a certain part of the youth seems to be a "trifle" in life, it is represented in the "pink" and does not deserve, in their opinion, special attention. That is why the formation of spirituality of students becomes a priority of modern universities. Results. Meaningful forms of extra-curricular work with musical and poetic material in universities, as well as in the course of socialization projects are of great importance in the musical-aesthetic and spiritual-value formation of the personality of students. Conclusion. The article analyzes the problematic aspects of the formation of students' spirituality, considers the possibilities of music education as a factor of spiritual education.
Key words: student youth, the problem of spirituality, extra-curricular musical education at high school.
For citation: Laptev I. G. The Formation of Student Youth's Spirituality as the High-Priority Task of Modern Universities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 12. 2018. No. 4. Pp. 61-67. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-61-67 (In Russian)
Введение
Современный этап жизни общества стремителен и предполагает множество возникающих проблем в формировании духовности, которые следует решать взвешенно, мудро и уверенно. Профессор Ф. Т. Мамедов в докладе на XIII Международных Лихачевских научных чтениях отмечал, что «духовная культура является источником жизни» [9, с. 315].
Духовность светская и духовность религиозная имеют много общих корней. Это, прежде всего, внутреннее психологическое состояние человека с твердыми убеждениями нравственности и морали. Понятие «мораль» имеет скорее общесоциальный характер и относится к общественным отношениям и уровню взаимопонимания, взаимоуважения между людьми. Слово «нравственность» ближе к личности человека, его индивидуальным нравственным чертам характера и души, ответственность общественного человека, именуемая современным модным словом «саморефлексия», тем не менее, на подсознательном уровне отражающая истинно нравственные личностные качества, не позволяющие человеку ни делом, ни словом, ни мыслью совершать негативные поступки в нашем социально-ориентированном обществе. Если родители и учителя в общеобразовательной школе уделяли должное внимание и словом и делом воспитанию нравственных качеств в подростке, то абитуриент, а затем и студент продолжит этот положительный, невидимый глазу процесс, получая новые знания в университете, активно общаясь с педагогами, со студентами.
К сожалению, не так все прекрасно, как можно предположить. Есть небольшая категория студенческой молодежи, которой именно в студенческую пору необходимы знания, способствующие
совершенствованию духовного мира. Литература и искусство отражают духовно нравственные коллизии нашей
окружающей действительности. Культура души воспитывается на личностном эмоциональном переживании и освоении как жизненного опыта, так и опыта восприятия духовной культуры. Русский философ, писатель и публицист И. А.
Ильин отмечал постоянное развитие духовного опыта [4, с. 95].
Духовность и культура - понятия практически неразделимые и являются приоритетным направлением во всех вузах нашей страны. Студенческая духовная аура с первых лет обучения в вузе позволяет обрести творческий инновационный склад ума в связи с активным аудиторным общением и внеаудиторными
интеллектуальными мероприятиями и диспутами.
Базисом формирования духовности студенческой молодежи является, прежде всего, создание полноценной
образовательной среды (А. И. Артюхина, Ю. С. Мануйлов, Л. В. Мардахаев, А. А. Омарова, В. А. Ясвин). В этих условиях происходит эволюционное созревание высокообразованной личности,
генерируются общественные и личностные цели, развивается образ мыслей, воплощаемых в благородных поступках студенческой молодежи, концентрируется ядро духовных ценностей в жизни студента, выстраиваются необходимые направления его интенсивной и полнокровной жизни в вузе.
Образовательная среда выводит студента на широкую дорогу освоения духовных знаний, которые являются основой жизненного устройства и включают в себя практически все направления образования, культуры, искусства. Познания духовных основ, отраженных в народных традициях, в светлых образах литературы и искусства способствуют как возникновению ответственности и миролюбия,
позволяющим предупреждать и
нивелировать отрицательные субъективные черты личности, так и самоутверждению студенческой молодежи, что способно усилить, укрепить и упрочить стремление быть на высоте положения в современном обществе. Среда способствует созданию условий для полноценного благоприятного развития личности студента, формирования в себе необходимых моральных, культурных и духовно-эстетических качеств, духовных потенций, профессиональной эрудиции и плодотворного активного освоения жизненного пространства.
Основной раздел
Из века в век общество стремилось к расширению многовекторных познаний. Если в течение современных восемнадцати веков жизнь на Земле проходила по умеренно поднимающейся наклонной, то девятнадцатый век, с изучением и открытием Марией Кюри радиоактивности (лат. radius - луч), дал импульс к стремительному взлету и развитию новых техногенных процессов, которые в двадцать первом веке, пожалуй, превзошли все наши ожидания в области передовых технологий, поднявшись до невиданных высот, и которые радикально повлияли на все области наук.
Качественные изменения происходят и в педагогической науке, что положительно отразилось в педагогике обучения и воспитания. Тем не менее, основы российского просвещения, заложенные К. Д. Ушинским, и по сей день являются востребованными и актуальными как в общеобразовательной школе, так и в современном вузе. «Учитель - звено между прошедшим и будущим, - отмечал К. Д. Ушинский, - ратоборец духовности» [11, с. 14].
В 2001 году всемирной организацией ЮНЕСКО была принята «Всеобщая декларация о культурном разнообразии», в которой оно утверждается как средство полноценной духовной жизни [2]. Это положение подчеркивает заботу мирового сообщества о личностном развитии каждого человека, в том числе интеллектуальном развитии современного студенчества с позиций нравственности и духовности, которое необходимо рассматривать как возможность широкого спектра духовного развития при «становлении духовно-нравственной культуры студентов в образовательном процессе» [3].
Побуждающие мотивы стремления к совершенствованию личностного
духовного мира студента в процессе становления нового общественного человека основаны на аналитическом осознании получаемых духовных знаний в области ценностных достижений мировой культуры. Известный психолог, выпускник Кембриджского Королевского колледжа Роджер Смит образно формулирует тезис о познании себя и жизни: «... требуется временно ускользнуть за пределы ... образа мысли» [10, с. 91].
Индивидуальное личностное сознание студента, «впитывая» художественные образы литературы и искусства, отражающие коллизии бытия, на
подсознательном и сознательном уровне, проявляет гибкость и
«трансцендентальность» (И. Кант)
духовных знаний в реальной жизни. Профессор Н. А. Касавина справедливо отмечает, что «духовный опыт открывает доступ к постижению бытия» [5, с. 61].
На современном этапе общественной и личностной сферы в окружающей среде духовно-ценностными ориентациями студенческой молодежи являются:
- освоение профессионального мастерства;
- определение социальной роли с совершенствованием духовности в социально-ориентированном обществе;
- приобщение различных слоев студенческой молодежи к национальным основам духовной культуры;
- стремление к познанию мировых достижений в области духовной жизни, цивилизованного просвещения, произведений литературы и искусства.
Все эти ведущие потенциально-конструктивные направления являются основополагающими принципами в сфере формирования интеллекта, духовности, осознанной важности и целесообразности педагогической деятельности с этической доброжелательностью взаимоотношений.
Совершенствование духовно-
ценностных приоритетов достаточно многообразно. Необходимо особо подчеркнуть важность и положительное влияние музыкального искусства на формирование духовности, на развитие эмоциональных чувств, на формирование музыкальности как одной из ведущих сфер становления духовности.
Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, зная, что его «внутренний музыкальный слух» (определение Б. М. Теплова) на очень высоком уровне, образно писал: «Без зурны могу и без чунгура наслаждаться музыкою я, иначе так часто ни к чему бы приходить мне на берег ручья».
Изучая проблему развития духовных способностей и потребностей, К. В. Макарова отмечает: «Проявление духовных потребностей после воздействия музыки происходит через изменение психического состояния в духовное» [8].
В Астраханском государственном университете студенты первого и второго курсов факультета педагогики и
социальной работы специальности «Педагогическое образование» с интересом посещают внеаудиторные музыкальные и поэтические мероприятия, новые экспозиции картинной галереи,
фотовыставки.
В сентябре нынешнего года в одном из залов краеведческого музея была открыта фотовыставка, посвященная 95-летию со дня рождения Расула Гамзатова. После её посещения студенты на очередной внеучебной встрече декламировали стихи дагестанского поэта и прозаика, читали поистине духовно мудрые фрагменты книги «Мой Дагестан», с грустью в глазах слушали песню Яна Френкеля на его стихи «Журавли».
Студенты с увлечением дискутируют по поводу прочтения литературной классики, прослушивания концертов в актовом зале консерватории.
Особый интерес у студентов вызвало знакомство с творчеством литовского композитора и художника М. К. Чюрлёниса. С удивительным даром перевоплощения, с особенностью души полифонического характера рисовал М. К. Чюрлёнис картины, вызывающие в душе зрителя, а значит и студента, музыкальные мотивы, отвечающие содержанию его картин. «Соната Солнца», «Соната звезд», «Соната моря» создают триптих картин-сонат. Сонатой называют музыкальное произведение, в котором несколько музыкальных тем консолидируются, конфликтуют, переплетаются, создавая музыкально-философский мир
действительности и фантазии. А написанная картина маслом «Музыка леса» позволила М. Чюрлёнису позже создать симфоническую поэму «В лесу», в которой великолепными тембровыми средствами создан изумительно красивый и загадочно очарованный мир леса.
Результатом встречи стало последующее самостоятельное знакомство студентов с фортепианным циклом М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», сочиненным после посещения выставки картин его друга В. Гартмана.
Внеучебные встречи студентов с музыкальной классикой, как показывает опыт, формируют духовные потребности, что позволяет педагогам оперативно определяться с проблемами и вопросами музыкально-эстетического воспитания
студенчества. Отмечается, что
«музыкальное искусство служит формированию личности с высокой духовной культурой» [6, с. 136].
По просьбе студентов в программу музыкальных встреч были включены сочинения в народном стиле, отражающие духовность великой России.
Г. В. Свиридов в зрелый период своего творчества стал много уделять внимания исконно русской музыке. Это нашло отражение и в кантате для смешанного хора и симфонического оркестра «Курские песни», слова народные, где есть изумительная по фольклорной народной напевности часть «В городе звоны звонют» - свадебная хоровая песня, в названии музыкальной пьесы сохранена исконно народная курская лексика.
Всему музыкальному миру известна сюита Г. В. Свиридова «Метель». Светло-нежная мелодия частей «Романс» и «Венчание» из кинофильма «Метель» по повести А. С. Пушкина, напоминает мелодические созвучия молитвенных колыбельных песен. Семнадцатилетняя девушка Мария Гавриловна с трепетом в груди ехала на тайное венчание, которое сюжетно оказывается опрометчивой неожиданностью, но по сюжету А. С. Пушкина чувства верности и благочестия, как признаки духовной стойкости, в окончании повести торжествуют. В завершающей части сюиты с названием «Зимняя дорога» в мажорном ладу в звоне бубенцов слышны отзвуки церковных колоколов высокого тона. Студенты первого курса в глубокой тишине слушают музыку гениального композитора Георгия Васильевича Свиридова.
Психолого-педагогический процесс формирования духовности посредством музыки основывается на содержательной стороне музыки. Своим эмоционально-эстетическим настроем она положительно влияет на нравственный облик студента, вызывает в нем благородные чувства, способствует становлению мировоззрения, духовности, сближает с жизнью окружающего мира нашей социальной действительности. Важным аспектом в формировании духовности является адекватное понимание и осознание содержания музыки, понимание выразительных свойств отдельных фрагментов музыкальной речи в органическом единстве с композиционным
построением, эмоциональное переживание кульминационных моментов
музыкального произведения с
осмыслением основных средств
музыкальной выразительности,
подчеркивающих кульминацию.
Кульминационные музыкальные
аффекты, как свидетельствует опыт восприятия музыки, способствуют возникновению катарсиса. Термин впервые применен древнегреческим философом Аристотелем в «Поэтике», затем психологом Зигмундом Фрейдом и российским специалистом в области педагогической психологии Л. С. Выготским в книге «Психология искусства» и означает эстетическое переживание с последующим очищением души.
Ярким примером катарсиса в музыкальной классике может служить финал Шестой симфонии П. И. Чайковского. В определенный
кульминационный момент слышны взлет звучания струнных скрипичных инструментов симфонического оркестра и постепенно ниспадающая мелодия. Затем вновь небольшой взлет и окончание музыкальной фразы как бы на вопросе. Музыка словно видит ваши огрехи, спрашивает «так ли это?» и задается раздумьем о возможности вашего покаяния. Человек словно пронзен музыкой, музыка словно смотрит ему в глаза с укором, умоляя об отвержении огрехов, и человек идет навстречу музыке. Как результат душевного потрясения, он мысленно осветляет свою душу, отвергает огрехи, становится чище, добрее, благороднее.
Невозможно заглянуть в душу человека. На одной из университетских встреч, посвященных музыке великого П. И. Чайковского, в завершение, после нескольких эмоциональных слов о музыке, звучал Финал Шестой симфонии. Студенты расходились молча, погружённые в свои мысли, чувствовалось, что музыка потрясла их до глубины души и это радует, потому что творчество повседневно, но иногда рутина, стрессы, обиды требуют «выхода на воздух».
В Астраханском государственном университете в плане внеучебной деятельности студенческой молодежи проводится конкурс инновационных проектов «Умник», организован арт-салон, где по субботам и студенты, и
преподаватели могут творчески провести вечер со стихами, с музыкой, совершенствуя свой духовный опыт. Университет одним их первых ввел в процесс внеаудиторной работы со студентами новое творческое
перспективное направление - подготовку и проведение студенческих фестивалей проектов социализации различной психолого-педагогической ориентации -«Конкурс молодого исполнителя популярной музыки», «Подиум», «Модульные танцы», «Конкурс ведущих», «Битва хоров», «История танца XX века. Танцевально-музыкальное шоу»,
«Шекспировский фестиваль: визуализация и классический микс», «Театральный фестиваль» и другие.
Факультет педагогики и социальной работы университета в 2017-2018 учебном году показал спектакль по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» с фрагментарным использованием музыки В. Комарова из одноименного кинофильма, факультет мировой экономики и управления приятно удивил
музыкальностью спектакля «Аршин мал алан» (Азербайджан).
Юридический факультет подготовил и показал проект «Адам и Хева» на основе повести дагестанского прозаика Ахмедхана Абу-Бакара «Снежные люди». Затем студенты - будущие юристы ритмически верно и интонационно стройно спели дагестанскую песню «Цвети, мой Дагестан» и песню автора Патимат Кагировой «Горы Кавказа» под бурные аплодисменты сидящих в зале студентов. Проект мудрой, очаровательной и остроумной, с чувством доброго юмора повести дагестанского писателя покорил всех студентов и ещё долго в комнатах общежития нашего университета слышались мудрые и глубокие по смыслу дагестанские афоризмы и великолепные напевы дагестанских мелодий.
Авторы З. И. Асеков, М. А. Салманов отмечают, что поэзия, музыка, хореография, являются основой развития художественной культуры всех народов Дагестана [1, с. 52].
Содержательные формы внеучебной работы с музыкально-поэтическим материалом в вузах братских республик Дагестана, Бурятии, Тывы, Татарстана и других субъектов Российской Федерации, а также Республики Беларусь имеют большое значение в музыкально-эстетическом и духовно-ценностном становлении
личности студентов в ходе проведения проектов социализации.
Авторы многих исследований (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Т. Г. Балина, В. И. Климов, Р. Р. Лоскутова, В. В. Медушевский, З. Н Чукуева) подчеркивают необходимость активного вооружения студентов знаниями в области искусств.
Следует изучить возможность введения в программы ФГОС ВО разрабатываемые и утверждаемые организацией
самостоятельно, по направлению, прежде всего, педагогического образования, положения об активизации
культуросообразной деятельности
студентов. В раздел «Курсы по выбору» желательно ввести «Курс духовного воспитания на основе произведений литературы и искусства». Предлагается также увеличить число педагогических часов в вариативной части программ на изучение произведений мировой литературы и искусства, а значит направить педагогическую мысль на
совершенствование, повышение уровня духовности студенческой молодежи.
Заключение
1. Асеков З. И., Салманов М. А. Взаимосвязи фольклора и поэзии Дагестана на современном этапе в контексте культурологического анализа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 4. С. 50-54.
2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/decl сопу/с1ес1 ага^опв/си^ига! diversitv.shtml (дата обращения: 20.09.2018 г.)
3. Димитриева В. Н. Педагогическое обеспечение становления духовно-нравственной культуры личности студентов в образовательном процессе // Гуманитарный вектор. 2014. № 1 (37). С. 45-50.
4. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М. : Изд-во ИРЦ, 2011. 195 с.
5. Касавина Н. А. Точки роста в социально-гуманитарных науках: уроки экзистенциональной философии. Мышление ученого вчера и сегодня / Под ред. Л. А. Марковой. М. : Альфа, 2012. 162 с.
Духовность как основа становления интеллекта рождается из недр полученных и усвоенных знаний. Приоритетной задачей современных вузов является формирование духовности студенческой молодежи, которая происходит по многим параметрам. Не является исключением процесс учебного и внеаудиторного духовного музыкально-эстетического воспитания, закладывающий в души студентов красоту музыкальной поэзии, солнечность восприятия музыкальной классики, умение творчески проявить себя в эмоциональном воспроизведении
народных мелодий и напевов в процессе событийной студенческой жизни.
Несомненно, был прав доктор философии, профессор Мюнхенского технического университета Клаус Майнцер, написав с высокой степенью жизненной мудрости: «Чтобы испытать жизнь, нужно прожить её» [7, с. 425].
Как показывает практика, возможность внеаудиторного, внеучебного музыкально-эстетического воспитания студенческой молодежи приносит благодатные плоды нравственного очищения и духовного просветления в современной студенческой высокоинтеллектуальной жизни.
6. Лаптев И. Г. Фасилитация и компоненты CDIO в музыкально-эстетическом образовании студенческой молодежи // V Международная научно-методическая конференция «Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт». Астрахань, 2014. С. 135-138.
7. Майнцер К. Сложносистемное мышление: материя, разум, человечество. Новый синтез / Пер. с англ. 5-е изд. М. : Либроком, 2009. 452 с.
8. Макарова К. В. Развитие духовных способностей. Автореф. дисс. ... д-ра псих. наук. М., 2006. 32 с.
9. Мамедов Ф. Т. Культурологический подход к пониманию и оценке ценностей и смыслов. Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации. XIII Международные Лихачевские научные чтения. СПб., 2013. 712 с.
10. Смит Р. Быть человеком: историческое знание и сотворение человеческой природы / Пер с англ. И. Мюрберг. М. : Канон, 2014. 295 с.
11. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1974. 422 с.
Литература
References
••• H3BecTUR AW. T. 12. № 4. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018
1. Asekov Z. I., Salmanov M. A. Interrelations of folklore and poetry of Dagestan at the present stage in the context of cultural analysis. Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences]. 2015. No. 4. Pp. 50-54. (In Russian)
2. UNESCO universal declaration on cultural diversity. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/decl arations/cultural diversity.shtml [accessed: 20.09.2018] (In Russian)
3. Dimitrieva V. N. Pedagogical support of formation of spiritual and moral culture of students' personality in the educational process. Gumanitarnyi vector [Humanitarian Vector]. 2014. No. 1 (37). Pp. 45-50. (In Russian)
4. Ilyin I. A. Put' duhovnogo obnovleniya [The way of renovation of the soul]. Moscow, IRC Publ., 2011. 195 p. (In Russian)
5. Kasavina N. A. Tochki rosta v social'no-gumanitarnyh naukah: uroki ehkzistencional'noj filosofii. Myshlenie uchenogo vchera i segodnya [Points of growth in social Sciences and Humanities: lessons of existential philosophy. Thinking scientist yesterday and today]. Ed. by L. A. Markova. Moscow, Alfa Publ., 2012. 162 p. (In Russian)
6. Laptev I. G. Facilitation and components of CDIO in musical and aesthetic education of students. V Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konfe-renciya «Izmeneniya v obrazovanii vXXI veke: luchshie mezhdunarodnye praktiki i rossijskij opyt» [V International scientific and methodological conference "Changes in education in the XXI century: best international practices and Russian experience»]. Astrakhan, 2014. Pp. 135-138. (In Russian)
7. Maintser K. Slozhnosistemnoe myshlenie: materiya, razum, chelovechestvo. Novyj sintez [Complex system thinking: matter, mind, humanity. New synthesis]. Transl. from English. 5th edit. Moscow, Librokom Publ., 2009. 452 p. (In Russian)
8. Makarova K. V. Razvitie duhovnyh sposobnostej [Development of spiritual abilities]. Extended abstract of diss. ... Doctor of Psychology. Moscow, 2006. 32 p. (In Russian)
9. Mamedov F. T. Kul'turologicheskij podhod k ponimaniju i ocenke cennostej i smyslov. Dialog kul'tur: cennosti, smysly, kommunikacii. XIII Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija [Culturological approach to understanding and evaluation of values and meanings. Dialogue of cultures: values, meanings, communications. XIII International Likhachev scientific readings]. Saint Petersburg, 2013. 712 p. (In Russian)
10. Smit R. Byt' chelovekom: istoricheskoe znanie i sotvorenie chelovecheskoj prirody [Being human: historical knowledge and the creation of human nature]. Transl. from English
by I. Murberg. Moscow, Kanon Publ., 2014. 295 p. (In Russian)
11. Ushinsky K. D. O pol'ze pedagogicheskoj literatury. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [On the benefits of pedagogical literature. Selected pedagogical works]. V. 1. Moscow, 1974. 422 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Лаптев Иван Григорьевич, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного и начального образования, Астраханский государственный
университет, Астрахань, Россия, e-mail: ivgrigl@mail.ru
THE AUTHOR INFORMATION Affiliation
Ivan G. Laptev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Preschool and Primary Education, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia; e-mail: ivgrigl@mail.ru
Принята в печать 25.09.2018 г.
Received25.09.2018.