стов по связям с общественностью, мы реализуем компетент-ностный подход в образовательном пространстве вуза, где один из ключевых принципов - ориентация на выпуск будущих специалистов способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность [10, с. 109-115]. А это значит, что в процессе обучения будущие специалисты должны обладать не только зна-
Библиографический список
ниями, но и опытом межкультурных коммуникаций. Это будет способствовать профессиональному росту будущего специалиста по связям с общественностью. Межкультурная компетенция, применяемая в PR-деятельности, позволит успешно интегрироваться в профессиональное сообщество как российского, так и мирового уровня.
1. Гараева, М.В. Формирование межкультурной компетенции профильных специалистов в современных российских вузах: автореф. дис. ... канд. социологических наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
2. Реттих, С.В. Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2004.
3. Российская ассоциация по связям с общественностью // Российский PR-портал [Э/р]. - Р/д: http://www.raso.ru/about
4. Сапрыкина, Г.В. Развитие иноязычной коммуникативной культуры студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2003.
5. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж, 1996.
6. Дзигуа, Д.В. Формирование профессиональных компетенций специалистов по связям с общественностью в информационном пространстве вуза физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
7. Герасимова, И.Г. Структура межкультурной компетенции // Известия Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: научный журнал. - СПб. - 2008. - № 30(67).
8. Кнапп-Потхофф, А. О межкультурной коммуникации // Что такое межкультурная коммуникация. - Мюнхен, 1997.
9. Малькова, Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: немецкий язык в неязыковом вузе, факультет с расширенной сеткой часов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.
10. Лытаева, М.А. Межкультурная компетенция будущего специалиста и содержание обучения иностранным языкам / М.А. Лытаева, Е.С. Ульянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов. - 2011. - № 4 (11).
Bibliography
1. Garaeva, M.V. Formirovanie mezhkuljturnoyj kompetencii profiljnihkh specialistov v sovremennihkh rossiyjskikh vuzakh: avtoref. dis. ... kand. sociologicheskikh nauk. - Rostov-na-Donu, 2006.
2. Rettikh, S.V. Praktiko-orientirovannaya modelj professionaljnoyj podgotovki specialista po svyazyam s obthestvennostjyu v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2004.
3. Rossiyjskaya associaciya po svyazyam s obthestvennostjyu // Rossiyjskiyj PR-portal [Eh/r]. - R/d: http://www.raso.ru/about
4. Saprihkina, G.V. Razvitie inoyazihchnoyj kommunikativnoyj kuljturih studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2003.
5. Safonova, V.V. Izuchenie yazihkov mezhdunarodnogo obtheniya v kontekste dialoga kuljtur i civilizaciyj. - Voronezh, 1996.
6. Dzigua, D.V. Formirovanie professionaljnihkh kompetenciyj specialistov po svyazyam s obthestvennostjyu v informacionnom prostranstve vuza fizicheskoyj kuljturih: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.
7. Gerasimova, I.G. Struktura mezhkuljturnoyj kompetencii // Izvestiya Rossiyjskogo gos. pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetradi: nauchnihyj zhurnal. - SPb. - 2008. - № 30(67).
8. Knapp-Potkhoff, A. O mezhkuljturnoyj kommunikacii // Chto takoe mezhkuljturnaya kommunikaciya. - Myunkhen, 1997.
9. Maljkova, E.V. Formirovanie mezhkuljturnoyj kompetencii v processe rabotih nad tekstami dlya chteniya: nemeckiyj yazihk v neyazihkovom
vuze, fakuljtet s rasshirennoyj setkoyj chasov: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2000.
10. Lihtaeva, M.A. Mezhkuljturnaya kompetenciya buduthego specialista i soderzhanie obucheniya inostrannihm yazihkam / M.A. Lihtaeva, E.S. Uljyanova // Filologicheskie nauki. Voprosih teorii i praktiki. - Tambov. - 2011. - № 4 (11).
Статья поступила в редакцию 18.01.13
УДК 378
Grudina M.V., Tchebelskaya E.G. PROJECT-BASED TRAINING AS A METHOD OF ACTIVE TEACHING OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE IN THE COURSE OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS' SOCIALLY SIGNIFICANT NEEDS. The article is devoted to some pedagogical aspects of forming socially significant needs of university students. The satisfaction of students' needs for self-affirmation, self-realization, knowledge and communication in professional and cognitive activity is put into effect in the course of professional foreign language learning by applying methods of active teaching at English language classes.
Key words: culture of university students' needs, socially significant needs, self-affirmation need, selfrealization need, knowledge need, communication need, methods of active teaching, role play, project-based training.
М.В. Грудина, канд. филол. наук, ст. преподаватель каф. иностранных языков ГКОУ ВПО СПб им.
В.Б. Бобкова филиал РТА, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук,
ст. научный сотрудник ФГНУ ИПООВ РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования социально значимых потребностей студентов вуза в самоутверждении, самовыражении, познании и общении, реализация которых происходит в профессионально-познавательной деятельности студентов вуза в процессе изучения профессионального иностранного языка с применением методов активного обучения на занятиях по английскому языку
Ключевые слова: культура потребностей студентов вуза, социально значимые потребности, потребности в самоутверждении, в самовыражении, в познании, в общении, методы активного обучения, ролевая игра, метод проектов.
Учитывая сложившиеся в данный момент социально-эко- щества, характеризуемого все чаще и чаще как «общество по-номические условия в нашей стране, развитие современного об- требления» и определенного рода реструктуризация системы
образования предполагает все более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов. В современном обществе все большее значение приобретает система ценностей личности и становление личности как таковой. Потребности определяют личность, точнее, личность определяют способы их реализации, что, в свою очередь требует пристального внимания к культуре потребностей. Наличие и острота проблемы профессионального и социокультурного становления будущих молодых специалистов с преобладанием их материально- и престижностатусного самоопределения вне профессиональной сферы указывает на необходимость реализации концептуальных идей содержательной и структурной реорганизации образовательного процесса вуза как важнейшего института профессиональной подготовки специалистов. Следовательно, актуализируется необходимость решения проблемы формирования осознанного отношения к потреблению социальных благ в профессиональной сфере и в сфере свободного времени. Поэтому современный вуз должен уделять особое внимание формированию культуры потребностей студентов вуза как основы любой профессиональной и социальной деятельности, определяющей всестороннее и гармоническое развитие личности в целом.
Актуальность этой проблематики и вызвала необходимость в подобном исследовании и изучении такого понятия, как «культура потребностей», совпадающей позицией при понимании которого у авторов, выступает выделение материальных и духовных потребностей, рассматриваемых через призму «культуры отношений». Единое объединение, разработанное автором, включило все принципиальные свойства: «Культура потребностей - это осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы, общества) к удовлетворению его материальных и духовных нужд объективно-субъективного характера, которое отражает способы освоения материальных благ и духовных ценностей в противоречивой потребительно-созидательной деятельности, направленной на всестороннее и гармоническое развитие личности как объективную необходимость в изменяющемся социокультурном пространстве» [1, с. 5].
С опорой на систему потребностей в целом и с точки зрения различных подходов к пониманию природы культуры потребностей (А.Г. Здравомыслов, К. Обуховский, М.С. Каган,
Н.Б. Крылова, Т.А. Марченко, Т.П. Малькова и др.) в диссертационном исследовании «Организационнопедагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза» было сформулировано положение о том, что на культуру потребностей студентов вуза, наибольшее влияние оказывает группа социальных потребностей в самоутверждении, в общении, в познании и в самовыражении (Н.А. Журавлева, Н.Ф. Наумова,
Н.Ю. Волова, С.Б. Каверин и др.), играющая ключевую роль в духовно нравственном развитии личности. На этой ступени социализации отчетливо проявляется связь этих потребностей с социокультурной средой общества, выступающей условием их формирования, придавая им социально значимый характер. Удовлетворение данных потребностей должно отвечать принципу «содействие благу другого человека», а индивидуализация выбора способов освоения социальных благ в потребительно-созидательной деятельности определяет возможности педагогического воздействия, что, в свою очередь, позволяет решать ряд педагогических задач при организации образовательного процесса в контексте формирования культуры потребностей студентов вуза.
Ориентируясь на выработанное общее определение культуры потребностей, необходимо отметить, что, не принимая постоянного участия в созидании социальных благ, студенты частично участвуют в опосредованной потребительно-созидательной деятельности в форме учебной деятельности, в которой происходит формирование единства таких социальных качеств, проявляющихся в профессиональной деятельности, как знания, умения, навыки, общественноморальные нормы и соответствующие им способы освоения материальных благ и духовных ценностей, чувства (Л.А. Аза, В.И. Жернов, Э.Д. Кондракова, Н.Б. Крылова и др.).
Реализация осознанного отношения студентов вуза к усвоению и применению знаний и других социальных качеств в учебной деятельности, определяемой ее основными видами - научноисследовательская и профессиональноучебная [2, с. 82], или «профессионально-познавательная» (В.И. Жернов), в данном случае, отражает способы познания материальных благ и духовных ценностей в образовательном процессе вуза. Поскольку основным из свойств деятельности является ее целеполагание, познание связано с удовлетворением так называемой потребности в «расширении знаний». Профессионально-познавательная деятельность, в свою очередь, всегда направлена на дос-
тижение определенной цели, т.е. удовлетворение познавательнопрофессиональных потребностей. По мнению В.И. Жернова, познавательно-профессиональная потребность направлена на приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности и выражает увлеченность ими определенной умственной или практической деятельностью [3, с. 41].
Однако «знания ценны сами по себе, т.к. они поддерживают и укрепляют ту или иную духовную потребность вне образовательного ее проявления в связи с достижением какой-либо цели. Знание ценно само по себе в интеллектуальной культуре еще и потому, что его наличие гарантирует будущую применимость и эффективность» [4, с. 27]. На основании системной организации базовых потребностей, разработанной С.Б. Кавериным [5] в контексте актуализации формирования социально значимых потребностей, можно утверждать, что без познания невозможны процессы самоутверждения и самовыражения, так же как невозможны они и без общения. Значит, познавательнопрофессиональная потребность, являясь источником любой профессиональной деятельности, в которой также реализуется потребность в самоутверждении и самовыражении, придавая смысл жизни будущих молодых специалистов, обладает определенными свойствами. Творческий подход к применению знаний, определяющий исследовательский характер учебной деятельности студентов вуза, является ведущей характеристикой удовлетворения потребности в самовыражении и отражает один из аспектов качественной стороны их культуры социально значимых потребностей, так как ведет к непрерывному самообразованию и повышению уровня их культуры потребностей в целом.
Следовательно, формирование культуры потребностей студентов вуза в первую очередь ориентируется на взаимосвязанные процессы их самовыражения и самоутверждения в профессиональнопознавательной деятельности через удовлетворение потребности в общении и познавательнопрофессиональной потребности, основу которой составляют потребности более частного порядка, определяющие сущность потребности в познании в целом:
- потребности в теоретических и практических знаниях;
- потребности в овладении методами познания и применения знаний в практических целях, т.е. потребности в «поисковой познавательной деятельности» (И.М. Дуранов) [6, с. 164], удовлетворение которой проявляется в самостоятельном приобретении знаний;
- потребности в творческой (в том числе, в научно-исследовательской) деятельности, реализующиеся в творческом применении знаний.
Итак, для успешного формирования культуры потребностей студентов вуза в процессе удовлетворения социально значимых потребностей в профессиональной сфере, необходимо сделать профессиональнопознавательную и научноисследовательскую деятельность востребованной, необходимой для личности каждого студента. Суть такого педагогического воздействия заключается в том, чтобы раскрыть социально значимые и высоко духовные стороны процесса удовлетворения студентами потребностей в самоутверждении, общении, познании и самовыражении. Это достигается за счет изменения содержания профессиональной подготовки специалистов в вузе с целью актуализации знаний, умений и навыков через включение студентов в учебную деятельность. В этом смысле эти потребности, определяющие возможность преобразования образовательного процесса в вузе, следует рассматривать как «социально значимые» не только с точки зрения становления будущих молодых специалистов как профессионалов, но и с точки зрения социокультурного развития их личности, имеющего значение для общества в целом.
Социально значимые потребности как показатель оценки уровня культуры потребностей студентов вуза и особенности их реализации в деятельности служат основой описания содержания, целей, задач и форм всесторонней подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Для интенсификации образовательного процесса в вузе, в том числе с точки зрения формирования культуры потребностей студентов вуза, необходимо принимать во внимание, что непосредственное включение студентов вуза в учебную деятельность, т.е. «обучение деятельностью» (Ю.В. Сорокопуд) [7], способствующее самостоятельному овладению студентами знаниями, умениями, навыками, общественноморальными нормами и способами освоения социальных благ, происходит через их участие в творческом поиске и применении умений. Наиболее значимыми в этом смысле становятся методы активного обучения.
Само понятие «метод обучения» можно определить как «упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной (для нас - профессионально-познавательной) деятельности учащихся» [8, с. 202]. Активизация участия студентов в учебном процессе является условием формирования устойчивых социальных качеств, характеризующих не материально- или престижно-статусное самоутверждение и самовыражение ими вне профессии, а одновременное развитие потребительной и созидательной сторон процесса удовлетворения социально значимых потребностей, определяющих их духовное возвышение. Таким образом, именно характер деятельности, степень самостоятельности, и творчества служат критерием выбора методов активного обучения, использование которых может содействовать успешному управлению формированием культуры потребностей студентов в условиях вуза.
На современном этапе реформирования всей системы Российского образования, направленного на повышение качества реализации квалификационных требований к специалистам конкретного профиля, методы активного обучения приобретают все большее значение для организации совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов и учебной деятельности студентов. Они как одна из существенных составляющих организационно-педагогических условий удовлетворения социально значимых потребностей студентов вуза на основе личностно-ориентированного подхода представляют собой собственно педагогический аспект формирования культуры потребностей студентов вуза [1, с. 16].
В педагогической литературе представлен широкий спектр методов активного обучения с их дескриптивными характеристиками (А.А. Перевалова, А.М. Смолкин, Е.С. Полат, Н.В. Бор-довская, Т.Н. Добрынина, Ю.В. Сорокопуд и др.). Ключевая для нас типология - это подразделение их на неимитационные (проблемные лекции, экскурсии, дискуссии, самостоятельная работа с литературой и др.) и имитационные методы, в которых учебная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности, и которые принимают неигровые (коллективная мыслительная деятельность, ТРИЗ работа, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.) или игровые формы организации занятий, которые включают деловые игры, организационно-деловые игры, управленческие игры, ролевые игры, дебаты как вид ролевых игр, метод проектов, ситуации инсценирования различной деятельности и т.д.
При всем многообразии методов и форм обучения при подготовке специалистов конкретного профиля необходимо учитывать максимальную приближенность процесса обучения к профессиональной практике, так как, прежде всего существенную роль играет осознание студентами ценности высшего образования как такового и становления себя как специалиста. А обеспечение в вузе междисциплинарной интеграции позволяет студентам получать целостное представление о человеке как специалисте в мире общечеловеческих и профессиональных ценностей, которое достигается за счет наполнения учебных дисциплин не только профессионально-познавательным, но и нравственно-ценностным содержанием. Этому требованию отвечают, например, дебаты, метод проектов и др., характеризующиеся наибольшей степенью активности студентов, которая развивает навыки делового и профессионального общения и приобщает к общественноморальным нормам, воплощенным в системе ценностей сообщества. Для оптимального их применения необходимо осознавать, что в форме игрового исполнения ролей имитируются реальные процессы, протекающие в обществе.
Такому освоению явлений из жизни общества способствует, например, метод проектов, в большей степени имитирующий профессиональную деятельность, и который приобретает все большую популярность среди педагогов. Он не является принципиально новым в мировой педагогике, активно начал внедряться в процесс обучения в конце XIX - начале XX веков. За рубежом научной основой метода проектов были идеи гуманистического направления в образовании, разработанные американским философом и педагогом Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение, исходя из потребностей, способностей студентов, так как главное место в его концепции отводится учению о деятельности обучающегося.
Непосредственно педагогический аспект применения метода проектов позволяет педагогам при переработке содержания учебных дисциплин в образовательном процессе вуза учитывать междисциплинарные связи, через которые можно обнаружить разделы с единой проблематикой, и которые ориентируют деятельность студентов на решение некой проблемы с применени-
ем соответствующих источников информации в свете нескольких дисциплин, с применением знаний, умений и навыков профессионального характера, а также навыков общения, способствующих развитию работы в группе. В этом последнем уже усматривается реализация социально значимых потребностей в самоутверждении, общении, познании и самовыражении. Именно поэтому метод проектов избирается в качестве ключевого при организации учебных занятий в вузе, в нем проявляется тесная взаимосвязь и взаимовлияние всех этих четырех потребностей, которые в совокупности определяют движение в сторону духовной стороны культуры потребностей студентов вуза.
Такая позиция усиливает значимость обеспечиваемой кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) «Деловой иностранный язык» дисциплины «Информационно-экскурсионная деятельность на иностранном языке», поскольку она, охватывая точки соприкосновения дисциплин специального блока специальности «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)», дает возможности самоутверждения и самовыражения будущим специалистам с точки зрения общественной значимости и престижности в данной профессии. К тому же владение иностранным языком для данной специальности является одной из базовых профессиональных составляющих, и изучение его не должно происходить в отрыве от непосредственных профессиональных потребностей. А практическое применение усвоенных знаний, умений может осуществляться через методы и формы обучения. Очевидность эффективности такого подхода в контексте актуальности социально значимых потребностей для процессов воспитания молодого поколения подчеркивается примером внедрения методов активного обучения, в том числе метода проектов, при организации учебных занятий в процессе изучения профессионального английского языка в СПбГУ-СЭ, в качестве дисциплины English for Specific Purposes - для студентов дневного отделения в неязыковом вузе.
Из отмеченных выше методов активного обучения, метод проектов, зачастую воспринимаемый педагогами неязыковых вузов чрезвычайно трудоемкими, по своей сути заключается в планировании целенаправленной совместной деятельности студентов и педагогов в связи с решением конкретной практической задачи и рассматривается как условие подготовки к профессиональной деятельности, т.е. выражается в разработке проектов в условиях, максимально воссоздающих профессиональную деятельность и позволяющих оптимально реализовывать отмеченные выше социальные качества в процессе удовлетворения не только познавательно-профессиональных, но и других социально значимых потребностей.
В связи с тем, что процесс реализации проекта также является «исследовательской деятельностью, процессом получения новых сведений с помощью научных методов: наблюдения, эксперимента, сравнительного метода, исторического метода, метода моделирования и др., т.е. методов направленных на развитие умений работать с информацией» [9, с. 147], он способствует переводу процесса образования в самообразование. Так, например, целесообразно подобранная тематика метода проектов, всегда ориентирует студентов, в первую очередь, на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени), что способствует формированию навыков принятия самостоятельных решений в условиях разработки проекта с учетом интересов окружающих людей, общества в целом.
В педагогической науке существуют различные классификации учебных проектов. Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов: 1) исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные; 2) внутренние, региональные, международные проекты (по участникам проекта); 3) личностные, парные, групповые (по количеству участников проекта); 4) краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные проекты (по продолжительности проекта) [10].
Все сказанное позволяет считать метод проектов одним из важнейших условий формирования культуры потребностей студентов вуза, который позволяет учитывать междисциплинарные связи, предполагает самостоятельную творческую деятельность в процессе удовлетворения социально значимых потребностей, способствует работе в коллективе и для коллектива, а также развитию навыков общения и:
1) обладает следующими основными свойствами: а) значимость разрабатываемых проектов для эффективной реализации экономических и социокультурных программ на государственном, муниципальном и региональном уровнях; б) максимальная приближенность к профессиональной деятельности, позволяющая оптимально реализовывать на практике приобретенные знания, умения, навыки, общественноморальные
нормы и соответствующие способы удовлетворения социально значимых потребностей; в) исследовательский характер, т.е. возможность удовлетворять потребность в поисково-познавательной и научно-исследовательской деятельности, что ведет к развитию критического мышления и творческих способностей в процессе созидания как реально существующих в действительности, так и симулирующих ее объектов, процессов, явлений, имеющих практическую значимость; г) обеспечение самостоятельности студентов, что в свою очередь характеризует переход от образования к самообразованию;
2) направлен на достижение следующих целей:
- реализации концепции личностно-ориентированного образования обучающихся (предполагает взаимодействие педагога и студента при обучении, направленное на индивидуализацию процесса обучения с целью предоставления обучающимся свободы выбора, принятия решений в условиях становления и развития личности);
- включению студентов в деятельность, близкую профессиональной, что влияет на формирование познавательно-профессиональных потребностей, в первую очередь, а так же и других социально значимых потребностей в профессиональной сфере;
- изменению отношения к целям учения не как к средству материально- или престижно-статусного, например, самоутверждения, а как к реализации своих возможностей и способностей не только в выбранной профессии, но и влияющих на социокультурное становление личности, в том числе на способы освоения материальных благ и духовных ценностей в учебной и во внеучебной деятельности;
- в конечном итоге, формированию культуры потребностей студентов вуза, как ключевой цели, наивысшим мерилом которой является духовная потребность в творческой деятельности, как в профессиональной сфере, так и в сфере свободного времени.
Обозначенные цели определяют постановку более частных задач практического характера, направленных на формирование умений и навыков: глубоко и всесторонне анализировать задачу при подготовке проектов; анализировать различные идеи, факты и потребности общества, делать обоснованные выводы, четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; использовать информационные ресурсы, подбирать, сопоставлять и обобщать информацию; эффектно презентовать свою речь, включая ораторские способности и умение заинтересовать аудиторию; активизировать собственно профессиональные умения и навыки, ориентирующие на осознанность процесса приобретения профессии; принимать самостоятельные решения, исходя из ситуации, имеющейся информации, с учетом интересов других.
Постановка задачи для данного метода обучения по дисциплине «Информационно-экскурсионная деятельность на иностранном языке» должна соответствовать: а) темам и содержанию работы по учебной программе дисциплины; б) квалификационным требованиям подготовки специалистов конкретной специальности в данном вузе; в) проблематике современной научной, общественной, политической и экономической ситуации (злободневность); г) терминологической наполненности, информативности, основным понятиям темы, требованию сочетания теоретического материала с конкретными примерами; д) принципам реализации междисциплинарных связей и личностно-ориентированному подходу, а также заинтересованности во мнении каждого студента.
Темы для обсуждения могут быть различными с опорой на текущий общественный спрос и предложения, продиктованные самыми последними достижениями в данной профессиональной области, согласно средствам массовой информации:
1. Организация взаимодействия турфирмы и тур-центров, предлагающих экскурсионные услуги (Organization of interaction between tourist agencies and establishments engaged in excursion services).
2. Организация экскурсии (тематическая экскурсия по отдельным объектам, по видам искусства, памятникам, литературным музеям, обзорная экскурсия по Петербургу, экскурсия по рекам и каналам) и т.д. (Organization of an excursion - Boat trip along rivers and canals of Saint-Petersburg, City tour in Saint-Petersburg, etc).
3. Изучение существующего рынка экскурсионных услуг, анализ перспектив предлагаемых услуг (Carrying out the tourism market research: analyzing perspectives of the current services offered).
4. Организация работы турфирмы в качестве собственного бизнеса (учитывая междисциплинарные связи с дисциплиной
«Бизнес-планирование») (Tourist agency management regarded as somebody’s own business).
5. Составление экскурсии с точки зрения потребностей туристских групп (автобусные экскурсии, водные экскурсии) (Working out an excursion according to tourist groups needs) и т.д.
Разработку данной проблематики на практике при изучении иностранного языка в формате профессионального и социокультурного становления студентов вуза можно проиллюстрировать примером эксперимента по внедрению долгосрочного проекта (один семестр) на занятиях по «Информационно-экскурсионной деятельности на иностранном языке» в СПбГУСЭ с 2010 г. При этом отметим, что включались студенты дневного отделения, третьего года обучения в составе двух групп (около 50 человек) специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» и работа по методу проектов велась во втором семестре изучения дисциплины, поскольку студенты уже могли оперировать изученной в первом семестре терминологией и выстраивать описание объектов туристического показа.
Целью проекта под названием «Организация взаимодействия турфирмы и центров, предлагающих экскурсионные услуги» стало творческое применение системы приобретенных знаний и методов исследования, ориентирующих студентов на самостоятельную поисково-познавательную деятельность. В результате такого проекта происходит формирование таких социальных качеств будущих молодых специалистов, как устойчивые знания, умения и навыки, общественно-моральные нормы и соответствующие им способы освоения социальных благ, лежащие в основе культуры потребностей будущих молодых специалистов, качественной стороной которой является, прежде всего, удовлетворение познавательно-профессиональных потребностей, но также и других социально значимых потребностей.
Опишем в качестве примера работу по методу проектов. Студенты группы подразделялись на несколько подгрупп, наделенных различными ролями и, соответственно, получающих различные задания. Было предложено три вида ролей: менеджеры турфирм, туроператоры и гиды-экскурсоводы. Перед каждой группой ставилась своя задача. При этом при подготовке проекта использовались различные типы (личностные, парные и групповые формы).
Гиды-экскурсоводы проходили следующие этапы подготовки своей части проекта: выбор и обоснование определенного объекта туристического показа (The Hermitage, The Peter and Paul Fortress, The Menshikov Palace и т.д.), подбор материала на иностранном языке (в данном случае, английском), составление плана экскурсии, подготовка презентации экскурсии (второй этап проекта - материальная реализация) и представление подготовленной экскурсии (в виде виртуальной экскурсии), которая могла бы быть предложена иностранным гостям (третий этап - выступление).
Перед группой туроператоров ставились следующие задачи: подбор ряда объектов туристического показа, составление проектов туристических маршрутов для турфирмы, подбор средств проведения данных туров (включая материально-техническое обеспечение и формы их проведения (автобусные, водные, пешие экскурсии) - первый этап, подготовка информационных проспектов для иностранных гостей и турфирм (второй этап - материальная реализация), подбор гидовэкскурсоводов для проведения той или иной экскурсии с точки зрения информативности и привлекательности для туристов, умения и навыков изложения материала на иностранном языке и способности работать с аудиторией (умение общаться), третий этап - прослушивание экскурсий, отбор экскурсоводов и устное обоснование менеджерам турфирм своих туров с конкретными экскурсоводами.
В задачи менеджеров турфирмы (посредники, собирающие информацию по разным услугам и предоставляющие разные наборы услуг конкретному туристу) входило следующее: изучение рынка существующих услуг при определенной обоснованной ориентации турфирмы на предоставление определенных видов услуг (туров) - первый этап, составление рекламного проспекта своей фирмы для иностранных гостей (второй этап -материальная реализация), прослушивание предложений туроператоров и обоснование своего выбора конкретного туроператора - третий этап. Таким образом, организация взаимодействия предусматривала одновременное включение в работу всех трех субъектов, участвующих в данном проекте, задействованных на протяжении всех трех этапов.
Анализ эффективности образовательного процесса, направленного на формирование культуры потребностей студентов вуза по названному методу предполагает оценку результативности
занятий с ориентацией на систему критериев и показателей оценки участия и степени самостоятельности студентов при работе над проектом, которая определяется на основании содержательной стороны исследуемой темы, ее практической значимости и способностей студентов рационально представлять (дизайн) и защищать результаты исследования.
Эффективность организационно-педагогических условий построения педагогического процесса, направленного на формирование социально значимых потребностей студентов вуза на занятиях по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» (English for Specific Purposes) c использованием метода проектов оценивалась по следующим показателям: 1) тема проекта отражает актуальность проблемы; соответствие целей и задач заявленной теме; содержание материальной реализации проекта имеет продуманную структуру; углубленное рассмотрение изучаемой проблемы, грамотно используемая научная лексика со ссылкой на конкретные источники; отсутствие теоретических, грамматических и синтаксических ошибок; 2) практическое применение в учебной и внеучебной деятельности; 3) творческий подход к созданию дизайна презентации экскурсий, информационных и рекламных проспектов, соответствие содержания дизайну, удобная навигация по сайтам при необходимости и т.д.; 4) логичность, аргументированность изложения; содержательность выступлений и отсутствие общих фраз на английском языке; культура презентации - соответствие речи студентов лексическим, грамматическим, синтаксическим и стилистическим нормам и правилам английского языка; соблюдение регламента; степень самостоятельности и вовлеченности участников в обсуждение проблемы и организация индивидуальной работы в группе с учетом способностей студентов.
Все вышесказанное определило педагогический аспект создания организационно-педагогических условий проведения описанного вида занятий при изучении иностранного языка:
1. Организация использования материально-технической базы (наличие аудиторий, также для самостоятельной подготовки каждой группы, наличие проектора, обучающие программные средства - Power Point презентации, интернет-ресурсы; обеспечение учебно-методического материала, специализированной литературы и других источников информации по предложенной проблематике.
2. Контроль на всех этапах работы с использованием данного метода посредством анализа комментариев студентов собственно на занятиях до, после защиты проектов с целью промежуточной и итоговой аттестации студентов.
3. Опираясь на учебные программы по дисциплинам и переработку содержания профессиональной подготовки специалистов в вузе с учетом междисциплинарных связей, реализация метода проектов способствует формированию таких профессиональных междисциплинарных умений и навыков, как подбор материала об объекте туристического показа, ведение экскурсии, а также умению работать в команде и т.д., что, в свою очередь, вносило значительный вклад в формирование социальных качеств, которые влияют, в первую очередь, на уровень культуры познания, а также общения, отчасти самовыражения и самоутверждения, которые представляют собой социально значимые потребности. При этом студенты включаются в поисково-познавательную деятельность, с применением навыков исследования, а также реализуют приобретаемые умения и навыки профессионального характера в деловом общении, основанном на общечеловеческих ценностях и общественно-моральных нормах.
Библиографический список
1. Щебельская, Э.Г. Организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2012.
2. Бордовская, 4.B. Педагогика: учеб. пособие / 4.B. Бордовская, А.А. Реан. - СПб., 2008.
3. Жернов, B.M. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. - Магнитогорск, 1995.
4. Макушева, С.Л. Формирование потребности в образовании и ее реализация в учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.
5. Каверин, С.Б. Психология потребностей: учеб. метод. пособие. - Тамбов, 1996.
6. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / И.М. Дуранов, М.Е. Дуранов, B.M. Жернов, C.B. Лешер. - Магнитогорск, 2001.
7. Сорокопуд, Ю^. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д., 2011.
8. Столяренко, Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д., 2003.
9. Акиньшина, Е.А. Опыт работы педагогов-экспериментаторов по оформлению «самообразующейся» личности школьника на основе внедрения технологического кластера: метод. рекомендации / Е.А. Акиньшина, Н.Н. Суртаева, Т.И. Маркова [и др.]. - СПб., 2012. - Ч. 2.
10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М., 2007.
Bibliography
1. Thebeljskaya, Eh.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kuljturih potrebnosteyj studentov vuza: avtoref. dis. .kand. ped. nauk. - SPb., 2012.
2. Bordovskaya, N.V. Pedagogika: ucheb. posobie / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb., 2008.
3. Zhernov, V.I. Problemih formirovaniya professionaljno-pedagogicheskoyj napravlennosti lichnosti studenta. - Magnitogorsk, 1995.
4. Makusheva, S.L. Formirovanie potrebnosti v obrazovanii i ee realizaciya v uchebnom zavedenii: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 1999.
5. Kaverin, S.B. Psikhologiya potrebnosteyj: ucheb. metod. posobie. - Tambov, 1996.
6. Pedagogika vospitaniya i razvitiya lichnosti uchathegosya / I.M. Duranov, M.E. Duranov, V.I. Zhernov, O.V. Lesher. - Magnitogorsk, 2001.
7. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih. - Rostov n/D., 2011.
8. Stolyarenko, L.D. Pedagogika. - Rostov n/D., 2003.
9. Akinjshina, E.A. Opiht rabotih pedagogov-ehksperimentatorov po oformleniyu «samoobrazuyutheyjsya» lichnosti shkoljnika na osnove vnedreniya tekhnologicheskogo klastera: metod. rekomendacii / E.A. Akinjshina, N.N. Surtaeva, T.I. Markova [i dr.]. - SPb., 2012. - Ch. 2.
10. Polat, E.S. Sovremennihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov vihssh. ucheb. zavedeniyj / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 18.01.13
УДК 378 Ezieva S.T Features of formation of artistic image in portrait painting tools. Describes an issue of artistic image in the transfer characteristics of the painting portrait of the students ' artistic and graphic faculty. Analyses the main means of artistic image in painting a portrait: composition, color and flavor.
Key words: portrait, painting, portrait painting, artistic image, composition, color, contrasts, colour.
С.Т. Эзиева, соискатель каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского гос. университета им. УД. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]