Научная статья на тему 'Формирование мотивированной потребности студентов специальной медицинской группы вуза в индивидуальном здоровьесохранении'

Формирование мотивированной потребности студентов специальной медицинской группы вуза в индивидуальном здоровьесохранении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
274
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / МОТИВАЦИЯ / МОТИВИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / MOTIVATION / MOTIVATED NEED / INDIVIDUAL HEALTH / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бартновская Лариса Александровна

В статье даются теоретическое обоснование педагогического подхода к решению проблемы формирования мотивированной потребности студентов специальной медицинской группы вуза в индивидуальном здоровьесохранении в процессе физического воспитания, а также результаты проведенной опытно-экспериментальной работы. Особое внимание уделяется педагогическому обеспечению решения обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A MOTIVATED NEED OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP OF A HIGHER EDUCATIONAL ISTITUTION IN THE COURSE OF INDIVIDUAL HEALTH PRESERVATION

This article gives a theoretical basis of the pedagogical approach to solving the problem to form a motivated need of students of a special medical group of a higher educational institution in the course of individual health preservation at the lessons of physical training. The results of the experiments and practical work are also covered in the article. A special attention is paid to the pedagogical support in solving the problem mentioned above.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивированной потребности студентов специальной медицинской группы вуза в индивидуальном здоровьесохранении»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЕНИИ

Студенты, специальная медицинская группа, мотивация, мотивированная потребность, индивидуальное здоровье, ценностные ориентации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года заметная роль в развитии человеческого потенциала отведена физической культуре и спорту. Актуальной стратегической задачей государственной политики является реализация здоровьесохраняющей парадигмы образования. В современных условиях развития страны профессиональная подготовка студентов и их здоровье тесно взаимосвязаны. Но увеличение информационных, психоэмоциональных нагрузок на студентов, гипокинезия, нерационально организованный образ жизни в процессе их обучения зачастую приводят к снижению уровня физических кондиций и ухудшению состояния их здоровья. По оценкам экспертов, в большинстве вузов страны «количество студентов специальной медицинской группы (СМГ) увеличилось с 10 до 23—25 %, в некоторых достигает 40 %» [Доронцев, 2006, с. 39]. Одной из причин ухудшения здоровья студентов, по мнению ученых и вузовских педагогов, является отсутствие мотивированной потребности студентов в индивидуальном здоровьесохранении.

Решению проблемы физического здоровья учащейся молодежи посвящены многочисленные исследования. При этом в процессе подготовки будущих специалистов явно недооценивается значимость формирования мотивированной потребности студента в сохранении индивидуального здоровья, поддержании высокого уровня физической работоспособности. Это обусловливает необходимость и актуальность научного обоснования педагогических путей и разработки способов формирования мотивированной потребности студентов специальной медицинской группы вуза в индивидуальном здоровьесохранении в процессе физического воспитания. Полагаем, что достижение поставленной цели обеспечивается специальным педагогическим обеспечением, которое направлено на осознание студентом себя субъектом собственной здоровьесохраняющей деятельности.

Обратимся к обоснованию необходимости создания мотивированной потребности студента в здоровье как важнейшего фактора здоровьесохраняющего образования.

Известно, что большую роль в индивидуальном здоровьесохранении играют потребности, мотивы, установки, ценности личности, которые выступают основой жизнедеятельности. В работе В.И. Усаковаособое внимание уделяется проблеме методологии индивидуального здоровья, предполагающей формирование мотивированных потребностей и установок на здоровье и здоровый образ жизни [Усаков, 2005, с. 4]. Мотивация детерминирует поведение, организованность и устойчивость целостной деятельности человека, его отношение к тем или иным жизненным ситуациям, целенаправленность действия, связанного с достижением определенной цели.

В справочной и научной психолого-педагогической литературе мотивация рассматривается как совокупность факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность поведения индивида. По мнению В.В. Краевского,

мотивация — это активное состояние, побуждающее личность совершать действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей [Краевский, 1977, с. 118]. С педагогической точки зрения на передний план мотивации выдвигается активный момент создания педагогом способов и условий формирования положительных мотивов обучаемых. В.К. Бальсевич рассматривает мотивацию как одно из важнейших условий, непосредственно влияющих на эффективность различных видов деятельности, включая физическую активность [Бальсевич, 2000, с. 223]. Мотивацию можно рассматривать как «мост» между сознанием и деятельностью. Воздействуя на мотивацию, можно изменить сознание и, соответственно, деятельность.

В педагогической науке процесс мотивации личности рассматривается со стороны ее «самости» [Сластенин, Исаев, Шиянов, 2002, с. 288]. Опираясь на аксиологические характеристики личности, ученые-педагоги признают, что в многообразных действиях и деятельности личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к себе. Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория «потребность». Потребность порождает общее целенаправленное состояние активности, является объективно действующим энергетическим первоисточником поведения личности, исходным и основным началом ориентировки в различных ситуациях. Потребность активизирует деятельность, способствует подлинной самореализации личности, проявляется через интерес, желание, стремление, влечение, намерение, установку, мотив.

В юношеском возрасте (17—20 лет) основными побудителями деятельности становятся внутренние мотивы, связанные с саморазвитием, самоутверждением и познавательной деятельностью. Личностные умения, навыки, опыт мотивируют студента на освоение необходимых знаний, на установление контактов, новых видов деятельности, в том числе здоровьесохраняющей.

Наряду с потребностями и мотивами в структуру мотивационной сферы личности входят установки. В педагогике проблема установок изучается в рамках аксиологии — учения о ценностях [Сластенин, Чижакова, 2003, с. 123-130]. Установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние готовности личности к определенной деятельности, соотносится с потребностями индивида, выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания. Система установок определяется как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности и обладающая ценностным характером.

Важным для нашего исследования является понятие мотивационной установки. Это задание для себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода [Ильин, 2008, с. 146]. Мотивационную установку можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности. Значимость мотивационной установки заключается в том, что по мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получивший при этом эмоциональный фон. Мотивационные установки, проявляясь через потребности, мотивы, ценностные ориентации личности, играют существенную роль в формировании ценностного отношения.

Мотивационные установки на индивидуальное здоровье как ценность являются частью педагогического процесса формирования положительного отношения студентов СМГ вуза к занятиям физической культурой, движущей силой, дающей поведению энергетический импульс и общую направленность. Для формирования по-

зитивных установок на здоровье должны удовлетворяться фундаментальные (базовые), познавательные, эстетические потребности, потребность в самоактуализации.

Мотивированная потребность личности (в широком смысле слова) понимается нами как личностное образование, связанное с необходимостью в чем-либо нужном, которая побуждает личность к действию, формирует ее активное состояние.

В контексте нашего исследования конкретизировано содержание понятия «мотивированной потребности студента специальной медицинской группы в индивидуальном здоровьесохранении». Это осознанная необходимость личности студента СМГ в сохранении индивидуального здоровья, поддержании высокого уровня физической работоспособности как субъекта данного процесса. Основными признаками проявления мотивированной потребности студента СМГ в индивидуальном здоровьесохранении являются: владение студентом СМГ научными знаниями о способах сохранения, укрепления и развития индивидуального здоровья; осознание студентом СМГ необходимости здоровьесохраняющей жизнедеятельности; рефлексия и принятие студентом СМГ необходимости в сохранении индивидуального здоровья как жизненной и профессиональной ценности; творческая активность студента СМГ в обогащении субъективного опыта организации индивидуального здоровьесохранения.

Мотивированная потребность студента СМГ рассматривается нами как предпосылка и результат собственной активной здоровьесохраняющей деятельности студента и целесообразного педагогического обеспечения, которое направлено на решение проблем оздоровления студента СМГ и реализовано в условиях специально создаваемой здоровьесохраняющей среды образовательного учреждения.

Проблема формирования мотивированной потребности личности требует рассмотрения основных ее сфер: когнитивно-познавательной (предполагает получение, хранение, воспроизведение и преобразование научной информации); потреб-ностно-мотивационной (отражает отношение к окружающему миру, ценности, намерения, цели; содержит потребности в определенных условиях жизнедеятельности и развития, мотивы, связанные с удовлетворением определенных потребностей, побуждения к деятельности, установки и направленность); действенно-прак-тической (характеризует проявление человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире).

В процессе познания задействована когнитивно-познавательная сфера личности. Одним из ценнейших новообразований юности, ученые выделяют философскую направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний». Информация, имея содержание, количество и ценность, преобразуется в знания [Сластенин, Исаев, Шиянов,

2002, с. 302]. Из внешнего межличностного пространства она проникает во внутреннее, субъективное пространство, становится частью личностной структуры на уровне сознания, эмоционального опыта, системы отношений. Информация переходит в знание, знание становится активным, проявляется в практической деятельности и становится важным фактором совершенствования личности.

Когнитивный элемент формирования мотивированной потребности студентов СМГ в индивидуальном здоровьесохранении включает в себя совокупность умозаключений, мнений, знаний о способах сохранения, укрепления и развития здоровья. Студенты получают необходимую информацию о разнообразных способах здоровьесохранения как основу в формировании внутренней картины здоровья. Особое отношение студентов СМГ к здоровью выражается в осознании его ценности, в активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

Потребностно-мотивационная сфера личности связана с ее ценностными ориентирами. Знания должны стать ценностными, поскольку на их основе формируются ценностное отношение, ценностная установка, ценностные ориентации, которые являются отражением ценностного сознания и выступают регулятором поведения [Сластенин, Чижакова, 2003, с. 123-129].

Общая структура ценностных ориентиров студентов СМГ включает ценность здоровьесохраняющей жизнедеятельности. Но потребность в здоровьесохранении зачастую уступает другим потребностям (общения, достижения материальных благ, профессиональной карьеры, семейного благополучия и так далее). В связи с этим появляется необходимость актуализировать эмоционально-ценностное отношение студента к здоровьесохранению (внутреннюю позицию, личностно-переживаемую взаимосвязь с окружающим миром), сделав потребность в нем мотивированной.

Реализации мотивированной потребности студента СМГ в здоровьесохранении способствует активизация действенно-практической сферы личности. Включение в любую деятельность вызывает собственную активность личности, способствует обогащению опыта, развитию, самореализации и самоактуализации. Поэтому деятельностный аспект в контексте исследования приобретает особое значение. Организация собственного здорового образа жизни предполагает проявление творческого подхода, целенаправленную активность, самовоспитание, сознательную, систематическую работу над собой. Как субъект здоровой жизнедеятельности личность творчески формирует себя, самосохранительное поведение, включаясь в здоровьесохраняющую деятельность.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что механизмы формирования мотивированной потребности индивидуального здровьесохранения студента специальной медицинской группы реализуются в направлении «знания — ценностное отношение — деятельность».

Изучение теоретической литературы по исследуемой проблеме индивидуального здоровьесохранения студентов СМГ, раскрытие содержания понятия «мотивированная потребность», а также многолетний педагогический опыт работы в вузе позволили нам обосновать необходимость целесообразного педагогического обеспечения, разработать его и реализовать в учебно-воспитательном процессе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева посредством физической культуры.

Системными элементами педагогического обеспечения по формированию мотивированной потребности студентов СМГ вуза в индивидуальном здоровьесохранении являются: разработанные нами экспериментальная учебная практико-ориен-тированная программа «Здоровье» для занятий по физической культуре со студентами СМГ, индивидуальная программа для студентов СМГ «Я и мое здоровье»; педагогические методы, формы и средства формирования сознания личности студента, способствующие стимулированию активной познавательной и здоровьесохраняющей деятельности, созданию ориентировочной основы для творческих исканий и самостоятельных решений — рассказ, объяснение, индивидуальное консультирование, беседа, лекция, диспут; стимулированию и мотивации здоровьесохраняющей деятельности и поведения личности студента — соревнование, игра, дискуссия; организации здоровьесохраняющей деятельности студента — методы организации занятий по физической культуре, формы и средства физической культуры.

Уровень сформированности мотивированной потребности студентов в индивидуальном здоровье проверяется комплексом психологических и педагогических методик: стандартизированными методиками диагностики мотивационной сферы личности [Основы психологии, 2005, с. 527-530; Ильин, 2008, с. 414-415], педагогичес-

ким наблюдением, опросами в форме анкетирования, педагогическим тестированием, самонаблюдениями студентов за физическим состоянием, их самоотчетами в дневниках, экспертными оценками.

Нами разработана методика диагностирования уровня проявления сформирован-ности мотивированной потребности студентов СМГ в здоровьесохранении. Выделены показатели проявления мотивированной потребности студентов (в соответствии с основными сферами личности), определены критериальные признаки — когнитивно-познавательный, потребностно-мотивационный, действенно-практический.

Критериальными признаками когнитивно-познавательного показателя проявления мотивированной потребности студентов СМГ в индивидуальном здоровьесохранении выступают: владение научными знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, анализ и оценивание своей жизнедеятельности с позиции здоровьесох-ранения; создание внутренней картины здоровья и ценностного отношения к нему; способность переводить информацию о сохранении и укреплении своего здоровья в потребностную сферу личности; проявление активно-позитивного стремления к индивидуальному здоровьесохранению.

Наличие знаний в сочетании с убеждениями, чувствами и ценностным отношением обусловливает выделение потребностно-мотивационного показателя проявления мотивированной потребности студентов СМГ в индивидуальном здоровьесохранении и его критериальных признаков: проявление ценностного отношения к своему здоровью и ценностной установки на его сохранение; актуализация потребности в индивидуальном здоровьесохранении; установление пространства своей здоровой жизнедеятельности.

Критериальными признаками действенно-практического показателя проявления мотивированной потребности студентов СМГ в индивидуальном здоровьесохранении определены: включение в здоровьесохраняющую деятельность и обогащение опыта здоровьесохранения; творческий подход к организации собственного здорового образа жизни; активность, последовательность, организованность в здоровьесохранении и реализации потребности в нем.

Выделены уровни проявления сформированности мотивированной потребности студентов СМГ в индивидуальном здоровьесохранении: высокий, средний, низкий. Каждому уровню поставлены соответствующие баллы для перевода качественных показателей в количественные: низкому — 1 балл, среднему — 2 балла, высокому — 3 балла.

Сравнительный анализ показателей уровней проявления мотивированной потребности в индивидуальном здоровьесохранении у студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп на конец опытно-экспериментальной работы выявил следующие результаты.

В ЭГ количество студентов с высоким уровнем когнитивно-познавательного показателя проявления мотивированной потребности студентов в индивидуальном здоровьесохранении увеличилось с 26,7 до 53,3 %; произошло снижение - на среднем и низком уровнях с 53,3 до 40,0 % и с 20,0 до 6,1 % соответственно. В КГ высокий уровень отмечен у 13,3 % студентов, средний — у 60,0 % и низкий — у 26,7 %.

Позитивные изменения отмечены в ЭГ и по потребностно-мотивационному показателю сформированности мотивированной потребности студентов в индивидуальном здоровьесохранении: увеличилось количество студентов с высоким уровнем мотивированной потребности с 33,4 до 53,3 %, а со средним и низким уровнями - снизилось с 46,6 до 40,0 % и с 20,0 до 6,1 %, соответственно. Таким образом, большинство студентов (83,3 %) экспериментальной группы СМГ проявляют ценностное отношение к своему здоровью, имеют ценностную установку на его сохранение, актуализируют потребность в индивидуальном здоровьесохранении. В КГ

на низком и среднем уровнях произошло увеличение количества студентов к пот-ребностно-мотивационному компоненту с 13,0 до 20 % и с 46,6 до 66,6 % соответственно, но уменьшилось количество студентов с высоким уровнем с 40,0 до 13,3 %.

По действенно-практическому показателю в ЭГ произошло увеличение числа студентов с высоким уровнем здоровьесохраняющей активности с 33,4 до 60,0 % и уменьшение — с низким уровнем с 26,7 до 6,7 %. Общее количество студентов, включенных в здоровьесохраняющую деятельность на основе сформированной мотивированной потребности в индивидуальном здоровьесохранении (средний и высокий уровни), увеличилось до 93,4 %. В КГ на низком и среднем уровнях показатель позитивного отношения к индивидуальному здоровьесохранению вырос до 20 и 60 %, однако положительной динамики высокого уровня потребности в индивидуальном здоровьесохранении не обнаружено.

Качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что большинство студентов СМГ анализируют и оценивают жизнедеятельность с позиции здоровьесохранения, формируют внутреннюю картину здоровья и ценностное отношение к нему, переводят информацию о сохранении и укреплении здоровья в потребностную сферу личности; имеют ценностную установку на сохранение здоровья, актуализируют потребности в индивидуальном здоровьесохранении; творчески подходят к организации собственного здорового образа жизни, реализуют потребность в нем.

Сопоставление результатов в контрольной и экспериментальной группах на начало и окончание опытно-экспериментального исследования показало различия в динамике положительного изменения уровней мотивированной потребности в индивидуальном здоровьесохранении по всем компонентам. Достоверность полученных результатов была подтверждена статистически с помощью критерия х2-Пирсо-на (для р<0,05). Таким образом, значимые позитивные изменения в уровнях мотивированной потребности студентов специальной медицинской группы в индивидуальном здоровьесохранении подтверждают основные положения гипотезы исследования, эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы по организации и содержанию здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы посредством физической культуры.

Библиографический список

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

2. Доронцев А.В. Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 176 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

4. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методический аспект. М.: Педагогика, 1977. 263 с.

5. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 6-е, доп. и перераб. Ростов н / Д: Феникс, 2005. 704 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

7. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия,

2003. 197 с.

8. Усаков В.И. Комплексная целевая программа «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении». Красноярск: РИО КГПУ, 2005. 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.