ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Образование (физкультурное образование), студент, здоровье, здоровьесохраняющее образование студентов.
Проблемы здоровьесохраняющего образования, в основе которого лежит основополагающий принцип природосообразности Я.А. Коменского, в педагогической теории и практике освещались многие столетия. Отдельные аспекты сохраняющего и укрепляющего здоровье образования обогатили зарубежные и отечественные просветители Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.И. Бецкой,
Н.И. Новиков, П.Ф. Лесгафт, Н.Г. Чернышевский и другие. Однако актуальность данной проблемы по сей день сохраняется.
В настоящее время проблема здоровья студенческой молодежи в системе высшего образования нашла отражение в психолого-педагогических, социологических, медицинских работах Н.А. Агаджаняна, М.Я. Виленского, А.М. Гендина, А.В. Жаровой, А.В. Лотоненко и других. Рассмотрено влияние на организм биологических, медицинских, социальных факторов, состояния окружающей среды, снижения физических кондиций студентов вузов. Важность здоровьесохраняющего образования студентов в широком социокультурном аспекте обусловлена необходимостью формирования ответственного отношения к своему здоровью и предполагает особый подход к организации педагогических условий образования. Парадигма здоровьесохраняющего образования рассматривается сегодня в контексте поиска путей и условий сохранения и укрепления здоровья студентов посредством физической культуры как части общей культуры общества, выполняющей функции оздоровления человека.
Для определения содержания базового понятия «здоровьесохраняющее образование студентов» необходимо проанализировать содержание общенаучных ключевых понятий: «образование», «физкультурное образование», «студент», «здоровье», «здоровьесохраняющее образование». Выяснение содержания данных понятий важно в теоретическом плане с точки зрения выработки методики исследования и организации педагогических условий здоровьесохраняющего образования студентов вуза.
Логика траектории теоретического анализа схематически показана на рис.
Рис. Схема теоретического анализа ключевых понятий исследования
Образование является сложным понятием, в которое в разное время вкладывалось различное содержание. В Законе Российской Федерации «Об образовании» оно определяется «как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Образование в широком смысле слова можно рассматривать как процесс, результат, ценность, систему, в педагогическом контексте - как социальный феномен, единый
процесс физического и духовного становления и социализации личности. В понятийном аппарате современного физического воспитания используется термин «физкультурное образование» - специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, морально стойкого подрастающего поколения. В основе содержания интегративного понятия «образование» можно выделить характерные и значимые его стороны: потребностно-мотивационную (удовлетворение потребности в систематизированных знаниях, физических упражнениях, формирование интересов, мотивов, норм и правил здорового поведения); ценностно-рефлексивную (социальный феномен физического и духовного становления личности, непреходящая ценность, процесс познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности, направленный на осмысление психофизических основ, развитие физических сил и здоровья); деятель-ностно-преобразующую (активизация целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, своим здоровьем, образом жизни; выработка санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни).
Траектория теоретического анализа требует рассмотрения следующего элемента понятийно-содержательного блока - «студент». Образование в вузе невозможно без соответствующего объекта (человека, на которого направлено педагогическое воздействие) и субъекта (личности, способной превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования) педагогической деятельности, которым и является студент. Личности студента, студенчеству посвящены работы педагогов, психологов, социологов, медиков Б.Г. Ананьева; А.В. Дмитриева; В.Т. Лисовского, И.С. Кона и других.
Важными чертами студенческого возраста являются самопознание - первая предпосылка активности развивающейся личности; коллективизм, потребность в дружеском общении; усиление сознательных мотивов поведения. Ученые рассматривают студента как развивающуюся личность, нуждающуюся в особо продуманной системе педагогической поддержки, в том числе в сохранении здоровья.
Студенты входят в число подростков позднего подросткового (в отношении психосоциального развития) и юношеского возраста, что предопределяет их поведенческие особенности, влияющие на здоровье. Этот этап жизнедеятельности сопровождается стрессами, депрессиями, рискованными формами поведения: курением, употреблением наркотиков, алкоголя. Это указывает на то, что студенческую молодежь можно отнести к группе высокого риска. Ведущими причинами неблагополучия в состоянии здоровья студентов являются недостаточный уровень знаний основ укрепляющего и сохраняющего здоровье образования, низкая двигательная активность, причины социально-экономического характера и другие. Здоровье студентов - социальная базовая, жизненная ценность, мера социальной активности, состояние душевного благополучия, условие становления личности. Общество заинтересовано в сохранении и укреплении здоровья студентов.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечено, что здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. По мнению многих ведущих ученых, это определение неконкретно. Хрестоматийная дефиниция здоровья ВОЗ является скорее методологическим достижением, чем руководством к действию, ибо категория «благополучие» не может быть охарактеризована количественными критериями и, соответственно, использована на практике.
При всей важности понятия «здоровье» дать ему исчерпывающее определение непросто. В Российской педагогической энциклопедии здоровье определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Медики, гигиенисты представляют здоровье в динамике и показывают, что оно формируется по мере развития организма и является генетически запрограммированным. Реализация программы зависит от биологических и социальных факто-
ров, под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Представителями педагогического направления: Э.Н. Вайнером, Э.М. Казиным, Н.Г. Блиновой, Н.А. Литвиновой, здоровье рассматривается как базовая ценность индивида во взаимосвязи с развитием у него мотивационной сферы. Развитие, удовлетворение потребностей молодежи в самореализации, саморазвитии возможно с помощью образовательных средств - природосообразного образования, здоровьесберегающей образовательной среды. На основе анализа дефиниций здоровья можно сделать следующий вывод: здоровье - это базовая жизненная ценность, включающая потребности в развитии, познании, самоутверждении. Формирование этих потребностей у студентов возможно в процессе природосообразного образования и организации здоровьесохраняющей среды.
Анализ содержания понятий «образование», «физкультурное образование», «студент», «здоровье» позволил выделить смысловые составляющие базового понятия «здоровьесохраняющее образование студентов». К ним относим: процесс организации познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся на основе научных знаний о здоровье; потребность в занятиях физической культурой, осмысление и сознательную работу над собой по сохранению здоровья; направленность на развитие физических и духовных качеств и способностей; формирование ценностных ориентаций на физическое совершенство; выработку санитарно-гигиенических навыков и развитие двигательной активности.
В педагогической теории и практике в настоящее время используются такие понятия, как «здоровьеукрепляющее образование», «здоровьеформирующее образование», «здоровьесберегающее образование», «здоровьесохраняющее образование» и другие. В контексте нашего исследования уделим внимание последним двум понятиям. Согласно словарям В.И. Даля, С.И. Ожегова, термин «сберечь» истолковывается как сохранять, беречь в целости; не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости (сберечь здоровье), не дать исчезнуть или не дать потерпеть ущерб. «Сохранить» - сберечь, не дать кому-, чему-нибудь пропасть, утратиться или потерпеть ущерб; оставить в силе, в действии, не нарушить чего-нибудь (сохранить здоровье). Данные термины можно рассматривать как синонимы. Однако в образовательно-оздоровительных направлениях педагогической деятельности «здоровьесберегающее» и «здоровьесохраняющее» образование имеет разное смысловое наполнение. В ак-меологическо-валеологическом контексте З.И. Тюмасеевой, Е.Н. Богданова, Н.П. Щербака здоровьесберегающее образование определяется как природосообразное, имеющее потенциал оздоровления [Тюмасеева и др., 2004, с. 256]. Ю.М. Науменко понимает под здоровьесберегающим образованием, комплексную многоаспектную социально-педагогическую деятельность образовательного учреждения по достижению всеми учащимися в целостном учебно-воспитательном процессе состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только констатацию отсутствия у них болезней и физических дефектов [Науменко, 2007, с. 42]. Автор отмечает, что принцип многоаспектности может быть реализован только в сочетании различных направлений целевой социально-педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию здоровья у воспитанников.
Понятие «здоровьесберегающая» (-ее, -ие, -ий) как прилагательное представляет собой качественную характеристику любой образовательной системы, показывающую, насколько при ее реализации решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы. Данная точка зрения позволяет обозначить здоровьесберегающий подход, который предусматривает общий (универсальный) способ организации здоровьесберегающего образовательного процесса, включающий компоненты, субъектов, принципы, методы, приемы и способы здоровьес-бережения [Красилов, 2009, с. 310]. Здоровьесберегающее образование инициирует перемены, направляет людей на непрерывное приобретение умений, навыков использования разно-
образных принципов и подходов здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих технологий.
В коллективной монографии под редакцией Л.П. Качаловой понятие «здоровьесохраняющее образование» (здоровье посредством образования, через образование) рассматривается как новое качество обучения, формирование здоровьеценностного мировоззрения как универсального защитного приспособительного механизма индивида и общества в целом [Качалова, 2005, с. 3]. В работе В.И. Усакова «здоровьесохраняющее образование» представлено как комплекс целевых установок и системных механизмов, формирующих мотивированную потребность в здоровье детей на различных возрастных этапах в условиях специально создаваемой здоровьесохраняющей среды образовательного учреждения [Усаков, 2005, с. 4].
Исходя из позиции В.И. Усакова и учитывая мнение Л.П. Качаловой, мы используем понятие «здоровьесохраняющее образование». По нашему мнению, социально-биологические особенности периода юности создают благоприятную возможность совершенствовать социальную потребность быть здоровым через комплекс системных мер, реализуемых в условиях специально создаваемого здоровьесохраняющего пространства. Здоровьесохраняющее образование - основа процесса сохранения здоровья студентов, предусматривающая создание в образовательной среде вуза условий для обеспечения здоровьесохраняющей деятельности, способствующей осознанию необходимости сохранять свое здоровье. Здоровьесохраняющее образование должно строиться на общих образовательных принципах и подкрепляться здоровьесохраняющим поведением студентов:
- принцип систематичности рассматривает здоровьесохраняющую деятельность вуза как систему мероприятий, связанных единой целью;
- принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье, свое поведение, что делает обучаемого активным субъектом воздействия;
- принцип ценностной ориентации подразумевает, с одной стороны, формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, с другой - предусматривает ценностное отношение к обучаемым. Из ценностного отношения к молодежи вырастает понимание цели здоровьесохраняющего образования - развить в человеке механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления здоровой личности;
- принцип постоянной и объективной оценки результатов здоровьесохраняющей деятельности. Контроль, основанный на получении обратной связи, должен включать все происходящее в образовательном учреждении - от разработки планов, программ до проверки их выполнения, в том числе и проведение учебных занятий, организацию внеурочной деятельности [Красилов, 2009, с. 311-313].
Основная особенность здоровьесохраняющего образования - грамотное отношение обучающихся к своему здоровью. Учеба в вузе совпадает с первым периодом зрелости, который проявляется в интенсивной работе над формированием своей личности, выработке стиля сознательных мотивов поведения, слаженности становления личностных черт. Человек как существо природное должен действовать во благо своего здоровья. Потребность быть здоровым базируется прежде всего на высоком духе личности. На наш взгляд, человек может управлять своим психическим состоянием, адаптироваться к условиям окружающей среды, неблагоприятным факторам, влияющим на его организм.
Таким образом, теоретический анализ педагогической проблемы здоровьесохраняющего образования студентов вуза позволил:
- выделить компоненты: потребностно-мотивационный, ценностно-рефлексивный, де-ятельностно-преобразующий;
- определить, что здоровье является одним из условий становления личности студента, ее полноценной жизнедеятельности в процессе обучения, а студенческий возраст - самым благоприятным для всестороннего совершенствования двигательных функций, развития мо-
тивационных установок на сохранение и укрепление собственного здоровья. Здоровье - базовая жизненная ценность, включающая потребности в развитии, познании, самоутверждении. Формирование этих потребностей у студентов возможно в процессе природосообразного образования и организации здоровьесохраняющей среды, обеспечивающей физический, психологический, поведенческий аспекты сохранения их здоровья;
- обозначить смысловые составляющие базового понятия «здоровьесохраняющее образование студентов» и сформулировать рабочее определение: это качественно новый процесс организации познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности на основе научных знаний о здоровье, включающий потребностно-мотивационный, ценностно-рефлексивный, деятельностно-преобразующий компоненты, базирующийся на принципах систематичности, ответственности, ценностной ориентированности, оценки и коррекции.
В результате анализа различных контекстов изучения здоровьесохраняющего образования студентов выделены: природособразность образования с имеющимся потенциалом оздоровления; возможность определять направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения цели здоровьесохранения в образовательной системе; необходимость понимать комплексное многоаспектное здоровьесохраняющее образование как новое качество обучения, формирующее здоровьеценностное мировоззрение; необходимость организовать здоровьесохраняющую деятельность студентов в процессе обучения в вузе.
Библиографический список
1. Здоровьсберегающее образование: теория и технология здоровьесберегающих технологий: коллективная монография / под ред. Л.П. Качаловой. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005. 177 с.
2. Красилов В.М. О сущности здоровьесберегающего подхода в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 306-315.
3. Науменко Ю.М. Миссия здоровьесберегающей деятельности школы // Валеология. 2007. № 1. С.42-47.
4. Тюмасеева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
5. Усаков В.И. Комплексная целевая программа «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении» / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2005. 32 с.