Научная статья на тему 'Влияние доходов и уровня жизни на структуру потребления и продовольственное обеспечение населения республики Саха'

Влияние доходов и уровня жизни на структуру потребления и продовольственное обеспечение населения республики Саха Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ / РАЦИОН ПИТАНИЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роднина Наталья Владимировна

В статье отражается влияние доходов на структуру потребления продовольствия населением. Установлена прямая зависимость покупательной способности от уровня заработной платы и доходов. На продовольственное обеспечение оказывает влияние региональные особенности рациона питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние доходов и уровня жизни на структуру потребления и продовольственное обеспечение населения республики Саха»

Роднина Н.В.

Влияние доходов и уровня жизни на структуру потребления и продовольственное обеспечение населения Республики Саха

В последние годы активно обсуждаются проблемы продовольственного обеспечения населения. В настоящее время утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ, которая дает определение продовольственной безопасности России, но, не в коей мере не определяет категорию «продовольственного обеспечения населения регионов».

Аграрно-экономические показатели продовольственного обеспечения региона включают оценку потребности населения в жизненно-важных продуктах питания.

При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. При этом химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания определяется, как усредненные для основных социально-демографических групп как в целом по Российской Федерации, так и с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам.

Вместе с тем, региональные особенности питания обуславливают необходимость определения набора продуктов в соответствии с социально-экономическими и демографическими факторами, характеризующими рацион питания, в зависимости от состава и половозрастной структуры населения применительно к условиям жизнедеятельности на Севере.

Объем минимального набора продуктов на душу населения, определенный Законом Республики Саха (Якутия) «О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)» от 12.07.07 г. 492-З № 999-Ш, формируется из трех основных социальнодемографических групп населения - трудоспособное население, пенсионеры и дети с четко-определенными границами зон по улусам и городам, что структурно отличается от норм, рекомендованных Российской Федерацией.

Таблица 1. Потребление основных видов продовольствия на душу населения в

Республике Саха (Якутия)

По нормам Фактическое потребление

РС(Я)1 РФ 2007 2008 2009

Хлебные продукты 123 133,7 131 133 134

Картофель 90 91,8 83 84 83

Овощи и бахчевые 95,1 98,6 71 71 72

Фрукты свежие 27,3 28,1 48 49 49

Сахар и конд.изд. 22,4 22,8 33 34 35

Мясопродукты 45,8 39 84 85 87

Рыбопродукты 24,7 24,2 11 11 11

Молокопродукты 267,9 191,9 285 286 287

Яйцепродукты 204,5 195,3 192 204 206

Отклонения величины минимального набора продуктов на душу населения между федеральными и республиканскими нормами обуславливает необходимость пересмотра не только социальных показателей, но и производственных возможностей по

1 Усредненные значения по зонам.

удовлетворению потребностей населения в продовольствии агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), а значит и макроэкономических параметров.

Занижение или неправильное определение физиологических норм потребления продовольствия приводит к диетологическим ограничениям и не соответствию объема калорий жизненной потребности человека. Также это означает несоответствие установленного размера величины прожиточного минимума истинным его параметрам.

Оценка потребности населения в жизненно-важных продуктах питания и производства продовольствия на территории Республики Саха (Якутия) только за счет отклонений, вызванных величинами минимального набора продуктов (разница между федеральными и республиканскими нормами), обуславливает необходимость изыскания дополнительных резервов увеличения производства сельскохозяйственной и пищевой продукции в республике.

Следует отметить наличие отрицательного баланса по всем видам продовольствия, производимым на территории республики (табл.1), а также по продуктам, имеющим характерное предпочтение в рационе питания населения республики.

Таблица 2. Уровень самообеспеченности основными продуктами питания в Республике Саха (Якутия) за 2006-2009 годы

Произведено продукции на душу населения, кг Уровень самообеспеченности РС(Я) в продовольствии, %

2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009

Картофель 66 66 79 72 77,6 79,5 94,0 86,7

Овощи и бахчевые 28 26 32 33 39,4 36,6 45,0 45,8

Мясопродукты 26 24 23 24 31,3 28,6 27 27,6

Молокопродукты 205 204 211 210 7204 71,5 73,8 73,2

Яйцепродукты 137 124 135 135 66,8 64,6 66,2 65,5

Основным критерием уровня продовольственного обеспечения является «уровень самообеспеченности продовольствием» в целом государства или отдельного региона -субъекта Российской Федерации.

Сущность данного показателя сводится к достоверному отражению способности государства или субъекта удовлетворить потребности населения в продуктах питания и питьевой воде в требуемом объеме для жизнеобеспечения вне зависимости от внешних или внутренних факторов.

Продовольственное обеспечение населения за счет регионального или, как в последнее время принято говорить «местного» производства - условие не только безопасного существования с точки зрения поддержки здоровья населения, но и возможности влияния на показатели развития реальной экономики республики и уровня благосостояния населения.

Оценивая уровень продовольственного самообеспечения Республики Саха (Якутия), можно сделать вывод о том, что он недостаточен, но не критический по таким видам продукции, как молоко-, яйцепродукты и картофель, по которым его параметры колеблются от 60 до 90%.

Вместе с тем, с уменьшением собственного производства возрастает количество завозимого в регион продовольствия, а значит, происходит отток из оборота финансовых ресурсов, растет безработица, усиливается угроза здоровью населения из-за некачественных и загрязненных вредными элементами продуктов питания.

Имеются различия и в рационе питания горожан и сельчан республики. К примеру, сельские жители в 2009 г. потребляли хлебобулочных изделий и

молокопродуктов больше соответственно на 22% и 6%, чем горожане. В тоже время их рацион скуднее по фруктам и овощам почти в 2 раза, мясным продуктам на 26%, картофелю на 15% и сахару и кондитерским изделиям на 21% (табл.2).

Таблица 3. Потребление по основным группам пищевых продуктов, в среднем на

потребителя в месяц, кг

Все домохозяйства Домашние хозяйства проживающие:

в городской в сельской

2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) 8,9 9,0 8,8 8,2 8,3 8,2 10,0 10,3 10

Картофель 3,8 3,8 3,7 4,1 4,0 3,8 3,4 3,6 3,3

Овощи и бахчевые 4,1 4,0 4,0 4,9 5,0 4,8 2,6 2,2 2,6

Фрукты и ягоды 3,9 4,2 4,1 4,8 5,2 4,9 2,4 2,4 2,5

Сахар и конд.изд. 2,1 2,1 2,2 2,1 2,2 2,3 2,0 1,9 1,9

Мясопродукты 6,4 6,5 6,7 6,9 7,0 7,2 5,6 5,5 5,7

Рыбопродукты 1,3 1,4 1,4 1,3 1,5 1,6 1,3 1,4 1,2

Молокопродукты 21,8 21,9 22,6 22,0 21,3 22,8 21,5 22,9 24,2

Масло растительное и другие жиры 0,9 0,8 0,9 0,8 0,8 0,9 1,0 0,8 0,9

Следует учитывать, что продовольственная безопасность - это не просто способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность населения, но и обеспечить минимальный уровень дохода на душу населения, которого должно быть достаточно для удовлетворения этой потребности.

Несмотря на увеличение величины прожиточного минимума на душу населения, экономическая доступность продуктов питания может оказаться на низком уровне, т. к. уровень доходов населения республики не одинаков в силу нарастания расслоения общества.

К примеру, коэффициент фондов в 2009 г. составил 14,4 при 11,0 в 2000 г., а децильный коэффициент соответственно 6,7 и 5,5.

За период с 2006 г. по 2009 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в республике увеличилась на 6 тыс человек и доля данной категории в общей численности населения сохраняется значительной (1/5 часть).

Из общего числа крайне бедных домашних хозяйств на долю сельского населения в 2009 г. приходилось 57,7 %, а городского 42,3%. Несмотря на сокращение на селе доли бедного населения по сравнению с 2006 годом на 4,4 %, его удельный вес к уровню прошлого года вырос на 7,8%.

Низкий уровень заработной платы и доходов в целом, обуславливают превышение у сельского населения стоимости питания в расходах на конечное потребление. Так, если в 2000 г. на одного члена домашнего хозяйства данные расходы в городской местности составляли 49,7 %, то в сельской - 60,9%. В 2006 г.

соотношение соответствовало параметрам 32,5 % и 38,3 %, а в 2009 году - 34,9 % и 38,2 %, т.е. неравенство сохраняется.

Доля натуральных поступлений в стоимости питания у сельских домохозяйств в среднем колеблется на уровне 25-28% против 7-9% у городских.

Таблица 4. Реальные денежные доходы населения

2000 2006 2007 2008 2009

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 3967,7 13629,7 15682,8 18740,8 21278,6

в процентах к:

2000 100 166 174 189 192

2006 100 105 114 116

2007 100 109 110

2008 100 102

В целом же по республике доходы населения выросли (табл. 3) и опережают уровень регионального производства продовольствия, который, несмотря на принимаемые государством меры, растет медленно и не обеспечивает возрастающие потребности в продовольствии (табл. 4).

Таблица 5. Производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях

хозяйств (тысяч тонн)

Производство 2006 2008 2007 2008

Картофель 62,4 62,6 74,1 68,3

Овощи откр.грунта 21,7 22,5 22,8 21,6

Мясо (скот и птица на убой в живом весе) 40,9 39,7 37,6 38,8

Яйца, млн штук 134,4 118,1 121,1 124,0

Молоко 194,4 193,9 200,8 199,0

Современное экономическое положение агропродовольственного комплекса Республики Саха (Якутия) и обеспечение продуктами питания за счет регионального производства находится на низком уровне, а потребности населения в продовольствии обеспечиваются от необходимого уровня за счет ввоза продуктов питания из других регионов России.

Продовольственное обеспечение в объемах, качестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности остается одной из главных задач регионов, на сегодня для АПК республики характерен инерционный тип развития (рис. 1).

Факторы инерционного развития экономики АПК Недостатки экономического механизма регулирования АПК

-/ Ухудшение рыночной среды и резкое колебание рыночной конъюнктуры рынка 4 Дефицит инвестиций, низкий уровень поддержки АПК и агробизнеса

Деградация ресурсного потенциала и технологическая отсталость отраслей 4 Неразвитость рынка технических ресурсов, отсутствие инвестиций для формирования инновяттионных ттпоектов

Незавершенность процесса формирования экономически активных субъектов аграрного бизнеса Несвоевременное выделение бюджетных средств на кредитование, несовершенство законов, неразвитость инфраструктуры села

Рис. 1. Факторы инерционного развития экономики АПК Республики Саха

В связи с этим создание динамично развивающегося и конкурентоспособного АПК, обеспечивающего спрос населения на продукты питания и повышение уровня жизни селян, - актуальные вопросы предстоящего периода. При этом рост уровня продовольственного обеспечения и повышение эффективности сельскохозяйственного производства должны осуществляться преимущественно экономическими методами управления, в т. ч. за счет дальнейшего развития рыночных отношений, многообразия форм хозяйствования и собственности, комплексного переустройства села.

В сбалансированной рыночной экономике роль государства заключается в регулировании процессов обеспечения продовольствием, контроле над их успешной реализацией, создании страховых запасов и резервов.

Следует отметить, что, несмотря на проводимые исследования, рассматриваемый вопрос - обеспечение регионов и страны продовольствием не имеет на сегодня комплексного решения, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Последнее обстоятельство актуализирует проблему разработки системы продовольственного обеспечения с определением составляющих от физиологических норм потребления и факторов, непосредственно влияющих на продовольственное обеспечение, до пороговых значений, понижение и (или) превышение которых критично, как для региона, так и для страны в целом.

Существование системы продовольственного обеспечения региона, как единой, является объективной необходимостью, так как от эффективности ее функционирования зависит уровень и качество жизни населения. Основное место в данном процессе занимает агропромышленный комплекс и государство должно способствовать созданию условий для эффективного его функционирования.

Для определения действительного состояния уровня и качества питания необходимо постоянно проводить оценку продовольственного обеспечения и на его основе с учетом местных природно-климатических и хозяйственных условий готовить рекомендации по основным направлениям аграрного производства, развитию пищевой и перерабатывающей промышленности и агропродовольственного рынка в целом.

Высший орган исполнительной власти региона

Система специальных индикаторов и баланса спроса

Аграрно-

экономический аспект

Основные параметры уровня продовольственного обеспечения

Оценка перспектив развития, стратегическая сегментация АПК

Определение физиологических норм потребления

Оценка потребности в продовольствии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка ресурсного потенциала

Анализ потенциальных возможностей АПК

Современное состояние и национальные интересы государства в агропродовольственной сфере

Физическая и экономическая доступность продовольствия

Выявление зон стратегических ресурсов

Выявление стратегических зон развития АПК

Определение групп стратегического влияния (стратегических хозяйственных субъектов)

Рис. 2. Модель управления системой оценки и стратегического планирования продовольственного обеспечения региона

В обобщенном виде система специальных индикаторов и аграрно-экономический аспект должны включать:

• потребность населения в жизненно-важных продуктах питания с учетом перспективного развития региона и возрастания численности населения;

• определение потенциальных возможностей производства продуктов питания за счет собственных ресурсов и уровень самообеспечения, в том числе за счет продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами населения.

В целом механизмы государственного регулирования должны быть сбалансированы, а выстроенная иерархическая система и алгоритм действий должны строиться на совершенствовании механизмов государственного регулирования, эффективных моделях и методах управления аграрным сектором, социальным развитием региона с направлением основного вектора на повышение уровня жизни населения.

Список литературы:

1. Республиканская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) до 2011 года.

2. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия). Федеральная служба государственной статистики. ТО ФС госстатистики по Республике Саха (Якутия), 2009.

3. Роднина Н.В. Экономические, социальные и организационные проблемы продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия). Теория и методы управления. Якутск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.