Научная статья на тему 'Влияние доходов и уровня жизни на структуру потребления и продовольственное обеспечение населения Республики Саха (Якутия)'

Влияние доходов и уровня жизни на структуру потребления и продовольственное обеспечение населения Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роднина Н.В.

In this article is reflected influence of incomes on structure of consumption of the foodstuffs by the population. Direct dependence of purchasing capacity on a level of wages and incomes is established. Food maintenance influences regional features of a diet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние доходов и уровня жизни на структуру потребления и продовольственное обеспечение населения Республики Саха (Якутия)»

CO

Ol

О CJ

О

о о

IL

ce

CQ

S H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s S

0

1

о *

о

S ф ч

я *

< s

I H

о ф

со

Влияние доходов и уровня жизни

на структуру потребления

и продовольственное обеспечение

населения Республики Саха (Якутия)

Роднина Н.В. *

In this article is reflected influence of incomes on structure of consumption of the foodstuffs by the population. Direct dependence ofpurchasing capacity on a level of wages and incomes is established. Food maintenance influences regional features of a diet.

Аграрно-экономические показатели продовольственного обеспечения региона включают оценку потребности населения в жизненно важных продуктах питания.

При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. При этом химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания определяются как усредненные для основных социально-демографических групп как в целом по Российской Федерации, так и с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам.

Вместе с тем региональные особенности питания обуславливают необходимость определения набора продуктов в соответствии с социально-экономическими и демографическими факторами, характеризующими рацион питания, в зависимости от состава и половозрастной

структуры населения применительно к условиям жизнедеятельности на Севере.

Объем минимального набора продуктов на душу населения, определенный Законом Республики Саха (Якутия) «О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)» от 12 июля 2007 г., формируется из трех основных социально-демографических групп населения — трудоспособное население, пенсионеры и дети — с четко определенными границами зон по улусам и городам, что структурно отличается от норм, рекомендованных Российской Федерацией.

Отклонения величины минимального набора продуктов на душу населения между федеральными и республиканскими нормами обуславливают необходимость пересмотра не только социальных показателей, но и производственных возможностей по удовлетворению потребностей населения в продовольствии агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), а значит, и макроэкономических параметров (табл. 1).

Таблица 1

Отклонения величины минимального набора продуктов на душу населения, кг, шт.

Наименование продукта По нормам Отклонение норм РС (Я) от РФ (+, -) По нормам Отклонение норм РС (Я) от РФ (+, -)

РС (Я) РФ РС (Я) I РФ

Северная зона Центральная зона

Хлебопродукты 147,5 141,6 +5,9 120,2 122,4 -2,2

Картофель 69,9 66,5 +3,4 93,1 91,2 + 1,9

Овощи и бахчевые 93 98,4 -5,4 97,4 98,5 -1,1

Фрукты свежие 27,6 39,4 -11,5 27,9 28,3 -0,4

Сахар и конд. изд. 24,6 25,2 -0,6 22,2 22,8 -0,6

Мясопродукты 49,4 42,1 +7,3 45,6 38,6 +7

Рыбопродукты 28,9 28,3 +0,6 24,3 23,9 +0,4

Молокопродукты 267,6 226 +41,6 269,6 200,9 +68,7

Яйцепродукты 224,5 222,7 + 1,8 202,6 195,4 +7,2

Масло раст., маргарин 15,9 16,6 -0,7 12,1 13 -0,9

Прочие (соль, специи) 4,5 4,5 0 4,5 4,5 0

Начальник Департамента экономики товарных рынков, АПК и госзаказа Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук.

Экономика и безопасность общества и государства

Оценка потребности населения в жизненно важных продуктах питания и производства продовольствия на территории Республики Саха (Якутия) только за счет отклонений, вызванных величинами минимального набора продуктов (разница между федеральными и республиканскими нормами), обуславливает необходимость изыскания дополнительных резервов увеличения производства сельскохозяйственной и пищевой продукции в республике.

При этом следует отметить, что отрицательный баланс складывается именно

по продовольствию, имеющему характерное предпочтение в рационе питания населения и производимому на территории республики.

Кроме того, имеются различия и в рационе питания горожан и сельчан. Сельские жители потребляют хлебобулочных изделий, рыбы и молокопродуктов больше соответственно на 24 %, 9 % и 8 %, чем горожане. В то же время их рацион скуднее по фруктам и овощам в 2 раза, мясным продуктам на 22 %, картофелю на 10 % и сахару и кондитерским изделиям на 15 % (табл. 2).

Таблица 2

Потребление по основным группам пищевых продуктов, в среднем на потребителя

в месяц, кг

Наименование продукта

Год 2007 2008 2007 2008 2007 2008

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) 8,9 9,0 8,2 8,3 10,0 10,3

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 6,4 6,5 6,9 7,0 5,6 5,5

Рыба и рыбопродукты 1,3 1,4 1,3 1,5 1,3 1,4

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 21,8 21,9 22,0 21,3 21,5 22,9

Масло растительное и другие жиры 0,9 0,8 0,8 0,8 1,0 0,8

Фрукты и ягоды 3,9 4,2 4,8 5,2 2,4 2,4

Овощи и бахчевые 4,1 4,0 4,9 5,0 2,6 2,2

Картофель 3,8 3,9 4,1 4,0 3,4 3,6

Сахар, включая кондитерские изделия (в пересчете на сахар) 2,1 2,1 2,1 2,2 2,0 1,9

Все домохозяйства

Домашние хозяйства, проживающие в местности:

городской

сельской

Низкий уровень заработной платы и доходов в целом обуславливает превышение у сельского населения стоимости питания в расходах на конечное потребление. Так, если в 2000 г. на одного члена домашнего хозяйства данные расходы в городской местности составляли 49,7 %, то в сельской — 60,9 %. В 2006 г. соотношение соответствовало параметрам 32,5 % и 38,3 %. При этом доля натуральных поступлений в стоимости питания у сельских домохозяйств в среднем колеблется на уровне 25—28 % против 7—9 % в городских.

В связи с этим продовольственная безопасность — это не просто способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность населения, но и обеспечить минимальный уровень дохода на душу насе-

ления, которого должно быть достаточно для удовлетворения этой потребности.

Несмотря на увеличение величины прожиточного минимума на душу населения, экономическая доступность продуктов питания может оказаться на низком уровне, так как уровень доходов населения республики неодинаков в связи с нарастанием расслоения общества. С 2002 по 2007 г. в республике численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась на 22,9 тыс. человек, но в то же время доля данной категории в общей численности населения сохраняется значительной (1/5 часть).

Более полную оценку уровня продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия) отражают коэффициенты достаточности и доступности потребления продовольствия (табл. 3).

Таблица 3

Уровень продовольственного обеспечения в Республике Саха (Якутия)

2007 По кварталам 2008 По кварталам

I II III IV I II III IV

Коэффициент достаточности 1,008 0,993

Коэффициент доступности 0,47 0,38 0,42 0,31 0,47 0,36 0,38 0,31

0

01

Оценивая уровень продовольственного самообеспечения республики, можно сделать вывод о том, что в последние годы он недостаточен, но не критический и по таким видам продукции, как моло-копродукты, яйцепродукты и картофель, его параметры колеблются от 60 до 90 % и жители Республики Саха (Якутия) в настоящее время могут употреблять продуктов повседневного спроса (по разным видам продовольствия) больше в среднем, чем в 2002 г., от 13 до 70 %.

Темпы роста доходов населения опережают уровень регионального производства продовольствия. Несмотря на принимаемые государством меры, производство сельскохозяйственной продукции растет медленно и не обеспечивает возрастающие потребности в продовольствии. Современное экономическое поло-

жение агропродовольственного комплекса Республики Саха (Якутия) и обеспечение продуктами питания за счет регионального производства находятся на низком уровне. Потребности населения в продовольствии обеспечиваются от необходимого уровня за счет ввоза из других регионов России.

В сбалансированной рыночной экономике роль государства заключается в регулировании процессов обеспечения продовольствием, контроле над их успешным развитием, поддержке производителей продовольствия и создании страховых запасов и резервов.

Для этого необходимо определить четкий алгоритм действий, способствующий повышению уровня продовольственного обеспечения при определении реальных возможностей населения (рис.).

о

CJ

о о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q.

et со

s н

о

0

1

о я с

о m ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф

4

Я *

<

*

5 I

н

о ф

со

Алгоритм стратегического планирования и оценки продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия)

=" Правительство Республики Саха (Якутия)

С

J и

I И

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ

ИНДИКАТОРОВ И БАЛАНСА СПРОСА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Определение физиологических норм потребления

Оценка потребности в продовольствии

Оценка ресурсного потенциала |

Анализ потенциальных возможностей АПК

Современное состояние сельского хозяйства и национальные интересы государствав агропродовольственнойсфере

Физическая и экономическая доступность продовольственных товаров

Выявление зон стратегических ресурсов

Выделение стратегических зон развития АПК

Определение групп стратегического влияния (стратегических

хозяйств субъектов)

В целом новые механизмы государственного регулирования должны быть сбалансированы и способствовать как устойчивому развитию аграрного произ-

водства, инфраструктурному и институциональному обустройству села, так и повышению уровня доходности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.