Научная статья на тему 'Региональный рынок продукции птицеводства в республике Саха (Якутия)'

Региональный рынок продукции птицеводства в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / РЫНОК ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / СПРОС / ПРОИЗВОДСТВО ЯИЦ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ЯИЦ / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / CONSUMPTION ОF EGGS / MARKET OF POULTRY PRODUCTS / DEMAND / EGGS PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Екатерина Ярославовна

Рассмотрено современное состояние рынка продукции птицеводства, в частности яиц в Республике Саха (Якутия). Проведен анализ цен местных и ввозимых в регион яиц. Дается вывод о расширении производства яиц местных птицефабрик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of poultry products market in the Republic of Sakha (Yakutia) is considered, particularly, eggs market. The price analysis of local imported eggs is carried out. It is concluded on the expansion of eggs production in the local poultry farms.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок продукции птицеводства в республике Саха (Якутия)»

тексту [12]. Следовательно, дискурс-анализ оказывается подходящим инструментом исследования доверия, формирование которого, с нашей точки зрения, является одной из задач маркетинговых коммуникаций организации.

Резюмируя вышеизложенное, мы отмечаем, что при изучении какого бы ни было дискурса междисциплинарная область знания осуществляться может с различных позиций, но всех исследователей дискурса объединяет интерес к процессу коммуникации, то есть совместной деятельности людей, которые пытаются выразить свои чувства, обменяться идеями, информацией, опытом или повлиять друг на друга. Теория и практика дискурса тесно соприкасаются с такими дисциплинами, как дипломатия, риторика, деловая коммуникация, социальная работа, имиджелогия, коучинг, шоу-политика, ме-диа-рилейшнз, маркетинг, PR и др.

По нашему мнению, сегодня назрела необходимость взглянуть на дискурс как элемент маркетинговых коммуникаций, связанный с самим процессом коммуникации и установлением такого режима общения, в ходе которого между всеми его участниками достигается состояние доверия, понимания, согласия, солидарности, что, несомненно, скажется на росте лояльности и приверженности к предлагаемому товару.

Библиографический список

1. Майенова М.Р. Теория текста и традиционные проблемы поэтики / / Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1978. — Вып. VIII. — С. 425. — С. 154.

2. Богин Г.И. Филологическая герменевтика: учебное пособие. — Калинин: Калининский гос. университет, 1982. — С. 20.

+

3. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований. Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса. — С.Пб., 2001. — С. 14,16.

4. Филлипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-

анализ. Теория и метод / пер. с англ. — Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр,

2004. — 336 с.

5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб., 2000.

6. Teun van Dijk Discoursive analizes of news / A Handbook of qualitative methodologies for mass media research/Edited by K.Bruhn Jensen. — 1999. — Р. 32.

7. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — С. 90.

8. abuss.narod.ru/Biblio/stepanov.htm -Ю.С. Степанов. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип причинности. (Язык и наука конца XX века: сб. статей. — М.: РГГУ, 1995. — 432 с.

9. Сирико Р. Моральные основы рыночной деятельности // Христианские основы экономической деятельности. — М., 2001. — С. 44.

10. Koslowski P., Markt und Demokratie

als Diskurse. Grenzen diskursiver gesell-schaftlicher Koordination. // Koslowski P. (Hrsg.), Individuelle Freiheit und demokrati-sche Entscheidung. ^bingen, 1989. —

С. 48.

11. Ulrich P. Transformation der ^onomi-schen Vernunft: Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft. Stuttgart, 1993.

12. Марина Волохонская. Дискурс-анализ как метод исследования доверия в Интернет-коммуникации. http://internalia. ru/stati/marina-volochonskaya-diskurs-analiz -kak-metod-issledovaniya-doveriya-v-internet -kommunikatsii.

+ +

УДК 636.52/.58 (571.56) Е.Я. Федорова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Ключевые слова: Республика Саха

(Якутия), рынок птицеводческой продукции, спрос, производство яиц, потребление яиц.

Введение

Рынок продукции птицеводства представляет собой совокупность социальноэкономических отношений в сфере произ-

водства, переработки и распределения, основанных на взаимодействии спроса и предложения.

Птицеводство играет существенную роль в обеспечении населения страны диетическими продуктами питания и формировании системы продовольственной безопасности [1]. Продукция этой отрасли отличается не только высокими потребительскими свойствами, но и большой доступностью в сравнении с другими продуктами животного происхождения.

По состоянию на 2010 г. в Республике Саха (Якутия) поголовье птиц в хозяйствах всех категорий насчитывалось 844,5 тыс. гол., где 79% птиц от общего поголовья сосредоточено на птицефабриках, 13% — в подсобных хозяйствах, 7% — у населения, 1% — в крестьянских хозяйствах

(рис. 1).

Согласно статистической информации, производство яиц и яйцепродуктов в хозяйствах всех категорий на душу населения в Республике Саха (Якутия) в 2009 г. составило 124 млн шт., фактическое потребление — 206 шт. Отсюда следует, что доля производства местной продукции на душу населения — 60,2% (табл. 1).

Основные результаты исследования

Основное производство продукции птицеводства в Республике Саха (Якутия) сосредоточено на птицефабриках яичного и мясного направления: ОАО «Якутская

птицефабрика» (г. Якутск), ОАО «Нерюн-гринская птицефабрика» (г. Нерюнгри), ОАО «Нюрбинская птицефабрика» (г. Нюрба) (табл. 2).

В целом, производство яиц вышеперечисленных птицефабрик на 2009 г. увеличилось на 68% в сравнении с 2004 г. Так, если в 2004 г. валовое производство составляло всего 57361 тыс. шт., то в 2009 г. — 96427 тыс. шт.

Наибольшее увеличение производства яиц в исследуемом периоде произошло на птицефабрике г. Нерюнгри. Увеличению продуктивности и улучшению качества яиц способствовали бесперебойный завоз концентрированных комбикормов, модернизация оборудования, соблюдение ветеринарно-санитарных мероприятий, своевременное обновление поголовья птицы.

Нерюнгринская птицефабрика на сегодня одно из лучших в экономическом плане предприятий не только района, но и всей республики. Это самое успешное и рентабельное в регионе предприятие сельского хозяйства.

900000 800000 700000 600000 § 500000 2 400000 300000 200000 100000 0

844538

757997 722248 7

764542

3872

651135

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Рис. 1. Поголовье птицы в хозяйствах всех категорий

Таблица 1

Производство и потребление мяса птицы и яиц в хозяйствах всех категорий

Показатель На душу населения

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Яйца и яйцепродукты, млн шт.:

Производство 95,1 116,4 134,4 118,1 121,1 124

Потребление 170 187 205 192 204 206

Доля производства, % 55,9 62,2 65,6 61,5 59,4 60,2

Валовое производство яиц птицефабрики г. Якутска имеет устойчивую тенденцию стабильного производства, несмотря на ряд объективных факторов, которые влияют на их производство — это удорожание кормов, электроэнергии, горючесмазочных материалов и т.д.

ОАО «Якутская птицефабрика» выпускает свежую, экологически чистую и полезную продукцию фирменных знаков: яйцо «Деревенское», обладающее повышенной пищевой ценностью с высоким содержанием каратиноидов и витаминов Е; яйцо «Иодированное», способствующее успешному восполнению недостатка йода; яйцо «Здоровье», обогащенное селеном.

Однако данная птицефабрика покрывает потребности города и пригородов в яичных продуктах всего на 54%. В г. Якутске, включая пригороды, проживает около 285 тыс. чел. В соответствии с набором продуктов питания в расчетах прожиточного минимума применительно к Республике Саха (Якутия) рациональная норма потребления на душу населения в год составляет 291 шт. яиц. Следовательно, потребность в яйцах по г. Якутску составляет около 83 тыс. шт.

ОАО «Птицефабрика Нюрбинская» является единственной птицеводческой организацией в Вилюйской группе улусов — Нюрбинском, Сунтарском, Вилюйском и Верхневилюйском, в котором производство яиц в 2009 г. составляет 9400 тыс. шт., что на 71% больше, чем за 2004 г. Существует сезонность производства яиц: с ян-

Производство яиц местными

варя по апрель низкие объемы, с мая по декабрь — высокие. Сезонность связана с отсутствием полного технологического цикла на птицефабрике.

Таким образом, в республике рынок по производству яиц претерпевает значительные перемены и активно развивается. В перспективе за счет увеличения продукции местного производства и ценовой политики объемы поставок завозной продукции будут уменьшаться.

По данным Управления Россельхознад-зора Республики Саха (Якутия) в 2005 г. в данный регион ввезено 32191 тыс. шт. яиц (табл. 3). Наибольшее количество ввозимой продукции наблюдается в 2007 г. — 67131 тыс. шт. Ежегодное увеличение идет на спад с 2008 г. и в 2010 г. составляло 32984 тыс. шт. яиц. Основными представителями поставок яиц в республику на сегодняшний день являются Белореченская и Новосибирская птицефабрики. Данные птицефабрики проводят определенную работу по завоеванию рынка столицы и близлежащих улусов, которая заключается в применении различных финансовых механизмов:

• установление демпинговых цен для вытеснения основного местного производителя;

• оптовым скупщикам яиц предоставляют отсрочку платежа за продаваемую продукцию;

• организуют работу бартером;

• проводят последовательную работу для удержания постоянных клиентов.

Таблица 2

птицефабриками, тыс. шт.

Предприятие Целевой регион в РС (Я) Годы 2009 г. в % к 2004 г.

2004 2005 2006 2007 2008 2009

ОАО «Якутская птицефабрика» г. Якутск, прилегающие районы 35558 41608 44600 39763 40341 44800 126

ОАО «Нерюн-гринская птицефабрика» г. Нерюнгри, Алданский район, г. Якутск 16302 28596 41444 39249 40750 42227 259

ОАО «Птицефабрика Нюр-бинская» Сунтарский, Нюр-бинский, Вилюйский, Верхневилюйский улусы 5501 7790 10023 9006 9220 9400 171

Всего 57361 77994 96067 88018 90311 96427 168

Таблица 3

Ввоз яиц в Республику Саха (Якутия)

Показатель Ед. изм. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Яйцо тыс. шт. 32 191 54 807 67 131 63 651 43 039 32 984

Рис. 2. Средние потребительские цены на продукцию птицеводства по РС (Я), руб.

Таблица 4

Оптовые цены на продукцию птицеводства в 2010 г., руб.

Наименование продукции ОАО «Якутская птицефабрика» ОАО «Нерюн-гринская птицефабрика» ОАО «Птицефабрика Нюр-бинская» Привозная продукция

Яичная продукция за 1 десяток

Отборное яйцо 50 47 - 46

1-й категории 48 45 - 44

2-й категории 46 43 46 40

«Деревенское», «Йодированное», «Здоровье» 53 - - -

Перепелиное: 1 упаковка (20 шт.) - 35 - -

Привозное яйцо имеет не всегда свежие сроки хранения, это, прежде всего, связано с удаленностью производителей до г. Якутска и близлежащих улусов. Она доставляется до г. Нерюнгри железной дорогой и дальше автомобильным транспортом до г. Якутска.

Пользуясь ненадлежащим контролем и отсутствием штампа по датам выпуска яиц, могут завозиться просроченные яйца и реализовываться по демпинговым ценам, тогда как по ГОСТу Р 52121-2003 срок хранения яйца 90 дней при условии хранения в холодильных установках, с соблюдением температурного режима от -2-00С и при влажности 85-90%. Эти условия нарушаются изначально оптовыми поставками, не всегда яйцо доставляется в республику в рефрижераторных вагонах и автомобилях из-за дороговизны. В связи с этим местные птицефабрики имеет свои плюсы.

Однако, игнорируя качество, категория потребителей — пенсионеры, малообеспе-

ченные семьи и зачастую средний класс, а также розничные магазины предпочтение отдают дешевой продукции.

Общая картина цен, представленная на рисунке 2, в среднем завышена, в связи с высокими ценами в северной группе улусов (транспортные расходы, цены на топливо и пр.). В данной группе улусов средняя цена за десяток яиц составляет 140 руб. В целом, по республике средние цены в 2009 г. составляют 60,53 руб. за 1 десяток.

Проведенный анализ оптовых цен продукции птицеводства в осенне-зимний период предыдущего года показал, что цены на привозную продукцию значительно дешевле местной. Так, цена на завозимые к нам яйца дешевле на 3-6 руб. за десяток (табл. 4).

Выводы

Основной задачей птицепродуктового рынка является создание условий для максимального продвижения этой продукции. Продукция птицеводства входит в еже-

дневный рацион питания населения, поэтому нужно заботиться о создании условий для ее поставки в розничную сеть, причем с соблюдением качества, безопасности и ассортимента по доступным ценам [2]. Необходимо насыщать потребительский рынок местной продукцией птицеводства, так как птицефабрики Якутии выпускают свежую, экологически чистую и полезную продукцию.

В заключение необходимо отметить, поскольку вся территория республики относится к экстремальным районам Крайнего Севера, а жители испытывают нехватку микроэлементов, таких как йод, селен и т.д., необходимо увеличение выпуска продукции с полезными для здоро-

вья населения свойствами Якутской птицефабрики.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Соловьева Т., Жиляков Д. Стратегический анализ состояния птицеводства яичного направления // АПК: экономика, управление. — 2009. — № 5. — С. 62-68.

2. Кислов Н.А. Развитие маркетинга на рынке продукции птицеводства (на материалах Брянской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 2005. — 26 с.

3. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия): статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Якутск, 2010. — 157 с.

+ + +

УДК 631.145:65.012.8

Т.В. Елисеева, С.А. Шелковников, Г.В. Исаева

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Ключевые слова: прогноз, спрос,

предложение, рынок, продовольствие, Сибирь, площадь, урожайность, тренд, картофель.

Введение

Гарантированный объем предложения на рынке продовольствия — основная задача обеспечения продовольственной безопасности страны. Особую значимость приобретает эта проблема в связи с возможностью вступления России в ВТО. По данным за 2009 г. по Новосибирской области, соотношение фактического уровня потребления и рекомендуемых пищевых рационов питания составляет по молоку и молокопродуктам — 21,9%; яйцу- 35,9; картофелю — 78,6; овощам и бахчевым — 63,3% [1].

Глобализация производства, экономическая экспансия со стороны многих государств, финансово-экономический кризис предопределяют дальнейшее развитие продовольственного рынка России. Кроме того, низкий уровень аграрного производства, разрушение заготовительно-распределительной системы снизили уровень предложения экономически доступного продовольствия [2].

Несмотря на ограниченность предложения, спрос на продукты питания в рыночных условиях дифференцируется в зависимости от уровня доходов, расходов домохозяйств, от эволюции потребностей и развития рынков инновационных продуктов [3].

Цель исследований — определить уровень самообеспеченности населения ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.