Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАКАЛАВРЫ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШНЯЯ / ВНУТРЕННЯЯ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Г.А., Васильева Л.Г., Филиппова И.В.

Актуальность статьи обусловлена активным использованием дистанционных технологий и электронного обучения при организации учебного процесса в современных условиях. В статье рассматривается вопрос использования цифровых образовательных технологий в образовательном процессе как фактора, влияющего на мотивацию студентов при обучении. Проведенный анализ теоретических и психолого-педагогических исследований показал противоречивые точки зрения на цифровизацию обучения, так ряд авторов в своих работах отмечают негативные моменты при применении дистанционных технологий в реализации образовательного процесса. Вместе с тем изучение отношения педагогов вуза к переходу на дистанционное обучение позволило выявить ряд причин, показывающих отсутствие их готовности к широкому использованию коммуникативных технологий. Проведенное исследование со студентами 2-го курса по направлению подготовки - педагогическое образование показало следующее. Независимо от профиля подготовки активное применение компьютерных технологий при дистанционном обучении увеличивает число бакалавров стремящихся к самостоятельному поиску научной информации и областей её применения; развивается познавательная активность и творческое принятие решений в профессиональной области. Более явная динамика выявлена у студентов творческой направленности, обучающихся на факультете художественного и музыкального образования. Для формирования положительной мотивации к дистанционному обучению, как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся необходимо задействовать различные виды мотивации, в первую очередь, связанные с содержанием образовательной деятельности: модули, кейсы, использование различных образовательных платформ и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Г.А., Васильева Л.Г., Филиппова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The relevance of the article is due to the active transition to distance learning at the university. The article discusses the need to actively introduce the digital environment into the educational process at the university, as a factor influencing the motivation of students in the process of learning. The analysis of theoretical psychological and educational studies showed contradictory views on the digitalization of learning. Some works have negative aspects. Thus, when studying the attitude of university- teachers to the transition to distance learning, it was possible to identify a number of reasons for their lack of readiness for the widespread use of communication technologies. The study, with students of the 2-nd year of training in the field of education - pedagogical education, showed the following. Regardless to the training profile, the active use of computer technologies in distance learning increases the number of bachelors seeking to independently search for scientific information and applications; cognitive activity and creative decision-making in the professional field are developing. A more definite dynamic has been identified at FHIMO students. In order to develop a positive attitude towards distance learning, both teachers and students need to create modules for each subject studied. It should include: a series of audio and video lectures; methodical developments to create project activities in different educational portals.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ»

УДК 378.1

Влияние дистанционного обучения на учебную мотивацию обучающихся в вузе

The impact of distance learning on the educational motivation of students at the university

Александрова Г.А., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.

Яковлева, nochgpu@mail.ru

Васильева Л.Г., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.

Яковлева, largen 1109@gmail. com

Филиппова И.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.

Яковлева, filip_irina@mail. ru

Alexandrova G., I. Yakovlev CHSPU, nochgpu@mail.ru Vasilyeva L., I. Yakovlev CHSPU, largen1109@gmail.com

Filippova I., I. Yakovlev CHSPU, filip_irina@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.013

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, дистанционное обучение, бакалавры, мотивация учебной деятельности (внешняя, внутренняя).

Keywords: digital educational environment, remote learning, bachelors, motivation of educational activity (external, internal).

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена активным использованием дистанционных технологий и электронного обучения при организации учебного процесса в современных условиях.

В статье рассматривается вопрос использования цифровых образовательных технологий в образовательном процессе как фактора, влияющего на мотивацию студентов при обучении.

Проведенный анализ теоретических и психолого-педагогических исследований показал противоречивые точки зрения на цифровизацию обучения, так ряд авторов в своих работах отмечают негативные моменты при применении дистанционных технологий в реализации образовательного процесса. Вместе с тем изучение отношения педагогов вуза к переходу на дистанционное обучение позволило выявить ряд причин, показывающих отсутствие их готовности к широкому использованию коммуникативных технологий.

Проведенное исследование со студентами 2-го курса по направлению подготовки - педагогическое образование показало следующее. Независимо от профиля подготовки активное применение компьютерных технологий при дистанционном обучении увеличивает число бакалавров стремящихся к самостоятельному поиску научной информации и областей её применения; развивается познавательная активность и творческое принятие решений в профессиональной области. Более явная динамика выявлена у студентов творческой направленности, обучающихся на факультете художественного и музыкального образования. Для формирования положительной мотивации к дистанционному обучению, как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся необходимо задействовать различные виды мотивации, в первую очередь, связанные с содержанием образовательной деятельности: модули, кейсы, использование различных образовательных платформ и т.п.

Abstract. The relevance of the article is due to the active transition to distance learning at the university.

The article discusses the need to actively introduce the digital environment into the educational process at the university, as a factor influencing the motivation of students in the process of learning. The analysis of theoretical psychological and educational studies .showed contradictory views on the digitalization of learning. Some works have negative aspects. Thus, when studying the attitude of university- teachers to the transition to distance learning, it was possible to identify a number of reasons for their lack of readiness for the widespread use of communication technologies.

The study, with students of the 2-nd year of training in the field of education - pedagogical education, showed the following. Regardless to the training profile, the active use of computer technologies in distance learning increases the number of bachelors seeking to independently search for scientific information and applications; cognitive activity and creative decision-making in the professional field are developing. A more definite dynamic has been identified at FHIMO students. In order to develop a positive attitude towards distance learning, both teachers and students need to create modules for each subject studied. It should include: a series of audio and video lectures; methodical developments to create project activities in different educational portals.

Введение. Предметом наших исследований является влияние дистанционного обучения на учебную мотивацию обучающихся в вузе.

Цель исследования - изучение влияния дистанционного обучения на учебную мотивацию студентов вуза.

В связи с мероприятиями, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 на территории Российской Федерации и рекомендациями Минобрнауки России, Ученый совет Чувашского государственного

педагогического университета им. И.Я. Яковлева в марте 2020 года принял решение о реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий обучения с использованием электронной информационно -образовательной среды университета.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что эффективность дистанционного обучения при подготовке бакалавров определяется мотивацией студентов при освоении программы.

В конце XIX века начале ХХ века возникают необходимость реформирования высшего образования. Основными причинами стали:

- принятие Россией Болонской декларации;

- резкое обострение противоречий между требованиями работодателя к выпускникам вуза;

- необходимость создания единого цифрового образовательного пространства.

С переходом на бакалавриат профессиональные качества выпускника вуза начинают оцениваться не по содержанию обучения, а по результату т.к. он должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и как специалиста.

В ФГОС ВО четко прописываются основные виды деятельности, которыми должен овладеть бакалавр, обучающийся по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование: педагогическая, проектная, исследовательская и культурно-просветительская. Эффективность их выполнения зависит от степени сформированности универсальных (УК), профессиональных (ПК) и

общепрофессиональных компетенций (ОПК). Овладение данными компетенциями позволит

решать профессиональные задачи не только в своей, но и смежных областях. Как показывают многочисленные исследования традиционных форм и методов обучения не достаточно для их эффективного формирования.

В 1993 году принято решение коллегии Госкомвуза «О создании системы дистанционного образования в РФ». Дистанционное обучение рассматривается как систематическое целенаправленное удаленное обучение, основанное на взаимодействии педагога и учащихся с применением телекоммуникативных технологий, ресурсов сети Интернета. Одной из целей дистанционного обучения является «обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни».

В 2018 году принимается национальный проект «Образование». Ведущая задача проекта -создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, формирующей у обучающихся потребность в саморазвитии и самообразовании. Возникает необходимость в создании и обновлении информационно -коммуникативной инфраструктуры [1].

Вопросу изучения форм, методов, технологий дистанционного обучения посвящены исследования Бондаревой С.Г., Елашкиной Н.В., Карасик А.А., Маллиной И.А., Потапова Р.К., и др.[2;5;7;8]. Елашкина Н.В. [5] доказала положительную роль дистанционного обучения в лингвистическом образовании заочной формы обучения и разработанной модели технологии формирования учебных компетенций для студентов заочников, обучающихся

дистанционно. Она выделила группы умений:

- творческой учебной деятельности;

- репродуктивной учебной деятельности.

В первую группу вошли умения: рационально организовать запоминание языкового материала, самостоятельно активизировать учебный материал, находить и запоминать нужную информацию и др.

Вторая группа умений представлена умениями: рационально организовывать подготовку домашнего задания, самооценка выполняемых самостоятельно языковых и речевых действий, видеть трудности при работе с языковым материалом, рационального развития фонематического слуха и т.д. Определены

принципы и этапы дистанционного обучения, разработаны дидактические компьютерные материала: инструктивное письмо,

компьютерный тренинг, компьютерные рекомендации по работе с ЭП, компьютерный тренажер.

Потапова Р.К., изучая современные проблемы применения информационных технологий в лингвистическом образовании, показала их положительную роль в дистанционном обучении.

Исследования Маллиной И.А. [8] посвящены информационно-методическому обеспечению учебного дистанционного обучения. Показана необходимость организации самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Повышению уровня мотивации студентов к обучению способствуют новые цифровые технологии обучения.

Бондарева С.Г. [2] разработала структурно-содержательную модель организации дистанционного обучения в условиях университета. Структурные компоненты представлены базовыми принципами; учебно-консультационным центром дистанционного обучения, методическим обеспечением данного центра. Ведущая роль отводится электронным изданиям.

Объектом исследования Карасика А.А. [7] была дистанционная технология обучения. При выполнении работы автором разработаны модели.

В ряде научных работ [4;5;8] отмечается положительная и отрицательная роль дистанционного обучения. Длительный карантин способствовал активному и широкому внедрению дистанционного обучения в вузе. На сегодняшний день разработаны сервисы для проведения учебных занятий в формате онлайн ZOOM, Видеоконференция Skype, Moodle, Microsoft Teams и др. Данные сервисы позволяют проводить онлайн-встречи, видеоконференции с демонстрацией презентаций.

Используя модульную объективно-ориентированную динамическую учебную среду (Moodle) преподаватель управляет учебными курсом: наполняет лекциями, задания по семинарским и практическим заданиям, презентации, видео и аудио лекциями. По результатам выполнения заданий, тестирований преподаватель выставляет оценки.

Любое нововведение в профессиональной деятельности вызывает у сотрудников сопротивление. Изучая мотивацию

преподавателей вуза к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс, Гунина Е.В. выявила, что 30% педагогов вуза не готовы использовать дистанционное обучение как

доминирующую форму. Основные причины: недостаток времени 47% отсутствие технических средств и условий дистанционного обучения 32%

[4].

Применение новых технологий, особенно в цифровой образовательной среде, должно вызывать увеличение мотивации учебной деятельности. Исследованиям мотивации учения посвящены работы Л.И. Божович, А.Г. Бугрименко, Д.О. Волошиной, И.А. Зимняя, Е.Г. Неделько, Л.М. Попов, И.В. Шадчин и др. [3;6;9;11]. Мотивы учебной деятельности подразделены на внешние и внутренние. Внешние мотивы формируются под воздействием окружающей среды, являются вторичными и базируются на внутренних мотивах. На их формирование большое значение оказывают такие стимулы, как оценка, карьерный рост, материальное вознаграждение. Внутренние мотивы реализуются через интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков. Они определяют личностное и эмоциональное переживание потребностей в познании.

Материалы и методы исследования. В данном исследовании изучалась роль дистанционного обучения на мотивацию учебной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование. Основным методом исследования стала методика «Мотивация учения студентов вуза» Пакулиной С.А., Кетько С.М. [10]. Методика позволяет выделить три группы мотивов во внешней и внутренней мотивации учения и их уровни развития:

- поступление в вуз;

- реально действующие профессиональные мотивы;

- доминирование мотивов.

В исследовании приняли участие студенты 2-го курса ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, обучающиеся на факультете музыкального и художественного образования (ФХиМО) и на факультете истории, управления и права (ФИУиП). Всего участвовало 59 человек, из них 29 обучающихся на ФХиМО и 30 обучающихся на ФИУиП.

Результаты исследования. Результаты первой серии, до применения информационных технологий представлены в таблице 1. Результаты второй серии, после целенаправленного и систематического применения цифровых технологий при дистанционном обучении, представлены в таблице 2. Данные таблиц иллюстрируются соответственно графиками, см. рисунок 1,2.

Таблица 1. - Результаты, полученные в ходе изучения мотивации учения у бакалавров, обучающихся по педагогическому направлению до применения дистанционного обучения

Факультет Преобладает внутренняя мотивация поступления в вуз Преобладает внешняя мотивация поступления в вуз Отсутствует доминирующий мотив учебной деятельности

Абс. % Абс. % Абс. %

ФХиМО 5 17 14 49 10 34

ФИУиП 6 20 13 43 11 37

100 80 60 40 20 0

До применения дистанционного обучения, %

49

43

ИЭФХиМО НФИУиП

Преобладает внутренняя Преобладает внешняя Отсутствует доминирующий

мотивация поступления в вуз мотивация поступления в вуз мотив учебной деятельности

Рисунок 1. - Результаты, полученные в ходе изучения мотивации учения у бакалавров, обучающихся по педагогическому направлению до применения дистанционного обучения

Таблица 2. - Результаты, полученные в ходе изучения мотивации учения у бакалавров, обучающихся по педагогическому направлению после дистанционного обучения в течение 4 месяцев

Факультет Преобладает внутренняя мотивация поступления в вуз Преобладает внешняя мотивация поступления в вуз Отсутствует доминирующий мотив учебной деятельности

Абс. % Абс. % Абс. %

ФХиМО 13 45 8 27,5 8 27,5

ФИУиП 14 47 9 30 7 23

100 80 60 40 20

После применения дистанционного обучения, %

45

47

27,5

30

27,5

Е ФХиМО НФИУиП

23

Преобладает внутренняя Преобладает внешняя Отсутствует доминирующий

мотивация поступления в вуз мотивация поступления в вуз мотив учебной деятельности

Рисунок 2. - Результаты, полученные в ходе изучения мотивации учения у бакалавров, обучающихся по педагогическому направлению после дистанционного обучения в течение 4 месяцев

0

Заключение. Проведенное исследование показало, что сравнивая полученные результаты в 1-ой и 2-ой сериях, можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на профиль подготовки у бакалавров, обучающихся по направлению «педагогическое образование», выявлена динамика внутренней мотивации учебной деятельности. Такие студенты стали более активными не только на учебных занятиях, но и в самостоятельном приобретении научных знаний, выполнении творческих работ, создании проектов. Доминирование внутренней мотивации учения влияет на сознательное отношение к общеобразовательным и профильным учебным предметам.

2. Применение разнообразных компьютерных технологий, использование разных обучающих платформ положительно сказались на снижении внешней мотивации учебной деятельности. Тем не менее, остаются студенты, у которых ведущим мотивом учения является карьерный рост, материальное благополучие (учатся ради повышенной стипендии).

3. Безусловно, цифровая образовательная среда способствует уменьшению количества

обучающихся без ярко выраженной мотивации учения. Динамика незначительная, причем у студентов ФИУиП она выше.

Таким образом, цифровая образовательная среда оказывает положительное влияние на формирование внутренней мотивации, особенно у студентов ФХиМО. Многие студенты имеют среднее-специальное образование и ранее обучались в музыкальном училище или музыкальной школе. У них больше интерес в приобретении и углублении профессиональных компетенций, т.е. расширении профессиональных навыков. Тогда как студенты ФИУиП, в основном выпускники школ, при поступлении в вуз менее ориентированы на приобретение

профессиональных знаний. Дисциплины, изучаемые на ФИУиП, более предрасположены для применения разнообразных компьютерных технологий при дистанционном обучении.

Для формирования мотивации учения необходимо активнее внедрять при изучении дисциплины в дистанционном формате: видео и аудио лекции; активные методы обучения в записи с последующим обсуждением; тестирование и т.д.

1. Национальный проект «Образование» Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 №10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бондарева С.Г. Педагогические условия организации дистанционного обучения в процессе подготовки будущих учителей: на примере курса «История зарубежной педагогики»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Г. Бондарева. - Барнаул, 2003. - 165 с.

3. Волошина Д.О. Изучение самоактуализации как внутреннего мотива приобретения профессиональных знаний у студентов в ходе обучения в вузе / Д.О. Волошина // Перспективы науки. - 2014. - № 6 (57). -С. 53-55.

4. Гунина Е.В. Психологические аспекты цифровизации высшего образования: сборник научных трудов / Е.В. Гунина // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов / Материалы VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. - Казань, 2020. - С. 186-190.

5. Елашкина Н.В. Формирование учебной компетенции в условиях дистанционного обучения студентов иноязычному общению: начальный этап языкового вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Елашкина. - Иркутск, 2006. - 199 с.

6. Зимняя И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И.А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 1. - С. 3-14.

7. Карасик А.А. Разработка модели и программного обеспечения информационно-образовательной среды для организации дистанционного обучения с использованием сети Интернет: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.18 / А.А. Карасик. - Екатеринбург, 2004. - 178 с.

8. Малинина И.А. Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов-менеджеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.А. Малинина. - Н. Новгород, 2005. - 172 с.

9. Неделько Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Г. Неделько. - Магнитогорск, 2007. - 23 с.

10. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.А. Пакулина. - Челябинск, 2004. - 182 с.

11. Шадчин И.В. К проблеме стимулирования мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в современных условиях / И.В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. - 2013. - № 2 (04). - С. 128-132.

References:

1. National project "Education" Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Minutes dated 03.09.2018 No. 10).

2. Bondareva S.G. Pedagogical conditions for the organization of distance learning in the process of training future teachers: based on the example of the course "History of foreign pedagogy": dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / S.G. Bondareva. - Barnaul, 2003. - 165 p.

3. Voloshin D.O. The study of self-actualization as an internal motive for the acquisition of professional knowledge from students during their studies at the university / D.O. Voloshin // Prospects for Science. - 2014.

- № 6 (57). - S. 53-55.

4. Gunina E.V. Psychological aspects of digitalization in higher education: collection of scientific papers / E.V. Gunina // Prospects and priorities of teacher education in the era of transformations, choice and challenges / Materials of the VI Virtual International Forum on teacher education.

- Kazan, 2020. - S. 186-190.

5. Elashkina N.V. Formation of educational competence in the conditions of distance learning of students in foreign language communication: the initial stage of a language university: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.02 / N.V. Elashkina. - Irkutsk, 2006. - 199 p.

6. Zimnyaya I.A. Educational activity as a specific type of activity / I.A. Winter // Innovative projects and programs in education. - 2014. - № 1. - P. 3-14.

7. Karasik A.A. Development of a model and software for an information and educational environment for organizing distance learning using the Internet: dis. ... cand. tech. sciences: 05.13.18 / A.A. Karasik. - Yekaterinburg,

2004. - 178 p.

8. Malinina I.A. Information and methodological support of distance learning for students- managers: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.02 / I.A. Malinin. - N. Novgorod,

2005. - 172 p.

9. Nedelko E.G. Formation of motivational readiness for professional mobility among university students: author. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / E.G. Nedelko. -Magnitogorsk, 2007. - 23 p.

10. Pakulina S.A. Adaptive abilities of pedagogical university students: structure, factors and means of development: dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / S.A. Pakulin. - Chelyabinsk, 2004. - 182 p.

11. Shadchin I.V. To the problem of stimulating students' motivation for research activities in modern conditions / I.V. Shadchin // Innovative development of vocational education. - 2013. - № 2 (04). - S. 128-132.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Александрова Галина Александровна (г. Чебоксары, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры машиноведения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: nochgpu@mail.ru

Васильева Лариса Геннадьевна (г. Чебоксары, Россия), кандидат философских наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: largen1109@gmail.com

Филиппова Ирина Владимировна (г. Чебоксары, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и основы медицинских знаний, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: filip_irina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.