ПСИХОЛОГИЯ
Педагогическая психология
УДК 159.9: 331.102.24
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ К КАРЬЕРНОМУ РОСТУ
Е.В. Гунина, Е.Н. Иглин
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения психологических условий формирования у обучающихся стремления к профессиональному (карьерному) росту. Только такой выпускник вуза может в современных условиях не только решать многопрофильные профессиональные задачи, принимать групповые решения, но и стремиться к самосовершенствованию и лидерству. Проведенный анализ литературных источников, посвященных вопросу профессионально роста, позволил авторам выделить мотивацию на успех как одно из психологических условий формирования профессиональной карьеры. В статье проводится анализ полученных результатов изучения мотивации успеха и мотивации неудачи у студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Раскрыта сущность влияния специфики учебной деятельности разных факультетов на формирование мотивации успеха. Выявлены причины формирования мотивации на неудачу. Показана важность активизации применения активных методов обучения (деловая игра, проектный метод, защита эссе и кейсов) на развитие мотивации к лидерству как одному из способов решения более эффективных задач. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.
Ключевые слова: профессиональная карьера; психологические условия; обучающиеся; мотивация на успех; мотивация на неудачу.
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION OF BACHELORS
IN THE COURSE OF STUDYING AT THE UNIVERSITY FOR CAREER GROWTH
E. Gunina, E. Iglin
Abstract. The relevance of the article is caused due to the need for studying the psychological conditions of the students' desire for professional (career) growth. Only such a graduate of the university can not only solve multidisciplinary professional problems, make group decisions in modern conditions, but also strive for self-improvement and leadership. The analysis of literary resources devoted to the issue of professional growth allowed the authors to highlight the motivation for success as one of the psychological conditions for the formation of a professional career. The article analyzes the results of the study of the motivation of success and the motivation of failure in students studying in different areas of training. The essence of the influence of the peculiarity of the educational activities of different faculties on the formation of the motivation for success has been revealed. The reasons for the formation of motivation for failure have been revealed. The importance of increasing the use of active teaching methods (business game, design method, essay protection and cases) to develop motivation for leadership as a way to solve problems more effeciently is shown. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, researchers.
Keywords: professional career; psychological conditions; students; motivation for success; motivation for failure.
Современный выпускник вуза для эффективного выполнения профессиональной деятельности должен не только владеть необходимыми компетенциями, определенными ФГОС ВО, но и уметь строить свою профессиональную карьеру. Термин карьера активно стал употребляться в России в 30 - 40 годах позапрошлого века. В психологическом словаре под карьерой понимается «успешное
продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной,
профессиональной) деятельности». Чаще в научной литературе используется термин «профессиональная карьера». Под ней понимается быстрое достижение успехов, известности в профессиональной или служебной деятельности. Профессиональная карьера взаимосвязана с профессиональным
становлением и профессиональным мастерством [1;2].
Вопросу изучения профессиональной карьеры и условиям её формирования, посвящены работы Агеева В.С., Гуревича К.М., Зеер Э.Ф., Ильиной Г.Н., Климова Е.А., Кудрявцева Т.В., Могилевкина Е.А., Пряжникова Н.С., Шевелевой А.М, Хаяровой Л.Р., Кузнецовым Г.В. и др. [5;7;8-10;12;14].
Гуревич К.М. [5] в созданной теории профессиональной пригодности под конструктом понимал совокупность индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей субъекта, которые обеспечивают эффективность выполнения трудовых действий и операций. Говоря о профессиональной пригодности, ведущую роль он отводит не свойствам нервной системы, а особенностям профессиональной мотивации и адекватности специальных знаний и умений в выбранной профессии. Предложенная классификация профессий и проведенный анализ профессиональной деятельности оператора позволили ему обратить внимание не столько на отбор персонала, как акцентировать внимание на развитие профессионально важных качеств и индивидуального стиля деятельности. Таким образом, одним из психологических условий формирования профессиональной пригодности он выделил уровень сформированности профессионально важных качеств личности.
Работы Климова Е.А., Марковой А.К., Митиной Л.Н, Пряжникова Н.С. посвящены изучению профессионального самоопределения. Данными исследователями профессиональное самоопределение рассматривается как процесс психического развития субъекта в процессе профессионализации и самореализации в профессиональной деятельности. Разделяет данную точку зрения Зыбина Л.Н., которая профессиональное самоопределение
рассматривает как часть целостной личности, как предпосылку её самореализации [6].
Кудрявцев Т.В. [8] одним из первых исследуя проблему профессионального становления личности на основании отношения личности к профессии, выделил следующие стадии профессионального становления: возникновение и формирование профессиональной карьеры; профессиональное обучение и подготовка к выбранной деятельности; вхождение и активное освоение деятельностью; реализация в профессиональном труде.
Могилевкин Е.А. [9] выявил взаимовлияние между эффективностью профессиональной
карьеры и такими личностными факторами, как самоэффективность, общая интернальность, эмоциональная стабильность и мотивация к карьере. Кроме вышеперечисленных личностных факторов, способствующих эффективному продвижению карьеры, он обозначил факторы, мешающие карьерному росту. Это неуверенность в свои силы, экстернальный локус контроля, низкая мотивация к профессиональной карьере, эмоциональная нестабильность, высокая степень психотизма. Шевелева А.М. [14] рассматривает идеал профессиональной картеры как многокомпонентное образование, состоящее из таких компонентов, как:
- когнитивно-предметный (цель и предметное содержание карьеры);
- поведенческий (средства и способы построения карьеры);
- эмоциональный (эмоциональная оценка содержания профессиональной карьеры). Она предложила классификацию идеалов карьеры, как:
- различных видов деятельности;
- последовательности должностей и рабочих мест в течение трудовой жизни;
- образа жизни;
- реализации призвания;
- обогащения опытом;
- профессионального пути, в процессе которого развивается человек;
- достижений и социального признания.
Изучая мотивационную структуру личности у
слушателей дополнительной профессиональной программы переподготовки, Гунина Е.В. и Андреева Е.А. выявили зависимость формирования таких показателей, как «творческая активность» и «общественная полезность» не только от длительности обучения, но и от практико-направленных учебных занятий. Ведущим психологическим условием они рассматривают активность студентов в самостоятельном приобретении
профессиональных компетенций [3;4].
Вопросы изучения психологических условий формирования компетенций обучающихся рассматриваются Андреевой Е.А., Гуниной Е.В., Столбовым П.В., Чеботаревой С.В. и др. [3;4;11;13].
Чеботарева С.В. [13] выделяет два вида психологических условий: внешние и внутренние. К внешним, процессуально-технологическим, относит компетентностную модель специалиста, применение методов активного обучения и систематический
мониторинг развития компетенций студентов на протяжении всего обучения.
Основными внутренними психологическими условиями являются эмоционально-волевые качества, стремление к самосовершенствованию в личностном и профессиональном плане. Стоблов П.В. [11] ведущим психологическим условием развития компетенций рассматривает взаимосвязь учебной и учебно-профессиональной
деятельности будущих специалистов.
Изучая мотивационную структуру личности у слушателей дополнительной профессиональной программы переподготовки Гунина Е.В. и Андреева Е.А. выявили зависимость формирования таких показателей, как «творческая активность» и «общественная полезность» не только от длительности обучения, но и от практико-направленных учебных занятий. Ведущим психологическим условием они рассматривают активность студентов в самостоятельном приобретении
профессиональных компетенций [3;4].
Под психологическими условиями активизации обучающихся к карьерному росту в данном исследовании были выделены следующие составляющие: мотивационно-потребностная, коммуникативно-деятельностная и
индивидуальная. Изучение мотивационно-потребностной составляющей проводилось посредством исследования мотивации успеха.
Изучение мотивации успеха проводилось со студентами факультета истории, управления и права (ФИУиП) и факультета художественного и музыкального образования (ФХиМО) в ФГБОУ ВО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Использовался опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (адаптация М.А. Сербиной). В исследовании приняло участие 60 студентов. Результаты представлены в таблице 1. Это проверенная методика диагностики позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи) мотивации.
Таблица 1. - Показатели мотивации к успеху и боязни неудачи у студентов
Мотивация ФХиМО ФИУиП
Абс. % Абс. %
Мотивация на неудачу 6 20 3 10
Мотивация на успех 3 10 6 20
Мотивация избегания неудачи 9 30 12 40
Мотивация стремления к успеху 12 40 9 30
Всего 30 100 30 100
Видно, что в двух группах испытуемых выявлены все виды мотивации. Доминирующим мотивом у студентов ФХиМО является мотив стремления к успеху (40%), тогда как у студентов ФИУиП - мотивация избегания неудачи (30%). Многие студенты ФХиМО закончили музыкальную школу, музыкальное училище, и выступая на конкурсах разного уровня, отчетных концертах, имеют опыт эмоционального состояния успеха. Потребность испытать данное состояние еще раз активизирует их к совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков. Студенты ФИУиП в два раза больше мотивированы на успех (20%), чем студенты ФХиМО (10%). Вероятно, это объясняется тем, что они плохо осведомлены о своей будущей профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (профиль «Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления») и 44.03.04
Профессиональное обучение (профиль «Правоведение и правоохранительная деятельность») не совсем ясно представляют основные направления выбранной трудовой деятельности. Данная группа студентов мотивирована на приобретение
профессиональных компетенций не только на учебных занятиях, но и активно включаются в научно-исследовательскую деятельность. Тем самым, желают получить больше информации о выбранной профессиональной деятельности, чем они владеют сейчас.
Таким образом, видно, что бакалавры, обучающиеся по педагогическому направлению подготовки 44.03.01, больше стремятся к успеху как эмоциональному состоянию,
подтверждающему высокий уровень владения профессиональными компетенциями. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью и 44.03.04 Профессиональное обучение, больше стремятся к успеху в овладении
профессиональных компетенций, направленных на работу в коллективе, профессиональной карьере, лидерству. Данные таблицы 1 иллюстрируются рисунком 1.
Студенты, мотивированные на успех, принимают активное участие в работе психологического клуба «Психология в практике». Полученные результаты,
самостоятельно проведенных исследований, сообщаются на конференциях разного уровня. Так, за последние два года члены психологического клуба принимали участие в
пяти международных научно-практических и двух всероссийских научно-практических конференциях. Опубликовано 3 статьи, индексируемых в издание РИНЦ.
Обучающиеся с преобладающей мотивацией на неудачу бояться порицания и отрицательной оценки со стороны преподавателя, бояться испытывать отрицательные эмоциональные состояния. Во избегание этого студенты проявляют пассивность в овладении знаниями, умениями и навыками укрупненных и общепрофессиональных компетенций.
Мотивация стремления к успеху
//////////////////////J
0
25
30
35
5 10 15 20 ИфИУиП ИФХиМО
Рисунок 1. - Распределение видов мотивации у студентов по факультетам, в %
40
45
У таких студентов часто поведение характеризуется тревожностью и защитой. Такой тип поведения проявляется в пропусках учебных занятий, неподготовкой к ним. Вызывают беспокойство студенты, мотивированные на неудачу и имеющие высокую самооценку. Ставя перед собой нереалистично завышенные цели, переоценивая свои возможности, у них нет потребности осваивать учебно-
профессиональную деятельность, т.е. быть высококвалифицированным профессионалом. Такие студенты требуют более пристального внимания и индивидуальной работы с ними.
Определенную помощь в формировании мотивации к карьерному росту у бакалавров окажет комплексная целенаправленная программа по организации и проведению
самостоятельной работы по изучаемым предметам; систематическое применение инновационных методов обучения; разработка системы поощрения развития потребности в самоорганизованности и самосовершенствовании.
На основании полученных результатов выявлена необходимость:
- активнее внедрять в учебных процесс инновационные методы обучения, что способствует формированию навыков укрупненных и профессиональных компетенций;
- мотивировать бакалавров к самостоятельному осуществлению научно-исследовательской деятельности, связанной с решением многопрофильных профессиональных задач в инновационных условиях.
Литература:
1. Бородин Е.М., Крупнова А.В. Профессиональное саморазвитие студентов / Е.М. Бородин, А.В. Крупнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1016-1020.
2. Голенкова Л.А., Черняева В.В. Специфика карьерных установок у студентов высших учебных заведений / Л.А. Голенкова, В.В. Черняева //
Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-4. - С. 1017-1021.
3. Гунина Е.В., Андреева Е.А. Изучение мотивационной структуры личности у слушателей, обучающихся по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки: сборник научных статей / Е.В. Гунина, Е.А. Андреева; отв. ред. С.А. Еланцева. - Ишим: Издательство ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) Тюм ГУ, 2019. - С. 33-35.
4. Гунина Е.В., Вишневская М.Н. Креативность как ведущее качество педагога-менеджера: сборник научных статей / Е.В. Гунина, М.Н. Вишневская // Современный менеджмент в образовании; отв. редакторы И.В. Кожанов, Е.А. Ильина. - 2017. - С. 9296.
5. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 272 с.
6. Зыбина Л.Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности: сборник / Л.Н. Зыбина // Актуальные проблемы психологии личности / Материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск: СибАК, 2011. - № 5.
7. Ильина Г.Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: дисс. ... канд. пед. наук / Г.Н. Ильина. - Волгоград, 1994. - 131 с.
8. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т.В. Кудрявцев. - М., 1985. - 108 с.
9. Могилевкин Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: дисс. ... канд. психол. наук / Е.А. Могилевкин. - Москва, 1998. - 146 с.
Сведения об авторах:
Гунина Елена Васильевна (г. Чебоксары, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и философии ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: elenagunin@ yandex.ru
Иглин Евгений Николаевич (г. Чебоксары, Россия), преподаватель кафедры информатики и информационно-коммуникационных технологий ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Gunina (Cheboksary, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and philosophy of the "Chuvash state pedagogical University. I. Yakovleva", e-mail: [email protected]
E. Iglin (Cheboksary, Russia), lecturer of the Department of Informatics and information and communication technologies of the "Chuvash state pedagogical University. I. Yakovleva", e-mail: [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2019.136.5.008
Статья поступила в редакцию 02.11.2019 19.00.07 - Педагогическая психология
10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
11. Столбов П.В. Психологические условия формирования профильных профессиональных компетенций у студентов вуза: на примере строительных специальностей: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / П.В. Столбов. - Нижний Новгород, 2011.
- 24 с.
12. Хаярова Л.Р., Кузнецов Г.В. Развитие представлений о профессиональной карьере у студентов вуза / Л.Р. Хаярова, Г.В. Кузнецов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - С. 375-377.
13. Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «психология»: дисс. ... канд. психол. наук / С.В. Чеботарева. - Нижний Новгород, 2009. - 242 с.
14. Шевелева А.М. Идеалы профессиональной карьеры у обучающихся психологии: дисс. ... канд. психол. наук / А.М Шевелева. - Ростов-на-Дону, 2000.
- 214 с.