Научная статья на тему 'Предпочтения и ожидания студенческой молодежи, обучающейся по направлению «Государственное и муниципальное управление», при определении будущей карьерной стратегии'

Предпочтения и ожидания студенческой молодежи, обучающейся по направлению «Государственное и муниципальное управление», при определении будущей карьерной стратегии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
560
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ТИПОЛОГИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ЭССЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" / STUDENT CAREER GUIDANCE / TYPES OF CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MOTIVATION / CONTENT ANALYSIS / ESSAY / STUDENTS MAJORING IN PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубева Татьяна Сергеевна

Статья посвящена вопросу определения карьерных ориентаций студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», что является важным в последующем управлении карьерным развитием студенческой молодежи. Отмечено, что на пути выбора специализации обучения индивид в первую очередь опирается на удовлетворение внутренних мотивов. Начальным этапом при формировании разного рода предпочтений является процесс мотивации. В процессе изучения данного направления выявляются некие ориентиры, позволяющие в будущем корректировать карьерные установки студентов и выделить индивидуальную карьерную стратегию в соответствии с существующими личностными предпосылками. Данные эссе студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», представленные в настоящей статье, обладают высокой значимостью и позволяют разобраться в начальных предпосылках, которые выступают движущей силой при формировании карьерных стратегий студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Голубева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preferences and expectations of students majoring in Public Administration while determining the future career strategies

The paper deals with defining career guidance of students majoring in Public Administration that is an important component in further career development management. The study notes that choosing the area of study, an individual relies on extrinsic motives. The first stage of various preferences development is the process of motivation. There are reference points that allow one to adjust career settings in future and find an individual career strategy in accordance with personal backgrounds. The study presents the critical essays of the students majoring in Public Administration. They are very important and make it possible to understand the initial prerequisites that are the driving forces for the development of student career strategies.

Текст научной работы на тему «Предпочтения и ожидания студенческой молодежи, обучающейся по направлению «Государственное и муниципальное управление», при определении будущей карьерной стратегии»

УДК 316.477

https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.7

Голубева Татьяна Сергеевна

Golubeva Tatiana Sergeevna

старший преподаватель Вологодского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ», ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

Senior Lecturer, Vologda branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE PREFERENCES AND EXPECTATIONS OF STUDENTS MAJORING IN PUBLIC ADMINISTRATION WHILE DETERMINING THE FUTURE CAREER STRATEGIES

Аннотация:

Статья посвящена вопросу определения карьерных ориентаций студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», что является важным в последующем управлении карьерным развитием студенческой молодежи. Отмечено, что на пути выбора специализации обучения индивид в первую очередь опирается на удовлетворение внутренних мотивов. Начальным этапом при формировании разного рода предпочтений является процесс мотивации. В процессе изучения данного направления выявляются некие ориентиры, позволяющие в будущем корректировать карьерные установки студентов и выделить индивидуальную карьерную стратегию в соответствии с существующими личностными предпосылками. Данные эссе студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», представленные в настоящей статье, обладают высокой значимостью и позволяют разобраться в начальных предпосылках, которые выступают движущей силой при формировании карьерных стратегий студенческой молодежи.

Summary:

The paper deals with defining career guidance of students majoring in Public Administration that is an important component in further career development management. The study notes that choosing the area of study, an individual relies on extrinsic motives. The first stage of various preferences development is the process of motivation. There are reference points that allow one to adjust career settings in future and find an individual career strategy in accordance with personal backgrounds. The study presents the critical essays of the students majoring in Public Administration. They are very important and make it possible to understand the initial prerequisites that are the driving forces for the development of student career strategies.

Ключевые слова:

карьерные ориентации студентов, типология карьерных ориентаций, профессиональное развитие, мотивация, контент-анализ, эссе, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Keywords:

student career guidance, types of career guidance, professional development, motivation, content analysis, essay, students majoring in Public Administration.

Начиная говорить об определении будущей карьерной стратегии представителей студенческой молодежи, прежде всего необходимо очертить круг проблем, с которыми они сталкиваются. На первом этапе остро стоит проблема выбора высшего учебного заведения и специализации обучения. Далее, в процессе самого обучения и становления в этот период специалистом определенной направленности, происходит осознание сделанного выбора, и не всегда эти ощущения совпадают с первоначальными представлениями о выбранной специальности и процессе обучения в целом.

В период глобальных изменений во всех сферах жизнедеятельности молодое поколение подвергается воздействию информационных потоков, которые зачастую формируют их картину мира. Личностный отбор информации, кажущейся им наиболее достоверной и интересной, не всегда соответствует окружающей действительности.

С течением времени меняются престижность специальностей и их востребованность на рынке труда. Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то можно с уверенностью говорить о том, что те специальности, которые были востребованными и престижными в 2000-х гг., в настоящее время претерпевают кризис востребованности и находятся в переизбытке. Также необходимо обращать внимание и на то, что с течением времени некоторые направления специализации просто исчезнут за ненадобностью и на смену им придут новые, адаптированные к современным реалиям.

Каждый выпускник, походя к выбору специализации обучения, в первую очередь опирается на удовлетворение внутренних мотивов. Это желание быть оцененным, потребность в независимости и любви. Важным фактором при выборе будущей профессии становится желание превзойти своих сверстников и получать внутреннее удовлетворение от выполняемой работы [1].

Основной составляющей процесса управления является мотивация. Для эффективного управления необходимо определить, что именно мотивирует субъекта управления к тем или иным действиям. Поэтому, рассматривая процесс управления карьерным развитием студенческой молодежи, в первую очередь важно установить, что именно мотивирует студентов в выборе данного направления обучения, дальнейшего обучения на нем и получения соответствующей специализации.

Говоря о процессе мотивации, нельзя оставить без внимания ряд широко распространенных концепций потребностей, которые определяют мотивацию человека к какой-либо деятельности. Теория потребностей Д. Макклелланда дает понимание о существовании так называемых «вторичных потребностей», которые становятся актуальными только в случае достижения определенной материальной обеспеченности. По мнению Д. Макклелланда, каждому индивиду предоставляется возможность реализовать основные потребности высшего уровня, такие как потребность во власти, успехе и принадлежности. В результате возникает дополнительная потребность, а именно потребность избегать неприятностей [2].

Существуют также процессуальные теории мотивации, в основе которых лежит концепция И. Павлова, которая свидетельствует о том, что любое поведение человека является результатом воздействия стимула. Т. е. на поведение человека непосредственное влияние оказывает перестроение либо изменение среды, в которой он находится.

Нельзя оставить без внимания и теорию ожидания В. Врума [3], в соответствии с которой мотивацию рассматривают как функцию определенных видов ожиданий результата работы, вознаграждения от полученного результата, ценности вознаграждения, и теорию справедливости С. Адамса, которая основывается на том, что человек достаточно субъективно оценивает результаты своего труда и полученное вознаграждение, сравнивая их при этом с результатами и вознаграждением, полученными другими людьми [4].

Рассматривая предпочтения студенческой молодежи, необходимо определить, каким образом они формируются и в чем выражаются. В первую очередь это та картина внутреннего мира, которая, по их мнению, является идеальным будущим и отражает сущность их жизненного пути. Предпосылками к этому можно назвать и процесс мотивации, который представляет собой начальный этап при формировании предпочтений как будущего существования в целом, так и карьерных стратегий в частности. Как следствие, мы сможем получить некий перечень именно ожиданий студенческой молодежи в их карьерном развитии. Вырисовывается некая цепочка: «мотив => предпочтение => ожидание».

При изучении вопроса карьерных ориентаций чаще основной акцент делается на якорную теорию Э. Шейна. Л.Г. Почебут и В.А. Чикер перевели и адаптировали данную методику в тест «Якоря карьеры», и именно она в настоящее время наиболее широко применяется на практике. По мнению Э. Шейна, карьера представляет собой процесс раскрытия потенциала своей личности, а так называемые «карьерные якоря» отражают представления человека о себе, его мотивы, навыки и ключевые ценности, которые впоследствии и определяют выбор карьеры.

А.С. Новгородов и Е.А. Могилевкин модифицировали методику в «Якоря карьеры студентов». Предложенная методика позволяет определить будущую карьерную установку, но не дает актуального представления о карьерном самоопределении студента в высшем учебном заведении [5].

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер в 2000-х гг. провели исследование карьерных ориентаций в России [6]. Карьерные ориентации определяются как представления о способностях, ценностных ориен-тациях, потребностях и мотивах индивида, которые относятся к сфере профессионального роста [7].

По данным проведенного исследования, основные карьерные ориентации различных групп учащихся в России выглядят следующим образом:

- школьники - интеграция стилей жизни, автономия и служение;

- обучающиеся колледжей - интеграция стилей жизни, стабильность и автономия;

- студенты высших учебных заведений - служение, интеграция стилей жизни и автономия [8].

Социологи в разные периоды обращались к проблемам государственного и муниципального управления. Проводятся исследования в области развития карьеры государственных служащих, определяются основные критерии, побуждающие делать выбор в пользу государственной службы. Неоднократно обсуждались вопросы установления уровня необходимой квалификации государственных служащих.

По результатам социологических исследований, проведенных Российской академией наук, 51 % респондентов воспринимают государственных служащих как «препятствие для прогрессивного развития страны» и только 18 % считают, что деятельность государственных служащих «способствует развитию России» [9].

Для выявления основных факторов, побуждающих современное поколение молодежи выбирать специализацию «Государственное муниципальное управление», студентам, обучающимся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, было предложено написать эссе на тему «Мотивация моей учебной деятельности». Контент-анализ 116 эссе студентов позволил сформировать перечень основных критериев, отражающих представления о будущей профессии и ожидания дальнейшего развития собственной карьеры, а также психологические мотивы, побудившие сделать данный выбор.

Данные проанализированных эссе могут быть распределены по группам, выделенным в соответствии с типологией карьерных ориентаций Э. Шейна [10]. Каждая карьерная ориентация иллюстрируется выдержками из проанализированных эссе студентов.

1. Профессиональная компетентность. Основной характеристикой этой ориентации является наличие у индивида способностей в определенной сфере деятельности. Имеющие такую ориентацию стремятся быть мастерами своего дела, они получают максимальное удовлетворение от выполняемой работы и, наоборот, быстро теряют интерес к работе, если она не доставляет им удовольствие. Они могут управлять другими людьми, но процесс управления не приносит им удовлетворения.

«Стать грамотным государственным служащим, работа которого действительно приносила бы пользу обществу и государству, хорошо разбираться в российском законодательстве, научиться принимать важные взвешенные решения».

«Стать достойным, добропорядочным, грамотным государственным управленцем».

«Идеальный чиновник должен быть высокопрофессионален, рационален, работать исключительно в интересах общества и страны в целом».

«Поступление на государственную службу у себя на родине».

«В настоящее время в России существует устоявшийся образ равнодушного ко всему происходящему чиновника с надменным взглядом, каменным лицом и огромным самодовольством. На собственном примере хочу показать, что управляющий в государственном секторе - это человек грамотный, образованный, думающий, интеллигентный, любящий свое Отечество и великий многонациональный народ».

«Связать свою жизнь с государственной службой и быть профессионалом своего дела».

«Специальность государственного управленца - мой осознанный выбор. Перед человеком, избравшим данный профессиональный путь, стоит много важных задач, на таких людях лежит большая ответственность перед обществом».

«Меня увлекают сферы, которые так или иначе связаны с государством и политикой. Если соединить эти причины, то получится, что государственная служба - идеальная для меня работа».

Количество студентов, продемонстрировавших данную ориентацию, преобладает и составляет 28 % от общего числа.

2. Менеджмент. Личность ориентирована на принятие ответственности за конечный результат деятельности сотрудников, полученный под его руководством. В этом случае необходимо иметь навыки группового общения, межличностного взаимодействия и быть эмоционально уравновешенным. Индивид с такой ориентацией будет стремиться развивать свою карьеру до тех пор, пока не достигнет желаемых высот, а именно управлять различными сферами деятельности организации: финансы, маркетинг, продажи, разработки, производство продукции. Эта ориентация начинает проявляться сильнее с увеличением приобретаемого опыта и возраста.

«Вижу себя будущим чиновником».

«Возможность реализовать свои лидерские задатки».

«Достижение успеха в политической сфере, где хотел бы оказать большое влияние на эффективное развитие своей республики».

«Получение навыков работы в команде, в коллективе, а также незаменимые знания теории и практики».

«Научиться правильно общаться».

«Знакомство со множеством новых интересных людей».

«Расширяя свой круг общения, мы расширяем свой кругозор».

Желание занимать руководящие должности и управлять своей карьерой в определенном направлении высказали 26 % испытуемых.

3. Автономия. Индивид с такой ориентацией стремится выполнять все самостоятельно: принимать решения, когда, над чем и сколько надо работать. Он может отвергать существующие правила, предписания, ограничения. Естественно, автономия важна для каждого человека, но в случае, когда данная ориентация становится ярко выраженной, индивид может отказаться от продвижения по карьерной лестнице с целью сохранения своей независимости.

«Получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов».

«Я стараюсь предусмотреть, какие конкретные знания и навыки могут стать ключевыми для моих будущих успехов и планов».

Т. е., участвуя в образовательном процессе, данная группа студентов (4 %) старается самостоятельно принимать решения о пользе получаемой информации и, возможно, пытается корректировать объем поступающих знаний.

4. Стабильность. Данная карьерная ориентация обусловлена стремлением индивида к безопасности, стабильности, предсказуемости развития различных жизненных ситуаций. Существует два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. В первом случае индивид, ставя на первое место наличие работы, готов к любым переменам в своей жизни, лишь бы только сохранить работу. Во втором случае очень сильна привязка к месту проживания и любая смена работы для индивида становится возможной только при сохранении места жительства. Личности, ориентированные на данную категорию, являются хорошими работниками, нередко достигающими определенных высот, но они могут отказаться от выгодного предложения, если это связано с определенными рисками в будущем.

«Желание продвигаться по карьерной лестнице, жить хорошо, быть успешной».

«Устройство на хорошую работу, ежемесячная заработная плата и, конечно, хорошее положение в обществе».

«Претендовать на престижную работу в серьезных организациях, иметь хорошие перспективы для дальнейшего профессионального и карьерного роста».

«Работа в государственном аппарате дает возможность иметь престижную работу. Это широкое поле для творческой деятельности».

«Профессия государственного управленца всегда считалась стабильной и престижной и дает возможность карьерного роста».

Изначально выбор обучения у студентов (19 %) по данной специализации основывался на каких-то характеристиках стабильности профессии государственного служащего и, как следствие, своем стабильном положении в обществе.

5. Служение. Основной в этой ориентации является необходимость индивида чувствовать, что он приносит определенную пользу. К этому относятся ориентации: желание сделать мир лучше, работа с людьми, служение человечеству. Индивид может отказаться от работы в организации, которая относится враждебно к его жизненным ориентирам.

«Внести частичку себя, сделать что-то полезное для своей страны».

«Смогу помочь людям, которые ко мне обратятся».

«Всегда интересовали, волновали вопросы, касающиеся благополучия нашего общества».

«Помогать людям и делать их хоть немного счастливее».

«Хочу помогать людям. Приносить пользу».

«Стать полезным человеком для общества».

«Желаю служить великому государству с великой историей и великим народом».

«Быть достойным гражданином нашей страны, хочу обеспечить достойное будущее следующему поколению, ведь наш народ заслуживает лучшей жизни».

«Приносить пользу не только обществу, но и всей стране, исходя из сущности моей будущей профессии».

«Служение Родине и отчизне является благородным и доблестным занятием».

Студенты с данной карьерной ориентацией также занимают лидирующие позиции и составляют 27 %.

6. Вызов. Для индивида, обладающего данной ориентацией, необходимо обязательное наличие конкретности, борьбы, препятствий, которые необходимо преодолевать, задач, представляющих трудность при их решении. Для них важны постоянная новизна, разнообразие, вызов. В противном случае, когда все происходит гладко, им становится скучно.

«Смогу выделиться среди прочих представителей моей профессии. Чем смогу запомниться и насколько я буду востребована».

«Заслужить авторитет, занять определенную позицию в обществе, быть полезной этому обществу».

«Получение новых знаний для формирования и становления себя как личности. Достичь достаточно высокого статуса и занять достойное место в обществе».

Основным мотивом для данной группы студентов (24 %) является желание доказать себе и окружающим, что они способны на многое и готовы добиваться поставленных целей, несмотря ни на что.

7. Интеграция стилей жизни. В этом случае индивид стремится к достижению полного баланса: в работе, личной жизни, саморазвитии. Его не устраивает преобладание той или иной составляющей жизни.

«Получение высшего образования. Сегодня высшее образование - это "галочка", помогающая преодолеть один из множества фильтров при устройстве на работу».

«Образ успешного и богатого человека со стабильным доходом, большим домом и дорогим автомобилем является одной из самых актуальных целей».

«Хорошая работа, достойная зарплата, устроенная жизнь и достаток».

«Получить работу, чтобы и дальше обеспечить себе небедное существование».

Эта часть участников анализа (27 %) в представлении своего успешного будущего соединяет несколько составляющих: достойная карьера, хорошая заработная плата, возможность обеспечить будущее своих детей.

8. Предпринимательство. Индивид с такой ориентацией не желает работать на других, он стремится построить собственный бизнес, достичь финансового благополучия. Для него важно построить свое дело так, чтобы это стало продолжением его самого. Эта категория индивидов будет упорно продолжать начатое дело, даже если на начальном этапе их будут преследовать неудачи.

«Хочу участвовать в бизнесе своего отца».

«Не хочу работать на дядю. У меня будет свой бизнес, и я буду сама себе начальником».

Наличие данной карьерной ориентации у обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» говорит о том, что эти студенты, возможно, получают образование ради самого образования. Данная категория малочисленна и составляет 2,3 %.

Стоит отметить, что в процессе анализа были выявлены и другие направления карьерных ориентаций, которые не подходят под типологию Э. Шейна.

Так, 26 % респондентов основным критерием выбора направления обучения указали желание получить высшее образование, заниматься самообразованием и, как следствие, достичь определенного уровня саморазвития.

«Получение в конце учебной деятельности диплома».

«Стремлюсь к совершенствованию, повышать свои познания, добиваться поставленных задач».

«Получить высшее образование, так как без него сейчас никуда».

«Получить диплом высшего образования в престижной академии. Это поможет устроиться на высокооплачиваемую работу».

«Возможность саморазвития, самореализации, получения диплома с оценками, которые я хочу, поскольку это основное условие получения в будущем благ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Получение хорошего образования».

«Стать по-настоящему образованным человеком».

«Самое главное - саморазвитие».

«Интерес к информации».

«Знания, саморазвитие, профессионализм».

«Знать больше и быть эрудированной девушкой».

«Получение новых знаний и навыков, это развивает меня как личность».

«У престижного человека должно быть образование. Наличие высшего образования увеличивает шансы для достижения поставленной цели».

«Самое главное - это получение высшего образования, базовых знаний».

«Я поступил в академию получать высшее образование».

«Ценностью становятся не знание, образование, а документ».

«Получение высшего образования - это и семейная традиция, и обязательный этап деятельности, следующий после школьного, и престиж».

«Высшее образование - первый шаг к благополучию, а также начало серьезной научной деятельности».

«С самого детства родители мне говорили, что я должна получить высшее образование».

20 % респондентов обосновывают свое поступление и дальнейшее обучение по направлению «Государственное и муниципальное управление» желанием не разочаровать родителей и оправдать их надежды:

«Мои родители окончили один из самых лучших университетов страны, и я не могу их подвести».

«Я готова все больше и больше познавать, знать, уметь, чтобы вызывать положительные эмоции у своих родителей».

«Стать гордостью своих родителей».

«Доказать родителям, что я смогу добиться своих целей и что они не зря оплачивали мне институт».

«Оправдать надежды родителей и добиться поставленных целей».

«Выбиться в люди и стать предметом гордости родителей».

«Вера родителей в мои способности не дает мне права их подвести».

«Мои родители много вкладывают в меня - как деньги, так и нервы».

Не последнюю роль в выборе направления обучения играют социальные гарантии для государственных служащих, которые прописаны в законодательных актах федерального уровня и отдельных субъектов Российской Федерации: «Существует множество льгот на государственной службе, например подъемные выплаты для молодых специалистов, льготные условия на приобретение земельных участков молодым семьям, частичная оплата отдыха, а именно оплачивает про-

езд до санатория и обратно»; «возможность получения служебного жилья». Данной ориентации придерживаются 3,4 % испытуемых. Бесспорно, это существенная поддержка со стороны работодателя, но, к сожалению, в современных условиях экономики страны чаще всего данные гарантии для государственных служащих упрощены или их выполнение отложено на неопределенный период.

Тенденция выбора профессии государственного служащего по примеру своих родителей или других близких родственников тоже имеет место, и часть респондентов (4 %) рассчитывают на некую протекцию и поддержку со стороны родных и близких при первичном трудоустройстве и дальнейшем продвижении по службе.

«Долг перед родителями. Я должна получать образование, чтобы, как и мать, работать в сфере государственной службы».

В некоторых случаях (3 %) прозвучала тема коррумпированности государственной службы. Студенты черпают данную информацию из открытых источников и, несмотря на то что сами в скором будущем станут государственными служащими, приводят не совсем корректные высказывания по этому поводу.

«На мой взгляд, пора уже прекратить постоянное хищение средств бюджета Российской Федерации и ее субъектов».

«Развитие нашей страны тормозит такое явление, как коррупция». По мнению автора, в первую очередь студенты, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», должны идти в эту сферу не с целью борьбы с коррупцией, а с целью стать профессионалами своего дела.

Несмотря на то что большая часть студентов, отвечая на вопрос о выборе будущей специальности, говорят, что хотели бы стать хорошими государственными служащими, приносить пользу общества, чаще всего их представление о будущей работе ассоциируется с высокой заработной платой и престижной должностью. Желание доказать окружающим свою состоятельность также играет не последнюю роль в выборе данной специальности.

Все опрошенные употребляют общие фразы, и только единицы расставляют более точные акценты, но опять же не придавая серьезности своим высказываниям. Никто не говорит о том, что государственная и муниципальная служба имеет различные направления деятельности: управление в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т. д. Следовательно, опрошенные имеют очень абстрактное представление о будущей профессии и месте работы. Некоторые из них, пройдя этапы так называемой производственной практики, разочаровываются в выбранной профессии и категорично заявляют о нежелании работать в структурах государственной и муниципальной службы.

Проведенный анализ позволяет выделить ключевые мотивы, которые влияют на формирование карьерных предпочтений студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление»:

- желание стать профессионалом своего дела и при этом приносить пользу людям своей профессиональной деятельностью;

- желание состояться на своем будущем рабочем месте и занять руководящие посты в структурах власти;

- стабильность будущей трудовой деятельности и наличие социальных гарантий;

- заработать определенный авторитет в обществе, быть уважаемым человеком;

- получение высшего образования как гаранта успешного будущего (независимо от специализации);

- удовлетворить желания и амбиции своих родителей и не разочаровать их.

Данные, полученные в результате проведенного анализа, дают нам возможность последующего изучения карьерных предпочтений студентов и корректировки данных ориентаций в процессе их дальнейшего обучения для того, чтобы впоследствии столкновение с действительностью не привело их в состояние шока и не сбило с уже выбранного направления карьерного развития.

Ссылки:

1. Психология подростка. Полное руководство : учебник / под ред. А.А. Реана. СПб., 2003. 480 с.

2. Баженова Е.В. Мотивация и стимулирование: на пути к успеху фирмы. М., 2009. 192 с.

3. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика. М., 2009. 234 с.

4. Там же.

5. Цит. по: Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. 11Р1_: https://www.science-education.rU/pdf/2014/2/223.pdf (дата обращения: 27.10.2017).

6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология : учеб. пособие. СПб., 2000. 298 с.

7. Полянская Е.Н. Указ. соч.

8. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Указ. соч.

9. Василенко Л.А., Василенко В.И. Социальные инновации в контексте управления будущим : монография. Махачкала, 2013. 344 с.

10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.