УДК 159
КАРЬЕРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ: ПАРАДОКСЫ, РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ
© 2016
Кочнева Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Н. Новгород (Россия) Костылева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных
дисциплин, Институт пищевых технологий и дизайна Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Н. Новгород (Россия) Арсакова Юлия Евгеньевна, ведущий специалист отдела развития, подготовки и обучения персонала АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», Н. Новгород (Россия) Ильина Елена Вячеславовна, студентка 6 курса, факультет психологии и педагогики Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Н. Новгород (Россия) Аннотация. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен интересен для научного изучения по многим причинам, назовем некоторые из них: а) проблема карьеры находится на стыке многих научных направлений и к ней обращено внимание ученых: социологов, политологов, психологов, представителей экономики труда и управления; б) в научной литературе выделено несколько подходов к изучению карьеры, в частности, социологический подход, экономический подход, социально-психологический подход, что обусловливает вариативность в объекте и предмете исследования карьеры; в) предмет психологических исследований лежит в рамках различных отраслей психологии: социальной психологии, дифференциальной психологии, гендерной психологии; г) в большинстве современных организаций по-прежнему отсутствует система управления карьерой работников. В статье представлен теоретический анализ исследований, в которых карьера изучалась эксплицитно или имплицитно; обозначены некоторые парадоксы и риски карьерных ориентаций сотрудников, проанализировано влияние индивидуальных показателей жизнестойкости на карьерные устремления работников сферы услуг.
Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, жизнестойкость, проектирование профессионального будущего, профессиональная «Я-концепция», «Якоря карьеры», мотивационная готовность к профессиональному развитию, социально-трудовая мобильность.
CAREER AS A SUBJECT OF RESEARCH IN PSYCHOLOGY: THE PARADOX, RISKS AND OPPORTUNITIES
© 2016
Kochneva Elena Mikhaylovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair
«Social and organizational psychology» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named Kozma Minin, Nizhny Novgorod (Russia) Kostyleva Elena Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Humanities sciences», Institute of Food Technology and Design Branch of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Nizhny Novgorod (Russia) Arsakova Julia Evgenyevna, the leading expert of the Department of Development, personnel training JSC «Nizhny Novgorod factory of the 70th anniversary of the Victory», Nizhny Novgorod (Russia)
Ilina Elena Vyacheslavovna, a student of 6 course, faculty of psychology and pedagogy, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named Kozma Minin, Nizhny Novgorod (Russia) Abstract. Professional career as a socio-psychological phenomenon is interesting for scientific study for many reasons, some of them will be called: a) the problem of career is at the crossroads of many scientific fields, and it brought to the attention of scientists: sociologists, political scientists, psychologists, representatives of labor economics and management; b) in the scientific literature identified several approaches to the study of careers, in particular, the sociological approach, the economic approach, the socio-psychological approach, which causes variation in the object and subject of research careers; c) the subject of psychological the Exploration lies within the various branches of psychology: social psychology, differential psychology, gender psychology; g) in the majority of organizations today is still no system of career management employees. The article presents a theoretical analysis of the studies that have investigated the quarry either explicitly or implicitly; highlights some of the paradoxes and risks of career orientations of employees, analyzed the impact of individual indicators of resilience to career aspirations service workers.
Keywords: career, career orientation, vitality, design professional future, professional «self-concept», «career anchors», motivational readiness to professional-development, social and labor mobility.
Понятие «карьера» (ит. carriera - бег, жизненный путь, поприще) в словаре имеет несколько толкований: а) продвижение в какой-либо сфере деятельности; б) достижение известности, славы, выгоды; в) обозначение рода занятий, профессии, например, карьера психолога [1, с. 269].
«В русском языке слово карьера, известно с первой половины XIX века (Кирилов, 1875 г.)» [2, с. 384]. В советские времена чаще всего данное понятие имело негативную окраску, что подтверждается определениями понятий «карьеризм» и «карьерист», которые были представлены в толковых словарях Д.Н. Ушакова и Т.Ф. Ефремовой [3; 4].
Начало систематического изучения профессиональной карьеры как феномена было обусловлено: а) пере-
ходом России к рыночной экономике; б) появлением новых профессий и, в связи с этим, необходимостью освоения нового профессионального опыта; в) модернизацией системы высшего профессионального образования, в основу которой был положен компетентностный подход; г) изменением ценностно-смысловых ориента-ций в обществе и т.д.
Анализ тематики диссертационных исследований за период 1998-2014 гг. [5] позволил охарактеризовать современное состояние изучения рассматриваемой проблемы в отечественной психологии. Карьера как предмет исследований встречается во всех психологических специальностях (19.00.05 - 20%; 19.00.13 - 20%; 19.00.01 - 18%; 19.00.07- 13%; 19.00.03 - 10%; 19.00.06 - 6%; 19.00.04 - 1%). За указанный период было пред-
ставлено к защите около 80 работ, в которых понятие «карьера» изучалось эксплицитно или имплицитно, среди них 18% - диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, 82% - диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, в 34% диссертационных работ термин «карьера» встречается в названии работы.
В научной литературе выделено несколько подходов к изучению карьеры, в частности:
а) экономический, социологический и социально-психологический подходы, в рамках которых изучаются служебное продвижение работников в сфере производства, социально-профессиональная мобильность работников, влияние индивидуально-психологических факторов на профессиональную успешность (А.Я. Кибанов, Л.Г. Почебут, П.С. Сорокин, В.А. Чикер и др.);
б) типологический и поведенческий подходы, в рамках которых изучается поведение и требования к работникам в профессиональном пространстве (Д. Сьюпер, Дж. Холланд и др.);
в) процессный, статусный и ценностный подходы, в рамках которых рассмотрены особенности профессионализма и профессиональной культуры в системе государственного управления (В.К. Белолипецкитй, В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, А.И. Турчинов);
г) диспозиционный подход в основе которого лежит прогнозирование социального поведения личности (В.А. Ядов);
д) акмеологический подход, который позволил изучать деятельность как карьеру (И.П. Лотова, А.П. Пашкова, М.А. Плотников, С.А. Ситдикова, Н.А. Тигунцева и др.);
е) системный подход, который позволил разработать систему управления развитием карьеры работников (Е.П. Аксенова, С.П. Джанерьян, Н.И. Никольская и др.).
К настоящему времени известны работы, в которых карьера изучалась на разных этапах профессионального становления работников, например, исследовались:
а) характеристики и факторы выбора карьеры в связи с этапами профессионального становления субъекта, а также управление карьерой на разных ее стадиях (Л.А. Зайцева, Ф.С. Исмагилова);
б) карьерную готовность студентов (И.Г. Прокопенко, А.С. Мировано-Тихомирова); карьерные ориентации в структуре Я-концепции и контексте изучения особенностей профессиональной мотивации студентов и молодых специалистов (А.Ф. Джумагулова, А.А. Жданович, А.К. Канаматова, Р.Н. Юндин); сопровождение студентов на этапе планирования карьеры (Ж.Р. Дмитриева, В.В. Жидкова, А.П. Пашкова); психологические факторы, влияющие на карьеру будущих специалистов и возникновение карьерного кризиса (Е.В. Содон, Е.В. Снегова);
в) карьеру в контексте анализа психологического содержания кризиса середины жизни (Т.Ф. Куликова);
г) профессиональное самоопределение и карьеру в условиях безработицы и индустриальные и постиндустриальные теории развития карьеры в контексте изучения психологии профессионального кризиса у безработных (М.А. Бендюков, А.Н. Кошелева).
Проблема построения карьеры, ее гендерные особенности изучались у представителей разных профессиональных сообществ, например: у юристов, следователей и судебных приставов (И.А. Боброва, Н.А. Тигунцева); у служащих страховых компаний (Т.Д. Шерет); у государственных служащих (Д.Б. Волович, О.Е. Илгунова, И.П. Лотова, Е.А. Могилевкин, И.А. Панкратова, О.В. Фаллер); у руководителей (Л.М. Вилкова, Т.Г. Гнедина, А.А. Мигель, А.О. Мокрицкая); у предпринимателей (Ю.Э. Клейманова, А.В. Колодина, С.В. Рудакова, ); у представителей технономических профессий (И.В. Афанасенко); у спортсменов (Н.Л. Ильина, С.И. Константинова, Н.Б. Стамбулова, А.Д. Черемных, ); у торговых работников (И.Г. Юркова); у психологов
(А.М. Шевелева) и т.д.
Таким образом, карьера как предмет психологических исследований имеет достаточно широкий спектр интересных результатов для внедрения в практику. В научный обиход введены новые понятия, которые позволили описать:
а) карьерную направленность как феномен (Д.В. Жуина, В.А. Чикер, Э. Шейн и др.);
б) базовые «карьерные-идеи» у «карьерно-успешных женщин» (Н.Б. Стамбулова);
в) психологические факторы возникновения карьерного кризиса (комплекс психологических особенностей и комплекс объективных обстоятельств) (Е.В. Снегова);
г) социально-психологические факторы карьерной направленности (статус/власть, творчество/обучение, финансовое благополучие) (А.О. Мокрицкая);
д) структурные составляющие представлений о профессиональной карьере (представления о профессии, о себе как профессионале, о своем профессиональном будущем и карьерные ориентации) (Н.Л. Кирт) и многое другое.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления различий показателей, характеризующих карьерные ориентации и особенности жизнестойкости, и определения их взаимосвязи у работающих в сфере услуг мужчин и женщин. Общий объем выборки составил 280 человек, из них 130 человек - это сотрудники организаций, занимающих руководящие должности с диапазоном управления от 10 до 26 человек. В соответствии с задачами исследования общая выборка была дифференцирована в зависимости от пола и занимаемой должности.
Для изучения карьерных ориентаций была использована методика «Якоря карьеры» (Э. Шейна), адаптированная Л.Г. Почебут и В.А. Чикер [6], а для исследования особенностей жизнестойкости использовался «Тест жизнестойкости» - методика С. Мадди, адаптированная Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [7].
Анализ полученных результатов по методике «Якоря карьеры» позволил констатировать, что:
практически отсутствуют различия показателей, характеризующих выраженность карьерных ориентаций у мужчин и женщин руководителей, так и у мужчин-руководителей, и у женщин-руководителей наиболее выражены показатели по шкалам «Менеджмент» (8,0 / 6,5), «Служение» (7,5 / 7,5).
Однако, если мужчины-руководители в большей степени ориентированы на создание чего-то нового, готовы рисковать и преодолевать препятствия («Предпринимательство» - 7,25), то женщины-руководители в большей степени ориентированы на интеграцию разных сторон жизни (семья, карьера, саморазвитие) («Интеграция стилей жизни» - 6,5). Самым незначимым показателем для данных групп респондентов оказался показатель по шкале «Стабильность местожительства» (4,7 - мужчины-руководители, 4,2 - женщины-руководители); мужчины-подчиненные в большей степени ориентированы на независимость («Автономия» -7,8), тогда как женщины-подчиненные - на стабильность места работы («Стабильность места работы» - 8,6). Самым незначимым показателем для данных групп респондентов оказался показатель по шкале «Вызов» (4,2), т.е. конкуренция, решение трудных задач, победы, все это не является для них карьерными ориентациями.
Сопоставляя результаты, характеризующие выраженность карьерных ориентаций в группах респондентов: мужчины / женщины руководители; мужчины-руководители / мужчины-подчиненные; женщины-руководители / женщины-подчиненные; мужчины / женщины подчиненные, мы обнаружили статистически значимые различия в некоторых из них (таблица 1).
Таблица 1 - Выраженность различий, характеризующих карьерные ориентации респондентов по методике Э. Шейна «Якоря карьеры» ^ - критерий Стьюдента) (п=280)
№ Наименование шкал и о дчнненны е м/м ж/ж руководители
1 Профессиональная компетентность 1,61 0,23 1.15 0.08
2 Менеджмент 1.52 3,97*** 0.36 2,73**
3 Автономия 1=7 1,5 0.61 0,25
4 Стабильность м'раооты 2,14* 1.03 4,Об9** 0.31
5 Стабильность м/ жительства 1.69 0 2,2 0.3 б
б Служение 1,97* 3,22** 1.69 0,12
7 Вызов 0 2,64** 0.22 1.46
8 Интеграция стилей 1,49 0,22 0.76 0.95
9 Предпринимательство 0.3 б 1,37 ОД 7 0.78
Примечание: Обозначены статистически значимые различия: *р<0,05; *** р < 0,01: ***p <0,001
пени убеждены в том, что они могут повлиять на результаты происходящего и все, что с ними происходит - это происходит за счет знаний и опыта (Таблица 2).
Таблица 2 - Выраженность различий, характеризующих особенности жизнестойкости респондентов по методике «Тест жизнестойкости» ^ - критерий Стьюдента) (п=280)
№ Н аимен о в ани е шкал подчиненные мм ж'ж руководители
1 Вовлеченность 1,24 0.14 1,26 0,29
2 Контроль 1.56 1,35 1.31 3,62**
3 Принятие риска 0.82 1.41 0.4 2,51*
При. <ечание: Обозначены статистическъ знач имы е разл ич ия: *Р<0,05; * р <0,001
По шкале «Менеджмент» обнаружены статистически значимые различия в группах респондентов мужчины-руководители / мужчины-подчиненные (t = 3,97, p <0,001) и мужчины / женщины руководители^ = 2,73, p <0,01). Мужчины-руководители в большей степени ориентированы на интеграцию усилий других людей и выполнение управленческих функций.
По шкале «Стабильность места работы» обнаружены статистически достоверные различия в группах респондентов женщины-руководители / женщины-подчиненные (tMn = 4,06, p <0,001) и мужчины / женщины подчиненные (t3Mn = 2,14, p <0,05). Женщины-подчиненные в большей степени ориентированы на поиск надежной организации, которая имеет хорошую репутацию.
По шкале «Служение» обнаружены статистически значимые различия в группах респондентов мужчины / женщины подчиненные (tMn = 1,97, p <0,05) и мужчины-руководители / мужчины-подчиненные (t = 3,22, p <0,001). Мужчины-подчиненные в меньшей степени в рамках данной выборки ориентированы на «помощь людям».
По шкале «Вызов» обнаружены статистически достоверные различия в группах мужчины-руководители / мужчины-подчиненные (tMn = 2,64, p <0,01). Мужчины-подчиненные в меньшей степени в рамках данной выборки ориентированы на риск, решение трудных задач, преодоление препятствий и т.д.
По данным А.В. Халудоровой, для большинства современных студентов ведущей карьерной ориентацией является стабильность места работы [8]. В рамках нашего исследования в большей степени ориентированы на данный показатель среди работающих респондентов женщины-подчиненные. На наш взгляд, это объясняется несколькими фактами: а) студенты на этапе обучения в вузе еще недостаточно хорошо осведомлены о рынке труда и их первостепенной задачей по окончании вуза является трудоустройство. Учитывая установки современных молодых людей, особенности их ценностно-смысловой сферы и данные о безработице среди молодежи, можно прогнозировать некоторые риски, которые могут подстерегать их в начале профессиональной деятельности; б) женщины-подчиненные в силу напряженной ситуации в сфере экономике в целом по стране опасаются потерять работу[9,10,11,12,13].
Анализ полученных результатов по методике «Тест жизнестойкости» позволил констатировать, что:
у респондентов в группах мужчины/женщины подчиненные, мужчины руководители / мужчины подчиненные и женщины руководители / женщины подчиненные отсутствуют статистически значимые различия в показателях по шкалам «Вовлеченность», «Контроль» и «Принятие риска», т.е. большинство респондентов имеют достаточный уровень жизнестойкости в целом, который препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях;
у респондентов мужчины / женщины руководители обнаружены статистически достоверные различия по шкалам «Контроль» и «Принятие риска», т.е. в рамках данной выборки мужчины-руководители в большей сте-
С целью выявления связи показателей, характеризующих жизнестойкость респондентов и их карьерные ориентации, был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. По итогам сопоставления результатов было обнаружено, что существует связь в группах мужчины / женщины руководители между показателями: а) «Профессиональная компетентность» и «Вовлеченность» (r =0,33 и r =0,26, p<0,01 соответственно); б) «Менеджмент» и «Контроль» (r =0,51 и rx =0,36 p<0,01 соответственно); в) «Вызов» и «Принятие риска» (r =0,5 и ry=0,22 p<0,01 соответственно). В группе мужчины руководители обнаружена также связь между показателями: а) «Служение» и «Принятие риска» (r =0,42, p<0,01); б) «Предпринимательство» и «Принятие риска» (r =0,54, p<0,01). В группе респондентов женщины подчиненные выявлена корреляционная зависимость между показателями «Интеграция стилей» и «Вовлечение» (r =0,38, p<0,01). В группе респондентов мужчины подчиненные не обнаружено корреляционной зависимости между показателями, характеризующими карьерные ориентации, и показателями жизнестойкости.
Критериями удавшейся карьеры, по мнению В.А. Чикер, «являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий)» [14, с. 85]. На профессиональную «Я-концепцию», которая у каждого человека складывается по итогам принятия определенных карьерных решений, оказывают влияние многие факторы, например такие как: а) мотивационная готовность работников к профессиональному развитию [15]; б) социально-трудовая мобильность работников на рынке труда [16]; в) индивидуально-психологические особенности индивида, оказывающие влияние на его способность осуществлять выбор [17] и проектировать свое профессиональное будущее [18].
Для нас проблема изучения карьеры как психологического феномена важна в рамках уточнения психологических условий профессионального взаимодействия психологов и педагогов в едином образовательном пространстве [19], а также в контексте разработки модели проектирования профессиональной карьеры педагогами и практическими психологами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.- сост. Е.С. Зенович. М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Изд-во АСТ». 2003. 778 с.
2. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2т. 9-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. Медиа; Дрофа. 2009. Т.1 623 с.; Т.2 559 с.
3. Ефремова Т.Ф. Новый толковый словарь русского языка. URL: http://goo.gl/nAX4oD
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. URL: http://goo. gl/jjWLXP
5. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com
6. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь. 2004. 176 с.
7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл. 2006. 63 с.
8. Халудорова А.В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций современных студентов // Вестник Бурятского ГУ, 2010, № 5. URL: http://goo.gl/1dTvTZ
9. Занятость и безработица в Российской Федерации: отчет Федеральной службы государственной статистики. URL: http://goo.gl/K8YWaA
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 372 с.
11. Котоманова О.В. Профессиональная карьера как путь личностного развития женщин // Вестник Бурятского ГУ. 2015. №5. с. 102-106.
12. Кочнева Е.М., Костылева Е.А., Морозова Л.Б. Установка современной молодежи на успех: перспективы, риски и возможности // European Social Science Journal. 2016. №1. том 2. с. 367-371
13. Кочнева Е.М. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов в контексте оценки их готовности к проектированию профессионального будущего // European Social Science Journal . М. 2014. №3 (41). том 2.
14. с. 100-108
15. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь. 2004. 176 с.
16. Власенко С.В., Батырбаева Н.К. Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации, как основное условие профессионального развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). с. 18-20. URL: http://goo.gl/n1myE6
17. Иванова Т.Н. О социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). с. 126129. URL: http://goo.gl/n1myE6
18. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Свобода выбора и профессиональная ответственность в структуре проектировочной деятельности будущих психологов // Сетевое издание «Вестник Мининского университета». 2014. № 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru
19. Кочнева Е.М., Орлова К.Е. Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения // Вестник ТГПУ. 2014. № 5(146). с. 99-104
20. Кочнева Е.М. Психологические условия профессионального взаимодействия практического психолога и педагога в едином образовательном пространстве: дис-сер. ... к.психол.н.: 19.00.07. - Н.Новгород, 2004. 168 с.