УДК 1.159.9.07
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© А. Р. Гирфатова*, С. Е. Пискарева
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40. Тел.: +7 (347) 276 56 48. *Email: [email protected]
Данная статья посвящена поиску путей профессиональной самореализации молодых людей и анализу их эффективности в современных условиях. Процесс формирования профессиональной самореализации базируется на аксиологических, личностно-ориентированных и дея-тельностных подходах.
Мотивация достижения и успешность в профессиональной деятельности будущих специалистов определяются их личностными качествами (мотивация, самостоятельность, самоконтроль, адаптируемость, коммуникативные способности и др.).
В данной работе проведен анализ взаимосвязей личностных качеств студентов управленческих специальностей с их карьерными ориентациями. Представленная в статье модель показывает роль личностного потенциала в профессиональной самореализации студентов. Разработка путей профессиональной самореализации студентов позволяет продвинуть решение данной проблемы на уровне личности и на общественном уровне.
Ключевые слова: профессиональная самореализация личности, карьера, карьерные ориентации, личностные качества, управление.
Позиция будущих специалистов по отношению к В своем исследовании (табл. 1). мы выдвинули
карьере в будущем во многом определит их мотива- предположение о том, что существуют связи между
Цию поведения в профессиональной сфере успеш- такими личностными качествами студентов как соци-
ность в деятельности. На структуру карьерных ориен- ально-психологическая адаптированность, личностная
таций студентов влияют множество факт°р°в. На наш конкурентоспособность, лидерские способности, мо-
взгляд, структура каркрных оривнгадрй студентов тивация и основными карьерными ориентациями
управленческих специальностей имеет свою специфи- («якорями») [19, с. 207], выделенными Э. Шейном
ку. Проблемы, касающиеся управления карьерой ; /
(профессиональная компетентность, менеджмент, ав-освещены в статьях Л. Г . Дмитриевой 111, Н. Л Ивано- v г ч- '
вой, Е. Н. Дубиненковой [2], А. Н. Кочетова [3], А. тономия, стабильность работы, стабильность места
Мау [4], Г. М. Шамаровой [5], и др. [4, 6-11]. жительства, служение, вызов, интеграция стилей жиз-
Несмотря на то, что о факторах, влияющих на ни, предпринимательство).
успешность карьеры в управленческой деятельности В исследовании участвовали 72 студента
имеются многочисленные подходы психологических управленческих специальностей в возрасте 18 до
исследований [12-18], еще остается много белых пятен 23 лет.
в изучении социально-психологических личностных Статистическая обработка реализована с исполь-
качеств студентов в связи с карьерными ориентациями. зованием программы Statistika.6.
Таблица 1
Значимые коэффициенты корреляционных взаимосвязей (отмечены знаком*) между переменными
Переменные МУ ВМ ВПМ ВОМ СПА ПК М А ЯСР Я СМЖ С В И С
1 2 3 4 5 6 9 10 11 12 13 14 15 16
ВОМ 0.05 0.46* 0.34* 1.00
СПА 0.27* 0.23 0.09 0.06 1.0
ЛК 0.24* 0.09 0.01 0.06 0.37*
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ЛС 0.33* -0.23 0.00 -0.17 0.12
ПК 0.14 0.29* 0.41* 0.48* 0.07 1.0
М 0.21 0.39* 0.43* 0.48* 0.10 0.76* 1.0
А 0.16 0.33* 0.43* 0.32* 0.24* 0.64* 0.78* 1.0
СР 0.11 0.18 0.20 0.14 0.06 0.29* 0.34* 0.36* 1.0
СМЖ 0.15 0.11 0.07 0.08 0.24* 0.28* 0.26* 0.25* 0.15* 1.0
С 0.18 0.14 0.13 0.09 -0.02 0.35* 0.39* 0.42* 0.82* 0.10 1.0
В 0.11 0.14 0.16 0.16 0.21 0.50* 0.54* 0.49* 0.26* 0.82* 0.24* 1.0
И С 0.20 0.19 0.21 0.18 0.25* 0.43* 0.58* 0.54* 0.26* 0.86* 0.22 0.88* 1.0
Примеч.: в таблице не отображены те шкалы, между которыми не выявлены значимые коэффициенты корреляции. Сокращения, приведенные в табл. 1:
Использованы следующие методики: экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), диагностика лидерских способностей (Е. С. Жариков, Е. Л. Крушельницкий), мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана), «Якоря карьеры» (методика диагностики ориентаций в карьере Э.Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова), методика мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана).
Внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная (ВПМ), внешняя отрицательная (ВОМ), шкалы опросника «Якоря карьеры»: профессиональная компетентность (ПК), менеджмент(М), автономия(А), стабильность работы (СР), стабильность места жительства (СМЖ), служение (С), вызов(В), интеграция стилей жизни (ИСЖ), предпринимательские способности (ПС), социально-психологическая адаптированность (СПА), личностная конкурентоспособность (ЛК), лидерские способности (ЛС), мотивация успеха (МУ).
Под личностной конкурентоспособностью понимается форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами [20].
О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы [20].
Выявлены значимые коэффициенты корреляции между шкалами. Коэффициенты корреляционных взаимосвязей между переменными представлены в таблице 1. При количестве испытуемых п = 72 уровне значимости р < 0.05. Выявленные прямые связи свидетельствуют о том, что чем выше уровень социально-психологической адаптированности, тем выше мотивация успеха (0.27), личностная конкурентоспособность (0.25), лидерские качества (0.33). Чем выше уровень социально-психологической адаптированности, тем выше личностная конкурентоспособность (0.37) и значительнее стремление в карьерной ориентации на автономность (0.24) и интеграцию стилей жизни (0.25). Чем сильнее установка в карьерной ориентации на профессиональную компетентность, тем выше внутренняя мотивация (0.29), внешняя положительная мотивация (0.41). Наиболее тесная связь (0.76) обнаружена между переменными «Профессиональная компетентность» и «Менеджмент». По нашему мнению, чем больше эти студенты ориентированы на построение карьеры, связанной с их профессиональными компетенциями, тем значительнее их желание повысить уровень ответственности и вклада в успех своей деятельности. Это связано, по-видимому, с намерением сту-
дентов соответствовать их собственным критериям успешного руководителя.
Переменные методик подвергались факторному анализу с помощью метода Варимакс-вращение. Выявлены 4 фактора, объясняющие 61% общей дисперсии. После процедуры вращения получены факторные матрицы, имеющие сложную факторную структуру из нескольких значимых переменных, чтобы определить обобщенные наименования факторов, составляющих факторную структуру каждой из выделенных групп, мы выполнили отбор переменных на основании полученных положительных или отрицательных корреляций со значением не ниже 0.500 (табл. 2).
Первый фактор «Успешность» состоит из показателей: мотивация успеха (0.163884*), профессиональная компетентность (0.753520*), менеджмент (0.788304*), что является признаком того, что карьерные ориентации студентов направлены на установку мерилом будущей успешности, считать наличие профессиональной компетентности, мотивированности и менеджерских качеств. Для них первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами.
Второй фактор «Интегративность» объединил значительное число переменных, имеющих весомую факторную нагрузку и отражающих устойчивую сформированную структуру. Данный фактор объединяет такие шкалы, как «Стабильность места жительства» (0.945460*), «Вызов» (0.916604*), «Интеграция стилей жизни» (0.909933*).
Этот симптомокомлекс свидетельствует о приоритете входящих в данный фактор качеств структуры личности будущего управленца. Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи, карьеры и главное - жить в своем городе (минимум переездов, командировок).
Таблица 2
Факторный анализ с помощью метода Варимакс-вращение переменных по методикам:
экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), диагностика лидерских способностей (Е. С. Жариков, Е. Л. Крушельницкий), мотивация профессиональной деятельности (методика К. Зам-фир в модификации А. А. Реана), «Якоря карьеры», диагностика коммуникативного контроля (методика Шнайдера),
Переменные Успешность Интегративность Предприимчивость Мотивированность
1 2 3 4 5
Mотивация успеха 0.16388* 0.062747 0.049444 0.488817*
Внутренняя мотивация 0.51693 0.047319 0.080885 0.288679*
Внешняя положительная мотивация 0.66560 0.013771 0.059804 0.013127
Внешняя отрицательная мотивация 0.73449 0.002247 0.005819 0.018394
Социально-психологическая адаптиро-ванность 0.04229 0.240861 -0.065711 0.784428
Лидерские способности -0.03610 0.034376 0.195816 0.112141
Коммуникативный контроль -0.00552 -0.068043 -0.001511 0.202408
Профессиональная компетентность 0.75352* 0.311046 0.240107 -0.063479
Менеджмент 0.78830* 0.342662 0.266207 0.065430
Продолжение табл.2
1 2 3 4 5
Автономия 0.671847 0.337799 0.298417 0.172619
Стабильность работы 0.112981 0.108879 0.935549* 0.059015
Стабильность места жительства 0.001957 0.945460* 0.020806 0.040574
Служение 0.142355 0.068634 0.915968* 0.031109
Вызов 0.216531 0.916604* 0.162780 0.002001
Интеграция стилей жизни 0.241663 0.909933* 0.140333 0.131516
Предпринимательские способности 0.131354 0.132593 0.943394* 0.007581
Expl.Var 3.077325 2.995240 2.966060 1.612600
Prp.Totl 0.181019 0.176191 0.174474 0.094859
Третий фактор «Предприимчивость» отражает сформированность предпринимательских качеств (0.943394*) и потребность в стабильности в карьере (0.935549*). Иными словами, второй фактор может свидетельствовать в ситуации планирования карьеры о готовности студентов управленческих специальностей проявлять свои предпринимательские способности с целью стабильного профессионального развития. Они очень ценят социальные гарантии, которые будут предоставлены, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке.
Фактор «Мотивированность» объединил переменные «Мотивация успеха» (0.488817*) и «Внутренняя мотивация» (0.288679*). Этот симптомокомлекс указывает на то, что части студентов нашей выборки характерна внутренняя мотивированность, другими словами для них имеет значение сама деятельность. При мотивации на успех человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Таким образом, нами была проанализирована взаимосвязь особенностей социально-психологических личностных качеств студентов управленческих специальностей в связи с их карьерными ориентациями.
Установлено, что студенты управленческих специальностей данной выборки вполне четко представляют то, чего они хотят в карьере. Особенность карьерной ориентации студентов нашей выборки в том, что самое главное для них - управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами - это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития - власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Люди с такой ориентацией будет считать, что не достигнут цели своей карьеры, пока не займут должность, на которой будут управлять различными сторонами деятельности предприятия. Управление другими рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Студенты активно планируют карьеру с адекватным восприятием своих способностей и личностных качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева Л. Г. Карьерные ориентации государственного
служащего в системе власти и управления // Власть. 2012.
№12. С. 96-101.
2. Иванова Н. Л., Дубиненкова Е. Н. Проблема карьерного консультирования государственных и муниципальных служащих // Психология обучения. 2012. №»1. С. 114-123.
3. Кочетов А. Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социол. исследования.
2011. №>5. С. 82-90.
4. Мау В. А. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопр. экономики. 2012. №7. С. 114-132.
5. Шамарова Г. М. Повышение эффективности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих // Практика муницип. упр. 2013. №5. С. 87-94.
6. Вырупаева Т. В. Планирование потребности в кадрах в системе управления карьерой на государственной службе // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №»1. С. 116-121.
7. Вырупаева Т. В. Особенности карьеры на государственной и муниципальной службе // Служба кадров и персонал. 2008. №>12. С. 37-41.
8. Иванова Н. Л., Дубиненкова Е. Н. Карьерное консультирование в системе государственного и муниципального управления // Вопр. гос. и муницип. упр. 2011. .№4. С. 176-188.
9. Тужикова В. И. Содержание представлений студентов о карьере // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.
2012. №1. С. 138.
10. Шамарова Г. М., Биджиев А. С. Организация процесса служебно-профессионального продвижения персонала в сфере бизнеса и власти // Экон. анализ: теория и практика.
2011. №37. С. 26-39.
11. Шрайбер, П. Карьерный рост. (Госслужба Франции) // Муницип. служба. 2006. №1. С. 93-97.
12. Арон И. С Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. PSYEDU. Ru. 2012. №2.
13. Барышева Т. Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей // Вектор науки ТГУ, 2012. №1(8).
14. Гирфатова А. Р. Роль социального психолога в профессионализации руководителя-лидера // Актуальные проблемы управления персоналом. Материалы III всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Герольда Васильевича Багаева. Уфа: БАГСУ,
2012. С. 63-65.
15. Гришунина Е. В., Саутенкова Н. Н Личность специалиста на разных этапах карьеры // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3. №2. С. 58-66.
16. Карпов А. А. Внимательность как профессионально-важное качество руководителя. М-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2014. Вып. 4. 46 с.
17. Кудашев А. Р.Управленческая адаптация: личностно-ролевой подход: дис. ... д-ра психол. наук. СПб, 1999. 372 ^
18. Маликова В. А., Прокопенко И. Г. Психологическая готовность студента к карьерному росту // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. №2(121). С. 209-214.
19. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб: изд-во «Речь», 2002. 298 с.
20. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
Поступила в редакцию 25.05.2015 г.
THE RELATIONSHIP OF PERSONAL QUALITIES AND ŒARACTERISTICS OF C AREER ORIENTATIONS OF STUDENTS OF MANAGEMENT SPECIALTIES
© A. R. Girfatova*, S. E. Piskareva
Bashkir Academy of Public Service and Management at the President of the Republic of Bashkortostan 40 Zaki Validi St., 450077 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 276 56 48.
*Email: [email protected]
The study presented in the article is aimed at finding ways of professional self-realization of young people and the analysis of their effectiveness in modern conditions. The process of formation of professional self-realization based on axiological, personal oriented and activity approaches. Achievement motive and success in professional activity of future specialists are defined by their personal qualities (motivation, autonomy, self-control, adaptability, communication skills, etc.). In this article, the author analyzes the relationships of personal qualities of students of management specialties with their career orientations. Most of the students of management specialties know their desires and actively plan their career. They aimed at work connected with the management of people, projects, business processes. Effective decision making is the direction of their professional development and the condition of promotion in the professional sphere. The model demonstrated in the article shows the role of personal potential in the professional realization of the students. Development of ways of professional self-realization of the students allows promoting solution of this problem at the level of the personality and at the societal level.
Keywords: professional self-realization, career, career orientation, personal qualities, management.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Dmitrieva L. G. Vlast'. 2012. No. 12. Pp. 96-101.
2. Ivanova N. L., Dubinenkova E. N. Psikhologiya obucheniya. 2012. No. 1. Pp. 114-123.
3. Kochetov A. N. Sotsiol. issledovaniya. 2011. No. 5. Pp. 82-90.
4. Mau V. A. Vopr. ekonomiki. 2012. No. 7. Pp. 114-132.
5. Shamarova G. M. Praktika munitsip. upr. 2013. No. 5. Pp. 87-94.
6. Vyrupaeva T. V. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2013. No. 1. Pp. 116-121.
7. Vyrupaeva T. V. Sluzhba kadrov i personal. 2008. No. 12. Pp. 37-41.
8. Ivanova N. L., Dubinenkova E. N. Vopr. gos. i munitsip. upr. 2011. No. 4. Pp. 176-188.
9. Tuzhikova V. I. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2012. No. 1. Pp. 138.
10. Shamarova G. M., Bidzhiev A. S. Ekon. analiz: teoriya i praktika. 2011. No. 37. Pp. 26-39.
11. Shraiber, P. Kar'ernyi rost. (Gossluzhba Frantsii). Munitsip. sluzhba. 2006. No. 1. Pp. 93-97.
12. Aron I. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. PSYEDU. Ru. 2012. No. 2.
13. Barysheva T. D. Vektor nauki TGU, 2012. No. 1(8).
14. Girfatova A. R. Aktual'nye problemy upravleniya personalom. Materialy III vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyash-chennoi pamyati professora Gerol'da Vasil'evicha Bagaeva. Ufa: BAGSU, 2012. Pp. 63-65.
15. Grishunina E. V., Sautenkova N. Eksperimental'naya psikhologiya. 2010. Vol. 3. No. 2. Pp. 58-66.
16. Karpov A. A. Vnimatel'nost' kak professional'no-vazhnoe kachestvo rukovoditelya [Carefulness as a professionally important quality of a manager]. M-Yaroslavl': YarGU, LKIISI RAN, MAPN, 2014. No. 4.
17. Kudashev A. R.Upravlencheskaya adaptatsiya: lichnostno-rolevoi podkhod: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Saint Petersburg, 1999.
18. Malikova V. A., Prokopenko I. G. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. No. 2(121). Pp. 209-214.
19. Pochebut L. G., Chiker V. A. Organizatsionnaya sotsial'naya psikhologiya [Organizational social psychology]. Saint Petersburg: izd-vo «Rech'», 2002.
20. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of development of personality and small groups]. Moscow: izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002.
Received 25.05.2015.