Шумилова Ольга Николаевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ..
психологические науки
УДК 159.9.07
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2016
Шумилова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. В статье обоснована актуальность психологического исследования проблемы развития профессионально-личностных качеств выпускника, как условия выполнения требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Представленный психологический анализ проблемы профессиональной направленности личности в отечественной и зарубежной науке позволяет сделать вывод о том, что профессиональная направленность является важной социально-психологической основой формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Вместе с тем, вопросы определения и психологической диагностики профессиональной направленности личности студентов, формирования готовности выпускников вуза в полной мере реализовать свой потенциал в сфере профессиональной деятельности; способности компетентно достигать успеха в своей карьерной деятельности, еще недостаточно полно разработаны в теории обучения, что обусловило цель данного исследования. В работе приводятся результаты опыта внедрения инновационного проекта «Комплексная программа непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов НГИЭУ», способствующего созданию адекватных условий для развития профессиональной направленности личности студентов; подробно описана процедура и результаты эмпирического исследования психологической результативности и эффективности данного проекта. Сформулирован вывод о значительном влиянии проекта на формирование целостного отношения студента к собственной карьере, системы представлений о будущей профессии, возможностях и путях карьерного роста; общей карьерной готовности.
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность личности студентов, психологические аспекты профессиональной карьеры, психологическая диагностика, инновационный проект, карьерная ориентация, карьерная интуиция, карьерная причастность, карьерная устойчивость
PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF UNIVERSITY STUDENTS
© 2016
Shumilova Olga Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, the docent of the chair "Humanities" Nizhniy Novgorod state engineering-economic university. Knyaginino, (Russia)
Abstract.. The article substantiates the relevance of research of problems of development of professional-personal qualities of the graduate, as a condition of compliance federally chartered educational standards of higher education. Presents a psychological analysis of problems of professional orientation of personality in domestic and foreign science allows concluding that the professional orientation is an important socio-psychological basis of formation of professional competence of future specialists. However, the definition and psychological diagnostics of professional orientation of personality of students, formation of readiness of graduates to fully realize their potential in the field of professional activity; ability competently to achieve success in their career activities is not yet sufficiently developed in the theory of learning that was the purpose of this study. Reflects the results of experience implementing innovation oriented "Complex array continuous practical training and employment of students of NGIEU", contributing to the creation of adequate conditions for the development of professional orientation of personality of students; describes in detail the procedure and results of an empirical study of the effectiveness and efficiency of the project. A conclusion about significant impact of the project on the holistic relationship of the student to a private career, a system of ideas about the future profession, opportunities and career growth; overall career readiness.
Keywords: personal orientation, professional orientation of the personality of students and psychological aspects of career, psychological diagnostics, innovative project, career orientation, career insight, career involvement, career stability
Модернизация российской системы образования обусловлена возрастающими требованиями рынка труда к личности конкурентоспособного специалиста. В этой связи проблема развития профессионально-личностных качеств выпускника в настоящее время является одной из самых обсуждаемых в научном педагогическом сообществе.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования содержат описание результатов профессиональной подготовки выпускников в виде требований к составу формируемых компетенций, данный подход требует пересмотра всей системы высшего образования, создания и применения эффективных психолого-педагогических технологий, способствующих развитию у студентов профессиональных и личностных качеств, необходимых для достижения карьерных целей.
Направленность личности как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов человека относят к одному из сложных личностных образований, определяющих все поведение личности, отношение к себе и окружающим [1,2]. Карьерная направленность личности, сформированная как вид профессионального стремления, является условием успешного построения карьеры выступающая побуждающей силой активности человека, его целенаправленного карьерного развития. Профессиональная направленность является важной со-
циально-психологической основой формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. [3-5]. Под профессиональной направленностью личности понимают систему мотивов, обеспечивающих избирательное отношение к действительности, влияющее на профессиональную деятельность. [3,6].
Исследования психологических аспектов профессиональной карьеры отражены в отечественных и зарубежных теоретико-методологических концепциях Ю.А. Бурмаковой, С.Т. Джанерьяна, А.А. Ждановича, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, А.С. Мироновой-Тихомировой, Е.А. Могилевкина, Е.Г. Молла, Н.С. Пряжникова, О.П. Терновской и других [7-9].
Вопросам дефиниции и психологической диагностики профессиональной направленности личности студентов, посвящены труды многих авторов [10-15], но вместе с тем в психологической науке не существует единого мнения по поводу данной проблемы, это и обусловило цель данного исследования.
Формирование профессиональной направленности студента происходит на протяжении всего периода обучения в вузе, определяется влиянием множества факторов и во многом зависит от начального этапа профессионального самоопределения.
На экономическом факультете Нижегородского государственного инженерно-экономического университета разработан и апробирован инновационный проект
психологические науки
Шумилова Ольга Николаевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...
«Комплексная программа непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов НГИЭУ», основанный на опыте коллег Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [16]. Концепция этой программы характеризуется целым рядом принципов:
- комплексность использования разнообразных форм работы со студентами;
- непрерывность включения студента в обучающие процессы методом активного погружения в будущее экономическое пространство;
- включение студента в реальные процессы практической деятельности;
- учет и использование жизненных интересов студента, преподавателя и работодателя;
- расширение влияния вуза на довузовскую стадию подготовки студентов;
- четкая связь и согласованность внеаудиторной работы с программой теоретического обучения;
- постоянная нацеленность всех звеньев обучения в вузе на конечную цель проекта — трудоустройство выпускника по специальности;
- повышение роли выпускающей кафедры и ее заведующего на всех стадиях непрерывной практической подготовки студентов — от довузовской подготовки абитуриента до трудоустройства выпускника;
- непрерывный контроль и стимулирование качества практической подготовки студентов на всех этапах.
Комплекс мероприятий в рамках данного проекта включает в себя: вебинары со школьниками, экскурсии на предприятия, встречи с работодателями, создание базовых кафедр в университете, участие работодателей в разработке образовательных программ, формирование портфолио личных достижений студентов, «День карьеры» и т.д.
Педагогическим условием реализации данного проекта является факультативный курс «Управление личной карьерой» для студентов первого, второго и третьего курсов. Его основная цель — создание условий для осознанного выбора студентами младших курсов направления своей дальнейшей специализации в процессе вузовского обучения, осознание своих жизненных целей, места и задач в новых экономических условиях, разработка реальной программы личных действий для формирования конкурентоспособности, трудоустройства и обеспечения собственной карьеры, глубокое понимание содержания и перспектив своего направления обучения и специальности. Эта цель достигается путем решения таких задач, как:
- обучение студентов младших курсов технологиям учебы в вузе;
- воспитание привычки эффективно использовать свое время;
- обучение молодых людей технологиям выбора карьеры и жизненных целей;
- воспитание современной организационной культуры;
- освоение технологии самообеспечения личной конкурентоспособности.
На первом курсе в первом семестре изучается I блок «Как жить и учиться в высшем учебном заведении». В самом начале обучения студентам предлагается освоить некоторые элементы учебного процесса для быстрейшей адаптации к новой для них жизни в вузе. Здесь рассматриваются такие вопросы: как наиболее эффективно организовать свои занятия; как извлечь максимальную пользу из лекции, практического занятия; как правильно пользоваться литературой; как работать в течение семестра, чтобы по его окончании успешно сдать сессию; как получить опыт практической подготовки за время обучения в институте. Обучение в вузе отличается от школьного обучения, поэтому данная информация должна помочь студентам максимально быстро адаптироваться и влиться в общественную жизнь университе-
та, познакомиться с основными правилами обучения и принять соответствующую культуру поведения в вузе. В рамках данного блока занятий происходит знакомство с руководством факультета, выпускающими кафедрами, библиотеками, Центром прикладных квалификаций и послевузовского трудоустройства выпускников и другими структурными подразделениями университета.
На втором курсе раздел «Основы личной организации студента» ориентирован на освоение основ персонального менеджмента. Здесь рассматриваются вопросы планирования рабочего времени, способы принятия решений и ряд других вопросов, помогающих повысить эффективность личного труда.
Раздел «Управление собственной карьерой» предназначен для обучающихся третьего года. В этой части курса студенты найдут ответы на вопросы: как правильно выбрать профессию и сделать карьеру; какая карьера лучше подходит человеку с определенными способностями; где и как искать подходящую работу; как «подать себя» потенциальному работодателю; как добиться успеха на новом рабочем месте и перейти на другую ступень карьерной лестницы.
Для оценки результативности и психологической эффективности данного проекта автором проведено эмпирическое исследование динамики профессиональной направленности личности студентов экономических специальностей Нижегородского государственного инженерно-экономического университета с применением следующих методик: опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн), опросник «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) [17-20].
Карьерная ориентация студентов исследовалась с помощью опросника «Якоря карьеры» Э. Шейна, данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Карьерные ориентации студентов экономических специальностей
Карьерная ориентация Год обучения
1 курс 2 курс 3 курс
Профессиональная компетентность 12% 4% 12%
Менеджмент 32% 12% 16%
Автономия (независимость) 24% 20% 4%
Стабильность работы 16% 20% 23%
Стабильность места жительства 4% 12% 4%
Служение 5% 8% 12%
Вызов 4% 8% 12%
Интеграция стилей жизни 6% 12% 4%
Предпринимательство 10% 12% 20%
Анализируя результаты проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что доминирующей карьерной ориентацией для большинства студентов выступает независимость. Это свидетельствует о желании быть свободными, независимыми, способными самостоятельно принимать важные решения.
Студенты 3-го курса предпочитают стабильность работы, здесь сказывается обеспокоенность нестабильностью рынка труда, дефицитом рабочих мест, осознанным подходом к планированию собственной карьеры. Выбор ориентации «менеджмент» характерен, в основном для студентов 1-го курса и связан с еще не достаточно осознанным желанием занимать руководящие должности и управлять другими людьми, при этом небольшой процент данного выбора у студентов старших курсов, связан с тем, что понимание приходит с возрастом и опытом работы, поскольку требует не только аналитических навыков, но и опыта межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности.
Также к концу изучения курса начинает доминировать карьерная ориентация «предпринимательство» (20 %). Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, преодолевать препятствия, готов к риску, не желает работать на других, а хочет иметь свое дело, финансовую независимость.
Анализ результатов опросника «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, Е.А. Могилевкина) позволил выделить основные уровни развития карьерной интуиции, карьерной причастности и устойчивости сту-
Шумилова Ольга Николаевна психологические
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ... науки
дентов, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни развития карьерной интуиции, карьерной причастности и устойчивости студентов
Год обучения Ур овни р азвития
Карьерная интуиция Карьерная причастность Карьерная устойчивость
1 курс 4% 28% 68%
2 курс 4% 24% 72%
3 курс 8% 60% 32%
В ходе проведения исследования было выявлено, что у студентов первого курса преобладает высокая степень карьерной устойчивости (68 %) и второго курса - 72 %, , что означает их низкую адаптацию к меняющимся обстоятельствам, способность боязнь трудностей и проблем, возникающих в ходе осуществления профессиональной деятельности. У студентов третьего года обучения преобладает высокая степень карьерной причастности - 60%, что свойственно для тех, кто готов работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего целей организации и способен достаточно длительный период времени работать сверхурочно.
Проведение итогового этапа исследования включало в себя проведение срезов на определение уровня профессиональной направленности личности (с первого по третий год обучения) на экспериментальном экономическом факультете и инженерном факультете, где проект не внедрен (таблица 3).
Таблица 3. Распределение студентов по уровням развития профессиональной направленности личности экономического и инженерного факультетов НГИЭУ
Факультет Курс Число студентов, достигших определенного уровня профессиональной направленности {в % к общему числу студентов в группе)
низкии уровень ср еднии уровень высокии уровень
Экономический 1 42 46 11
2 24 48 25
3 11 35 52
Инженерный 1 34 48 15
2 33 46 21
3 28 42 27
Сравнение полученных данных показало увеличение числа студентов, имеющих высокий уровень профессиональной направленности на экономическом факультете с 11% до 52%, и не значительное увеличение в контрольной группе инженерного факультета - с 15% до 27%. Достоверность полученных результатов была оценена методами математической статистики.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что внедренный на факультете инновационный проект «Комплексная программа непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов НГИЭУ» формирует основные компоненты профессиональной направленности личности студентов экономических специальностей. Проект находится на начальном этапе становления, безусловно требуется доработка и корректировка компонентов для создания целостной вузовской системы. В целом можно сделать вывод, что главным результатом данной программы является формирование целостного отношения студента к собственной карьере, системы представлений о будущей профессии, возможностях и путях карьерного роста; общей карьерной готовности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2002. - 512с
2. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Ценности личности как основа жизненной и профессиональной стратегии // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2 С.315.
3. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96с.
4. Ларина Е. А. Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-5 С.1218-1227.
5. Шмидт М. А. Профессиональная направленность
личности студента: современное состояние, перспективы изучения проблемы // Наука и современность. 2010. №7-1 С.264-270.
6. Зеер Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико- ориентир. моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2003. 158с;
7. Канаматова А.К. Межличностные отношения студентов вуза как детерминанта развития карьерных устремлений: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. с. 67
8. Жуина Д. В. Психологическая диагностика карьерной направленности личности студентов вуза // Теория и практика общественного развития. 2013. №11 С.130-132.
9. Петровская И.Р. Психологические особенности карьерных ориентаций студентов-психологов // Молодий вчений. 2015. №2-4 (17) С.224-227.
10. Кадакин В.В., Кутняк С.В. Исследование представлений о карьерном росте студентов - выпускников педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12). С.55-57
11. Адаптация студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности: монография / Под ред. В.И. Земцовой. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2003. - 307с.
12. Жуина Д. В. Психолого-акмеологическая модель карьерной направленности личности // Фундаментальные исследования. 2014. №5-2 С.393-397.
13. Арендачук И. В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №4 С.348-353.
14. Коноплянский Д. А. Формирование конкурентоспособности студентов вуза // Успехи современного естествознания. 2007. №11 С.25-26.
15. Гаджиева Х. Н., Шалагинова К. С. Формирование профессиональной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. №3 (11) С.92-98.
16. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 509 с.
17. Жуина Д.В. Планирование развития карьеры студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2 (6). С. 64-66
18. Щелокова Е.Г. Особенности карьерных на-правленностей у студентов университета // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 22. С.13-15
19. Земцова В. И., Швалева А. В. Экспериментальное исследование процесса развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей // Научные исследования в образовании. 2006. №5 С.61-67.
20. Щелокова Е. Г. Ценностно-смысловые приоритеты будущих профессионалов с разными карьерными ориентациями // Фундаментальные исследования. 2013. №11-4 С.788-794.